Планирование
календарно-тематическое планирование (география) по теме

В данном разделе представленно планирование для 6-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem_plan_789kl.doc264 КБ
Microsoft Office document icon tem_plan_6klass.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Пояснительная записка

Учебная программа по географии 7 класс.

Количество уроков: 68  (2 часа в неделю)

Учебник: Душина В. И., Коринская В. А., Щенёв В. А. «География. Наш дом- Земля. Материки и океаны, народы и страны», Москва, издательство «Дрофа», 2009г.

Методические пособия:

1.Никитина Н. А. «Материки и океаны, народы и страны» (поурочные разработки), Москва, «Вако», 2005г

  1. Воробцова Т. Н. «География 7 класс», Волгоград, 2004г

 Учебная программа составлена на основе Федерального Базисного учебного плана, «Примерной программы основного общего образования по географии для 7 класса», Москва, издательство «Дрофа», 2008г.

   По учебному плану на курс «Материки, океаны, народы и страны» отведено 68 часов

                  Список литературы для учителя:

1. Воробцова Т. Н. «География 7 класс», Волгоград, 2004г

     2. Душина В. И., Коринская В. А, Щенёв В. А. «География. Наш дом- Земля. Материки и океаны, народы и страны», Москва, издательство «Дрофа», 2009г

    3. «Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы», Москва, «Дрофа»,2002г.

    4.  «Примерные программы по географии» Сборник нормативных документов «География», Москва, «Дрофа», 2008г.

    5. Никитина Н. А. «Материки и океаны, народы и страны» поурочные разработки, Москва, «Вако», 2005г

    6. «2500 тестов и проверочных работ», Москва, «Дрофа», 1999г

    7.Пятунин В. Б. «Контрольные и проверочные работы по географии», Москва, «Дрофа», 2002г

                            Список литературы для учащихся:

  1. Душина В. И., Коринская В. А,, Щенёв В. А. «География. Наш дом- Земля. Материки и океаны, народы и страны», Москва, издательство «Дрофа», 2009г
  2. Душина В.И. Рабочая тетрадь «География материков и океанов. 7класс», Москва, «Дрофа», 2009г
  3. атлас «География материков и океанов», Москва, Роскартография, 2009г

Тема раздела, урока

Практическая  работа

Дата

Раздел «Материки, океаны, народы и страны» (68ч)

        ВВЕДЕНИЕ (4ч)

1/1

Как люди открывали мир. Основные этапы накопления знаний о Земле.

2/2

Карта – особый источник географических знаний

3/3

Способы изображения основного содержания карты. Практическая работа  «Обучение приёмам работы с источниками географической информации»

Пр.р. «Обучение приёмам работы с источниками географической информации»

4/4

Практическая работа  «Чтение и анализ карт атласа и учебника. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек».

Пр.р. «Чтение и анализ карт атласа и учебника. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек».

1.ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (9ч)

5/1

Литосфера и рельеф Земли. Практическая работа  «Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит)».

Пр.р. «Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит)».

6/2

Атмосфера. Климатообразующие факторы

7/3

Климаты Земли. Практическая работа «Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся)».

Пр.р. «Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся)»

8/4

Мировой океан, его роль. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Практическая работа «Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши»

Пр.работа «Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши»

9/5

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и

 энергии

10/6

Природные комплексы. Природная зона. Географическая зональность. Практическая работа «Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии».

Практическая работа «Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии».

