Краеведческий подход в преподавании географии
учебно-методический материал по географии по теме

Аверьянова Надежда Петровна

В работе обобщен опыт работы с использованием краеведческого материала в преподавании географии, как в начальной, так и в средней школе, а так же внеклассной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               

Краеведческий подход в преподавании географии.

Автореферат.

 Автор:Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии МБОУ Игринская СОШ №5,Удмуртская Республика.                              

   Содержание

1. Введение .                                                                                                     стр.

2. Преподавание географического краеведения в начальной

    и основной школе.                                                                                        стр.

3. Изучение географии Удмуртии как отдельного учебного предмета.     стр.

4. Краеведение во внеурочной деятельности.                                               стр.

 5.  Результаты краеведческого подхода к обучению.                                   стр.

      Заключение.                                                                                                  стр.

   ВВЕДЕНИЕ

       Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера  устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой.      Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние  региона, в их равноправном взаимодействии и выделять в краеведении  особое направление – географическое краеведение.

       Курс географического краеведения  должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические компоненты.  Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов – географии, экологии, биологии, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов.  Имея свой объект изучения- родной край, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов, а именно: изучение истории и сегодняшней жизни своей республики, района, города, села, улицы, дома. При этом должен соблюдаться принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и своего региона, через осуществление личностно – ориентированного подхода при изучении предмета.

      Данный реферат является следствием краеведческого направления в работе Игринской средней школы №5, которое существует уже  многие годы как в учебной так и воспитательной работе. Это прослеживается через учебные предметы по разным направлениям краеведения – историческом, литературном, географическом, а также через предметные кружки и клубы. Природоведческая направленность краеведения начинается с начальной школы, где учебный предметы «окружающий мир» и «природоведение» во многом опираются на краеведческий материал. Затем изучение своего края переходит в среднее звено, где знания учащихся углубляются и приобретаются практические навыки изучения и исследования территории своей республики и района на уроках географии в 6-9 классах и отдельного курса географии Удмуртии в 8 классе.  Для преподавания  географического и природоведческого краеведения в школе имеются необходимые условия, как в начальном, так и в среднем звене. Например: все учителя начальной школы прошли курсовую подготовку по краеведению, по ходу работы могут обращаться (и обращаются) за консультацией по сложным вопросам к учителям географии и биологии.      Для преподавания географии Удмуртии имеются учебники, географические атласы, настенные и контурные карты, в библиотеке в наличии дополнительная краеведческая литература. В школе есть простейшие приборы для проведения практических работ на местности, наблюдений за природой – компасы, термометры, барометр, психрометр и т.д. Трудности возникают лишь с рабочими тетрадями, которые  издаются не каждый год. Недалеко от школы находится Центр народного творчества, сотрудничество с которым позволяет значительно расширить рамки урока, дать наглядные представления о прошлом и настоящем района, о народных промыслах нашей местности и даже попробовать самим изготовить поделки из бересты, лозы, льна и т.д . Поэтому не случайно географическое краеведение стало одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности

В своей работе по краеведению я ставлю главной целью - воспитание гражданина России, патриота своей малой родины- Удмуртии, знающего и любящего свой край, поселок и желающего принять активное участие в его развитии.

Изучение курса «Географическое краеведение» в основной школе решает следующие задачи:

  1. Изучение особенностей природных компонентов окружающей местности , объектов хозяйственной деятельности (микрорайон школы, поселок, республика);
  2. Овладение знаниями, необходимыми для бережного отношения к природе Родины (Удмуртии, своего населенного пункта);
  3. Формирование практических навыков в изучении природы (погоды, почв, рек, озер, растительного и животного мира) , хозяйства ( отрасли, промышленные центры, ТПК и т.д.) и  населения Удмуртии;
  4. Формирование приемов работы с географическими источниками знаний, приборами и инструментами.
  5. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае.
  1. Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

         Таким образом, школьное географическое краеведение является важным средством в решении проблемы связи школы с жизнью. Изучение фактов, характеризующих местную природу, население и хозяйство, делает преподавание географии более понятным, переключая его с книжных рельсов на реальную жизнь. Краеведческая работа позволяет “отразить мир в капле воды”. Развитие географического краеведения в школе дает возможность успешно применить важнейшее средство повышения качества географических знаний и умений учащихся - краеведческий принцип в преподавании географии. Как это можно сделать в масштабе школы и в рамках предмета «география» будет показано на страницах данного реферата.                                                        

                                                                         

2. ПРЕПОДАВАНИЕ  ГЕОГРАФИЧЕСКОГО  КРАЕВЕДЕНИЯ В

                      НАЧАЛЬНОЙ  И ОСНОВНОЙ  ШКОЛЕ

Школьное краеведение - это углубленное познание родного края, его природы, истории, населения, хозяйства, оно обеспечивает краеведческий подход к изучению географии, т. е. использование краеведческого материала, знаний по географии своей местности для формирования у учащихся географических понятий, умений устанавливать важнейшие взаимосвязи между явлениями природы. Задача заключается в том, чтобы найти, какими конкретными путями должно осуществляться преподавание географии на краеведческой основе, какие конкретные связи между местными явлениями природы можно использовать для выработки у учащихся общегеографических понятий и представлений.  Главная функция регионального (национально-регионального) компонента  в начальной школе – формирование общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде.

                               Краеведение в начальной школе.                            

Важно начинать заниматься изучением истории своего края с младших классов. Поэтому  более 10 лет назад в школе стали  внедряться интегрированные уроки, которые проводились именно с первого года обучения. Работая заместителем директора по учебно – воспитательной работе приходилось неоднократно посещать такие уроки, быть не только контролером, но и главным консультантом в вопросах краеведения. Поэтому все методические находки учителей и возникающие  проблемы были, как говорится, на глазах.

Работа над выбором форм, методов и способов организации и проведения интегрированных занятий привела нас к необходимости применения системного подхода в разрешении данной проблемы.  В рабочих программах учителей по учебным предметам выделялся специальный раздел, где отражались все уроки с применением краеведческого принципа в обучении, отражалась интеграция краеведения с другими предметами. Однако, с отменой региональной составляющей в учебном плане школ, краеведческий раздел в рабочих программах не выделяется, но интеграция никуда не исчезла, учителя продолжают работать в этом направлении. Основная интеграция идет с предметом «Окружающий мир», где в разной степени вопросы краеведения затрагиваются на  24 – 25 уроках, а так же уроках литературного чтения, технологии, русского языка. Всего за год это охватывает не менее 40 уроков в 1 классе и до 68 часов – в 4 классах.

