Открытый урок по географии «Байкал - жемчужина Сибири"
план-конспект урока по географии (8 класс)

8 класс.

Тема: «Байкал - жемчужина Сибири"

Тип урока: урок изучения новой темы.

Цель:Доказать уникальность озера Байкал. Выяснить, почему Байкал называют чудом природы, каковы экологические проблемы озера и в чем их причины.

Задачи:

Предметные:

  • расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном природном комплексе и необходимости охраны озера как объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Метопредметные:

  • продолжить формированиеумений работать с различными источниками информации, выделять главное, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, выступать перед аудиторией.

Личностные:

  • воспитывать патриотизм, экологическую культуру, интерес к предмету.

 

Оборудование: физическая карта Восточной Сибири, дополнительная литература, атласы, раздаточный материал, компьютер, проектор.

Технология: критического мышления, элементы проблемного обучения и деловой игры.

Формы урока: работа в группах.

Новые термины: баргузин, верховик, сарма, култук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_baykal.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Касторенская средняя общеобразовательная школа №2»

Касторенского района Курской области

Открытый урок по географии

«Байкал - жемчужина Сибири"

Учитель географии

Сурай Елена Анатольевна

2020 год

8 класс.

Тема: «Байкал - жемчужина Сибири"

Тип урока: урок изучения новой темы.

Цель:Доказать уникальность озера Байкал. Выяснить, почему Байкал называют чудом природы, каковы экологические проблемы озера и в чем их причины.

Задачи:

Предметные:

  • расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном природном комплексе и необходимости охраны озера как объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Метопредметные:

  • продолжить формированиеумений работать с различными источниками информации, выделять главное, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, выступать перед аудиторией.

Личностные:

  • воспитывать патриотизм, экологическую культуру, интерес к предмету.

Оборудование: физическая карта Восточной Сибири, дополнительная литература, атласы, раздаточный материал, компьютер, проектор.

Технология: критического мышления, элементы проблемного обучения и деловой игры.

Формы урока: работа в группах.

Новые термины: баргузин, верховик, сарма, култук.

Ход урока:

1. Мотивация

Ребята, всем внимание

Ведь прозвенел звонок!

Садимся поудобнее –

И начинаем наш урок!

2. Вызов.

Я вам предлагаю послушать отрывок из стихотворения, а вы постарайтесь угадать о чем он.

В его блистающем просторе

В глубинной чаше вековой,

В его повадках - облик моря

И отзыв в говоре морской.

И сам он величав и вечен

В гранитной раме вырезной,

И весь до донышка просвечен,

И весь до капельки родной!

-Что это за объект, о котором нам сегодня предстоит говорить?

- Дети отвечают, что это Байкал. показ по карте озера Байкал, )

_ Правильно, ребята, вы сами и назвали тему сегодняшнего урока. Мы будем говорить о Байкале, одном из уникальнейших озер планеты, нашей гордости. Тема урока «Байкал-жемчужина Сибири».

Л.С.Берг говорил «Байкал во всех отношениях есть чудо природы» Байкал –природная святыня России.

"Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал" - говорят сибиряки

Переход

Озеро Байкал расположено в южной части Восточной Сибири.

Узкая и вытянутая котловина озера зажата между высокими горами. На западе её окаймляют Приморский и Байкальский хребты. На севере – Северо – Байкальское нагорье. На северо-востоке - Баргузинский хребет. На юго-востоке – хребет Хамар-Дабан.

Озера всегда играли большую роль в жизни человека. На их берегах люди издавна строили жилища в их водах добывали пищу, по их водным путям плавали в соседние края и страны.

В последние годы большое внимание всего нашего народа привлекают проблемы использования богатств и охраны природы озера Байкал. Интерес к уникальному во многих отношениях сибирскому озеру возрастает год от года.

Ученых привлекают до сих пор нераскрытые тайны Байкала – неповторимый по богатству и разнообразию видов животный мир, удивительная чистота и прозрачность байкальской воды. Туристов со всего света влечет красота Байкала, то суровая, то скупая на краски, то на удивление мягкая и по своему поэтичная.