11/7

Расселение человека по материкам. Человечество – это народы. Страны мира. Практическая работа «Обозначение на к/карте направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время, стран, в которых в настоящее время происходят особые природные явления, а также важные события в жизни народов»

Практическая работа «Обозначение на к/карте направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время, стран, в которых в настоящее время происходят особые природные явления, а также важные события в жизни народов»

12/8

Географический диктант на знание номенклатуры

13/9

Итоговое занятие по теме: «Главные особенности природы Земли»

2. МАТЕРИКИ И СТРАНЫ (55ч)

А) АФРИКА (7ч)

14/1

ФГП, история открытия, рельеф Африки. Практическая работа  «Определение географических координат, простых точек протяжённости материка с С-Ю, З-В в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка»

Пр.р. «Определение географических координат, простых точек протяжённости материка с С-Ю, З-В в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка»

15/2

Климат и внутренние воды Африки. Практическая работа «Анализ климатических диаграмм: сопоставление их с показателями климатической карты; оценивание климатических условий на материке для жизни населения»

Практическая работа «Анализ климатических диаграмм: сопоставление их с показателями климатической карты; оценивание климатических условий на материке для жизни населения»

16/3

Природные зоны Африки. Влияние человека на природу. Практическая работа «Определение причин разнообразия природных зон материка»

Пр.р. «Определение причин разнообразия природных зон материка»

17/4

Народы и страны Африки

18/5

Практическая работа  «Характеристика одной из африканских стран по картам атласа (по выбору учителя)»

Пр.р. «Характеристика одной из африканских стран по картам атласа (по выбору учителя)»

19/6

Географический диктант на знание номенклатуры

20/7

Итоговое занятие по теме: «Африка»

Б) АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (6ч)

21/1

ФГП, история открытия, рельеф Австралии. Практическая работа  «Сравнение ГП Австралии и Африки, определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов»

Пр.р. «Сравнение ГП Австралии и Африки, определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов»

22/2

Климат и внутренние воды Австралии

23/3

Органический мир. Природные зоны Австралии

24/4

Австралийский Союз. Практическая работа «Обоснование причин современного размещения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения»

Практическая работа «Обоснование причин современного размещения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения»

25/5

ФГП, природа и население Океании. Практическая работа «Описание по картам и тексту учебника одного из островов Океании»

Практическая работа «Описание по картам и тексту учебника одного из островов Океании»

26/6

Итоговое занятие по теме: «Австралия и Океания»

В) ЮЖНАЯ АМЕРИКА (6ч)

27/1

ФГП, история открытия, рельеф Южной Америки. Практическая работа  «Определение сходства и различия в рельефе Южной Америки и Африки»

Пр.р. «Определение сходства и различия в рельефе Южной Америки и Африки»

28/2

Климат и внутренние воды Южной Америки. Практическая работа «Сравнительное описание по картам крупнейших речных систем Южной Америки и Африки»

Пр.р. «Сравнительное описание по картам крупнейших речных систем Южной Америки и Африки»

29/3

Природные зоны. Изменение природы материка

30/4

Народы и страны Южной Америки

31/5

Практическая работа  «Характеристика особенностей природы и населения одной из  стран Южной Америки (по выбору)»

Пр.р. «Характеристика особенностей природы и населения одной из  стран Южной Америки (по выбору)»

32/6

Итоговое занятие по теме: « Южная Америка»

Г) ОКЕАНЫ (5ч)

33/1

Тихий океан

34/2

Индийский океан

35/3

Атлантический океан

36/4

Северный Ледовитый океан. Практическая работа  «Изображение на к/карте природных поясов и особых (азональных) аквальных комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственной деятельности на нём в одном из океанов (по выбору)»

Пр.р. «Изображение на к/карте природных поясов и особых (азональных) аквальных комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственной деятельности на нём в одном из океанов (по выбору)»

37/5

Практическая работа  «Сравнительная характеристика двух  океанов  (по выбору )»

Пр.р. «Сравнительная характеристика двух  океанов  (по выбору )»

Д) АНТАРКТИДА (3ч)

38/1

ФГП, открытие и исследование Антарктиды.

39/2

Природа материка. Практическая работа «Сравнение природы Арктики и Антарктики; объяснение причин полученных результатов сравнения»

Практическая работа «Сравнение природы Арктики и Антарктики; объяснение причин полученных результатов сравнения»

40/3

Итоговое занятие по теме: «Антарктида»

Е) СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (7ч)

41/1

ФГП, история открытия, рельеф Северной Америки.

