Разработка контрольно-измерительных материалов и тестовых заданий к ЕГЭ
методическая разработка по географии (11 класс) по теме

Мастер-класс  " Разработка контрольно-измерительных материалов к ЕГЭ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.rar186.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Разработка контрольно-измерительных материалов и тестовых заданий к ЕГЭ

Русских Ольга Юрьевна, учитель географии, зам. директора по УВР

ГБОУ СОШ№374 Московского района Санкт-Петербурга

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я познакомлю вас с одним из направлений моей педагогической деятельности – разработкой КИМ и тестовых заданий к ЕГЭ.

Это направление на сегодняшний день является актуальным.

Задания должны быть составлены в соответствии с утвержденными кодификаторами, созданными на основе элементов обязательного минимума содержания

Принципами отбора содержания КИМ являются:

  1. Принцип адекватности содержания заданий обязательному минимуму содержания географического образования в основной и старшей школе.
  2. Принцип соответствия содержания заданий материалу, представленному в основных рекомендованных Министерством образования РФ школьных учебниках.

В качестве основных характеристик заданий используются:

  1. тематическая принадлежность задания;
  2. код формы задания (с выбором ответа  В, с кратким ответом  К, с развернутым ответом  Р);
  3. уровень сложности задания (базовый  Б, повышенный  П, высокий  В).

Типы используемых заданий

В КИМ ЕГЭ используются задания трех основных типов: задания с выбором ответа, открытые задания с кратким ответом  и открытые задания с разверну тым ответом.

Сегодня я  познакомлю вас с методикой составления заданий с выбором ответа.

Задания с выбором одного правильного ответа из 4-х предложенных вариантов (В) используются для проверки знаний и умений по всем содержательным линиям школьной географии на базовом (Б) и повышенном (П) уровне. Используются следующие разновидности заданий с выбором ответа:

В1 – задания, состоящие из вопроса и 4-х  вариантов ответа на него, из которых только один правильный.

Что является необходимым признаком рыночной экономики?

1)

свободное ценообразование

2)

использование новых технологий

3)

высокое качество продукции

4)

рост числа крупных предприятий

//Ответ: 1

 В2 – задание, состоящее из основной части и 4-х дополнений к нему, из которых только одно правильное. 

Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, является причиной

  1. понижения температуры нижних слоев атмосферы
  2. повышения температуры нижних слоев атмосферы
  3. отравления организмов
  4. увеличения радиационного фона Земли

//Ответ: 2

В3 - Задание, состоящее из вопроса (или предписания), перечня двух или более содержательных элементов для анализа  и  четырех вариантов ответа, из которых только один правильный. Ответы в данном задании включают один элемент из перечня, несколько элементов в разном сочетании или в ответе указывается, что все элементы являются правильными или ни один из них.

Верны ли утверждения о топливно-энергетическом комплексе России?

А.

В структуре топливно-энергетического баланса России преобладает уголь.

Б.

Транспортировка электроэнергии входит в состав топливно-энергетического комплекса.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

//Ответ: 2

В4 - задания на выбор одного правильного из 4-х предложенных наборов букв (или цифр), выбранных из предложенного перечня.

 

А)

США

Б)

Канада

В)

Мексика

Г)

Куба

Д)

Перу

Е)

Аргентина

Выделите страны – участницы Североамериканского Соглашения о свободной торговле:


Укажите верный ответ.

1)

АБД

2)

АБВ

3)

БГД

4)

ГДЕ

//Ответ: 2

Требования к качеству и формату заданий для единого государственного экзамена

1. Общие требования к заданиям разного типа

1.1. Задания должны быть направлены на проверку значимых элементов содержания, а не тех, для которых проще формулируются задания.

1.2. Задание должно проверять освоение одного элемента содержания.

1.3. Текст задания должен исключать всякую двусмысленность и неясность формулировок.

1.4. Текст задания, как правило,  формулируется предельно кратко, т.е. освобождается от всякого постороннего для данной проблемы материала. Текст задания должен иметь предельно простую синтаксическую конструкцию.

1.5. В задании не используются слова, вызывающие различное понимание у испытуемых, а также слова, являющиеся подсказкой, например, «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

1.6. Задания должны быть независимы друг от друга, т.е. выполнение одного задания не должно помогать выполнению другого задания (использование «зависимых» заданий в одном тесте недопустимо, поэтому, в случае наличия таких заданий в базе, они обозначаются как несовместимые). В заданиях, носящих составной характер (например, в группе заданий, относящихся к одному тексту), необходимо также обеспечить, чтобы выполнение одного задания не зависело от выполнения другого задания данной группы.

1.7. В заданиях, носящих составной характер, необходимо обеспечить, чтобы в заданиях не дублировался объект контроля.

1.8. В тексте задания исключается двойное отрицание.

1.9. Используемая в заданиях терминология не должна выходить за рамки учебной литературы, используемой в школе.

1.10. Если в задании базового уровня изложена ситуация или обстоятельства, то они должны быть знакомы учащимся.

