Мастер-класс "Использование технологии проектирования при изучении географии как средство формирования коммуникативных компетентностей обучающихся"
методическая разработка по географии по теме

Семенченко Марина Владимировна
Мой опыт по использованию технологии проектирования на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_ispolzovanie_tehnologii_proektirovaniya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование технологии проектирования при изучении курса географии как средство развития коммуникативных компетентностей обучающихся»

План:

  1. Введение
  2. Краткая характеристика метода проектов
  3. Практическая работа
  4. Использование технологии проектирования как средство развития коммуникативных компетентностей обучающихся
  5. Результаты использования метода проектирования

Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? В своей работе педагоги используют разные формы и методы обучения пассивные, когда педагог играет центральную роль и при этом преобладает монологовый режим обучения; активные. Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом. Одним из таких методов является проектный метод обучения.

Внедряя новый метод перед учителем, выстраивается целый ряд вопросов: “С чего начать внедрение проектного метода?”, “С какого класса привлекать ребят к работе над проектом?”, “Каким может быть проект?”, “Каким может быть результат проекта”,“Как, по каким критериям оценить проект и работу ребят?”, “На всех ли предметах может быть использован метод проектов?”

Таким образом, цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.

Я надеюсь, что проведённый сегодня мастер – класс поможет кому-то начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность учащихся; кому-то расширить знания о методе проектов; если мой мастер-класс вам чем-нибудь поможет я буду очень рада.

Итак, мы начинаем.

  Технология проектирования – это педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, познавательная, творческая работа учащихся над разрешением  проблемы.  В основе технологии лежит деятельностный подход в обучении, который опирается на работы Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Они рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. Знания при этом должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе либо в ходе применения этих знаний на практике.

 Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия,  при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания и учатся пользоваться этими знаниями.

Использование метода проектирования позволяет решить четыре важные педагогические задачи:

  1. Осваивать предмет, т.е. получать определенные программой знания и умения.
  2. Развивать универсальные учебные действия (УУД).
  3. Развивать социальную компетентность.
  4. Развивать проектные умения.

Метод проектов отличается от других методов тем, что участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни, развивают ее и доводят до сведения всех участников проекта; договариваются о форме обучения и  ходе работы, самостоятельно выбирают тип презентации проекта. Метод проектов имеет ряд особенностей. Прежде всего, это наличие проблемы, которую необходимо решить в ходе выполнения проекта. Любой проект должен иметь ясную, реально достижимую цель, которая вытекает из поставленной проблемы. Для решения ее обязательно строится алгоритм действий, поэтому вне зависимости от возраста участников этапы  работы будут едиными:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования, обозначить этапы в плане.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение, модель, схему  или презентацию по результатам исследования).

10. Презентация проекта (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

11. Самооценка и рефлексия.

Учащиеся в ходе работы развивают деятельностную компетентность. Огромный простор для деятельности дает работа над  творческим проектом. В результате у ребенка развиваются творческие способности, а также повышается самооценка и понижается тревожность. М.А.Ступницкая в своей книге «Что такое учебный проект?» предлагает следующую типологию проектов:

  •  практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;
  • исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
  • информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
  • творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
  • ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Хотелось бы обратить внимание на типовые ошибки в использовании метода проектов

1. Неверная трактовка смысла проектной технологии. Многие учителя считают, что метод проектов следует использовать где угодно только не на уроках. Тем самым лишая возможности и себя, учеников раскрыть свой творческий потенциал.

2. Ограничение использования проектного метода классно-урочной системой, т.е. многие преподаватели, полают, что проект может быть выполнен только на уроке.

Вывод: использование метода проектов и на уроке, и во внеурочное время позволяет полноценно реализовывать учебные и воспитательные цели.

3. Имитация проектной деятельности. В основе проектного метода лежит самостоятельная деятельность учащихся, направленная на решение конкретной проблемы. На деле чаще всего происходит обычное изучение нового материала с элементами самостоятельной работы, либо учитель выполняет сам большую часть работы и учащиеся выступают как добытчики дополнительной информации. По сути, речь идет о традиционном  уроке, где учащиеся выступают с небольшими сообщениями по изучаемой теме.

4. Нацеленность на презентацию. Зачастую учителя путают проект и презентацию проекта (понимая, что презентация это и есть проект). Совершенно забывая, что цель проекта это решение конкретной проблемы, а презентация – это подведение итогов проведенной работы.