42/2

Климат и внутренние воды Северной Америки. Практическая работа  «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения»

Пр.р. «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения»

43/3

Природные зоны. Изменение природы материка под влиянием хозяйственной деятельности человека.

44/4

Народы и страны Северной Америки

45/5

Практическая работа  «Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования)»

Пр.р. «Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования)»

46/6

Географический диктант на знание номенклатуры

47/7

Итоговое занятие по теме: «Северная Америка»

Ж) ЕВРАЗИЯ (18ч)

48/1

ФГП, история открытия Евразии.

49/2

Рельеф Евразии

50/3

Климат Евразии. Практическая работа  «Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности»

Пр.р. «Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности»

51/4

Внутренние воды Евразии.

52/5

Природные зоны. Практическая работа  «Сравнительная характеристика природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения».

Пр.р. «Сравнительная характеристика природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения».

53/6

Народы и страны Евразии. Страны Северной Европы

54/7

Страны Западной Европы

55/8

Страны Восточной Европы

56/9

Страны Балтии

57/10

Географический диктант на знание номенклатуры

58/11

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии

59/12

Страны Закавказья

60/13

Страны Центральной Азии

61/14

Страны Восточной Азии

62/15

Страны Южной и Юго-Восточной Азии Практическая работа «Обозначение на к/карте стран, сгруппированных по различным признакам»

Практическая работа «Обозначение на к/карте стран, сгруппированных по различным признакам»

63/16

Географический диктант на знание номенклатуры

64/17

Практическая работа «Описание и сопоставление по картам одной из стран Зарубежной Европы и Зарубежной Азии»

Пр.р. «Описание и сопоставление по картам одной из стран Зарубежной Европы и Зарубежной Азии»

65/18

Итоговое занятие по теме: «Евразия»

З) ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ (3ч)

66/1

Особенности географической оболочки. Взаимодействие природы и общества Практическая работа «Выявление природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия»

Практическая работа «Выявление природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия»

67/2

Экскурсия в природу. Практическая работа «Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы»

 Практическая работа «Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы»

68/3

Итоговое занятие за курс: «География материков и океанов»

                                 

  Пояснительная записка

Учебная программа по географии 9 класс

Количество уроков: 68 (2 урока в неделю)

Учебник: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А «География России. Хозяйство и географические районы»,-  Москва, издательство «Дрофа», 2004г.

Методические пособия:

1.Жижина Е. А. «Население и хозяйство России» (поурочные разработки), Москва, «Вако», 2005г

2.Воробцова Т. Н. «География 9 класс», Волгоград, 2004г

Учебная программа составлена на основе Федеральной программы (автор – Баринова И. И., Дронов В. П., Москва, издательство «Дрофа», 2004г.) и  «Сборника нормативных документов» Москва, издательство «Дрофа», 2006г.

                           Список литературы для учителя:

    1.Воробцова Т. Н. «География 9 класс», Волгоград, 2004г

    2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А «География России. Хозяйство и географические районы»,-  Москва, издательство «Дрофа», 2009г.

    3.Жижина Е. А. «Население и хозяйство России» (поурочные разработки), Москва, «Вако», 2005г

   4. «2500 тестов и проверочных работ», Москва, «Дрофа», 1999г

         5.Пятунин В. Б. «Контрольные и проверочные работы по географии», Москва, «Дрофа», 2002г

          6. «Сборник нормативных документов. География», Москва, «Дрофа», 2003

                            Список литературы для учащихся:

1. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А «География России. Хозяйство и географические районы»,-  Москва, издательство «Дрофа», 2009г.

2. Дронов В.П. Рабочая тетрадь «Хозяйство России. 9 класс», Москва, «Дрофа», 2006г

3.атлас «География России», Москва, Роскартография, 2009г.

Тема раздела, урока

Практическая работа

Дата

1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (22ч)

(продолжение)

А) Вторичный сектор экономики – отрасли перерабатывающие сырьё (6ч)

1/1

Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса. Топливная промышленность России.

