Рабочая программа 11 класс.
рабочая программа по географии (11 класс) по теме
Рабочая программа 11 класса к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.p_maksakovsiky_11_kl..doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г. Программы среднего (полного) общего образования по географии 6-10 (базовый уровень). Под редакцией И. В. Душиной.-М.:Дрофа,2006.
Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).
Цель образовательной программы школы:
подготовка выпускника с развитой системой социокультурных ценностей, со сформированными компетентностями и освоившего программы учебных дисциплин в соответствии с индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья на основе системно-деятельностного подхода.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
1. Обеспечить соответствия образования обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
2. Организовать педагогические условия для реализации индивидуальных особенностей обучающихся на основе индивидуальных образовательных программ.
3. Внедрить разнообразные формы взаимодействия с обучающимися, обеспечивающие реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся.
4. Реализовать систему внеурочной деятельности и обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.
5. Организовать интеллектуальные и творческие соревнования, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
6.Организовать научно-практическую связь с учреждениями высшего образования.
7.Создать условия для осознанного выбора профессии обучающимися, в сотрудничестве с предприятиями города.
Цели и задачи курса:
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
- развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
- вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать кур сом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.
Содержание курса «География мира» дает возможность подгото вить учащихся к правильному восприятию окружающей действитель ности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формиро вание теоретических знаний, практических умений и навыков, необ ходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
В программу внесены следующие изменения: Темы «Политическая карта мира», «Россия в современном мире» вынесены в программу курса 10 класса.
Используемый УМК:
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010 г.
- Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 2011.
- В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2011.
На изучение курса отводится 35 часов, 1 час в неделю.
Основные методы обучения: информационно-развивающий, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, творчески-репродуктивный
Основные формы работы: Основными формами организации учебных занятий в старшей школе при изучении географии на базовом уровне являются лекции, комбинированные уроки, практические занятия, тестирование, семинары,
самостоятельная работа с разными источниками информации, выполнение заданий по плану, поисковая, исследовательская работа по картам, составление обобщающих таблиц, индивидуальная работа по заданиям.
Используемые технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, технология объяснительно-иллюстративного обучения технология, развивающего обучения, технология развития критического мышления.
Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок закрепления знаний, урок комплексного применения ЗУН учащихся, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, диктанты, работы с контурными картами.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ МИРА XI класс
(35 часов)
Раздел. Регионы и страны мира (30 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Практические работы
Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.
Раздел. Географические аспекты современных глобальных
проблем человечества (5 часов)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Практические работы
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Учебно-тематический план:
№ раздела/ темы | Название раздела темы | Количество часов | В том числе | ||
Контрольных работ | Практических работ | Лабораторных работ | |||
1 |
| 30 | |||
2 | Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. | 1 | |||
3 | Зарубежная Европа | 8 | 1 | ||
4 | Зарубежная Азия | 10 | 1 | 1 | |
5 | Австралия и Океания | 1 | 1 | ||
6 | Африка | 3 | |||
7 | Северная Америка | 5 | 2 | ||
8 | Латинская Америка | 2 | |||
9 | II. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 5 | 1 | ||
Итого | 35 | 2 | 5 |
Календарно – тематическое планирование по географии в 11 классах на 2011-2012 учебный год
№ n/n | Наименование раздела /темы программы | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | Домашнее задание | |
план | факт | |||||||
I.Регионы и страны мира | 30 | |||||||
1. | Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. | 1 | 5-10 сентября | Записи в тетради, схема- конспект, работа на политической карте мира | ||||
Зарубежная Европа | 8 | |||||||
2. | Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы. | 1 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия.
