План-конспект урока географии в 7 класс "Атлантический Океан"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Данная тема изучается в течение одного урока. Тип урока – получение новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_atlanticheskiy_okean._7_klass.docx | 44.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №32» г.Нижнекамска
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:
«Атлантический океан»
(7 класс)
Автор:
учитель географии
МБОУ «Гимназия №32»
Дорофеева Ирина Викторовна
2012
Цель: изучить географическое положение, историю исследования,
особенности природы Атлантического океана, его хозяйственное
использование.
Задачи урока:
- Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;
- Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа.
- Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.
Оборудование:
- карта океанов;
- физическая карта мира;
- атласы;
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- мультимедийная презентация «Атлантический океан».
УМК:
1. Учебник: И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. География.
Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. – М.: Дрофа, 2009.
2. Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа, 2010.
3. Рабочая тетрадь по географии. Материки и океаны: 7 класс/
И.И. Баринова, В.Г. Суслов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний
Ход урока
№ слайда | Вид деятельности |
1. | I. Организационный момент – Сегодня на уроке нам откроет свои тайны ещё один океан – Атлантический. Прежде чем отправиться в путешествие по этому океану, вы должны хорошо усвоить знания о ранее изученных океанах – Тихом и Индийском. Проверку ваших знаний проведем в виде цифрового диктанта (выполняется на листочках). |
2. | II. Проверка домашнего задания Цифровой диктант по теме: «Тихий и Индийский океаны» - Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2». Тихий океан - 1 Индийский океан - 2 |
1) Третий океан на Земле по величине. 2) Название океану дал Ф. Магеллан. 3) В этом океане расположен Марианский желоб. 4) Северной частью океан омывает материк Евразия. 5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире. 6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом. 7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива. 8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод. 9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку. 10) В северной части океана – мощное Муссонное течение. 11) Этот океан занимает почти 1/3 земной поверхности. 12) Западной частью омывает Африку. Учащиеся сдают листочки с ответами на проверку учителю. Правильность выполнения цифрового диктанта: 21 – 12 – 21 – 21 – 12 – 12 Критерии оценок: «5» - 11 - 12 правильных ответов; «4» - 8 - 10 правильных ответов; «3» - 6 - 7 правильных ответов; «2» - 0 - 5 правильных ответов. | |
III. Изучение нового материала 1. Введение – Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану. Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан” (запись темы урока в тетрадь). | |
3. | Сегодня на уроке мы должны изучить географическое положение, историю исследования, особенности природы и хозяйственное использование Атлантического океана. |
4. | - Знакомиться с океаном мы будем по плану:
|
5. | - Познакомимся с основными характеристиками Атлантического океана. Работа с атласами, запись в тетрадь.
|
6.
| 2. Характеристика географического положения океана – Откройте учебники на стр. 346, охарактеризуем ГП океана по плану. Работа с атласами.
полярных кругов и нулевого меридиана?
Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды. Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и сужается к экватору. |
7. | 3. История исследования океана Сообщение 1-го учащегося Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н.э. Маршруты древних мореходов пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги. С эпохи Великих географических открытий (плавания Х.Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др. Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием «Челленджера» в конце XIX в. По степени изученности Атлантический океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой. |
8. | 4. Происхождение Атлантического океана - Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны. |
Задание. Пользуясь картой «Строение земной коры», ответьте на вопросы:
| |
9. | 6. Рельеф дна океана
Америки. |
Ответьте на вопросы:
| |
10. | 7. Особенности природы Взаимодействие океана, атмосферы и суши Океан лежит во всех климатических поясах. Наиболее широкая часть Атлантики расположена в тропических и умеренных широтах. |
11. | Температура и соленость воды в океане Особенности климата отражаются на свойствах водных масс. - Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах. Чем это объясняется? (Ответ на вопрос найдите в тексте учебника на с. 209-210) - Объясните подобное распределение температур поверхности Атлантического океана. Средняя соленость Атлантического океана - 34,87‰, средняя соленость его поверхностных вод – 35,3‰, максимальная – более 37,5‰. (Запись в тетрадь) |
Ответьте на вопросы: 1) Чем объясняется пониженная соленость (менее 35‰) в экваториальной зоне Атлантического океана? (Обилием осадков и распресняющим действием речного стока) 2) Чем обусловлена более высокая соленость (35,5 -37‰) Атлантического океана в субтропических широтах? (Значительным испарением и небольшим количеством осадков) 3) С чем связано повышение солености (37,5‰) водных масс Атлантики по сравнению со средним показателем? (Значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на соседние материки) | |
Течения - В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения. Назовите их и покажите на карте. | |
12. | Айсберги Особенность Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лед в северной части. Сообщение 2-го учащегося Течения выносят айсберги в открытый океан до 400 с.ш. |
