Урок по географии 8 класса "Воспроизводство населения"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Урок "Воспроизводство населения" проводится при изучении темы "Россияне" в курсе "География России" по учебнику линии "Полярная звезда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vospr._nas..docx | 36.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока « Воспроизводство населения».
1. Психолого-педагогическая характеристика класса
В 8 Б классе обучается 27 человек, из них 15 девочек, 12 мальчиков, большинство учащихся 1995 года рождения. Состав класса стабильный, за последние 3 года не изменялся.
Большинство учащихся класса воспитываются в полных семьях, где родители уделяют должное внимание воспитанию своих детей. Есть 5 неполных семей, но и здесь родители проявляют к школьным делам своих детей должный интерес.
В классе 5 отличников, 15 хорошистов, 7 учеников учатся на «4» и «3».
У учеников класса обнаружены следующие типы мышления: теоретический, наглядно – образный, интуитивный, репродуктивный.
Интеллектуальный уровень учащихся 8 Б класса достаточно высок. Для познавательного процесса характерна целостность и осмысленность восприятия. Достаточно хорошо развито логическое мышление. У большинства восьмиклассников достаточно высокий уровень сформированности мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Но есть учащиеся со средним уровнем. Неплохо выражена у них и способность к формированию суждений, умозаключений. По характеру сформированности навыков учебной деятельности наблюдается следующее распределение учащихся:
- Достаточный уровень 16 человек
Легко справляются с заданиями, требующими осмысления нового текста, легко читают графики, преобразуя их в текст, легко осмысливают информацию.
- Недостаточный уровень 11 человек
Могут проанализировать прочитанный текст по вопросам, осмыслить его. С помощью учителя могут справиться с преобразованием информации из вербальной в графическую. Переводят свои ощущения в осмысленную информацию. Требуют педагогической помощи, алгоритмов, вопросов. Преобладающей мыслительной операцией является умение сравнить, устанавливать зависимости, выявлять не соответствия
У большинства учащихся класса преобладает сознательный уровень мотивации. Дети стремятся к активному познанию мира. Их побуждает учится стремление узнать новые факты.
Есть учащиеся с преобладанием эмоциональной мотивации. Дети стремятся получать хорошие оценки ( «Я – молодец»») – мотивация благополучия. В целом класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодалевает трудности. Дети умеют оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. Учащиеся класса проявляют критичность мышления, у многих из них имеются способности к проблемному видению.
Психологический климат в классе благоприятный. Учащиеся стремятся помочь друг другу, в совместных делах проявляют организованность, взаимопомощь. Проявляется сознательная дисциплина. На основании вышеизложенного можно заключить, что учащиеся класса имеют достойно высокие показатели интеллектуального развития, интерес к окружающему миру, имеют способность к проблемному видению. В результате у них формируется устойчивая мотивация изучение предмета географии.
2. Программа, УМК
- Программа общеобразовательных учреждений «География» А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. М. :Просвещение, 2009, - 49с.
- География Россия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / [А.И. Алексеев, В.В.Николина, С.И. Болысов и др.]; под редакцией А.И. Алексеева; Российская академия наук, Рос. академия образования, издательство «Просвещение», 2008. – 271с.: Ил.-(Академический школьный учебник), (Полярная звезда) – ISBN 978 – 5 -09 – 016501 – 3.
- Николина В.В. География 8 [кл.] : мой тренажер: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (В.В. Николина; Российская академия образования, издательство: «Просвещение». – М. : Просвещение, 2008. – 88с. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда). – ISBN 978 – 5 – 09 – 016800 – 7.
3.Тема:
«Воспроизводство населения» Урок№1 раздела «Россияне».
4.Название урока:
«Главное национальное богатство страны».
5. Тип урока:
По дидактической цели:
Урок – изучение новых знаний.
По способу организации:
Эвристическая беседа, практическая работа с различными источниками географической информации, групповая работа.
По этапу учебного процесса:
Вводный урок.
6. Цели задачи урока
Цель: разрешение проблемного вопроса через формирование понятия о воспроизводстве населения.
Образовательные задачи: учащиеся смогут выделять существенные признаки понятий: воспроизводство населения, естественный прирост, традиционный и современный типы воспроизводства, их различия, демографический переход, его особенности в различных регионах России.
