Урок географии в 6 кл. "Реки"
методическая разработка (география, 6 класс) по теме

Даанный урок является четвертым в теме Гидросфера. Цель урока:формирование представления о водах суши.Урок сопровождается показом презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok6klass.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изучения нового материала  ( с презентацией).

Класс 6.

Предмет: география.

Тема урока: «Реки»

Палочкина Любовь ПавловнаУчитель географии

Учебно-воспитательные цели:

  1. Объяснять понятия: река,  долина,  пойма,  русло,  исток,  устье,  речная система, водораздел, бассейн.
  2. Научить описывать строение реки.
  3. Научить определять устье, исток, притоки реки, бассейны, речные системы, водоразделы по карте.
  4. Познакомить с крупными реками мира.
  5. Проконтролировать знания по теме «Подземные воды»
  6. Продолжить формирование  эстетически и нравственных отношений к природе, чувства ответственности и личной сопричастности к проблемам охраны природы.

Оборудование: Физическая карта полушарий и России, презентация к уроку «Реки», проектор.

Урок составлен по учебнику География.  Начальный курс: учебник для 6 класса образовательных учреждений /Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М:, Дрофа, 2008г

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания: (Слайд №1,2)
  1. Выполнить тест с одним вариантом ответа (репродуктивный уровень).

1.Вода, находящаяся в земной, коре называется

      А) пресной

      Б) соленой

      В) подземной

2. Горные породы, пропускающие воду, называются

     А) водопроницаемыми

     Б) карстовые

     В) полезные

3. Пустоты, которые вода вымывает в легкорастворимых породах, называют

     А) колодец

      Б) пещера

     В) котлован

4. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются

       А) грунтовыми

       Б) межпластовые

       В) минеральные

5. Подземные воды, содержащие повышенное количество  растворенных веществ и газов, называются

        А) природные

        Б) минеральные

        В) грунтовые

Ответы: 1-В, 2-А, 3-Б, 4-А, 5- Б.

  1. Установите соответствие  (конструктивный уровень).
  2. (ученики самостоятельно выполняют работу, а затем взаимопроверка и сверка с ключом).

1.Вода, находящаяся в земной коре…

А минеральными водами

2.Горные породы, пропускающие воду, называются…

Б источниками (родниками)

3.Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах(напр.: солях, гипсе, известняках)называются…

В межпластовыми водами

4.Слой, насыщенный водой называется…

Г водоносным слоем

5.Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называется…

Д пещерами

6.Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, речных долинах называются…

 Е водопроницаемыми горными породами

7.Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется..

Ж грунтовыми водами

8.Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях

З Подземной водой

Ответы: 1.-З, 2.Е, 3.Д,  4.Г, 5.Ж,  6.Б, 7. В, 8.А.

II.Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.: Вода – одно из начал существования всего живого на земле. «Вода у тебя нет ни вкуса, ни цвета  ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая , что ты такое», писал Антуан де Сент- Экзюпери, известный французский писатель. (Слайд № 3)

Отгадайте  загадки: 1.Течет , течет - не вытечет;

                                      Бежит, бежит – не выбежит.  (Река)

                                   2.Не конь, а бежит,

                                      Не лес, а шумит.   (Река)

            3.Между гор, между дол

               Бежит белый конь. (Река)

Итак вы догадались, что тема сегодняшнего урока «Реки» *(Слайд4)

Запишите тему в тетрадь.

Сегодня мы поговорим о поверхностных водах Земли, о реках. Мы с вами познакомимся с новыми понятиями «река», «исток», «приток», «водораздел», «бассейн реки». Научимся находить и показывать на карте крупнейшие реки мира и России, поговорим о нашей реке Бирюсе..  Рек в России более 200 тысяч, больших и малых. Они плавно несут свои свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид. Среди 18 крупнейших рек мира находятся и реки России – это Волга, Амур, Лена, Енисей, Обь, ( слайд №5, 6 «Крупнейшие реки мира»).

А что  такое река?( Слайд № 7)

Река – это Естественный водный поток, текущий в выработанном  им природном углублении русле.

 Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления , называемого речной долиной. (Слайд № 8, 9)

  Части рек

Каждая река, где бы она не находилась, имеет своё начало. Слайд№10

Течет река на сотни и даже на тысячи километров и где –то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку. Это конец реки.

Задание

Работая с текстом на с.87-88, самостоятельно заполните таблицу №1 «Части рек»

Ваша задача найти определение и привести примеры, что такое исток и устье.

(Дети работают самостоятельно по парам, заполняют таблицу и обсуждают в паре.)

         Таблица №1

Части рек

Определение

Примеры

Исток

Место….

Устье

Место…

Проверка проделанной работы. (слайд11)

-Давайте проверим результаты вашей работы. Обменяйтесь листочками и сверьте правильность заполнения с моим.

Части рек

Определение

Примеры

Исток

Место, где река берет начало.

Болото -Волга, горный ледник - Терек,  озеро - Ангара. слияние двух рек -Обь.

Устье

Место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

Волга - в Каспийское море, Ангара в Енисей,

Найдите реку Ангару в атласе и покажите на настенной карте. Где у ангары исток, а где устье?

Понятие  «притоки»

Как вы уже заметили, каждая река имеет свои притоки. «Притоком называется более мелкий водный поток,  впадающий в главную реку». Те которые впадают слева –левые, а справа –правые.

Как определить правый или левый приток?

1) Встать лицом к устью, т.е.  по течению.

2) Справа будет правый приток, а слева левый.

Речная система.

Главная река со всеми ее притоками образуют речную систему (слайд 12)

 Найдите Волгу на карте атласа. Определите 2 главных притока. Какой из них левый,  а какой правый?

Валеологическая пауза

(Звучит музыка…) У вас на столах лежат листочки с названием рек, о которых мы говорили. Встаньте так , чтобы образовалась речная система реки ВОЛГИ.

Возьмите друг друга за руки и покажите как течет вода в реке.

Бассейн реки.

Самостоятельная работа с учебником.с88:

-прочтите в учебнике, что такое речной бассейн и запишите определение в тетрадь

(Дети записывают определение)

Самый большой бассейн у реки Амазонки 7 млн. кв.км. –чуть меньше площади Австралии.

- Граница между двумя бассейнами называется водоразделом.

Ребята, посмотрите на рис. 58  на с. 89 учебника, найдите водораздел, который проходит по самому высокому месту территории.

Питание и режим рек.

Ребята мне нужен доброволец, им будет….

-Представь, что  - ты река, чем ты будешь питаться? Вот тебе карточки. На карточках нарисованы: озеро, родник, горный ледник, снег и дождь.

Как ты думаешь ,чем питается река? Ученик выбирает: родник, ледник, снег, дождь.

Давайте проверим ,правильно ли ты выбрал. (слайд№13)

Большинство рек имеют смешанное питание. Зимой – подземные – воды. Весной – талые воды.

Ежегодный подъем уровня воды в реке- называется  весенним половодьем (слайды,14,15, 16.17)

Летом дожди и подземные воды.

Кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный сильными дождями, называют паводками.

Влияние рельефа на направление и характер течения. (слайд №17,18, 19)

Как выдумаете,  будет ли влиять рельеф на характер течения рек?

Чем отличаются равнинные реки от горных?

                          По характеру течения реки бывают

                    Равнинные                               Горные

              Текут спокойно,                      Текут быстрее, не образуют больших извилин,

               плавно в                                  долины узкие, глубокие, русло – все дно

             широких  долинах

Сообщение о Волге и Тереке.

