Виды научно –исследовательской деятельности по предмету «География»
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

 

Виды научно –исследовательской деятельности по предмету

                                          «География»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Виды научно –исследовательской деятельности по предмету

                     «География»

        

                        Проектная деятельность   учащихся

                                Краеведческие изыскания

                         Исследования природных объектов

                  Сбор и анализирование статистических данных

                        Проектная деятельность   учащихся

Чем мы сейчас занимаемся?

Проектная группа из учащихся 10-11 классов.

Участники проектной группы:

Белая Лиза 11 кл. (работает над проектом «Будет ли нашей Арктика?» В прошлом году этот проект занял первое место на научно –практической конференции «Мир вокруг нас». Дорабатываем проект и выходим уже на областную конференцию СГУ им. Чернышевского.)

Мамрай Валерия 10 кл. (проект «Миграция». )

Шапель Наталия 11 кл. (проект «История мирового пиратства»)

                Краеведческие изыскания

Учащиеся 7 – 11 классов. «Улицы нашего города» и «Моя родословная».

             Исследования природных объектов

С учащимися 7 в класса посетили Саратовский метеорологический центр и проводим обширное исследование по составлению природного комплекса нашей родной школы (и ее окрестностей).

                 Сбор и анализирование статистических данных

С учащимися профильных классов готовим очень интересное исследование «Наша школа в цифрах».

«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь».

Классификация научно –исследовательских работ:

по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;

по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;

по количеству участников – индивидуальные и групповые;

по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.

Этапы научно –исследовательской деятельности:

1. Организационно-подготовительный

Определение темы научно –исследовательской деятельности, ее цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.

Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

2. Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели научно –исследовательской деятельности, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию научно –исследовательской деятельности, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

3. Итоговый

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.

Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

Персональные или групповые научно –исследовательские работы: что эффективней?

Преимущества персональных работ:

План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.

У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.

Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.

Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.

Преимущества групповых работ:

У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.

Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.

В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Какова роль учителя в научно –исследовательской деятельности?

Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства научно –исследовательской деятельностью:

Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Образовательный потенциал научно –исследовательской деятельности:

создаёт у учащихся образ цельного знания;

повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;

изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);

интерпретация результатов.

Воспитывает:

значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);

чувства ответственности, самодисциплины;

способности к самоорганизации;

желания делать свою работу качественно.

Развивает:

исследовательские и творческие способности личности;

способность к самоопределению и целеполаганию;

умения самостоятельно конструировать свои знания;

коммуникативные умения и навыки;

способность ориентироваться в информационном пространстве;

умение работать с различными типами текстов;

умение планировать свою работу и время;

навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности

Материал представляет собой опыт работы лицея по организации  профильного образования и научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла ...

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...

Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии через интеграцию предметов

С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а ...

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ УЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся, а под образовательной технологией в данном...

Программа внеурочной деятельности Научно-исследовательская деятельность «Моя география»

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе р...

организация научно-исследовательской деятельности по предмету физическая культура

Задача учителя – сформировать у учащихся устойчивую познавательную потребность. Для того чтобы учащиеся захотели участвовать в научно-исследовательской работе, у них необходимо разбудить ж...

Организация проектной и научно-исследовательской деятельности по предмету «английский язык» во внеурочное время

Организация проектной и научно-исследовательской деятельности по предмету «английский язык» во внеурочное время...