Школьники сумеют определять основания для сравнения традиционного и современного типов воспроизводства, определять причину демографического перехода в различных регионах России, анализировать график рождаемости и смертности, будут развивать умение самостоятельно выдвигать цели, выделять проблему, выдвигать гипотезы и искать пути решения проблемы.
Развивающие задачи: в результате урока учащиеся смогут развивать познавательные способности, логическое мышление путем анализа текстовой и картографической информации, речь.
Воспитательные задачи: учащиеся осознают себя членами коллектива при работе в группах, будут воспитывать в себе чувства толерантности, умение отстаивать свою позицию.
7. Методы обучения
По источнику знаний:
- Словесные (беседа);
- Практические (работа с учебником, анализ графика «Рождаемость и смертность в России XX веке»;
- Наглядные (семейные фотографии);
По характеру познавательной деятельности:
- Объяснительно – иллюстрационный;
- Частично – поисковый ;
- Проблемный ;
- Исследовательский;
По степени самостоятельности:
- Под руководством учителя;
- Обучение в группах;
8. Форма урока
- Беседа
- Практическая работа
9. Форма организации работы в классе
- Фронтальная;
- Групповая;
10. Средства обучения
Печатные пособия:
Учебник «География Россия», 8 класс, под редакцией А.И. Алексеева «География 8. Мой тренажер» В.В. Николина
11. Хронометраж урока
- Организационный этап – 7 минут.
- Операционно – познавательный этап – 23 минуты.
- Рефлексивно – оценочный этап – 15 минут.
12. Разработка урока по теме « Воспроизводство населения»
Этап | Структурные элементы урока | Дидактические задачи | Проектируемая деятельность учителя | Проектируемая деятельность учащихся | Результат | ||||||||||
Организационный | 1. Оргмомент | Подготовить ученика и учителя к уроку | Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих | Готовятся к уроку. Отвечают кто отсутствует | Готовность начать урок | ||||||||||
2. Актуализация опорных знаний | Стимулировать учащихся к постановке проблемного вопроса, подготовить их к усвоению новых знаний и способов действия. | Читает стих Державина Г.Р. О Росс!... Просит учащихся сформулировать тему. | Слушают, формулируют тему «Россияне». | Готовность учащихся к постановке проблемного вопроса, к поиску путей решения проблемы. | |||||||||||
Просит доложить об итогах опережающего исследования, где учащимся предлагалось выяснить количество детей в семьях прабабушек, бабушек, родителей. Спрашивает: какой вывод школьники сделали, проведя исследования в семьях? | Докладывают о результатах исследования, приходят к выводу о сокращении числа детей в семьях. | ||||||||||||||
Спрашивает о том, что произойдет, если тенденция сокращения детей в российских семьях будет продолжаться? | Отвечают, что Россиян вскоре не останется, что они просто вымрут. «А, может, и не вымрем, – говорят другие – Нас еще много. Если и вымрем, то не скоро – предполагают третьи. – Не вымерли же до сих пор немцы, хотя у них давно идет процесс сокращения деторождения». | ||||||||||||||
Просит сформулировать проблемный вопрос. | Формулирует проблемный вопрос: грозит ли вымирание россиянам? | ||||||||||||||
Говорит о том, что мнения разделились и для разрешения проблемы предлагает изучить тему «Воспроизводства населения». | Соглашаются, создают настроенность на мыслительную деятельность. | ||||||||||||||
Организационно-познавательный | 4. Изучение новых знаний и способов действия | Овладеть новыми знаниями по теме «Воспроизводство населения». Обеспечить восприятие, согласовать их возрастным особенностям и содержанию программы. | Дает задание учащимся, на основе работы с текстом учебника ответить на вопросы: -Что такое естественный прирост? -Что такое воспроизводство населения? - Чем отличается расширенное воспроизводство от суженного? - Каково соотношение между абсолютными и относительными показателями естественного прироста населения? | Работают с учебником, отвечают на поставленный учителем вопрос. Естественный прирост- это разница между общим числом родившихся и числом умерших. Воспроизводство- это смена поколений. Степенью доживаемости до возраста родителей. Если доживает более 2 детей- расширенное, менее 2детей-суженное. Абсолютные показатели- общее число родившихся и умерших за год. те же показатели, но на 1000 жителей. | Овладение основными понятиями темы «Воспроизводство населения», определение признаков различий понятий и их соотношение. | ||||||||||