2/2

Нефтяная промышленность

3/3

Практическая работа «Составление характеристики одного из  нефтяных бассейнов по картам и статистическим  материалам»

Практическая работа «Составление характеристики одного из  нефтяных бассейнов по картам и статистическим  материалам»

4/4

Газовая промышленность

5/5

Угольная промышленность Практическая работа «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим  материалам»

Практическая работа «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим  материалам»

6/6

Электроэнергетика

Б) Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества (9ч)

7/1

Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия.

8/2

Практическая работа  «Составление характеристики одной из металлургических баз РФ по картам и статистическим материалам»

Практическая работа  «Составление характеристики одной из металлургических баз РФ по картам и статистическим материалам»

9/3

Цветная металлургия. Практическая работа  «Определение по картам главных факторов размещения  металлургических предприятий по производству меди и алюминия»

Практическая работа  «Определение по картам главных факторов размещения  металлургических предприятий по производству меди и алюминия»

10/4

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий.

11/5

Лесная промышленность

12/6

Практическая работа «Характеристика одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам»

Практическая работа «Характеристика одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам»

13/7

Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. Практическая работа  «Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения»

Практическая работа  «Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения»

14/8

 Пищевая промышленность

15/9

Лёгкая промышленность.  

В) Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги (7ч)

16/1

Инфраструктурный комплекс.

17/2

Роль транспорта Сухопутный транспорт. Водный и другие виды транспорта.

18/3

Связь. Сфера обслуживания

19/4

Научный комплекс

20/5

География социальной сферы

21/6

География рекреационного хозяйства России

22/7

Итоговое занятие по теме: «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

2. Регионы России (42ч)

А) Районирование территории (2ч)

23/1

Экономическое районирование. Районирование России. Практическая работа «Анализ разных видов районирования России»

Практическая работа «Анализ разных видов районирования России»

24/2

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона севера, их особенности и проблемы

Б)  Районы и крупные регионы России (40ч)

25/1

Особенности природы, истории и географии хозяйства

26/2

Европейский Север. Особенности ЭГП

27/3

Хозяйство Европейского Севера.

28/4

Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район.

29/5

Центральная Россия

30/6

Население и трудовые ресурсы. Экономика и её территориальная структура

31/7

 Москва и Московский столичный регион

32/8

Практическая работа «Анализ взаимодействия природы и человека на примере  Центральной России»

Практическая работа «Анализ взаимодействия природы и человека на примере  Центральной России»

33/9

Европейский Юг

34/10

Поволжье.

35/11

Практическая работа «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»

Практическая работа «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»

36/12

Население и хозяйство Поволжья.

37/13

Урал. Практическая работа «Выявление и анализ условий для хозяйственного развития  Урала»

Практическая работа «Выявление и анализ условий для хозяйственного развития  Урала»

38/14

Тест «Западная Россия»

39/15

Азиатская Россия. Этапы и проблемы и перспективы развития. Практическая работа «Сравнение ГП регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство»

Практическая работа «Сравнение ГП регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство»

40/16

Западная Сибирь.

41/17

Западно–Сибирская равнина . Богатство и разнообразие природных ресурсов

42/18

Практическая работа «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека»

Практическая работа «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека»

43/19

Хозяйство Западной Сибири.

44/28

Восточная Сибирь. Географическое положение и природные условия

45/29

Север Восточной Сибири. Особенности природы

46/30

Основные историко-географические этапы формирования региона

47/31

Хозяйство Восточной Сибири

49/32

Практическая работа «Составление характеристики Норильского промышленного узла»

Практическая работа «Составление характеристики Норильского промышленного узла»

50/33

Практическая работа «Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе»

Практическая работа «Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе»

51/34

Южная Сибирь. Географическое положение и природа

52/35

Хозяйство Южной Сибири

53/36

Дальний Восток. Особенности географического положения и природные условия

54/37

Практическая работа «Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока»

Практическая работа «Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока»

55/38

Хозяйство Дальнего Востока

56/39

Тест «Восточная Россия»

57/40

Итоговое занятие по теме «Регионы России»

3. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (4ч)

65/1

Место России среди стран мира

66/2

Россия и страны СНГ

67/3

Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового культурного наследия в России

68/2

Итоговое занятие

                 

   Пояснительная записка

Учебная программа по географии 8 класс.

