Открытый урок по географии «Байкал - жемчужина Сибири"
план-конспект урока по географии (8 класс)
8 класс.
Тема: «Байкал - жемчужина Сибири"
Тип урока: урок изучения новой темы.
Цель:Доказать уникальность озера Байкал. Выяснить, почему Байкал называют чудом природы, каковы экологические проблемы озера и в чем их причины.
Задачи:
Предметные:
- расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном природном комплексе и необходимости охраны озера как объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Метопредметные:
- продолжить формированиеумений работать с различными источниками информации, выделять главное, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, выступать перед аудиторией.
Личностные:
- воспитывать патриотизм, экологическую культуру, интерес к предмету.
Оборудование: физическая карта Восточной Сибири, дополнительная литература, атласы, раздаточный материал, компьютер, проектор.
Технология: критического мышления, элементы проблемного обучения и деловой игры.
Формы урока: работа в группах.
Новые термины: баргузин, верховик, сарма, култук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_baykal.docx | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Касторенская средняя общеобразовательная школа №2»
Касторенского района Курской области
Открытый урок по географии
«Байкал - жемчужина Сибири"
Учитель географии
Сурай Елена Анатольевна
2020 год
8 класс.
Тема: «Байкал - жемчужина Сибири"
Тип урока: урок изучения новой темы.
Цель:Доказать уникальность озера Байкал. Выяснить, почему Байкал называют чудом природы, каковы экологические проблемы озера и в чем их причины.
Задачи:
Предметные:
- расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном природном комплексе и необходимости охраны озера как объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Метопредметные:
- продолжить формированиеумений работать с различными источниками информации, выделять главное, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, выступать перед аудиторией.
Личностные:
- воспитывать патриотизм, экологическую культуру, интерес к предмету.
Оборудование: физическая карта Восточной Сибири, дополнительная литература, атласы, раздаточный материал, компьютер, проектор.
Технология: критического мышления, элементы проблемного обучения и деловой игры.
Формы урока: работа в группах.
Новые термины: баргузин, верховик, сарма, култук.
Ход урока:
1. Мотивация
Ребята, всем внимание
Ведь прозвенел звонок!
Садимся поудобнее –
И начинаем наш урок!
2. Вызов.
Я вам предлагаю послушать отрывок из стихотворения, а вы постарайтесь угадать о чем он.
В его блистающем просторе
В глубинной чаше вековой,
В его повадках - облик моря
И отзыв в говоре морской.
И сам он величав и вечен
В гранитной раме вырезной,
И весь до донышка просвечен,
И весь до капельки родной!
-Что это за объект, о котором нам сегодня предстоит говорить?
- Дети отвечают, что это Байкал. показ по карте озера Байкал, )
_ Правильно, ребята, вы сами и назвали тему сегодняшнего урока. Мы будем говорить о Байкале, одном из уникальнейших озер планеты, нашей гордости. Тема урока «Байкал-жемчужина Сибири».
Л.С.Берг говорил «Байкал во всех отношениях есть чудо природы» Байкал –природная святыня России.
"Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал" - говорят сибиряки
Переход
Озеро Байкал расположено в южной части Восточной Сибири.
Узкая и вытянутая котловина озера зажата между высокими горами. На западе её окаймляют Приморский и Байкальский хребты. На севере – Северо – Байкальское нагорье. На северо-востоке - Баргузинский хребет. На юго-востоке – хребет Хамар-Дабан.
Озера всегда играли большую роль в жизни человека. На их берегах люди издавна строили жилища в их водах добывали пищу, по их водным путям плавали в соседние края и страны.
В последние годы большое внимание всего нашего народа привлекают проблемы использования богатств и охраны природы озера Байкал. Интерес к уникальному во многих отношениях сибирскому озеру возрастает год от года.
Ученых привлекают до сих пор нераскрытые тайны Байкала – неповторимый по богатству и разнообразию видов животный мир, удивительная чистота и прозрачность байкальской воды. Туристов со всего света влечет красота Байкала, то суровая, то скупая на краски, то на удивление мягкая и по своему поэтичная.
