Урок - дискуссия по литературе как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся.
учебно-методический материал по литературе по теме
Представлен урок-дискуссия по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-diskussiya_liter.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Бурнашова Т.И., учитель русского языка
и литературы, МКОУ ДСОШ№2»
Дискуссия как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся на уроке литературы.
Дискуссия ( от лат.)- исследование, разбор, осуждение какого-либо вопроса.
Основу уроков - дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий. Различают:
- Дискуссии-диалоги, когда урок строится вокруг диалога главных участников.
- Групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы.
- Массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все обучающиеся класса.
Для продуктивного урока-дискуссии необходимо:
- на этапе подготовки учитель должен четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути решения.
- участникам предстоящей дискуссии надо познакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной учителем.
- в начале урока обосновывается выбор темы или вопроса, уточняются условия дискуссии, выделяются узловые моменты обсуждаемой проблемы.
Главный момент дискуссии – непосредственный спор ее участников. Ведущий дискуссии может использовать различные приемы активизации обучающихся, подбадривая их репликами «хорошая мысль», «интересная мысль», «давайте подумаем вместе», «какой неожиданный, оригинальный ответ», либо делая акцент на разъяснении смысла противоположных точек зрения. Необходимо размышлять вместе с обучающимися, помогая при этом им формулировать свои мысли и развивать сотрудничество собой и школьниками.
Нужно формировать культуру дискуссии, соблюдая правила:
- вступая в дискуссию, необходимо точно знать предмет спора;
- в споре не допускать тона превосходства;
- грамотно и четко ставить вопросы;
- правильно формулировать главные выводы.
Необходимо подвести итоги дискуссии: нужно оценить правильность формулировки и употребление понятий, глубину аргументов, умение использовать приемы доказательств, опровержений, выдвижения гипотез, культуру дискуссии. На этом этапе обучающиеся получают за дискуссию отметки, которые не надо снижать за неверную точку зрения.
На заключительном этапе урока можно не только систематизировать возможные пути решения обсуждаемой проблемы, но и поставить связанные с ней новые вопросы, дающие пищу для новых раздумий обучающимся.
Тема: Что значит быть счастливым? ( Поиски счастья героями поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
Аспекты цели:
- Обучающий: знакомство с различными представлениями о счастье героями поэмы и обучающимися.
- Развивающий: развивать критическое мышление: умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, избегать категоричности в утверждениях, участвовать в дискуссии.
- Воспитательный: подумать вместе с обучающимися над определением понятия счастья; установить, что человек и герои поэмы связывают с понятием счастья .
Воспитывать у обучающихся нравственное понимание понятия счастья.
Оборудование: поэма Н.А.Некрасова, слайд – презентация, памятки « Как стать счастливым».
Методические приемы: технология развития критического мышления через чтение и письмо, дискуссия.
1.Вызов. Ребята, поднимите руки, кто хочет быть несчастным. А сейчас – те, кто хочет быть счастливым.
Сегодня мы будем говорить о вечной проблеме : поиски счастья и смысла жизни. У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может.. И все же тайно завидуешь людям, которые – по крайней мере внешне - всегда выглядят довольными собой, относятся к происходящему философски.
Дискуссия (Используется прием «мозговой штурм»).
- Что есть счастье - результат поисков или осуществление желаний?
- Могут ли определенные удовольствия дать людям временное счастье?
- Ищут ли люди временные удовольствия для того, чтобы поскорее забыть о каком-нибудь несчастье? Насколько это помогает (например, просмотр кино, чтение книг, угощение )? Насколько это может причинить вред другим (например, употребление алкоголя, наркотиков, избиение человека, причинение боли животным и др.) Назовите одну вещь (материальную или нематериальную), которая может сделать вас счастливыми. А для героев поэмы счастье заключается в материальных или духовных ценностях?
Психологи указывают на 7 способов стать счастливым:
Любите своих близких. Уделяйте много сил любимому делу, профессии Помогайте другим людям. Будьте физически активными. Узнавайте новое во всех областях жизни. Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным. Ребята, аргументируйте свое согласие или несогласие с данными утверждениями.
2.Осмысление содержания. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля дается такое определение: Счастье – 1.Случайность, желанная неожиданность, талант, удача, успех.2.Благоденствие, благополучие, желанная насущная жизнь, без горя, смуты, тревоги, покой и довольство. В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д.Н.Ушакова: Счастье – 1.Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни,удовлетворение жизнью.2.Успех, удача.В Сборнике «Пословицы русского народа» В.И.Даля помещено 570 пословиц о счастье. Вот некоторые из них: Счастье в нас, а не вокруг да около. Счастье мать, счастье мачеха, счастье бешеный бык. Счастью не верь, а беды не пугайся. Ребята, какое определение счастья вам ближе, свой ответ аргументируйте.
- А для героев поэмы счастье заключается в материальных или духовных ценностях? В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» семь странников-правдоискателей ведут спор, кто счастливее. С иронией относится поэт к самой сути спора. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее – поп, помещик, купе, чиновник или царь – обнаруживает ограниченность представлений о счастье, которые сводятся к материальной обеспеченности.
Встреча с попом проясняет, что своего, крестьянского понимания счастья у мужиков нет. Не случайно формулу счастья провозглашает поп, а крестьяне пассивно с ним соглашаются. Рассказ попа заставляет мужиков над многим призадуматься. Не может быть счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его поилец и кормилец. Несчастья мужика приносят глубокие нравственные страдания чутким людям из духовенства. Верхи оказываются несчастливыми по-своему: кризис, переживаемый народом, коснулся всех сословий русского общества.
В третьей главе «Пьяная ночь» самим движением народного мира подготовлено из его глубины сильного крестьянского характера, Якима Нагого. У него есть свое крестьянское представление о счастье, свое чувство чести, чувства собственного достоинства. С Якимом Нагим случается история, которая впервые ставит под сомнение собственнический, денежный критерий счастья. Во время пожара Яким бросается в избу спасать любимые им картиночки, а жена его – иконы. Картиночки и иконы оказались дороже целковых, хлеб духовный – выше хлеба земного.
В главе «Счастливые» Ермил Гирин всей своей жизнью опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет «все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни Ермил этим «счастьем» жертвует ради правды народной и попадает в острог.
В пятой главе «Помещик» странники спрашивают:
Скажи ты нам по-божески, Сладка ли жизнь помещичья? Ты как - вольготно, счастливо, Помещичек, живешь?
В конце главы мы слышим ответ:«Чему учился я? Что видел я вокруг?Коптил я небо божие, Носил ливрею царскую, Сорил казну народную И думал век так жить И вдруг… Владыко праведный!..»Помещик зарыдал…В главе «Крестьянка» странники решили поискать счастливую женщину: Освободи нас, выручи! Молва идет всесветная,Что ты вольготно, счастливо Живешь… Скажи по-божески: В чем счастие твое? В главе «До замужества» Матрена Тимофеевна отвечает странникам:Пригож-румян, широк-могуч,Рус волосом, тих говором- Пал на сердце Филипп!..Должно быть, так я думаю,Тогда и было счастьице Не дело- между бабами Счастливую искать!..
В главе «Бабья притча» слышится крик души героини: А вы – за счастьем сунулись!Обидно, молодцы! Идите вы к чиновнику, К вельможному боярину, Идите вы к царю, А женщин вы не трогайте,- Вот бог! Ни с чем проходите До гробовой доски! «Ключи от счастья женского,От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого! От Матрены Тимофеевны мы узнаем еще об одном счастливце:Грех промолчать про дедушку. Счастливец тоже был… В главе «Савелий, богатырь святорусский» показан первый стихийный народный бунтарь со своей крестьянской философией: «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть».Таким счастливцем оказывается борец за народные интересы. Во второй части «Пир - на весь мир» в главе «Доброе время – добрые песни» начинают песни Гриши Добросклонова, русского интеллигента: и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка. Иди к униженным, Иди к обиженным – Будь первым там. Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника,Чахотку и Сибирь. Гриша Добросклонов знает, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы. Так найдено счастье в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Рефлексия.Ребята, давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: что значит быть счастливым? Напишите синквейн со словом «счастье» Напишите эссе «Что значит быть счастливым?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование технологии проектирования при изучении географии как средство формирования коммуникативных компетентностей обучающихся"
Мой опыт по использованию технологии проектирования на уроках географии....
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности обучающихся
Доклад на муниципальном семинаре учителей истории об использовании ИКТ на уроках истории и занятиях по краеведению...
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлены виды коммуникативной компетентности и примеры практической реализации ее формирования на уроках литературы....
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Методическая разработка на тему "Модель построения предложения как средство формирования коммуникативной компетентности глухих и слабослышащих обучающихся"
В методической разработке представлен комплекс средств обучения для формирования коммуникативной компетентности обучающихся:карточки-модели построения предложений, в основе которых лежит глагол как ба...
«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Доклад на Областной научно-практической конференции в г.Краснотурьинске...
«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
laquo;Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»...