Особенности географического положения, при- родно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран
| Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуа цию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | 5-10 сентября | Стр.178-181, Задание 3,стр.216 | ||
3. | Население Зарубежной Европы | 1 | 12-17 сентября | Стр.181-183. Составить вопросы к параграфу | ||||
4. 5. | Характеристика хозяйства Европы. П/Р «Создать экономико – географическое обоснование размещения отраслей промышленности в одной из стран» | 2 | 12-17 сентября 19-24 сентября | 1урок стр.183-192 2 урок – стр.192-197 | ||||
6. | Государства – малютки. | 1 | 19-24 сентября | Составить вопросы для взаимного контроля, журналистам подготовить отчеты о конференции | ||||
7. | Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы. | 1 | 26-30 сентября | Стр.197-202 | ||||
8. | Внутренние различия в Зарубежной Европе. ФРГ. П/Р «Составить сравнительную экономико – географическую характеристику двух стран «большой семерки». | 1 | 26-30 сентябрь | Индивидуальные задания: (вопросы для обсуждения на семинарском занятии) Стр. 202-210 | ||||
9. | Обобщение по теме: Зарубежная Европа. | 1 | 3-8 октября | Кроссворд по теме «Зарубежная Европа»; Вопросы для собеседования | ||||
Зарубежная Азия | 10 | |||||||
10. 11. |
| Визитная карточка региона. Географическая картина Зарубежной Азии. | 2 | Комплексная географическая характеристика при- родных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Азии, Австралии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, со- временные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность от дельных стран Азии, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран Азии, Австралии; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | 3-8 октября | Стр.223-231 Стр.231-234 | |
12. 13. | Китай - достижения и проблемы. Внутренние различия. Пути экономического и социального преобразования. П/Р «Характеристика специализации основных с/х районов в Китае, объяснить причины» | 2 | 10-15 октября | Стр.235-241 Задание 12, стр.267 Задание 10 стр. 266 | ||||
14. | Япония: территория , границы, население. | 1 | 17-22 октября | Стр. 241-244 Задание 13, стр.268 | ||||
15. | Хозяйство Японии на пути в 21 век. П/Р «Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии». | 1 | 17-22 октября | Стр.244-249, Задание 14 стр.268 Инд задания: презентация «Индии» | ||||
16. | Индия - крупнейшая развивающаяся страна мира. | 1 | 24-29 октября | Стр.250-257, Задание 18, стр.268 | ||||
17. | Новые индустриальные страны Азии. | 1 | 24-29 октября | Схема – конспект, задания для взаимной проверки, Инд – е задания по Австралии и Океании | ||||
18. | Австралия и Океания П/Р «Составить картосхему, отражающую международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата». | 1 | 31октября-3 ноября | Конспект в тетради, стр.257-258, Задание 19. стр.268. | ||||
19. | Контрольная работа по теме «Зарубежная Азия» | 1 | 31октября-3 ноября | Составить кроссворд по теме»Зарубежная Азия» | ||||
Африка | 3 | |||||||
20. 21. |
| Общая характеристика Африки | 2 | Комплексная географическая характеристика при- родных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, при- родно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченност от дельных стран Африки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий Составлять комплексную географическую характеристику стран Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | 14-19 ноября | Стр.273-278 Задание 5 , стр.290 Стр.278-281, Задание 7 стр.290 | |
22. | Субрегионы Африки. ЮАР. П/Р «Составить прогноз экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования ресурсов региона. Назвать страны, которые имеют наибольшие перспективы успешного развития» | 1 | 21-26 ноября | Стр.281-286, Обозначение на контурной карте субрегионов Африки | ||||
Северная Америка | 5 | |||||||
23. | Географическое положение, население и природно – ресурсный потенциал США | 1 | Комплексная географическая характеристика при- родных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, при- родно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран
| Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность от дельных стран Северной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран Се верной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражаю щие географические закономерности различных явлении и процессов, их территориальные взаи модействия | 21-26 ноября | Стр.295-300, Задание 2 стр.323 | ||
24. | Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. | 1 | 28 ноября-3 декабря | Стр.300-305 | ||||
25. | География промышленности и сельского хозяйства США. Транспорт и туризм. | 1 | 28 ноября-3 декабря | Стр.305-310. Обозначить на контурной карте промышленные пояса США | ||||
26. | Макрорайоны США.П/Р «Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений.предложение путей решения экологических проблем» | 1 | 5 -10 декабря | Стр.311-316, Задание 11 ,стр.325 | ||||
27. | Канада. П/Р «Составление комплексной географической характеристики страны , определение ее географической специфики» | 1 | 5 -10 декабря- | Стр.316-318, заполнить таблицу стр.325 | ||||
Латинская Америка | 2 | |||||||
28. |
| Общая характеристика Латинской Америки. | 1 | Комплексная географиче ская характеристика при родных ресурсов, населе ния и хозяйства Латин ской Америки. Региональные различия. Особенности географиче ского положения, при- родно-ресурсного потен- циала, населения, хозяй ства, культуры, совре менные проблемы разви тия наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран
| Оценивать и объ яснять ресурсообеспеченность от дельных стран Ла тинской Америки, их демографиче скую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации насе ления и производст ва, степень природ ных, антропогенных и техногенных из менений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характери стику стран Латин ской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности раз- личных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | 12 декабря-17 декабря | Стр.331-340, Составить вопросы к параграфу | |
29. | Бразилия – тропический гигант. П/Р «Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями Бразилии». | 1 | 12 декабря-17 декабря | Стр.341-343, Задание 11 стр.348 | ||||
II.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 5 | |||||||
30. 31. |
| Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 2 | Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная,экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. | 19 декабря-24 декабря | Составить конспект –схему темы: «Глобальные проблемы человечества» Стр.351-368 | ||
32 | Повторение и обобщение | 1 | 19-24 декабря | Подготовка к итоговому контрольному тестированию | ||||
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | 19-24 декабря | |||||
34 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | 26-30 декабря | |||||
35 | Заключительный урок по курсу «Социальная и экономическая география мира» | 1 | 26-30 декабря |
Мониторинг уровня обученности:
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, диктанты, работы с контурными картами.
