План-конспект урока географии в 7 класс "Атлантический Океан"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Данная тема изучается в течение одного урока. Тип урока – получение новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_atlanticheskiy_okean._7_klass.docx44.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия №32» г.Нижнекамска

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКА  ПО  ТЕМЕ:

«Атлантический  океан»

(7  класс)

                                                         Автор:

                                                 учитель  географии

                                                             МБОУ «Гимназия №32»

                                                       

                                                   Дорофеева Ирина Викторовна

2012

Цель:    изучить   географическое    положение,   историю     исследования,

             особенности  природы  Атлантического  океана,  его  хозяйственное  

             использование.

Задачи  урока:

  1. Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;
  2. Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами  атласа.
  3.  Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

Оборудование:

  1. карта океанов;
  2. физическая  карта  мира;
  3. атласы;
  4. компьютер, мультимедийный  проектор, экран;
  5. мультимедийная   презентация   «Атлантический  океан».

УМК:  

1.   Учебник:  И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев.  География.

      Материки, океаны,  народы  и  страны. 7 кл. – М.: Дрофа, 2009.

2.   Географический  атлас. 7 класс. – М.: Дрофа, 2010.

3.   Рабочая  тетрадь  по  географии.  Материки  и  океаны: 7 класс/

      И.И. Баринова, В.Г. Суслов. – М.: Издательство  «Экзамен», 2010.

Тип  урока:  изучение нового материала и первичное закрепление  знаний

Ход урока

слайда

Вид деятельности

1.

I. Организационный момент 

–  Сегодня на уроке нам  откроет  свои  тайны  ещё  один  океан –

Атлантический. Прежде чем отправиться в путешествие по этому океану, вы должны  хорошо  усвоить  знания  о  ранее  изученных  океанах – Тихом  и  Индийском. Проверку ваших знаний  проведем  в  виде  цифрового  диктанта  (выполняется  на  листочках).

2.

II. Проверка домашнего задания 

Цифровой  диктант  по  теме:  «Тихий  и  Индийский  океаны»

  -   Прослушав   утверждение, определите, о  каком  океане  идет  речь.  Если  речь  идет  о  Тихом  океане,  запишите  цифру  «1», если  об  Индийском – цифру  «2».

                    Тихий  океан         -  1

                    Индийский  океан  -  2

1)     Третий  океан  на  Земле  по  величине.

2)     Название  океану  дал  Ф. Магеллан.

3)     В  этом  океане  расположен  Марианский  желоб.

4)     Северной  частью  океан  омывает  материк  Евразия.

5)     Одно  из  морей  океана  имеет  самую  высокую  соленость  в

        мире.

6)     Этот  океан  соединен  с  Северным  Ледовитым  океаном

        Беринговым  проливом.

7)     Богатейшее  месторождение  нефти  на  шельфе  Персидского

        залива.

8)     Самый  теплый  океан  по  температуре  поверхностных  вод.

9)     На  западе  океан  омывает  Евразию,  на  востоке – Америку.

10)   В  северной  части  океана – мощное  Муссонное  течение.

11)   Этот  океан  занимает  почти  1/3  земной  поверхности.

12)   Западной  частью  омывает  Африку.

Учащиеся  сдают  листочки  с  ответами  на  проверку  учителю.

Правильность  выполнения  цифрового  диктанта:

21 – 12 – 21 – 21 – 12 – 12

Критерии  оценок:

«5»  -  11 - 12  правильных  ответов;

«4»  -   8 - 10   правильных  ответов;

«3»  -    6 - 7    правильных  ответов;

«2»  -    0 - 5    правильных  ответов.

III. Изучение нового материала 

1. Введение

–  Итак, мы  начинаем  наше путешествие по Атлантическому океану.

    Запишите  в  тетради  число  и  тему урока: “Атлантический океан”

    (запись  темы  урока  в  тетрадь). 

3.

Сегодня на  уроке  мы  должны  изучить   географическое   положение, историю    исследования,  особенности  природы  и хозяйственное  использование  Атлантического океана.

4.

-  Знакомиться с океаном мы будем по плану:

  1. Географическое положение океана.
  2. История  исследования  океана.
  3. Происхождение.
  4. Рельеф  дна.
  5. Особенности  природы.
  6. Хозяйственная  деятельность  в  океане.

 

5.

-  Познакомимся  с  основными  характеристиками  Атлантического  

   океана.  Работа  с  атласами,  запись  в  тетрадь.

  1.   Второй  по  величине  океан.
  2.   Площадь – 91, 6 млн. км2.
  3.   Объем  -  329,7  млн. км3.
  4.   Средняя  глубина  -  3 600 м.
  5.   Наибольшая  глубина  -  8 742 м    (желоб  Пуэрто-Рико).