В 1996 году озеро Байкал и его окрестности внесены в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Ребята, в этот список включаются объекты, имеющие мировое значение. Это 20 век. А вот, что происходит сегодня , в 21 веке, прошу внимательно послушайте.

Видеоролик с международной конференции.

- Итак, вы видите, что эксперты в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже предложили исключить Байкал из списка объектов всемирного наследия. Мотив-продолжавшаяся работа Байкальского ЦБК. Он загрязняет воду и атмосферу. По Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, руководство нашей страны, наоборот, должно способствовать сохранению уникальной экосистемы озера.

- Ребята, посмотрев это видео, как вы думаете какую проблему мы сегодня должны обсудить, какова цель нашего урока?

Дети:

- Мы должны доказать скептикам, что Байкал ни в коем случае нельзя исключать из списка Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

- Вы совершенно правы, задача нашего занятия - определить, чем так интересен Байкал, что выдвинуло его в число важнейших природных объектов мира. В чем уникальность озера, почему оно "болеет" и что нужно сделать, чтобы сохранить озеро Байкал? На сегодняшний день экологическая проблема взаимодействия человека и природы обострилась и приняла поистине планетарные масштабы.

То есть, цель наша- выяснить, чем уникален и неповторим Байкал.

План по которому мы будем работать:

1. Доказать уникальность географических характеристик озера:

- статистические данные;

- геология и тектоника;

- гидрология и климат.

2. Доказать уникальность озера с точки зрения биологии:

- Байкал - естественная лаборатория и центр видообразования;

- Эндемики Байкала, биоразнообразие прибайкальской тайги;

- Причины нарушения экологического равновесия, пути решения экологических проблем.

Изучение нового материала.

Фактов и вопросов об уникальности Байкала очень много. Поэтому я вам предлагаю сегодня поработать в группах специалистов и охарактеризовать особенности этого природного объекта.

1 группа - географы.Вы доказываете уникальность озера с географической стороны, в соответствии с нашим планом.

2 группа - биологи. Вы доказываете уникальность озера, используя его биологические характеристики.

Учащиеся обмениваются информацией в классе, заполняя рабочие листы, учитель фиксирует все известные сведения на доске

«Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Объект под номером 754. Сегодня в него внесены 962 объекта из разных стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России.

Прежде чем передадим слово биологам.......

Физкультурная пауза:

Закройте пожалуйста глаза и представьте себя на берегу озера

На Байкале красота

Посмотри туда, сюда

Над Байкалом чайки кружат,
Полетим за ними дружно

Брызги пены, шум прибоя
Над Байкалом - мы с тобою!

Тихо сели на песок

И продолжили урок.

Географы. Задания к кейсу.

1. Докажите статистическими данными, что Байкал уникален.

(длина, ширина, объем воды, глубина, уровень прозрачности, количество островов)

2. Обоснуйте уникальность озера с геологической и тектонической сторон.

- Определите возраст котловины озера Байкал

- Какова глубина? Почему озеро является самым глубоким в мире?

- Происходят ли тектонические движения на Байкале в настоящий момент?

- Есть ли острова в озере?

- Рельеф в районе озера.

3. Приведите примеры гидрологических и климатических аргументов в пользу Байкала.

- Назовите тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.

- Как возникают местные ветры: баргузин, верховик, сарма, култук? причина их возникновения.

-В чем уникальность воды Байкала?

- Какова прозрачность воды, как измеряется?

- Химический состав воды

- Реки, впадающие и вытекающие из озера.

Биологи. Задания к кейсу.

1. Докажите, что Байкал является уникальной естественной лабораторией и центром видообразования.

- В чем уникальность фауны озера Байкал?

- Кто такие эндемики? Назовите эндемиков Байкала (можно пользоваться фотоматериалами).

-Какую роль играет планктон озера?

-Чем уникальна рыба голомянка?

-Какие животные имеют промысловое значение?

