Публичный доклад о работе за последних 3 года
материал по географии по теме
Предварительный просмотр:
Цели и содержание географического образования требуют от меня, как учителя динамичной организации учебно-воспитательного процесса, разнообразных подходов к организации учебной деятельности каждого ученика на уроке, формирование и развитие метапредметных умений и навыков.
Основными видами деятельности учащихся считаю: учебно-поисковая деятельность, систематический познавательный поиск по типу научного исследования, проектная и творческая деятельность, коммуникативная деятельность. Сочетание этих видов деятельности я осуществляю через разноуровневый подход к обучению учащихся, способствую овладению учащимися составляющими исследовательской проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить практикумы, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Часто в своей работе делю учащихся на группы. С одной группой изучаю предмет более углубленно. С другой группой работаю в соответствии с базовой программой по предмету, где указан минимум знаний и умений по географии. Но все учащиеся в классе должны овладеть информационной компетентностью: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, географических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
СЛАЙД 1. В сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности я использую технологию модульного обучения, проектные и исследовательские технологии, кейс-метод, а также реализую личностно-деятельностный и компетентностный подходы в обучении школьников, развиваю умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. В зависимости от возраста учащихся сочетание элементов разных технологий изменяется.
Технология | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10-11класс |
Игровая | **** | **** | *** | ** | * |
Проблемное обучение | * | ** | ** | ** | ** |
Модульная | * | * | ** | *** | **** |
ИКТ | * | * | ** | *** | *** |
Исследовательская | * | * | * | ** | ** |
Проектная | * | * | ** | *** | **** |
СЛАЙД 2.
В своей работе я использую большое разнообразие средств обучения:
- Вербально-информационные (учебно-методические пособия, учебники, учебные пособия для учащихся);
- Наглядные (карты, картосхемы, иллюстрации, таблицы, диаграммы, чертежи, графики, схемы, профили);
- Информационно-компьютерные технологии (видеоролики, анимации, видеофильмы, компьютерные программы, интерактивные карты, электронные учебники, Интернет, локальные сети).
Учебник помогает мне организовать обучение учащихся с помощью модульной технологии, ориентировать их на самостоятельное добывание знаний, развитие творчества и приобретение навыков самостоятельного учебного труда, сочетая при этом общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение) с географическими (работа с картой, описание, характеристика), нацеливают на практическое применение географических знаний и умений. Чаще в своей работе использую следующие приемы работы с учебником: выделение существенного, классификация, составление вопросов к тексту, составление схем, графиков, диаграмм, чтение-поиск. Развитие операций анализа и синтеза осуществляю с помощью приема записи прочитанного. Делая выписки отдельных фактов, названий, терминов, определений, выводов, цифровых данных, многие ученики уже разбираются в смысле текста.
На уроке большое значение отвожу работе с картой, освоению языка карты, умению читать карту, сопоставлять карты, анализировать их, извлекать из карт информацию. Активным пользователем картографической информации, я считаю, должен стать каждый современный человек. В своей работе использую готовые интерактивные карты (диск № 4 папка «Интерактивные карты»).
СЛАЙД 3.
На этапе контроля знаний и умений я использую личностно-ориентированный подход в обучении с дифференциацией по степени обученности учащихся. В целях обеспечения определенного уровня овладения знаниями, умениями, навыками, а также самостоятельности в учении мною разработаны разноуровневые задания. Первый блок вопросов на репродуктивном уровне, ответы на которые можно найти в текстах учебника. Второй блок вопросов — творческого, поискового уровня. Третий блок – вопросы на проблемном уровне.
СЛАЙД 4,5,6.
Учащиеся выставляют оценки за разные виды деятельности в экран успеваемости (смотреть выписку из портфолио в приложении № 2).
Организационные формы обучения географии разнообразны, но относятся они к двум группам: урочным и внеурочным. Во внеурочное время я провожу учебные экскурсии, консультации, олимпиады, элективные и факультативные занятия, проектную и исследовательскую деятельность, кружковую работу. С результатами учебной деятельности учащиеся участвуют в научно-практических конференциях, предметных и проектных неделях.
