Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии через интеграцию предметов
учебно-методический материал (география, 6 класс) по теме
С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии через интеграцию предметов
“Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества”. (В.А.Сухомлинский)
С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.
Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — “исследовательское обучение”. Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Цели научно- исследовательского обучения:
- Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).
- Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.
- Способствовать развитию компьютерной грамотности учащихся.
- Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
- Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
- Способствовать развитию интегрированного подхода к решению проблем.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи научно- исследовательской деятельности:
- Познакомить учащихся теоретическими основами научно- исследовательской деятельности.
- Научить учащихся работать с различными источниками информации.
- Ознакомление учащихся с возможностями использования персональных компьютеров для решения практических задач.
- отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
- Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей.
Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Причины, в силу которых необходимо ведение в школе научно- исследовательской деятельности.
Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной наук и её передовых областях. Во-вторых, это загруженность учеников выполнением плановых учебных заданий, внеклассной работой. Третьей причиной являются психологические особенности учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой её защиты и т.д.
Таким образом, понимание научного учебного исследования как образовательной технологии общего образования, способствующего развитию личности, повышению ее творческого потенциала, самоидентификации и самоопределения, задает современный контекст ее рассмотрения как эффективного способа общего образования.
Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. (Приложение 3 )
Перечислим их:
- постановка проблемы;
- изучение теории, посвященной данной проблематике;
- овладение методикой исследования;
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
- собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
- создание конечного продукта исследования.
Что должен знать учитель, который руководит научной деятельностью учащихся
Исследовательская деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, описание, объяснению, описанию, проектированию. Понятно, что правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель. Существуют определённые требования к учителю, реализующему научно- исследовательский подход к обучению. Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:
- Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
- Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.
- Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
- Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
- Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
- Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
- Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.
Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.
Таким образом, исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, знакомится с литературой по данной проблеме, анализирует собранный материал, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.
Умения и навыки, которые формируются у учащихся соответственно этапам выполнения научно- исследовательской деятельности:
Этапы исследовательской работы | Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося |
Выбора темы исследования, постановка проблемы | Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования |
Постановка целей и задач исследования | Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам |
Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет) | Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия |
Выбор методов исследования, планирование эксперимента | Объективность, логичность и абстрактность мышления; |
Проведение исследований | Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию |
Формулирование выводов | Умение кратко и логично излагать мысли |
Оформление отчета и презентации исследования | Умение оформить результаты достижений, творческий подход |
Защита исследовательской работы | Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать |
Исследования, которые я реализую в своей практике:
- экологические исследования
- исследования в рамках предмета
- исследования на межпредметном уровне
- социальное проектирование
Конечно, обучение учебному научному исследованию следует начинать с малого. Например, в обучении географии я, начиная с 6 класса, предлагаю ребятам провести небольшие исследования по определённым темам. Например, при изучении темы «Горные породы» предлагаю ребятам провести исследование по вопросу: «Что превращает гранит в песок?» Ребята определяют цель исследования: «Изучить процесс разрушения гранита»; задачи исследования: «Определить факторы разрушения гранита». В ходе исследования выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследования или подтверждаются или опровергаются. Или, при изучении других тем предлагаю провести исследования по вопросам: «Почему облачная погода бывает часто, но дождь идёт не всегда?»; «Как среди неживой природы зародилась жизнь?» и др.(см. Приложение1)
Большое внимание в своей работе в данном направление я уделяю проведению интегрированных научных исследований. В настоящее время единое тело природы и человека оказались расчленёнными на многие школьные предметы. И, на мой взгляд, именно география является точкой соприкосновения многих учебных дисциплин. Многие науки, а особенно биология, история, химия, физика, математика, информатика эффектно сочетаются с географией, обогащая её собственным специфическим содержанием.
С учащимися старших классов мы работаем над проектами, которые позволяют учащимся применить знания из разных курсов школьной программы для решения какой- то проблемы. (Приложение 1). Например, проект «Как улучшить здоровье и повысить уровень жизни населения г.Ульяновска?». Так как уровень заболеваемости в нашем районе повышается, то данная тема является очень актуальной и для решения этой проблемы учащиеся применяли знания по географии, экологии, биологии, социологии, медицине, химии. Кроме того, ученики посетили больницу, санэпидемстанцию, библиотеку, БТИ, пользовались ресурсами Интернета. Или, проект «РоАЭС - ядерный меч или панацея от энергетического кризиса в Ульяновской области». Данная тема также очень актуальна для нашего региона и для решения этой проблемы требуются знания по географии, физике, химии, биологии, социологии.