 Исходя из опыта работы учителей, были выработаны четыре этапа проведения интеграции, которые соответствуют возрастным и познавательным особенностям развития детей в младших классах. Поэтому первый этап является  репродуктивным (1-2 кл.). Второй этап посвящается развитию творческих способностей учеников (2-3 кл.). На третьем этапе (продуктивном) развиваются исследовательские навыки детей (3-4 кл.). Четвертый этап является эвристическим (3-4 кл). 

    На первом этапе на уроках, учителя предлагают детям упражнения и задания, содержащие информацию о нашем поселке. Формирование познавательного интереса к изучению родного края начинается в начальной школе с первого класса, с первой странички «Азбуки». Традиционно каждое 1 сентября в любой школе нашей страны начинается с урока Знаний, на котором учитель говорит о любви к Отчизне, о любви к малой Родине. Чтобы эти ценные минутки первого в их жизни урока не пропали даром и не стали формальными, необходимо строить систему краеведческих знаний, навыков, посильных младшему школьнику.

На последующих уроках обучения грамоте  пополняется лексический запас ребенка на краеведческие термины «Родина», «Отчизна», «малая Родина», «родная сторона», «семья», «родня», «родители» и т.д. В этом помогает и учебник. В нем даются задания составить рассказ по картинке  в «Азбуке». Дети составляют рассказы,  приносят фотографии своей семьи, то есть подходят к  заданию не формально. Составляют «семейное древо». Важно только, чтобы это не было навязчивым, нудным и слишком назидательным. На таких материалах отрабатываются общеучебные навыки. У ребят заметно повышается учебная мотивация,  возникает  интерес к изучению родного края.

Второй этап предполагает развитие творческих способностей, которое происходит через различные творческие работы: На третьем этапе начинается работа по развитию навыков исследовательской работы. Дети учатся находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее, строить собственные гипотезы, предлагать свои формы заданий для уроков. В результате  появляются целые исследовательские работы, которые учащихся защищают на своих научно – практических конференциях. Так в 2008- 09 учебном году первое место заняла работа  реферативного типа по теме «Река Лоза» ученика 4 класса. Лучшие работы представляются на районные конференции по краеведению и экологии.

На уроках окружающего мира начинается изучение предприятий нашего поселка, оно проходит в форме деловой игры. Ученики превращаются в корреспондентов, получают задание:

Взять интервью у своих родителей, старших братьев и сестёр, бабушек и дедушек, о том на каких предприятиях поселка они трудились или трудятся сейчас, чем занимается это предприятие, есть ли трудовые династии в вашей семье.

Или другие задания краеведческой направленности:

               За последнее время площадь, занятая лесами, в нашем районе существенно сократилась. Как ты думаешь, почему это произошло? Какое влияние на окружающий мир оказывает вырубка леса? Что ты знаешь об экологической проблеме нашего поселка?

Но, несмотря на большую работу учителей начальных классов, у них возникают свои проблемы, которые отражаются в последующем на восприятии учебного материала в среднем звене школы. Все учителя отмечают главные проблемы:

- нет программы по краеведению для начальной школы, поэтому учителя могут рассчитывать только на свои силы и знания;

- не хватает наглядных пособий или они устаревшие, учителя вынуждены изготавливать их сами или адаптировать имеющуюся наглядность к краеведческому материалу;

  - у двух учителей   отсутствует курсовая подготовка по краеведению.

Как результат – учащиеся приходят в среднее звено недостаточно подготовленными в данных вопросах, о чем свидетельствуют результаты вводной диагностики в 5 классе. В начале учебного года, в сентябре, учащиеся отвечают на ряд коротких вопросов, включающих термины, знание природных закономерностей, изучающихся в начальной школе ( например: круговорот воды, смена природных зон и т.д.), а так же практическое задание на умение пользоваться физической картой России и полушарий. В 2009 году частично справились с работой лишь половина учащихся 5 класса. Поэтому я решила помочь учителям начальной школы, а так же облегчить и так сложный период адаптации  учащихся в среднем звене обучения, создав методическое пособие «Изучение вопросов географического краеведения в начальной школе» . В этом пособии я постаралась изложить в доступной для учителя форме те вопросы, в которых  они испытывают или могут испытывать затруднения, дать практические рекомендации. В пособии имеются материалы по проведению практических работ, контрольные тесты и задания, справочные материалы, включающие словарь терминов, темы для проектных работ, а так же стихи, интересные материалы для любознательных, которые могут разнообразить урок, придать ему эмоциональность. Объем материала  по каждой теме значительно превышает требования учебной программы для  начальной школы и возможности  одного урока. Но материал можно использовать по частям, отбирая вопросы в соответствии с возрастом и подготовленностью учащихся к восприятию данной темы, использовать его не только на уроках, но и во внеурочной деятельности – на занятиях  краеведческого кружка.

          Сделана попытка более подробно разработать тему «Наш край на карте», который включает разработку трех уроков, так как эта тема достаточно сложная и требует подготовленности учителя , умения работать с картой. Остальные  темы имеют только методический материал для разработки уроков, он достаточно универсален.

       Методическое пособие было рассмотрено  и одобрено на заседании школьного методического объединения учителей начальной школы. Сделано заключение о целесообразности его использования. На этом же заседании проведена первая вводная консультация по работе с данным пособием, даны рекомендации по проведению практических работ. В этом году идет его апробация. По опросам пособием в этом году пользуются учителя, главным образом, 3-4 классов. Использовались темы: «Полезные ископаемые Удмуртии», «Воды нашей местности», «Почвы Удмуртии» и «Природные комплексы Удмуртии». Но уже поступают заявки от учителей и воспитателей группы продленного дня по расширению материала  о памятниках природы района, экологической ситуации и т.д.

                                            Краеведение в основной школе.

       Проблемы начальной школы  выливаются в ряд проблем уже в 5 -6 классах:

-  учащиеся приходят в среднее звено каждый год с разной степенью подготовленности, разным набором  знаний;

- опора на жизненный опыт учащихся упрощает подачу учебного материала, что снижает научный подход в обучении, учащиеся почти не пользуются географическими терминами и понятиями;

- учащиеся не владеют картой, т.к. видят ее только как демонстрационное пособие на доске, не умеют пользоваться атласами;

- ученики могут находить информацию ( пусть даже с помощью родителей), но не могут ее анализировать, выделять главное, что снижает качество ответов.