Плановых контрольных уроков 2 ч., зачетов-1ч., тестов 1 ч.;
Административных контрольных уроков 1 ч.
Оценочные практические работы (выделены жирным шрифтом):
- Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».
- Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
- Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского союза, объяснение полученного результата.
- Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источника загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.
- Сравнительная характеристики Канады.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учи телем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена уча щимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи ке отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре зультатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго товки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Тесты |
|
Контрольно-измерительные материалы:
Контрольная работа по теме: «Зарубежная Европа»
- Вариант
- Германия
- Норвегия
- Италия
- Австрия
- Украина
- Польша
- Ирландия
- Нет такой страны
Укажите те из перечисленных стран, которые:
- Омывают воды Балтийского моря;
- Омывают воды Средиземного моря;
- Не имеют выхода к морю;
- Имеют форму правления - монархию.
Укажите страны, на территории которых расположены месторождения следующих полезных ископаемых:
- Лотарингский железорудный бассейн;
- Верхне-Силезский каменноугольный бассейн;
- Североморский нефтегазоносный бассейн.
Укажите страну, столицей которой является:
- Рейкьявик;
- Осло;
- Дублин;
- Варшава.
Укажите страну, которой принадлежит промышленная корпорация:
- «Фиат»;
- «Фольксваген».
Укажите страны, хозяйство которых имеет специализацию на:
- рыболовстве;
- лесной промышленности;
- автомобилестроении.
Укажите страну, которая:
- имеет крупнейшее в мире химическое производство;
- по производству обуви уступает только США;
- получила название «молочной фермы» Европы.
Укажите страну, государственный язык которой относится к:
- романской языковой группе;
- славянской языковой группе;
- финно-угорской языковой группе;
Укажите страну, в которой расположены:
- Дрезденская галерея;
- Акрополь;
- Колизей
- Укажите страну, которой принадлежит морской порт Гамбург.
- Укажите, какие из перечисленных стран имеют сухопутные границы с Францией.
- Укажите страны, которые входят в «большую восьмёрку» стран мира.
- Укажите страны, в сельском хозяйстве которых преобладает интенсивное молочное животноводство, а в обслуживающем его растениеводстве – выращивание кормовых культур и серых хлебов.
2 вариант
- Франция.
- Венгрия.
- Нидерланды
- Исландия.
- Беларусь
- Финляндия
- Испания
- Нет такой страны
Укажите те из перечисленных стран, которые:
- Омывают воды Балтийского моря;
- Омывают воды Средиземного моря;
- Не имеют выхода к морю;
- Имеют форму правления – монархию.
Укажите страны, на территории которых расположены месторождения следующих полезных ископаемых:
- Лотарингский железорудный бассейн;
- Донецкий каменноугольный бассейн;
- Слохтерен (природный газ).
Укажите страну, столицей которой является:
- Рейкьявик;
- Амстердам;
- Дублин;
- Бухарест.
Укажите страну, которой принадлежит промышленная корпорация:
- «Рено»;
- «Филипс».
Укажите страны, хозяйство которых имеет специализацию на:
- рыболовстве;
- лесной промышленности;
- автомобилестроении.
Укажите страну:
- которая является «рекордсменом мира» по туризму;
- где происходит самый большой в мире цветочный аукцион;
- которую называют «молочной фермой» Европы.
Укажите страну, государственный язык которой относится к:
- романской языковой группе;
- славянской языковой группе;
- финно-угорской языковой группе;
Укажите страну, в которой расположен:
- Версальский дворцово-парковый комплекс;
- Музей Прадо;
- Колизей.
- Укажите страну, которой принадлежит морской порт Роттердам.
- Укажите, какие из перечисленных стран имеют сухопутные границы с Польшей.
- Укажите страны, которые входят в «большую восьмерку» стран мира.
- Укажите страны, в сельском хозяйстве которых преобладает интенсивное молочное животноводство, а в обслуживающем его растениеводстве – выращивание кормовых культур и серых хлебов.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
ЧАСТЬ А
Часть А содержит 6 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых верный. Запишите число, соответствующее выбранному ответу.
