Календарно-тематическое планирование по географии. 6 класс
календарно-тематическое планирование (география, 6 класс) на тему
Планирование разработано с учетом ФГОС второго поколения. В данная работа включает систему ключевых моментов деятельности учителя и учащихся на уроках географии, с использованием всей имеющейся методической литературы и собственного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 36.25 КБ |
kluh_mom6.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование курса по географии для 6 класса составлено на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом авторской программы по географии 6 – 10 классов под редакцией
И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.
Значение « Начального курса географии» в преподавании огромно. Учащиеся не только впервые знакомятся с географией как наукой, но и приступают к изучению Земли как естественного природного образования, состоящего из оболочек или сфер. Школьники, получая географическое образование, должны овладеть основами географической науки, включая знания, умения и навыки. Они потребуются им для самообразования в будущем и для ориентирования в жизни по вопросам экономики, экологии и политики. Цель обучения, как заранее запланированный конечный результат – это не только расширение и углубление знаний теории предмета, но и всестороннее развитие личности, нравственное её формирование, воспитание достойного гражданина России. На уроках географии усваивается не только обширный информационный материал, но и формируются навыки работы с географическими источниками информации - учебниками, научными книгами, картами, таблицами, графиками, схемами. Кроме того, посредством системы знаний и умений целенаправленно воспитывается глубоко порядочный человек, искренне любящий Россию. У учащихся формируется познавательный интерес к географии как науке, развиваются творческие способности. Учитель обязан заложить основы бережного отношения к природе, её эстетическому восприятию, а также способствовать формированию экологической культуры детей.
Богатое содержание материала 6 класса позволяет учителю реализовать главные цели курса:
образовательную – сформировать знания основ предмета, познакомив учащихся с геосферами Земли, а также, раскрыть роль физической географии, отметить её значение в решении экологических проблем. Познакомить учащихся с основами бережного отношения к природе, подготовив их к её эстетическому восприятию, а также формировать экологическую культуру детей
воспитательная – способствовать формированию личности, обладающей системой географических знаний. Систематизировать диалектико–материалистические взгляды на природу и взаимосвязи человека с окружающей средой. Формировать навыки природоохранного поведения.
развивающая – вызвать у учащихся интерес к географии как науке. Научить их устанавливать причинно - следственные связи между компонентами в природных комплексах. При изучении географии формируются не только общеучебные умения и навыки; но развиваются разнообразные способы деятельности - познавательные, информационно - коммуникативные, а также формируются первые социально – трудовые привычки. Всё это требует развития познавательных способностей учащихся – их памяти, воображения, логики, пространственного восприятия мира, расширения кругозора и формирования мышления учащихся благодаря анализу, синтезу, сравнению. К основным задачам курса относятся:
а) формирование знаний, понятий и представлений о природе нашей планеты;
б) развивать умения учащихся в составлении комплексных характеристик отдельных географических объектов;
в) выработать приёмы учебной работы, умения в работе с учебником, географическими картами и другими источниками географической информации;
г) обучить способам самостоятельной деятельности, то есть приёмам творческой работы;
д) развивать умение работать не только индивидуально, но и в группах;
е) формировать познавательный интерес и творческие способности учащихся;
ё) применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни.
ж) формировать высокую географическую и экологическую культуру, а также выработать навыки разумного поведения в природе.
Основные знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании изучения курса
В результате изучения курса 6 класса ученик должен знать:
1. Основные географические понятия и термины за курс 6 класса; различия плана, глобуса и географических карт.
2. Главные особенности природы Земли при изучении оболочек – литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и географической оболочки.
3. Географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.
4. Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
В результате изучения курса 6 класса ученик должен уметь:
1. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
2. Читать и анализировать план местности и географические карты, называя и показывая программные географические объекты.
3. Сравниватьгеографические объекты и явления, выделяя их особенности и причинно – следственные связи в них.
4. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли.
5. Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов крупнейших регионов мира.
6. Составлять краткую географическую характеристику географических объектов на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
7. Определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.
8. Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
В результате изучения курса 6 класса ученик должен уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
1. Ориентирования на местности и проведения съемок ее участков.
2. Обозначения на контурной карте программных географических объектов.
3. Учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объ ектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.
4. Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.
5. Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
6. Проведения самостоятельного поиска географической информации о местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Планирование учебной деятельности учителя включает составление двух видов планов: тематического и поурочного. Как показывает опыт, планы не следует сильно детализировать, чтобы не затруднять работу с ними, особенно на уроке. План должен не только помогать учителю, но и быть необходимым, как поурочный, так и тематический.
Тематическое планирование предполагает создание системы уроков по темам, взаимосвязанных по содержанию, методам обучения, характеру познавательной деятельности учащихся. Руководствуясь программой и учебником, учитель, на основе тематического планирования, позднее составляет поурочные планы, в которых более подробно раскрывает учебно – воспитательные цели и задачи каждого урока, его структуру, содержание, методы и приёмы обучения, опорные знания, практические и самостоятельные работы, средства обучения.
При составлении тематического плана мы предлагаем разбивать учебный материал не только по темам, но и по учебным четвертям, что позволяет строже контролировать учебный процесс во времени. Главные идеи тематического планирования заключаются в том, чтобы дать возможность учителю во время урока чётко представлять место данного урока в системе всей темы и курса в целом. Это позволяет выделить ключевые моменты материала, их ценность и значимость. Предполагаемое тематическое планирование состоит из двух частей: первой – вводной, в которой указываются все уроки данной четверти и ключевой информационный материал: общая тема, тема урока, домашняя работа учащихся, оценочные практические работы и географическая номенклатура. Учителям эта схема позволяет зрительно помнить весь учебный материал четверти, легче ориентироваться в теме урока при подготовке его, а позднее облегчит им заполнение классных журналов. Вторая часть тематического планирования называется «Ключевые моменты деятельности учителя и учащихся». Она более детализирована, так как предусматривает выделение ключевых моментов деятельности на уроке не только учителя, но и учащихся. Это позволит более чётко организовать работу учителя и учеников на уроке, предусмотреть основные требования администрации к учебному процессу, связанному со спецификой учебного заведения, включить фрагменты собственных педагогических находок или других приёмов преподавания с учётом возможностей школы и опыта учителя. Фактически ключевые моменты деятельности учителя на уроке выполняют функцию основных целей урока – образовательных и воспитательных. А ключевые моменты деятельности учащихся на уроке мы можем рассматривать как развивающие моменты на уроке. При распечатке отдельного урока из «Ключевых моментов деятельности учителя и учащихся» и, дополнив его необходимым материалом, мы облегчаем себе написание поурочного плана. А это позволяет не только экономить время на подготовку к уроку, но и создаёт вариативность работы с отдельными классами и, главное, сохраняет те крупицы драгоценного методического опыта, жемчужинки нашего педагогического труда, которые имеются в работе каждого учителя. План не лишает учителя инициативы и самостоятельности, он легко дополняется, изменяется и переделывается.
Учебных недель в году – 35, но чаще полных – 34, при двух часах в неделю - (1час – федеральная программа, 1час – региональный компонент), 68 уроков.
I четверть – 17 часов, 6 оценочных практических работ
II четверть – 14 часов, 2 оценочные практические работы
III четверть – 21 урок, 5 оценочных практических работ
IV четверть - 16 уроков, 1 оценочная практическая работа
Таким образом, в году 14 оценочных работ. При выполнении учебного плана выполняются тренировочные, самостоятельные и творческие работы с использованием учебника, географических карт, дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются научные взгляды на окружающий мир, развивается трудолюбие, появляются навыки учебной деятельности, развиваются творческие способности учащихся и их познавательный интерес.
Изменения и отличия от содержания Государственного стандарта общего образования.
1. Реализация учебных задач с широким использованием краеведческого материала.
2. Мы считаем, что предполагаемый перенос части учебного материала к 5 класс только усложнит и ухудшит преподавание географии.
Во–первых, дети младшего подросткового возраста ещё не достаточно чётко удерживают в памяти события недельной давности, поэтому времени на восстановление в памяти учебного материала на уроке при одном часе в неделю будет требоваться больше.
Во–вторых, после начальной школы дети очень трудно привыкают к учителям, к переходам в различные кабинеты, медленно пишут, читают, и говорят, но легко забывают. Формировать навыки географического труда в этих условиях у учащихся сложнее, так как дети не умеют ещё отвечать на вопросы развёрнутым фрагментом, а ограничиваются пересказом учебника или отдельными предложениями, иногда по наводящим вопросам. Вообще дети мало говорят на уроке с учителем, а при одном часе в неделю у учителя появится другая проблема: объяснить материал.
