Планирование
календарно-тематическое планирование (география) по теме
В данном разделе представленно планирование для 6-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tem_plan_789kl.doc | 264 КБ |
tem_plan_6klass.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учебная программа по географии 7 класс.
Количество уроков: 68 (2 часа в неделю)
Учебник: Душина В. И., Коринская В. А., Щенёв В. А. «География. Наш дом- Земля. Материки и океаны, народы и страны», Москва, издательство «Дрофа», 2009г.
Методические пособия:
1.Никитина Н. А. «Материки и океаны, народы и страны» (поурочные разработки), Москва, «Вако», 2005г
- Воробцова Т. Н. «География 7 класс», Волгоград, 2004г
Учебная программа составлена на основе Федерального Базисного учебного плана, «Примерной программы основного общего образования по географии для 7 класса», Москва, издательство «Дрофа», 2008г.
По учебному плану на курс «Материки, океаны, народы и страны» отведено 68 часов
Список литературы для учителя:
1. Воробцова Т. Н. «География 7 класс», Волгоград, 2004г
2. Душина В. И., Коринская В. А, Щенёв В. А. «География. Наш дом- Земля. Материки и океаны, народы и страны», Москва, издательство «Дрофа», 2009г
3. «Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы», Москва, «Дрофа»,2002г.
4. «Примерные программы по географии» Сборник нормативных документов «География», Москва, «Дрофа», 2008г.
5. Никитина Н. А. «Материки и океаны, народы и страны» поурочные разработки, Москва, «Вако», 2005г
6. «2500 тестов и проверочных работ», Москва, «Дрофа», 1999г
7.Пятунин В. Б. «Контрольные и проверочные работы по географии», Москва, «Дрофа», 2002г
Список литературы для учащихся:
- Душина В. И., Коринская В. А,, Щенёв В. А. «География. Наш дом- Земля. Материки и океаны, народы и страны», Москва, издательство «Дрофа», 2009г
- Душина В.И. Рабочая тетрадь «География материков и океанов. 7класс», Москва, «Дрофа», 2009г
- атлас «География материков и океанов», Москва, Роскартография, 2009г
№ | Тема раздела, урока | Практическая работа | Дата |
Раздел «Материки, океаны, народы и страны» (68ч) ВВЕДЕНИЕ (4ч) | |||
1/1 | Как люди открывали мир. Основные этапы накопления знаний о Земле. | ||
2/2 | Карта – особый источник географических знаний | ||
3/3 | Способы изображения основного содержания карты. Практическая работа «Обучение приёмам работы с источниками географической информации» | Пр.р. «Обучение приёмам работы с источниками географической информации» | |
4/4 | Практическая работа «Чтение и анализ карт атласа и учебника. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек». | Пр.р. «Чтение и анализ карт атласа и учебника. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек». | |
1.ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (9ч) | |||
5/1 | Литосфера и рельеф Земли. Практическая работа «Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит)». | Пр.р. «Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит)». | |
6/2 | Атмосфера. Климатообразующие факторы | ||
7/3 | Климаты Земли. Практическая работа «Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся)». | Пр.р. «Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся)» | |
8/4 | Мировой океан, его роль. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Практическая работа «Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши» | Пр.работа «Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши» | |
9/5 | Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии | ||
10/6 | Природные комплексы. Природная зона. Географическая зональность. Практическая работа «Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии». | Практическая работа «Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии». | |
11/7 | Расселение человека по материкам. Человечество – это народы. Страны мира. Практическая работа «Обозначение на к/карте направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время, стран, в которых в настоящее время происходят особые природные явления, а также важные события в жизни народов» | Практическая работа «Обозначение на к/карте направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время, стран, в которых в настоящее время происходят особые природные явления, а также важные события в жизни народов» | |
12/8 | Географический диктант на знание номенклатуры | ||
13/9 | Итоговое занятие по теме: «Главные особенности природы Земли» | ||