В 1996 году озеро Байкал и его окрестности внесены в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Ребята, в этот список включаются объекты, имеющие мировое значение. Это 20 век. А вот, что происходит сегодня , в 21 веке, прошу внимательно послушайте.
Видеоролик с международной конференции.
- Итак, вы видите, что эксперты в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже предложили исключить Байкал из списка объектов всемирного наследия. Мотив-продолжавшаяся работа Байкальского ЦБК. Он загрязняет воду и атмосферу. По Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, руководство нашей страны, наоборот, должно способствовать сохранению уникальной экосистемы озера.
- Ребята, посмотрев это видео, как вы думаете какую проблему мы сегодня должны обсудить, какова цель нашего урока?
Дети:
- Мы должны доказать скептикам, что Байкал ни в коем случае нельзя исключать из списка Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
- Вы совершенно правы, задача нашего занятия - определить, чем так интересен Байкал, что выдвинуло его в число важнейших природных объектов мира. В чем уникальность озера, почему оно "болеет" и что нужно сделать, чтобы сохранить озеро Байкал? На сегодняшний день экологическая проблема взаимодействия человека и природы обострилась и приняла поистине планетарные масштабы.
То есть, цель наша- выяснить, чем уникален и неповторим Байкал.
План по которому мы будем работать:
1. Доказать уникальность географических характеристик озера:
- статистические данные;
- геология и тектоника;
- гидрология и климат.
2. Доказать уникальность озера с точки зрения биологии:
- Байкал - естественная лаборатория и центр видообразования;
- Эндемики Байкала, биоразнообразие прибайкальской тайги;
- Причины нарушения экологического равновесия, пути решения экологических проблем.
Изучение нового материала.
Фактов и вопросов об уникальности Байкала очень много. Поэтому я вам предлагаю сегодня поработать в группах специалистов и охарактеризовать особенности этого природного объекта.
1 группа - географы.Вы доказываете уникальность озера с географической стороны, в соответствии с нашим планом.
2 группа - биологи. Вы доказываете уникальность озера, используя его биологические характеристики.
Учащиеся обмениваются информацией в классе, заполняя рабочие листы, учитель фиксирует все известные сведения на доске
«Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Объект под номером 754. Сегодня в него внесены 962 объекта из разных стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России.
Прежде чем передадим слово биологам.......
Физкультурная пауза:
Закройте пожалуйста глаза и представьте себя на берегу озера
На Байкале красота
Посмотри туда, сюда
Над Байкалом чайки кружат,
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя
Над Байкалом - мы с тобою!
Тихо сели на песок
И продолжили урок.
Географы. Задания к кейсу.
1. Докажите статистическими данными, что Байкал уникален.
(длина, ширина, объем воды, глубина, уровень прозрачности, количество островов)
2. Обоснуйте уникальность озера с геологической и тектонической сторон.
- Определите возраст котловины озера Байкал
- Какова глубина? Почему озеро является самым глубоким в мире?
- Происходят ли тектонические движения на Байкале в настоящий момент?
- Есть ли острова в озере?
- Рельеф в районе озера.
3. Приведите примеры гидрологических и климатических аргументов в пользу Байкала.
- Назовите тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.
- Как возникают местные ветры: баргузин, верховик, сарма, култук? причина их возникновения.
-В чем уникальность воды Байкала?
- Какова прозрачность воды, как измеряется?
- Химический состав воды
- Реки, впадающие и вытекающие из озера.
Биологи. Задания к кейсу.
1. Докажите, что Байкал является уникальной естественной лабораторией и центром видообразования.
- В чем уникальность фауны озера Байкал?
- Кто такие эндемики? Назовите эндемиков Байкала (можно пользоваться фотоматериалами).
-Какую роль играет планктон озера?
-Чем уникальна рыба голомянка?
-Какие животные имеют промысловое значение?