5. Учитель – консультант, но не руководитель. Сама проектная деятельность предполагает максимальную самостоятельность учащихся, но учителя нередко увлекаются и продолжают авторитарно руководить ходом работы над проектом. Таким образом, самостоятельность учащихся остается только на бумаге.

6. Четкое определение понятию «проект». Часто понятие «проект» отождествляют с понятиями «научное исследование», «коллективное мероприятие», « деловая или ролевая игра», «реферат», хотя проект – это совершенно определенный вид деятельности, который имеет четкие принципы и методы работы.

Сложности в разработке и реализации проекта:

  • порой очень сложно найти значимую для детей проблему проекта;
  • грамотно формулировать цель  после  того, как выбрана проблема проекта;
  • удачное формирование команды учащихся, выполняющих проект (группа ребят способных успешно решить проблему);
  • четкое построение плана работы над проектом;
  • полноценный мониторинг проекта (не только, промежуточный и итоговый контроль, но и пошаговый);
  • выбор презентации проекта (яркий, творческий итого работы над проектом).

     В основе большинства ошибок преподавателей заключается, с одной стороны, в недостаточной подготовке, а с другой стороны, недостаточность знаний по теории проектной деятельности.  

Итак, мы вспомнили основополагающие аспекты технологии проектирования, а сейчас попробуем свои силы в разработке проекта.

Эпиграфом к нашему практическому занятию может стать китайская пословица:

"Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это
И это станет моим навсегда”

Практическое занятие

Работа над проектом предполагает прохождение 8 шагов. Попробуйте самостоятельно сделать эти 8 шагов.

Каждый участник группы играет определённую роль, которую ему выбирает ведущий (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, поощрение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы. Остальные члены группы активные участники обсуждения.

А общую схему проекта можно представить следующим образом:

Задумал – спроектировал – осуществил

Кроме того, проект включает в себя пять П: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Можно добавить ещё шестое П – Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта). Важным является то, что каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

В ходе работы над проектом, а также на презентации вам могут пригодиться следующие требования и ориентиры: Мы изучаем. Мы планируем. Мы исследуем. Мы действуем.

Задание: создайте основу учебного проекта, который бы содержал следующие моменты:

 1. Подготовка к работе над проектом (информация о проекте, его актуальности, поиск проблем и т.д.).
2. Выбор проблемы.
3. Сбор и анализ информации (можно разделить учащихся на несколько групп: юристы, социологи, журналисты, юристы изучают нормативные документы, социологи опрашивают об актуальности проблемы, журналисты берут интервью).
4. Планирование действий команды (куда, кому, зачем, что делать).
5. Реализация проекта.
6. Подготовка к защите проекта (стенды, плакаты, портфолио, макеты, подготовка группы для защиты).
7. Презентация проекта.
8. Рефлексия

 

 Идёт работа по группам. Группы ищут согласованное решение а, затем ведут диалог, обсуждая результаты своей работы.

   Преимущества метода проектов даже на первых этапах ярко проявляются в повышении мотивации школьников к обучению. Удачен этот метод и еще и потому, что развивается самостоятельность учащихся, ответственность за качество продукта проекта, а также инициативность, креативность и познавательный интерес ребят. Работа над проектом сплачивает коллектив, прививает чувство взаимоподдержки, взаимовыручки. В данное совсем непростое время метод проектов поможет ребенку свободно ориентироваться в современном мире.

   Заинтересовавшись методом проектов, я решила  попробовать привлечь учащихся к этому виду деятельности. Изучила немало научной литературы, прошла  специальную профессиональную подготовку (курсы повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. В.М.Ломоносова по образовательной программе «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)», руководитель – В.А. Бухвалов в 2009 году. Курсы повышения квалификации Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования по образовательной программе «Организация проектной деятельности», руководитель – В.Е.Морозов в 2010 году). В результате я построила для себя  структуру проектной деятельности, которая включает 4 ступени.

На первой ступени происходит знакомство учащихся с основами проектной деятельности. Начинаю эту работу в конце  5 класса. При этом  предполагается, что ребята к этому времени овладевают определенными приемами проектирования. На одном из уроков мы знакомимся с методом проектов, рассматриваем  проекты, выполненные другими ребятами.