13. | Сообщение 3-го учащегося Органический мир Атлантики беднее видами, чем органический мир Тихого океана. Объясняется это его молодостью, сильным похолоданием климата во время последнего оледенения. Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски. |
14. | 8. Хозяйственная деятельность в океане (рассказ учителя, запись в тетрадь видов хозяйственной деятельности в океане) Транспортные пути Издавна Атлантический океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. На долю океана приходится половина всех морских перевозок. Для улучшения связи Атлантического океана с другими океанами сооружены Суэцкий и Панамский каналы (показать на карте каналы). Задание. Между 35-400 и 55-600 с.ш. проходят самые оживленные морские пути не только в Атлантике, но и в Мировом океане. Назовите крупные порты. Рыбный промысел Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть. Добыча полезных ископаемых Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.) Рекреационные ресурсы Атлантический океан и его моря принимают на свои |
15. | Экологические проблемы В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ. Океан уже не в состоянии самоочищаться. Требуются международные усилия по спасению Атлантического океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов. |
16-23. | IV. Закрепление Итоговое тестирование 1. Укажите особенность ГП Атлантического океана: 1) Атлантический океан пересекается экватором, но не пересекается начальным меридианом. 2) Атлантический океан не пересекается экватором, но пересекается начальным меридианом. 3) Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом. 4) Атлантический океан не пересекается ни экватором, ни начальным меридианом. 2. Обширные шельфы Атлантического океана прилегают к берегам: 1) Северной и Южной Америки; 2) Южной Америки и Африки; 3) Африки и Европы; 4) Европы и Северной Америки. 3. В каких широтах расположена наиболее широкая часть Атлантики? 1) в полярных и умеренных; 2) в тропических и умеренных; 3) в умеренных; 4) в экваториальных. 4. Образуют ли течения кругооборот в Атлантическом океане? Выберите ответ с правильным объяснением: 1) нет, так как Атлантический океан очень узкий; 2) нет, так как береговая линия материков в Северном полушарии сильно изрезана; 3) да, так как течения возникают в результате общей циркуляции атмосферы; 4) да, так как водные массы находятся в постоянном движении. 5. «Эти два течения Атлантического океана теплые, переносят воду из тропических широт в умеренные и проходят вдоль восточных берегов материков». Какие это 1) Канарское и Бенгальское; 2) Гвианское и Бразильское; 3) Гольфстрим и Бразильское; 4) Северо-Атлантическое течение и течение Западных ветров. 6. Почему в северной части Атлантического океана айсберги могут встречаться даже на сороковых широтах? 1) на эти широты их выносят течения; 2) из-за высокой солености вод океана в этой части они долго не тонут; 3) Гренландия – главный «производитель» айсбергов – находится на этих широтах; 4) климат в сороковых широтах очень суровый. 7. В каком из данных морей Атлантического океана добывают нефть? 1) в Балтийском; 2) в Саргассовом; 3) в море Уэдделла; 4) в Северном. 8. По общему объему мировых морских перевозок Атлантический океан: 1) уступает Индийскому, но превосходит Северный Ледовитый; 2) превосходит Тихий и Индийский океаны; 3) превосходит Северный Ледовитый, но уступает Тихому; 4) уступает Тихому и Индийскому океанам. |
24. | Проверьте правильность выполнения итогового тестирования: 1) 3 5) 2 2) 4 6) 1 3) 2 7) 4 4) 3 8) 2 |
25. | Поставьте себе оценку, согласно критериям: «5» - 8 правильных ответов «4» - 6 - 7 правильных ответов «3» - 4 - 5 правильных ответа «2» - 0 - 3 правильных ответа |
26. | V. Домашнее задание: § 42; задание № 2 на с.22 в рабочей тетради по географии (И.И.Баринова, В.Г.Суслов); подготовить сообщение о загадочных и необычных явлениях Атлантического океана. |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География. Материки, океаны,
народы и страны. 7 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2009.
2. Дюкова С.Е. Тематический тестовый контроль по географии материков
и океанов: 7 класс. М.: ТЦ «Сфера», 2000.
3. Нагорная И.И. География. 7 класс: поурочные планы по учебнику
В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. –
М.: «ВАКО», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модуль к уроку географии Жизнь в океане
Тема «Жизнь в Мировом океане»Цель: Познакомить учащихся с обитателями Мирового океана, развивать интерес к географии.Задачи:Образовательная – познакомить учащихся с условиями жизни в океан...
план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"
Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....
План-конспект открытого урока географии в 6 классе по теме «Земля во Вселенной»
Цели1. Образовательные:-обобщение и систематизация знаний учащихся о Земле как части Солнечной системы;-объяснение главных отличий Земли от других планет.2....
План - конспект интегрированного урока (география + физическая культура) «Кругосветное путешествие»
Нетрадиционный урок предполагает комплексное использование знаний и умений по географии и физической культуре. Урок проводится в форме игры-соревнования.Использование нетрадиционных методов обучения в...
План-конспект открытого урока по географии по теме: «Страны Океании»
План-конспект открытого урока по географии по теме: «Страны Океании» в 11 классе...
План - конспект интегрированного урока (география + музыка) «Музыкальное путешествие по материкам»
Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого д...
План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка.
План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка....
Комментарии
кто автор?
кто автор ресурса?
http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/atlanticheskiy-okean-7-klass