2. Подтвердите конкретными примерами биоразнообразие прибайкальской тайги (можно использовать фотоматериал).
3. Причины нарушения экологического равновесия на Байкале.
-В чем значение озера Байкал для человека и для природы?
-Какие экологические проблемы характерны для Байкала?
-Какие изменения природы для Байкала наиболее опасны?
-Каковы пути решения экологических проблем?
Байкал - уникальная естественная лаборатория и центр видообразования | |
Эндемики Байкала | |
Примеры биоразнообразия прибайкальской тайги | |
Причины нарушения экологического равновесия на Байкале | |
Пути решения экологических проблем |
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
Статистические данные | |
Геология, тектоника, рельеф | |
Гидрология и климатология |
Закрепление.
- Ребята, я думаю вам удалось убедить скептиков в уникальности озера Байкал. И раскрою вам секрет, что на очередной сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО заявили о том, что исключать Байкал из списка не предполагается. Много аргументов и доказательств мы сейчас от вас услышали. Что-то для вас было новым, что-то вы уже слышали. А теперь я предлагаю проверить как вы усвоили особенности этого озера. Отложите в сторону свои рабочие листы, весь дополнительный материал и попытайтесь ответить на вопросы:
1. Определить, какие цифровые данные соответствуют различным показателям, характеризующим озеро Байкал.:
1) Число впадающих в озеро рек.
2)Объем воды в озере
3) Длина озера.
4) Глубина озера
5)Доля Байкала в общемировом запасе воды
:) уровень прозрачности воды
а) 20; б)23000; в) 336; г) 40; д)636; е) 1637
2. Выбрать правильный ответ
1) Местные ветры Байкала это: а) баргузин; б) сирокко; в) афганец; г) сарма; д)култук; е) фен.
2) Эндемики Байкала это: а)сом; б)голомянка; в) байкальская нерпа; г) лещ; д) байкальский омуль
Ответы:
1. 1)-в; 2)-б; 3)-д; 4)-е; 5)-а; 6)-г
2. 1)-а,г,д
2)-б,в,д
Итог урока
учитель подводит итог урока:
- Озеро Байкал - одно из самых живописных, глубоких, прозрачных древних озер мира, со своим уникальным микроклиматом, эндемичной и реликтовой флорой и фауной. И как же здорово, что на сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО представители 180 стран договорились о том, что исключать Байкал из списка не будут. А наша с вами задача - беречь и охранять этот уникальный водоем, кладезь питьевой воды, нашу гордость.
- Он уникален, наш Байкал
К нему, красивейшему в мире
Стремятся все и стар и мал.
Чисты, прозрачны его воды
По глубине им равных нет
Такой вот памятник природа
Произвела на белый свет.
- Ребята, всем спасибо за урок, надеюсь вы сегодня узнали много нового и интересного
(выставление оценок)
Рефлексия.
В своих листах самооценки определите вашу успешность на уроке по пятибальной шкале
- Мне было комфортно на уроке
- Активно участвовал(а) в работе группы
- На уроке мне все было ясно и понятно
- Я хорошо усвоил(а) материал урока
- Я зафиксировал(а) для себя (составил(а) опорный конспект) много новой информации.
Домашнее задание:
1. Всем изучить материал ваших рабочих листов.
2. Для тех, кто заинтересовался темой Байкала - составить рекламный проект озера и защитить его на следующем уроке
Озеро Байкал - уникальное творение природы
В огромной каменной чаще, почти в центре Азии, на высоте 455 м. над уровнем моря, площадью 31,5 тыс. кв. км., разлил свои воды Байкал. Длина его равна 636 км.,наибольшая ширина -79 км., наименьшая -25 км. Это самое глубокое озеро на земном шаре. Глубина его достигает 1637 м. В Байкале сосредоточено 23 тыс. куб. км. (20% мировых запасов) чистой, прозрачной (40 м.), пресной, маломинерализованной, щедро обогащенной кислородом, неповторимой по качеству воды. На озере 27 островов. Самый большой из них - Ольхон. Береговая линия Байкала протянулась на 2100 км.