 Количество уроков: 68 (2 урока в неделю)

Учебник: «Природа России» Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я.,  Лобжанидзе А.А., Москва, «Дрофа», 2007г.

Методические пособия:

1.Жижина Е. А. «Природа России» (поурочные разработки), Москва, «Вако», 2005г

2.Воробцова Т. Н. «География 8 класс», Волгоград, 2004г

Учебная программа составлена на основе Федерального Базисного учебного плана и «Примерной программы основного общего образования по географии для 8 класса», Москва, издательство «Дрофа», 2008г.

По учебному плану на курс «География России» 8 класс отводится 68 часов.

               Список литературы для учителя:

     1. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я.,  Лобжанидзе А.А. «Природа России» Москва, «Дрофа», 2008г.

     2. Воробцова Т. Н. «География 8 класс», Волгоград, 2004г

     3. Жижина Е. А. «Природа России» (поурочные разработки), Москва, «Вако», 2005г

   4. «2500 тестов и проверочных работ», Москва, «Дрофа», 1999г

    5.Пятунин В. Б. «Контрольные и проверочные работы по географии», Москва, «Дрофа», 2002г.

  6. «Сборник нормативных документов. География», Москва, «Дрофа», 2006г

                            Список литературы для учащихся:

1. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я.,  Лобжанидзе А.А. «Природа России» Москва, «Дрофа», 2008г.

2.Дронов В.П. Рабочая тетрадь «Природа России. 8 класс», Москва, «Дрофа», 2009г

3.атлас «География России», Москва, Роскартография, 2009г

Тема раздела, урока

Практическая работа

Дата

1.ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ (10Ч)

1/1

Географическое положение России. Практическая работа  «Характеристика географического положения России»

Практическая работа  «Характеристика географического положения России»

2/2

Особенности и виды ГП России. Практическая работа «Сравнение ГП России и других стран»

Практическая работа «Сравнение ГП России и других стран»

3/3

История освоения и изучения территории России

4/4

Огромные российские пространства: плюсы и минусы

5/5

Границы России.

6/6

Разница во времени на территории России

7/7

Практическая работа  «Определение поясного времени для разных городов России»

Практическая работа  «Определение поясного времени для разных городов России»

8/8

Этапы и методы географического изучения территории России

9/9

Федеративное устройство России. Субъекты Федерации. Кемеровская область

10/10

Федеральные округа

2. ПРИРОДА  (40ч)

А) геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (9ч)

11/1

Геологическая история и геологическое строение территории России

12/2

Рельеф России

13/3

Развитие форм рельефа

14/4

Стихийные природные явления в литосфере

15/5

Минеральные ресурсы России

16/6

 Практическая работа «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых»

Практическая работа «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых»

17/7

Человек и литосфера

18/8

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности

19/9

Итоговое занятие по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

Б) климат и климатические ресурсы (7ч)

20/1

Факторы, определяющие особенности климата России

21/2

 Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

22/3

Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Практическая работа  «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны»

Практическая работа  «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны

23/4

Типы климатов России

24/5

Практическая работа «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды»

Практическая работа  «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды»

25/6

Зависимость человека от климата. Климат своего региона. Практическая работа  «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

Практическая работа  «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

26/7

Итоговое занятие по теме: «Климат и климатические ресурсы»

 

В) внутренние воды и водные ресурсы (8ч)

27/1

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

28/2

Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

29/3

Практическая работа «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования»

Практическая работа «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования»

30/4

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

31/5

Практическая работа «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в  зависимости от рельефа и климата»

Практическая работа «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата»

32/6

Водные ресурсы и человек. Практическая работа «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России»

Практическая работа «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России»

33/7

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности

34/8

Итоговое занятие по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы»