1.11. Если в задании используется аббревиатура, то она может употребляться в тексте только после того, как она указана в скобках после полного названия. Исключением могут являться общеупотребительные аббревиатуры (ЮАР, НАТО, СНГ, СССР, КПСС, ООН, ГЭС, ЭВМ, ГДР, ФРГ и т.д.) или аббревиатуры, которые учащиеся должны знать (именно как аббревиатуры, т.е. не зная их расшифровки) (ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти), АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии)) и т.д.).

1.12. Если в задании используются сокращения, то необходимо следить за правильностью их написания:

        

2. Дополнительные требования к заданиям с выбором ответа

2.2. В заданиях базового уровня в ответы целесообразно включать не более двух-трех важных, ключевых слов.

2.3. В заданиях базового уровня не должно требоваться выбрать один НЕПРАВИЛЬНЫЙ ответ при наличии нескольких правильных.

2.4. Из текста задания исключаются все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки.

2.5. Задания с отрицаниями в основной части не используются в базовой части КИМ. Если такое задание имеется в повышенной части работы, то частицу НЕ или слово, выражающее отрицание, необходимо выделить в тексте (жирным шрифтом с подчеркиванием).

2.6. Задания должны иметь одинаково правдоподобные дистракторы, одинаково привлекательные для выбора.

2.7. Правильный ответ не должен отличаться какими-либо формальными признаками от неправильных ответов (дистракторов). В частности, все ответы, по возможности, должны быть приблизительно одной длины.

2.8. Исключаются ответы, вытекающие один из другого или дополняющие друг
друга.

2.9. При формулировке дистракторов не следует использовать выражения: «ни один из перечисленных», «все перечисленные» и т.д., так как они способствуют угадыванию правильного ответа.

2.10. Из ответов, как правило, исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания.

2.11. Все ответы должны быть грамматически согласованными с основной частью задания.

2.12. Если ответ выражен в виде числа, то, как правило, эти числа располагаются от меньшего к большему или наоборот. При этом, если в ответе имеются числа 1, 2, 3 и 4, то они должны стоять под соответствующими номерами.

2.13. Все ответы должны быть перечислены либо строго друг под другом, либо в одну строку, чтобы учащиеся не тратили времени на ориентировку в разнообразии возможных способов пространственного размещения ответов. Исключение составляют ответы в виде рисунков. В этом случае номера ответов располагаются слева направо (1  2), а ниже – (3  4).

Я предлагаю разработать тестовые задания на проверку знаний по теме  «Великие географические открытия и путешествия», а именно

Попробуйте составить задания с выбором ответа на предложение -  Первое кругосветное путешествие совершил Фернан Магеллан.

1 гр. - задания, состоящие из вопроса (или предписания) и 4-х вариантов ответа (или элементов для выбора) к нему, из которых только один ответ правильный (код формы В1).

2гр. - задания, состоящие из основной части и 4-х дополнений к нему, из которых только одно правильное (код формы В2).

3 гр. -  Задания, состоящие из вопроса (или предписания), перечня двух или более содержательных элементов для анализа  и  четырех вариантов ответа, из которых только один правильный. Ответы в данном задании включают один элемент из перечня, несколько элементов в разном сочетании или в ответе указывается, что все элементы являются правильными или ни один из них (код формы В3).

Задания, предлагающие для анализа два суждения по одной теме (позиции кодификатора), требующие выбора одной из 4-х приведенных оценок (код формы В3).

Гр. 4 -  задания на выбор одного правильного из 4-х предложенных наборов букв (или цифр), выбранных из предложенного перечня (код формы В4).

Проверим,  какие задания вы можете предложить для проверки знаний по заданной теме.

При необходимости вы можете получить  информацию по данному направлению работы, на сайте Интернета по адресу:  www.ege.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка контрольно-измерительных материалов к дифференцированным зачётам

Материал выполнен в виде презентации для проведения семинара по подготовке контрольно-измерительных материалов к дифференцированным зачётам в учреждениии среднего профессионального образования....

"Разработка контрольно-измерительных материалов для оценивания планируемых результатов в соответствии с ФГОС"

Выступление на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии СВАО...

Методические рекомендации по разработке контрольно - измерительных материалов для выявления уровня подготовки студентов СПО

Федеральные Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения устанавливают, что учебные заведения при подготовке специалистов обязаны обеспечивать га...

Разработка контрольно измерительных материалов

Разработка контрольно измерительных материалов...

Учебно-методическая разработка "Контрольно-измерительные материалы"

В этой работе размещены итоговые вопросы для повторения. Контрольно-измерительные материалы представлены в разной форме: в форте кроссвордов, тестов, вопросов по изученной теме....

Статья "Методические аспекты разработки контрольно-измерительных материалов в программе PowerPoint для организации формирующего контроля и подготовки обучающихся к итоговой аттестации в средней школе".

В последнее время многие современные учителя  используют компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности при подготовке к занятиям, сами создают свои ресурсы в программе PowerPoint,...


 

Комментарии

Для достижения наилучших результатов необходима качественная подготовка учащихся, да и учитель должен быть достаточно компетентен в данном направлении работы, поэтому одно из направлений моей педагогической деятельности – разработка КИМ и тестовых заданий к ЕГЭ.