Стремительными водотоками, шумными водопадами, прорезая гранитные утесы, несутся в Байкал реки, речки и ручьи. Насчитывают 336 больших и малых притоков озера. Самые крупные из них - Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин. Вытекает из озера лишь одна - могучая и стремительная Ангара, отдающая свои прозрачные воды Енисею. Вода озера по химическому составу близка к дистиллированной (в 1литре менее 0,1 солей), слабоминерализованная,богатая кислородом. В чистоте и прозрачности - уникальность воды озера. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. Во-первых, берега озера сложены кристаллическими узорами. Они трудно размываются и дают мало взвеси. Во вторых, в озере живут рачки - "дворники" -эпишура и макрогиттонус.В третьих, сама вода способна к очищению.
Высокие (до 3500 м.), со снежными вершинами горы (Приморский хребет, Байкальский хребет, Хамар-Дабан, Баргузинский), как зубчатой короною, венчают сибирскую жемчужину. Их гребни, то удаляются от Байкала на 10-20 км.и более, то приближаются вплотную к берегам.
Байкал уникален своей древностью. Ему около 25 миллионов лет. Обычно озеро в 10-20 тыс. лет считается старым, а Байкал молод, и нет никаких признаков того, что начинает стареть и когда-нибудь, в обозримом будущем, исчезнет с лица Земли, как исчезли и исчезают многие озера. Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью до 2 см. в год.
Формирование его берегов не закончилось до сих пор, на озере часты землетрясения, колебания отдельных участков берегов. Из поколения в поколение рассказывают старожилы, как в 1862 году на Байкале, севернее дельты реки Селенги, во время землетрясения силой 11 баллов участок суши в 209 кв. км за сутки опустился под воду на глубину 2 метра. Новый залив назвали Провалом, и глубина его теперь около 11 метров. За один только год на Байкале регистрируют до 2000 мелких толчков землетрясений.
Байкал уникален и по своим природным особенностям. Климат Прибайкалья - умеренный резко-континентальный. Здесь, например, в год бывает больше солнечных дней, чем на прославленных черноморских курортах. И это в центре Сибири, где среднегодовая температура отрицательная, где встречается вечная мерзлота и живут олени - обитатели широких арктических тундровых просторов!
Зима очень холодная, средняя температура января (-24 градуса). Озеро оказывает смягчающее влияние на климат. Водные массы озера в летний период прогреваются до глубины 200-250 м. и как аккумулятор, накапливают огромное количество тепла. Поэтому, несмотря на суровые сибирские зимы, Байкал долго не замерзает. Лишь в январе он сковывается льдом, к марту толщина льда достигает одного метра. Ото льда освобождается озеро на юге в мае, а на севере - в первой декаде июня. В самый теплый период года (июле) температура воды в Байкале не превышает 12-15 градусов.
Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Сарма - ураганный ветер северо-западного направления, скорость до 60м. в сек.Верховик - северный ветер, дует с севера на юг вдоль всего Байкала (сухой). Култук - ветер, дующий от южной оконечности вдоль всего озера. Баргузин - могучий северо-восточный ветер Он сильный и ровный, с постепенно нарастающей мощью. .
Байкал - уникальное явление на нашей планете. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животного мира. Большинству людей еще со школьной скамьи известны уникальные животные и растения из таких удаленных и экзотических уголков Земли, как Новая Зеландия, Галапагосские острова, Мадагаскар и др. Но далеко не всем известно, что по количеству эндемичных организмов Байкал не только не уступает, но даже превосходит эти острова.
Байкал можно считать центром происхождения различных групп животных - например одной из многовидныхгрупп пресноводных гаммарид (семейство высших раков, обитающих и в морской, и в пресной воде) . В озере их содержится около 1/3 из числа всех известных на земном шаре. В Байкале живет почти половина всех видов олигохет (малощетинковых червей),ракушковых рачков и др. Одним словом, из более чем 2630 видов и разновидностей животных и растений, найденных к настоящему времени в озере, почти 2/3 эндемичны, возникли в нем и нигде больше не встречаются. Таким образом, Байкал - это гигантская уникальная естественная лаборатория и центр видообразования, привлекающий все больший интерес не только специалистов, но и любителей природы.