6.

 

 

2. Характеристика географического положения океана

–  Откройте  учебники на стр. 346, охарактеризуем  ГП   океана  по

    плану. Работа с атласами.

  1. Между какими материками расположен Атлантический океан?
  2. С  какими  другими  океанами  он  связан?
  3. Какие моря и заливы входят в состав данного океана?
  4. Как  расположен  океан  относительно  экватора, тропиков,

           полярных  кругов  и  нулевого  меридиана?

  1. В  каких  климатических  поясах  расположен  океан?

Атлантический     океан  вытянут от субарктических широт  до

 Антарктиды.

Наибольшей  ширины он достигает   в    умеренных широтах   и

 сужается   к  экватору.

7.

3. История исследования океана 

Сообщение 1-го  учащегося

         Атлантический  океан  стал   осваиваться      мореплавателями еще   во  II в.  до  н.э.   Маршруты древних     мореходов   пролегали на север (вдоль  берегов  Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось  огромное  мужество, чтобы  в    те   времена    выйти    в неизвестный     океан. Первыми, как  считают  географы, Атлантику  пересекли  викинги.    

          С эпохи  Великих  географических  открытий  (плавания Х.Колумба, Васко  да  Гамы, Ф. Магеллана  и  др.)  Атлантический   океан   стал  главным   водным   путем    на    Земле.    Начались  работы   по   его  исследованию:  промеры  глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др.

          Начало   комплексным   исследованиям   Атлантики  было   положено    плаванием  «Челленджера» в  конце XIX в. По  степени  изученности  Атлантический   океан  занимает  первое  место. В  настоящее    время    многие  страны  продолжают   изучать   водные  массы,  рельеф  дна,  течения,   взаимодействие  океана  с  атмосферой.

8.

4. Происхождение  Атлантического  океана

-   Атлантический   океан – самый   молодой. Образовался он 160 млн. лет  назад   при  распаде   Гондваны.

Задание.  Пользуясь  картой  «Строение  земной  коры», ответьте  на  вопросы:

  1. В    результате   каких    процессов  образовался Атлантический  океан?
  2. Какие   литосферные   плиты   образуют дно   океана,  в   каком   направлении  и  с  какой  скоростью  они  перемещаются?

9.

6.  Рельеф   дна  океана

  1. Почти  посередине  океана проходит Срединно -Атлантический    хребет  длиной  более  17 тыс.км  и  шириной  1 000 км.
  1. На  севере  океана  хребет   выходит  на  поверхность – остров  Исландия.
  1. Ложе  океана   занято   океаническими равнинами,  подводными  поднятиями.
  2. Шельф занимает  около  1/3  подводных  окраин  материков.  Наиболее    широк  он    у   берегов   Европы   и   Северной

          Америки.

Ответьте  на  вопросы:

  1. Узкая    полоса    шельфа   –   важная  особенность  котловины  Атлантического  океана.  Какие  из  морей  шельфовые?
  1. В   Атлантическом   океане    почти    нет  глубоководных  желобов.  Объясните  эту  особенность   с    точки    зрения   теории   литосферных  плит.

10.

7. Особенности природы 

Взаимодействие океана, атмосферы и суши

   Океан  лежит  во  всех  климатических  поясах.  Наиболее  широкая    часть   Атлантики  расположена  в  тропических   и  умеренных  широтах.
-  В  какой  части  Атлантики  штормы  бушуют  во  все  сезоны  года?  (Ответ  на  вопрос  найдите  в  тексте  учебника на с. 209)

11.

Температура  и  соленость  воды  в  океане

Особенности  климата  отражаются  на  свойствах  водных  масс.    

-  Температура    поверхностных     вод    в   Атлантике    в  среднем  ниже,  чем  в  Тихом  и  Индийском  океанах. Чем  это  объясняется?  (Ответ  на  вопрос  найдите  в  тексте  учебника  на  с. 209-210)
     Значительные   различия   между   температурой   воды  и  воздуха    в    некоторых     районах     вызывают     образование  сильных  туманов,  осложняющих  судоходство.

-  Объясните подобное распределение температур  поверхности

   Атлантического океана.

      Средняя  соленость  Атлантического  океана  -  34,87‰,  средняя  соленость его  поверхностных  вод – 35,3‰,   максимальная – более  37,5‰.  (Запись  в  тетрадь)

Ответьте  на  вопросы:

1)  Чем  объясняется  пониженная  соленость  (менее  35‰)

      в  экваториальной  зоне  Атлантического  океана?