2. МАТЕРИКИ И СТРАНЫ (55ч) | |||
А) АФРИКА (7ч) | |||
14/1 | ФГП, история открытия, рельеф Африки. Практическая работа «Определение географических координат, простых точек протяжённости материка с С-Ю, З-В в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка» | Пр.р. «Определение географических координат, простых точек протяжённости материка с С-Ю, З-В в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка» | |
15/2 | Климат и внутренние воды Африки. Практическая работа «Анализ климатических диаграмм: сопоставление их с показателями климатической карты; оценивание климатических условий на материке для жизни населения» | Практическая работа «Анализ климатических диаграмм: сопоставление их с показателями климатической карты; оценивание климатических условий на материке для жизни населения» | |
16/3 | Природные зоны Африки. Влияние человека на природу. Практическая работа «Определение причин разнообразия природных зон материка» | Пр.р. «Определение причин разнообразия природных зон материка» | |
17/4 | Народы и страны Африки | ||
18/5 | Практическая работа «Характеристика одной из африканских стран по картам атласа (по выбору учителя)» | Пр.р. «Характеристика одной из африканских стран по картам атласа (по выбору учителя)» | |
19/6 | Географический диктант на знание номенклатуры | ||
20/7 | Итоговое занятие по теме: «Африка» | ||
Б) АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (6ч) | |||
21/1 | ФГП, история открытия, рельеф Австралии. Практическая работа «Сравнение ГП Австралии и Африки, определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов» | Пр.р. «Сравнение ГП Австралии и Африки, определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов» | |
22/2 | Климат и внутренние воды Австралии | ||
23/3 | Органический мир. Природные зоны Австралии | ||
24/4 | Австралийский Союз. Практическая работа «Обоснование причин современного размещения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения» | Практическая работа «Обоснование причин современного размещения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения» | |
25/5 | ФГП, природа и население Океании. Практическая работа «Описание по картам и тексту учебника одного из островов Океании» | Практическая работа «Описание по картам и тексту учебника одного из островов Океании» | |
26/6 | Итоговое занятие по теме: «Австралия и Океания» | ||
В) ЮЖНАЯ АМЕРИКА (6ч) | |||
27/1 | ФГП, история открытия, рельеф Южной Америки. Практическая работа «Определение сходства и различия в рельефе Южной Америки и Африки» | Пр.р. «Определение сходства и различия в рельефе Южной Америки и Африки» | |
28/2 | Климат и внутренние воды Южной Америки. Практическая работа «Сравнительное описание по картам крупнейших речных систем Южной Америки и Африки» | Пр.р. «Сравнительное описание по картам крупнейших речных систем Южной Америки и Африки» | |
29/3 | Природные зоны. Изменение природы материка | ||
30/4 | Народы и страны Южной Америки | ||
31/5 | Практическая работа «Характеристика особенностей природы и населения одной из стран Южной Америки (по выбору)» | Пр.р. «Характеристика особенностей природы и населения одной из стран Южной Америки (по выбору)» | |
32/6 | Итоговое занятие по теме: « Южная Америка» | ||
Г) ОКЕАНЫ (5ч) | |||
33/1 | Тихий океан | ||
34/2 | Индийский океан | ||
35/3 | Атлантический океан | ||
36/4 | Северный Ледовитый океан. Практическая работа «Изображение на к/карте природных поясов и особых (азональных) аквальных комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственной деятельности на нём в одном из океанов (по выбору)» | Пр.р. «Изображение на к/карте природных поясов и особых (азональных) аквальных комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственной деятельности на нём в одном из океанов (по выбору)» | |
37/5 | Практическая работа «Сравнительная характеристика двух океанов (по выбору )» | Пр.р. «Сравнительная характеристика двух океанов (по выбору )» | |
Д) АНТАРКТИДА (3ч) | |||
38/1 | ФГП, открытие и исследование Антарктиды. | ||
39/2 | Природа материка. Практическая работа «Сравнение природы Арктики и Антарктики; объяснение причин полученных результатов сравнения» | Практическая работа «Сравнение природы Арктики и Антарктики; объяснение причин полученных результатов сравнения» | |
40/3 | Итоговое занятие по теме: «Антарктида» | ||