Наиболее удачными межпредметными проектами были следующие: «Цена цивилизации» (или «Возможна ли вторая жизнь мусора?»), «Сценарии третьего тысячелетия» (или «Что ждёт нас в будущем?», «В каком направлении должна развиваться наука, чтобы найти противоядие от истощения природных ресурсов?» (география, химия, биология, физика); «Какими возможностями обладает современная наука для производства продуктов питания?» (география, биология, химия, медицина, экономика); «Может ли 21 век стать веком старения населения?» (Демография, экономика, медицина, экология).
В процессе работы над научными проектами наши ученики приобретают навыки социализации и профориентации. Так, в процессе исследования ребята посещали многие организации нашего города и имели возможность познакомиться с особенностями разных профессий.
В результате обучения географии с применением научно- исследовательского подхода учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- работать с различными источниками географической информации для получения необходимых сведений;
- назвать основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;
- устанавливать роль и значение географических знаний в решении хозяйственных и социальных проблем общества и отдельных территорий;
- характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства, пространственной организации природы, населения и хозяйства отдельной территории или страны;
- устанавливать связи между отдельными компонентами природного комплекса;
- прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот; излагать суть экологических проблем отдельных территорий и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- применять простейшие приемы анализа статистических данных, сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития природных, хозяйственных и социальных проблем;
- пользоваться картой (ориентироваться по карте и на местности, разрабатывать маршруты движения, измерять расстояния по карте, определять по карте количественные и качественные характеристики изображаемых объектов и процессов, находить различные географические объекты, использовать картографические источники для прогнозирования развития событий, для решения простейших производственных и бытовых задач, знают номенклатуру карты);
- представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологий.
Результаты учебно-исследовательской деятельности учащихся
- призовые места в школьных, районных конференциях исследовательских работ, краеведческих олимпиадах, экологических олимпиадах;
- по материалам исследовательских работ разработаны наглядные пособия для учащихся;
Но я считаю, что самое ценное в таких работах это появление навыков в том, как поставить задачу, как распланировать ход ее решения. Немало важно и то, что ученик, обучается на собственных наблюдениях прослеживать логику событий, выстраивать систему доказательств и на их основе формулировать закономерность, наблюдаемых природных и социальных процессов.
О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос “что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности” ребята ответили:
- полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии (54% респондентов);
- работа над исследованием помогла моей самореализации (31%);
- в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми –исследователями, учеными, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (10%);
- в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (56%).
Научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.
Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.
Приложение 1.
Примерные темы проектно- исследовательских работ по курсу география:
6 класс
- Имеет ли вода возраст?
- Количество воды на Земле - величина постоянная или переменная?
3. Как среди неживой природы зародилась жизнь?
4. Почему облачная погода бывает часто, но дождь идёт не всегда?
- Имеет ли вода возраст?
- Куда текут реки?
- Почему одни озёра пресные, а другие соленые?
- Мы спасаем гидросферу или себя?
- Если мы пьём ту же воду, в которой плескались динозавры, то зачем её беречь?
- Может ли вулкан начать извергаться в моём дворе?
- Как меняются воды суши в пространстве и во времени?
- Какой тип гор является лучшей площадкой для строительства?
- Существуют ли правила поведения в природе?
14. Куда текут реки нашей области?
7 класс
- Пустыня- закономерность или аномалия на лике земли?
- Как повлияли исследования раннего периода на развитие Америки и их родных стран?
- Что такое экосистема и почему это должно меня заботить?
- Почему озеро Чад, являясь бессточным, имеет пресную воду?
- Как географическая карта помогает медикам в борьбе с болезнями?
- Плавают ли материки?
- Бывают ли географические закрытия?
- Как проявляется влияние природных условий на характер жилищ человека? ( В том числе в нашем регионе)
- Как проявляется влияние природных условий на характер питания человека? (В том числе в Ростовской области)
- Являются ли горы этнографическими рубежами?
- Создание морских городов - утопия или жизненно-необходимый проект?
- Стоит ли спасать тропические леса?
- Как природные условия повлияли на занятия человека? (В том числе в нашем городе).
- Как люди и животные живут в тропических лесах и как они могут лучше всего сосуществовать?
8 класс
- Зависит ли менталитет народа от природных условий?
- Есть ли необходимость создавать в зоне тундры заповедники?
- Как спасти Азовское море от натиска человека?
- Что происходит в Западной Сибири - освоение или разорение?
- Система водохранилищ на Волге - решение энергетической проблемы или гибель реки?
- Как сохранить малые народы Севера с их уникальной культурой и образом жизни?
- Как проявляется влияние природных условий на характере жилья и пищи человека в нашей стране?
- Как погода влияет на меня?
- Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту, в то время как их складки образовались в одно время?
- Связаны ли стихийные природные явления с деятельностью человека?
- Оценка экологического состояния школьных помещений (санитарно- гигиенический аспект: запыленность, освещённость, уровень шума.)
- Выявление приоритетных загрязнителей и их влияние на качество жизни жителей города Семикаракорска.
- Экологическая оценка состояния воздуха, воды, почвы в микрорайоне школы.
- Существует ли связь между уровнем загрязнения окружающей среды и здоровьем населения в Семикаракорском районе.
9 класс
- Стоит ли России сокращать армию и военные расходы до американских?
- Нужны ли иностранные инвестиции промышленности России?
- Есть ли в России реальная возможность использования альтернативных источников энергии?
- РоАЭС - ядерный меч или панацея от энергетического кризиса?
- Воды сибирских рек в Центральной Азии: утопия или жизненно - важный проект?
- Похож ли мой город на город моей бабушки?
- Как улучшить здоровье и повысить уровень жизни населения Семикаракорского района?
- Важна ли для человека национальность?
- Государственная территория России - зло, проклятие страны и народа или благо?
- Как решить проблему загрязнения городов автомобильным транспортом?
- Как решить проблему обустройства русских переселенцев на территории России (Семикаракорского района)?
- Как изменить структуру экспорта России?
- Как человек меняя среду обитания, меняется сам?
- Зонален ли человек в обычаях, религии, во всей житейской обстановке?
- Как продолжительность жизни зависит от окружающей среды и образа жизни?
- Можно ли управлять миграционными процессами?
- Что лучше: жить на пособие по безработице или заниматься нелюбимой работой?
- Как адаптироваться сельскому жителю в крупном городе?
- Каким может быть проект возрождения сельских поселений Центральной России?
- Есть ли необходимость в ликвидации ВПК?
- Как взаимосвязаны красота ландшафтов и продовольственная проблема?
- Можно ли производить экологически чистые продукты и при этом накормить всё население?
- Как спасти природу Урала и сохранить здоровье людей?
- Проект создания в Калининградской области европейских курортов.
- Проект создания мирового центра туризма на Кавказе.
- Проект создания мировых курортов в районе Кавказских Минеральных вод.
- Не разрушаем ли мы природную кладовую, которая должна стать экономической базой будущего?
- Зачем предприятиям нашего города нужны очистные сооружения?
- Мониторинг изменения состояния здоровья жителей Семикаракорско
го района.
- Есть ли аномалии тяжелых металлов вдоль автомобильных магистра лей нашего города? Их влияние на наше здоровье.
10- 11 класс
1. Может ли 21 век стать веком старения населения?
2 . Мог ли быть другой путь освоения планеты, чем тот, который выбрало
человечество?
- Могли ли другие регионы земного шара вместо Европы выполнить роль открывателя мира и объединить его в единое целое?
- В каком направлении должна развиваться наука, чтобы найти противоядие от истощения природных ресурсов?
- Куда следует направить капиталовложения общества, чтобы сохранить планету и цивилизацию?
- Насколько правомерно проведение демографической политики? Не ущемляет ли она права личности?
- Каким вы видите демографический портрет планеты к концу 21 века?
- Какими возможностями для увеличения производства продуктов питания обладает современная наука?
- Что нас ждёт в будущем? ( Сценарий третьего тысячелетия)
- Почему именно Атлантический океан стал «великим путём мировой торговли»?
- Почему Европа была и остаётся главным районом международного туризма?
- Как решить проблему загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом? ( В том числе в нашем городе.)
13. Как адаптироваться провинциальному жителю в крупном городе?
( Рекомендации абитуриентам и студентам).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время – основа научного подхода в изучении предмета.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной н...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе
Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках работы школьного научного общества учащихся....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ И НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
Современная педагогическая технология - метод проекта на уроке. Условиями для проектной деятельности являются: выработка концепции, определен...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ И НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
Современная педагогическая технология - метод проекта на уроке. Условиями для проектной деятельности являются: выработка концепции, определен...
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках физики «Лабораторная работа без описания»
Методическая разработка метода...
Научно - исследовательская деятельности учащихся, как условие активизации познавательной деятельности на уроках обществознания и истории.
Выступление на августовской конференции 2015 года...
Проблемы научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС.
Аннотация. Научно-исследовательская деятельность школьников стала весьма актуальной в современном образовательном процессе. Соответственно, педагогам и учащимся приходится сталкиваться с большим колич...
Комментарии
Очень подробно изложен
Очень подробно изложен материал. Особую ценность представляют примеры практического воплощения изложенного.
Познавательно!
Очень интересная работа!