           После перехода в среднее звено обучения и на основе диагностики уже в 5- 6 классах начинаю проводить коррекцию знаний и умений учащихся. Программа природоведения включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, правильное использование которых способствует формированию  у учащихся многих общих и единичных географических понятий и терминов, а так же имеется возможность работы с атласами и контурными картами. Из 68  уроков природоведения использую краеведческий материал на  15 уроках.,  из них  5 уроков полностью посвящены Удмуртии. В 6 классе эта работа продолжается  на 29 уроках, из них 8 уроков проводятся на местном материале. В последующих 7 -9 классах  идет углубление знаний  по краеведению и их использование для понимания материала по географии России и мира. Таким образом  изучение  географического краеведения ведется на 107 уроках, включая 34 часа географии Удмуртии в 8 классе.

        Всю систему моей работы по географическому краеведению с 5 по 9 класс, исключая 8 класс, где обучение ведется по особой программе, можно представить в виде  таблицы.

                           Использование вопросов географического краеведения

                 на уроках географии и природоведения в среднем звене обучения.

Класс

Тема урока

Вопросы краеведения,

рассматриваемые  на уроке

      5

Цель для реализации: коррекция имеющихся знаний и формирование новых о природе Удмуртии; научить пользоваться атласами и  первоначальными умениями  работы с контурными картами.

Планируемые результаты: знать особенности природы, климата, экологические проблемы своей местности и возможные пути их решения; уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; находить необходимый материал в справочной литературе; пользоваться картами, атласами и контурными картами.

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

На основе практической работы, знакомство с горными породами своей местности. Нефть- основное богатство Игринского района.

Природные явления. Строение Земли.(обобщающий урок)

Возможность возникновения грозных природных явлений на территории Удмуртии и причины.

Суша планеты. Материки и острова.

Евразия –материк, где мы живем. Место Удмуртии на карте материка.

Атмосфера Земли.

Атмосферные явления характерные для нашей местности: дождь, снег, гроза, туман и т.д.Коррекция по теме «Круговорот воды»

Погода и климат.

Погода в Игре в день изучения. Особенности климата и сезонов года в Удмуртии.

Воды суши.

Рассмотрение рек на примере р.Лозы, протекающей рядом со школой.

Климат и внутренние воды Удмуртии.

Работа с атласами и  контурной картой Удмуртии : обозначение границ, крупных рек и водохранилищ.

Природные зоны Земли.

Определение по атласу Удмуртии природной зоны в которой мы живем.

Растения разных природных зон.

Основные породы деревьев и кустарников  в лесах Удмуртии. Работа с гербарием.

Природные зоны Удмуртии и их обитатели.

Подробно рассматривается растительность и животный мир тайги, смешанных и широколиственных лесов. Сообщения учащихся о типичных представителях животного мира.

Экологические проблемы

Промышленное и бытовое загрязнение окружающей среды в Игре ( примеры приводят сами учащиеся на основе наблюдений).

Жизнь под угрозой. Редкие и исчезающие виды животных Удмуртии.

Сообщения учащихся об исчезающих и редких животных Удмуртии на основе рекомендуемой литературы.

Экскурсия в природу ( 2 часа)

1. Знакомство с природными комплексами своей местности.

2.Знакомство с водными объектами- р.Лозой и железнодорожным прудом. Болото у ж/д.

 6

Цели для реализации:  научить определять географические координаты и  географическое положение республики на карте России; вести наблюдения за географическими объектами, процессами и явлениями природы, проводить простейшую обработку  полученных данных; выработать умения работы с картами и атласом Удмуртии

Предполагаемые результаты : определять на местности, плане и карте расстояния, направления и географические координаты; находить в разных источниках необходимую информацию о природных объектах и явлениях Удмуртии; научиться обрабатывать результаты наблюдений и описывать их.


Определение направлений по плану  местности.


Выход на местность для определения направлений по азимуту  и по местным признакам.

Съемка местности (2 урока)

Съемка плана школьного двора.

Географическая карта.

Определение направлений на карте России от Ижевска до ближайших морей и океанов, до г. Москвы и.т.д.

Географические координаты.

Определение географических координат г. Ижевска и п. Игра.

Породы, слагающие земную кору.

Рассмотреть коллекцию горных пород нашей местности, определить их происхождение.

Равнины.

Определить, на какой равнине расположена Удмуртия. По атласу Удмуртии найти низменности и возвышенности республики, в пределах каких из них находится Игринский район.

Воды суши. Подземные воды.

Какие воды суши есть в Игринском районе. Родники п. Игра. Как используются подземные воды в районе. Загрязнение вод нефтью.

Реки.

Строение речной долины на примере р. Лозы. Режим и питание р.Лозы.

Озера.

Озера- старицы в пойме р.Лозы.

Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод.

По атласу Удмуртии- Воткинское водохранилище, крупные пруды республики. Местные пруды. Загрязнение р.Лозы и ж/д пруда.

Температура воздуха.

Основные понятия и построение графика суточного хода температур дается на местных данных

Ветер.

Господствующие ветры в Удмуртии и Игре. Построение Розы ветров для Удмуртии

Атмосферные осадки.

Основные виды осадков и их распределение по сезонам в своей местности.

Погода и климат.

Основные типы погод для Удмуртии.

Наблюдение за погодой и ее предсказание.

Предсказание погоды по местным признакам. Результаты наблюдения за погодой.

Причины, влияющие на климат.

Какие из причин, указанных в учебнике характерны для нашей местности.

Климат нашей местности.

Описание погоды одного дня. Построение графиков годового хода температуры и диаграмм осадков для Удмуртии .Общие выводы.

Разнообразие организмов и их распределение по Земле.

Вспомнить природные зоны для Удмуртии.

Воздействие человека на природные комплексы.

Виды воздействия человека на ПТК своей местности.

Природные комплексы своей местности.

Выделение природных комплексов на территории района и в Удмуртии Описание одного из них по плану.

Природа своей местности

( 5 уроков)

Работа с картами атласа, контурными картами. Проведение комплексных экскурсий на местности. Групповая защита отчетов по результатам экскурсий.

Населенные пункты.

Населенные пункты нашего района . Рассказ учащихся об Игре.

Стихийные природные явления.

Явления, встречающиеся в нашей местности. С чем сталкивались сами учащиеся (рассказ).

      7

.Цели для реализации: Научить определять положение Удмуртии на карте мира; на основе сравнения природы Удмуртии и разных материков помочь учащимся лучше понимать  природу мира и ее особенности.