5. Первичное закрепление знаний | Установить правильность усвоения нового материала, выявить неверные представления и их коррекция. | Предлагает учащимся на основе анализа рисунка 13, а так же раздела 2 §5 «Как менялось воспроизводство в различные исторические периоды» заполнить таблицу «Сравнение традиционного и современного типов воспроизводства», самостоятельно выбрав признаки сравнения | Заполняют таблицу на основе предложенных источников географической информации. Таблица может выглядеть примерно следующим образом: | Усвоение сущности тех знаний и способов действий, которые определены задачами урока | |||||||||||
Признаки сравнения | Типы воспроизводства | ||||||||||||||
Традиционный | Современный | ||||||||||||||
Время господства в России | До 60 – х годов XX века | После 60 – х годов XX века | |||||||||||||
Тип хозяйства | с/х | Промышленность | |||||||||||||
Среднее количество детей в семьях | 7 – 8 | 2 и менее | |||||||||||||
Степень доживаемости до возраста родителей | Менее 50 % | Почти 100% | |||||||||||||
Естественный прирост | 15% | Небольшой, а с 90-х годов отрицательный | |||||||||||||
Признаки сравнения | Типы воспроизводства | ||||||||||||||
Традиционный | Современный | Планирование числа детей | Не проводилось | проводится | |||||||||||
6. Закрепление знаний и умений в измененной ситуации | Обеспечить усвоение знаний и умений на уровне применений в измененной ситуации | Предлагает учащимся проанализировать график «Рождаемость и смертность России» на странице 27 учебника и выполнить задание 2 стр. 10 тренажера, где предлагается определить годы резкого увеличения смертности и причины этого явления; а так же выявить годы, когда естественный прирост сменился естественной убылью и причины этого. | Анализируют график и выполняют задание тренажера. Периоды резкого увеличения смертности: 1933 год- голод; 1941-1945 годы- война; 1993 год- экономический кризис. Естественный прирост сменился убылью в 1993 году, т.к. резко упала рождаемость и возросла смертность. Причина все тот же экономический кризис. | Выполнение заданий на применение знаний в измененной ситуации. | |||||||||||
Рефлексивно-оценочный | 7.Применение знаний в новой ситуации. | Освоить умение применять знания в жизни. | Предлагает учащимся поработать в группах и попытаться ответить на проблемный вопрос: грозит ли вымирание россиянам. Как решить проблему? | Работают в группах, пытаются найти пути решения проблемы. Заполняют таблицу: Грозит ли гибель россиянам
| Активные действия учащихся по применению знаний в жизни. | ||||||||||
8. Поиск решения проблемы. | Развивать логическое мышление, умение вести дискуссию | Предлагает выступить представителям групп и высказать свои предложения по поводу решения проблемного вопроса. | Представители групп высказывают свои соображения по поводу решения проблемного вопроса. Одни считают ситуацию в стране катастрофической, другие возражают: благодаря принятым правительством мерам в конце 2009 года впервые рождаемость превысила смертность. Третьи считают, что в западных странах такие меры не дают результата. В результате идет дискуссионное обсуждение проблемы. | Получение информации о том, что проблемный вопрос вызвал активную мыслительную деятельность, что учащиеся умеют вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. | |||||||||||
9. Подведение итогов занятия | Дать оценку успешности достижения цели и решения проблемы. | Подводит итог групповой работы: чтобы решить проблему вымирания россиян, надо повернуться лицом к семье, возродить семейные ценности, анализирует урок. | Заполняют итоговую таблицу Грозит ли гибель россиянам
| Получен6ие информации о реальных результатах учения. | |||||||||||
10.. Рефлексия (оценка результатов деятельности учащихся) | Обеспечить рефлексию учащихся, т.е. оценку ими своей деятельности | Дает задание учащимся выявить положительные и отрицательные результаты своей работы на уроке, предлагает осмыслить свои действия на уроке и дать самооценку |
| Открытость учащихся к передаче и осмыслению своих действий, к самооценке, к выявлению положительных и отрицательных моментов урока | |||||||||||
12. Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Обеспечивает понимания цели домашнего задания (усвоение основных понятий темы, развитие умений сравнивать различных типов воспроизводства, анализировать графическую информацию).Для достижения этих целей дается задание :работа с §5, задание11 стр.30 учебника(для сильной группы учащихся), 1-7 задания (для остальных). | Записывают домашнее задания, стараясь осмыслить и понять. | Реализация необходимости достижения условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися, в соответствии с поставленной задачей и уровнем развития учащихся |
13. Самоанализ урока
- Урок в 8 Б классе проводится в первых числах октября, количество детей в классе – 27.
