План-конспект. География 8 класс.
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Урок географии в 8 классе по теме "Факторы, определяющие климат России" посвящен ознакомлению учащихся с основными факторами, влияющими на климат России: географическим положением, солнечной радиации и циркуляцией воздушных масс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-_konspekt_uroka_8_klass..docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Факторы, определяющие климат России.
Класс: 8 класс
Предмет: География
Цель урока:
Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России; начать расширение и углубление знаний учащихся о климате как одном из основных компонентов природы; познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат России – географическим положением, солнечной радиацией, циркуляцией воздушных масс.
Задачи:
1. продолжить формирование умения работать с климатическими картами и другими источниками информации о климате.
2. Развивать познавательный интерес.
3. Расширить географическую культуру и эстетическое восприятие; развивать умение выявлять причинно – следственные связи.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 5
Используемые учебники и учебные пособия:
География: природа России. 8 класс. Э.М. Раковская.
Используемая методическая литература:
Методическое пособие. География: природа России. 8 класс.
Используемое оборудование:
Климатическая карта, экран, мультимедийный проектор.
Используемые ЦОР:
ЦОР: "География 8 класс"
Краткое описание:
Познакомить с основными факторами, влияющими на климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляцией воздушных масс.
Содержание и ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Повторение известных терминов и понятий. Актуализация знаний.
- Что такое погода?
- Что такое климат?
- Назовите основные элементы погоды.
Просмотр фрагмента ЦОР «Природа России. 8 класс» с целью выявления климатообразующих факторов.
- От чего зависит климат?
Факторы выписать в тетрадь.
Климат России формируется под влиянием следующих факторов: географического положения, солнечной радиации, циркуляции (движение) воздушных масс, подстилающей поверхности.
4. Изучение нового материала.
Рассмотрим факторы определяющие климат России.
Начнём с влияния на климат подстилающей поверхности.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90f9bd41-ad50-4c3b-870d-f9c707956c0e/klimat2_2.swf
Вопрос: В чем проявляется влияние на климат подстилающей поверхности? (Ответ записать в тетради).
Подстилающая поверхность оказывает влияние на циркуляцию воздушных масс – еще один фактор влияющий на климат территории.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d392a02d-9942-4a57-ab65-7d8eeb57f72d/klimat2_3.swf.
Вопрос: В каком направлении перемещаются воздушные массы летом и зимой? (запись в тетради).
Крупные массы тропосферы, отличающиеся своими свойствами
(температурой, влажностью, прозрачностью), называются воздушными массами.
Над Россией перемещаются 3 типа воздушных масс:
арктические (АВМ);
умеренные (УВМ);
тропические (ТВМ).
АВМ формируются над Северным Ледовитым океаном (холодные, сухие).
УВМ формируются в умеренных широтах. Над сушей – континентальные (кВУШ): сухие, теплые летом и холодные зимой. Над океаном – морские (мВУШ) : влажные.
МТВ формируются над акваторией Черного моря – тёплые и влажные.
И наконец, рассмотрим главный фактор определяющий климат России – распределение солнечной радиации.
Просмотр фрагмента «Солнечная радиация» в ЦОР «Природа России».
Солнечная радиация - это излучение Солнцем тепла и света, измеряется в килокалориях на см ² (ккал/см ²). Солнечная радиация, которая проходит через атмосферу Земли, делится на два вида: прямая и рассеянная (объяснение учителя).
Суммарная радиация – это вся солнечная радиация, дошедшая до поверхности земли.
Р суммарная = Р прямая + Р рассеянная
(Объяснение учителя).
На величину солнечной радиации оказывает влияние:
- Угол падения солнечных лучей
- Облачность, запыленность
- Снег отражает 70 - 80 % суммарной радиации
Радиационный баланс
Разница между суммарной радиацией и её потерями на отражение и тепловое излучение называется радиационным балансом.
Радиационный баланс за год в России положительный, зимой он отрицательный повсеместно, а летом положительный.
5. Закрепление.
Выполнение практической №1 из ЦОР «Природа России».
6. Итог урока, домашнее задание.
§14 вопросы.
Определить суммарную радиацию для 5 пунктов лежащих на 400 меридиане.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока географии в 7 классе.
Урок по географии в 7 классе по теме " Освоение Земли человеком. Расселение людей по Земле". Урок посвящен изучению нового материала с использованием фрагментов мультимедиа-учебника, использовани...
План-конспект урока географии в 6 классе по теме "Вулканы.Горячие источники"
Урок формирует у учащихся представление о происхождении вулканов, гейзеров, знакомит с отличиями действующих и потухших вулканов, развивает навыки работы с картой, самостоятельность. Слайдовая презент...
План-конспект урока географии «Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики», 8 класс
В ходе урока с использованием ЭОР формируются представления о географическом положении, климате, водах, почвах, растительном и животном мире безлесных зон России....
План-конспект урока географии в 7 класс "Атлантический Океан"
Данная тема изучается в течение одного урока. Тип урока – получение новых знаний....
План-конспект урока географии в 9 классе на тему "Нефтяная промышленность Республики Татарстан"
Урок по географии Татарстана “Кара алтын – туган ягыбыз хәзинәсе”...
План -конспект урока географии в 7 классе на тему "Төньяк Американың табигый зоналары"
Урок по курсу географии материков и океанов....
План-конспект урока географии в 8 классе "Восточно-Европейская (Русская) равнина"
Урок создает образ Русской равнины, первого из изучаемых в 8 классе физико-географических районов, показывает ее уникальность, специфику, обеспечивает географическое восприятие через эмоциональную сфе...