Е) СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (7ч) | |||
41/1 | ФГП, история открытия, рельеф Северной Америки. | ||
42/2 | Климат и внутренние воды Северной Америки. Практическая работа «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения» | Пр.р. «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения» | |
43/3 | Природные зоны. Изменение природы материка под влиянием хозяйственной деятельности человека. | ||
44/4 | Народы и страны Северной Америки | ||
45/5 | Практическая работа «Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования)» | Пр.р. «Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования)» | |
46/6 | Географический диктант на знание номенклатуры | ||
47/7 | Итоговое занятие по теме: «Северная Америка» | ||
Ж) ЕВРАЗИЯ (18ч) | |||
48/1 | ФГП, история открытия Евразии. | ||
49/2 | Рельеф Евразии | ||
50/3 | Климат Евразии. Практическая работа «Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности» | Пр.р. «Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности» | |
51/4 | Внутренние воды Евразии. | ||
52/5 | Природные зоны. Практическая работа «Сравнительная характеристика природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения». | Пр.р. «Сравнительная характеристика природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения». | |
53/6 | Народы и страны Евразии. Страны Северной Европы | ||
54/7 | Страны Западной Европы | ||
55/8 | Страны Восточной Европы | ||
56/9 | Страны Балтии | ||
57/10 | Географический диктант на знание номенклатуры | ||
58/11 | Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии | ||
59/12 | Страны Закавказья | ||
60/13 | Страны Центральной Азии | ||
61/14 | Страны Восточной Азии | ||
62/15 | Страны Южной и Юго-Восточной Азии Практическая работа «Обозначение на к/карте стран, сгруппированных по различным признакам» | Практическая работа «Обозначение на к/карте стран, сгруппированных по различным признакам» | |
63/16 | Географический диктант на знание номенклатуры | ||
64/17 | Практическая работа «Описание и сопоставление по картам одной из стран Зарубежной Европы и Зарубежной Азии» | Пр.р. «Описание и сопоставление по картам одной из стран Зарубежной Европы и Зарубежной Азии» | |
65/18 | Итоговое занятие по теме: «Евразия» | ||
З) ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ (3ч) | |||
66/1 | Особенности географической оболочки. Взаимодействие природы и общества Практическая работа «Выявление природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия» | Практическая работа «Выявление природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия» | |
67/2 | Экскурсия в природу. Практическая работа «Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы» | Практическая работа «Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы» | |
68/3 | Итоговое занятие за курс: «География материков и океанов» |
Пояснительная записка
Учебная программа по географии 9 класс
Количество уроков: 68 (2 урока в неделю)
Учебник: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А «География России. Хозяйство и географические районы»,- Москва, издательство «Дрофа», 2004г.
Методические пособия:
1.Жижина Е. А. «Население и хозяйство России» (поурочные разработки), Москва, «Вако», 2005г
2.Воробцова Т. Н. «География 9 класс», Волгоград, 2004г
Учебная программа составлена на основе Федеральной программы (автор – Баринова И. И., Дронов В. П., Москва, издательство «Дрофа», 2004г.) и «Сборника нормативных документов» Москва, издательство «Дрофа», 2006г.
Список литературы для учителя:
1.Воробцова Т. Н. «География 9 класс», Волгоград, 2004г
2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А «География России. Хозяйство и географические районы»,- Москва, издательство «Дрофа», 2009г.
3.Жижина Е. А. «Население и хозяйство России» (поурочные разработки), Москва, «Вако», 2005г
4. «2500 тестов и проверочных работ», Москва, «Дрофа», 1999г
5.Пятунин В. Б. «Контрольные и проверочные работы по географии», Москва, «Дрофа», 2002г
6. «Сборник нормативных документов. География», Москва, «Дрофа», 2003
Список литературы для учащихся:
1. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А «География России. Хозяйство и географические районы»,- Москва, издательство «Дрофа», 2009г.
2. Дронов В.П. Рабочая тетрадь «Хозяйство России. 9 класс», Москва, «Дрофа», 2006г
3.атлас «География России», Москва, Роскартография, 2009г.
