Население Южной Америки
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Предложенная модель урока по географии Материков и Океанов  позволяет учащимся,  оценить население материка, дать  представление об истории заселения Южной Америки, о древних цивилизациях и государствах, об особенностях размещения населения для развития хозяйства, выделить этапы освоения территории, установить специфические черты населения,

При планировании урока большое внимание уделяется организации работы учащихся на уроке, предполагается смена деятельности учащихся, четко распределяется время на каждый вид деятельности.Информационно коммуникативные ресурсы рассматриваются как средство, помогающее урок сделать наиболее продуктивным. На уроке все подчинено главной цели, также  используются и  другие  виды работ: работа с картой, учебником.Учащиеся, работая в мини группах, получают  представление об истории населения материка.   У них формируется  ответственность в принятии решений, умение общаться, проходит корректирующая работа с картографическим  и справочным материалом.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka___naselenie_yuzhnoy_ameriki.doc62 КБ
Office presentation icon naselenie_yuzhnoy_ameriki.ppt2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Неделя педагогического  мастерства –

учителей предметников.

Открытый урок по географии

Учитель высшей квалификации:

Фомина Валерия Владленовна

Радел №2: Океаны и материки.

Тема №3:   Материк Южная Америка.

Урок №5: Население Южной Америки.

Присутствовали;

Учитель биологии – Кривохиж Вера Васильевна

Учитель биологи и химии -   Кутуева Инна Каримовна

Учитель математики и физик -  Гришаева Инна Владимировна

Дата проведения

17.02.2010

6 урок   7а  класс

           

Тема 3. Урок 5:  Население Южной Америки

Цели  и задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся представление об истории заселения Южной Америки, о древних цивилизациях и государствах, об особенностях размещения населения;
  2.  Познакомить учащихся с современным населением Южной Америки, его сложным расовым и этническим составом, внешними признаками и особенностями, расселением по материку;
  3. Устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы и населением, работать с комплексными географическими картами и другими источниками информации, работать в парах.
  4. Продолжить корректирующую работу с картографическим  и справочным материалом, учебником, вниманием и памятью, осуществлять дифференцированный и    личностно-ориентированный  подход;
  5. Формирование навыков работы с интерактивной доской;
  6. Развивать интерес к географии, и историческим событиям;
  7. Воспитывать потребность в географических знаниях, уважение к народам населяющим нашу планету, трудолюбие.

Оборудование:  политическая карта Южной Америки,   атласы,  презентации.  

Библиотека:    Выставка книг подобранных к уроку по данной теме.

               

Тип урока.    Изучение нового материала.

Межпредметные связи.

История: колониальное прошлое народов Южной   Америки.

Термины и понятия: Древняя цивилизация, конкистадоры, индейцы, метисы, мулаты, самбо, язык, плотность населения, колония, государство.

  1. Организационный момент
  2. Повторение
  1. В каком полушарии материк лежит полностью? западном
  2. Какие океаны омывают материк? Тихий, Атлантический

Задание на интерактивной доске:

Установите соответствия.  Например:  А -1

А) Река Амазонка протекает по

1.  Медь, красно-золотые горы

Б) Самая длинная горная цепь на  

     суше  

2.   Гвианское плоскогорье

В)  На языке инков «Анды» означают

3.  Амазонской низменности

Г)   Высочайшая вершина  

          Южной Америки

4.   Анды

Д)  Равнина  богатая нефтью

5.   Аконкагуа

Е) Самое высокогорное озеро в мире

6.    Анхель

Ж) Влажный экваториальный лес

7.   Титикака

З)  Самый высокий водопад в мире

8.    Сельва

И)  Климатический пояс, в котором

       выпадает снег

9.  Виктория – регия.

К) Кувшинка, плавающие листья, которой могут выдержать вес до 50 кг.

10. Умеренный

  1. Изучение новой темы.

Кто открыл материк? В каком году?    

     -    Х.Колумб в 1492 году 11 октября подошел к небольшому острову из группы Багамских островов.

Отрывок из книги: «Великие открытия»

Перед путешественниками был небольшой остров, заросший пальмами. Вдоль берега по песку бежали голые люди. Колумб надел  на латы алое платье и с королевским флагом сошел на берег. Это был остров Ватлинг из группы Багамских островов, Колумб назвал его Сан-Сальвадор. Так была открыта Америка.

Впрочем, Колумб до конца жизни был уверен, что никакого Нового Света он не открыл, а нашел путь в Индию.  С его легкой руки туземцев начали называть индейцами. Туземцы вновь открытого острова были красивыми, рослыми людьми. Они не носили одежд, тела их были пестро раскрашены. У некоторых туземцев в носах были продеты блестящие палочки.

Тема урока:     «Население Южной Америки»   в тетрадь слайд 1.