- Тема урока – «Воспроизводство населения».
- Цель урока - разрешение проблемного вопроса через формирование представления о воспроизводстве населения.
Образовательные задачи: учащиеся смогут выделять существенные признаки понятий: воспроизводство населения, естественный прирост, традиционный и современный типы воспроизводства, их различия, демографический переход, его особенности в различных регионах России.
Школьники сумеют определять основания для сравнения традиционного и современного типов воспроизводства, определять причину демографического перехода в различных регионах России, анализировать график рождаемости и смертности, будут развивать умение самостоятельно выдвигать цели, выделять проблему, выдвигать гипотезы и искать пути решения проблемы.
Развивающие задачи: в результате урока учащиеся смогут развивать познавательные способности, логическое мышление путем анализа текстовой и картографической информации, речь.
Воспитательные задачи: учащиеся осознают себя членами коллектива при работе в группах, будут воспитывать в себе чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.
- Используемые средства обучения.
Печатные:
- География России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов/, под ред. А.И. Алексеева, Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». 2008. – 271 с.: ил. – (Академический школьный учебник). ISBN 978-5-09-016501-3.
- Николина В.В. География 8 кл.: мой тренажер: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /В.В. Николина/; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» - М.: Просвещение, 2008. – 88 с. (Академический школьный учебник) (Полярная звезда). – ISBN 978-5-09-01 6800-7.
- Тип урока.
По дидактической цели: урок изучения нового материала.
По способу организации: эвристическая беседа, практическая работа с различными источниками географической информации, групповая работа по разрешению проблемной ситуации.
По этапу учебного процесса – вводный урок
- Место в системе уроков.
Урок № 1 в теме «Россияне».
- Структура урока.
Урок содержит следующие этапы: организационный, операционно-познавательный, рефлексивно-оценочный.
- Методы обучения:
По источнику знаний:
- Словесные (беседа).
- Практические (работа с различными источниками географической информации).
- Исследовательские (исследование в семьях).
По характеру познавательной деятельности:
- Частично-поисковый.
- Проблемный.
- Исследовательский.
По степени самостоятельности:
- Под руководством учителя.
- Обучение в группах.
- Организация учебной деятельности.
- Темп урока: высокий.
- Хронометраж урока:
Организационный этап – 7 мин.
Операционно-познавательный этап – 23 мин.
Рефлексивно-оценочный – 15 мин.
- Организован контроль за деятельностью учащихся (учитель координирует, направляет деятельность учащихся, побуждает их сформулировать и решить проблему).
- Приемы активизации учебной деятельности: стимулирование учащихся к проведению исследования в семье, к постановке проблемной задачи, поиску путей разрешения проблемной ситуации, анализ текста и графика.
- Система работы учащихся.
Учащиеся 8Б класса имеют достаточно высокий уровень самостоятельности, активности, организованности, умеют самостоятельно организовывать познавательную деятельность от постановки целей до результата, умеют самостоятельно выбирать критерии для сравнения, учатся выдвигать гипотезы, находить пути решения проблем, обосновывать суждения, следуют этическим нормам и правилам ведения диалога, овладевают навыками работы в коллективе.
- Общие результаты.
- Все, что запланировано, выполнено. Задачи, поставленные на уроке, полностью реализованы, школьники способны применять знания в измененной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по географии " Миграции населения"
Конспект урока для 9 класса...
Открытый урок по географии по теме"Численность населения.Население Тверской области"
Материал даёт представление о численности населения Земли, дополнительную информацию , которая позволяет в занимательной форме раскрыть задачи урока....
Открытый урок по географии по теме"Численность населения.Население Тверской области"
В ходе урока учащиеся повторят основные человеческие расы, у них сформируются представления о численности населения Земли, познакомятся с населением Тверской области.Узнают много интересного ,например...
Открытый урок по географии "Характеристика населения Зарубежной Европы"
Тема: Зарубежная ЕвропаТема урока: Характеристика населения Зарубежной ЕвропыЦель урока:Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы,...
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения»....
Урок по географии в 9 классе на тему "Численность населения России. Естественное движение населения"
На данном уроке учащиеся знакомятся с численностью и естественным движением населения России, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения. Познакомятся с новыми понятиями....
Урок по географии в 7 классе "Численность населения Земли. Размещение населения"
Классический урок приобретения новых знаний с элементами исследования....