Предполагаемые результаты: умение сравнивать и анализировать полученную информацию через имеющиеся знания о своей республике.

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле

Факторы влияющие на распределение температуры и осадков на территории республики.

Воздушные массы и постоянные ветры .

Воздушные массы и постоянные ветры господствующие в Удмуртии

Климаты Земли.

Тип климата , характерный для Удмуртии.

Климат Африки.

Сравнение климата с нашим для лучшего восприятия материала учащимися.

Географическое положение Австралии.

Отличия в географическом положении от нашей территории. Влияние ГП на сезонность( обратный ход сезонов)

Климат Южной Америки.

Сравнение климата умеренного пояса у нас и в Ю.Америке. Отличия климата.

Природные зоны Ю.Америки.

Сравнение природных зон юга Ю.Америки и Удмуртии ( примерно одна широта). Причины отличий.

Географическое положение С.Америки

Проекция широтного положения Удмуртии на карту С.Америки.

Природные зоны С.Америки.

Сходство и различие природных зон Удмуртии и в С.Америке на одной  широте. Причины отличий.

Географическое положение Евразии.

Положение Удмуртии на материке Евразия.

Климат. Климатические пояса Евразии.

Климатический пояс в котором расположена Удмуртия и особенности климата в связи с этим.

Природные зоны Евразии.

Расположение Удмуртии в таежной зоне .

9

Цели для реализации на уроках: Коррекция знаний о населении и хозяйстве Удмуртии через  изучение экономической и социальной географии России.

Предполагаемые результаты: учащиеся должны уметь находить сходство и различие в хозяйстве Удмуртии и Уральского экономического района , а также место Удмуртии в населении и хозяйстве всей России.

Политико-административное устройство РФ.

Удмуртия в составе субъектов РФ, федеральных округов.

Численность и естественный прирост населения

Численность и естественный прирост населения Удмуртии в сравнении с другими субъектами РФ.

Национальный состав.

Удмуртия- многонациональная республика.

Миграции населения.

Миграции населения республики в поисках работы.

Городское и сельское население. Расселение населения.

Численность городского и сельского населения Удмуртии в сравнении с др.регионами России.

Роль, значение и проблемы машиностроения.

Специализация машиностроения Удмуртии.

География  машиностроения.

Причины размещения машиностроения в Удмуртии.

Военно – промышленный комплекс.

ВПК Удмуртии

Нефтяная и газовая промышленность.

Нефтяная отрасль  Удмуртии как часть Волго-Уральской нефтяной базы, нефтепроводы, проходящие через территорию республики.

Металлургический комплекс. Факторы размещения.

Ижевск и Глазов- центры металлургии .Причины их появления в республике.

Черная металлургия.

Ижевский металлургический завод и его продукция.

Лесная промышленность.

Проблемы лесной промышленности в Удмуртии и п. Игра.

Земледелие и животноводство.

Основные культуры выращиваемые у нас, как типичные для лесной зоны. Животноводство- основная отрасль.

 

Пищевая и легкая промышленность.

Специализация пищевой и легкой промышленности Удмуртии. Предприятия пищевой промышленности района.

Инфраструктурный комплекс. Его состав. Роль транспорта.

Транспортные магистрали  и транспортные узлы Удмуртии. Игра – трансп. Узел.

Экономическое районирование

Удмуртия в составе Приволжского федерального округа и Уральского экономического района.

ГП, ресурсы и население Урала.

Природные ресурсы Удмуртии и население в составе Уральского экономического района.

Хозяйство Урала.

Специализация промышленности Удмуртии.

                                                                     

                                                                                                                                             

        Для реализации целей и получения положительных результатов учителю необходимо учитывать возрастные особенности  учащихся. В начальной школе у учеников велика тяга к знаниям, они как губка впитывают новые знания, им важна оценка их труда. Поэтому они с удовольствием работают, вовлекают в поисковую деятельность и своих родителей. Главным методом подачи нового материала является объяснительно – иллюстративный метод. То же происходит и в 5 классе. Дети в этом возрасте имеют богатое воображение, любят фантазировать, но это воображение не целевое, не географическое. Использование различных методов, особенно наглядных, ИКТ, межпредметных связей, наблюдения за явлениями и объектами природы, помогает учащимся понять специфику предмета географии, развить наблюдательность, учиться сравнивать, видеть  и выделять главное и т.д. Но начиная с 6 класса, после вхождения в переходный возраст, тяга к знаниям начинает ослабевать, если они подаются, главным образом, с помощью объяснительно – иллюстративного метода.  В это же время возрастает интерес при использовании проблемно – поисковых и исследовательских методов. Учащиеся начинают тяготеть к самостоятельной деятельности, где могут проявить себя. Главное не упустить этот момент и направить деятельность ребят в нужное русло. Таким образом, идет постепенное усложнение применяемых методов обучения от класса к классу. Поэтому  учителю приходится  решить еще одну задачу: в каждом конкретном случае, в конкретном классе, определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления краеведческого подхода. Основными из них, которыми пользуюсь на уроках, являются:

1. Объяснительно иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы

( рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников ( карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.). Этот метод используется практически на каждом уроке, начиная с 5 и по 9 класс, ведь карта – это «язык географии». Особенно помогают в работе атласы Удмуртии, их применяю параллельно с атласами России, а так же использую гербарии, коллекции полезных ископаемых. К сожалению, в настоящий момент нет хороших учебных настенных карт Удмуртии, те что имеются - устарели, а новые не выпущены. Размеры карт тоже не соответствуют требования , т.к. имеют малый формат.

Пример параллельного использования атласа Удмуртии и атласа по физической географии России: В 8 классе, при изучении климата  Восточно – Европейской равнины, в начале рассматривается климат Удмуртии, закономерности  распределения температур и осадков. Учащиеся делают вывод о различиях климата на севере и юге республики, причинах этих различий: на севере республики климат более прохладный и влажный, а на юге теплее и суше. Причина в том, что северная территория получает меньше солнечной радиации, а Верхнекамская возвышенность задерживает влажные  воздушные массы, увеличивая ,тем самым, число дней с осадками. Исходя из этой закономерности, делаются предположения о распределении температур к северу и югу от территории Удмуртии и осадков – к западу и востоку. Остается только с помощью климатической  карты России уточнить основные климатические показатели на Восточно – Европейской равнине..

Подобным же образом изучаем тему животноводства и земледелия в 9 классе, используя соответствующие карты в атласах Удмуртии и России.