В–третьих, дети после 4 класса ещё не достаточно самостоятельны, а в начальном курсе преподавания географии много терминологии и номенклатуры, требующей запоминания или заучивания. Учитель должен научить говорить детей языком своего предмета, с использованием новых слов, помочь им освоить язык географической карты. Позднее без этого дети не смогут проявлять свои знания при ответе, правильно отвечать и получать хорошие оценки, что, конечно, скажется на отношении к предмету.
Учебно-методическое оснащение
календарно-тематического плана
Количество часов в неделю | Реквизиты программы | УМК |
35 недель, 70 – 68 часов: федеральный компонент - 1 час; региональный компонент – 1 час. | 1. Программа среднего ( неполного) образования по географии. 2. Программа основного общего образования по географии – 6 кл. 3. Авторская программа по географии (6-10классы) под редакцией И.В.Душиной - М: Дрофа, 2006 4. Рабочие программы по географии. 6 – 9 классы (линии учебников издательств « Просвещение», « Дрофа», « Русское слово», / Авт. - сост. - Н.В.Болотникова. - 2-е изд., испр., доп. М.: Изд. « Глобус», 2009. - 110 с . 5. География. 6 -11классы: развёрнутое тематическое планирование / авт.-сост. Н.В. Болотникова, В.П. Комарова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 171с. 6. География. 6 -11 классы: рабочие программы по учебникам Е. М .Домогацких, Н. И. Алексеевского. Базовый уровень / авт.-сост. Е. М. Гаджиев, Н. В. Яковлева, Л. В. Бударникова. - Волгоград : Учитель, 2011. – 145 с | Для учащихся 1 Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2007.- 174с. 2. Географический атлас. 6 класс. - М.: Дрофа, 2010. 3.. Контурные карты Для учителя
6 класс. - М.: Дрофа, 2007. 2. Дронов В.П. География. Землеведение. - М.: Дрофа, 2007. 3. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005. 4. Элькин Г.Н.- Поурочное планирование, 6кл. – Санкт- Петербург: «Паритет», 2001. 5. Воробцова П.М. – Тематическое и поурочное планирование с методическими указаниями. 6 класс - М.: Дрофа. 2008. 6. Кугут И. А и другие. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6 - 9 классы. – М.: Глобус, 2010 . – 244с. 7. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 6кл. – М. ВАКО, 2010. – 304с. 8. Журнал « География в школе», Интернет – ресурсы, еженедельная газета « География» 9. «Тесты по географии» - М.: Дрофа. 2008. |
Тематическое планирование
Общая тема, количество часов | Тема урока, тип его проведения и сроки | Дом. работа | Практические работы | Номенклатура | ||
Первая четверть – 17 часов. | ||||||
Введение - 3 ч. | 1.Что изучает география? География – как наука (урок изучения нового материала). | §1 – вопро сы в конце §. Опер. задания к уроку 2. | Прак. работа № 1- организация наблюдения за природой (фенологические наблюдения) или за погодой (метеорологичес -кие наблюдения). | 6 материков, 4 океана, экватор, нулевой меридиан, северное и южное полушария. | ||
2.Важнейшие геогра- фические открытия в истории изучения Земли (урок объяснительного чтения) | § 2 к/к творч. работа - упр. 2 к §. | Прак. работа № 2 - обозначение на к/к маршрутов Х.Колумба, Ф. Магеллана, Ф Беллинзгаузена и М. Лазарева. | Пиренейский полуостров, Магелланов пролив, Филиппинские острова, Балтийское море. | |||
3. Земля – планета Солнечной системы (урок–беседа). | §3 вопросы в конце §. | 22 апреля – день Земли. Западное и восточное полушария | ||||
Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли – 14 ч. | ||||||
2. План местности – 7ч. | 1. Понятие о плане местности. Условные знаки (урок–практикум). | § 4 вопросы в конце §. | ||||
2. Масштаб плана. Виды масштабов (комб.). | §5 с. 14 упр. 3 - 4 | Сам. работа – топографический диктант. | ||||
3.Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут (урок-практикум). | §6 вопросы в конце §. | Прак. работа № 3 – ориентирование по сторонам горизонта. Работа с компасом. Ориентирование по Солнцу. | ||||
4. Изображение на плане форм земной поверхности (комб.). | §7. | |||||
5. Построение профиля холма по горизонталям (урок–практикум). | §7 - термины | |||||
6. Глазомерная съёмка местности (урок–консультация). | §8. | |||||
7. Составление простейших планов местности (урок–практикум). | Выполнить работу до конца. | Прак. работа № 4 – глазомерная съёмка небольшого участка местности одним из способов. Определение объектов местности на плане. Определение расстояний и направлений на плане. | ||||
3. Географи- ческая карта – 7ч. | 1. Форма и размеры Земли. Способы изображения земной поверхности (урок изучения нового материала). | § 9 | Северное и южное полушария, западное и восточное. | |||
2.Географическая карта. Виды карт и их масштабы (комб.). | §10 | Сам. работа – обучение приёмам определения направлений и расстояний на карте и глобусе, основных сторон горизонта. | ||||
3.Градусная сеть на глобусе и картах (комб.). | §11 | |||||
4.Определение географических координат (изучение нового материала с элементами фронтального опроса). | §12 - 13 | |||||
5. Географические координаты (комб.). | § 12- 13 | Прак.работа № 5 - определение географических координат. | ||||
6. Изображение рельефа на физических картах (урок изучения нового материала). | § 14 | Прак. работа № 6 - определе- ние высот точек и их координат на глобусе и картах. | ||||
7.Значение планов местности и геогра -фических карт (комб.). | §15 | |||||
Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки – 42ч | ||||||
Вторая четверть – 14 часов. | ||||||
4. Литосфера – 10ч. | 1.Земля и её строение. Земные оболочки. Особенности земной коры (урок изучения нового материала). | § 16 | ||||
2. Минералы и горные породы, слагающие земную кору (комб.). | § 17 | |||||
3. Подвижность литосферы и проявление движений астеносферы в земной коре. Землетрясения (комб.). | § 18 | |||||
4.Вулканы (комб.). | §19 | Прак работа № 7 – обозначить на к/к вулканы: Тихоокеанское огненное кольцо, Везувий, Этна, Гекла, Кракатау, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Орисаба, Котопахи. | ||||
5. Горячие источники. Гейзеры (комб.). | § 19 | Прак работа № 7 – обозначение на к/к гейзеров - о. Исландия, о. Новая Зеландия, России (п-ов Камчатка), США (Йеллоустон). | ||||
6.Рельеф земной поверхности. Горы (комб.). | § 20 | Прак работа № 7 – обозначение на к/к полушарий гор - Гималаи с Джомолунгмой, Анды с Аконкагуа, Кордильеры с Мак– Кинли, Аппалачи, Альпы с Монбланом, Скандинавские, Уральские, Памир, Кавказ с Эльбрусом, Крымские, Карпаты, Верхоянский хр, Алтай. | ||||
7. Равнины (комб.). | §21 | Прак работа № 7 – обозначение на к/к полушарий равнин - Амазонской низм., Восточно – Европейской равн., Западно – Сибирской низм., Среднесибирского плос., Великой Китайской равн., Аравийского плос., Декан, Великие равнины (США), Казахский мелкосопочник, Бразильское плос., Восточно –Африканское плос .Центральные низм. Австралии. | ||||
8. Рельеф России и территории прожива – ния учащихся (комб.). | Записи | Прак работа № 7 – обозначение на к/к России гор и равнин. Горы России – Кавказ, Урал, Алтай, Саяны и их вершины, Верхоянский хр, Сихотэ – Алинь. Равнины – Восточно – Европейская с Валдайской и Среднерусской, Западно – Сибирская, Среднесибирское плоск., Прикаспийская низм. | ||||
9. Рельеф дна Мирового океана (объяснительное чтение с элементами беседы). | § 22 | Срединно – Атлантический хребет, Марианский жёлоб. | ||||
