Использование ЭОР на уроках географического краеведения
план-конспект урока географии (9 класс) по теме
Аннотация: Презентация является одним из вариантов изучения курса «География Кувандыкского района» с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление об отраслях сельского хозяйства района, выявить основные проблемы развития АПК, определить главные направления их решения. Развивает активную и осознанную познавательную, творческую и практическую деятельность учащихся в окружающей среде, которая является необходимым условием изучения географии малой Родины и географии своей страны в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 461.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ЭОР на уроках географического краеведения
Предметная область: естествознание. Участник: учитель географии
Использование ЭОР в процессе преподавания географии и краеведения позволяет: индивидуализировать процесс обучения; повысить мотивацию обучения; развивать логику и образное мышление; повысить самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке; повысить практическую направленность обучения; обеспечить доступ к большому объему информации; использовать образно-наглядную форму представления изучаемого материала.
Аннотация: Презентация является одним из вариантов изучения курса «География Кувандыкского района» с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление об отраслях сельского хозяйства района, выявить основные проблемы развития АПК, определить главные направления их решения. Развивает активную и осознанную познавательную, творческую и практическую деятельность учащихся в окружающей среде, которая является необходимым условием изучения географии малой Родины и географии своей страны в целом.
Ключевые слова: Практико-ориентированный краеведческий принцип обучения, формирование универсальных учебных действий (УУД), ключевых компетенций, раскрытие творческого потенциала подростков и молодежи.
Автор: Корвяков Сергей Александрович – учитель географии.
Место работы: Оренбургская область, г. Кувандык, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» (СОШ № 1 г. Кувандык). Номинация: № 9
Презентация урока по географическому краеведению: «Агропромышленный комплекс Кувандыкского района».
Цели урока: - сформировать представление о роли АПК в хозяйстве района, его структуре и проблемах развития; - выявить особенности географии важнейших отраслей сельского хозяйства района, их обусловленность природными и социально-экономическими факторами; - выявить основные проблемы развития АПК на территории района и определить главные направления их решения.
Задачи урока: Обеспечить возможность учащимся:
- самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- ставить учебные цели, средства и способы их достижения;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Условия, необходимые для реализации целей и задач урока – наличие экрана, мультимедиа проектора; презентации «АПК Кувандыского района»
План урока включает: объяснение нового материала, постановку проблемы, групповую форму работы, изучение номенклатуры, работу в рабочих тетрадях, тестовый контроль, формирование ключевых компетенций, предложение для краеведческого исследования.
Особое внимание - этапам урока, требующим наглядности. Так, при объяснении структуры сельскохозяйственных угодий района были использованы не только диаграммы, но и снимки со спутника, что, безусловно, повышает интерес учащихся к усвоению новых знаний. Презентация позволяет учителю создать яркий образ изучаемой территории. Слайды можно использовать как при объяснении нового материала, так и при закреплении.
Концепция презентации: АПК Кувандыкского района
или План применения в образовательном процессе
1-й слайд: Тема: Агропромышленный комплекс – важнейшая составная
часть народного хозяйства Кувандыкского района.
2-й слайд: Цели и задачи урока:
- Сформировать представление о роли АПК в хозяйстве района, его структуре и проблемах развития.
- Выявить особенности географии важнейших отраслей сельского хозяйства района, их обусловленность природными и социально-экономическими факторами. Формирование универсальных учебных действий (УУД).
3-й слайд: Задачи АПК: Основная задача агропромышленного комплекса –
обеспечить надежное снабжение населения всеми видами …, а
промышленность – необходимым сельскохозяйственным ... .
4-й слайд: Кувандыкский район со спутника
(Учащиеся работают в группах: определяют соотношение территорий района занятых - полями, лесами, горами, сенокосами).
5-й слайд: Проблема:
- В 2003 году средняя урожайность зерновых по району составила – 12,5 ц /га, в 2006 – 7,8 ц /га., в 2009 – 8,8 ц /га., 2012 - ?
- Какова средняя урожайность за последние годы? …
- Возможно, ли в нашем районе получать урожаи зерновых культур –
40 ц /га, как на Северном Кавказе?
(Работа в группах. Учащиеся определяют среднюю урожайность зерновых по району. Варианты ответов на последний вопрос они должны дать в конце урока).
6-й слайд: Структура АПК
АПК
К
Отрасли, обеспечивающие АПК средствами производства
- Машиностроение для животноводства и кормопроизводства
- Сельскохозяйственное машиностроение
- Производство минеральных удобрений
- Комбикормовая промышленность
- Машиностроение для пищевой промышленности, торговли и общественного питания
Сельское хозяйство
- Земледелие
- Животноводство
- Заготовка, хранение, переработка и ее реализация
- Заготовительные предприятия и организации
- Элеваторное и складское хозяйство
- Пищевая промышленность
- Торговля и потребительская кооперация, общественное питание
7-й слайд: СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
- В общем объеме производимых в районе товаров сельскому хозяйству принадлежит очень небольшая доля (около 10 %). В неурожайные годы доля аграрного сектора снижается до 3 %. [2]
Это объясняется …?….. агроклиматическими ресурсами. ………?………………?…………..являются ограничивающими факторами для сельского хозяйства. (Учащиеся выдвигают свои версии ограничивающих факторов).
8-й слайд: Структура сельскохозяйственных угодий [3,7]
(Учащиеся сравнивают структуру с/х угодий своего района со средней по области).
9-й слайд: ЗЕМЛЕДЕЛИЕ (Усвоение уч-ся новых знаний, краткие записи в тетрадях)
- Земледелие – основа сельскохозяйственного производства, на его долю приходится 59 % всей валовой продукции сельского хозяйства района.
- Зерновое производство по праву считается основой земледелия. (?)
- Хлеб и хлебопродукты – основной продукт питания. [2]
10-й слайд: Важнейшая продовольственная культура – пшеница.
- Она требовательна к теплу и плодородию почв. Среди посевов зерновых культур она занимает первое место. Ежегодно посевы зерновых в районе занимают – более 100 тыс. га. Наибольшее распространение имеет яровая пшеница. Есть пшеница мягких сортов (с содержанием белка 10 – 15 %) и твердых сортов (с содержанием белка 20 % и более).
- Оренбуржье издавна славится производством наиболее ценной твердой и сильной пшеницы. Содержание белка оренбургской твердой пшеницы превосходит зарубежные сорта. В канадских сортах белка – 12 %, аргентинских и французских – 14 %, в оренбургских – 18-20 %.
- Из твердых сортов пшеницы вырабатывают самую высококачественную муку – крупчатку, манную крупу и высшие сорта макаронных изделий. [2,7]
10-й слайд: Сортовые качества семян. В последние годы в хозяйствах района значительно повысились сортовые качества семян. В ОАО «Дружба» приобрели элитную яровую пшеницу «Саратовская – 42», в ООО «Новосимбирка» - новый сорт твердой пшеницы – «Саратовская золотистая». Среди озимых сортов в районе возделывается элитная пшеница «Снежинка». Как известно, улучшение сортовых качеств семян дает повышение урожайности до 30 %. [3]
- Озимая пшеница по продовольственной ценности уступает яровой, а по урожайности значительно ее превосходит. Урожайность озимой пшеницы как правило в два раза выше, чем яровой. Вторая продовольственная культура – озимая рожь. Она более устойчива к холодам, менее требовательна к плодородию почв, чем пшеница. (Краткие записи в тетрадях)
11-й слайд: Важнейшие крупяные культуры в районе - просо и гречиха.
- Просо – самая засухоустойчивая культура в нашей стране, а Оренбургская область – один из основных производителей проса в России. Пшено (крупа из проса) – ценный продукт питания: содержит много белка, минеральных солей и витаминов. Зерно проса используется для откорма птицы.
- Гречиха по пищевым качествам не уступает мягкой пшенице, а по содержанию микроэлементов и витаминов превосходит ее. Зерно – ценный корм для животных и особенно для птиц (повышает яйценоскость и улучшает качество мяса). Гречиха – один из лучших медоносов. [2] (Записи в тетрадях)
12-й слайд: Структура посевных площадей сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий [3]
(Групповая работа. Учащиеся самостоятельно проводят анализ структуры посевных площадей. Выводы записывают в тетради).
13-й слайд: Другие зерновые культуры. Ведущей зернофуражной культурой является яровой ячмень. В посевах зерновых культур он занимает второе место после пшеницы. Это одна из самых раннеспелых зерновых культур, хорошо переносит холод и высокие температуры, засушливость климата. По своей питательности ячмень превосходит овес, пшеницу и рожь. Содержит много крахмала и белка. Зерно используется для получения перловой и ячневой крупы, а также для кормовых целей. Возделывается во всех хозяйствах района.
- Овес, в отличии от ячменя, более требователен к условиям увлажнения. Зерно используется в комбикормовой и пищевой промышленности.
Посевы овса в хозяйствах незначительны. [2] (Краткие записи в тетрадях)
14-й слайд: ТЕХНИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ занимают в районе 2 % посевных площадей. 99 % из них составляет подсолнечник. Подсолнечник – ценная масленичная культура. Переработка семян кроме масла, дает побочный продукт – жмых (ценный корм для животных). Цветущий подсолнечник – хороший медонос. Может быть использован как силосная культура. Успешно произрастает в условиях засушливого климата черноземной степи.
15-й слайд: Другие технические культуры. Картофель – важная продовольственная и техническая культура. Незначительные площади под картофелем и овощными культурами заняты в пригородных зонах Кувандыка и Медногорска. Урожайность картофеля зависит от количества выпадающих осадков в летний период. Овощные культуры очень требовательны к плодородию почв и нуждаются в обильном орошении. Кормовые культуры в районе представлены силосными культурами, многолетними и однолетними травами. Основная кормовая культура - кукуруза. На ее долю приходится больше половины валового сбора кормовых культур. Она используется для силосования и как зеленый корм.[2,3] (Краткие записи в тетрадях)
Каковы же главные задачи земледелия?
(Групповая работа. Учащиеся самостоятельно записываю в тетради, что они считают главными задачами земледелия).
16-й слайд: Главная задача земледелия: Повышение урожайности сельскохозяйственных культур. Для достижения этого необходимо:
- повышение плодородия почв,
- использование высококачественных семян (элитных сортов),
- новейших технологий обработки почвы и возделывания культур.
(Учащиеся дополняют свои записи после просмотра слайда)
17-й слайд: ЖИВОТНОВОДСТВО
- Животноводство является второй важной отраслью сельского хозяйства, источником высококалорийных продуктов питания, ценнейшим сырьем для пищевой и легкой промышленности. Продукция животноводства в районе составляет по стоимости 41% всей продукции сельского хозяйства. [3]
(Учащимся предлагается самостоятельно назвать отрасли животноводства в районе).
18-й слайд: Основные отрасли животноводства:
- скотоводство;
- овцеводство (козоводство);
- свиноводство;
- птицеводство.
19-й слайд: Система содержания животных
Наибольшее развитие получила стойлово-пастбищная система животноводства, при которой в летний период скот содержится на естественных пастбищах, а в зимний – в стационарных помещениях (фермах).
20-й слайд: Скотоводство. Ведущая отрасль животноводства – скотоводство (развитие крупного рогатого скота – КРС). Оно обеспечивает население молоком и мясом. Имеет молочно-мясное направление. Наиболее распространенными породами являются красная степная и симментальская. [2,7] (Записи в тетрадях)
21-й слайд: Овцеводство и козоводство. Второй по значимости отраслью животноводства является овцеводство и козоводство, поставляющие шерсть, баранину, овчину и пух. Среди овец преобладают тонкорунные породы, среди коз – оренбургская и губерлинская. Из-за падения спроса на шерсть и пух поголовье овец и коз в последние годы сократилось до 8 тысяч. Основными хозяйствами по разведению овец и коз являются СПК «Загорный», и ОАО «Новый путь». [3,7] (Краткие записи в тетрадях)
22-й слайд: Свиноводство – скороспелая и быстро развивающаяся отрасль животноводства. Более половины всех свиней выращивается в личных подворьях жителей города и села. В хозяйствах АПК их численность составляет – 3,1 тыс. В качестве кормов используются: ячмень, пшеница, горох, силос, травяная мука. В личных хозяйствах: картофель, пищевые отходы. Наиболее распространенная порода свиней – крупная белая. [3,7]
23-й слайд: Коневодство, пушное звероводство, пчеловодство
- Лошади используются в сельской местности, как тягловая мила для перевозки небольших грузов на малое расстояние. Кобылье молоко может использоваться для изготовления лечебного напитка – кумыса. Перспективная, но слаборазвитая в настоящее время отрасль животноводства. По состоянию на январь 2006 года лошадей в хозяйствах района – около 500 голов.
- Из пушных зверей в районе повсеместно разводят кроликов, в личных хозяйствах – песцов, нутрий (в Медногорске). [3] (Краткие записи в тетрадях)
24-й слайд: Проблемы животноводства
- Важнейшая проблема животноводства – обеспеченность кормами.
- Каковы пути ее решения?
- Почему животноводство в настоящее время – убыточная отрасль?
- Каковы могут быть ваши рекомендации для решения проблемы?
(Работа в группах. Учащиеся предлагают свои варианты и пути решения проблем. Делают записи в тетрадях).
25-й слайд: Рекомендации:
- Необходимо повышать закупочные цены на животноводческую продукцию.
- Укрепление кормовой базы возможно за счет повышения урожайности кормовых культур, и проведение мер по улучшению естественных кормовых угодий (пастбищ), более рациональному их использованию.
- Обеспеченность животных полноценным питанием в течение всего года существенно повысит их продуктивность.
- Необходимо улучшение породного состава и повышение сохранности поголовья.
- Механизация и автоматизация производства сделают труд животноводов более производительным и привлекательным. [1]
Учащиеся обмениваются и дополняют записи в тетрадях.
26-й слайд: Экономическая карта. Типы сельскохозяйственных угодий
(Учащиеся по карте определяют типы и площади с/х угодий на территории района) [7]
Здесь же учащимся предлагается тема научного исследования: «Перспективы развития АПК Кувандыкского района».
28-й слайд: (Тестовая проверка знаний учащихся)
Тесты по теме «АПК»
1. Какие природные предпосылки определили растениеводческую специализацию района?
А) Благоприятные агроклиматические условия.
Б) Значительная часть пашни находится в зоне достаточного увлажнения.
В) Преобладание равнинных участков рельефа на территории района.
Г) Наличие богатых гумусом черноземных почв с зернистой структурой.
2. Среди посевов зерновых культур второе место занимает:
А) Пшеница. В) Ячмень.
Б) Рожь. Г) Овес.
- Оренбургская твердая пшеница превосходит зарубежные сорта по содержанию:
А) Витаминов. В) Белка.
Б) Микроэлементов. Г) Минеральных солей.
4. Установите соответствие.
1. Самая засухоустойчивая культура А) Гречиха.
в нашей стране. Ценный продукт питания:
содержит много белка.
2. Один из лучших медоносов.
Зерно – ценный корм для птиц. Б) Овес.
(Повышает яйценоскость и качество мяса).
3. По своей питательности превосходит все
другие зерновые культуры. В) Просо.
Содержит много крахмала и белка.
4. Зерно используется в комбикормовой
и пищевой промышленности. Г) Ячмень.
5. Средняя урожайность зерновых культур по району за последние годы составляет около:
А) 10 ц /га. Б) 15 ц /га.
В) 20 ц /га. Г) 25 ц /га.
Менее развитые отрасли животноводства района
?
?
?
?
6.
6.
7. Животноводство в настоящее время – убыточная отрасль так как:
А) В районе низкая обеспеченность кормами.
Б) Слабая механизация и автоматизация
производства.
В) Понизился спрос на животноводческую продукцию.
Г) Себестоимость производимой продукции выше цен ее
реализации.
8. Лечебный напиток – кумыс изготавливают из:
А) Из коровьего молока. В) Из кобыльего молока
Б) Из козьего молока. Г) Из птичьего молока.
9. Какие породы коз обеспечивают в районе развитие знаменитого пухового промысла:
А) Ташлинская. В) Тюльганская.
Б) Оренбургская. Г) Губерлинская.
10. Установите соответствие:
Отрасли животноводства Поголовье во всех хозяйствах
1. Крупный рогатый скот (КРС) А) Около 8 тыс.голов.
2. Овцеводство и козоводство Б) Около 3 тыс. голов.
3. Свиноводство В) Около 11 тыс. голов.
4. Коневодство Г) Около 500 голов.
Ответы на тесты по теме «АПК»
Вариант 1
1. Г. 2. В. 3. В. 4. 1-В, 2-А, 3 -Г, 4 –Б. 5. А. 6. Коневодство. Пушное звероводство. Пчеловодство. Птицеводство. 7. Б, В, Г. 8. В. 9. Б, Г.
10. 1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 – Г.
Литература:
1. География Оренбургской области: учебник для 8 — 9 кл. общеобразовательной школы. / А.А. Чибилев и др. — М.: Изд-во МГУ. 2002.
2. Колодина О.А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие.— Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002.
3. Корвяков С.А. Презентация: География Кувандыкского района. – Кувандык, 2008.
4. Красная книга Оренбургской области. Животные и растения, — Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 1993.
5. Стрельников С.М. Кувандыкский край в географических названиях. — Златоуст: С.М. Стрельников, 1994.
6. Чибилев А.А. Зеленая книга степного края. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1987.
7. Атлас Оренбургской области. /Под ред. А.А. Чибилева. — М.: Просвещение. ДИ ЭМ БИ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...