2.  Частично – поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая может быть проверочной, эвристической, повторительно – обучающей .А так же постановка и решение проблемы. Так в 9 классе при изучении экономического районирования Российской федерации и федеральных округов ставится проблема: почему Удмуртия входит в Приволжский федеральный округ, но в Уральский экономический район?  Ответ учащиеся ищут с помощью карт атласа и текста учебника, сопоставляют факты. Приходят к выводу, что территориально Удмуртия находится в бассейне р.Волги, поэтому, логично, что она – часть Приволжского федерального округа. По составу отраслей промышленности она ближе к Уралу.                                                                        

Такое сопоставление, уже на первых уроках экономической географии, стало возможным благодаря изучению хозяйства республики в 8 классе.

3.   Сравнительный метод, который основан на сопоставлении природных объектов, территорий и природных явлений в разных частях  России и мира для лучшего понимания их особенностей.

  Считаю что, пожалуй, главным его назначением является возможность удивить учащихся и заставить задуматься. А через эти чувства учащиеся, сравнивая и сопоставляя, легче усваивают и понимают материал, буквально пропуская его через себя. Так в 7 классе при изучении климата Африки ученикам трудно бывает представить, что такое 3000 мм осадков , а температура воздуха в пустыне Сахара может доходить до +58 градусов. После того, как называешь показатели по Удмуртии, что у нас за год выпадает  500 – 550 мм осадков, а летом температура, редко и не каждый год, бывает выше 30 градусов, эта информация вызывает неподдельное удивление, ребята начинают считать во сколько раз климатические показатели в Африке выше, а значит и запоминают материал.

То же самое происходит и при изучении географического положения Австралии, которая полностью лежит в южном полушарии, а Удмуртия  - в северном. Поэтому, ребятам сообщается, что в Австралии все наоборот, по сравнению с нами: там лето, когда у нас зима, там солнце бывает на севере, а не на юге, там на юге холоднее, чем на севере и т.д.

После таких примеров при изучении Ю.Америки, ребята это  вспоминают и с помощью подобного сравнения могут самостоятельно объяснить некоторые особенности природы материка.

     Сравнительный метод хорош и при работе со слабыми учащимися, у которых по разным причинам материал запущен. Отталкиваясь от их жизненного опыта, знаний своей местности можно подвести ученика к пониманию особенностей природы или хозяйства территорий, находящихся в сходных условиях, в том же умеренном поясе. Так был случай в 9 классе, когда ученик не мог рассказать о специализации сельского хозяйства Центральной России. Попросив ученика, найти на карте и сравнить широтное расположение данной территории и Удмуртии, и после вывода о том, что территории находятся на одной широте, был задан ряд вопросов, а именно: 1.Как изменяется климат вдоль параллели? 2.Как влияет климат на специализацию сельского хозяйства? 3.Какова специализация сельского хозяйства Удмуртии? После этого попросила сделать вывод о наиболее вероятной специализации сельского хозяйства Центральной  России. А учащиеся  класса прокомментировали его ответ. Таким образом, благодаря применению сравнительного метода , я добилась цели и ученик не остался без положительной оценки, проверены знания материала , изученного в 8 классе, проверено умение пользоваться картой, а так же знания учащихся по изученной теме.

4.   Работа с краеведческой литературой и источниками.     Краеведческие           источники

( справочники, периодическая печать и т.д.), краеведческая литература, как и иллюстративный материал с краеведческим содержанием ( карты, схемы, таблицы и т.д.), используются при предварительной подготовке учащихся к учебным занятиям и, непосредственно, на уроке, при подготовке индивидуальных и групповых заданий по описанию характерных для родного края природных явлений и хозяйственных объектов. Особенно часто приходится пользоваться  в 6 классе, при изучении темы «Климат» , данными по Удмуртии для построения графиков хода температуры и диаграммы распределения осадков по месяцам. Данные берем из справочников и Интернет. Так обычно строим график хода температур для г. Глазова и Сарапула. Так ребята  учатся сопоставлять данные, видеть различия и делать самостоятельные выводы.

На примере природных зон Удмуртии, учащиеся ищут и находят материал по природным комплексам нашей местности и делают сообщения. А по фотографиям учатся делать описание ПТК.

      В 5 классе ученики готовят сообщения о животных и растениях Удмуртии. Учатся

отбирать главное. Знакомятся с Красной книгой нашей республики, с теми видами животных и растений, которые туда занесены

     В 9 классе ученики работают со всеми видами краеведческих источников, поэтому делают сообщения об основных хозяйственных объектах, отраслях промышленности, ресурсах нашей                                                                                                                                           республики, дают, как устное, так и письменное, их описание по таблицам, картам, с помощью дополнительной литературы и периодической печати по типовому плану.  Например , Ижевского металлургического завода.

5. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Его можно использовать при организации метеорологических , гидрологических , фенологических наблюдений и обработке их результатов, а так же при проведении экскурсий, составлении экономико – географической характеристики местных предприятий и т.д. К сожалению, в школе нет географической площадки, поэтому невозможно в полной мере вести метеорологические наблюдения,  приходится  ограничиваться шестым классом при изучении раздела «Атмосфера». При этом ученики не всегда имеют дома даже термометр. Показания  сильно расходятся, но даже на их основе можно провести работу по обработке данных, научить делать выводы.

       Более разнообразной является исследовательская работа во время весенней экскурсии: изучение природных комплексов, обнажений горных пород на крутом берегу реки, водных объектов – пруда , р.Лозы,  и озера – старицы. Изучение их - это знакомство с методами исследования и описание.

      Целенаправленно исследования ведутся на географическом кружке. Более подробно о них будет рассказано в главе 5 данного реферата.

6.   К  новым методам обучения можно отнести  использование информационных технологий (ИКТ), и возможностей Интернет. Он сочетает в себе сразу несколько методов: это и иллюстративный, и частично – поисковый, и как источник краеведческой информации. Наиболее часто на уроках используется  иллюстративный материал по изучаемой теме, полученный из Интернет, а так же имеется возможность проведения уроков с выходом в Интернет. Так в 2009-10 году впервые использовала  Интернет в 6 классе при изучении темы «Климат нашей местности»).

Интернет стал неотъемлемой частью работы учащихся над сообщениями и рефератами.

      Все эти методы и приемы взаимосвязаны и  используются в различных сочетаниях. Например, при исследовательской работе используется и объяснительно – иллюстративный метод и работа с краеведческой литературой и источниками, частично – поисковый – с  исследовательским и ИКТ и. т.д. Об этом же свидетельствуют и фрагменты уроков приведенные выше.