№ | Тема раздела, урока | Практическая работа | Дата |
1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (22ч) (продолжение) | |||
А) Вторичный сектор экономики – отрасли перерабатывающие сырьё (6ч) | |||
1/1 | Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса. Топливная промышленность России. | ||
2/2 | Нефтяная промышленность | ||
3/3 | Практическая работа «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам» | Практическая работа «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам» | |
4/4 | Газовая промышленность | ||
5/5 | Угольная промышленность Практическая работа «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам» | Практическая работа «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам» | |
6/6 | Электроэнергетика | ||
Б) Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества (9ч) | |||
7/1 | Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия. | ||
8/2 | Практическая работа «Составление характеристики одной из металлургических баз РФ по картам и статистическим материалам» | Практическая работа «Составление характеристики одной из металлургических баз РФ по картам и статистическим материалам» | |
9/3 | Цветная металлургия. Практическая работа «Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия» | Практическая работа «Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия» | |
10/4 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий. | ||
11/5 | Лесная промышленность | ||
12/6 | Практическая работа «Характеристика одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам» | Практическая работа «Характеристика одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам» | |
13/7 | Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. Практическая работа «Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения» | Практическая работа «Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения» | |
14/8 | Пищевая промышленность | ||
15/9 | Лёгкая промышленность. | ||
В) Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги (7ч) | |||
16/1 | Инфраструктурный комплекс. | ||
17/2 | Роль транспорта Сухопутный транспорт. Водный и другие виды транспорта. | ||
18/3 | Связь. Сфера обслуживания | ||
19/4 | Научный комплекс | ||
20/5 | География социальной сферы | ||
21/6 | География рекреационного хозяйства России | ||
22/7 | Итоговое занятие по теме: «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география» | ||
2. Регионы России (42ч) | |||
А) Районирование территории (2ч) | |||
23/1 | Экономическое районирование. Районирование России. Практическая работа «Анализ разных видов районирования России» | Практическая работа «Анализ разных видов районирования России» | |
24/2 | Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона севера, их особенности и проблемы | ||
Б) Районы и крупные регионы России (40ч) | |||
25/1 | Особенности природы, истории и географии хозяйства | ||
26/2 | Европейский Север. Особенности ЭГП | ||
27/3 | Хозяйство Европейского Севера. | ||
28/4 | Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район. | ||
29/5 | Центральная Россия | ||
30/6 | Население и трудовые ресурсы. Экономика и её территориальная структура | ||
31/7 | Москва и Московский столичный регион | ||
32/8 | Практическая работа «Анализ взаимодействия природы и человека на примере Центральной России» | Практическая работа «Анализ взаимодействия природы и человека на примере Центральной России» | |
33/9 | Европейский Юг | ||
34/10 | Поволжье. | ||
35/11 | Практическая работа «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья» | Практическая работа «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья» | |
36/12 | Население и хозяйство Поволжья. | ||
37/13 | Урал. Практическая работа «Выявление и анализ условий для хозяйственного развития Урала» | Практическая работа «Выявление и анализ условий для хозяйственного развития Урала» | |
38/14 | Тест «Западная Россия» | ||
39/15 | Азиатская Россия. Этапы и проблемы и перспективы развития. Практическая работа «Сравнение ГП регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство» | Практическая работа «Сравнение ГП регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство» | |
40/16 | Западная Сибирь. | ||
41/17 | Западно–Сибирская равнина . Богатство и разнообразие природных ресурсов | ||
42/18 | Практическая работа «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека» | Практическая работа «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека» | |
43/19 | Хозяйство Западной Сибири. | ||
44/28 | Восточная Сибирь. Географическое положение и природные условия | ||
45/29 | Север Восточной Сибири. Особенности природы | ||
46/30 | Основные историко-географические этапы формирования региона | ||
47/31 | Хозяйство Восточной Сибири | ||
49/32 | Практическая работа «Составление характеристики Норильского промышленного узла» | Практическая работа «Составление характеристики Норильского промышленного узла» | |
50/33 | Практическая работа «Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе» | Практическая работа «Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе» | |
51/34 | Южная Сибирь. Географическое положение и природа | ||
52/35 | Хозяйство Южной Сибири | ||
53/36 | Дальний Восток. Особенности географического положения и природные условия | ||
54/37 | Практическая работа «Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока» | Практическая работа «Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока» | |
55/38 | Хозяйство Дальнего Востока | ||
56/39 | Тест «Восточная Россия» | ||
57/40 | Итоговое занятие по теме «Регионы России» | ||
3. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (4ч) | |||
65/1 | Место России среди стран мира | ||
66/2 | Россия и страны СНГ | ||
67/3 | Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового культурного наследия в России | ||
68/2 | Итоговое занятие |
Пояснительная записка
Учебная программа по географии 8 класс.
