организация научно-исследовательской деятельности по предмету физическая культура
статья по физкультуре на тему
Задача учителя – сформировать у учащихся устойчивую познавательную потребность. Для того чтобы учащиеся захотели участвовать в научно-исследовательской работе, у них необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть учащиеся должны захотеть решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogranizatsiya_nauchno-issledovatelskoy_raboty.docx | 90.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Васильева Ирина Григорьевна , учитель физической культуры
МАОУ Лицей №4 города Чебоксары- столицы Чувашской Республики.
Проектное обучение в старшей школе.
Актуальность.
Детям присуща жажда новизны, стремление исследовать окружающий мир. Задача учителя – сформировать у учащихся устойчивую познавательную потребность. Для того чтобы учащиеся захотели участвовать в научно-исследовательской работе, у них необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть учащиеся должны захотеть решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя. В последнее время учащиеся школ активно заниматься исследованиями по биологии, химии, физике, медицине, географии. Но среди этих работ мало встретишь докладов по физкультуре.
Заниматься исследовательской работой нелегкий труд, который требует громадных творческих усилий и времени со стороны учителя и ученика. Нужен постоянный контроль за ходом исследования, результаты должны представлять интерес для общества и побуждать к дискуссиям.
Работа состоит из нескольких этапов.
Выбор актуальной темы – самый сложный этап.
Обсуждение выбранной темы, постановка цели, задачи и основные направления работы, обработка полученной информации, оформление работы, защита исследовательской работы, более глубокий анализ работы.
Научная работа должна быть: актуальной; исследовательской; меть практическую значимость
Задача наставника помочь в определении цели исследования, а большая часть работы должна отводиться самостоятельной практической деятельности ученика, пути решения поставленных задач и результаты решаются совместно.
Задачи научно-исследовательской работы учащихся:
Формирование системы научных взглядов учащихся;
Развитие интереса к исследованию мер безопасности жизнедеятельности человека в окружающей, естественной, социальной и техногенной среде;
Создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся, пропаганда знаний об окружающем мире.
Знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
Участие в проводимых рамках деятельности школы, региона олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.
Наш первый проект
Рассмотрим первую работу, с которой мы начали исследовательскую деятельность. Сначала выявили учениц (Степанова И. Васильева А.), желающих проводить исследовательскую работу.
В настоящее время все больше внимание уделяется умственному труду, а физическое здоровье отходит на второй план, что приводит к снижению двигательной активности и ухудшения здоровья населения.
На уроках физической культуры учитель и ученики отслеживают ЧСС, как наиболее доступный и информативный методом оценки реакции организма на физические нагрузки.
Поэтому тема исследовательской работы- «Определение физической подготовленности с помощью индекса Руфье» тесно связана с жизнедеятельностью учащихся.
В качестве объекта исследования мы взяли учащихся разных классов МАОУ «Лицея № 4», а так же студенты Чебоксарского училища олимпийского резерва.
Мы предполагаем, что одним из показаний состояния здоровья служит медленный темп сокращений сердца в покое и способность организма во время физической нагрузки к мобилизации функциональных возможностей и более экономичному выполнению мышечной работы.
Цель: выявить зависимость функционального состояния сердечнососудистой системы от уровня физической работоспособности и тренированности подростка.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение ряда задач:
1. Ознакомиться с литературой по теме влияния двигательной активности на сердечнососудистую систему.
2. Провести функциональные пробы для определения работоспособности сердца, восстановления после нагрузки.
3. Анализ результатов на основе полученных данных.
Для решения данных задач мы используем определённые методы:
- анализ литературы о влиянии физической нагрузки на сердце
- метод проведения функциональной пробы Руфье
- сравнительный анализ результатов с нормативными показателями
Данная работа имеет прикладную значимость, так как полученные данные с помощью пробы Руфье можно использовать на уроках физкультуры с целью раскрытия потенциальных резервов тренированности подростков и проследить структурные изменения, составляющие основу долговременной адаптации.
Этапы работы над проектом: подготовительный, поисково-исследовательский, трансляционно-оформительский
Начало проекта: 3 июня 2013 года, завершение проекта: январь 2015 года.
В подготовительной части проекта ученики проанализировали научно-познавательную литературу. Из работ И.А.Аршавского (1,с 307) выявили прямую связь между степенью нагрузки скелетных мышц и уровнем морфологических и функциональных возможностей органов кровообращения, в частности величины, массы сердца и его функций; выявлена связь между урежением сердечных сокращений, степенью развития скелетной мускулатуры и уровнем двигательной активности. Пульс — легкодоступный для определения, дающий важную информацию показатель. Не зря этот показатель, отражающий деятельность сердечно – сосудистой системы, называют зеркалом здоровья.
Известно, что среди болезней века на первом месте стоят расстройства и заболевания сердечно — сосудистой системы. Многие из них являются результатом недостаточной двигательной активности. Предупреждение заболеваний сердечно – сосудистой системы средствами физической культуры — реальный путь к оздоровлению подрастающего поколения. Мера оздоровительного влияния физических упражнений обусловлена скоростью развёртывания адаптационных перестроек в сердце и сосудах, полнотой реализации наследственной программы срочной и долговременной адаптации.
Сердце, адаптированное к физической нагрузке, обладает высокой сократительной способностью. Оно сохраняет высокую способность к расслаблению в диастоле при высокой частоте сокращений, что обусловлено улучшением процессов регуляции обмена в миокарде и соответствующим увеличением его массы (гипертрофией сердца).
Тренированное, умеренно гипертрофированное сердце в условиях относительного физиологического покоя имеет пониженный обмен, умеренную брадикардию, сниженный минутный объём. Оно работает на 15-20% экономичнее, чем нетренированное.