Самый многочисленный обитатель прозрачных байкальских глубин - веслоногий рачок - эпишура. Питаясь мельчайшими планктонными водорослями, бактериями, он является прекрасным фильтром Байкала.
В озере живет 56 видов рыб: байкальский осетр, омуль, таймень, ленок, черный и белый хариус,около 30 видов бычков-подкаменщиков и др. Совершенно необычное зрелище - ход омуля на нерест: сине-голубое живое серебро устремляется в нерестовые реки, где на удобных участках дна остается икра, а взрослые рыбы уходят обратно в Байкал. Икринка лишь через 8 месяцев может превратиться в личинку, через 9-11 лет - в сильную, изящную рыбу.
Пожалуй, самая экзотическая рыба Байкала - голомянка. Бледно-розовые, с перламутровым отливом, полупрозрачные рыбки содержат до 43% жира. Голомянка - единственная в наших широтах живородящая рыба. Единственное млекопитающее, освоившее водные просторы озера, -тюлень, или байкальская нерпа. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений.
В прибайкальской тайге можно встретить многочисленных таежных обитателей: медведей, белок, колонков, горностаев, лисиц, рысей и знаменитого байкальского соболя, нередки и лось, изюбр, кабарга, росомаха. Растительный мир Байкала богат различными экзотическими растениями: необыкновенными мхами и лишайниками, душистыми тополями зонтичной формы, настоящей кедровой тайгой, ходячими деревьями с обнаженными корнями.
Несмотря на это озеро в опасности, говорит Гринпис России. Под угрозой экологической катастрофы находится уникальная экосистема священного сибирского моря. Основными экологическими проблемами Байкала являются: Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, молевой сплав древесины по рекам, несущим свои воды в озеро, неорганизованный туризм и браконьерство. Люди давно и широко используют Байкал в транспортных целях, как источник водоснабжения, получения электроэнергии. В прибрежных лесах ведется промышленная заготовка древесины, промысел зверей, разрабатываются полезные ископаемые, действуют промышленные предприятия. В Байкал сбрасывается огромное количество сточных вод. Наиболее загрязнена река Селенга, обеспечивающая приток воды в озеро.
В 1999 г. принят специальный закон о Байкале. Необходимые природоохранные мероприятия: 1. Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро. 2. Запретить рубку леса на склонах хребтов. 3. Запретить молевой сплав древесины по рекам. 4. Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера. 5. Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами. 6. Поднять экологическую культуру населения. Природоохранные организации в бассейне озера представлены заповедниками (Баргузинский, Байкальский, Байкало-Ленский), национальными парками(2), и заказниками(6).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии "Байкал - жемчужина Сибири"
Урок географии построен в соответствии с технологией развития критического мышления школьников....
Методическая разработка урока-проекта по географии "Байкал - жемчужина России" для 8 класса
Методическая разработка урока - проекта "Байкал - жемчужина России" для учащихася 8 класса. Разработана с использованием проектной и исследовательской деятельности с элементами технологии критического...
урок по теме Байкал-жемчужина Сибири
Проводится в групповой форме...
Урок - путешествие по теме: " Жемчужина Сибири - Байкал"
Урок - путешествие. Байкал - озеро гигант. Самая чистая вода в мире....
Конспект урока для 9 класса "Жемчужина Сибири - озеро Байкал"
Озеро Байкал с 1992 года окружено несколькими природными заповедниками, а с 1996 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО....
Презентация к уроку по теме:"Байкал-жемчужина Сибири".
Презентация к уроку по теме:"Байкал-жемчужина Сибири"....
Урок по теме "Байкал-жемчужина Сибири"
Урок предназначен для 8 класса при изучении темы "Озера, реки России"...