- Кто же является коренным населением Южной Америки?     Индейцы

             Коренное население – это народ проживающий  на данной территории сохранивший традиционное жизнеобеспечение.

       В Южной Америке живет 280 млн. человек.

Задача нашего урока -   познакомиться с расовый и этнический составом населения, который   характеризуется большой сложностью, что объясняется историей заселения.  

 (выполнить задачу, поможет учебник, разделимся на пары и, в течение, урока  каждая пара ответит на свой вопрос)

Работа с учебником в парах. Ищем  ответы  в учебнике п.45. стр.180 5-7 мин.

1 пара  -   Когда и как появились люди в Южной Америке?   Слайд 2.  

        Археологические раскопки на территории Южной Америки позволяют предположить, что первые люди на территории материка появились 15—17 тыс. лет назад. Это были предки современных индейцев из Северной Америки, которую еще раньше, примерно 25 тыс. лет назад, стали заселять выходцы из Азии, перешедшие по сухопутному мосту через Берингов пролив, соеди нявший Евразию и Северную Америку.

2 пара  -  Чем занимались древние индейцы?  Слайд 3. 1-3 строчка

Древние племена, основавшиеся на материке, находились на низком уровне развития. Они вели бродячий образ жизни и занимались охотой, рыболовством и собирательством. Не имея свя зей с народами других материков, на протяжении длительного исторического времени, народы Южной Америки создали своеобразную культуру.

3 пара   - облегченный  вариант.   Какие культурные растения распространились по миру из Южной Америки?    Слайд 3. 4 строчка

4 пара   -  Какая  древняя цивилизация  существовала на территории  

Южной Америки?  Слайд 4

 В I в. н. э. возникли пер вые древнейшие индейские государства — Наско и Инки.

      Культура индейцев Наско – существовали  до конца 1 тысячелетия, занимались в основном земледелием,  наносили рисунки, возможно пытались таким образом  вызвать дождь (побережье Тихого океана Перу)

      Сообщение   и   презентация    «Империя Инков»  -  

                                                                          ученица – Лебедева Софья

5 пара   -  Какие беды индейцам,  принесли завоевания  материка Испанией и Португалией?   Слайд 5

          Развитие инкской цивилизации было прервано вторжением испанцев в 1532 г. Победе испанцев способствовали некоторые обстоятельства  -  испанцам было очень легко передвигаться по хорошим, вымощенным камнем дорогам с мостами через глубокие ущелья. Испанским отрядом конкистадоров (в переводе с испанско го — завоевателей) командовал коварный и алчный Писсаро. Он обманом завлек Верховного вождя инков в свой лагерь и захватил его. Увидев это, воины, сопровождавшие вождя, разбежались. Когда Верховный инка по нял, что испанцам нужно золото, он в комнате, где его заточили, провел чер ту так высоко, как только могла дотянуться его рука, и обещал наполнить золотом всю комнату до этой черты. Несколько месяцев со всей империи инки доставляли золото. Когда испанцам показалось, что золота у инков больше нет, они казнили вождя. Инкская империя была разграблена испанскими конкистадорами. Навсегда исчезли многие уникальные памятники инкской культур

Учитель

      Вторжение европейских колонизаторов привело к массовому истребле нию индейских народов. Они умирали от непосильного труда на плантациях, неведомых болезней, завезенных из Европы. Коренных индейцев в современ ных странах Южной Америки сохранилось очень мало.

      Конкистадоры (словарь на доске) во главе с Франсиско Писарро за 10 лет полностью овладели Центральными Андами, заставив индейцев работать на себя. Почти вся Южная Америка была разделена между Испанией и Португалией.

Местный народ вёл освободительную борьбу против колониальной зависимости.  

      - Посмотреть словарь  - колония (один из учащихся ищет слово)

     -   Слайд 6

 Сокращение численности индейцев заставило колонизаторов для работы на плантациях вывозить миллионы негров-рабов из Африки.

     -   Слайд  7,8

 Постепенно на материке прои зошло смешение трех рас

Вспомните, какие расы есть в мире?  —

                           европеоидной, монголоидной и негроидной.

     -  Слайд  9

       По томки от браков европейцев и индейцев стали называться метисами. Мети сы составляют большинство современного населения стран Южной Америки.

     

- Слайд 10

      Бра ки от негров и индейцев образовали еще одну группу — самбо.

 - Слайд 11

       Потомки от смешанных браков между европейцами и неграми называются мулатами. Мулаты составляют значительную часть населения Бразилии.

6 пара облегченный вариант  - На каких же языках говорят столь различные народы?  Слайд 12

      Так как долгое время Южная Америка была колонией Испании и Португалии.  Большинство населения говорят на испанском языке, а в Бразилии - на португальском.

Индейцы говорят на сотни различных языках. Наиболее распространенные языки народов кечуа и аймара.