10. Урок обобщения и контроля знаний | Номен -клатура | 1. Прак. работа № 8 - описание гор и равнин по плану. Определение географического положения и высоты гор и равнин. | ||||
5. Гидросфера – 13ч. | 1. Гидросфера. Свойства воды и её состав. Мировой круговорот воды в природе (изучение нового материала). | § 23 | Моря – Средиземное, Красное, Чёрное, Мраморное, Японское Карибское, Каспийское, Аральское, Охотское, Восточно – Сибирское, Берингово, Баренцево, Карское, море Лаптевых, Чукотское. Заливы – Гвинейский, Бискайский, Бенгальский, Персидский, Мексиканский, Финский. Проливы – Гибралтарский, Дрейка, Малаккский, Берингов, Карские ворота. Острова – Гренландия, Новая Гвинея, Японские, Мадагаскар, Большой Барьерный риф, Гавайские, Сахалин, Курильские. Полуострова – Лабрадор, Балканский, Скандинавский, Апеннинский, Сомали, Аравийский, Индостан, Камчатка, Крымский. | |||
2.Мировой океан и его части (комб.). | § 24 | |||||
3. Свойства океанической воды: солёность, температура (комб. урок с элемен - тами объяснительного чтения). | § 25 | Сам. работа – определение по карте расстояний от своего населённого пункта до ближайшего моря (приблизительно). | ||||
4. Движение вод Мирового океана. Волны в океане (комб.). | § 26 | |||||
Третья четверть – 21 час | ||||||
5.Океанические течения (урок изучения нового материала). | § 27 | Тёплые – Гольфстрим с Северо – Атлантическим, Северо – Тихоокеанское, Куросио. Холодные – Лабрадорское, Перуанское, течение Западных ветров. | ||||
6.Изучение Мирового океана (комб.). | § 28 | Прак. работа № 9 – характеристика моря или океана по плану. | ||||
7. Воды суши. Подземные воды (урок изучения нового материала с элемента -ми объяснительного чтения). | § 29 | |||||
8. Поверхностные воды. Реки (комб.). | § 30 | Реки - Волга с Окой и Камой, Днепр, Дон, Нева, Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой, Амур, Лена, Амазонка, Нил, Миссисипи и Миссури, Конго ( Заир), Янцзы, Хуанхэ, Ганг, Меконг, Инд, Тигр и Евфрат, Дунай, Рейн, Нигер. Муррей. Водопады – Анхель, Виктория, Игуасу, Ниагара. | ||||
9. Особенности рек. Характер их течения и питания. Режим рек (комб.). | § 30 | |||||
10. Озёра (комб.). | § 31 | Каспийское, Байкал, Танганьика, Виктория, Ладожское, Онежское, Аральское, Великие Американские озёра – Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио. | ||||
11. Ледники (комб.). | § 32 | Ледники- Антарктиды, Гренландии, Гималаев, Кавказа, Кордильер Аляски, Новой Земли. | ||||
12. Искусственные водоёмы (комб.). | § 33 | Водохранилища – Братское, Волгоградское, Саратовс- кое, Рыбинское. Каналы – им. Москвы, Волго – Донской, Беломоро– Балтийский, Волго – Балтийский. | ||||
13. Охрана вод от заг -рязнения и нерацио -нального использова -ния человеком (комб.). | § 34 | Прак. работа № 10 – характеристика реки или озера по плану. | ||||
6. Атмосфера – 12 ч. | 1. Атмосфера. Значе -ние, строение и исследование атмос -феры (урок изучения нового материала). | § 35 | Прак. работа № 11 – наблюдение за погодой в течение месяца и обработка собранного материала (вычисление средних температур, построение графиков, оформление диаграмм, описание погоды за день и месяц). | |||
2.Свойства воздуха. Температура и её суточный ход изменений (комб.). | § 36 | |||||
3. Изменение температуры в течение месяца и года (урок – практикум). | § 37 | Прак. работа № 12 – вычисление средних годовых t ˚ и вычерчивание годового графика хода t ˚ для разных городов на Земле.. | ||||
4.Атмосферное давление (урок изучения нового материала). | § 38 | |||||
5.Ветер. Роза ветров (беседа). | § 39 | |||||
6. Водяной пар в атмосфере. Облака (комб.). | §40 | |||||
7. Атмосферные осадки (комб.). | § 41 | |||||
8.Погода, причины её изменчивости и проб - лемы с предсказанием (комб.). | § 42 | Пр. работа № 13 – обработка метео- рологических данных за период наблюдений | ||||
9.Климат (комб.). | § 43 | |||||
10. Распределение солнечного света и тепла по поверхности земного шара (комб.). | § 44 | |||||
11. Причины, влияющие на климат (комб.). | § 45 | |||||
12.Обобщающее повторение по теме « Атмосфера». | Номенклатура | |||||
Четвёртая четверть - 16 часов. | ||||||
7. Биосфера – 4ч. | 1. Разнообразие и распространение организмов на Земле (комб.). | §46 | ||||
2. Природные зоны мира (комб.). | § 47 | |||||
3. Организмы Миро - вого океана (комб.). | § 48 | |||||
4. Воздействие организмов на земные оболочки (комб.). | § 49 | |||||
8. Географи- ческая оболочка - 3ч. | 1. Природные компо -ненты и природные комплексы (комб.). | § 50 | 22 апреля – день Земли | |||
2. Географическая обо- лочка – самый круп- ный природный комп - лекс Земли (комб.). | § 50 | |||||
3. Воздействие челове- ка на географическую оболочку. Ноосфера (комб.). | § 50, 54 | |||||
Раздел 3. Население Земли –5ч. | ||||||
9. Человечест- во на Земле – 5ч. | 1. Численность населения Земли (комб.). | § 52 | ||||
2. Человечество – единый биологический вид. Расы (комб.). | §51 | |||||
3. Равенство рас. Многообразие народов мира (комб.) | § 51 | |||||
4.Расселение людей по планете. Основные типы населённых пунктов (комб.). | §53 | Города России – Москва, Санкт – Петербург, Мурманск, Нижний Новгород, Казань, Ростов - на - Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток, Боржоми, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск. Города мира – Лондон, Париж, Берлин, Рим, Киев, Минск, Вашингтон, Нью–Йорк, Токио, Мехико, Кейптаун, Бомбей (Мумбаи), Дели, Сидней, Рио – де – Жанейро. | ||||
5. Политическая карта мира (комб.). | §54 | Пр. работа № 14 – обозначение на к/к крупнейших государств мира и их столиц. | 10 крупнейших стран мира по площади, населению и уровню экономического развития. Их столицы. | |||
Раздел 4. Влияние природы на человека – 4часа. | ||||||
10. Влияние природы на жизнь и здоровье человека – 4ч. | 1. Степень комфортности проживания человека на планете Земля (комб.). | § 55 | Сам. работа – комплексное описание природы своего населённого пункта по типовому плану. | |||
2. Стихийные природ ные явления (комб.). | § 55 | |||||
3. Весенняя экскурсия по изучению природ- ных комплексов. | Отчёт | 1. Знание норм поведения в природе – в лесу, на реке, на озере, на лугу. 2. Охрана природы. 3. Техника безопасности. | ||||
4. Заключительный урок по «Начальному курсу географии» (урок обобщения знаний). . | Обсудить учебный план 7 класса. Консультация по приобретению учебников, атласов, контурных карт и тетрадей к новому учебному году. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Мурома
Общая тема, количество часов | Тема урока, тип его проведения и сроки | Дом. работа | Ключевые моменты деятельности | ||
преподавателя | учащихся | ||||
Первая четверть – 17 часов. | |||||
1. Введение - 3 ч. | 1.Что изучает география? География как наука ( урок изучения нового материала). | §1 – вопросы в конце §. Опережающие задание к уроку 2. | 1.Познакомить учащихся с новым учебным предметом. Определить цели и задачи географии. Вызвать интерес к предмету. 2. Раскрыть многообразие природы, населения и основных видов деятельности человека. 3. Рассказать об особенностях работы с текстом учебника. 4. Познакомить учащихся с требованиями учителя к уроку, к ведению тетради и контурным картам (к\ к). 5. Знакомство учащихся с критериями оценок. 6. Разъяснение содержания и выполнения домашнего задания (на каждом уроке). 7. Прак. работа № 1 – организация наблюдений за природой (фенологические наблюдения) или за погодой (метеорологические наблюдения). | 1. Усвоение географических терминов (УГТ) – география, прогноз, фенологические наблюдения, метеорологические наблюдения. 2. Составить схему подразделений геогр. науки. 3. Познакомиться с особенностями наблюдения за природой, с нормами природоохранного поведения и и техникой безопасности в природе. Научиться заполнять дневник наблюдений. 4. Подготовка трафарета для прак. работы № 1 – наблюдение за природой (фенологические наблюдения) или за погодой (метеорологические наблюдения). Познакомиться с ориентированием по Солнцу. 5. 22 апреля – день Земли. 6. Запомнить особенности работы с текстом учебника. | |