Количество уроков: 68 (2 урока в неделю)
Учебник: «Природа России» Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А., Москва, «Дрофа», 2007г.
Методические пособия:
1.Жижина Е. А. «Природа России» (поурочные разработки), Москва, «Вако», 2005г
2.Воробцова Т. Н. «География 8 класс», Волгоград, 2004г
Учебная программа составлена на основе Федерального Базисного учебного плана и «Примерной программы основного общего образования по географии для 8 класса», Москва, издательство «Дрофа», 2008г.
По учебному плану на курс «География России» 8 класс отводится 68 часов.
Список литературы для учителя:
1. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. «Природа России» Москва, «Дрофа», 2008г.
2. Воробцова Т. Н. «География 8 класс», Волгоград, 2004г
3. Жижина Е. А. «Природа России» (поурочные разработки), Москва, «Вако», 2005г
4. «2500 тестов и проверочных работ», Москва, «Дрофа», 1999г
5.Пятунин В. Б. «Контрольные и проверочные работы по географии», Москва, «Дрофа», 2002г.
6. «Сборник нормативных документов. География», Москва, «Дрофа», 2006г
Список литературы для учащихся:
1. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. «Природа России» Москва, «Дрофа», 2008г.
2.Дронов В.П. Рабочая тетрадь «Природа России. 8 класс», Москва, «Дрофа», 2009г
3.атлас «География России», Москва, Роскартография, 2009г
№ | Тема раздела, урока | Практическая работа | Дата |
1.ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ (10Ч) | |||
1/1 | Географическое положение России. Практическая работа «Характеристика географического положения России» | Практическая работа «Характеристика географического положения России» | |
2/2 | Особенности и виды ГП России. Практическая работа «Сравнение ГП России и других стран» | Практическая работа «Сравнение ГП России и других стран» | |
3/3 | История освоения и изучения территории России | ||
4/4 | Огромные российские пространства: плюсы и минусы | ||
5/5 | Границы России. | ||
6/6 | Разница во времени на территории России | ||
7/7 | Практическая работа «Определение поясного времени для разных городов России» | Практическая работа «Определение поясного времени для разных городов России» | |
8/8 | Этапы и методы географического изучения территории России | ||
9/9 | Федеративное устройство России. Субъекты Федерации. Кемеровская область | ||
10/10 | Федеральные округа | ||
2. ПРИРОДА (40ч) | |||
А) геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (9ч) | |||
11/1 | Геологическая история и геологическое строение территории России | ||
12/2 | Рельеф России | ||
13/3 | Развитие форм рельефа | ||
14/4 | Стихийные природные явления в литосфере | ||
15/5 | Минеральные ресурсы России | ||
16/6 | Практическая работа «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых» | Практическая работа «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых» | |
17/7 | Человек и литосфера | ||
18/8 | Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности | ||
19/9 | Итоговое занятие по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» | ||
Б) климат и климатические ресурсы (7ч) | |||
20/1 | Факторы, определяющие особенности климата России | ||
21/2 | Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. | ||
22/3 | Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Практическая работа «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны» | Практическая работа «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны | |
23/4 | Типы климатов России | ||
24/5 | Практическая работа «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды» | Практическая работа «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды» | |
25/6 | Зависимость человека от климата. Климат своего региона. Практическая работа «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения» | Практическая работа «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения» | |
26/7 | Итоговое занятие по теме: «Климат и климатические ресурсы» |
| |
В) внутренние воды и водные ресурсы (8ч) | |||
27/1 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | ||
28/2 | Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. | ||
29/3 | Практическая работа «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования» | Практическая работа «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования» | |
30/4 | Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | ||
31/5 | Практическая работа «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата» | Практическая работа «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата» | |
32/6 | Водные ресурсы и человек. Практическая работа «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России» | Практическая работа «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России» | |
33/7 | Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности | ||
34/8 | Итоговое занятие по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы» |
| |
Г) почвы и почвенные ресурсы (5ч) | |||
35/1 | Образование почв и их разнообразие | ||
36/2 | Закономерности распространения почв. Практическая работа «Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования» | Практическая работа «Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования» | |
37/3 | Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель и охрана почв | ||
38/4 | Особенности почв своего региона и своей местности | ||
39/5 | Итоговое занятие по теме: «Почвы и почвенные ресурсы» | ||
Д) растительный и животный мир (6ч) | |||
40/1 | Растительный мир России | ||
41/2 | Животный мир России | ||