     (Обилием  осадков  и  распресняющим  действием  речного  стока)

2)  Чем  обусловлена  более  высокая  соленость (35,5 -37‰)

     Атлантического  океана  в  субтропических  широтах?

     (Значительным  испарением  и  небольшим  количеством  осадков)

3)  С  чем  связано  повышение  солености  (37,5‰)   водных  масс  

     Атлантики по  сравнению  со средним  показателем?

     (Значительная  часть  испарившейся  с  поверхности  влаги  из-за  

     относительной узости океана переносится  ветрами на  соседние

     материки)

Течения

-  В  водах  Атлантики имеются  теплые  и  холодные  течения.

   Назовите  их  и  покажите  на  карте.
-  Течения    в    океане  направлены    не    по  широте, а почти  вдоль
  меридианов.  Почему?
- Какую  роль  оказывают течения   на   океан   и  климат прибрежных
 территорий?

12.

Айсберги

   Особенность  Атлантического  океана – многочисленные  айсберги  и  плавучий  морской  лед  в  северной  части.

Сообщение 2-го  учащегося

Течения  выносят  айсберги  в  открытый  океан  до  400 с.ш.  
Эти  районы  Атлантики  опасны  для  судоходства.  
Трагедия    «Титаника»,  который  на   полном    ходу  столкнулся  с  
айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля,  который  сообщает  всем судам о размерах, координатах    и    путях   дрейфа  айсбергов.

13.

Сообщение 3-го  учащегося

Органический   мир   Атлантики  беднее  видами,  чем  органический  мир  Тихого  океана.   Объясняется   это  его  молодостью, сильным  похолоданием  климата  во  время    последнего   оледенения.  

Атлантический  океан  богат  промысловыми  видами  рыб: сельдью, морским  окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются  акулы, киты, тюлени. Район  Канарских  островов  богат  лангустами  и анчоусами. В  северной  части  встречаются  морские  ежи, моллюски.

14.

8. Хозяйственная деятельность в  океане  (рассказ  учителя, запись в тетрадь видов хозяйственной  деятельности в океане)

Транспортные пути

Издавна    Атлантический     океан   используется  для транспортного  сообщения  между  материками и странами. На   долю   океана   приходится   половина   всех   морских перевозок.  Для  улучшения  связи  Атлантического  океана  с   другими   океанами   сооружены  Суэцкий  и  Панамский  каналы (показать на карте каналы).

Задание.  Между  35-400  и  55-600 с.ш. проходят  самые  оживленные  морские  пути  не  только  в   Атлантике,   но  и  в  Мировом  океане.  Назовите  крупные  порты.

Рыбный  промысел

Атлантический  океан  самый  рыбопродуктивный. Обилие  промысловых  рыб  привело  к  развитию  интенсивного  рыбного  промысла. Большая  часть  улова  рыбы  приходится  на  его  северную  часть.

Добыча полезных ископаемых

Шельфы    Атлантического   океана  богаты  месторождениями  нефти  и  другими   полезными   ископаемыми.  Тысячи  скважин пробурены на  дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)

Рекреационные ресурсы

Атлантический     океан    и    его  моря    принимают     на     свои  
берега  миллионы  отдыхающих.  К   наиболее   крупным  морским
рекреационным     центрам  относятся  Средиземное  море,  Черное море, южное побережье  Балтийского    моря,    Флорида,  Антильские    и     Бермудские  острова,     Венесуэла,     Куба,  Колумбия,  Бразилия
(показать  на  карте).

15.

Экологические проблемы

    В  связи  с  развитием  судоходства,  ростом  городов на побережье  океана   природные  условия   в   нем  резко  ухудшились.   Ежегодно   в   океан    попадают   десятки миллионов   тонн   вредных    токсичных    веществ.

    Океан  уже  не  в  состоянии  самоочищаться.  Требуются  международные  усилия    по  спасению    Атлантического  океана.  Подписаны   договоры,   запрещающие   сброс  в  океан  опасных  радиоактивных  отходов.

16-23.

IV.  Закрепление

Итоговое  тестирование

1.  Укажите  особенность  ГП  Атлантического океана:

1)  Атлантический океан пересекается экватором, но не пересекается  

     начальным  меридианом.

2)  Атлантический океан не пересекается экватором,  но пересекается

     начальным  меридианом.

3)  Атлантический  океан  пересекается  и  экватором,  и  начальным

     меридианом.

4)  Атлантический  океан  не  пересекается  ни  экватором, ни  

     начальным  меридианом.