А-1 Население развитых стран характеризуется
1) | высокой рождаемостью |
2) | низкой рождаемостью |
3) | низкой средней продолжительностью жизни |
4) | высоким естественным приростом |
А-2. Международная организация ОПЕК представляет собой
1) | ассоциацию государств Юго-Восточной Азии |
2) | организацию стран – экспортёров нефти |
3) | Лигу арабских государств |
4) | Североамериканскую ассоциацию свободной торговли |
А-3 По тоннажу морского флота в мире лидируют страны
1) | Панама и Либерия |
2) | Великобритания и Испания |
3) | США и Япония |
4) | Россия и Канада |
А-4 Монархиями являются
1) | Австрия и Греция |
2) | Ирландия и Финляндия |
3) | Италия и Франция |
4) | Испания и Бельгия |
А-5 Индия характеризуется
1) однородностью этнического состава населения
2) ведущей ролью легкой и пищевой промышленности в хозяйстве
3) ведущей ролью животноводства в сельском хозяйстве
4) отсутствием единого экономического центра
А-6 Что характерно для стран Латинской Америки?
1) относительная бедность природными ресурсами
2) однородность этнического состава населения
3) наиболее высокий среди развивающихся стран уровень индустриализации
4) развитая транспортная сеть
ЧАСТЬ В
Часть В содержит 2 задания. Задания В-1, В-2 содержат по три правильных ответа.
В-1 Установите соответствие между типом страны и страной, относящейся к данному типу
ТИПЫ СТРАН | СТРАНА | ||
1) | наименее развитые | А) | Австралия |
2) | нефтеэкспортирующие | Б) | Сомали |
3) | «переселенческого» типа | В) | Катар |
Г) | Болгария |
В2 Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится.
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ | ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ | ||
1) | лесные | А) | неисчерпаемые |
2) | руды металлов | Б) | исчерпаемые возобновимые |
3) | энергия приливов | В) | исчерпаемые невозобновимые |
ЧАСТЬ С
Задания С требуют развёрнутого ответа. Запишите сначала номер задания, а затем полный ответ
С-1.Чем можно объяснить концентрацию центров черной металлургии Японии в Токийском, Осакском районах? Укажите не менее двух причин.
С-2. Почему доля лиц в возрасте старше 65 лет в населении Швеции в несколько раз выше, чем в Судане? Укажите не менее двух причин
Вариант 2
ЧАСТЬ А
Часть А содержит 6 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых верный. Запишите число, соответствующее выбранному ответу.
А-1 Все три государства: Великобритания, Швеция и Финляндия, – являются
1) членами ОПЕК
2) членами НАТО
3) членами ЕС
4) нейтральными странами
А-2 Государство Таиланд расположено в
1) Африке
2) Азии
3) Латинской Америке
4) Океании
А-3 Причиной тяготения черной металлургии мира к морским портам является
1) потребность в воде
2) ориентация на дешевую импортную руду
3) развитие металлоемкого судостроения
4) рост экспорта чугуна и стали
А-4 Причиной выпадения кислотных дождей является
1) разрушение озонового слоя атмосферы
2) применение твердой углекислоты для рассеивания облаков
3) чрезмерное использование минеральных удобрений в странах Западной Европы и Северной Америки
4) выброс соединений серы в атмосферу металлургическими предприятиями и ТЭС
А-5 Какое государство имеет выход к морю?
1) | Украина |
2) | Киргизия |
3) | Узбекистан |
4) | Молдавия |
А-6. Пример какой из указанных ниже стран опровергает тезис о том, что ресурсообеспеченность является определяющим фактором высокого уровня экономического развития страны?
1) США
2) Канада
3) Япония
4) Австралия
ЧАСТЬ В
Часть В содержит 2 задания. Задания В-1, В-2 содержат по три правильных ответа
В-1 Установите соответствие между страной и ее столицей.
СТРАНА | СТОЛИЦА | ||
1) | Вьетнам | А) | Анкара |
2) | Турция | Б) | Вьентьян |
3) | Лаос | В) | Ханой |
Г) | Пномпень |
В-2 Выберите три отрасли специализации хозяйства Швеции.
А) | железорудная промышленность |
Б) | нефтедобывающая промышленность |
В) | автомобилестроение |
Г) | выращивание пшеницы |
Д) | овцеводство |
Е) | морской транспорт |
ЧАСТЬ С
Задания С требуют развёрнутого ответа. Запишите сначала номер задания, а затем полный ответ
С-1 В таких странах, как Республика Корея, Япония, доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, больше, чем во многих других развитых странах. Чем это можно объяснить? Укажите не менее двух причин.
С-2 Чем объяснить, что показатель отношения численности пожилых людей (старше 60 лет) к численности детей (младше 14 лет) в Германии почти в двадцать раз превосходит этот же показатель в Замбии? Укажите не менее двух причин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...