      Осуществление краеведческого подхода имеет место при изучении нового учебного материала, при выполнении практических  и самостоятельных работ, при повторении пройденного и закреплении нового учебного материала. Но наиболее солидная часть краеведения приходится в нашей школе на 8 класс, где более 10 лет ведется отдельным предметом  география Удмуртии.                                                

                     3.    ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ УДМУРТИИ

                    КАК ОТДЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

           Основным курсом при изучении географического краеведения в нашей школе стал предмет «География Удмуртии», который изучается в 8 классе.

Рабочая программа по «Географии Удмуртии» содержит основные географо-краеведческие сведения об Удмуртии и реализует принцип деятельностного подхода в изучении географии. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Вариант календарно – тематического плана составлен на основе Рекомендаций по преподаванию географии в школах разного типа Удмуртской Республики и Программы регионального

компонента школьного курса географии, а так же учебника «География Удмуртии» .

Изучение данного курса  в основной школе способствует:

  1. осуществлению дидактических принципов «от близкого - к  дальнему», «от известного – к неизвестному», «от простого – к сложному».
  2. активизации самостоятельного мышления учащихся, более глубокому осознанию ими причин и следствий географических закономерностей.
  3. овладению школьниками географических умений и навыков, умения применять на практике полученные на уроках знания об окружающей действительности.
  4. укреплению любви к родному краю, зарождению интереса к его социально – экономической жизни, воспитанию патриотических чувств.

 Поэтому конечная цель – помочь ученику познать природу, население, экономику Удмуртии. Увидеть красоту родного края, осмыслить зависимость производственной деятельности человека от местной природы, ее ресурсов, изучить, что делается в области охраны окружающей среды.

          Материал по географии Удмуртии разбит на два больших блока: «Физическая география Удмуртии» – 20 часов, и «Социальная и экономическая география Удмуртии» – 14 часов.

             Подача материала по географическому краеведенью крупным блоком прочно вошла в практику нашей школы. При этом тематическое планирование составлено таким образом, чтобы  темы по природному краеведенью шли сразу или дублировали темы физической географии России, т.е. изучались в одни и те же сроки. Это позволяет проводить необходимые параллели  и делать сравнительный анализ изучаемого материала. Идет совершенствование географических знаний учащихся, направленных на  более глубокое и осознанное понимание ими взаимосвязей между природными и экономическими явлениями, природной средой и деятельностью человека. А так же происходит обобщение и систематизация краеведческих знаний, практических  умений и навыков.

           Программа предусматривает типы уроков, соответствующие возрасту учащихся. Большое место отводится самостоятельной работе  в виде практикумов и практических работ, подготовке докладов, сообщений, проведению семинаров и экскурсий и т.д.( см. рабочую программу). Практической работе отводится либо часть урока, либо весь урок.

Используются различные типы уроков: комбинированный урок, урок-объяснение, практическая работа, экскурсия, деловая игра, творческий урок, урок – семинар.

 Для примера остановлюсь только на одном типе урока – творческом. В плане он один, по вопросу «Характерные особенности удмуртов». Для его проведения формируются группы учащихся, которые получают  задания, которые должны дать ответ на вопросы: Какие черты характера, отношения к труду,  к другим народам, проживающим на территории Удмуртии, помогают или затрудняют социализацию  удмуртов? Почему   идет процесс ассимиляции  удмуртского населения?  При этом каждой группе указываются источники информации, с которыми они должны поработать. Это монографии по этнографии удмуртов В. Владыкина, учебник «Краеведение» за 6 и 7 классы  и книга В.Г. Короленко « Мултанское  дело». Приветствуются  материалы найденные учащимися самостоятельно из периодической печати, через Интернет и т.д.  В ходе урока, на основе полученных данных, группы излагают свое понимание вопроса, а затем вырабатываются  общие выводы.

           При изучении географии родного края использую различные методы и приемы обучения. Основные из них уже были описаны в главе 3. Но в 8 классе, в период переходного возраста, подбор методов и приемов обучения наиболее значим, требуется, как никогда, их разнообразие, так как нужно постоянно удерживать внимание ребят, которое в этот период очень неустойчивое, учащиеся склонны к нарушениям дисциплины. Ребята должны быть постоянно заняты. Так беседа, как методическое средство, должна создавать проблемную ситуацию на уроке, активизировать учебный процесс и познавательную деятельность школьников, а не только давать или проверять фактический материал.

       Особое внимание на уроке уделяю  работе с картой, при этом она может использоваться на всех этапах урока. Основные методы работы с картой:

а) чтение карт ( определение географического положения, границ республики, характеристика природных условий, размещение отдельных отраслей и т.д.)

б) анализ географических  явлений методом наложения  карт. Например, выяснение характера сельскохозяйственного производства путем наложения карты природных зон России, физической карты и карты сельского хозяйства Удмуртии.

в) работа с контурной картой. Например, нанесение на карту особенностей географического положения и основных показателей климата Удмуртии ( температур, осадков, господствующих ветров) с последующим выявлением различий между севером и югом республики и причин их породивших ( с привлечением физической карты).Но опять следует оговориться, что контурные карты отдельно от рабочих тетрадей не выпускаются совсем, поэтому приходится ксерокопировать имеющиеся образцы.

         Программой предусмотрены производственные экскурсии. Готовясь к которым , учащиеся знакомятся с краеведческой и научно – популярной литературой, которая помогает понять некоторые особенности современного производства. Перед экскурсией учащиеся разбиваются на группы и получают отдельные задания на каждое звено. Это дает возможность подробнее ознакомиться с объектом их изучения, собрать необходимый материал, а затем его обработать. Результатом работы могут быть описания, диаграммы, графики, схемы и др. Таким образом , экскурсия способствует развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний.

         Во второй части – социальной и экономической географии Удмуртии, большое место отвожу практикумам – работе со статистическими данными, таблицами, диаграммами и, конечно, картами атласа. Использую это время для обучения приемам работы с ними и формированию навыка анализа имеющихся материалов. Предусмотрено четыре таких урока, не считая практических работ. Такая работа помогает сократить время на освоение этих приемов в 9 классе.

     К разнообразию изучения материала ведет использование печатной рабочей тетради для курса географии Удмуртии. Но тетради издаются не каждый год, поэтому приходится пользоваться  старыми  , как образцом заданий, для работы в тетради по предмету. Надо отметить, что задания  в рабочей тетради не всегда конкретные, иногда трудно понять, что требуется сделать, поэтому приходится их корректировать. Задания направлены лишь на закрепление фактического материала, нет творческих, проблемных работ. Поэтому считаю, что  рабочие тетради требуют существенной доработки.