2. Подтвердите конкретными примерами биоразнообразие прибайкальской тайги (можно использовать фотоматериал).

3. Причины нарушения экологического равновесия на Байкале.

-В чем значение озера Байкал для человека и для природы?

-Какие экологические проблемы характерны для Байкала?

-Какие изменения природы для Байкала наиболее опасны?

-Каковы пути решения экологических проблем?

Байкал - уникальная естественная лаборатория и центр видообразования

Эндемики Байкала

Примеры биоразнообразия прибайкальской тайги

Причины нарушения экологического равновесия на Байкале

Пути решения экологических проблем

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Статистические данные

Геология, тектоника, рельеф

Гидрология и климатология

Закрепление.

- Ребята, я думаю вам удалось убедить скептиков в уникальности озера Байкал. И раскрою вам секрет, что на очередной сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО заявили о том, что исключать Байкал из списка не предполагается. Много аргументов и доказательств мы сейчас от вас услышали. Что-то для вас было новым, что-то вы уже слышали. А теперь я предлагаю проверить как вы усвоили особенности этого озера. Отложите в сторону свои рабочие листы, весь дополнительный материал и попытайтесь ответить на вопросы:

1. Определить, какие цифровые данные соответствуют различным показателям, характеризующим озеро Байкал.:

1) Число впадающих в озеро рек.

2)Объем воды в озере

3) Длина озера.

4) Глубина озера

5)Доля Байкала в общемировом запасе воды

:) уровень прозрачности воды

а) 20; б)23000; в) 336; г) 40; д)636; е) 1637

2. Выбрать правильный ответ

1) Местные ветры Байкала это: а) баргузин; б) сирокко; в) афганец; г) сарма; д)култук; е) фен.

2) Эндемики Байкала это: а)сом; б)голомянка; в) байкальская нерпа; г) лещ; д) байкальский омуль

Ответы:

1. 1)-в; 2)-б; 3)-д; 4)-е; 5)-а; 6)-г

2. 1)-а,г,д

2)-б,в,д

Итог урока

учитель подводит итог урока:

- Озеро Байкал - одно из самых живописных, глубоких, прозрачных древних озер мира, со своим уникальным микроклиматом, эндемичной и реликтовой флорой и фауной. И как же здорово, что на сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО представители 180 стран договорились о том, что исключать Байкал из списка не будут. А наша с вами задача - беречь и охранять этот уникальный водоем, кладезь питьевой воды, нашу гордость.

- Он уникален, наш Байкал

К нему, красивейшему в мире

Стремятся все и стар и мал.

Чисты, прозрачны его воды

По глубине им равных нет

Такой вот памятник природа

Произвела на белый свет.

- Ребята, всем спасибо за урок, надеюсь вы сегодня узнали много нового и интересного

(выставление оценок)

Рефлексия.

В своих листах самооценки определите вашу успешность на уроке по пятибальной шкале

- Мне было комфортно на уроке

- Активно участвовал(а) в работе группы

- На уроке мне все было ясно и понятно

- Я хорошо усвоил(а) материал урока

- Я зафиксировал(а) для себя (составил(а) опорный конспект) много новой информации.

Домашнее задание:

1. Всем изучить материал ваших рабочих листов.

2. Для тех, кто заинтересовался темой Байкала - составить рекламный проект озера и защитить его на следующем уроке

Озеро Байкал - уникальное творение природы

В огромной каменной чаще, почти в центре Азии, на высоте 455 м. над уровнем моря, площадью 31,5 тыс. кв. км., разлил свои воды Байкал. Длина его равна 636 км.,наибольшая ширина -79 км., наименьшая -25 км. Это самое глубокое озеро на земном шаре. Глубина его достигает 1637 м. В Байкале сосредоточено 23 тыс. куб. км. (20% мировых запасов) чистой, прозрачной (40 м.), пресной, маломинерализованной, щедро обогащенной кислородом, неповторимой по качеству воды. На озере 27 островов. Самый большой из них - Ольхон. Береговая линия Байкала протянулась на 2100 км.

