Смысловое чтение как метод достижения метапредметных результатов в процессе подготовки к ГИА
презентация к уроку
Данная презентация подготвлена для методического семинара в рамках реализации МИП "Стратегии смыслового чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie_pri_podgotovke_k_gia.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предпосылки
формированию осознанных и действенных знаний, повышению уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся препятствует низкий уровень качества чтения. Проблема
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста
Э тапы работы с текстом Планирование деятельности Чтение текста. Контроль понимания прочитанного
текст фактуальная информация (5-6 кл ) подтекстовая информация (9-11кл) к онцептуальная информация (7-8кл)
Приёмы технологии продуктивного чтения - просмотровое или поисковое чтение с целью нахождения конкретной информации; - ознакомительное чтение с целью извлечения основной информации или выделения основного содержания текста; - изучающее чтение с целью извлечения полной информации и последующей ее интерпретацией. - работу с текстом на основе разнообразных видов учебной деятельности, направленных на совершенствование навыков смыслового чтения: - чтение текста и определение в нем главной информации; - представление основной информации в разных формах информационной обработки текста (тезисы, план, таблица, схема и др.); - формулирование вопросов к основной информации и ответов на них; - поиск ответов на задания к тексту; - комментированное чтение, определение слов и суждений с непонятным или неясным значением, уточнение их значения; - сжатое или подробное изложение содержания прочитанного или прослушанного текста; - пересказ текста (фрагмента текста) по плану, таблице, схеме; - подготовка сообщения, развернутого ответа на вопрос
Продуктивные приемы работы с текстом - чтение текста «с карандашом»; - выразительное чтение текста или его фрагментов; - определение основных понятий; - уточнение значения слов и словосочетаний; - составление таблиц; - составление плана текста; - выявление первичного восприятия содержания текста (в том числе с помощью беседы); - повторное чтение текста и/или отдельных фрагментов с целью последующего анализа (продуктивные приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.); - постановка уточняющих вопросов к микротемам текста; - обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих, в том числе проблемных, вопросов.
Приём «Ромашка Блума » , заключается в том, что учащимся задаются 6 типов вопросов по прочитанному тексту. Простые вопросы . Отвечая на них, учащимся нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Подобные вопросы применяют на традиционных формах контроля. Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал, в результате чего происходит рефлексия. Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». Данный вид вопросов направлен на установление причинно-следственных связей, что позволит ребенку глубже проникнуть в смысл прочитанного. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». С помощью этих вопросов ребенок включится в анализ текста, рассматривая различные варианты событий. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д., что тоже очень важно для лучшего понимания прочитанного. Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Эти вопросы вызовут у учащихся особый интерес, потому что связь изучаемой информации с жизнью всегда увлекает. Здесь возможно привлечь и жизненный опыт самих ребят, что позволит еще лучше усвоить информацию.
Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. А . Блок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Деятельностный подход как условие достижения метапредметных результатов в процессе обучения географии»
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной...
Проектная деятельность как основной метод достижения метапредметных результатов в обучении биологии
Объектом изучения является процесс современного обучения школьной биологии. Предметом изучения являются условия и приемы реализации проектной деятельности по биологии....
Обучение смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов.
Данная работа представляет собой обобщение опыта по актуальной теме:"Смысловое чтение как планируемый результат в области ууд....
Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
Создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к усло...
Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...
Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе
Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе...
Стратегии смыслового чтения как средство формирования метапредметных результатов
Сообщение. В современных условиях, которые характеризуются огромным потоком информации, всё большее значение приобретает проблема развития у обучающихся информационной компетентности. Единицей информа...