       Стараюсь разнообразить  формы и способы проверки и оценки результатов деятельности учащихся: устные ответы учащихся, самостоятельные, практические работы, географические диктанты и т.д.Так при изучении полезных ископаемых  и ресурсов проводится практическая работа «Характеристика основных месторождений полезных ископаемых» ( на примере нефти). Учащиеся наносят на контурную карту основные районы и месторождения по добыче нефти. Делают выводы о их территориальном размещении и перспективах развития нефтяной промышленности в Удмуртии.

 По теме «Почвы Удмуртии» учащиеся составляют систематизирующую таблицу, где отражают типы почв Удмуртии, их распространение и особенности (всего  3 колонки).Делают выводы о наиболее типичных почвах и наиболее редких, отмечают самые плодородные и самые бедные гумусом и т.д

    При проведении географических диктантов за основу беру готовые  диктанты по темам России и адаптирую их к Удмуртии.

      Работа по программе краеведения в 8 классе имеет много плюсов, о них было сказано выше, но есть и существенные проблемы:

- весь материал краеведения, в том числе и экономическая география Удмуртии, проходится в 8 классе, когда учащиеся не знакомы с этим предметом вообще, не знают основополагающих понятий и терминов, не знакомы с экономическими картами. Приходится на уроках много времени отводить сначала их изучению, а затем уже вопросам темы. Быстрое изучение не ведет к запоминанию, отложению материала в долговременную память, тем более в учебнике этих понятий  и терминов нет, не выделены, упор делается на то, что учащиеся уже с ними знакомы, нет в учебнике и словаря. К 9 классу многое забывается и приходится почти все изучать сначала. Из опыта работы могу сказать, что  больше откладываются у ребят знания  и понятия по теме «Население».А вот то, что касается межотраслевых комплексов – забывается. Приходится использовать сравнительный метод для повторения уже пройденного материала в 8 классе. Поэтому , конечно, хотелось бы разделить материал на две части и изучать социальную и экономическую географию Удмуртии в 9 классе, параллельно с изучением  экономической географии России. Однако, учебный план 9 класса загружен и такой возможности пока нет.

            4. КРАЕВЕДЕНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

        Большим подспорьем в организации изучения родного края является краеведческий кружок в школе ( программы кружка прилагаются – приложение №3 и №4). Кружок – это то звено,  которое позволяет использовать  методы и приемы работы, на которые не хватает времени на уроке. Он позволяет расширить и углубить знания учащихся по географии, активизировать связь обучения и воспитания  с жизнью, с практикой, вооружить учащихся умениями и навыками самостоятельной научной работы в доступной форме, развить познавательные силы и творческие способности учащихся. На сегодняшний день актуально воспитание научного мышления, так как оно позволяет развивать человеческую личность, формирует интерес к новому. Поэтому и методы внеклассной краеведческой работы отличаются от  учебных. Они используются не в отрыве друг от друга, а в совокупности, в различных сочетаниях между собой. Основными на занятиях кружка являются следующие методы:

 - литературный, который предполагает работу с научной, научно- популярной литературой и периодической печатью; Основная задача этого метода- научить учащихся работать с книгой, справочниками, документальными источниками и т.д.

-  картографический метод, с него начинается и заканчивается всякое географическое исследование  ; Учащиеся учатся составлять карты, наносить на них природные и экономические явления;

-   статистический метод  предполагает  изучение количественных показателей, которые служат объективными и точными критериями для выражения многих географических процессов и явлений. На их основе строятся графики, диаграммы, составляются таблицы и т.д.

-  метод визуального наблюдения; это один самых доступных и систематически используемых методов во внеклассной работе. Главное педагогическое требование в организации наблюдений является наличие тщательно продуманной программы, где указываются объекты наблюдения, регистрация показателей, обобщение и обработка добытых материалов.

-  метод полевого исследования- один из ведущих методов внеклассного краеведения, используемый в процессе экскурсий, походов и экспедиций. Полевые исследования - это непосредственное обследование учащимися природного или хозяйственного объекта на основе разработанной программы.

Кружок посещают учащиеся 11 – 15 лет, не всегда имеющие склонность к исследованиям, но зато имеющие интерес к географии или, хотя бы, к отдельным ее разделам. Поэтому приходится строить программу кружка так, чтобы было интересно всем, чтобы каждый мог получить интересующую его информацию и навыки работы. Кружок работает  второй год.  Первый год кружок «Следопыт» посещали учащиеся 5 класса и учащиеся, которые готовились к предметной олимпиаде по географии. Приходилось с ними заниматься отдельно. Упор был сделан на организацию и проведение исследовательской работы. Наиболее приемлемой для шестиклассников была тема по гидрологии – изучение пруда . А доступной темой для изучения  в этом возрасте является морфометрия, которая больше связана с математикой, а не гидрология, которую дети еще не знают. Ученики с большим энтузиазмом взялись за работу. Результатом ее стала исследовательские работы: «Морфометрические исследования железнодорожного пруда» ( приложение №5), а так же индивидуальная работа ученицы 9 класса «Дымовое загрязнение поселка Игра». Кроме исследовательской работы учащиеся получили навыки организации походов и выживания в условиях природы. С этими работами учащиеся выступали на районной конференции по краеведению.

   .В этом году работа ведется в кружке «Юный географ», который рассчитан на 1 час в неделю. Для ведения исследовательской деятельности этого явно недостаточно. Но тем не менее, учащиеся готовят работы на научно- практическую конференцию, как и в прошлом году. Особенно ценным считаю исследование  горных пород Игринского района с                                                                  

оформлением коллекции для кабинета географии. Сбор коллекции увлек  и объединил , главным образом, мальчишек.

       Занятия в кружке повысили активность кружковцев на уроках географии. Так мальчишки, которые по другим предметам не самые сильные в учебе, значительно повысили свои успехи  по географии, имеют оценки не ниже «хорошо». Увлечение придало им силы и изменило отношение к предмету. Это первые помощники на уроках: готовы делать сообщения, быть консультантами, возглавить работу в группе и т.д. Кроме этого повысился и авторитет среди одноклассников, так как на уроках они могут вносить дополнения и реплики по материалу еще не изучавшемуся в классе.

Кружковцы в  кабинете географии помогают  ремонтировать наглядные пособия и систематизировать   материалы.