Стремительными водотоками, шумными водопадами, прорезая гранитные утесы, несутся в Байкал реки, речки и ручьи. Насчитывают 336 больших и малых притоков озера. Самые крупные из них - Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин. Вытекает из озера лишь одна - могучая и стремительная Ангара, отдающая свои прозрачные воды Енисею. Вода озера по химическому составу близка к дистиллированной (в 1литре менее 0,1 солей), слабоминерализованная,богатая кислородом. В чистоте и прозрачности - уникальность воды озера. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. Во-первых, берега озера сложены кристаллическими узорами. Они трудно размываются и дают мало взвеси. Во вторых, в озере живут рачки - "дворники" -эпишура и макрогиттонус.В третьих, сама вода способна к очищению.

Высокие (до 3500 м.), со снежными вершинами горы (Приморский хребет, Байкальский хребет, Хамар-Дабан, Баргузинский), как зубчатой короною, венчают сибирскую жемчужину. Их гребни, то удаляются от Байкала на 10-20 км.и более, то приближаются вплотную к берегам.

Байкал уникален своей древностью. Ему около 25 миллионов лет. Обычно озеро в 10-20 тыс. лет считается старым, а Байкал молод, и нет никаких признаков того, что начинает стареть и когда-нибудь, в обозримом будущем, исчезнет с лица Земли, как исчезли и исчезают многие озера. Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью до 2 см. в год.

Формирование его берегов не закончилось до сих пор, на озере часты землетрясения, колебания отдельных участков берегов. Из поколения в поколение рассказывают старожилы, как в 1862 году на Байкале, севернее дельты реки Селенги, во время землетрясения силой 11 баллов участок суши в 209 кв. км за сутки опустился под воду на глубину 2 метра. Новый залив назвали Провалом, и глубина его теперь около 11 метров. За один только год на Байкале регистрируют до 2000 мелких толчков землетрясений.

Байкал уникален и по своим природным особенностям. Климат Прибайкалья - умеренный резко-континентальный. Здесь, например, в год бывает больше солнечных дней, чем на прославленных черноморских курортах. И это в центре Сибири, где среднегодовая температура отрицательная, где встречается вечная мерзлота и живут олени - обитатели широких арктических тундровых просторов!

Зима очень холодная, средняя температура января (-24 градуса). Озеро оказывает смягчающее влияние на климат. Водные массы озера в летний период прогреваются до глубины 200-250 м. и как аккумулятор, накапливают огромное количество тепла. Поэтому, несмотря на суровые сибирские зимы, Байкал долго не замерзает. Лишь в январе он сковывается льдом, к марту толщина льда достигает одного метра. Ото льда освобождается озеро на юге в мае, а на севере - в первой декаде июня. В самый теплый период года (июле) температура воды в Байкале не превышает 12-15 градусов.

Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Сарма - ураганный ветер северо-западного направления, скорость до 60м. в сек.Верховик - северный ветер, дует с севера на юг вдоль всего Байкала (сухой). Култук - ветер, дующий от южной оконечности вдоль всего озера. Баргузин - могучий северо-восточный ветер Он сильный и ровный, с постепенно нарастающей мощью. .

Байкал - уникальное явление на нашей планете. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животного мира. Большинству людей еще со школьной скамьи известны уникальные животные и растения из таких удаленных и экзотических уголков Земли, как Новая Зеландия, Галапагосские острова, Мадагаскар и др. Но далеко не всем известно, что по количеству эндемичных организмов Байкал не только не уступает, но даже превосходит эти острова.

Байкал можно считать центром происхождения различных групп животных - например одной из многовидныхгрупп пресноводных гаммарид (семейство высших раков, обитающих и в морской, и в пресной воде) . В озере их содержится около 1/3 из числа всех известных на земном шаре. В Байкале живет почти половина всех видов олигохет (малощетинковых червей),ракушковых рачков и др. Одним словом, из более чем 2630 видов и разновидностей животных и растений, найденных к настоящему времени в озере, почти 2/3 эндемичны, возникли в нем и нигде больше не встречаются. Таким образом, Байкал - это гигантская уникальная естественная лаборатория и центр видообразования, привлекающий все больший интерес не только специалистов, но и любителей природы.