Все уроки стараюсь построить с учетом принципов здоровьесберегающих технологий.
Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе.
СЛАЙД 7.
Как уже отмечалось, я в своей работе использую проектные и исследовательские технологии. Внедряю эти технологии в учебный процесс не сразу, а в позитивной динамике с 6 по 10-11 класс.
Проектная технология обеспечивает проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта - прообраза возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов. Это способствует более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний.
В работе с учащимися я использую несколько видов проектов (на основе классификации В.В. Николиной)
За последние три года учащиеся выполнили большое количество проектов. Вот некоторые из них:
Название проекта. | Тип проекта. | ||
6 класс | «Природный комплекс» «Путешествие к центру Земли» | Комплексный, межпредметный, мини-проект, индивидуальный, познавательный, информационно-коммуникативный Монопредметный, мини-проект, групповой, познавательный | |
7 класс | «Как открывали и исследовали Землю» | Историко-географический, межпредметный, мини-проект, групповой, познавательный, информационно-коммуникативный | |
| 2) «Демографическая ситуация России» | Историко-географический, межпредметный, мини-проект, индивидуальный, познавательный, информационно-коммуникативный | |
| Историко-географический, межпредметный, мини-проект, групповой, познавательный, информационно-коммуникативный | ||
Кружок «Географическое краеведение» |
| ||
«Порядок и хаос в электроэнергетике» | Комплексный, метапредметный, мини-проект, групповой, познавательный, информационно-коммуникативный | ||
| Историко-географический, межпредметный, мини-проект, групповой, познавательный, информационно-коммуникативный | ||
| Эколого-краеведческий, межпредметный, мини-проект, групповой, практико-ориентированный, информационно-коммуникативный | ||
| Эколого-краеведческий, межпредметный, мини-проект, групповой, познавательный, информационно-коммуникативный | ||
| Эколого-краеведческий, межпредметный, долгосрочный, индивидуальный, исследовательский, информационно-коммуникативный | ||
Элективный курс «Глобальные экологические проблемы» Элективный курс «Экономика» | «Глобальные экологические проблемы человечества» | Экологический, межпредметный, долгосрочный, групповой, познавательный, информационно-коммуникативный | |
«Экологическая ситуация России» | Экологический, межпредметный, средней продолжительности, групповой, исследовательский, информационно-коммуникативный | ||
| Экономический, монопредметный, средней продолжительности, групповой, познавательный, информационно-коммуникативный | ||
Проектная технология взаимосвязана с исследовательской технологией. В выше представленной таблице показано, что многие отдельные проекты являются исследовательскими.
СЛАЙД 8.
Это те работы, с которыми учащиеся выходят на школьный, городской, региональный и федеральный уровни).
Поскольку в своей работе я сочетаю проблемное обучение, модульную и исследовательскую технологии, да и сам предмет география насыщен практическими работами и практикумами, элементы исследовательской технологии я использую систематически.
Ведущая педагогическая идея моего опыта - развитие личностных качеств учащихся, повышение уровня их самостоятельности и познавательного интереса к предмету, раскрытие их способностей, создание условий для успешной самореализации и развития личности через формирование исследовательских навыков. Применение исследовательской деятельности на уроках помогает мне решить часть методических и учебных проблем.
Курс географии построен таким образом, что при изучении одинаковых компонентов природы и хозяйственной деятельности схемы их характеристики во многом повторяются, сходны цели изучения, используемые приёмы деятельности, в результате чего возникает возможность их повторения. Оно обеспечивает не только тренинг в применении приёмов исследовательской деятельности, но и позволяет обдумывать и искать новые варианты решения поставленной задачи. Таким образом, у детей формируется опыт творческой деятельности. Предлагаю сводную таблицу, показывающую используемые мною приёмы на разных ступенях обучения географии. Конечно же, этот перечень приёмов исследовательской деятельности неполный. Любой учитель может его бесконечно дополнять и изменять.
Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Я выделяю следующие этапы.
