Виды научно –исследовательской деятельности по предмету «География»
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Виды научно –исследовательской деятельности по предмету
«География»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды научно –исследовательской деятельности по предмету
«География»
Проектная деятельность учащихся |
Краеведческие изыскания |
Исследования природных объектов |
Сбор и анализирование статистических данных |
Проектная деятельность учащихся
Чем мы сейчас занимаемся?
Проектная группа из учащихся 10-11 классов.
Участники проектной группы:
Белая Лиза 11 кл. (работает над проектом «Будет ли нашей Арктика?» В прошлом году этот проект занял первое место на научно –практической конференции «Мир вокруг нас». Дорабатываем проект и выходим уже на областную конференцию СГУ им. Чернышевского.)
Мамрай Валерия 10 кл. (проект «Миграция». )
Шапель Наталия 11 кл. (проект «История мирового пиратства»)
Краеведческие изыскания
Учащиеся 7 – 11 классов. «Улицы нашего города» и «Моя родословная».
Исследования природных объектов
С учащимися 7 в класса посетили Саратовский метеорологический центр и проводим обширное исследование по составлению природного комплекса нашей родной школы (и ее окрестностей).
Сбор и анализирование статистических данных
С учащимися профильных классов готовим очень интересное исследование «Наша школа в цифрах».
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».
Классификация научно –исследовательских работ:
по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;
по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;
по количеству участников – индивидуальные и групповые;
по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.
Этапы научно –исследовательской деятельности:
1. Организационно-подготовительный
Определение темы научно –исследовательской деятельности, ее цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.
2. Поисковый
Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели научно –исследовательской деятельности, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию научно –исследовательской деятельности, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.
3. Итоговый
Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.
Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.
Персональные или групповые научно –исследовательские работы: что эффективней?
Преимущества персональных работ:
План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.
Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.
Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.
Преимущества групповых работ:
У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Какова роль учителя в научно –исследовательской деятельности?
Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.
В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства научно –исследовательской деятельностью:
Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
Образовательный потенциал научно –исследовательской деятельности:
создаёт у учащихся образ цельного знания;
повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
интерпретация результатов.
Воспитывает:
значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
чувства ответственности, самодисциплины;
способности к самоорганизации;
желания делать свою работу качественно.
Развивает:
исследовательские и творческие способности личности;
способность к самоопределению и целеполаганию;
умения самостоятельно конструировать свои знания;
коммуникативные умения и навыки;
способность ориентироваться в информационном пространстве;
умение работать с различными типами текстов;
умение планировать свою работу и время;
навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности
Материал представляет собой опыт работы лицея по организации профильного образования и научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла ...
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...
Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии через интеграцию предметов
С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а ...
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ УЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся, а под образовательной технологией в данном...
Программа внеурочной деятельности Научно-исследовательская деятельность «Моя география»
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе р...
организация научно-исследовательской деятельности по предмету физическая культура
Задача учителя – сформировать у учащихся устойчивую познавательную потребность. Для того чтобы учащиеся захотели участвовать в научно-исследовательской работе, у них необходимо разбудить ж...
Организация проектной и научно-исследовательской деятельности по предмету «английский язык» во внеурочное время
Организация проектной и научно-исследовательской деятельности по предмету «английский язык» во внеурочное время...