 

Г) почвы и почвенные ресурсы (5ч)

35/1

Образование почв и их разнообразие

36/2

 Закономерности распространения почв. Практическая работа «Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования»

Практическая работа  «Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования»

37/3

Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель и охрана почв

38/4

Особенности почв своего региона и своей местности

39/5

Итоговое занятие по теме: «Почвы и почвенные ресурсы»

Д) растительный и животный мир (6ч)

40/1

Растительный мир России

41/2

Животный  мир России

42/3

Биологические ресурсы. Охрана органического мира

43/4

Практическая работа «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»

Практическая работа «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»

44/5

Растительный и животный мир своего региона и своей местности

45/6

Итоговое занятие по теме: «Растительный и животный мир»

 

Е) природное районирование (5ч)

46/1

Разнообразие природных комплексов России. Моря как крупные природные комплексы

47/2

Природно-хозяйственные  зоны России. Практическая работа «Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах»

Практическая работа «Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах»

48/3

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей, полупустынь и пустынь.

49/4

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы Особо охраняемые природные территории

50/5

Природная зона своей местности, её экологические проблемы

 

3.Население России (10ч)  

51/1

Численность населения России. Практическая работа «Анализ карт населения»

Практическая работа «Анализ карт населения»

52/2

Особенности воспроизводства российского населения

53/3

Своеобразие половозрастной пирамиды в России. Практическая работа «Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и её отдельных территорий»

Практическая работа «Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и её отдельных территорий»

54/4

Россия – многонациональное государство. Практическая работа «Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений»

Практическая работа «Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений»

55/5

Городское и сельское население

56/6

Географические особенности расселения сельского населения

57/7

Миграции населения

58/8

Люди и труд

59/9

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие

60/10

Итоговое занятие по теме: «Население России»

4.ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (8Ч)

61/1

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства.

62/2

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу

63/3

Природно-ресурсный потенциал России

64/4

Сельское хозяйство.

65/5

Земледелие и животноводство

66/6

Лесное хозяйство.

67/7

Рыбное хозяйство

68/8

Итоговое тестирование

Тест



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана применительно к примерной программе основного общего образования по географии 6 -9 классы. Под редакцией И.В. Душиной, М. Дрофа, 2005г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Начальный курс географии». Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией Герасимовой Т.П., Москва, «ДРОФА» 2006,
а также дополнительных пособий:для учителя

                  Герасимова Т.П. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение» 1991 г.

  1. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.
  2. Куприн А.М. «Умей ориентироваться на местности». Москва 1972 г.
  3. Ладилова Н.Н. Физическая география 6 кл., Дидактические материалы, М. «Просвещение» 1998 г.
  4. Левицкий И.Ю. «Решение задач по географическим картам». М. «Просвещение» 1996 г.
  5. Новенко Д.В. Школьный практикум. География: Практические работы на местности 6-9 кл. М.: Дрофа, 1997.
  6. Петрова Н.Н., Новенко Д.В. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения. (6-9 кл.). – М.: Школа – пресс, 1999.
  7. . Петрова Н.Н «Тесты по географии 6-10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.
  8. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997.

Сухов В.П. Физическая география Начальный курс, М. «Просвещение» 2001
для учащихся: 

  1. Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение», 1999
  2. Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 1998
  3. Энциклопедия для детей. Т.3. география. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001
  4. Энциклопедия для детей. Т.4. Геология. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001
  5. Сто великих мореплавателей. Е.Н. Авдяева, Л.И. Зданович. М. «Вече», 2000
  6. Весь мир. – Мн.: литература, 1998 (Энциклопедический справочник).
  7.  

География в 6 классе – первый этап географической подготовки учащихся – основной среди 6 – 10 классов.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии:

  1. формирование представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
  2. формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли.
  3. формирование географической культуры и обучение географическому языку.
  4. прививать навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, другими источниками информации.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
  2. передать учащимся сумму систематических знаний по географии, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
  1. овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
  2. освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).

 Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содер жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые являются необходимым условием развития и социализации школьников. Во втором – дидактические единицы, которые являются базой для развития общепредметных (коммуникативной) компетенций. Это содержательные линии географического образования.В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие формирование представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях, и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Тематическое планирование по географии

6 класс (1ч. в неделю)

Программа: Составитель Сиротин В.И..- М.: Просвещение, 2010 г.

Учебник: Герасимова Т.П., Неклюкова Н. П. Начальный курс географии. 6 кл. М., «Дрофа», 2005г.

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Д.з.

Введение.

2

1.

География как наука. Путешествия и географические открытия. Практическая работа №1 «Организация наблюдений за погодой».

П.1,2

2.

Земля – планета Солнечной системы.

1

П.3

Раздел I. Источники географической информации.

9

Тема 1. План местности.

4

3.

Понятие о плане местности. Масштаб. Практическая работа №2«Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звёздам, Солнцу и т.д.»

1

П.4,5

4.

Стороны горизонта. Ориентирование.

1

П.6

5.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Практическая работа №3«Измерение относительной и абсолютной высоты точек местности, по горизонталям.

1

П.7

6.

Составление простейших планов местности. Практическая работа №4 «Составление простейшего плана местности».

1

П.8

Тема 2. Географическая карта – источник информации.

5

7.

Форма и размеры Земли. Географическая карта.

1

П.9,10

8.

Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта.

1

П.11,12

9.

Географическая долгота. Географические координаты. практическая работа №5«Определение направлений, расстояний, географических координат на карте полушарий и физической карте России».

1

П.13

10.

Изображение на физических картах высот и глубин.

1

П.14

11.

Значение планов местности и географических карт. повторение и обобщение раздела «Источники географической информации».

1

П.15

Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки.

23

Тема 1. Земная кора и литосфера.

3

12.

Земля и её строение.

1

П.16

13.

Горные породы и минералы. Практическая работа №6«Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых».

1

П.17

14.

Движения земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры. Практическая работа №8 «Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений, вулканизма».

1

П.18,19

Тема 2. Рельеф Земли.

4

15.

Рельеф суши. Горы. Практическая работа №8«Описание по карте ГП гор».

1

П.20

16.

Равнины суши. Практическая работа №9«Описание по карте ГП равнин. Определение по карте высоты равнин».

1

П.21

17.

Рельеф дна Мирового океана. Практическая работа №10 «Определение по карте глубин морей и океанов».

1

П.22

18.

Повторение и обобщение знаний по темам «Земная кора и литосфера», «Рельеф Земли».

1

Тема 3. Гидросфера – водная оболочка Земли.

2

19.

Круговорот воды в природе.Части Мирового океана. Практическая работа №11 «Описание по карте ГП морей».

1

П.23,24

20.

Некоторые свойства океанической воды. Волны в океана.

1

П.25-28

Тема 4. Источники пресной воды на Земле.

4

21.

Подземные воды.

1

П.29

22.

Реки. Практическая работа №12«Описание по карте ГП рек. Определение по карте направлений течений рек».

1

П.30

23.

Озёра. Искусственные водоёмы.

1

П.31,33

24.

Ледники.

1

П.32,34

Тема 5. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

7

25.

Атмосфера: строение, значение, изучение. Практическая работа №13 «Составление и объяснение схемы: «Строение атмосферы».

1

П.35

26.

Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Практическая работа №14 «Построение графика температуры».

1

П.36,37

27.

Атмосферное давление. Практическая работа №15 «Решение практических задач на определение изменений температуры и атмосферного давления воздуха с высотой».

1

П.38

28.

Ветер. Практическая работа №16 «Построение графика розы ветров».

1

П.39

29.

Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки.

1

П.40,41

30.

Погода. Климат. Практическая работа №17 «Характеристика типов климата

1

П.42,43,45

31.

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

1

П.44

3

32.

Биосфера

1

П.46-50

33.

Население Земли.

1

П.51-55

34.

Итоговый тест

1

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...