Самый многочисленный обитатель прозрачных байкальских глубин - веслоногий рачок - эпишура. Питаясь мельчайшими планктонными водорослями, бактериями, он является прекрасным фильтром Байкала.

В озере живет 56 видов рыб: байкальский осетр, омуль, таймень, ленок, черный и белый хариус,около 30 видов бычков-подкаменщиков и др. Совершенно необычное зрелище - ход омуля на нерест: сине-голубое живое серебро устремляется в нерестовые реки, где на удобных участках дна остается икра, а взрослые рыбы уходят обратно в Байкал. Икринка лишь через 8 месяцев может превратиться в личинку, через 9-11 лет - в сильную, изящную рыбу.

Пожалуй, самая экзотическая рыба Байкала - голомянка. Бледно-розовые, с перламутровым отливом, полупрозрачные рыбки содержат до 43% жира. Голомянка - единственная в наших широтах живородящая рыба. Единственное млекопитающее, освоившее водные просторы озера, -тюлень, или байкальская нерпа. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений.

В прибайкальской тайге можно встретить многочисленных таежных обитателей: медведей, белок, колонков, горностаев, лисиц, рысей и знаменитого байкальского соболя, нередки и лось, изюбр, кабарга, росомаха. Растительный мир Байкала богат различными экзотическими растениями: необыкновенными мхами и лишайниками, душистыми тополями зонтичной формы, настоящей кедровой тайгой, ходячими деревьями с обнаженными корнями.

Несмотря на это озеро в опасности, говорит Гринпис России. Под угрозой экологической катастрофы находится уникальная экосистема священного сибирского моря. Основными экологическими проблемами Байкала являются: Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, молевой сплав древесины по рекам, несущим свои воды в озеро, неорганизованный туризм и браконьерство. Люди давно и широко используют Байкал в транспортных целях, как источник водоснабжения, получения электроэнергии. В прибрежных лесах ведется промышленная заготовка древесины, промысел зверей, разрабатываются полезные ископаемые, действуют промышленные предприятия. В Байкал сбрасывается огромное количество сточных вод. Наиболее загрязнена река Селенга, обеспечивающая приток воды в озеро.

В 1999 г. принят специальный закон о Байкале. Необходимые природоохранные мероприятия: 1. Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро. 2. Запретить рубку леса на склонах хребтов. 3. Запретить молевой сплав древесины по рекам. 4. Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера. 5. Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами. 6. Поднять экологическую культуру населения. Природоохранные организации в бассейне озера представлены заповедниками (Баргузинский, Байкальский, Байкало-Ленский), национальными парками(2), и заказниками(6).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии "Байкал - жемчужина Сибири"

Урок географии построен в соответствии с технологией развития критического мышления школьников....

Методическая разработка урока-проекта по географии "Байкал - жемчужина России" для 8 класса

Методическая разработка урока - проекта "Байкал - жемчужина России" для учащихася 8 класса. Разработана с использованием проектной и исследовательской деятельности с элементами технологии критического...

урок по теме Байкал-жемчужина Сибири

Проводится в групповой форме...

Урок - путешествие по теме: " Жемчужина Сибири - Байкал"

Урок - путешествие. Байкал - озеро гигант. Самая чистая вода в мире....

Конспект урока для 9 класса "Жемчужина Сибири - озеро Байкал"

Озеро Байкал с 1992 года окружено несколькими природными заповедниками, а с 1996 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО....

Презентация к уроку по теме:"Байкал-жемчужина Сибири".

Презентация  к уроку по теме:"Байкал-жемчужина Сибири"....

Урок по теме "Байкал-жемчужина Сибири"

Урок предназначен для 8 класса при изучении темы "Озера, реки России"...