      - Открываем атлас карта «Плотность населения» стр.12-13

Вспоминаем, чем темнее цвет,  тем больше населения проживает на данной территории.

Слайд 13     Выявить особенности размещения населения на материке.

Вывод  -

  1. неравномерность распределение  по материку;
  2. слабозаселенная Амазония;
  3. наибольшая плотность на побережье Атлантического  

                                                                     океана, область восточной пампы;

Д.з. п.45, Выписать страны Южной Америки и их столицы.

Творческое -  подготовить сообщение  о столицах государств  Бразилии и Перу – воспользуйтесь книгами нашей библиотекой.  

Крупнейшие индейские народы:

Кечуа 14,87 млн. чел.

Аймара 2,55 млн. чел.

Арауканы 870 млн. чел.

Чибча 635 тыс. чел.

Араваки 400 тыс. чел.

                                             Империя инков

    Несмотря на довольно непродолжительное существование - всего около 100 лет, империя инков оставила о себе долгую память в истории американских континентов.

      Родным домом империи стали Анды - горная цепь, которая занимает в мире второе место по высоте и тяжести природных условий. Там на высоте около 4575 м. протекала повседневная жизнь большинства населения империи. На создание эффективных путей сообщений ушло немало времени и сил, учитывая, что все это было построено исключительно руками людей.

       В дни своего расцвета инки были самой многочисленной нацией на Земле, а их империя считается самым крупным государством, созданным коренными жителями в западном полушарии.    Достижения инков велики это и строительство дорог в горах и водопровода, письменность  и почта, армия, календарь, ткачество и украшение из драгоценных металлов.

       Легендарные богатства и тайны этого племени привлекли не мало археологов  и   искателей кладов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Население Южной Америки

Слайд 2

Цели урока: изучить расовый и этнический состав населения Южной Америки

Слайд 3

Заселение Южной Америки В Южную Америку древние индейцы пришли из Северной Америки почти 20 тыс. лет назад.

Слайд 4

Вели кочевой образ жизни Занимались охотой, собирательством, рыболовством Выращивали кукурузу, картофель, арахис, тыкву, томаты, фасоль древние индейцы Находились на низком уровне развития

Слайд 5

Инки До появления испанцев в Южной Америке, в Андах существовало крупное рабовладельческое государство инков. Мачу-Пикчу Наска

Слайд 6

Завоевание Южной Америки С XVI в. началось завоевание Южной Америки испанскими конкистадорами и португальцами. Франческо Писарро

Слайд 7

Заселение материка неграми Сокращение численности индейцев вынудило колонизаторов завозить для работы на плантациях негров-рабов из Африки.

Слайд 8

Этнический состав В Южной Америке живут представители всех 3 рас человечества. Европеоидная раса Монголоидная раса Негроидная раса

Слайд 9

Состав населения Негроид Индеец Европеоид

Слайд 10

Состав населения Индеец Европеоид Метис

Слайд 11

Состав населения Индеец Негроид Самбо

Слайд 12

Состав населения Негроид Европеоид Мулат

Слайд 13

Язык Испанский Португальский Бразилия Сохранились также некоторые индейские языки, часть населения говорит на английском и французском

Слайд 14

Размещение населения Распределение населения крайне неравномерное

Слайд 15

Высокая плотность населения Приморские районы Центральные Плоскогорья Анд

Слайд 16

Низкая плотность населения Амазония Юг материка

Слайд 17

Крупнейшие города Рио-де-Жанейро Буэнос-Айрес Сан-Паулу

Слайд 18

Политическая карта С начала XVI века страны Южной Америки являлись колониями Испания Португалия Англия Франция Голландия

Слайд 19

Политическая карта Страны Востока Андские страны Бразилия Аргентина Уругвай Парагвай Венесуэла Боливия Колумбия Перу Чили

Слайд 20

Численность населения 350 млн. человек Рост численности населения Причина? Высокая рождаемость

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс

Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте  Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...

Конспект урока "Население Южной Америки"

Урок географии по теме «Население Южной Америки»Цели урока: «Изучить этнический состав населения; плотность населения и размещение населения на территории материка; познакомиться с древними цивилизаци...

Население Южной Америки

Презентация состоит из двух частей, перед изучением новой темы в игровой форме проходит проверка домашнего задания по теме "Животные Южной Америки". В новой теме изучаются три ветви определившие насто...

Конспект урока по теме "Население Южной Америки"

Конспект урока по теме "Население Южной Америки" 7 класс  с использованием технологии системно-деятельностного подхода....

Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...

Разработка урока - технологическая карта по УМК "Сферы" презентация Smart Notebook по теме "Население Южной Америки. 7 класс".

Разработка урока по УМК "Сферы" предусматривает практико-деятельный подход, где учитель выступает в качестве "дирижера" учебного действия. В разработку открытого урока входят: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ...