проект урока для профильного класса
план-конспект урока географии (10 класс) по теме

данный проект был приложением к работе на конкурс профессионального мастерства "Учитель года -2009"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc232 КБ
Microsoft Office document icon работа на конкурс1.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Планирование городского парка»

Данный проект рассчитан на 135 минут (3 урока) при изучении курса «Коммерческая география» в 10 социально-экономическом классе. Уроки этого проекта являются: во-первых, закреплением теоретических знаний по теме «География инвестиций», во-вторых, уроки применения практических навыков и умений проектирования, а, в-третьих, уроки формирования (развития) умения переносить знания из одного предмета в другой.

Благодаря возможности исследовательского характера уроков, ученик из объекта педагогической деятельности («меня учат») превращается в её субъект («я учусь»).

Описание проекта

Предмет: коммерческая география (элективный курс)

Класс: 10 профильный, социально-экономический.

Тип проекта: практико-ориентированный, социально-экономический, межпредметный, внутриклассный, групповой, краткосрочный.

Межпредметные связи: алгебра, экономика, биология, химия, физика.

Используемые технологии: интеграция технологий: алгоритмической, проблемно-поисковой, компьютерной, игровой.

Методы: методы проблемного обучения (проектный, критического мышления, исследовательский); методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа), методы контроля и самоконтроля (фронтальный опрос, защита проекта, публичное выступление).

Формы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Цель:

Усвоение учащимися программного материала по теме «Производство товаров народного потребления и сферы услуг. География инвестиций» через организацию проектно-исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности.

Задачи:

  1. Создать мотивационную среду для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности учащихся через постановку проблемы в виде эвристической беседы и фронтального опроса.
  2. Развивать творческую активность учащихся, интерес к предмету, отрабатывать умение применять теоретические знания на практике.
  3. Развивать познавательные потребности и способности, учащихся через самостоятельную работу в группах и решение проблемных ситуаций.
  4. Развивать рефлексивные способности через самооценку и взаимооценку.
  5. Способствовать формированию эмоционального отношения к миру.

Планируемый результат.

Учащиеся разрабатывают план городского парка, создают его проект и проводят его презентацию классу в качестве коммерческого продукта с целью продать его потенциальным «заказчикам».

В результате работы над проектом учащиеся должны

Знать:

  1. Содержание понятий: экология, свободная зона, парковая зона, национальный проект, инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционный риск, бюджет.
  2. Особенности размещения составляющих парковой зоны, виды инвестиций и национальных проектов.
  3. Географического расположения парковой зоны и её социально-экономической значимости (востребованности).

Уметь:

  1. Применять на практике, полученные теоретические знания.
  2. Интегрировать знания, полученные на различных уроках (алгебра, химия, экономика, биология, физика).
  3. Используя различные источники, давать социально-экономическую характеристику району.
  4. Анализировать условия поставленной проблемы
  5. Работать с картами и документами различного содержания.
  6. Прогнозировать тенденции развития проекта и его дальнейшего применения.

 Реализация проекта

Тип урока

Этап проекта

Цель этапа

1

Вводный

1 этап. Подготовительный

Пробуждение интереса учащихся к данной проблеме и желания включится в работу над проектом

2 этап. Концептуализация и программирование

Построение организационной схемы действий. Обсуждение вариантов решения, составление маршрута получения результатов, способов и средств деятельности

3 этап. Планирование

Планирование деятельности, распределение заданий в работе.

2

Создание проекта парка и его презентации

4 этап. Практический

Получение продукта результата (самостоятельная работа учащихся)

5 этап. Аналитический

Сбор и обработка результатов, сравнение планируемых и реальных результатов, систематизация, обобщение, выводы

6 этап. Контрольно-коррекционный

Анализ проделанной работы, поиск способов коррекции недостатков.

3

Защита проекта

7 этап. Заключительный

Защита проекта

Работа в группах

        Для работы над проектом в классе создаются группы по 5 человек. Принцип создания групп может быть любой (в данном проекте я использую жеребьевку; такой способ группирования способствует взаимодействию учащихся всего класса так, как каждый раз состав групп разный), но корректировка учителем должна быть для создания равных по силе групп. В группе выбирается лидер.

План работы в группе

  1. Определитесь с лидером.
  2. Изучите задание.
  3. Распределите роли в группе.
  4. Подберите и изучите литературу по проблеме.
  5. Составьте план и сценарий самой работы, а также защиты проекта.
  6. Уважайте свой труд и труд своих товарищей – внимательно выслушивайте друг         друга.
  7. Проект защищайте уверенно.

Состав группы (роли):

  1. Бухгалтер - производит все расчеты и составляет итоговую смету проекта;
  2. Биолог – предлагает тип растительности парка с учетом экологических особенностей территории;
  3. Архитектор – наносит совместно обсужденный чертеж проекта на ватман;
  4. Управляющий (лидер) – следит, чтобы каждый участник группы принимал активное участие в разработке проекта на всех его стадиях, стимулируя к сотрудничеству;
  5. Менеджер – зачитывает все инструкции, докладывает проект группы и его стоимость с соответствующим обоснованием всему классу в конце каждого урока и обозначает план группы на следующий урок.

Принципы работы в группе

 Взаимопомощь

Один проект от всей группы, с которым все согласны

Индивидуальная ответственность

Каждый выполняет свою роль, которая очень существенна для успеха работы группы

Правила работы в группе

  1. Работу в команде направляет учитель, а руководит ею лидер группы.
  2. Все в команде проявляются активно и вносят свой вклад в общее дело.
  3. Команды не соревнуются между собой, а все выполняют проектное задание.
  4. Ответственность за конечный результат несут все члены группы.
  5. Во время защиты проекта работает весь класс.

Критерии успеха проекта:

  1. Группа успешно выполнит проект, если вы разработаете такое решение проблемы, с которым согласны все и проект не выходит за рамки предложенной вами же сметы.
  2. Если ваш доклад будет четко сформулирован и доложен.
  3. Если ваши аргументы в обосновании сметы будут убедительными.

Требования к проекту:

Универсальность:

  1. Насколько планируемый парк будет отвечать интересам людей разного возраста
  2. Можно ли будет использовать парк в ночное время так же интенсивно, как и в дневное
  3. Можно ли будет пользоваться парком в любое время года
  4. Насколько широк круг мероприятий, доступных горожанам

Безопасность:

  1. Насколько безопасен ваш проект для молодых и пожилых посетителей
  2. Можно ли ожидать в вашем парке каких-либо неприятных неожиданностей

Эстетика:

  1. Считаете ли вы свой проект эстетичным
  2. Смогут ли люди разного возраста получать от него удовольствие

Эффективность затрат:

  1. Все ли деньги израсходованы
  2. Насколько эффективно используются в парке энергетические ресурсы

Инновации:

  1. Насколько ваш проект необычен
  2. Использовались ли в вашем проекте материалы в каком-то новом необычном аспекте

Психолого-педагогическая характеристика класса

10б класс является профильным (социально-экономическим) классом. В классе обучается 25 человек: 10 – юношей, 15 – девушек. Комплектование класса осуществлялось из числа выпускников 9-х классов, успешно освоивших общеобразовательную программу, обладающих творческими способностями, имеющих интерес  и стремление к изучению социально-экономических дисциплин.

Социальный состав семей неоднороден: полных – 15, неполных - 10, из них проблемных – 4.

Возраст 15 – 16 лет. В «Возрастной психологии» этот возраст называется – юностью. В юношеском возрасте ребята стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л.И. Божович подчёркивает, что именно это «создаёт совершенно новую социальную ситуацию развития». В этот период формируются следующие новообразования в мотивации к учебной деятельности: профессиональное самоопределение; нравственное и личностное самоопределение; ребёнок ищет ответы на вопросы: кем быть и каким быть.

В связи с этим юношам и девушкам приходится решать для себя массу вопросов по ориентации в совершенно новом для них «взрослом» мире.

        О высоком уровне развития познавательных интересов учащихся класса свидетельствует посещение ими предметных факультативов (84%) и подготовительных курсов (69%). Среди учащихся класса есть участники и победители районных, городских научно-практических конференций и конкурсов (Панарина Ксения по литературе и краеведению, Юхновская Регина по истории и краеведению, Лысенкова Александра по литературе, Токаревский Павел по физике, информатике и компьютерной графике, Антоненка Илья по физике и компьютерной графике), участники школьной команды КВН.

         По своим психолого-педагогическим способностям учащиеся условно делятся на три группы.

  1. Первая группа: эти учащиеся имеют высокий уровень развития. Они быстро усваивают материал, умеют самостоятельно анализировать, синтезировать, видят ошибки в логике рассуждений, не боятся задавать вопросы и всегда пытаются расширить область полученных знаний, путём изучения дополнительной информации (литература, интернет). В эту группу входят: Юхновская Регина, Щербакова Валерия, Панарина Ксения, Лысенкова Александра, Новиков Юрий, Преображенская Дарья.
  2. Вторая группа:  эти учащиеся имеют средний уровень развития. Они быстрее других усваивают новый материал, умеют самостоятельно и творчески работать. Дают полные ответы, могут их обосновать, привести примеры. Дети данной группы оперируют анализом знаний, владеют операциями анализа и синтеза, видят ошибки в логике рассуждений. Они любознательны, независимы, как в мышлении, так и в поведении. К этой группе относятся следующие учащиеся: Артюхова Ольга, Артюхова Юлия, Букина Светлана, Бирюкова Ирина, Токаревский Павел, Антоненко Илья, Халилулина Динара, Ломако Сергей, Ионов Дмитрий, Гончаров Вячеслав, Трифонова Ирина, Матросова Светлана, Палагина Оксана.
  3. Третья группа:  учащиеся этой группы не обладают достаточной гибкостью мышления. Не всегда могут видеть ошибки в ходе логических объяснений, затрудняются в подборе примеров, обоснований ответов. В самостоятельных работах испытывают          затруднения, боятся принимать собственное решение. В их речи встречаются ошибки, испытывают затруднения при составлении рассказа, что обязывает быть внимательнее к этой группе ребят. К этой группе относятся: Жилин Алексей, Замоев Кадир, Чебан Виталий, Савиных Ксения, Букреева Кристина, Зубков Артем.

Таким образом, самостоятельная учебная деятельность выдвигается на первый план так, как является основополагающей для выбора будущей профессии.

На основании проведённых психолого-педагогических исследований было принято решение применить на уроке технологию проектно-поискового исследования через метод проектов, форма работы групповая.

Урок 1. (проект урока)

Тема: Проект городского парка. Введение в проект.

Эпиграф: «Не в количестве знаний заключается образование, в полном понимании и искусном применении того, что знаешь». (А. Дистерверг)

Цель: Систематизация и обобщение знаний по теме «Производство товаров народного потребления и сферы услуг. География инвестиций» через организацию проектно-исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности.

Задачи:

  1. Создать мотивационную среду для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности учащихся через постановку проблемы в виде эвристической беседы и фронтального опроса.
  2. Развивать творческую активность учащихся, интерес к предмету, отрабатывать умение применять теоретические знания на практике.
  3. Пробудить интерес учащихся к  проблеме и желания включится в работу над проектом.
  4. Способствовать построению организационной схемы действий, выбору вариантов решения, составлению маршрута получения результатов, способов и средств деятельности.
  5. Способствовать формированию ответственности, взаимопомощи, товарищеского духа, воспитания патриотизма и экологического мышления.

Тип урока: комбинированный  (систематизация и обобщение + применение знаний и умений)

Методы: методы проблемного обучения (проектный, критического мышления); методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа), методы контроля и самоконтроля (фронтальный опрос, эвристическая беседа).

Формы: групповая, индивидуальная, коллективная

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Дидактические материалы: карточки задания, карта Ленинского района, прайс-листы, план работы в группах, социальный паспорт района проектирования, алгоритм работы над проектом.

План и хронометраж урока

Моменты урока

хронометраж

Организационный момент

3 мин.

Целеполагание

Актуализация опорных теоретических знаний

13 мин.

Систематизация знаний и умений (постановка проблемы)

5 мин.

Применение знаний и умений (самостоятельная работа в группах)

20 мин.

Проверка уровня усвоения знаний и умений (отчет групп о проделанной работе)

10 мин.

Итоги урока, домашнее задание

4 мин.


Ход урока

Момент урока

Деятельность учителя и учеников

Теоретическое обоснование

1. Организационный момент

Деление класса на группы – жеребьевка, приветствие

Цель этапа – активизировать учебную деятельность всего класса

2. Целеполагание и актуализация теоретических знаний

  1. Актуализация темы

Учитель: На сегодняшний момент одну из главных ролей в экономике любой страны играет финансовая сфера, которой мы посвятили последние уроки. В любую сферу деятельности нужны капиталовложения.

Учитель: Дайте определение, что такое инвестиции?

Ученики: Инвестиции представляют собой необходимый источник финансирования воспроизводственных процессов в экономике.

Учитель: Какие виды инвестиций вы знаете, какую роль они выполняют?

Ученики: Прямые – направленные на производство, портфельные - приобретение ценных бумаг предприятий, интеллектуальные – покупка патентов, лицензий, ноу-хау.

Учитель: Что является важным в объекте для потенциального инвестора?

Ученики: Инвестиционная привлекательность

Учитель: Какие национальные инвестиционные проекты вы можете назвать?

Ученики: Машиностроение «Москвич - Рено», «Газ - Фиат», Газпром – северная ветвь газопровода, строительство дорог на Дальнем Востоке и т. д.

Учитель: Кроме производственных проектов существуют ещё и социальные, приведите примеры, куда идут инвестиции?

Ученики: образование, медицина, экология и т. д., то есть качество жизни и здоровье людей.  

Учитель: Да, вы правильно заметили, что главное направление это качество жизни и здоровье людей.

А можете ли вы предложить, какие либо конкретные инвестиционные проекты можно осуществить, например, в нашем районе для того, чтобы сберегло здоровье не только людей, но и экологическое состояние всего района?

Ученики: создание парка

Учитель: Я согласна с вами, что создание парковой зоны поможет восстановлению экологии промышленного района такого, как наш.    

 Лес смягчает климат, влияет  на чистоту и количество атмосферного воздуха. Именно поэтому лес наиболее благоприятен для отдыха человека, оказывая на нас с вами оздоровляющее воздействие. Среди зелени лучше дышится, здесь не досаждает зной и пыль, не утомляет резкий шум.

Лес на площади 1га примерно в 10 раз больше увлажняет и освежает воздух, чем водный бассейн той же площади.

 Ваша задача на сегодняшнем уроке начать работу по разработке проекта городского парка на территории Ленинского района города Нижнего Новгорода.

Тема  урока

Планирование городского парка, которая рассчитана на 3 учебных занятия.

Цель: Систематизация и обобщение знаний по теме «Производство товаров народного потребления и сферы услуг. География инвестиций» через организацию проектно-исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности.

Изложение материала ведётся с сопровождением демонстрации слайдов (Приложение).

Учитель:  
 Что же такое проект? (слайд №1).

Проекты бывают разных видов (слайд №2).

Вспомним, какие виды проектов мы с вами использовали на уроках? (слайд №3)

Какие требования мы предъявляем к проектной деятельности?
(слайд №4)

Каждый из вас в вашей команде будет выполнять определенную роль (роли участников тоже можно вывести на слайд).

На данном этапе урока применяется метод критического мышления для создания мотивационной среды урока. Цель этого этапа – объяснить актуальность темы, ее практическую значимость.  Активизируется долговременная память и мыслительные процессы.

Подготовить к более эффективному восприятию нового материала. Для повторения материала используется метод эвристической беседы. Знания, полученные на предыдущих уроках, помогут учащимся построить свою работу логически, последовательно и сохранить заинтересованность в данной работе,

 

Мы знаем, что проекты преследуют разные цели: проект ради проекта, проект впустую не дающий результата и проект дающий выход, т.е. результат.

Проект, который мы будем разрабатывать, будем надеяться, даст конкретный результат.

Наш район – промышленный, а значит, экология его нарушен Зона отдыха была (парк Дубки), но и она заброшена! Существует реальная проблема «создание нового парка на территории бывшей зоны отдых, не выходя за рамки бюджета». Зеленые насаждения издавна считаются надеждой и проверенной защитой от загрязнения воздуха, их справедливо называют «легкими города». Конечно, зеленые насаждения и украшают город, но, прежде всего, играют важную роль в деле оздоровления окружающей среды. (Показ сладов посвященных зеленым насаждениям)    

Цель этого этапа – объяснить необходимость данного проекта, его практическую значимость. Этап настраивает на активизацию деятельности учащихся, актуализацию мотивов.

5. Применение знаний и умений (самостоятельная работа в группах)

1. Выработка идеи.

 Учитель: На ваших столах лежат задания для группы. Ваша задача решить, что вы хотите иметь в парке и опишите, как ваша задумка соотносится с критериями, приведенными на листе задания. Все решения должны быть сформированы в результате консенсуса, что означает, что вы все согласны с этим решением.

Начните работу с определения частей парка. Какие, например? (учитель записывает на доске предлагаемые варианты).

2. Выбор идеи в группе. 

Учитель: В конце урока менеджер каждой группы должен отчитаться за ту работу, что вы успели за отведенное время по определенной форме (приложение к уроку), которая тоже есть на ваших столах.

Этот этап формирует коллективные отношения, умение согласовать работу в группе с товарищами. Позволяет свободно ориентироваться в теме, формирует самооценку работы и оценку работы в группе. Идет формирование умений на практике применять полученные знания.

6. Проверка уровня усвоения знаний и умений (отчет групп о проделанной работе)

Выступление менеджеров групп. Обсуждение возникших вопросов.

 Учитель: Сегодня на уроке вы продумали, из каких частей будет состоять ваш парк, какие насаждения будут в нем. 

На этом этапе формируются эвристические, логические умения. Это развивает познавательные способности учащихся.

7. Домашнее задание. Рефлексия

Подумать о рекламе  и оформлении тех частей парка, которые вы уже придумали на лист ватмана. Придумать рекламный слоган и название парка.


Приложение №1

Дидактический материал к уроку

Задание группам

Принято решение перестроить парк на территории Ленинского района  Нижнего Новгорода. Вашим командам предложено создать проект нового парка на той же территории, где находится старый парк. Горожане готовы выполнить весь объем работы. Главная задача – спланировать их работу: рассчитать, какие материалы, и какое оборудование потребуется. Общая стоимость затрат не более 5000$. Имейте в виду следующие критерии при проектировании парка.

План работы в группе

  1. Определитесь с лидером.
  2. Изучите задание.
  3. Распределите роли в группе.
  4. Подберите и изучите литературу по проблеме.
  5. Составьте план и сценарий самой работы, а также защиты проекта.
  6. Уважайте свой труд и труд своих товарищей – внимательно выслушивайте друг         друга.
  7. Проект защищайте уверенно.

Состав группы (роли):

  1. Бухгалтер - производит все расчеты и составляет итоговую смету проекта;
  2. Биолог – предлагает тип растительности парка с учетом экологических особенностей территории;
  3. Архитектор – наносит совместно обсужденный чертеж проекта на ватман;
  4. Управляющий (лидер) – следит, чтобы каждый участник группы принимал активное участие в разработке проекта на всех его стадиях, стимулируя к сотрудничеству;
  5. Менеджер – зачитывает все инструкции, докладывает проект группы и его стоимость с соответствующим обоснованием всему классу в конце каждого урока и обозначает план

Требования к проекту:

Универсальность:

  1. Насколько планируемый парк будет отвечать интересам людей разного возраста
  2. Можно ли будет использовать парк в ночное время так же интенсивно, как и в дневное
  3. Можно ли будет пользоваться парком в любое время года
  4. Насколько широк круг мероприятий, доступных горожанам

Безопасность:

  1. Насколько безопасен ваш проект для молодых и пожилых посетителей
  2. Можно ли ожидать в вашем парке каких-либо неприятных неожиданностей

Эстетика:

  1. Считаете ли вы свой проект эстетичным
  2. Смогут ли люди разного возраста получать от него удовольствие

Эффективность затрат:

  1. Все ли деньги израсходованы
  2. Насколько эффективно используются в парке энергетические ресурсы

Инновации:

  1. Насколько ваш проект необычен
  2. Использовались ли в вашем проекте материалы в каком-то новом необычном аспекте

«Характеристика Ленинского района г. Н. Новгорода»

Ленинский район г. Нижнего Новгорода расположен в заречной части города. Район занимает площадь 2,7 тыс. га (7,3 % всей территории города). Население района по состоянию на 01.01.2003 г. составляет 153,5 тыс. человек (11,5 % населения города), из них 31,5 тыс. несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, среди которых 17434 учащиеся образовательных учреждений.

Ленинский район – это район промышленный. По объёму промышленной продукции он находится на четвёртом месте в городе после Автозаводского, Канавинского и Советского. Доля наших предприятий в общем объёме промышленной продукции города растёт: если в 2002 г. она составила 5,5 %, то в 1 квартале нынешнего года – 6,1 %.

Среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях района на 01.06.2003 г. составила 35028 человек, из них в сфере материального производства занято 18967 человек. Уровень безработицы в районе составляет 0,68 %.

Социальная ситуация в районе характеризуется следующими показателями:

Всего населения

153500

Кол-во детей в возрасте от 0 до 18 лет

31500

Кол-во детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения

43367

  1. Количество учреждений образования.

Дошкольные образовательные учреждения

31

Муниципальные детские сады

28

Ведомственные детские сады

3

Средние общеобразовательные школы

21

Вечерняя сменная школа

1

Специальные (коррекционные, общеобразовательные учреждения)

2

Учебно-производственный комбинат

1

Центр дополнительного образования

1

Центр социального обслуживания населения «Елочка»

1

Муниципальный центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Дом детства «Солнышко»»

1

Клубы по месту жительства

12

Музыкальные школы

4

Библиотеки

13

Кинотеатры

2

Спортивные школы

2

Профессиональные лицеи

3

Заполните таблицу, как основную форму выступления менеджера

Тема исследования

Цель исследования

Источники информации

Форма представления

………………

………………..

……………….

……………..

…………………

………………..

…………………

……………….

…………………

……………….

………………

………………….

Самоанализ урока

        Данный урок является вводным в проект, но сам проект является заключительным этапом в теме «География инвестиций». Он тесно связан с предыдущими, в ходе него учащиеся приобретают умения анализировать условия поставленной задачи и устанавливать взаимосвязь между теоретическими знаниями и практическими навыками, что будет необходимо для них в ходе последующих уроков.

        Выбранная структура урока рациональна т.к., направлена на развитие практических навыков учащихся в ходе решения поставленных учебных задач. Воспитательный момент заключается в том, что ученики развивают в себе работоспособность и целеустремлённость,  используют на только знания географии, но и других предметов: биологии, экономике, экологии, химии и математики.

        Определение учебно-воспитательных задач урока неразрывно связано с отбором материала для урока. Объём материала выбран таким образом, чтобы все поставленные учебно-воспитательные задачи решались на уроке. Это создаёт благоприятные условия для конкретизации проектной деятельности.

        Положительным моментом урока можно считать темп и общее количество решённых вопросов, т. к. при работе над персональным проектом уходит на много больше времени, чем при работе над проектом в группе, а так же система оценивания знаний. Контроль над знаниями учащихся осуществляется с учётом их участия в работе в ходе урока, что подтверждают выступления менеджеров команд. Заинтересованность в получении знаний, высокой оценки, интенсивность фронтальной работы, возможность для ученика повысить свой интеллект – создают возможность для высокой работоспособности учащихся. Такая форма обеспечивает мобилизацию школьников на весь урок, активизирует их внимание. Для развития активной мыслительной и практической деятельности учащихся выбран метод групповой работы с последующей самооценкой.

        По возможности на уроке был соблюден принцип генерализации учебного материала, когда на основе фактов делаются обобщения и выводы. Такой подход является основой для формирования логического мышления. Для более успешного усвоения материала были использованы разные виды оборудования.

        К недостаткам урока следует отнести недостаточную подготовку отдельных учащихся и ошибки в монологической речи при ответах. Для устранения трудностей в работе учащихся нужно обратить внимание на эти недостатки.

        

Урок 2. (Конспект урок).

Тема урока: «Проектирование городского парка. Создание презентации».

Эпиграф:  «Всякая деятельность есть познание,

                   Всякое познание есть деятельность».

Цель:

Сбор и обработка данных, сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.
Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок.

Задачи:

  1. Совершенствование способностей к самообразованию.
  2. Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.
  3. Развитие критического мышления.
  4. Способствовать формированию ответственности, взаимопомощи, товарищеского духа, воспитания патриотизма и экологического мышления.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, географические карты, таблицы, ватман, маркеры, клей.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

приветствие

приветствие

Целеполагание и актуализация знаний

Мы продолжаем работу по проектированию городского парка для нашего района. Вашим домашним заданием было «продумать рекламу для своего парка». Заслушаем ваши рекламные слоганы.

Представляют рекламные слоганы и названия

Систематизация и  применение знаний и умений

Вам придется положить свои идеи на ватман, для создания  кластера. Включите придуманные вами части парка в единое целое. Вы должны решить, как будут располагаться эти части. Постарайтесь уже составить смету своего проекта. Исполняйте те же роли, что и на первом уроке. При составлении защиты проекта возьмите за основу те идеи рекламы, которые вы продумали дома. Предлагаю вам работать по определенному алгоритму, который поможет вам более четко построить свою  работу в группе (Приложение к уроку). В конце урока менеджер  доложит о вашем решении по проекту классу по той же форме, что и на первом уроке (Приложение к уроку). А затем вы должны дать оценку, насколько успешно продвигаетесь в своей работе.

Учитель корректирует деятельность учащихся и консультирует по вопросам, вызывающим трудности.

Задают вопросы учителю, которые оказались трудными для решения в группе.

Самостоятельная работа учащихся в группе:

  1. Обобщают идеи, которые были предложены на первом уроке.
  2. Переносят идеи на кластер.
  3. Выбирают форму защиты проекта.
  4. Продумывают и формируют текст защиты.

Коррекция и рефлексия

Заслушивает выступления менеджеров, консультирует и направляет деятельность групп.

Для того, чтобы вы могли лучше подготовится к защите проекта я продемонстрирую вам компьютерные презентации по защите других проектов, но методы по составлению презентации вы можете использовать.

Менеджеры групп докладывают о проделанной работе.

Учащиеся дают оценку работе группы и отдельных её членов.

Итоги урока и домашнее задание

Сегодня вы сделали выводы по своей работе и уже продумали   большую часть защиты  проекта. Вашим домашним заданием будет подготовить выступающим свои тексты защиты и  компьютерную презентацию проекта.

Записывают домашнее задание



Урок3. (конспект урока)

Тема урока: «Проектирование городского парка. Защита проектов».

Эпиграф:

 «Человечество, учитывая печальные ошибки прошлого, твердо осознало, что потеря каждого биологического вида в природе положит ущерб экологическим интересам общества в настоящем и может привести к невосполнимым потерям в будущем».

 ( из Красной книги)

Цель:

Формирование умений публичных выступлений, самостоятельной  работы над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Задачи:

  1. Продолжать развивать умение выслушивать товарища, умение анализировать свой ответ и ответы одноклассников.
  2. Формирование умений быстро ориентироваться в вопросах, логично излагать ответы, преодолевать  робость  при изложении материала у доски.
  3.  Развивать образное мышление, речь, умение выделять главное, обобщать материал.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, магнитная доска, географические карты, таблицы.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Приветствие.

Представление жюри (жюри состоит из учителей естественно – математического цикла: экономики, химии, математики, биологии).

приветствие

Целеполагание и актуализация знаний

Сообщение темы, цели, задач и эпиграфа урока.

Заслушивают тему, цель и задачи урока

Систематизация и  применение знаний и умений

На этом уроке перед вами стоит несколько задач:

  1. Отредактировать  доклад, обосновывающий ваш проект.
  2. Уточнить и обосновать смету, чтобы продать проект всему классу.
  3. Постарайтесь представить проект классу так, чтобы в презентации участвовали все участники группы.

Сегодня на уроке вы покажите свои проекты. Помните и соблюдайте правила дискуссии. Ваш проект должен быть реальным, готовый к использованию в реальной жизни. Для ваших презентаций определяется регламент (в зависимости от времени урока).

После этого вам будут заданы вопросы вашими оппонентами, и произойдет обсуждение проекта, а также жюри выберет лучший проект парка.

Работа в группе:

Редактируют  доклады.

Уточняют и обосновывают  смету.

Представляют  проект классу.

Отвечают на вопросы жюри и оппонентов.

Коррекция и рефлексия

Оценка проектов. Выступление жюри. Обоснование выбора победителя. Как правило, оценки получают все учащиеся класса.

А сейчас я попрошу ответить на вопросы анкеты (приложение к уроку).

Лидеры групп предлагают оценки своей команде с обоснование их.

Отвечают на вопросы анкеты письменно.

Заключительный этап. Домашнее задание

Мы закончили очередную тему по нашему предмету. Надеюсь, что вам понравилось участвовать в создании инвестиционных проектов. Этот опыт пригодится вам  не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.

Домашним заданием сегодня будет «продумать, а какие инвестиционные проекты мы могли бы предложить нашему городу и разработать их на своих занятиях».

Записывают домашнее задание


 Приложение №1

Результат работы команд

                                         

                       Команда

Критерии.

Оценки.

1-я команда

2-я команда

3-я команда

4-я команда

5-я команда

1)Правильность изложения материала

2)Полнота ответа

3)Логичность ответа

4)Наглядность проекта

5)Уважение к другой команде

6)Время

- Каждый критерий оценивается в  один балл

- Максимальное количество баллов, набранных командой – 6.

- Прокомментировать результаты каждой команды

- Если количество баллов у двух команд одинаковое, задать дополнительные вопросы.

Приложение №2

  1. Как, по- вашему мнению, вы поняли материал:
  1. Все понял, могу объяснить другим.
  2. Понял, но объяснить могу с комментариями учителя.
  3. Не понял.
  1. Понравилось ли вам участвовать в создании инвестиционных проектов:
  1. Да.
  2. Нет.
  3. Не понял сути.
  1. Хотели бы вы еще создавать проекты:
  1. Да.
  2. Нет.


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ  ГОРОДА  НИЖНЕГО  НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 60

603135 г. Нижний Новгород  пр. Ленина, д. 55, корп. 3

тел. 252-79-50, 252-79-36

Обобщение педагогического опыта работы учителя географии

Чикаловой Татьяны Геннадьевны

Содержание папки

  1. Заявка на участие в конкурсе
  2. Представление
  3. Анкета участника
  4. Эссе «Моё педагогическое кредо»
  5. Описание педагогического опыта
  6. Приложения: разработки уроков и внеклассных мероприятий, работы учащихся, фото и видео материалы
  7. Фотографии

Описание педагогического опыта

ТЕМА: Возможности применения  метода проектов на уроках географии и во внеурочной деятельности

1.Условия возникновения и становления опыта  

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  1. ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  2. самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  3. грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
  4. самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий.

В соответствии с моделью педагогики развития  основу содержания и структуру школьной географии составляет дидактический принцип личностно-ориентированного обучения. Он требует  при обучении исходить из индивидуальных особенностей учащихся осмысления и восприятия научных и прикладных знаний и умений. Обучение географии наряду с передачей ученикам определенных знаний и умений формирует навыки самостоятельного их добывания.

Школьная география в современной системе образования занимает уникальное место между естественными и общественными науками, что дает ей более конструктивный характер. В условиях сокращения учебных часов методы, приемы и формы обучения должны быть более рациональными, эффективными в процессе обучения,  обеспечивать планируемые  результаты. В  этих условиях  одним из весьма эффективных и своевременных форм работ внедряемых в обучение является, на мой взгляд, проектный  метод.

Метод проектов как технология прекрасно решает многие вышеозначенные задачи, именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

             Кроме этого метод проектов учит самостоятельности, а в новых социальных условиях  проявление самостоятельности выступает не только как требование общества, но и как насущная необходимость каждого его члена.
           
Главная задача метода – развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. 

Метод проектов позволяет интегрировать знания из разных областей и применять их на практике.

    2.Актуальность и перспективы опыта

         Большинство педагогов, занимающихся педагогической деятельностью, хотя бы раз в своей практике задают себе вопрос: “В чем основное назначение учителя?” Дж. Дьюи отвечает вопросом: “Может быть, создание условий для развития личности?”

 Актуальным в учебном процессе сегодня становиться использование методов и   методических приемов, которые формируют у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы - к таким методам относиться метод проектов.

С  2005-2006 учебного года наша школа является экспериментальной площадкой НИРО «Применение метода проектов в преподавании естественнонаучных дисциплин». В своей работе я применяю данный метод с более  раннего периода, что позволяет мне говорить о собственном опыте в проектно – исследовательской  деятельности на уроках географии и во время вне классных мероприятий. 

За это время сложилась некая система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 6 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, выполненный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

            Ученики, работая  над проектами, овладевают методами научной,  творческой работы, принимают участие в экспериментах и исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха.
     
 Актуальность такой работы бесспорна, т.к. знания, умения, навыки, убеждения и духовность нельзя передать от учителя к учащимся, прибегая  только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих  знаний и умений. Во время работы над проектом учитель и ученики выступают как единая команда, решающая конкретные значимые задачи.

Говоря о проектном обучении, мы имеем в виду не только метод проектов. Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс средств, позволяющих научить школьника проектированию. Как показывает опыт, деятельностный подход к обучению и метод проектов как нельзя лучше решают задачи новой школы. Учащиеся должны осмыслить учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, дают возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.

Таким образом, в результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.

           Все это отвечает обучающим, развивающим, познавательным функциям  концепции современной школы обучения.

3.Теоретическая база опыта

  Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще во  второй половине Х1Х века в сельскохозяйственных школах США. Его называли также методом проблем, основывался он на прагматической педагогике (Дж. Дьюи) и предлагал  строить обучение на активной основе в ходе практической деятельности  ученика. Более того, деятельности, соответствующей его личной заинтересованности именно в этом знании. В связи  с этим определились и первые принципы отбора содержания для изучения этим методом. Чуть позже американские педагоги (У.Х.Килпатрик, Э.Коллингс) стали организовывать  не просто активную  познавательную деятельность учащихся, а деятельность на основе современного труда,  сотрудничества. При этом на первый план выдвигались воспитательные цели.

   В 20-е года прошлого века  метод проектов  привлек внимание советских педагогов, которые использовали его способность формировать связи между знаниями и умениями,        и их применением на практике. К сожалению, сторонники этого метода применяли его в ущерб традиционному  систематическому приобретению знаний на уроках, что  привело к значительному снижению уровня  общеобразовательной подготовки школьников и к дискредитации самого метода.

  Но в 90-х годах в России интерес к методу проектов возник вновь в период реформы образования и демократизации отношений  в школе. Но теперь уже учитывалось, что далеко не все темы могут быть даны методом проекта.

4.Новизна опыта

Со временем идея метода претерпела некоторую эволюцию.

 Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом  вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к получению определенной суммы  знаний через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем,  умение практически применять полученные знания, через развития практического, рефлекторного мышления. «Все, что познаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить»  - и вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и  привлекает многие образовательные  системы, стремящиеся найти разумный  баланс между академическими знаниями и практическими  умениями. Научная новизна состоит в том, что основные положения и выводы работы могут иметь определенное практическое значение при изучении соответствующих материалов  в курсе методик изучения географии.

Специальные умения и навыки как элементы проблемно-поисковой деятельности формируются в процессе работы над проектом. При детальном рассмотрении можно увидеть, что подчас одно и то же умение может относиться в какой-то период к предметным, затем — к общеучебным, и далее — к специальным. Таким образом, проектирование следует рассматривать как универсальное внешкольное умение, что указывает на необходимость формирования культуры проектной деятельности.

Под культурой проектной деятельности следует понимать совокупность навыков целеполагание, методов и технологий проектирования, планирования, организации деятельности, диагностики результатов разработки проекта, его реализации, презентации итогов и, наконец, правил оформления проектной документации — вне зависимости от области и специфики ведения проекта.

Новизной данного метода является изменение позиций учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно- воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.  

5.Ведущая педагогическая идея

  На сегодняшний день, в связи с глобальными изменениями в структуре образования в повседневной педагогической практике слабо выражена природосообразная связь всех видов и циклов деятельности учащихся.

  Внедряемые в практику новые педагогические технологии адаптивной системы обучения, уровневой дифференциации, коллективных способов обучения, в том числе и метода проекта в учебный процесс позволяют модернизировать традиционные методы обучения. Проектное обучение отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к учению.

        Таким образом, в основу моей работы легли следующие идеи:

  1. Используемый метод приемлем, эффективен и результативен.
  2. Мой девиз: «Использование метода проектов не только на уроках, но и в практической деятельности». Составляю географические экологические проекты.
  3. Проектная технология всегда должна работать на результат. Результативность проявляется во всей педагогической деятельности.
  4. Проектный метод умело сочетается и с другими технологиями, не исключает их использование на уроках.

6.Технология опыта (этапы)     

       В переводе с латинского языка слово «проект» означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Здесь и кроется суть и смысл  проектной технологии – создание условий творчества, где ученик получает шанс проявить себя в нем и наполниться чем-то удивительным, нетривиальным.

      Учащиеся  работу над проектами строят согласно плану:

  1. формулирование темы проекта;
  2. разработка проектного задания;
  3. планирование работы;
  4. подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, определение форм выражения итогов проектной деятельности;
  5. собственно разработка проекта;
  6. анализ полученных результатов;
  7. оформление результатов исследования;
  8. презентация и защита проекта.

Более полно этапы работы над проектом описаны в таблице

Деятельность во время проектной работы

Учитель

Групповая работа учащихся в проекте

Индивидуальный проект

I. погружение в проект

Формулирует

- проблему и ситуацию

- цели и задачи

- осознание научной или социальной значимости темы

- вживание в ситуацию

- уточнение целей и задач

- осознание научной или социальной значимости темы

- уточнение целей и задач

- обдумывание методов исследования

II. организация деятельности

распределение амплуа учащихся

- разбивка на группы с (гидрологи, метеорологи, представители тур. Агентств, геоморфологи)

- распределение ролей в группе

- планирование работы

-определение диапазона теоретических источников информации

-планирование эмпирических действий

III. Осуществление работы

- консультант

-ненавязчивый контроль и направление к анализу

- активная самостоятельная работа

- анализ результатов

-проведение необходимых исследований для анализа прогнозируемых результатов

-синтезирование непрогнозируемых результатов

IV. Презентация

- принимает отчет

- подводит к итогу

- оценивает работу по различным показателям

Демонстрация

- понимания проблемы

- умения планировать и осуществлять работу

- рефлексии деятельности

Схема работы на уроке с использованием элементов проектирования может быть следующая:

Учитель не рассказывает новую тему, стоя у карты или у проектора, сильные учащиеся выступают в роли рассказчиков, получив опережающее задание. Задача учителя так спланировать урок, чтобы как можно больше учащихся сумели побывать у проектора со своими презентациями, предложить остальным обсудить увиденное, сделать выводы и определиться со следующими темами презентаций. На следующий урок предлагается учащимся, не подготовившим презентацию в прошлый раз, самим предложить одноклассникам и учителю электронный материал по пройденной теме. Самые слабые (или ленивые) ученики могут не готовить электронную работу, но они обязательно должны получить оценку за устный ответ по выбранной ими проблеме данной темы, причем не требуется от них знание дополнительной литературы, можно ограничиться и текстом учебника. Печатный вариант работ не требуется, так как бесконечное количество докладов итак уже мертвым грузом лежит в кабинетах. А вот яркая презентация из 5-6 слайдов, выполненная в программе Microsoft Power Point с комментариями докладчика вызывает неподдельный интерес у учащихся, да и у учителя. Итоговая или одна из промежуточных презентаций должны (или могут) быть подготовлены учителем, чтобы скорректировать ход мыслей учащихся и перекинуть планку к следующей теме.

Проекты особенно интересны и результативны, на мой взгляд, в тесной взаимосвязи урочной и факультативной работ, что, однако, требует особенно тщательной работы учителя.

7.Результативность

Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо больше, чем безликая оценка.

Метод проектов – замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни.

Многие исследователи (Л.С.Выготский, О.Н.Дьяченко, Н.А.Ветлугина) указывали на необходимость создания такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических предметах в развитии самостоятельности у детей.

Было проведено исследование эффективности применения данного метода. В нем принимали участие ученики 11 «а» (контрольный) и 11 «б» (экспериментальный) классов. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе испытуемым предлагались различные виды практических и самостоятельных работ на уроках географии.

Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у учащегося часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент самостоятельности, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

Основной целью второго этапа являлось: выявление существующего уровня самостоятельности учащихся. В качестве основных задач на данном этапе выступали:

1. Выявить отношение школьников к самостоятельной работе, стимулы самостоятельной учебной деятельности, сформированность мотивации к самостоятельной работе.

2. Определить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся.

3. Установить характерные черты и особенности учебной деятельности учеников, возникающие затруднения при выполнении самостоятельной работы.

4.Оценить формируемые качества самостоятельной деятельности.

Для решения поставленных задач использовались такие методы, как наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа.

Исходя из рассмотренной структуры самостоятельности, а также на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы и результатов опытно-экспериментальной работы нами были определены критерии, показатели и уровни развития самостоятельности учащихся.

Критериями выделения уровней могут быть:

1)степень сформированности знаний и умений (их глубина, комплексность, гибкость, взаимосвязь в процессе осуществления деятельности, перенос);

2)содержание и устойчивость мотивации (проявление ситуативных и устойчивых мотивов, комплекс мотивов, их  общественная направленность, связь с жизненными планами учащимися);

3)отношение учащихся  к учебной деятельности, ее нравственные основы (проявление интеллектуальной и практической инициативы, активности, ответственности, самоконтроля, взаимоконтроля, сотрудничества).

В соответствии с этими критериями можно выделить три уровня самостоятельности: подражательно-пассивный (низкий), активно-поисковый (средний), интенсивно-творческий (высокий).

                             

  Краткая  характеристика каждого уровня.

Низкий уровень. Низкий уровень самостоятельности характеризуется применением знаний на уровне воспроизведения. Слабо выражена их системность, межпредметные связи. Поэтому предметные и общеучебные умения используются только в стандартных ситуациях. Самоконтроль проявляется редко, главным образом на стадии констатации результатов деятельности. Познавательная потребность не выражена. Активность проявляется редко, ответственность чаще стимулируется внешним контролем. Выражена потребность в помощи товарищей, учителя.

Средний уровень - это свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации. Цель работы, учебную задачу выдвигает сам педагог, но планировать ее решение учащийся может уже сам. Выполняя типовые упражнения, примеры, излагая текст, учащийся подвергает материал частичной реконструкции, суть вопроса умеет раскрыть своими словами, не копируя учебник. Проявляется интерпретирующая активность. Однако межпредметные умения, навыки обобщения и систематизации материала развиты недостаточно. Если учебная задача усложнена или требует творческого решения, как правило, возникают затруднения и неудачи. Успешно осуществляется взаимоконтроль и самоконтроль, но преимущественно после завершения работы.

Высокий уровень. Учащийся успешно применяет знания в новой, нестандартной ситуации, т.е. наблюдается явление переноса. При этом обнаруживается их системность, умение учащегося устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности: учащийся сам может поставить перед собой цель, способен видеть и сформулировать учебную проблему, планировать этапы ее решения. У учащихся, обладающих высоким уровнем самостоятельности, может быть хорошо выражена оригинальность мышления, умение использовать различные средства обучения. Наблюдается высокая интенсивность самостоятельной деятельности, в процессе которой постоянно осуществляется самоконтроль. Проявляется мотивация, часто связанная с жизненными и профессиональными намерениями учащихся.

В целях выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся -  решения  второй из поставленных задач, проводилось тестирование по основным вопросам географии. Были получены следующие результаты:

                   11 «а» класс                                     11 «б» класс

Среди трудностей, которые чаще всего возникают у учащихся, особенное значение приобретают следующие: «Чаще всего я не знаю, как надо выполнять работу» и «Не умею контролировать ход своей работы». Ученики второй группы испытывают аналогичные трудности при выполнении заданий, что и в первой.
        Четвертая задача решалась нами при помощи использования методики «Диагностика параметров самостоятельной деятельности школьников». Выяснялись и оценивались такие качества личности: успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность, самостоятельность. Была проведена оценка параметров самостоятельной деятельности учащихся и самооценка учениками параметров своей деятельности при работе над проектом. Сравнивая полученные результаты, получились следующие выводы:
наибольшую выраженность получили такие качества самостоятельной деятельности, как ответственность, организованность, наименьшую выраженность – активность, мотивация.

Результаты диагностики были соотнесены нами с выделенными критериями и уровнями развития самостоятельности.

        11 «а»  класс                                            11 «б» класс

Таким образом, было выявлено, что у большинства школьников  первой группы (контрольной), самостоятельность как качество личности развита недостаточно, что связано с  отсутствием положительной мотивации к выполнению самостоятельной работы, со слабой реализацией подхода, согласно которому самостоятельность может эффективно развиваться на практических занятиях.

О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос “что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности” ребята ответили:

  1. полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии (52% респондентов);
  2. работа над исследованием помогла моей самореализации (34%);
  3. в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми –исследователями, учеными, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (13%);
  4. в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (43%).

9.Адресная направленность

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома.

Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Представленный педагогический опыт имеет следующие компоненты адресной направленности:

  1. Разработана система уроков по различным темам.
  2. Разработана система проектов.
  3. Разработаны методологические таблицы и презентации для проведения уроков с элементами проектирования.

10.Трудоемкость

Трудности, с которыми учащиеся сталкиваются в процессе проектирования

  1. Постановка ведущих и промежуточных целей и задач.
  2. Поиск    пути    их    решения,    оптимальный    выбор    при
    наличии альтернативы.
  3. Осознание последствий выбора.
  4. Совершение  самостоятельных  действий   (без   подсказки
    взрослого).
  5. Сравнение полученного с требуемым.
  6. Корректировка  деятельности  с  учётом   промежуточных
    результатов.
  7. Оценка   процесса   (самой   деятельности)   и   результата
    проектирования.

Главные условия работы над проектом:

  1. Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, сознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.
  2. Овладение учащимся технологией проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, планировать деятельность),  способность чётко выполнять спланированную работу.
  3. Стремление учащихся к работе над проектом, определённый уровень
    владения знаниями по предмету.
  4. Доступность для учащихся информации о ходе проекта.

Закончить я хочу словами В.А.Сухомлинского: “Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества”. И я, вслед за В.А.Сухомлинским, не устаю удивляться своим ученикам: как быстро они меняются, становясь исследователями, как по-новому открываются нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как уверенно и красиво говорят, как преображаются внутренне и внешне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока в 6 классе УМК "New Millennium English"+презентация

Данный урок входит в тему «Здоровый образ жизни» ,является обучающим уроком по теме .Для подготовки к этому уроку учащиеся использовали знания, полученные на предыдущих уроках  ....

Разработка урока в профильном классе "Многопризнаковая классификация стран"

Урок проводится в профильном классе, по учебнику В.Н.Холиной. Предполагает наличие мультимедиапроектора и компьютерного класса с выходом в интернет. Предполагается групповая работа.Перед учащимися ста...

Проект урока "Спорт " 8 класс

Материал к учебнику "New Millennium English" Дворецкая О.Б....

Проект 10 медицинского профильного класса "Моя профессия - мой выбор!"

Данный проект разработан в рамках профильного и профессионального самоопределения обучающихся медицинского профильного класса.Руководитель проекта: заместитель директора по УВР - Ковалева Елена Никола...