Применение основных этапов исследовательской деятельности на уроках географии
1 | 2 | 3 | 4 |
Этапы исследовательской деятельности | Задачи данного этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Подготовительный | 1. Создание мотивационной ситуации для успешной организации исследовательской деятельности | 1. Постановка проблемы. 2. Выделение основополагающего вопроса | 1. Распознавание проблемы и определение темы исследования 2. Формулирование целей и задач работы |
Планирование | 1. Организация исследовательской деятельности 2. Выбор наиболее рационального способа решения исследовательской задачи | 1. Помогает сформулировать гипотезу с помощью логически построенного диалога 1. Обсуждает план работы с учащимися индивидуально или в группах 2. Управляет процессом овладения способами получения знаний | 1. Выдвижение гипотезы 2. Выбор уже известного приёма исследовательской деятельности или разработка нового алгоритма действий 3. Выбор источников информации |
Исследование | Проведение исследования по данной проблеме | 1. Организует работу учащихся индивидуально или в группах 2. Оказывает помощь и консультации учащимся 3. Направляет деятельность учащихся в методически правильное русло 4. Ориентирует в поле необходимой информации 5. Вдохновляет учащихся в их исследовательской деятельности | 1. Самостоятельная работа учащихся индивидуально или в группах 2. Изучение теории, связанной с выбранной проблемой 3. Получение консультаций учителя 4. Работа с картографическими, статистическими, текстовыми и другими источниками географической информации 4. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение 5. Обсуждение результатов исследования 6. Подтверждение или опровержение гипотезы |
Ценность исследовательской работы и над проектом в том, что в процессе выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития. Насколько компетентным становится ученик в процессе выполнения проекта, я анализирую с помощь диагностических заданий.
Разработка и использование новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ.
- Использование интерактивных карт.
Существует три основных вида работы с электронной картой:
А) Работа со слоями карты.
Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на «Политическую карту мира» можно наложить карту «Религии мира» и сделать вывод о распространении религий по странам мира. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства.
Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке. Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты.
Б) Работа с дополнительным материалом
Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д.
Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.
Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии).
В) Использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей).
Достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения:
- концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала;
- сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видео и звуковой информации, делает лекцию интересной, наглядной и убедительной за счет использования современных мультимедийных технологий;
- использование интерактивной карты во время внеучебной деятельности для самостоятельной работы, для дополнительных занятий, для выполнения домашнего задания;
- удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для учащихся: справочного материала, памяток и т. п.;
- позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение и т. д.;
- позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текста, изображения (приложение №4).
- Использование презентаций, выполненных в программе Power Point.
В отличие от интерактивных карт использование презентаций – более доступный способ работы с компьютерными технологиями. Презентация может быть создана как учителем так и учеником. В презентации используются для работы и иллюстрации, и фотографии, и мультимедиа, таблицы, диаграммы, схемы.
Важным для меня в работе с презентациями является их мобильность и легкость корректировки.
Благодаря доступности создания презентаций, в моей коллекции собран богатый материал собственных презентаций, а также презентаций, скопированных из Интернета и адаптированных под мою педагогическую деятельность.
- Использование мультимедийных учебников.
В помощь учителю созданы мультимедийные учебники и фильмы. Их можно использовать на разных этапах усвоения знаний, можно использовать готовый продукт, можно создавать собственные разработки, используя презентации в программе Power Point.
В таблице представлены основные направления использования мультимедийных учебников:
В моей коллекции имеются:
Уроки географии Кирилла и Мефодия (с 6 по10 класс) – 5 дисков.
Уроки географии 6-10классы: иллюстрации, карты, мультимедиа.
Начальный курс географии.
География материков и океанов.
Физическая география России.
Туристический атлас мира Кирилла и Мефодия 2006г.
Репетитор по географии Кирилла и Мефодия 2008г.
Интенсивный тренинг-курс ЕГЭ по географии 2005, 2007гг. – 2 диска.
Природные зоны мира.
Природные зоны России.
Золотое кольцо России.
Слайд-альбомы:
Ландшафты Земли.
География России.
Население мира.
- Использование интерактивной доски.
Интерактивная доска является уникальным средством обучения при работе с картой.
А) Учащимся с ее помощью легче объяснить требования к заполнению конкурных карт, поскольку я наглядно могу показать работу с контурной картой. На этапе проверки номенклатуры карты уже сами учащиеся демонстрируют мне умение правильно работать с контурной картой, ориентироваться в пространстве.
Б) При работе с новым материалом с помощью интерактивной доски возможна фиксация важных аспектов, деталей урока, выделять ареалы, наносить маршруты.
В) При решении задач на соответствие с помощью интерактивной доски мы указываем соответствия, перемещаем объекты, работаем с цветом.
Г) При работе с интерактивными картами я имею возможность поверх слоев наносить записи вручную.
- Ресурсы Интернета и локальной сети.
В нашей школе есть доступ в Интернет и есть локальная сеть и проводная и беспроводная. Я использую эту возможность для тестирования-онлайн при подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ на образовательных сайтах www.ege.ru www.fipi.ru и других.
Я являюсь руководителем Городского методического объединения учителей географии, вхожу в творческую группу по использованию ИКТ, поэтому с коллегами я общаюсь не только на методобъединениях, но и в Интернете через электронную почту, социальные и образовательные сети, веду переписку. Интернет значительно облегчает передачу документов руководству школы, ИМЦ. В Интернете я создала сайт, занимаюсь распространением собственного опыта и изучением опыта других учителей.
- Сопровождение одаренных учащихся с помощью сети Интернет.
В образовательном процессе учащиеся занимаются творческой, исследовательской, проектной деятельностью. Лучшие работы я выставляю на сайт, а также на сайте веду электронное портфолио достижений учащихся.
Web-адрес сайта: http://nsportal.ru/eliseeva-elena-viktorovna (см. сертификат)
- Дисстанционное обучение.
Современные школьники, за незначительным исключением, имеют дома компьютеры и выход в Интернет. Поэтому с 2009 – 2010 уч. года я начала использовать электронную почту для дополнительного общения с учащимися, которые по состоянию своего здоровья не могут посещать уроки в школе, а занимаются индивидуально. По индивидуальной программе отводится на географию в год 34 часа с 6 по 10 класс. Поэтому учебный материал приходится давать в сжатой форме, и некоторые важные вопросы остаются без должного внимания, часто не хватает времени на отработку навыка работы с географическими картами . Так появилась идея заниматься дополнительно , используя электронную почту.
Сейчас уже налажена активная работа с использованием элементов дистанционного обучения с учеником 10 класса Дмитриевым Андреем. На уроках я объясняю Дмитриеву А. новый материал, а закрепление изученного материала и выполнение практических работ происходит с помощью электронной почты. После изучения темы, как и все учащиеся, он сдает тестирование, но традиционно для этого мы проводим индивидуальные занятия. (приложение №4)
- Составление буклетов в программе Publisher. (приложение №2, 3)
- Просмотр видеороликов и фильмов с географической тематикой.
Системная интеграция ИКТ в процесс преподавания географии, разработка и внедрение соответствующей целевой программы.
Вместе с другими учителями нашей школы, осваиваю информационно-коммуникативные технологии. В результате активного внедрения ИКТ в процесс обучения географии, их использование стало системным и целенаправленным. Тема, над которой я работаю – «Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении географии». От школы вхожу в городскую творческую группу учителей, внедряющих ИКТ в учебный процесс. В моем кабинете имеется ноутбук и мультимедийный проектор, с применением которых провожу более половины уроков. Использую Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы и собственные электронные методические разработки.
К урокам с 6 по10-11 классы созданы мультимедийные презентации. Разработанные мной уроки-презентации вызывают большой интерес у учащихся. Мною созданы презентации по многим темам школьной географии. Особенно интересными получились такие уроки-презентации как: «Вулканы», «Население Африки», «Водный и воздушный транспорт России», «Течения в Океане», «Минеральные ресурсы мира», «Северо-Западный район». Мне удается привлечь к участию в разработке обучающих и игровых компьютерных программ учащихся. Например, очень интересные презентации к темам «Геовикторина», «Религии мира», «Страны мира» и др. Первые шаги делают ученики 7-8 классов, когда готовят собственные презентации-выступления для уроков–конференций.
Наличие ноутбука в кабинете позволяет решить проблему наглядности, сохранять и накапливать дидактическую базу (тесты, текстовые контрольные работы, задания на повторение и обобщение материала с дифференцированным подходом, доклады, кроссворды, статистические материалы, олимпиады, проекты, конспекты уроков). Все это рассортировано по папкам для каждого класса отдельно с 6 по 11 класс. В работе я также использую демонстрационные программы, интерактивные таблицы и карты.
На уроках я сочетаю модульную, исследовательскую и проектную технологии. Внедрение этих технологий в процесс обучения географии неразрывно связано с использованием ИКТ. У учащихся появились возможности для самостоятельной учебной деятельности. Современная структура и содержание метода проектов ориентирована на активное применение средств ИКТ.
Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний и умений – это урок, требующий от меня постоянного внимания к ответам учащихся с целью глубокого понимания учащимися темы или раздела. Для этого использую презентации по-разному:
- Вывожу на экран проблемные вопросы, и постепенно приходим к их решению всем классом.
- Создаю игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала.
- Делю класс на группы с учетом «качества знаний», вывожу вопросы разной сложности одновременно и адресую вопросы соответствующим группам.
Интерактивную доску использую в практических работах. Для этого нам школа предоставляет кабинет информационных технологий. Наряду с использованием новых технологий параллельно по-прежнему использую и атлас. Это позволяет ученикам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На одном из слайдов всегда размещаю домашнее задание.
Система контроля на уроках географии тоже неразрывна с ИКТ. В работе использую тренинг-курсы для подготовки к ГИА и ЕГЭ, тренировочное онлайн-тестирование, создаю в PoverPoint собственные задания с дифференцированным подходом.
Результаты обучения по программе.
Уровень обученности (успеваемости) учащихся за последние 3 года составляет 100%. Все ученики по итогам года имеют положительные оценки по географии, географии Рязанской области, неуспевающих ребят нет
Динамику качества знаний можно представить в виде диаграммы:
Для анализа здесь статистика представлена по параллелям в течение 3-х лет. Динамика качества, в общем, имеет положительный рост.
В 2008/2009 учебном году (работала в 7, 8, 10, 11-х классах) – 67,6% всех учащихся, в 2009/2010 учебном году (работала в 7, 8, 9, 10, 11-х классах) – 71.6% всех учащихся, в 2010/2011 учебном году (работала в 7, 8, 9, 10, 11-х классах) – 73.5% всех
учащихся. Графически это выглядит так: СЛАЙД 10
Общая положительная динамика качества знаний складывается из положительной динамики качества знаний по каждой параллели.
С 6-го по 9-ый классы качество знаний колеблется в интервале 60-70%, с 10-го по 11-ый классы качество знаний стабильно увеличивается. Причинами положительной динамики качества являются:
- мотивация учащихся к предмету география (приложение № 1.5).
- осознанный выбор учащихся обучения в 10-х классах;
- создание социально-экономической группы в параллелях 10-11-х
классов, где одним из профилирующих предметов является география;
- использование модульной технологии для развития ключевых и предметных компетенций.
СЛАЙД 11
класс | 2008-2009 уч. г | Общее по параллели | класс | 2009 -2010 уч. г | Общее по параллели | класс | 2010- 2011 уч. г | Общее по параллели |
11А 11Б (с/э) | 76,9 63,6 | 70.2 | ||||||
10Б (с/э) 10В | 62,2 77,2 | 69.7 | 11Б(с/э) 11В | 67 90 | 78.5 | |||
10А 10Б | 91 59 | 75 | 11А 11Б(с/э) | 91 77.3 | 84 | |||
8А 8В | 60 * 60,4 * | 60.2 | 9А 9В | 56* 71.6* | 63.8 | 10А 10Б | 61.5 75 | 68.2 |
7Б 7В 7Г | 70 76 66 | 70 | 8Б 8В 8Г | 70* 76* 66* | 70 | 9Б 9В 9Г | 68* 59* 76* | 67.7 |
6А 6Б 6В | 63.3 64.5 63.3 | 63.7 | 7А 7Б 7В | 67 68 65 | 66 | 8А 8Б 8В 8Г | 67* 71* 61* 64* | 66 |
7А | 82 | 82 |
* среднее значение «качества знаний» по географии с учетом результатов географии Рязанской области.
В 2008-2009/2009-2010 уч. годах в параллели 10-11-х классов качество знаний увеличилось на 8,8%. В 2009-2010/2010-2011 уч. годах в параллели 10-11-х классов качество знаний увеличилось на 9%.
С 2008-2009 по 2010-2011 уч. годы обучалась параллель 8-10-х классов – качество увеличилось с 60.2% до 68,2%. В параллели 7-9-х классов за этот же период времени качество знаний изменилось с 70% до 67,7% за счет учащихся, которые, из-за активно проходящего переходного возраста, снизили успеваемость по всем предметам, но осталось на высоком уровне в целом. В параллели 6-8 классов за тот же период времени качество знаний увеличилось на 2,3%. В этой параллели изменилось количество классов за счет деления 3-х больших по численности классов на 3 стандартных по численности класса и одного класса чуть меньшего по численности. Но все вновь образованные классы стали предпрофильными. В 8Б был введен элективный курс «Экономики».
Оценки были подтверждены на выпускных экзаменах (в том числе ГИА и ЕГЭ).
СЛАЙД 12.
Конечно, сейчас учащиеся старших классов сдают экзамены по географии по выбору, но отрадно отметить, что количество желающих сдавать географию в качестве выпускного экзамена высокое (приложение № 1.3).
Ежегодно мои выпускники поступают в ВУЗы на специальности, где профилирующими предметами является география. На рынке профессий ситуация сложилась так, что география в качестве вступительного экзамена для дальнейшего обучения не очень востребована, но тем не менее есть такие учащиеся, которым необходима география для дальнейшего жизненного пути. Многие учащиеся считают, что она необходима для гармоничного и интеллектуального развития.
Поступившие в ВУЗы, где вступительным экзаменом является география.
Ф.И.О. выпускника | Год поступ-ления | Название ВУЗа | Факультет | Форма сдачи | Оценка (в пересчете на школьный балл) |
Винокурова М. Васина Е. | 2006 2007 | Ряз.фил Моск. МВД России | Экономический | билеты | Хорошо Хорошо |
Рыбина А. Кочеткова Л Мацерук А Таскина Ю. | 2006 2007 2008 2009 | РГУ им. С.А.Есенина | Сервис и туризм Сервис и туризм Мировая экономика Ландшафтный дизайн | Тестир. Тестир. ЕГЭ ЕГЭ | Хорошо Хорошо Отлично (68б.) Отлично (74б.) |
- Увеличение количества учащихся, принимающих участие в
предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней.
Тем учащимся, которые испытывают особый интерес к предмету, даю возможность получить углубленные знания «за пределами учебника» и поучаствовать на олимпиадах по географии в школе.
Для проведения школьных олимпиад и подготовки к городским олимпиадам я использую материалы олимпиад прошлых лет городского уровня.
2007-2008 уч. год в олимпиаде приняли участие 4 учащихся 11-х классов, 6 учащихся 10-х классов, 7 учащихся 9-х классов, по 4 учащихся 7 и 6 классов (итого 25 человек или 6.2%).
2008-2009 уч. год в олимпиаде приняли участие 5 учащихся 11-х классов, 5 учащихся 10-х классов, по 6 учащихся 8,7,6-х классов (итого 28 человек или 7%).
2009-2010 уч. год в олимпиаде приняли участие 5 учащихся 11-х классов, 5 учащихся 10-х классов, по 6 учащихся 9,8,7,-х классов (итого 28 человек или 7%).
2010-2011 уч. год в олимпиаде приняли участие 5 учащихся 11-х классов, 6 учащихся 10-х классов, 8 учащихся 9-х классов, 7 учащихся 8 классов, 6 учащегося 7-х классов (итого 32 учащегося или 8%).
2011-2012 в олимпиаде приняли участие 5 учащихся 11-х классов, 6 учащихся 10-х классов, по 12 учащихся 9,8-х классов, 5 учащихся 6-х классов (итого 40 человек или 10%). Хочется отметить то, что количество участников школьной олимпиады за последние 5 лет имеет положительную динамику:
Итак, за последние 5 лет, стабильно 6-10% моих учеников среднего и старшего звена принимают участие в школьных олимпиадах (90-100% от числа участников) и занимают призовые места. Ежегодно подготовленные мной победители школьных олимпиад принимают участие в городских олимпиадах (на городскую олимпиаду по географии приглашают только трех учеников от школы – 1, 2, 3 места школьной олимпиады) и занимают призовые места. Победители городских олимпиад участвуют в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии.
(приложение № 2.3).
Последние три года учащиеся нашей школы участвуют во Всероссийском «Молодежном географическом чемпионате» г.Пермь. Участие добровольное, поскольку участие не бесплатное, но интерес учащихся к географии достаточно высокий и поэтому количество участников ежегодно растет.
(информацию см. на сайте talant.perm.ru).
- Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по географии.
Качество творческих работ год от года одних и тех же учащихся повышается. Положительную динамику можно проследить, сравнив более ранние творческие работы одного ученика с творческими работами, сделанными позднее. В 6-7 классах работы рисованные, малого объема, в игровой форме, созданные в результате работы с одним информационным источником, в 8 классе работы становятся более научными, большего объема, параллельно рисованию начинаются использоваться графические приемы оформления информации. В 9-10-11 классах учащиеся в работах уже активно используют методы научного анализа информации, составляют план работы, структурируют работу, используют различные элементы информационных технологий, несколько источников информации, делают презентацию своей работы ( приложение № 1.4).
Привлекаю учащихся к научно-практической работе по географии и географии Рязанской области. Наибольшая активность учащихся достигается во время предметной недели географии. Многие ребята работают творчески, очень серьезно и в результате мы лучшие работы творческой, исследовательской и проектной деятельности представляем на ежегодных школьных и городских научно-практических конференциях (НПК), школьных проектных неделях.
2007-2008 |
2) «Экологические проблемы Рязанской области» 3) «Красная книга Рязанской области» 4) «Лекарственные растения Рязанской области». |
2008-2009 |
|
2009-2010 |
|
2010-2011 | 1) «Важнейшие промышленные межотраслевые комплексы России» 2) «Водные артерии России. Экологические проблемы и их охрана» 3) «Культура Китая и Японии» 4) «Всемирное культурное наследие» |
2011-2012 | 1) «Наследие Михаила Васильевича Ломоносова» 2) «Описание старинных предметов, найденных на территории Сасовского района Рязанской области» 3) «Отношение Дмитрия Сергеевича Лихачева к краеведению» 4) «Демографическая ситуация города Сасово». 5) «Путешествие по некрасовским местам Ярославской области» 6) «Культура Южной Европы» |
С лучшими работами по итогам школьной НПК учащиеся выступают на городских экологической и краеведческой конференциях, участвуют в конференциях и конкурсах на региональном и федеральном уровнях. И стали дипломантами и призерами конкурсов ( приложение №2.3).
Учебный год | Название конкурса | Ф.И.О. учащегося | Класс | участие | 1 место | 2 место | 3 место |
2007-2008 | Городская экологическая конференция | Командное школьное Писегова М. и Комарова А. | 10Б | + | + | ||
2008-2009 | Городской конкурс по урбоэкологии | Кудякова Л. | 10Б | + | |||
2009-2010 | Городская экологическая конференция | Ивченко И. | 9А | + | |||
Областной конкурс «Зову тебя в мою Мещеру» (г. Касимов) | Таскина Ю. Ивченко И. | 11А 9А | + + | ||||
2010-2011 | Городская краеведческая конференция | Ивченко И. | 10А | + | |||
Городской конкурс презентаций «Моя малая Родина» | Ивченко И. | 10А | + | ||||
Городская фотовыставка «Родные просторы» в краеведческом музее» | Лусников В. | + | |||||
2011-2012 | Городская краеведческая конференция | Анохин М. | 9В | + | |||
Всероссийская конференция к 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова «Наследие Михаила Васильевича Ломоносова» | Аксютченко А. | 9А | + | ||||
Всероссийская конференция памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева» | Алексеев А. | 9Б | + | ||||
Городская экологическая конференция |
- Рост мотивации к изучению географии.
а) Два последних года в школе проводится анкетирование учащихся предпрофильных и профильных классов по разным методикам. Анализ анкет дает мне возможность определить, насколько велик интерес учащихся к изучению географии, а также скорректировать методику преподавания предмета. Я с удовлетворением констатирую тот факт, что все больше становится ребят, увлеченных географией. Учащиеся считают, что знания данного предмета им необходимы для успешного поступления в учебные заведения – 10 %, для расширения кругозора – 70 %, формирования общепредметных знаний и умений – 70 %, как дополнительный материал к другим учебным дисциплинам – 50 %.
(приложение № 1.5).
б) В рамках недели географии, как уже отмечалось выше, проводится научно-исследовательская, проектная и творческая работа. Охват учащихся творческими работами большой: 2009-2010 уч. г. – 30 учеников, 2010-2011уч. г. – 42 ученика, 2011-2012 уч. г. – 86 учеников.
Творческое задание дается всему классу, и ребята в значительном большинстве выполняют эту работу. При подведении итогов учащимся нравится смотреть работы других.
в) Ежегодно выпускники 9-х классов выбирают географию в качестве выпускного экзамена.
г) Посещаемость элективных курсов ежегодно стабильно высокая.
«Глобальные экологические проблемы» в предпрофильных 9-х – 8,1% (12 чел.)
«Страноведение и туризм» в 10-х – 15,5% - (7 чел.)
«Экономика» в предпрофильном 9Б – 100% (весь класс).
д) В 2010-2011 уч. году учащиеся впервые выбрали сдавать экзамен по географии ГИА по выбору в новой форме и сразу 12 человек (что составило 16% от всех 9-х классов, в которых я работаю учителем географии), и для подготовки к ГИА был создан элективный курс, который учащиеся активно посещали.
е) В школе в старшем звене налажено профильное обучение. Ежегодно учащиеся 9-х классов выбирают социально экономический профиль для обучения в в старшем звене, где количество часов географии в 2 раза больше, чем в других профильных группах. А также есть элективный курс «Страноведение и туризм».
Вывод: стабильное качество знаний, высокая успеваемость, активное участие ребят в олимпиадах, научно-практических конференциях, в конкурсах творческих работ, проектных неделях, активный выбор географии в качестве выпускного экзамена в 9-х классах и посещение элективных курсов подтверждают высокий интерес к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад учреждения 2011 г.
Программа внеурочной деятельности основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопреде...
приложения к Публичному докладу 2011г.
протоколы заседания Управляющего совета, приказы о переходе на ФГОС, отзывы потребителей образовательных услуг...
Опыт работы за последние три 2009 - 2011 годы. Папка профессиональных достижений Ковалева Геннадия Алексеевича, учителя физической культуры МБОУ СОШ № 11 г.Каменск-Шахтинский Ростовской области
Это моя конкурсная работа ПНПО 2012. В ней изложена моя трудовая деятельность за последние три года согласно критериям конкурсного отбора лучших учителей ПНПО 2012. Прошу дать независимую объективную ...
Аналитический отчет моей работы за последние 3 года
Аналитический отчет моей работы за последние 3 года. Включает в себя достижения учеников, проведенные мероприятия, планы работы на будущее....
Публичный доклад по теме "Система работы с одаренными детьми"
Выступление зам. директора по УВР Гаязовой Р.Ф....
Самоанализ работы за последние три года
Аналитический отчёт о результатах педагогической деятельности за последние три года (2011-2014 гг.)...
Публичный доклад на тему "Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку"
Публичный доклад на тему "Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку"...