2. Важнейшие географические открытия в истории изучения Земли (урок объяснительного чтения). | § 2 к/к творч. работа - упр.2 к §. | 1. Рассмотреть, как с течением времени изменялись представления людей о форме Земли и её природе. 2. Развивать умение работать с текстом учебника и картами атласа. 3. Прак работа № 2 обозначение на к/к маршрутов Х.Колумба, Ф. Магел- лана, Ф. Беллинзгаузена и М. Лаза- рева. | 1.УГТ – Старый Свет, Новый Свет, пряные растения. 2. Сам. работа – составление по тексту учебника таблицы « Важнейшие геогр. открытия». Выделить 4 части - ФИО путешественника, время экспедиции, район исследования, значение. 3. Выполнение прак. работы № 2 - обозначение на к/к маршрутов Х.Колумба, Ф. Магеллана, Ф. Беллинзгаузена и М. Лазарева. 4. Закрепление требований к оформлению к/к. | ||
3. Земля – планета Солнечной системы ( урок – беседа). | § 3 вопросы в конце §. | 1.Сформировать представление о размерах Земли, о Земле как части Солнечной системы 2. Геогр. диктант на знание материков и океанов. 3. Анализ рис. 3 с. 7 и рис. 4 с. 8 | 1. УГТ – нулевой меридиан, северный и южный полюса. 2. Знакомство с глобусом – моделью Земли. 3. Доказать шарообразность Земли. 4. Доказать что Луна – естественный спутник Земли. | ||
Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли – 14 ч. | |||||
2. План местности – 7ч. | 1. Понятие о плане местности. Условные знаки (урок – практикум). | § 4 вопросы в конце §. | 1.Познакомить учащихся со способами изображения земной поверхности 2. Создать представление о плане местности и условных топографических знаках. 3. Подчеркнуть важность умения читать план местности с помощью топографических знаков. 4. Организация самост. работы с топ. знаками в тетради. | 1. УГТ – план местности, условные топографические знаки. 2. Изобразить в тетради топ. знаки на оценку - « 5» - 25 знаков « 4» - 20 знаков. « 3» - 15 знаков. Размеры прямоугольников 3 на 5 клеток. 3. Усвоить умение определять объекты местности на плане и сформировать приёмы работы по использованию условных знаков. 4. Определение расстояний и направлений на плане. | |
2. Масштаб плана. Виды масштабов ( комб.). | §5 с. 14 упр. 3 - 4 | 1. Закрепить знания учащихся о масштабе и его видах. 2. Научить детей пользоваться масштабом, переводить именованный в численный и обратно. 3. Сформировать приёмы определения расстояний на плане с помощью масштаба. | 1.УГТ – масштаб и его виды: именованный, численный, линейный. 2. Сам. работа на определение расстояний с помощью масштаба. 3. Научиться переводить именованный масштаб в численный и обратно. 4. Топографический диктант по предложенному тексту. | ||
3.Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут (урок - практикум). | §6 вопросы в конце §. | 1. Закрепить представление учащихся о сторонах горизонта, познакомить их с ориентированием и азимутом. 2. Развивать пространственное представление учащихся. 3. Знакомство с устройством и принципом работы компаса. 4. Прак. работа № 3- ориентирование по сторонам горизонта. Работа с компасом. | 1.УГТ – ориентирование, азимут, линия горизонта, стороны горизонта. 2. Прак. работа № 3 - определение сторон горизонта. Научиться пользоваться компасом. Определять стороны горизонта по Солнцу. 3. В тетради отметить 8 основных направлений сторон горизонта. 4. Научиться определять азимут по компасу и с помощью транспортира на плане местности. | ||
4. Изображение на плане форм земной поверхности ( комб.). | §7. | 1. Научить понимать способы изображения рельефа земной поверхности с помощью горизонталей. 2.Дать первоначальные сведения об относительной и абсолютной высоте. 3. Научить определять абсолютную высоту на географической карте и плане местности. | 1.УГТ - рельеф, абсолютная и относительная высота, нивелир, горизонталь, бергштрих. 2. Определение относительной высоты предметов в классе и за окном. 3. Сам. работа по определению абсолютной высоты на географической карте.
| ||
5. Построение профиля холма по горизонталям ( урок – практикум). | §7. Геогр. термины. | 1. Формирование приёмов узнавания холма и котловины на плане. Определение крутых и пологих склонов. 2. Научить строить профиль холма и впадины и измерять крутизну склонов | 1. УГТ – профиль, шкала заложений. 2. Выработка навыков при работе с рисунками профилей местности. 3. Научиться строить профиль холма и измерять крутизну склонов. | ||
6. Глазомерная съёмка местности ( урок – консультация). | §8. | 1. Начать обучению приёмам полярной съёмки местности. 2. Подготовить учащихся к работе на местности. 3. Закрепить умение проводить съёмку в кабинете. | 1. УГТ – планшет, виды глазомерных съёмок – полярная., маршрутная, азимутальная. 2. Записать в тетради основные этапы работы полярной съёмки местности. 3. Изображение на чертеже направлений и расстояний. | ||
7. Составление простейшего плана местности (урок – практикум) | Выполнить работу до конца. | 1. Закрепить умение составлять схематический план небольшого участка местности. 2. Формирование приёмов работы: оформление планшета, ориентирование планшета, выбор масштаба, определение направления, расстояний, нанесение расстояний и объектов в масштабе на план. Нанесение объектов условными знаками на изображение. 3. Прак. работа № 4- глазомерная съёмка небольшого участка местности одним из способов. | 1. Отработка умения выполнять глазомерную съёмку на местности. 2. Прак. работа № 4 - составление простейшего плана пришкольной территории. Формирование приёмов работы. 3. Закрепить навыки ориентирования плана местности, нахождения на нём точки своего положения, определение азимутов на окружающие объекты и определение расстояния до этих прендметов.
| ||
3. Географи - ческая карта – 7ч. | 1. Форма и размеры Земли. Способы изображения земной поверхности. (урок изучения нового материала). | § 9 | 1. Углубить и расширить знания учащихся о форме и размерах Земли. 2. Дать представление о видах изображений земной поверхности на плоскости и шаровой сфере. 3. Проверка знаний учащихся географической терминологии по теме « План местности». | 1. УГТ – шарообразная форма поверхности Земли, глобус. 2. Запомнить основные размеры Земли. 3. Сам. работа по определению расстояний и направлений на глобусе и картах различного масштаба. | |
2.Географическая карта. Виды карт и их масштабы (комб.). | §10 | 1. Сформировать понятие о географи- ческой карте. 2. Показать неизбежность искажений на плоскости путём сравнения измерений расстояний на глобусе и карте. 3. Формировать умение пользоваться легендой карт. | 1. УГТ – географическая карта, легенда карт, виды географических карт. 2. Доказать, что географическая карта – это модель земной поверхности с неизбежными искажениями. 3. Самостоятельная работа по измерению протяжённости некоторых географических объектов (гор, рек, равнин).
| ||
3.Градусная сеть на глобусе и картах ( комб.). | §11 | 1. Сформировать представление о градусной сети карт, параллелях и меридианах на глобусе и карте. 2. Формировать умение определять расстояние по карте и глобусу с помощью градусной сети. 3. Научить определять стороны горизонта на глобусе и карте. | 1. УГТ – меридианы, параллели, градусная сеть. 2. Сам. работа по определению расстояний с помощью градусной сети. 3. Сам. работа по определению сторон горизонта на карте и глобусе. | ||
4. Определение географических координат (изучение нового материала с элементами фронтального опроса). | §12 - 13 | 1. Выработать умение определять географические координаты на глобусе и карте полушарий. | 1. УГТ – географическая широта, географическая долгота, географические координаты. 2. Сам. работа по определению географических координат. | ||
5. Географические координаты ( комб.). | § 12- 13 | 1. Развивать и закреплять умение в определении географических координат на карте полушарий. 2. Прак работа № 5 – определение географических координат. | 1. Выполнение программной прак. работы № 5 по определению географических координат, направлений и расстояний на карте и глобусе. | ||
6. Изображение рельефа на физических картах ( урок изучения нового материала). | § 14 | 1. Сформировать представление об особенностях изображения земной поверхности на глобусе и карте. 2. Определение абсолютных высот и глубин по шкале высот. 3. Прак работа № 6 - определение высот точек и их координат на глобусе и картах. | 1.УГТ – послойная окраска, отметки высот, изобаты, шкала высот и глубин. 2. Выполнение прак. работы № 6 - определение высот точек и их координат на глобусе и картах по параллели одного материка. 3. Знакомство с другими способами изображения неровностей земной поверхности (послойная окраска, горизонтали, отметки высот). | ||
7. Значение планов местности и географических карт ( комб.). | §15 | 1. Сравнить способы изображения земной поверхности на плане и карте. Установить отличия. Сделать выводы. 2. Подчеркнуть роль и значение плана и карты в жизни людей. 3. Продолжить обучению приёмам ориентирования на картах и глобусах. 4. Систематизировать знания о крупномасштабном и мелкомасштабном изображении. | 1.Систематизация знаний о крупномасштабном и мелкомасштабном изображении земной поверхности. 2. Заполнить таблицу «Сравнение плана и географической карты». 3. Закрепить знания о роли карт в различных сферах деятельности человека. 4. Определение географических координат. | ||
Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки – 42 ч. Вторая четверть – 14 часов. | |||||
4. Литосфера – 10 ч. | 1. Земля и её строение. Земные оболочки. Особенности земной коры (урок изучения нового материала). | § 16 | 1. Закрепить знания о строении Земли. Познакомить учащихся с земными оболочками. 2. Дать представление о внутреннем строении Земли и способах его изучения. 3. Сформировать представление о типах земной коры – океанической и материковой. 4. Познакомить учащихся с профессиями геолога, сейсмолога, вулканолога, геофизика. | 1. Усвоение географических терминов (УГТ) - атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера, мантия (астеносфера), земная кора, ядро, географическая оболочка. 2. Анализ рис 23 с. 40. 3. Прочитать текст учебника на с. 40 и выписать способы изучения земной коры. 4. Выполнение схематического рисунка «Внутренние оболочки Земли и их особенности». | |
2. Минералы и горные породы, слагающие земную кору (комб.). | § 17 | 1. Расширить и углубить знания об образованиях земной коры – минералах и горных породах. 2. Показать деление горных пород и минералов на группы по внешним признакам, по происхождению, по другим свойствам. 3. Научить выполнять простейшие схемы. 4. Формировать интерес к геологии. | 1. УГТ – магматические, осадочные и метаморфические образования земной коры, глубинные и излившиеся породы, драгоценные камни. 2. Работа с коллекциями горных пород и минералов с целью выработки умения различать их по происхождению и внешним признакам. 3. Заполнение таблицы « Горные породы и минералы» - с. 67 упр. 1. 4. Знать и уметь различать горные породы и минералов в своей местности. | ||
3. Подвижность литосферы и проявление движений астеносферы в земной коре. Землетрясения ( комб.). | § 18 | 1. Дать представление о постоянном движении в литосфере. 2. Познакомить с видами движения земной коры в непрерывном её развитии. 3. Сформировать представление о землетрясениях, причинах их проявления, а также знание о медленных колебаниях земной коры. 4. Познакомить с правилами безопасности при землетрясениях. 5. Вооружить знаниями и навыками при работе с картой землетрясений. | 1. УГТ – внутренние процессы Земли, землетрясения, эпицентр, очаг землетрясений, горизонтальные складки, грабен, горст, сейсмограф, сейсмические пояса, астеносфера. 2. Выполнить схему залегания горных пород и минералов в земной коре и основных видов движений земной коры. 3. Доказать перемещение вещества в литосфере. 4. Прочитать фрагмент текста « Землетрясения» и сформировать представление о землетрясениях , причинах их проявления, а также знаниями о медленных колебаниях литосферы. | ||
4. Вулканы (комб.). | §19 | 1. Сформировать представление о типах вулканов и их строении. 2. Доказать, что вулканизм связан с поднятиями магмы из внутренних областей Земли на поверхность. 3. Показать роль вулканизма в геологической истории Земли. 4. Прак работа № 7 – обозначение на к/к районов землетрясений, вулканов, гейзеров, равнин и гор. 5. Закреплять умение в определении географических координат. | 1. УГТ – вулканы, кратер, жерло вулкана, очаг магмы, лава, действующие и потухшие вулканы. 2. Прочитать текст учебника на с. 49 и рассказать о строении вулкана. 3. Начать выполнение прак. работы № 7 - вулканы. 4. Определить по координатам и нанести на к/к вулканы. 5. Уметь показывать вулканы на карте, определяя их географическое положение и высоту. 6. Характеризовать явление вулканизма. | ||
5. Горячие источники. Гейзеры (комб.). | § 19 | 1. Сформировать представление о горячих источниках и гейзерах, их строении, причинах проявления. 2. Прак работа № 7 – обозначение на к/к гейзеров. 3. Закреплять умение в определении географических координат. | 1. УГТ – горячие источники, гейзеры. 2. Прочитать текст учебника на с. 51 и рассказать о гейзерах. 3. Продолжить выполнение прак. работы № 7. 4. Определить по координатам и нанести на к/к районов выброса горячих вод. | ||
6. Рельеф земной поверхности. Горы (комб.). | § 20 | 1.Сформировать мировоззренческое представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов, влияющих на создание рельефа. 2. Познакомить учащихся с горами как одной из форм современного рельефа. Познакомить со строением гор и характером залегания пород в горах. 3.Учить определять географическое положение гор и географические координаты их вершин. 4. Прак работа № 7 – обозначение на к/к гор. | 1. УГТ – горы, горный хребет, горная долина, горная система, вершина, пик, грабен, горст, сброс. 2. Оформить в тетради схемы различия гор по высоте, по возрасту и по особенностям строения. 3. Описание географического положения гор по плану учебника – с. 56 упр. 6 и определение координат вершин и их высоты. 4. Выполнение прак. работы № 7 –обозначение гор на к/к. Знать правила показа гор на карте, с указанием их географического положения и высоты их вершин. | ||
7. Равнины (комб.). | §21 | 1. Познакомить учащихся с равнинными формами современного рельефа. Дать знания о характере залегания горных пород на равнинах. 2. Сформировать представление учащихся о различии равнин по высоте и характеру поверхности. 3. Познакомить учащихся с образованием и изменением равнин под действием внешних и внутренних сил Земли. 4. Развивать умение характеризовать географическое положение географических объектов (равнин). 5. Прак работа № 7 – обозначение на к/к равнин. | 1. УГТ – равнины – это низменности, возвышенности, плоскогорья. 2. Уметь показывать равнины на карте, определять их географическое положение и абсолютные высоты. 3. Описание географического положения равнин по плану учебника – с.62 табл. 3. 4. Выполнение прак. работы № 7 - обозначение равнин на к/к. | ||
8. Рельеф России и территории проживания учащихся (комб.). | Записи | 1. Расширить и углубить знания о рельефе России. 2. Раскрыть особенности земной поверхности территории проживания учащихся. 3.Объяснить причины разнообразия рельефа. 4. Обсудить мероприятия по охране земной поверхности. | 1. Географический диктант на знание терминов или номенклатуры. 2. Знать особенности залегания горных пород своей местности и их использование в хозяйстве. 3. Работа в группах по составлению характеристики географического положения гор или равнин России. 4. Уметь показывать географические объекты на картах родного края. | ||
9. Рельеф дна Мирового океана ( объяснительное чтение с элементами беседы.) | § 22 | 1. Сформировать представление об особенностях рельефа дна Мирового океана. 2. Дать знания о способах измерения глубин в океане. 3. Объяснить с помощью шкалы глубин методику определения толщины слоя воды океанов и морей на карте. | 1. УГТ – шельф, атолл, риф, матери -ковый склон, ложе океана, средин- ный океанический хребет, жёлоб, эхолот, впадина, шкала глубин. 2. Знать способы изображения глубин на физических картах. 3. Определить координаты Марианской впадины. | ||
10. Урок обобщения и контроля знаний | Номенклатура | 1. Систематизация и проверка знаний по теме «Литосфера». 2. Закрепить умение определять координаты и показывать объекты на карте. 3. Прак. работа № 8 - описание гор и равнин по плану. | 1. Проверка знаний географических терминов и номенклатуры. 2. Умение применять приёмы учебной деятельности при характеристике географических объектов. 3. Выполнение прак работы № 8. | ||
5. Гидросфера – 13 ч. | 1. Гидросфера. Свойства воды и её состав. Мировой круговорот воды в природе (изучение нового материала). | § 23 | 1. Сформировать представление о гидросфере, её составе. 2. Показать роль воды для жизни на Земле. Дать представление о свойствах воды. 3. Рассмотреть взаимосвязи и взаимо- действие атмосферы, литосферы и гидросферы. 4. Подчеркнуть роль Мирового круговорота воды в природе. | 1. УГТ – Мировой круговорот воды в природе. 2. Упр. 2 с. 104. 3. Обозначение водных объектов на картах. 4. Напишите рассказ о путешествии капельки воды, испарившейся с поверхности океана. | |
2.Мировой океан и его части (комб.). | § 24 | 1. Дать представление о Мировом океане, его частях, единстве водного пространства.. 2. Развивать умение работать с географическими картами - правильно показывать границы океанов и морей, острова и полуострова, заливы и проливы. 3. Определять географическое положение объектов. | 1. УГТ - океан, море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг, моря внутренние и окраинные. 2. На к/к полушарий подписать все географические объекты, указанные в параграфе. 3. Выполнить схему « Виды островов по происхождению». 4. Определение географического положения океанов, морей. Рассчитать расстояние до морей и океанов, ближайших к нашей местности | ||
3. Свойства океаничес -кой воды: солёность, температура, прозрач- ность (комб. урок с элементами объяснительного чтения.). | § 25 | 1. Познакомить учащихся со свойствами океанической воды – солёностью, температурой и постоянным движением. 2. Показать причины изменения солёности и температуры воды в океанах и морях. 3. Развивать умение работать с картами и таблицами (солёности морей). | 1. УГТ - солёность, промилле. 2. Выполнить схему «Свойства вод Мирового океана». 3. На к/к океанов отметить средние показатели солёности и температур поверхностных вод экваториальных, тропических и полярных областей. | ||
4. Движение вод Мирового океана. Волны в океане ( комб.). | § 26 | 1. Сформировать представление о перемещении воды в океанах – вертикальном и горизонтальном. 2. Объяснить причины постоянного горизонтального перемещения воды в океане с образованием ветровых волн, приливов и отливов, цунами. 3. Обсудить перспективы использования энергии ветровых волн, энергии цунами, приливов и отливов. | 1. УГТ – элементы волны – высота, длина; сила удара волны, подошва, гребень; ветровые волны, цунами, зыбь, прибой, приливы, отливы. 2. Составить в тетради схему « Движение вод Мирового океана». | ||
Третья четверть – 21 час | |||||
5. Океанические течения (урок изучения нового материала). | § 27 | 1. Сформировать представления о тёплых и холодных океанических течениях. 2. Обсудить причины горизонтального перемещения океанических вод. 3. Закрепить навыки работы с географическими и контурными картами. | 1. Усвоение географических терминов (УГТ) – холодные и тёплые течения. 2. По тексту учебника составить схему « Океанические течения». 3. На к/к нанести все перечисленные в параграфе течения (тёплые – красной стрелкой, холодные – синей). | ||
6.Изучение Мирового океана (комб.). | § 28 | 1. Познакомить учащихся со способами изучения глубин Мирового океана и его поверхностных вод. 2. Развивать умения работать с учебником и дополнительной литературой при оценке богатств океанов Земли. 3. Прак. работа № 9 – характеристика моря или океана по плану. | 1. УГТ – акваланг, батискаф, научно – исследовательские суда, полярные станции. 2. Выполнение прак. работы № 9, подчеркнув необходимость охраны природы океана. 3. Объяснить роль богатств Мирового океана в решении продовольственной проблемы в мире. 4. Подготовка материала о Жаке Ив Кусто, батискафе «Триест», исследовательских кораблях России | ||
7. Воды суши. Подземные воды ( урок изучения нового материала с элементами объяснительного чтения). | § 29 | 1. Рассмотреть особенности происхождения подземных вод и их использование человеком. 2. Научить определять на плане местности выходы подземных вод, повторить условные обозначения родников, колодцев. 3. Показать опыты по просачиванию воды через речной песок и глину. | 1. УГТ – подземные воды - грунтовые, межпластовые, минеральные; слои - водоносные и водопроницаемые, водоупорные; пещеры. 2. Прочитав часть 1 § 29 выделить три условия образования подземных вод. Записать результат работы в тетрадь. 3. На к/к показать районы выхода минеральных вод в России на примере Северного Кавказа.. | ||
8. Поверхностные воды. Реки (комб.). | § 30 | 1. Рассмотреть общую характеристику поверхностных вод. 2. Изучить элементы реки и её речной системы. 3. Развивать умение составлять характеристику географического объекта на примере ближайшей реки. 4. Научить учащихся правильно показывать реки на картах, точно определяя направление их течения по карте. | 1. УГТ – элементы реки – исток, устье, правый берег, левый берег, приток; русло, пойма, речная долина, водораздел, бассейн, речная система, горные и равнинные реки, характер течения, водопад. 2. Начертить в тетради схему речной системы с указанием элементов реки. 3. На к/к отметить крупнейшие реки мира и России. 4. Объяснить взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами на краеведческом материале. 5. Уметь правильно показывать реки на карте. | ||
9. Особенности рек. Характер их течения и питания. Режим рек (комб.). | § 30 | 1. Сформировать представление о характере течения водного потока и его скорости. 2. Познакомить учащихся с типами питания и режима рек. 3. Научить находить речные системы на картах мира и России. 4. Развивать умения составлять характеристику реки по типовому плану. | 1. УГТ – режим реки, половодье, паводок, 2. Выполнить упр. 8 с. 95 по описанию реки. Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами, климатом и речным потоком ( устно). 3. Подготовить материал об интересных озёрах планеты или России. | ||
10. Озёра (комб.). | § 31 | 1. Рассказать об особенностях озёр, происхождении их озёрных котловин. 2. Развивать умение работать с географической картой и определять географическое положение озёр и водохранилищ. 3. Научить учащихся правильно показывать озёра на картах. 4. Учить выступать перед аудиторией. | 1. УГТ – озёра, озёрная котловина, карст, сточные и бессточные озёра, старицы, бессточный район. 2. В тетради нарисовать схемы озер так, чтобы одно было сточным и пресным, а другое - бессточным и солёным. 3. Подписать на к/к озёра, указанные в тексте параграфа. 4. Творческое задание. Подготовить материал об озёрах – Байкале, Ладожском, Святом, Кривом и т.д. | ||
11. Ледники (комб.). | § 32 | 1. Рассказать о причинах образования ледников и их значении. 2. Познакомить учащихся с различными типами ледников. 3. Закрепить навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и навыки коллективной работы. | 1. УГТ – покровные и горные ледники, морена, снеговая линия, айсберг, фирн, гляциология. 2. Составить схему различных типов ледников. 3. Составить проект будущего использования ледников. 4. Подготовить материал об айсберге, потопившем Титаник. | ||
12. Искусственные водоёмы (комб.). | § 33 | 1. Сформировать представления об искусственных водоёмах: каналах, водохранилищах и прудах. 2. Показать значение искусственных водоёмов для жизни и хозяйственной деятельности человека. 3. Формировать чувство ответственности за изменение природы и последствий вмешательства деятельности человека в природу. | 1. УГТ – судоходный канал, оросительный канал, водохранилище, пруд. 2. На к/к отметить крупнейшие водохранилища и каналы мира, а также России. 3. Описание искусственного водоёма расположенного в родном крае. Экологические проблемы водоёма и мероприятия по его охране. | ||
13. Охрана вод от загряз- нения и нерациональ- ного использования человеком (комб.). | § 34 | 1. Сформировать знания о роли воды в природе, о загрязнении гидросферы, об источниках и последствиях загрязнения. 2. Познакомить учащихся с потреблением воды и способах её очистки. 3. Формировать приёмы описания географических объектов. Прак. работа № 10 – характеристика реки или озера по плану. | 1. Краткая запись в тетради об источниках загрязнения воды. Сделать вывод о последствиях загрязнения гидросферы. 2. Примеры о состоянии вод в нашей местности, а также о необходимости их охраны. Примеры экологических катастроф. 3. Выполнение прак. работы № 10 –характеристика реки или озера по плану. | ||
6. Атмосфера – 12 ч. | 1. Атмосфера. Значение, строение и исследование атмосферы (урок изучения нового материала). | § 35 | 1. Расширить и углубить знания об атмосфере. 2. Познакомить со способами и средствами изучения атмосферы. Знакомство с профессией метеоролога. 3. Развивать умение работать с учебником. 4. Закрепить навыки исследователь- ской работы при наблюдении за погодой и фиксировании данных. 5. Прак. работа № 11 – наблюдение за погодой в течение месяца. Обработка собранных материалов. | 1. УГТ – атмосфера, тропосфера, стратосфера, мезосфера, озоновый слой, ионосфера, термосфера, верхние слои атмосферы, метеорологическая станция, метеорологическая будка. 2. В тетради зафиксировать 4 момента, раскрывающих значение атмосферы. 3. В тетради выполнить схематичный рисунок «Строение атмосферы». 4. Подготовка календаря погоды для выполнения прак. работы № 11 – наблюдение за погодой в течение месяца. 5. Выработка навыков сохранения чистоты атмосферного воздуха в нашем округе. 6. Научиться наблюдать за погодой и фиксировать данные. | |
2.Свойства воздуха. Температура и её суточный ход изменений (комб.). | § 36 | 1. Расширить и углубить знания об основных свойствах воздуха. 2. Доказать, что основным источником тепла на Земле является Солнце. 3. Научить определять среднесуточную температуру воздуха и амплитуду колебаний. 4. Научить приёму построения графика хода суточных температур. 5. Закрепить умение определять температуру по термометру. | 1. УГТ – термометр, амплитуда колебаний, максимальные, минимальные и среднесуточные температуры. 2. Краткая запись в тетради основных свойств воздуха. 3. Вычисление максимальных, минимальных и среднесуточных температур воздуха, определение амплитуды колебаний. 4. Построить график хода суточных температур для своего населённого пункта и уметь читать эти графики. | ||
3. Изменение темпера- туры в течение месяца и года (урок – практикум). | § 37 | 1. Объяснить закономерности зависимости годового хода температур от высоты Солнца над горизонтом. 2. Научить определять средние t˚ по месяцам и среднегодовые t˚ воздуха. Их максимальные и минимальные показатели, годовую амплитуду колебаний, строить графики хода температур. 3. Познакомить учащихся со средними годовыми t˚ своего населённого пункта. 4. Прак. работа № 12 – вычисление средних годовых t˚ и вычерчивание графика годового хода t˚ для различных городов на Земле. | 1. УГТ – средние годовые температуры, амплитуда годового хода t˚. 2.Прак. работа № 12 - вычисление максимальных, минимальных и среднегодовых температур воздуха, определение амплитуды колебаний. Вычерчивание графика годового хода t˚. | ||
4. Атмосферное давление (урок изучения нового материала). | § 38 | 1.Углубить знания о свойствах воздуха: его весе, расширении при нагревании и сжатии при охлаждении. 2. Сформировать представление об атмосферном давлении и его изменении с высотой. 3. Ознакомить учащихся с приборами для измерения давления. 4. Научить определять атмосферное давление. | 1. УГТ – нормальное, повышенное и пониженное атмосферное давление, барометр – анероид, барограф. 2. Уметь определять по барометру – анероиду атмосферное давление. 3. Решение задач на определение атмосферного давления и абсолютных высот в зависимости от давления. | ||
5. Ветер. Роза ветров (беседа.). | § 39 | 1. Расширить и углубить знания о ветре и причинах его возникновения. 2. Объяснить зависимость скорости и силы ветра от разности атмосферного давления. 3. Научить определять силу ветра, скорость и направление. 4. Объяснить особенности построения розы ветров. | 1. УГТ – ветер, флюгер, анемометр, бриз, муссон, роза ветров. 2. Выписать виды ветров. 3. Построение розы ветров в тетради на основе краеведческого материала. | ||
6. Водяной пар в атмосфере. Облака (комб.). | §40 | 1. Установить причинно – следственные связи между количеством водяного пара в воздухе и t˚ воздуха, а также подстилающей поверхностью. 2. Сформировать представление об относительной и абсолютной влажности воздуха. 3. Углубить знания об образовании облаков, тумана и росы. 4. Научить определять относительную влажность воздуха и визуально степень облачности. | 1. УГТ – гигрометр, относительная и абсолютная влажность, насыщенный и ненасыщенный воздух. 2. Начертить два квадрата с указанием в них температуры и влажности. Отметить степень насыщенности воздуха водяными парами. 3. Выполнить схему трёх основных видов облаков. 4. Построить диаграмму облачности с Использованием краеведческого материала. | ||
7. Атмосферные осадки (комб.). | § 41 | 1. Расширить и углубить знания об основных видах атмосферных осадков. 2. Познакомить учащихся с методикой определения количества осадков выпавших за сутки, за месяц, за год. Объяснить, как определяется толщина снежного покрова с помощью снегомерной линейки. 3. Научить читать диаграмму выпавших осадков. | 1. УГТ – атмосферные осадки, осадкомер, диаграмма количества осадков, снегомерная рейка. 2. Составить в тетради схему «Виды атмосферных осадков» по их состоянию и типу образования. 3. Используя краеведческий материал построить круговую диаграмму осадков за месяц и годовую столбчатую диаграмму выпавших осадков по месяцам. | ||
8. Погода, причины её изменчивости и проб -лемы с предсказанием (комб.). | § 42 | 1. Сформировать представление о погоде, её типах и причинах изменчивости. 2. Обучать приёму описания погоды за сутки, месяц и год. Закрепить умение анализировать календарь погоды. 3. Познакомить учащихся с народными приметами, связанными с предсказанием погоды. Рассказать о необходимости наблюдения за погодой. 4. Прак. работа № 13 – обработка метеорологических данных за период наблюдений | 1. УГТ – погода, воздушные массы, прогноз. 2. Составить описание погоды за день, используя свой календарь погоды. 3. Заполнение таблицы « Народные приметы ясной и пасмурной погоды». 4. Выполнение прак. работы № 13 - обработка метеорологических данных за период наблюдений. Описание погоды за сутки и месяц. Прогноз погоды. | ||
9. Климат (комб.). | § 43 | 1. Сформировать представление о климате. 2. Показать влияние климата на природу, жизнь и деятельность человека. 3. Сделать вывод о зависимости климата от географической широты. 4. Дать сведения о фенологических сроках наступления времён года в нашей местности. | 1. УГТ – климат, угол падения солнечных лучей. 2. Подготовить сообщения в группах о влиянии климата на жизнь и деятельность людей в районах Крайнего Севера, в пустыне Сахаре, в зоне смешанных лесов и степях. 3. Составить характеристику климата своей местности – с. 131 упр. 2 | ||
10. Распределение солнечного света и тепла по поверхности земного шара (комб.). | § 44 | 1. Сформировать представление о распределении солнечного света и тепла на Земле. 2. Объяснить причины неравномерного нагрева земной поверхности. 3. Углубить первоначальные знания о тепловых астрономических поясах Земли. 4. Раскрыть причины, вызывающие смену времён года в нашей местности. | 1. УГТ – теллурий, тропики, полярные круги, пояса освещённости, тепловые пояса. 2. На к/к выделить красным цветом – тропики, синим – полярные круги. Закрасить тепловые пояса: тропический – красным, умеренный – жёлтым, полярные – зелёным. Определить положение своей местности в поясах солнечного освещения. 3. Доказать взаимозависимость изменения высоты Солнца над горизонтом и изменения температуры по временам года. 4. Показывать тепловые пояса на глобусе и географической карте. | ||
11. Причины, влияющие на климат (комб.). | § 45 | 1. Систематизировать знания учащихся об элементах погоды в течение определённого времени года. 2. Сформировать представление о пяти причинах, влияющих на климат. 3. Закрепить понятие «климатообразующие факторы», охарактеризовать их. 4. Сформировать знания о континентальном и морском климате. | 1. УГТ – фактор, климатообразующие факторы, морской климат, муссонный, континентальный климат. 2. Записать в тетради 5 климато -образующих факторов. 3. Заполнить таблицу « Влияние климатообразующих факторов на климат нашей местности». 4. Описание климата своей местности по плану – с. 141 упр. 5. Показать взаимосвязь элементов погоды. | ||
Четвёртая четверть – 16 часов. | |||||
7. Биосфера – 4ч. | 1. Разнообразие и распространение организмов на Земле (комб.). | §46 | 1. Закрепить знания учащихся о разнообразии организмов на Земле. 2. Выявить причины неравномерного распределения организмов по планете. 3. Доказать наличие связи между растительным и животным миром в биосфере. | 1. Усвоение географических терминов (УГТ) – биосфера, широтная зональность, высотная поясность. 2. Заполнить схему «Биосфера» в тетради. 3. Подготовить сообщение об основоположнике учения о биосфере В.И. Вернадском. | |
2. Природные зоны мира (комб.). | § 47 | 1. Углубить знания о разнообразии природных зон на Земле. 2. Объяснить причины приспособления растений и животных к условиям обитания в различных природных зонах. 3. Познакомить учащихся с картой природных зон мира и проанализировать её. | 1. УГТ – природная зона, влажные экваториальные леса, саванны, пустыни, степи, тайга, смешанные леса. 2. Характеристика природных зон и заполнение таблицы – работа в группах. 3. Знание типового плана характеристики природной зоны. | ||
3. Организмы Мирового океана (комб.). | § 48 | 1. Сформировать представление о распространении живых организмов в водах Мирового океана. 2. Объяснить причины разнообразия организмов Мирового океана и условия жизни в водной среде с учётом глубин, свойств водных масс и особенностей океанического дна. 3. Познакомиться с некоторыми обитателями Мирового океана. 4.. Развивать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. | 1. УГТ - планктон, нектон, бентос. 2. Выписать в тетрадь представителей трёх основных групп живых организмов, обитающих в морях – планктона, бентос, нектона. 3. Подготовить сообщение об обитателях моря. 4. 22 апреля – день Земли. | ||
4. Воздействие организ - мов на земные оболочки (комб.). | § 49 | 1.Углубить знания о взаимосвязях оболочек Земли. 2. Сформировать представление о воз- действие организмов на земные оболочки – на атмосферу, гидросферу и литосферу. 3. Объяснить особенности появления нового образования - «почв» - в результате взаимодействия земных оболочек. 4. Углубить знания об истории образовании почв и их свойствах. | 1. УГТ - почва, плодородие, гумус, компоненты природы. 2. В тетради составить простейшую схему состава почв, указав влияние на её литосферы, биосферы, гидросферы и атмосферы. 3. Подготовить материал об основоположнике почвоведения В.В.Докучаеве. | ||
8.Географичес- кая оболочка – 3ч. | 1. Природные компоненты и природные комплексы (комб.). | § 50 | 1. Сформировать мировоззренческую идею о целостности взаимодействующих сфер Земли. 2. Доказать изменчивость природных комплексов в густонаселённых районах мира. 3. Познакомить учащихся с природными комплексами территории своего проживания. | 1. УГТ – природный компонент, природный комплекс. 2. Научить учащихся характеризовать компоненты природы своей местности. 3. Доказать, используя приём схем, взаимосвязь природных компонентов в любом природном комплексе нашей местности. | |
2. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс Земли (комб.). | § 50 | 1. Сформировать элементарное понятие о географической оболочке как сфере жизни и деятельности человека. 2. Доказать, что географическая оболочка – это самый крупный природный комплекс Земли. 3. Познакомить учащихся с отдельными закономерностями географической оболочки. | 1. УГТ – географическая оболочка 2. Нарисовать в тетради элементарную схему географической оболочки. | ||
3. Воздействие человека на географическую оболочку. Ноосфера (комб.). | §50, 54 | 1. Раскрыть роль природы в жизни и деятельности человека. 2. Дать сведения об естественных и антропогенных участках местности. 3. Привести примеры положительного и отрицательного воздействия человека на окружающую среду и географическую оболочку в целом. 4. Формировать экологическую культуру школьников. | 1. УГТ – окружающая среда, ноосфера, природные условия, естественные и антропогенные участки местности. 2. Оценить влияние природных условий местности проживания школьников на жизнь и деятельность человека. 3. Научиться характеризовать компоненты природы своей местности, выявлять взаимосвязи между ними. 4. Знать законы охраны природы. | ||
Раздел 3. Население Земли – 5ч. | |||||
9. Человечест -во на Земле – 5ч. | 1. Численность населения Земли (комб.). | § 52 | 1. Обобщить данные о численности населения Земли и причинах её изменения. 2. Дать знания о крупнейших народах мира. 3. Познакомить учащихся с численностью населения родного края. | 1. УГТ – 6,5 млрд. людей, миграция. 2. В тетради выписать самые крупные народы мира и самые многонаселённые государства мира. | |
2. Человечество – единый биологический вид. Расы (комб.). | §51 | 1. Сформировать представление о расах, их внешних различиях. 2. Показать влияние природных условий на особенности формирования рас.
| 1. УГТ – раса, европеоид, негроид, монголоид. 2. Нарисовать схему « Основные человеческие расы» или заполнить таблицу, из 3 частей: а) раса б) внешние признаки людей данной группы; в) территория проживания | ||
3. Равенство рас. Многообразие народов мира (комб.). | § 51 | 1. Доказать биологическое единство всех людей Земли. Объяснить причины возникновения различных рас. 2. Рассказать о значении исследований Н.Н. Миклухи – Маклая для доказательства равенства рас. 3. По материалам периодической печати рассказать о дискриминации цветного населения и доказать равенство рас как пример высокого гуманизма. | 1. УГТ – толерантность, гуманизм, дискриминация, цветное население, лицо кавказской национальности. 2. По материалам периодической печати доказать равенства рас как пример высшего гуманизма. 3. Привести примеры дискриминации цветного населения. 4. Подготовить сообщения о Н.Н. Миклухо – Маклае. | ||
4. Расселение людей по планете. Основные типы населённых пунктов (комб.). | §53 | 1. Раскрыть причины неравномерного размещения населения по земному шару. 2. Познакомить учеников с картой плотности населения земного шара. 3. Углубить знания о способах изображения населённых пунктов на картах. 4. Охарактеризовать основные типы населённых пунктов и их отличия. | 1. УГТ – средняя плотность населения, пуансон, город – миллионер. 2. Составить характеристику своего населённого пункта по плану – с. 160 упр. 2 3. На к/к нанести крупнейшие города мира и России. | ||
5. Политическая карта мира (комб.). | §54 | 1. Формирование первичных представлений о политической карте мира, о способах изображения на ней государств и их столиц. 2. Учить определять географическое положение столиц и стран мира. 3. Прак. работа № 14 – обозначение на к/к крупнейших государств мира и их столиц. | 1. УГТ – географическое положение страны. 2. Знать и показывать на карте крупнейшие страны мира и их столицы. 3. Выполнение прак. работы № 14 – обозначение на к/к крупнейших государств мира и их столиц. 4. Закрепить умение определять географическое положение страны и географические координаты её важнейших объектов. | ||
Раздел 4. Влияние природы на человека – 4 часа. | |||||
10. Влияние природы на жизнь и здоровье человека – 4ч. | 1.Степень комфортности проживания человека на планете Земля (комб.). | § 55 | 1. Проверить умение учащихся устанавливать причинно – следственные связи в природе и выявлять воздействие человека на природу. 2. Выделить регионы с высокой степенью комфортности проживания людей. 3. Проанализировать степень комфортности проживания в своей местности. | 1. УГТ – эколог, комфортность. 2. Привести примеры влияния природы на жизнь и здоровье людей в крае. 3. Разработать правила разумного поведения человека в природе на примере родного края. 4. Комплексное описание природы своей местности по типовому плану. | |
2. Стихийные природные явления (комб.). | § 55 | 1. Обобщить знания учащихся о различных видах стихийных природных явлений и причин их проявления. 2. Выяснить последствия вредного влияния природы на человека. 3. Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения при стихийных явлениях. | 1. УГТ – МЧС, наводнения, смерчи, ураганы, засуха, пожары, ледяной дождь, сильные морозы, стихийные природные явления, экстремальные условия. 2. Записать в тетрадь правила поведения при пожаре и сильном морозе. | ||
3. Весенняя экскурсия по изучению природных комплексов. | Отчёт | 1. Учить заполнять полевой дневник, объяснять причинно – следственные связи и делать выводы. 2. Составить описание природного комплекса своей местности. | 1. Оборудование – планшет, карандаш, ластик, компас, нивелир, рулетка, поплавок, гигрометр, барометр, термометр, рейка водомерная. 2. Начертить план маршрута весенней экскурсии. 3. Составить описание природного комплекса своей местности. 4. Закрепление норм поведения в природе. Охрана природы. Техника безопасности. | ||
4.Заключительный урок по «Начальному курсу географии» ( урок обобщения знаний). | 1. Закрепление и обобщение материала курса. Рассказать как полученные знания по географии 6 класса будут использоваться при изучении географии материков. 2. Обсудить план на следующий учебный год. Обеспеченность учащихся учебниками, атласами, контурными картами и другой литературой. | 1. Знание номенклатуры. 2. Консультация по приобретению учебников, атласов, контурных карт и тетрадей к следующему учебному году. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...