Пульс
У среднестатистического здорового человека нормальный пульс в покое равняется 60-80 ударам в минуту. Чем экономичнее обменные процессы, тем меньшее количество ударов делает сердце человека за единицу времени, тем больше продолжительность жизни.
У здорового человека на каждый дыхательный цикл, включающий выдох, паузу и вдох, приходится от 4 до 6 биений пульса (в среднем 5). Если пульс меньше (например, 3 удара) или больше (7 ударов), то это свидетельствует о нарушении функции определенного органа
Оценить качество реакции сердечнососудистой системы на нагрузку можно, рассчитав показатель качества с помощью пробы Руффье.
Методика исследования. Проба Руфье-Диксона
Существуют прямые и косвенные, простые и сложные методы определения физической работоспособности.
К числу простых и косвенных методов относят функциональную пробу Руфье и её модификацию – пробу Руфье-Диксона, которая представляет нагрузочный комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке. Основана на учёте величины пульса на различных этапах восстановления после небольшой нагрузки.
Гипотезой предполагается, что при восстановлении (на 2 минуты):
ЧСС у тренированных <, чем у нетренированных
АД у тренированных >, чем у нетренированных
Оборудование:
1. Секундомер;2. Тонометр;3. Пульсометр.
В качестве нагрузок могут быть применены 30 приседаний, подтягиваний и т.д. В ходе проведения нами исследовательской работы наиболее целесообразно было применение 30 приседаний за 45 секунд. Подсчёт пульса ведётся по трём этапам: в покое после 5-ти минутного отдыха, сразу после выполнения нагрузки и после минутного отдыха после выполнения приседаний. Учёт пульса ведётся по 15-ти секундным промежуткам.
Все обследованные лица не имели острых заболеваний на момент обследования, неврологических нарушений и кардинальной патологии в анамнезе.
Проведение исследования – проба Руфье
Испытуемые-ученики находятся в положении лёжа на спине в течение 5 минут. После чего определяем ЧСС за 15сек. (Р1). Затем в течение 45сек. испытуемые выполняют 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемые ложатся, и у них вновь определяем частоту пульса за первые 15сек. (Р2), а потом за последние 15сек. с первой минуты периода восстановления (Р3).
Оценку работоспособности сердца производим по формуле:
Индекс Руфье =
Оценка функциональных резервов сердца проводится по специальной таблице.
Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15:
меньше 3 — хорошая работоспособность;
3 – 6 — средняя;
7 – 9 — удовлетворительная;
10 – 14 — плохая (средняя сердечная недостаточность);
15 и выше (сильная сердечная недостаточность).
Результаты данной пробы нас не порадовали, мы видим, что хороший показатель состояния сердца имеют лишь 26 человек из 139 испытуемых.
В группу учащихся с удовлетворительным и плохим показателем попали именно те, кто имеют отклонения здоровья различной степени или ведут малоактивный образ жизни.
Рис. 1. Статистика индекса Руфье у юношей и девушек 13-14 лет (7 класс)
Рис. 2. Статистика индекса Руфье у юношей и девушек 17-18 лет (7 класс)
Рис.3. Статистика индекса Руфье у спортсменов и спортсенок
Данное исследование подтвердило, что степень жизнедеятельности человека, или уровень его физического здоровья определяется в наибольшей степени развитием качества общей выносливости
После проведения функциональных проб по результатам проведённых исследований среди подростков мы можем сделать следующие выводы.
У подростков, занимающихся спортом, индекс Руфье меньше, чем у детей, не ведущих активный образ жизни.
Рис.4. Итоговая статистика всех испытуемых
Из проведённых нами исследований мы видим, что при малой двигательной активности работоспособность сердца ухудшается. Уже по частоте сердечных сокращений в покое мы можем судить о функциональном состоянии сердца, т.к. чем чаще пульc в покое, тем дольше период восстановления после физической нагрузки.
Полученные в ходе исследования данные, подтверждают тот факт, что только при высокой двигательной активности можно говорить о хорошей оценке работоспособности сердца.
Анализируя исследовательскую деятельность учащихся Степановой Ирины и Васильевой Анны можно сделать вывод, что организация научно-исследовательской деятельности учащихся решает следующие моменты:
знакомит с методами творческой и научной работы;
развивает познавательный интерес, любознательность;
развивает первичные научно-исследовательские знания и умения учащихся;
способствует формированию научного мировоззрения;
знакомит с методами системного анализа;
обучает навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации (работа с научной специальной литературой, периодической печатью, справочниками);
развивает умение вычленять наиболее важные познавательные проблемы с учетом конкретных условий: социальных, экономических и промышленных особенностей региона;
обучает навыкам самостоятельного применения к разработке научных методик, приборов и оборудования, проведения опытов и экспериментов;
дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях;
решает коммуникативную проблему – важно не только знать, но и иметь соответствующие навыки и умения, чтобы правильно преподнести эти знания;
решает психологическую проблему: преодолевает неуверенность, стеснительность;
С этой работой Степанова Ирина и Васильева Анна стали победителями на школьной научно-практической конференции. Стали призерами городского и призерами республиканского этапов научно-практической конференции «Открытие юных». Исследования продолжаются!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектной деятельности по предмету: "Физическая культура"
Презентации показана работа по проектной деятельности. Предназначена для учителей....
Особенности разработки программы внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура»
В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется в образовательном учреждении, в том числе, и через программу воспитания и социализации, вклю...
Особенности внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура»
Особенности внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура»...
Внеурочная деятельность по предмету "Физическая культура"
Мероприятия, проводимые в рамках внеурочной деятельности....
Материалы для организации дистанционного обучения по учебному предмету физическая культура
Материалы для организации дистанционного обучения по учебному предмету физическая культура...
Внеурочная деятельность по предмету физическая культура.
Большую роль играют внеурочные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их и...