           Волга                                                                                       Терек

  1. длина 3530км.;                                                  длина 623 км.
  2. опускается на 250м;                                         опускается на 5000м;
  3. падение реки небольшое;                               падение 5000м.;
  4. скорость течения меньше 1м/с;                     скорость течения очень большая;
  5. обходит препятствия;                                     неудобна для судоходства.
  6. удобна для судоходства

Многие поэты слагают стихи , художники пишут картины, посвящая самым красивым местам нашей планеты.

М.Ю. Лермонтов в одном из своих стихотворений писал:

             Терек воет, дик и  злобен,

        Меж утесистых громад,

        Буре плач его подобен,

        Слезы брызгами летят.

Выйдя на равнину, река течет по дну широкой долины.

        Но, по степи разбегаясь,

        Он лукавый принял вид

        И приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит…

Физ. пауза

Пороги и водопады.

Задание. Рассмотрите рис.61 учебника на с. 93 и слайд №20,

выясните как образуются пороги.

 Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. Река вымывает постепенно мягкие породы, а выходы трудноразмываемых  твердых пород образуют пороги.

Ребята посмотрите на следующий слайд(№21)

        С высоты большой срываясь,

        Грозно он ревет,

        И о камни разбиваясь

        Пеною встает.

О каком явлении здесь говорится? (О водопаде.)

Самый высокий водопад на Земле – Анхель в Южной Америке, в бассейне реки Ориноко.

 Он назван в честь летчика Анхеля, который открыл его в 1935 году с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м. на дно глубокого ущелья.

        Задание. Найдите его на карте и определите координаты.

Сообщение о Ниагарском водопаде.

Каково хозяйственное значение рек? (слайд№23)

Реки                                                      

                                                                                                                               Орошение

Источник энергии

                                                                                                               Речной транспорт

                                                                    В промышленности

                          Для бытовых нужд

   III.Закрепление новых знаний

Что вы узнали нового на уроке?

Что вам показалось интересным?

О какой реке говорится7 (слайд 25,26)

Дать анализ работы класса, выделить и оценить самых активных учащихся.

     IV Мониторинг урока

Ребята выберите  цветной квадрат, соответствующий вашему настроению.

Розовый—Я удовлетворен уроком, я много с пользой и хорошо работал на уроке.  Я получил удовлетворение от урока.

Желтый- Урок был интересен, и я принимал в нем активное участие.

Урок полезен для меня. Мне было достаточно комфортно.

Зеленый – Я недоволен уроком, потому что ничего не понял.

      V. Информация о домашнем задании.

1 вариант § 30, написать сочинение о путешествии капельки воды из Бирюсы.

2- вариант §39,составить кроссворд по терминам темы.

 Результаты урока:

Знания о реках: элементах речной системы, границах речного бассейна, особенностях равнинных и горных рек, питании, уровне  и хозяйственном значении рек. Уметь показывать реки на карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 6 кл. "Реки".

Познакомить с понятиями водный режим реки; закрепить знания об элементах речной системы, характере течения реки в зависимости от рельефа. Развивать умение определять географическое положение объекта ...

Урок географии, 6 класс, "Реки в природе и на географических картах"

Цель:  формирование глобальной картины мира через изучение темы «Реки»;Задачи: - сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; - способствоват...

Разработка урока географии по теме "Реки России"

Разработка урока географии в 6 классе...

Технологическая карта урока географии по теме "Реки" 6 класс

Тема урока: РекиКласс: 6УМК: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. М.: 2014Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.Задачи урока:Образовательные: Сформироват...

Методическая разработка урока географии на тему "Части реки. Равнинные и горные реки"

Представленный материал разработан для проведения урока географии в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

урок географии 8 класс " Река Пьяна и ее экологические проблемы".

ТЕМА УРОКА: РЕКА ПЬЯНА И  ЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЬ: Расширить знания учащихся о реке Пьяна; Показать практическое значение реки в жизни человека.Дать понимание о возможных ре...

Технологическая карта урока географии 8 класс "Реки- продукт климата"

Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и способов действий.З...