                                                                     

         5. РЕЗУЛЬТАТЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ.

       В результате изучения краеведения  в школе  были выявлены следующие положительные моменты:

  1. возросла скорость  усвоения учебного материала по географии там, где можно сделать опору на  краеведческие материалы, а так же за счёт активизации деятельности учащихся.  Активизировали свою деятельность слабые ученики;
  2. ребята стали более активно работать на уроках;
  3. во время работы на уроках с краеведческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Учащиеся достигают лучших результатов;
  4. система моей работы по краеведению позволяет не только оценивать уровень и качество знаний и умений, но и стимулировать и поощрять инициативу, трудолюбие, сообразительность, и, таким образом, управлять не только процессом обучения, но и воспитания. .

Для того чтобы проверить, будут ли различия в знаниях учащихся по географии России, если учебный материал изучать с привлечением краеведческого материала или без опоры на него, было проведено небольшое исследование. Тему по  климату  Восточно – Европейской равнины я давала  с использованием краеведческого материала, с использованием атласа Удмуртии, опираясь на уже имеющиеся знания учащихся по данной теме из географии Удмуртии, а тектоническое строение и полезные ископаемые Восточно – Европейской равнины – без краеведческого материала. Проведенные контрольные срезы знаний по этим темам показали, что средний балл по климату составил 3,6, а по тектоническому строению- 3,3. При этом учащиеся, в первом случае, приводили примеры тоже используя краеведческий материал, а во втором случае - без него. К сожалению, не было возможности проверить знания  учащихся по какой либо одной теме, а не по разным, так как в школе один 8 класс. Это, конечно, снижает качество исследования, но тот факт, что  учащиеся приводят  в доказательство примеры на местном материале, уже свидетельствует о значении их для  повышения качества обучения.

       Главным условием успеха своей работы считаю оптимистично-позитивное отношение ко всем ученикам, постоянное поощрение не только достигнутых результатов, но и стараний, вера в их возможности и способности.

 

                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Географическое краеведение  в нашей школе стало неотъемлемой частью учебно – воспитательного процесса. За многие годы сложилась своя система обучения, охватывающая по вертикали как начальное, так и основное звено обучения, а по горизонтали – как учебную, так и  воспитательную часть образовательного процесса. За год на данный предмет отводится от 40 – 68 часов в начальной школе до 107 часов в 5-9 классах. Это большой образовательный пласт, который при разумном и правильном использовании может дать хороший результат и способствовать положительному продвижению географического образования. Что и наблюдается в данное время.

Краеведение представляет богатые возможности для интеграции с разными учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. При отработке методики преподавания краеведения возникает проблема выстраивания системы межпредметных связей и разграничения содержания образования с другими общественными и естественными учебными дисциплинами, главным образом с географией, биологией и историей. Необходимо предусмотреть, что бы практические работы не повторяли таковые  в смежных дисциплинах. Пока это размежевание  до конца не сделано. Наблюдается дублирование материала, что приводит к потерям учебного времени.  Лучший выход из данной ситуации это организация самостоятельных наблюдений за природой, посильная  исследовательская деятельность, анализ гербариев местных растений, экспонатов краеведческого музея и Центра народного творчества. А так же использование информационно-коммуникационных технологий для подбора и анализа данных, построения графика температур, розы ветров и т.п. Вполне доступным и обязательным, считаю, проведение  практических  работ и практикумов по  учебным текстам, справочникам и контурным картам. Что, в принципе, мне и  удалось  сделать,  и тем самым создать свою собственную нишу для географического краеведения.

Однако, большим недостатком в организации краеведческого образования считаю тот факт, что не всегда удается с учащимися посещать выставки работ народных умельцев и художников, которые проводятся в картинной галерее В. Витрука  в нашем поселке. Причина проста -  нехватка времени. Классные руководители, как правило, на такие мероприятия идут неохотно – слишком хлопотно. В какой-то мере эту проблему помогают решать педагоги дополнительного образования, которые ведут кружки на базе школы, обучающие детей основам народных промыслов Удмуртии. Они проводят  внеклассные мероприятия краеведческой направленности, чаще всего – викторины и конкурсы, организуют выставки работ для  учащихся и родителей, посещают выставки. Но это проводится все же с ограниченным числом учащихся – кружковцами. 

Введение элементов краеведения в структуру уроков способствует раннему формированию  чувства сопричастности к прошлому и настоящему нашего края, ответственности за сохранение его природных богатств, национального культурного наследия и создает положительную эмоциональную среду на уроке для эффективного и продуктивного общения «учитель – ученик», «ученик – ученик».

 Задачи, которые можно поставить  на будущее:
- способствовать развитию и формированию познавательной активности учащихся, максимально используя их возрастные особенности;
- комплексно развивать познавательные способности учащихся (образное и логическое мышление, навыки поиска, обработки и изложения учебной информации, анализа источников и др.);
- развивать эмоционально-волевые сферы учащихся (волевое стремление преодолевать трудности в учебной работе, веры в собственные силы).                                                                    

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

  Список литературы:

1. Ветошкина И.Б. Краеведение в начальной школе ( из опыта работы).- Первоуральск, 2009 г

2. Ковшов С.В. Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса.

2008 г.

3. Краеведение и  краеведческий подход в преподавании географии. Под ред И.С.Матрусова,-

М., Академия педагогических наук,1963 г.

4. СафиуллинА.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе.,-    М.,Просвещение, 1979 г.

5. Строев К.Ф. Краеведение .- М.,Просвещение, 1974 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Краеведческий подход к преподаванию русского языка"

В презентации отражены некоторые методические приёмы интеграции краеведения и русского языка...

Краеведческие аспекты в преподавании географии

В статье даны практические рекомендации использования различных методов и приемов введение элементов краевединия в преподовании основных курсов физической и экономической географии с 6 по 11 классы. С...

Краеведческий подход в обучении географии

В статье Украйченко А.А. дан обзор организованных и проведенных комплексных экспедиций в разных уголках  России обучающихся МБОУ лицея №57 города Ростова-на-Дону. Высказывайте пожайлуста свои мыс...

Краеведческий подход в преподавании географии.Тезисы выступления на августовской конференции.

Тезисы выступления на августовской конференции учителей г.Самары - 31.08.2012г....

Краеведческий подход в обучении географии (на чешском языке)

Статья "Краеведческий подход в обучении географии" на чешском языке...

Краеведческий подход в обучении географии

В статье дан обзор экскурсий и экспедиций, в том числе и по Бельгинским местам...