Вторая ступень «Первые шаги в проект».

    В начале года учащиеся 6 класса выполняют небольшие работы в виде докладов, сообщений,  рефератов. Ученические труды не проходят даром. Они систематизируются и на их основе  создан «Географический альманах» в 7 частях. Целью создания  альманаха стало – показать учащимся значимость их труда. Так как  его могут использовать все желающие в качестве источника дополнительной информации. Таким образом, обучающиеся становятся участниками проектной деятельности, где «продуктом» является – «Географический альманах».

   При этом шестиклассники нуждаются в значительной помощи педагога, постоянной его поддержке на всех этапах проектирования. На этой ступени рекомендуется групповая деятельность с общим обсуждением и составлением плана работы.

Третья ступень -  «В идее – сила!»        

Учащиеся 7 и 8 классов способны самостоятельно искать, анализировать, ранжировать информацию из различных источников, формулировать проблему и цель проекта. При этом может возникнуть трудность при разработке плана действий, так могут теряться некоторые, кажущиеся не значимыми шаги. В результате это сказывается на качестве работы.

      Ребята   с большим энтузиазмом выполняют творческие задания по географии, при изучении тем природа материков и океанов, города России, экономика родного края, страны мира и, конечно же, по экологии. Например: им в качестве домашнего задания (заранее) предлагается создать творческий отчет о многообразии того или иного вида животных. При выполнении ребята привлекают родителей, таким образом, решается и еще одна проблема – гармоничное общение детей и родителей. Родители начинают более полно жить жизнью своих детей. При этом учитель не остается в стороне. Он составляет список необходимой литературы, который учащиеся могут использовать; назначает график индивидуальных и групповых консультаций; заранее обговаривает с учащимися день презентации творческих отчетов. Иными словами, проектная деятельность в равной степени вовлекает на свою орбиту и учащихся, и учителя, и родителей. Результат нашей совместной работы – размещение одного из проектов на сайте «Первого сентября», на фестивале ученических проектов «Портфолио».

Заключительная ступень - «Я  - сам!»

     Ребята 9 и 10 класса способны самостоятельно работать на всех этапах проекта. Они сами формулируют проблему, цель, разрабатывают план действий. Учитель при этом выступает в «роли» эксперта, который является источником информации по проблеме проекта, предоставляет необходимые сведения и дает советы. Учащиеся при этом максимально самостоятельны. Тип презентации своей работы ребята выбирают сами. Из своего опыта хочется отметить, что в этом возрасте учащиеся более заинтересованы созданием компьютерных презентаций и видеороликов.

    Конечно, нельзя говорить о том, что все школьники сразу заинтересовались проектной деятельностью. Для некоторых она была непонятна и, как следствие, неинтересна. Но активные, инициативные, желающие более интенсивно работать ребята сами предлагали идеи создания проектов. На их основе в конце февраля  2010 года был организован ученический клуб «СОИШ» (Союз исследователей школы). Ребята в клубе были разного возраста, соответственно  - разного уровня подготовки. Сначала мне показалось, что будет очень трудно работать, но получилось все наоборот. Старшие стали учить младших, и уже даже у шестиклассников роль учителя сводилась к консультированию. Такая совместная работа детей разного возраста, увлеченных схожими проблемами, создает творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные задачи, способствует благоприятному психологическому климату в школе. Результаты работы клуба не заставили себя долго ждать.

10 марта вышла статья в городской газете «Новое время» о проведении акции в защиту первоцветов, были расклеены листовки «Сохраним первоцветы!», 21 апреля на I Городском фестивале ученических проектов ребята заняли 3 место с проектом «Красная книга Михайловского района». Эта работа также стала участником Всероссийского фестиваля ученических проектов «Портфолио». В ходе работы над проектом нами был снят видеофильм, в котором четко отражены все этапы проектной деятельности и продемонстрирован небольшой ролик о красоте и неповторимости нашего края. В апреле 2011 года ребята участвовали в ученической конференции в городе Серафимовиче «Вестники весны – 2011», где представили работу - «Красная книга Михайловского района. Часть 2 «Раннецветущие растения»».

        Избегая ошибок и недопонимания смысла проектной деятельности учащимися, методика проектирования применяется мною как на уроках, так во внеурочное время. Конечно, полностью выполнить проект на уроке проблематично и, как правило, не хватает времени, поэтому идеи создания проектов предлагаются на непосредственно уроке, а работа над проектом проходит во внеурочное время. Если проектная работа небольшая и не требует вмешательства учителя, то ребенок может выполнить ее дома. Если же это исследовательский  проект, то основную работу ребята выполняют в клубе. Презентацию проектов проводим как на уроках, так на внеклассных мероприятиях.

        Первый опыт в создании проектов нами, на мой взгляд, удачно заложен.

       Использование метода проектирования положительно сказывается на обучении детей так, как усвоение знаний  происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике. «Для ученика проект – это возможность максимально раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя в группе или индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. А для учителя учебный проект – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования».

Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время методика проектирования «становится интегрированным компонентом современной системы образования».

С обобщением опыта по использованию технологии проектирования  я выступала:

1. Научно-практической конференции «Современные образовательные технологии в школе», которая проходила в октябре 2010 года.

2. Международной научно-практической конференции «Развитие образования в Волгоградской области: история и современность» - ноябрь, 2010 года.

3. Всероссийской научно-практической конференции «Географическое образование в школе и ВУЗе: теория и практика» - март, 2011 года.

4. V-й Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы теории и практики биологического образования» - октябрь, 2011 года.

5. Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания географии в контексте требований к результатам обучения ФГОС» - ноябрь, 2011 года.

Мною написаны статьи:

  1. Использование технологии проектирования при изучении родного края.-
  2. Технология проектирования на уроках биологии. -
  3. Образ идеального учителя географии. –

Мною размещаются материалы в сети Интернет на сайтах:

1. Школьный портал-Все школы России - http://www.proshkolu.ru/

2. Издательский Дом Первое сентября - http://www.1september.ru/

3. Социальная сеть работников образования - - http://www.nsportal.ru/

В социальной сети http://www.nsportal.ru/ мною создан персональный сайт и электронное портфолио, его Web – адрес: http://www.nsportal.ru/semenchenko-marina-vladimirovna.

Мои достижения:

  1. 2008 год – Грамота главы городского округа город Михайловка
  2. С 2008 года  - член педагогического клуба «Первое сентября»
  3. 2009 год - Грамота главы городского округа город Михайловка
  4. 2009 год- Грамота отдела по образованию Администрации городского округа город Михайловка за 1 место в городском конкурсе методических разработок.
  5. 2009 год - Диплом за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок»
  6. 2009 год - Диплом за руководство учениками, предоставившими проектную работу на Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»
  7. 2010 год – Диплом лауреата II областного фестиваля презентаций педагогических проектов
  8. 2010 год – Благодарность в знак признания достижений в проектно-исследовательской деятельности и большого вклада в работе с подрастающим поколением.
  9. 2010 год - Грамота отдела по образованию Администрации городского округа город Михайловка
  10.  2010 год - Благодарственное письмо отдела по образованию Администрации городского округа город Михайловка за активное участие в научно-практической конференции «Современные образовательные технологии в школе»
  11.  2010 год – Почетная грамота молодежного парламента городского округа город Михайловка за победу в конкурсе «Лучший учитель глазами учеников»
  12.  2010 год - Диплом за руководство учениками, предоставившими проектную работу на Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»
  13.  2010 год – Благодарность комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области за активное участие в работе Международной научно-практической конференции «Развитие образования в Волгоградской области: история и современность»
  14.  2010 - 2011 год – Почетная грамота Администрации Волгоградской области комитет по образованию и науке
  15. 2011 год – Грамота за подготовку участников II Молодежного форума

Сейчас у нас находится в стадии активной работы 2 проекта:

- информационный мультимедийный проект «Реки России» - 8 класс

- творческий проект под рабочим название «Вторсырье – вторая жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - дискуссия по литературе как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся.

Представлен урок-дискуссия по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"

Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...

технология проектирования на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

главной задачей на уроках английского языка является формирование коммуникативной компетенции обучающихся по средствам современных технологий. одной из современных технологий является использование ме...

технология проектирования на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

главной задачей на уроках английского языка является формирование коммуникативной компетенции обучающихся по средствам современных технологий. одной из современных технологий является использование ме...

Диалоговые технологии на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся

Данная разработка представляет собой адаптированную систему упражнений для развития коммуникативной компетенции обучающихся по разным разделам программы на уровнях основного общего образования и средн...