42/3 | Биологические ресурсы. Охрана органического мира | ||
43/4 | Практическая работа «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса» | Практическая работа «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса» | |
44/5 | Растительный и животный мир своего региона и своей местности | ||
45/6 | Итоговое занятие по теме: «Растительный и животный мир» |
| |
Е) природное районирование (5ч) | |||
46/1 | Разнообразие природных комплексов России. Моря как крупные природные комплексы | ||
47/2 | Природно-хозяйственные зоны России. Практическая работа «Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах» | Практическая работа «Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах» | |
48/3 | Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей, полупустынь и пустынь. | ||
49/4 | Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы Особо охраняемые природные территории | ||
50/5 | Природная зона своей местности, её экологические проблемы |
| |
3.Население России (10ч) | |||
51/1 | Численность населения России. Практическая работа «Анализ карт населения» | Практическая работа «Анализ карт населения» | |
52/2 | Особенности воспроизводства российского населения | ||
53/3 | Своеобразие половозрастной пирамиды в России. Практическая работа «Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и её отдельных территорий» | Практическая работа «Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и её отдельных территорий» | |
54/4 | Россия – многонациональное государство. Практическая работа «Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений» | Практическая работа «Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений» | |
55/5 | Городское и сельское население | ||
56/6 | Географические особенности расселения сельского населения | ||
57/7 | Миграции населения | ||
58/8 | Люди и труд | ||
59/9 | Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие | ||
60/10 | Итоговое занятие по теме: «Население России» | ||
4.ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (8Ч) | |||
61/1 | Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. | ||
62/2 | Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу | ||
63/3 | Природно-ресурсный потенциал России | ||
64/4 | Сельское хозяйство. | ||
65/5 | Земледелие и животноводство | ||
66/6 | Лесное хозяйство. | ||
67/7 | Рыбное хозяйство | ||
68/8 | Итоговое тестирование | Тест |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к примерной программе основного общего образования по географии 6 -9 классы. Под редакцией И.В. Душиной, М. Дрофа, 2005г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Начальный курс географии». Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией Герасимовой Т.П., Москва, «ДРОФА» 2006,
а также дополнительных пособий:для учителя
Герасимова Т.П. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение» 1991 г.
- Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.
- Куприн А.М. «Умей ориентироваться на местности». Москва 1972 г.
- Ладилова Н.Н. Физическая география 6 кл., Дидактические материалы, М. «Просвещение» 1998 г.
- Левицкий И.Ю. «Решение задач по географическим картам». М. «Просвещение» 1996 г.
- Новенко Д.В. Школьный практикум. География: Практические работы на местности 6-9 кл. М.: Дрофа, 1997.
- Петрова Н.Н., Новенко Д.В. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения. (6-9 кл.). – М.: Школа – пресс, 1999.
- . Петрова Н.Н «Тесты по географии 6-10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.
- Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997.
Сухов В.П. Физическая география Начальный курс, М. «Просвещение» 2001
для учащихся:
- Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение», 1999
- Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 1998
- Энциклопедия для детей. Т.3. география. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001
- Энциклопедия для детей. Т.4. Геология. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001
- Сто великих мореплавателей. Е.Н. Авдяева, Л.И. Зданович. М. «Вече», 2000
- Весь мир. – Мн.: литература, 1998 (Энциклопедический справочник).
География в 6 классе – первый этап географической подготовки учащихся – основной среди 6 – 10 классов.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии:
- формирование представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
- формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли.
- формирование географической культуры и обучение географическому языку.
- прививать навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, другими источниками информации.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- передать учащимся сумму систематических знаний по географии, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
- овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
- освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содер жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые являются необходимым условием развития и социализации школьников. Во втором – дидактические единицы, которые являются базой для развития общепредметных (коммуникативной) компетенций. Это содержательные линии географического образования.В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие формирование представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях, и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Тематическое планирование по географии
6 класс (1ч. в неделю)
Программа: Составитель Сиротин В.И..- М.: Просвещение, 2010 г.