2.  Обширные  шельфы  Атлантического  океана  прилегают  к

     берегам:

1)  Северной  и  Южной  Америки;

2)  Южной  Америки  и  Африки;

3)  Африки  и  Европы;

4)  Европы  и  Северной  Америки.

3.  В  каких  широтах  расположена  наиболее  широкая  часть

    Атлантики?

1)  в  полярных  и  умеренных;

2)  в  тропических  и  умеренных;

3)  в  умеренных;

4)  в  экваториальных.

4.  Образуют    ли    течения    кругооборот  в  Атлантическом

     океане?  Выберите   ответ  с  правильным  объяснением:

1)  нет, так  как Атлантический  океан  очень  узкий;

2)  нет,  так   как   береговая   линия  материков  в  Северном

     полушарии  сильно  изрезана;

3)  да,  так  как  течения  возникают  в  результате  общей

      циркуляции  атмосферы;

4)  да, так как водные  массы находятся  в  постоянном  движении.

5.  «Эти    два    течения     Атлантического    океана    теплые,

      переносят   воду   из   тропических  широт   в   умеренные   и

      проходят   вдоль восточных  берегов  материков».  Какие это
     течения?

1)  Канарское  и  Бенгальское;

2)  Гвианское  и  Бразильское;

3)  Гольфстрим  и  Бразильское;

4)  Северо-Атлантическое  течение  и  течение  Западных  ветров.

6.  Почему  в  северной  части  Атлантического  океана  айсберги

     могут  встречаться  даже  на  сороковых  широтах?

1)  на  эти  широты  их  выносят  течения;

2)  из-за  высокой  солености  вод  океана  в  этой части  они  долго  не  тонут;

3)  Гренландия – главный «производитель»  айсбергов – находится  на  этих  широтах;

4)  климат  в  сороковых  широтах  очень  суровый.

7.  В  каком  из  данных  морей  Атлантического океана  добывают

    нефть?

1)  в  Балтийском;

2)  в  Саргассовом;

3)  в  море  Уэдделла;

4)  в  Северном.

8.  По общему  объему  мировых морских перевозок Атлантический

    океан:

1)  уступает  Индийскому, но  превосходит  Северный

     Ледовитый;

2)  превосходит  Тихий  и  Индийский  океаны;

3)  превосходит  Северный  Ледовитый,  но  уступает

     Тихому;

4)  уступает  Тихому  и  Индийскому  океанам.

24.

 Проверьте  правильность  выполнения  итогового  тестирования:

1)   3                        5)   2

2)   4                        6)   1

3)   2                        7)   4

4)   3                        8)   2

25.

Поставьте  себе  оценку, согласно  критериям:

«5»  -       8       правильных  ответов

«4»  -     6 - 7    правильных  ответов

                              «3»  -     4 - 5    правильных  ответа

«2»  -     0 - 3    правильных  ответа

26.

V. Домашнее задание:   § 42;   задание  № 2  на  с.22  в  рабочей  тетради   по   географии   (И.И.Баринова, В.Г.Суслов);  подготовить  сообщение  о  загадочных  и  необычных  явлениях  Атлантического океана.

        ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1.  Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География. Материки,  океаны,

     народы и страны. 7 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2009.

2.  Дюкова  С.Е. Тематический  тестовый контроль  по  географии  материков

     и  океанов: 7 класс. М.: ТЦ  «Сфера», 2000.

3.  Нагорная И.И. География. 7 класс: поурочные планы по учебнику

     В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева. – Волгоград: Учитель, 2007.

4.  Никитина Н.А. Поурочные  разработки  по  географии. 7 класс. –

     М.: «ВАКО», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль к уроку географии Жизнь в океане

Тема  «Жизнь в Мировом океане»Цель: Познакомить учащихся с  обитателями Мирового океана, развивать интерес к географии.Задачи:Образовательная – познакомить учащихся с условиями жизни в океан...

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

План-конспект открытого урока географии в 6 классе по теме «Земля во Вселенной»

Цели1.     Образовательные:-обобщение и систематизация знаний учащихся о Земле как части Солнечной системы;-объяснение главных отличий Земли  от других планет.2....

План - конспект интегрированного урока (география + физическая культура) «Кругосветное путешествие»

Нетрадиционный урок предполагает комплексное использование знаний и умений по географии и физической культуре. Урок проводится в форме игры-соревнования.Использование нетрадиционных методов обучения в...

План-конспект открытого урока по географии по теме: «Страны Океании»

План-конспект открытого урока по географии по теме: «Страны Океании» в 11 классе...

План - конспект интегрированного урока (география + музыка) «Музыкальное путешествие по материкам»

Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого д...

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка.

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка....