«Чистые дороги»
творческая работа учащихся по географии (11 класс) по теме

Улитина Нина Васильевна

 

Одной из важнейших задач учителя является развитие у учащихся стойкой мотивации к изучению предмета. Когда речь идет о профильном классе, этот вопрос решается практически сам собой. А когда учащиеся выбирают направления, казалось бы,  совсем не связанные с математикой, то естественно встает вопрос о необходимости изучения предмета. Все выше сказанное и определило направление исследования. Так как работу выполнял учащиеся 9-ого экономического  класса, то при всей фундаментальности науки в данной работе она выступала как средство изучения смежных дисциплин. Так сказать «автопром и экология». Актуальность данной проблемы так же выражается в профессиональной ориентации учащихся, так как именно в этом возрасте эта проблема встает более остро.

В самом начале работы над проектом именно эти вопросы больше всего и волновали учащихся. Определившись с направлением исследования «автопром и экология»,  мы стали размышлять о более конкретной теме. Проштудировав специальную литературу, свой выбор учащийся  остановил на автомобилях. И это не удивительно, автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, и сопровождается негативным воздействием на окружающую среду, а также является одним из источников, создающих высокий уровень шума и вибрации. Дорожная сеть, особенно вблизи городских агломераций, «съедает» ценные сельскохозяйственные земли. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы и водоёмы, страдает растительный и животный мир. В современных городах, где количество автомобильного транспорта постоянно растет, изучение влияния автопарка является сверхактуальной проблемой.

Таким образом, создав мотивацию предстоящей деятельности, у учащихся возникло желание овладеть новыми знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_issledovatelskoy_raboty_po_geografii.doc33 КБ
Microsoft Office document icon chistye_dorogi.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ исследовательской работы по географии

на тему «Чистые дороги»

Учитель Улитина Нина Васильевна.

Одной из важнейших задач учителя является развитие у учащихся стойкой мотивации к изучению предмета. Когда речь идет о профильном классе, этот вопрос решается практически сам собой. А когда учащиеся выбирают направления, казалось бы,  совсем не связанные с математикой, то естественно встает вопрос о необходимости изучения предмета. Все выше сказанное и определило направление исследования. Так как работу выполнял учащиеся 9-ого экономического  класса, то при всей фундаментальности науки в данной работе она выступала как средство изучения смежных дисциплин. Так сказать «автопром и экология». Актуальность данной проблемы так же выражается в профессиональной ориентации учащихся, так как именно в этом возрасте эта проблема встает более остро.

В самом начале работы над проектом именно эти вопросы больше всего и волновали учащихся. Определившись с направлением исследования «автопром и экология»,  мы стали размышлять о более конкретной теме. Проштудировав специальную литературу, свой выбор учащийся  остановил на автомобилях. И это не удивительно, автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, и сопровождается негативным воздействием на окружающую среду, а также является одним из источников, создающих высокий уровень шума и вибрации. Дорожная сеть, особенно вблизи городских агломераций, «съедает» ценные сельскохозяйственные земли. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы и водоёмы, страдает растительный и животный мир. В современных городах, где количество автомобильного транспорта постоянно растет, изучение влияния автопарка является сверхактуальной проблемой.

Таким образом, создав мотивацию предстоящей деятельности, у учащихся возникло желание овладеть новыми знаниями.

Следующий этап – постановка целей и задач исследования, формулирование гипотезы.

Цель исследования: является изучение степени влияния автомобильного транспорта на окружающую среду и способов минимизации этого воздействия. Приобрести  новые знания по географии в области «Автомобильного транспорта» и их применения  для расширения кругозора и более обоснованного самоопределения в выборе профессии.

Задачи:

1. Познакомиться со спектром вредных воздействий автомобильного транспорта;

2. Проанализировать степень влияния автомобильного транспорта на гидросферу и атмосферу;

3. Рассмотреть возможности  снижения отрицательного воздействия  автомобильной промышленности на окружающую среду за счет модернизации и совершенствования  современной техники и применения альтернативных видов  автомобильного топлива

4. Определить, как мне эти знания могут пригодиться  в выборе моей будущей профессии.

Гипотеза: Уровень выхлопных газов, находящихся вдоль улиц с интенсивным движением транспорта, достаточно высок. Следовательно в воздухе содержаться высокая концентрация вредных веществ, что неблагоприятно для здоровья человека.  Изучив эту тему  мы сможем глубже познать окружающий мир, самого себя   и самоопределиться с выбором жизненного пути.  

Объект исследования:  Автомобиль.

 Учащиеся нашли литературу в энциклопедиях, книгах и в Интернете. Нам пришлось многое перечитывать и во многом разбираться, выделить главное и наиболее интересное для них.

Работая над темой мы прежде всего изучили  влияния автотранспорта на экологию и возможности снижения его отрицательного влияния. Нами были решены поставленные задачи: рассмотрены вредные воздействия автомобильного транспорта; исследованы виды экологического топлива, альтернативного нефтяным бензинам; на базе изученных материалов был проведен анализ влияния автомобиля на окружающую среду. Также, в работе дана характеристика деятельности предприятий Липецкой области по экологизации транспорта, рассмотрены перспективы внедрения мировых разработок этого направления в нашей стране.

 Для раскрытия  темы реферата использованы поисковый метод, метод исследования научно-публицистических материалов, на основе которого проведены сравнение и сопоставление данных и метод обобщения  полученной информации.

Отрицательное влияние транспорта на экологию не вызывает сомнений. Поэтому необходимо использовать все возможные ресурсы для создания автомобилей, характеризующихся не только мощностью и комфортом, но и экологической чистотой топлива.

Далее были найдены различные интересные факты, полученные учеными в результате исследования живой природы и человека.

Затем, чтобы подтвердить истинность найденных фактов был проведен эксперимент, доступный нам в рамках наших реальных возможностей.  

Таким образом, в результате исследования  дети получили не только теоретические, но и первые практические профессиональные навыки.

С данной работой учащиеся выступили на научно-практической конференции в ЕГУ им. И.А. Бунина, где получили весьма высокую оценку, и на конференции исследовательских работ в нашей гимназии.

Учитывая все выше перечисленное, можно сказать, что в ходе работы над исследовательским проектом были учтены все психолого-педагоические аспекты данного возраста А именно, профессиональная ориентация, повышение мотивации изучения предмета ( как правило именно в этом возрасте учащиеся сталкиваются с проблемой выбора профессии и снижается мотивация учения). в ходе работы над материалом развивались и совершенствовались такие основные мыслительные операции как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация и систематизация. Были созданы благоприятные условия для развития творческого мышления. Привлечение эмоций учащихся значительно повышало интенсивность труда и мыслительной деятельности. Кроме того, что вопросы, рассматриваемые в ходе исследования, выходят за рамки школьного курса и способствуют совершенствованию и развитию важнейших математических умений, они так же направлены на общее развитие личности школьника, а групповая работа – на развитие навыков совместной деятельности и коллективного труда.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия № 11 города Ельца.

Исследовательская работа

Экологический проект  

Тема: «Чистые дороги»

                                                Работу выполнил:

                                                               ученик 10 класса

                                                               Улитин Денис

                             Руководитель:

                                      Улитина Нина Васильевна,

                                       учитель географии высшей                        

                                       квалификационной категории.

                                                                                                 

                                                                                                        Консультант:

                                                                                                        Русанова Инна Александровна

                                                                                                        учитель экологии и биологии

г. Елец Липецкой области  


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….  …

1. Спектр воздействия автомобильного транспорта……………………………………………

1.1 Влияние автотранспорта на гидросферу …………………………………………………….

1.2 Влияние автомобильного шума на окружающую среду и организм человека……………

1.3 Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом ……………………………………

2. Направления по снижению отрицателього воздействия вредных выбросов автомобиля        ..

2.1 Основные международные направления решения данного вопроса………………………

2.2 Альтернативные виды автомобильного топлива …………………………………………..6

2.3 Государственный  подход к  решению проблемы в России ………………………………8

2.4 Участие промышленности  Липецкой области

 в решении актуальных вопросов проблемы «автомобиль и экология»………………………8                                                                                             

2.5 Исследование загрязнения воздуха городским транспортом

 Выводы и предложения……………………………………………………………………………………….9

Список источников10

 

Введение

Актуальность исследования

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и  грозит стать глобальной опасностью для человечества.  Можно выделить три наиболее существенных источника воздействия на биосферу: промышленность,  энергетика, транспорт.

Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, и сопровождается негативным воздействием на окружающую среду, а также является одним из источников, создающих высокий уровень шума и вибрации. Дорожная сеть, особенно вблизи городских агломераций, «съедает» ценные сельскохозяйственные земли. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы и водоёмы, страдает растительный и животный мир. В современных городах, где количество автомобильного транспорта постоянно растет, изучение влияния автопарка является сверхактуальной проблемой.

Целью нашей работы является изучение степени влияния автомобильного транспорта на окружающую среду и способов минимизации этого воздействия.

Гипотеза. Уровень выхлопных газов, находящихся вдоль улиц с интенсивным движением транспорта, достаточно высок. Следовательно в воздухе содержаться высокая концентрация вредных веществ, что неблагоприятно для здоровья человека.

В ходе изучения данной проблемы ставятся следующие задачи:

1. Познакомиться со спектром вредных воздействий автомобильного транспорта;

2. Проанализировать степень влияния автомобильного транспорта на гидросферу и атмосферу;

3. Рассмотреть возможности  снижения отрицательного воздействия  автомобильной промышленности на окружающую среду за счет модернизации и совершенствования  современной техники и применения альтернативных видов  автомобильного топлива.

Для решения поставленных задач использованы методы: поисковый, исследования  публицистических и научных источников, сопоставления и сравнения  данных, обобщения.

1 . Спектр воздействия автомобильного транспорта

Под загрязнением, в том числе и автомобильным транспортом, понимается процесс привнесения  или образования в нём физических агентов, химических веществ или организмов, неблагоприятно воздействующих на среду жизни или наносящих урон материальным ценностям. В определённом смысле загрязнением можно считать и изъятие из воздуха отдельных газовых ингредиентов (в частности кислорода).   Загрязняющие и ядовитые вещества переносятся на большие расстояния, попадают с осадками в почву, поверхностные и подземные воды, в океаны, отравляют окружающую среду, отрицательно сказывается на получении растительной биомассы и включаются в круговороты многих элементов биосферы. Циркуляция атмосферных потоков влияет на местные климатические условия, а через них – на режим рек, почвенно-растительный покров и на процесс рельефообразования. А конечном итоге бумерангом сказывается на здоровье и продолжительности жизни человека.

  1. Влияние автотранспорта на гидросферу

Под загрязнением водоемов понимают снижение их биосферных функций и экологического значения в результате поступления в них вредных веществ. Загрязнение вод транспортными отходами проявляется в изменении физических и органолептических свойств (нарушение прозрачности, окраски, запахов, вкуса), увеличении содержания сульфатов, хлоридов, нитратов, токсичных тяжелых металлов, сокращении растворенного в воде кислорода, появлении радиоактивных элементов. Установлено, что более 400 видов веществ, выделяемых при работе автотранспорта, могут вызвать загрязнение вод.

Интенсивное загрязнение гидросферы автотранспортом происходит вследствие многих факторов.

Одним из них является отсутствие гаражей для тысяч индивидуальных автомобилей, хранящихся на открытых площадках, во дворах жилых застроек. Сеть ремонтных служб для автомобилей личного пользования недостаточно развита. Это вынуждает их владельцев производить ремонт и техническое обслуживание своими силами, что они и делают, конечно, без учёта отрицательных  экологических последствий. Примером могут служить частные мойки или несанкционированные площадки для мойки автомобилей: из-за отсутствия моечных пунктов эту операцию зачастую выполняют на берегу реки, озера или пруда.

Ливневые сточные воды с поверхности автомагистралей, площадок АЗС, с территории автотранспортных и авторемонтных предприятий также являются мощным источником загрязнения водных бассейнов в городской местности нефтепродуктами, фенолами и легкоокисляющимися органическими веществами.

Для снижения загрязнения поверхностных вод открытых водоемов необходимо создание бессточной системы водоснабжения на участках, используемых для мытья автомобилей, а также строительство локальных очистных сооружений с последующим разбавлением остаточного количества загрязняющих веществ. Существующие технологические процессы по обезвреживанию сточных вод способствуют удалению 95-99% органических веществ и 40-99% взвешенных веществ. Однако эти мероприятия требуют  больших капитальных вложений.

  1. Влияние автомобильного шума на окружающую среду и организм человека

Автомобильный транспорт, интенсивность движения которого постоянно растёт, является  одним из основных источников шума в городе.

Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. По данным исследований, это сокращение колеблется в пределах 8-12 лет.

Уровень уличных шумов обуславливается интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока. Наибольшие уровни шума 90-95 дБ отмечаются на магистральных улицах городов со средней интенсивностью движения 2-3 тыс. и более транспортных единиц в час.  Увеличение в общем потоке автотранспорта грузовых автомобилей, особенно большегрузных с дизельными двигателями, приводит к повышению уровней шума.

За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 12-14 дБ. Вот почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает всё большую остроту.

Одним из направлений борьбы с шумом является разработка государственных стандартов на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, и гигиенических требования по обеспечению акустического комфорта.  Так ГОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений» устанавливает шумовые характеристики, методы их измерения и допустимые уровни шума автомобилей (мотоциклов) всех образцов, принятых на государственные, межведомственные, ведомственные и периодические контрольные испытания. В качестве основной характеристики внешнего шума принят уровень звука, который не должен превышать для легковых автомобилей и автобусов 85-92 дБ, мотоциклов – 80-86 дБ.

Для внутреннего шума уровни звука составляют

- для легковых автомобилей 80 дБ,

- кабин или рабочих мест водителей грузовых автомобилей, автобусов – 85 дБ,

- пассажирских помещений автобусов – 75-80 дБ.

К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся: увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос озеленения; использование различных приёмов планировки, рационального размещения микрорайонов. Кроме того, градостроительными мероприятиями являются рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос, использование рельефа местности и др.

Существенный защитный эффект достигается в том случае, если жилая застройка размещена на расстоянии не менее 25-30 м от автомагистралей и зоны разрыва озеленены.

Каждый из этих факторов  регулирования воздействия способен изменить уровень транспортного шума в пределах до 10 дБ, т. е уменьшить в два раза.

  1. Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом

Экологический ущерб от эксплуатации автотранспортных средств обусловлен токсичными выбросами. Ежегодно в мире автотранспортными средствами выбрасывается в атмосферу более 12 миллионов тонн различных загрязняющих веществ. Доля автотранспорта в общих выбросах вредных веществ в городах может достигать 60-80%. В Ярославле -70%.

Более 80 % всех выбросов в атмосферу составляют выбросы оксидов углерода, двуокиси серы, азота, углеводородов, твёрдых веществ.

При работе автомобиля – выхлопные газы, истирание шин, узлов соединений, происходит аэрозольное загрязнение атмосферы. Аэрозоли - это твердые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе. Твердые компоненты аэрозолей в ряде случаев особенно опасны для организмов, а у людей вызывают специфические заболевания. В атмосфере аэрозольные загрязнения воспринимаются в виде дыма, тумана, мглы или дымки. Значительная часть аэрозолей образуется в атмосфере при взаимодействии твердых и жидких частиц между собой или с водяным паром. Средний размер аэрозольных частиц составляет 1-5 мкм.  

Являясь крупнейшим потребителем природного топлива, автотранспорт существенно влияет на увеличение концентрации в атмосфере углекислого газа. Ежегодно этого газа поступает в атмосферу не менее 1250 млн.т. Оксид углерода является соединением, активно реагирующим с составными частями атмосферы,  и, тем самым, способствует процессу глобального потепления климата в мире и  созданию парникового эффекта.

Сернистый ангидрид выделяется в процессе сгорания серосодержащего топлива - до 170 млн.т. в год.

Серный ангидрид образуется при окислении сернистого ангидрида. Конечным продуктом реакции является аэрозоль или раствор серной кислоты в дождевой воде, который подкисляет почву, обостряет заболевания дыхательных путей человека.

Сероводород и сероуглерод поступают в атмосферу раздельно или вместе с другими соединениями серы. Основными источниками выброса являются продукты переработки нефти – бензины, дизельное топливо. В атмосфере при взаимодействии с другими загрязнителями эти вещества подвергаются медленному окислению до серного ангидрида.

Основными источниками выброса оксидов азота являются предприятия, производящие анилиновые краски, нитросоединения, целлулоид- сырье для производства комплектующих для автомобилей. Количество оксидов азота, поступающих в атмосферу, составляет 20 млн.т. в год.

Источниками загрязнения соединениями фтора являются предприятия по производству стали, алюминия, эмалей, стекла. Фторсодержащие вещества поступают в атмосферу в виде газообразных соединений - фтороводорода или пыли фторида натрия и кальция. Соединения характеризуются токсическим эффектом.

Самый многочисленным классом веществ, загрязняющих воздух крупных городов, являются углеводороды. Они подвергаются различным превращениям, окислению, полимеризации, взаимодействуя с другими атмосферными загрязнителями после возбуждения солнечной радиацией. В результате этих реакций образуются перекисные соединения, свободные радикалы, свободный хлор,  соединения углеводородов с оксидами азота и серы часто в виде аэрозольных частиц.

При некоторых погодных условиях могут образовываться особо большие скопления вредных газообразных и аэрозольных примесей в приземном слое воздуха, что становится одной из причин образования ранее неизвестного в природе фотохимического тумана-смога.

В состав основных компонентов смога входят озон, оксиды азота и серы, многочисленные органические соединения перекисной природы, называемые в совокупности фотооксидантами. Фотохимический смог возникает в результате фотохимических реакций при определенных условиях: наличии в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветрия или очень слабого обмена воздуха в приземном слое при мощной и в течение не менее суток повышенной инверсии. При продолжительной ясной погоде солнечная радиация вызывает расщепление молекул диоксида азота с образованием оксида азота и атомарного кислорода. Атомарный кислород с молекулярным кислородом дают озон. Оксид азота вступает в реакции с олефинами выхлопных газов, которые при этом расщепляются по двойной связи и образуют осколки молекул и избыток озона. В результате продолжающейся диссоциации новые массы диоксида азота расщепляются и дают дополнительные количества озона. Возникает циклическая реакция, в итоге которой в атмосфере постепенно накапливается озон. В атмосфере концентрируются различные перекиси, которые в сумме и образуют характерные для фотохимического тумана оксиданты. Последние являются источником так называемых свободных радикалов, отличающихся особой реакционной способностью.

По своему физиологическому воздействию на организм человека они крайне опасны для дыхательной и кровеносной системы и часто бывают причиной преждевременной смерти городских жителей с ослабленным здоровьем.

Итак, мы рассмотрели  влияние, которое оказывает автомобиль на окружающую среду. Вывод однозначен: к сожалению, автомобиль из символа эпохи превращается в символ противостояния человека и окружающей среды, техносферы и природы. Необходимо искать пути разрешения этого противостояния.

2. Направления по снижения отрицательного воздействия вредных выбросов автомобиля.

2.1 Основные международные направления решения данного вопроса

Приоритетным направлением в решении проблемы автомобильным транспортом является поиск экологически чистого топлива.

Лидеры мирового автопрома и ведущие нефтяные компании сегодня вкладывают огромные средства в разработку альтернативных энергоносителей, совершенствование технологий производства нефтяных бензинов, соответствующих экологическим нормам, а также технологических механизмов, которые не зависели бы от нефтепродуктов и являлись бы экологически чистыми.

В США за последнее десятилетие принят ряд законодательных актов, в которых пристальное внимание уделяется проблеме улучшения экологической обстановки в городах и населенных пунктах. На основе этих законов Министерство энергетики США значительно расширило научно-исследовательские работы в секторе потребления энергоресурсов в автотранспорте и разрабатывает новые программы по ускоренному широкомасштабному внедрению альтернативных видов топлива.

В Канаде, Новой Зеландии, Аргентине, Италии, Голландии, Франции и других странах успешно действуют национальные программы перевода автотранспорта, в первую очередь городского, на газомоторное топливо. Для этого разработана соответствующая нормативно-законодательная база: ценовая, налоговая, тарифная, кредитная. В странах Западной Европы для стимулирования использования альтернативных экологически чистых видов топлива предусматривается существенное уменьшение налогов на автомобили, использующие газовое топливо.

        Создана Международная целевая группа автомобильной промышленности (IATF-INTERNATIONAL AUTOMOTIVE TASK FORCE). Это группа производителей автомобилей и соответствующих торговых ассоциаций, учрежденная с целью поставок продукции высокого качества потребителям во всем мире.  Она объединяет такие предприятия, как: BMW, DaimlerChrysler, Fiat, Ford Motor Company, General Motors (включая Opel Vauxhall), PSA Peugeot-Citroen, Renault SA, Volkswagen, а также торговые ассоциации: США, Италии, Франции, Великобритании, Германии.

Деятельность IATF направлена на достижение согласия по фундаментальным требованиям к  поставщикам оборудования,  запасных частей, к предприятиям, предоставляющим услуги на конечных этапах (термообработка, окраска и комплектация автомобилей); на распространение требований  международного стандарта ИСО/ТУ 16496  по обеспечению качества в автомобильной промышленности.

  2.2 Альтернативные виды автомобильного топлива

На сегодняшний день подавляющее число мировых экспертов видят альтернативу нефтепродуктам - газообразное топливо. В переходе на газообразное топливо специалисты выделяют два главных направления: топливо натуральное и диметиловый эфир.  Рассмотрим некоторые виды натуральное топлива.

Природный газ. В настоящее время в мире насчитывается более миллиона транспортных средств, которые используют природный газ как моторное топливо, который характеризуется полнотой сгорания, тем самым практически не принося вреда окружающей среде. Например, в Аргентине около полумиллиона автомобилей заправляются природным газом. При замене бензина на природный газ выброс токсических составляющих (г/км) в окружающую среду снижается, в среднем, по оксиду углерода в 8 раз, углеводородам — в 3 раза, оксидам азота — в 2 раза, задымлённости— в 9 раз. В России, природный газ имеет, наиболее высокие шансы вступить в конкуренцию с нефтяными и альтернативными видами топлива, учитывая его огромные газовые запасы

Сжиженные углеводородные газы (СУГ) являеются наиболее высококачественным продуктом переработки нефти и нефтяного попутного газа и имеет более низкую себестоимость производства этого топлива по сравнению с бензинами. Именно поэтому в мире на этом  виде альтернативного топлива работает наибольшее число автомобилей — 3,5 млн. единиц.

Этанол (спирт питьевой), обладая высоким октановым числом и энергетической ценностью, является высококачественным моторным топливом. Например, в Бразилии  около 60% автомобилей успешно работают практически на бананах, используя в качестве  топлива биоэтанол. В этой стране создана заправочная сеть из 25 тыс. этаноловых заправок.

США является вторым мировым лидером по масштабному изготовлению этанола для нужд автотранспорта. В 2001 г. производилось 5,3 млрд. л  этанола, строились предприятия для производства еще 900 млн. л в год. Этанол используется в 21 штате, этанолбензиновая смесь составляет 10% топливного рынка США. Стоимость этанола в среднем гораздо выше себестоимости бензина. Но всплеск интереса к использованию этанола в качестве моторного топлива за рубежом обусловлен налоговыми льготами. Так, в США действующие до 2007 г. льготы компенсируют продавцам убыток в том случае, если они продают этанол по цене бензина. Цель проведения такой политики и в США, и Западной Европе — снизить зависимость автотранспорта от импорта нефти. Для России, которая ежегодно импортирует зерновые культуры, идея использования автомобиля на этаноле не актуальна и маловероятна.

Метанол как моторное топливо имеет высокое октановое число и низкую пожароопасность. Его можно смешивать с бензином и использовать как основу для эфирной добавки — метилтретбутилового эфира (МТБЭ). В настоящее время МТБЭ замещает в США большее количество бензина и сырой нефти, чем все другие альтернативные виды топлива, вместе взятые. В России в качестве моторного топлива метанол не используется ввиду его высокой стоимости.

Автомобили на топливных элементах. Топливные элементы — это устройства, генерирующие электроэнергию непосредственно на борту транспортного средства за счет процесса, обратного электролизу. В качестве водородосодержащего топлива, как правило, используется либо сжатый водород, либо метанол. Если в итоге удастся приблизить стоимость автомобилей на топливных элементах к стоимости бензиновых, то это станет реальной альтернативой традиционным видам нефтяного топлива в странах, импортирующих нефть.

Шахтный метан. В последнее время к числу альтернативных видов автомобильного топлива стали относить и шахтный метан, добываемый из угольных пород. В Великобритании, например, он широко используется в качестве моторного топлива для рейсовых автобусов в угольных регионах страны. Но все-таки метан  мало перспективен в качестве топлива, т.к. трудно обеспечивает так называемый бензиновый эквивалент.

Биодизельное топливо. В последние годы в США, Канаде и странах ЕС возрос коммерческий интерес к биодизельному топливу, в особенности к производимому из рапса. В Австрии биодизельное топливо уже сейчас составляет 3% общего рынка дизельного топлива при наличии производственных мощностей в 30 тыс. т/год. Во Франции эти мощности составляют 20 тыс. т/год; в Италии — 60 тыс. т/год. В США планируется на 20% заменить обычное дизельное топливо биодизельным и использовать его на морских судах, городских автобусах и грузовых автомобилях. В России, как и в случае с этанолом, практически отсутствует сырьевая база для производства биодизельного топлива.

Биогаз представляет собой смесь метана и углекислого газа и является продуктом метанового брожения органических веществ растительного и животного происхождения. Он относится к топливам, получаемым из местного сырья. Хотя потенциальных источников для производства моторных топлив из местного сырья достаточно много, на практике круг их сужается вследствие географических, климатических, экономических и других факторов. Особенно это актуально для России, где две трети территории которой расположено в зоне умеренного холодного климата. На практике применение его сужается вследствие географических, климатических, экономических и других факторов. Но, тем не менее, из всех видов моторного топлива, получаемого из местного сырья, только биогаз, с точки зрения промышленного производства и применения в двигателях транспортных средств, представляет серьезный практический интерес для России.

Наиболее же перспективным на сегодняшний день альтернативным видом топлива, согласно оценке экспертов, является диметиловый эфир, который по сравнению с натуральным топливом, имеет ряд очевидных преимуществ. Во-первых, это его сниженная токсичность, обусловленная тем, что в молекуле диметилового эфира содержится кислород. Во-вторых, диметиловый эфир может сжиживаться в нормальных условиях, без привлечения сложного специального оборудования. Кроме того, российская химическая промышленность способна производить его сегодня в более чем достаточных объемах.

Поиск наиболее оптимальных альтернатив традиционным источникам энергии является важной задачей для ученых и специалистов мировой энергетической отрасли большинства стран.

2.3   Государственный  подход к  решению проблемы в России

В настоящие время проблему экологизации автотранспорта в России принято решать за счет развития и модернизации отечественного моторостроения и производства и использования бензинов, соответствующих мировым экологическим стандартам. В отличие от развитых зарубежных стран, в России до сих пор не существует концепции производства и использования альтернативных видов моторного топлива. Первым шагом на этом пути явится учет всех возможных видов альтернативного топлива и анализ перспективности их использования в условиях России.  

Учитывая необходимость вступления нашей страны во  Всемирную торговую организацию (ВТО), темпы введения новых норм  экологических показателей становятся более жесткие.

Практически все отечественные автопромышленные предприятия с апреля 2006 перешли на выпуск автомобилей, соответствующих нормам Евро-2. Согласно  этим требованиям,  необходима проверка отработавших газов двигателей внутреннего сгорания и испарения топлива автомобильной техники на содержание оксида углерода, углеводородов, оксидов азота и дисперсных частиц (для дизелей).  Контролю должны подвергаться  и отечественные,  и зарубежные автомобили, как новые, так и подержанные.

В соответствии  со специальным  техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой  в обращение на территории Российской федерации вредных (загрязняющих) веществ» установлены следующие сроки введения технических нормативов по токсическим выбросам транспортными средствами:  Евро-3 – с 1января 2008г., Евро-4 – с 1 января 2010г., Евро-5 – с 1 января 2014г.

Следовательно, существенно ужесточаются  требования к экологическим показателям бензина (содержание серы, свинца, олефиновых и ароматических углеводородов, в том числе бензола), нормы на основные эксплуатационные показатели, при этом октановое число, фракционный состав не меняются.

Поэтому, перед заводами–производителями автомобильной техники и комплектующих  частей  встают задачи создания новых моторов. Производство таких автомобилей будет способствовать конкурентоспособности  отечественного автомобилестроения как на внутреннем рынке России, так и на рынке ряда зарубежных стран.

2.4 Участие промышленности Липецкой области в решении актуальных вопросов проблемы «автомобиль и экология»

Общая протяженность автодорог — 7,8 тыс. км, по их насыщенности область входит в первую десятку регионов России. Качество дорог постоянно улучшается, а также строятся новые. В 2008 году начнется строительство восточного периметра липецкой кольцевой автодороги (ЛКАД), продолжается строительство дороги на «Куликово поле» — самый короткий путь на Москву. Помимо региональных автодорог ведется реконструкция идущей через область федеральной трассы М4 «Дон».

Общая протяженность железнодорожной сети — свыше 800 км. Территорию пересекают три железнодорожные магистрали. Крупнейшими узловыми станциями являются Елец и Грязи.

Для связи с другими регионами по воздуху в области имеется аэропорт «Липецк», а также ряд аэродромов местного значения (возле нас. пунктов Данков, Тербуны и Чаплыгин). Липецкий аэропорт в скором времени примет статус международного.

2.5 Примерный расчет количества вредных выбросов автотранспорта.

Ход работы:

1.недалеко от школы я выбрал три улицы с разной интенсивностью автомобильного движения:

1.Черокманова

2.Радиотехническая (в районе дома 1)

3. Радиотехническая (в районе дома 22)

На каждой из них определил участок дороги, протяженностью примерно в 100м.

Подсчитал число единиц  автотранспорта, проходящего по участку за 15 мин.,

по I-50 машин

по II - 30 машин,
по III - 22 машины.

Умножил полученное число на 4, узнал их численность за час (К) -
К-1 - 200машин, К-П - 120машин, К-Ш - 88машин.

4.        Рассчитал общий путь, пройденный всеми машинами 1 час (8):
8-1 - 20000м, 8-И - 12000м, 8-Ш - 8800м.

5.        Рассчитал количество топлива, сжигаемое двигателями автомашин®:
по формуле К=8 х К

где К - расход топлива на 1 км пути в литрах, для бензиновых двигателей он
примерно составляет 0,1 л, д. дизельных - 0,4 л.
К-1 - 2000л, К-П - 1200л, К-Ш - 880л.

V.        Рассчитал количество выделившихся вредных веществ на
выбранном мною участке дороги по бензину. Для этого
воспользовался такими данными: при сгорании топлива,
необходимого ля пробега 1 км, выделяется 0,6 л угарного газа, 0,1
л углеводорода-0,04 л диоксида азота. При сгорании дизельного
топлива вредных выбросов выделяется в 4 (!) раза меньше.

Примерный расчет количества вредных выбросов.

За 15 минут отмечено I- 50, II- 30, III- 22 единиц автотранспорта с
бензиновыми двигателями. Тогда за 1 ч пройдет I- 200, II- 120, III- 88 единиц
автотранспорта. Общий путь, пройденный всеми автомобилями:

VI.        20000м, II- 12000м, III- 8800м.
Количество топлива, сжигаемое всеми автомобилями:

I - 2000л, II - 1200л, III - 880л.
Рассчитал суммарное количество газообразных вредных выбросов, выделяемых
при сжигании топлива :

В I случае кол-во угарного газа равно Зл., углеводородов 0.5л., диоксида азота
0.2л.

Во II случае 1.8 угарного газа, 0.3 углеводородов, 0.12 диоксида азота.
В III случае 1.32 угарного газа, 0.22 углеводородов, 0.083 диоксида азота.
Следовательно, люди, живущие в домах вдоль трасс, получают высокую
концентрацию вредных веществ из выхлопов автомобилей, что увеличивает риск
заболеваний.

 

 

4.  Выводы и предложения.

Развитие человечества – это постоянное движение вперед, оно подразумевает разработку новых технологий, совершенствование условий жизни и труда людей. В последнее время, когда негативное воздействие деятельности человека, в том числе и автомобильного транспорта, на окружающую среду, стали весьма заметны, природоохранные мероприятия выходят на первый план.

В ходе проведенной работы цель данного реферата изучение степени влияния автотранспорта на экологию и возможности снижения его отрицательного влияния достигнута. Нами были решены поставленные задачи: рассмотрены вредные воздействия автомобильного транспорта; исследованы виды экологического топлива, альтернативного нефтяным бензинам; на базе изученных материалов был проведен анализ влияния автомобиля на окружающую среду. Также, в работе дана характеристика деятельности предприятий Липецкой области по экологизации транспорта, рассмотрены перспективы внедрения мировых разработок этого направления в нашей стране.

 Для раскрытия  темы реферата использованы поисковый метод, метод исследования научно-публицистических материалов, на основе которого проведены сравнение и сопоставление данных и метод обобщения  полученной информации.

Отрицательное влияние транспорта на экологию не вызывает сомнений. Поэтому необходимо использовать все возможные ресурсы для создания автомобилей, характеризующихся не только мощностью и комфортом, но и экологической чистотой топлива.

Поэтому предлагаю:

  1. при планировании застройки новых микрорайонов предусматривать
    рекреационные зоны оздоровительного и спортивного типов,
    находящиеся на расстоянии более 100м от оживленных улиц;
    в микрорайонах спланировать рекреационные зоны познавательного
    типа, с агитплощадками и стендами для информирования жителей об
    экологической обстановке, о недопустимости сбора грибов вдоль
    дорог, об опасности употребления овощей и зелени, выращенных в
    непосредственной близости то трасс. Для обновления информации и
    наглядной агитации можно привлекать учащихся близ лежащих
    школ;
  2. уделять внимание подбору деревьев при озеленении уже
    существующих микрорайонов и домов, стоящих непосредственно
    вдоль оживленных улиц;
  3. создать систему мероприятий(через средства СМИ, лекции и
    доклады на предприятиях, в школах, детсадах; через видеоклипы и
    видеоролики) с помощью которых постепенно и планомерно
    пытаться изменить отношение человека к своему собственному
    здоровью и осознание личной причастности к защите окружающей
    среды;
  4. пересмотреть систему медицинских мероприятий, направленных на
    сохранение здоровья человека, которая в настоящее время в
    основном ориентирована на устранение следствий, а не причин,
    нарушающих здоровье человека. В условиях жизни
    урбанизированного общества необходима экологизация медицины -
    переход к стратегии управления здоровьем.

 Список источников:

1. Баренцев В.Н. Машинная возня, «Бизнес-журнал» №6, 2008

2. ГОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений», М., «ГОСТСтандарт»,1986

3.«Доклад о состоянии и охране окружающей среды Ярославской области в 2005 году», Ярославль, ГУПР МПР России по ЯО, 2006

4. Коровкин И.А., Автомобиль и экология, журнал «Методы оценки соответствия», №12, 2006

5. Леонард Р. Истощение нефтяных запасов и грядущая эпоха природного газа, журнал «Нефтегазовая вертикаль», №9, 2001

6 Луканин ВН. «Промышленно-транспортная экология», М., «Транспорт», 2001

7. Панцхава Е.С., Кошкин Н.Л., Пожарнов В.А. Биомасса-реальный источник коммерческих топлив и энергии, журнал «Теплоэнергетика», №2, 2001

8. Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», М., «Минздрав России», 1997

В работе «Автомобиль и экология» рассмотрен спектр воздействия в настоящее время на окружающую среду автомобильного транспорта. Приведены пути снижения неблагоприятного воздействия вредных выбросов автомобиля, требования мировых стандартов к экологическим показателям бензина, описаны альтернативные виды топлива, а так же участие промышленности Липецкой области в решении экологической безопасности автомобиля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Чистейшей прелести, чистейший образец".

Этот урок можно использовать по истории России в 8-х классах при подготовке к теме "Восстание декабристов", а также на уроках литературы....

Статья "Чистый мир начинается с чистого города!"

Статья "Чистый мир начинается с чистого города!" Бвла написана мной в рамках реализации проекта озеленения и благоустройства территории учреждения "По тропинкам сказок", руководжителем которого я явля...

Чистое настоящее – залог чистого будущего.

Статья посвящена охране окружающей среды и участию школьников в этом процессе....

Проект по географии 6-7 класс "Чистые берега, чистая вода"

Проект "Чистые берега, чистая водв" 14.11.2013.МБОУ "Астрахановская ООШ"Главная цель нашего проекта -Привлечение учащихся школы  и членов их семей  бережному отношению к природе....

Чистый район-чистый город-чистая планета

Цель: улучшить экологическое состояние района...

Чистый район-чистый город-чистая планета часть 2

Улучшить экологическое состояние нашего района...

Проект "Чистая улица- чистый двор - чистый город"

Цель работы: привлечь внимание населения  к проблеме мусора в городе Партизанске и найти возможные пути уменьшения количества бытовых отходов.Задачи исследования:1. Изучить материал по теме.2.Узн...