Реализация метода проектов на уроках английского языка у учащихся с ЗПР как средство формирования положительного интереса к предмету.
статья по английскому языку на тему
В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим, его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_metoda_proektov_na_urokah_angliyskogo_yazyka_u_uchashchihsya_s_zpr.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация метода проектов на уроках английского языка у учащихся с ЗПР как средство формирования положительного интереса к предмету.
Перевозчикова Любовь Николаевна,
учитель английского языка МКОУ «Школа № 47»
В настоящее время в центре внимания всей системы образования и воспитания стоит ученик и его личностные особенности и потребности. Таким образом, основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, а также воспитательной работы, которые оптимально соответствуют развитию личности учащегося.
В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим, его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет.
В сфере перехода на новые общеобразовательные стандарты, проектная методика и использование ИКТ на уроках иностранного языка имеет особые преимущества в сфере обучения и воспитания разносторонне-развитой личности учащегося. На своих уроках я сочетаю метод проектов с использованием ИКТ, т.к. считаю, что в настоящее время это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, позволяющая осуществить деятельностный подход в обучении успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции обучающихся. Кроме того, применение ИКТ является эффективным фактором для развития мотивации учащихся.
Возникает необходимость в создании условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают исследовательские умения, развивают системное мышление - все это позволяет метод проектов.
Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование.
Причины применения метода проектов в обучении:
- необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)
- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Выполнение разнообразных учебных проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, узнать многое из того, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствуют развитию более широкого взгляда на проблемы современного общества и жизни, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.
Задача учителя - с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, потребностей, планов на будущее – создать такую рабочую атмосферу, которая бы стимулировала их мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность.
На уроках создаются такие условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно получают знания из разных источников;
- учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;
- развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.)
- развивают аналитическое мышление.
Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.
Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но часто эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, добывают необходимую информацию.
- осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: он становится партнером и консультантом.
- весь учебный процесс ориентирован на учащегося, где учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта.
Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося. Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от нее во многом зависит дальнейшая социальная адаптация личности. Каждая новая потребность вызывает интерес учащихся, поддерживая общий мотивационный срок обучения на достаточно высоком уровне.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство, потому что:
- благодаря проекту, повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
- проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
- проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.
- выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Значительно активизируется деятельность учащихся на уроке. Даже наименее мотивированные учащиеся проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий. Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. Метод проектной деятельности в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, а способствует становлению творческой личности.
Используя метод проектов, у учащихся повышается мотивация к изучению иностранного языка, которая снижена у учащихся с задержкой психического развития. Он способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Применение метода проектов повышает интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации, при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка!
В сфере реализации ФГОС в учебно-образовательном процессе делается акцент на формирование универсальных учебных действий, проектная методика полностью соответствует требованиям ФГОС, т.к. она развивает следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, мотивация к изучению иностранного языка, саморегуляция и самоорганизация учащихся, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально и проявлять себя в группе.
Таким образом, осуществление проектной деятельности в рамках внедрения ФГОС обеспечивает прочное усвоение учебного материала, наравне с интеллектуальным и нравственным развитием обучающихся, т.е. имеет внутренний и внешний результат, а это - важные составляющие личностно- ориентированного обучения и показатели сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных. Метод проектов помогает мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности моих учащихся и ориентироваться на их опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития, особенности его памяти, восприятия и мышления. С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов позволяет решить проблему мотивации и интереса к изучаемому языку, создать положительный настрой у учащихся и научить их применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения проблем.
Использованные ресурсы:
1. Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. Е.С. Полат - М., 2006.
2. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: Изд-во АРКТИ, 2005.
Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Изд-во Просвещение, 2003.
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000.
4. Савченко Г. А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка. М.: Изд-во Панорама, 2006.
5. Филатов В.П. Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Феникс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся.
Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов (МП), который в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самоорганизации деятельности шко...
«Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся»
Целью моей данной работы является изучение влияния идей метода проектов на познавательное, творческое и личностное развитие учащихся, а также обобщение собственного опыта работы методом проектов...
Использование метода проектов на уроках английского языка как средство формирования положительной мотивации к иноязычной культуре.
Проектная методика на уроках иностранного языка...
Статья "РЕГИОНОВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ"
Статья для учителей иностранного языка по проблеме регионоведения...
Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...
Статья "Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка"
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...
Использование метода проектов на уроках английского языка в среднем звене у учащихся с ЗПР как средство формирования положительного интереса к предмету.
Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося. Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от нее во много...
- Мне нравится (1)