Учебник: Герасимова Т.П., Неклюкова Н. П. Начальный курс географии. 6 кл. М., «Дрофа», 2005г.
№ урока | Содержание | Кол-во часов | Д.з. |
Введение. | 2 | ||
1. | География как наука. Путешествия и географические открытия. Практическая работа №1 «Организация наблюдений за погодой». | П.1,2 | |
2. | Земля – планета Солнечной системы. | 1 | П.3 |
Раздел I. Источники географической информации. | 9 | ||
Тема 1. План местности. | 4 | ||
3. | Понятие о плане местности. Масштаб. Практическая работа №2«Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звёздам, Солнцу и т.д.» | 1 | П.4,5 |
4. | Стороны горизонта. Ориентирование. | 1 | П.6 |
5. | Изображение на плане неровностей земной поверхности. Практическая работа №3«Измерение относительной и абсолютной высоты точек местности, по горизонталям. | 1 | П.7 |
6. | Составление простейших планов местности. Практическая работа №4 «Составление простейшего плана местности». | 1 | П.8 |
Тема 2. Географическая карта – источник информации. | 5 | ||
7. | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | 1 | П.9,10 |
8. | Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта. | 1 | П.11,12 |
9. | Географическая долгота. Географические координаты. практическая работа №5«Определение направлений, расстояний, географических координат на карте полушарий и физической карте России». | 1 | П.13 |
10. | Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 | П.14 |
11. | Значение планов местности и географических карт. повторение и обобщение раздела «Источники географической информации». | 1 | П.15 |
Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки. | 23 | ||
Тема 1. Земная кора и литосфера. | 3 | ||
12. | Земля и её строение. | 1 | П.16 |
13. | Горные породы и минералы. Практическая работа №6«Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых». | 1 | П.17 |
14. | Движения земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры. Практическая работа №8 «Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений, вулканизма». | 1 | П.18,19 |
Тема 2. Рельеф Земли. | 4 | ||
15. | Рельеф суши. Горы. Практическая работа №8«Описание по карте ГП гор». | 1 | П.20 |
16. | Равнины суши. Практическая работа №9«Описание по карте ГП равнин. Определение по карте высоты равнин». | 1 | П.21 |
17. | Рельеф дна Мирового океана. Практическая работа №10 «Определение по карте глубин морей и океанов». | 1 | П.22 |
18. | Повторение и обобщение знаний по темам «Земная кора и литосфера», «Рельеф Земли». | 1 | |
Тема 3. Гидросфера – водная оболочка Земли. | 2 | ||
19. | Круговорот воды в природе.Части Мирового океана. Практическая работа №11 «Описание по карте ГП морей». | 1 | П.23,24 |
20. | Некоторые свойства океанической воды. Волны в океана. | 1 | П.25-28 |
Тема 4. Источники пресной воды на Земле. | 4 | ||
21. | Подземные воды. | 1 | П.29 |
22. | Реки. Практическая работа №12«Описание по карте ГП рек. Определение по карте направлений течений рек». | 1 | П.30 |
23. | Озёра. Искусственные водоёмы. | 1 | П.31,33 |
24. | Ледники. | 1 | П.32,34 |
Тема 5. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. | 7 | ||
25. | Атмосфера: строение, значение, изучение. Практическая работа №13 «Составление и объяснение схемы: «Строение атмосферы». | 1 | П.35 |
26. | Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Практическая работа №14 «Построение графика температуры». | 1 | П.36,37 |
27. | Атмосферное давление. Практическая работа №15 «Решение практических задач на определение изменений температуры и атмосферного давления воздуха с высотой». | 1 | П.38 |
28. | Ветер. Практическая работа №16 «Построение графика розы ветров». | 1 | П.39 |
29. | Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки. | 1 | П.40,41 |
30. | Погода. Климат. Практическая работа №17 «Характеристика типов климата | 1 | П.42,43,45 |
31. | Распределение солнечного света и тепла на Земле. | 1 | П.44 |
3 | |||
32. | Биосфера | 1 | П.46-50 |
33. | Население Земли. | 1 | П.51-55 |
34. | Итоговый тест | 1 | |
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР» Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовите
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр)логопедав подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР»...