Календарно – тематическое планирование 9 класс (с региональным компонентом - Мордовия)
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) по теме

Гурьянова Татьяна Викторовна

Календарно – тематическое планирование 9 класс

(с региональным компонентом - Мордовия)

Название темы

Колчасов

Цели урока

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Измерители

 

Используемые

 ЦОР

 

Дата проведения

По плану

По факту

Введение (1 час)

1

Введение

1

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработ­ки, передачи и пред­ставления географи­ческой информации. Географическое по­ложение. Виды и уровни географиче­ского положения. По­литико-административное устройство России

Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи­тельных размеров тер­ритории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте

 

 

 

 

 

 

                            

Фронтальный устный опрос

 

 

 

Общая часть курса

Геополитическое положение России (3 часа)

2

Географиче­ское положе­ние России. ЭГП и транспортно-географическое положе­ние

1

Сформировать знания о ЭГП России. Определить место России среди государств СНГ и мире

Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи­тельных размеров тер­ритории, субъекты РФ, их различия.

 Уметь: показывать на карте

 

Соседние государства Российской Федерации первого и второго порядка.

Страны входящие в СНГ.

 

 

Учебное исследование по картам, эвристическая беседа

http://school-collection.edu.ru/ГП и границы России

 

 

3

Особенности геополитического положения

1

Дать определение понятию «геополитическое влияние». Сформировать представление о влиянии России на положение дел в мире.

 

Беседа с использованием карт атласа , работа по материалам ГИА

 

 

 

4

Политико-администра­тивное устрой­ство России

 

1

Познакомить с административно- территориальным  делением страны

Беседа с использованием карт атласа

http://school-collection.edu.ru/ Административно – терр-ое деление

 

 

                                                                     Население России ( 5 часов)

5

Население России: осо­бенности засе­ления, числен­ность и естест­венный при­рост. РФ - мно­гонациональ­ная страна

1

Формировать знания о численности. ЕП. Выявить особенности национального состава населения России и его связь с религиозной принадлежностью.

Развивать умение работать со статистическим материалом.

Знать: численность

на­селения РФ, националь­ный состав, особенности размещения, крупней­шие по численности го­рода России, городские агломерации, географию народов и религий стра­ны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунк­тов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное и

пас­сивное население, рынок труда, дефицит работни­ков, безработица. Уметь: строить и анали­зировать графики и ста­тистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, составление таблицы , работа по материалам ГИА

http://school-collection.edu.ru/Население. Народы России

 

 

 

 

 

6

Миграции на­селения. Расселение населения

1

Познакомить учащихся с основными видами миграции населения. Развивать способности умение анализировать статистические данные.

 

Анализ карт, устный опрос

 

 

 

7

Городское и

сельское насе­ление. Рассе­ление населе­ния

1

Дать понятия: урбанизация, агломерация, мегалополис.

Письменный опрос

 

 

 

8

Рынок труда, занятость на­селения России

1

 

Эвристическая беседа

 

 

 

9

Обобщающий урок по теме «Население России»

1

Проверить уровень усвоения знаний и умений по теме.

Тестирование по материалам ГИА

 

 

 

 

Общая характеристика хозяйства ( 20 часов)

Тема1. Географические особенности экономики России (3 часа)

 

10

Понятие «хо­зяйство». Структура хо­зяйства

1

Выяснить сущность понятий «народное хозяйство», «отрасль», «географическое разделение труда».Совершенствование работы с учебником.

Ученик должен знать изменения пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и от­раслями в структуре хозяйства; условия и факторы размеще­ния предприятий. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы' размещения

Беседа с использованием карт атласа

 

 

 

 

 

11

Этапы разви­тия хозяйства

1

Познакомить с понятием «межотраслевой комплекс»

Устный опрос

 

 

 

12

Географиче­ское райони­рование

1

Познакомит с понятием территориальная структура хозяйства

Беседа с использованием карт атласа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (20 часов)

13

География отраслей. ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность

1

Раскрыть значение ТЭК, его проблемы и пути их решения. Развивать умений самостоятельно добывать знания.

Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и пер­спективы его разви­тия. Уметь анали­зировать экономи­ческие карты и ста­тистические данные

Приводить при­меры и показывать на карте электро­станции различных типов (ГЭС, ТЭЦ, АЭС, ПЭС)

Работа с картой, индив. Фронтальный опрос 

http://school-collection.edu.ru/ ТЭК

 

 

 

14

Угольная промышленность

1

Выяснить особенности размещения угольной промышленности. Определить проблемы и наметить пути решения проблем.

Практическая работа «Составление характеристики одной угольной базы»

 

 

 

15

Электроэнергетика

1

Дать определения понятием «электроэнергетика», «энергосистема». Познакомить с особенностями электростанций разных типов и их расположение.

Беседа с использованием карт атласа , работа по материалам ГИА

 

 

 

16

Металлургический комплекс

1

Дать знания о составе, о значении, роли МК.

Показывать на

карте металлурги­ческие базы и их крупнейшие цен­тры. Использовать различные источ­ники географиче­ской информации для составления характеристики баз

Анализ карт, устный опрос

 

 

 

17

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим данным

1

Выявить особенности и значение металлургического комплекса

Анализ карт, заполнение таблицы (пр. работа)

http://school-collection.edu.ru/ Металлургия

 

 

18

Черная металлургия

1

Сформировать знания о черной металлургии

Фронтальный опрос

 

 

 

19

Цветная металлургия

1

Сформировать знания о цветной металлургии. Определить ведущие факторы размещения предприятий.

 

Беседа с использованием карт атласа , работа по материалам ГИА

 

 

 

20

Машиностроительный комплекс

1

Определить состав и значение машиност. комплекса. Сформировать проблемы машиностроительного комплекса и наметить пути их решения

Объяснять роль машиностроения в современной эко­номике страны. По­казывать главные районы и центры наукоёмкого, тру­доёмкого и метал­лоёмкого машино­строения, объяс­нять факторы их размещения

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА

http://school-collection.edu.ru/ Машиностроение

 

 

21

Факторы размещения машиностроения

1

Ввести новые понятия «специализация», «кооперирование». Формировать умений анализировать тематических карт.  

Анализ карт, устный опрос

 

 

 

 

 

 

22

Военно – промышленный комплекс

1

Установить особенности ВПК. Проанализировать карты и определить размещение отраслей ВПК.

 

Показывать на

карте России горо­да науки и технопо­лисы. Приводить примеры наукоём­кого производства в России

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа

http://school-collection.edu.ru/ ВПК

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Химико – лесной комплекс

1

Определить значение химико – лесного комплекса в развитии хоз-ва. Выявить особенности химич. промышленности.

Знать специфику химической про­мышленности, важ­нейшие центры. Приводить при-

меры по сохране­нию природы

Анализ карт, заполнение таблицы (пр. работа)

 

 

 

24

Лесная промышленность

1

Сформировать знания о лесной промышленности

Знать: о роли леса в российской экономи­ке, основные лесо­промышленные рай­оны страны, геогра­фию пушного про­мысла. Уметь объ­яснить проблемы этих отраслей

Составление таблицы по результатам сравнения карт,  ра­бота по запол­нению контур­ных карт

 

 

 

25

Комплексы конструкционных материалов (обобщение)

1

Проверить ЗУН

Знать основные понятия

Тестирование

 

 

 

26

Агропромышлен

ный комплекс

 

Выявить особенности АПК. Охарактеризовать отрасли сельского хоз-ва

По­нимать особенно­сти сельского хо­зяйства страны. Знать основные районы выращива­ния зерновых и технических куль­тур, картофеля, районы садоводства, основные районы разведения крупнорогатого скота, свиней. Закон о земле

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА

http://school-collection.edu.ru/ АПК

 

 

 

 

 

 

 

27

Пищевая и легкая промышленность

1

Выяснить размещения пищевой и легкой промышленности. Раскрыть проблемы отраслей и наметить пути их размещения

Знать факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности

Анализ карт, заполнение таблицы (пр. работа)

 

 

 

28

Инфраструктурный комплекс

1

Развивать понятия «инфраструктура». Сформировать представление о составе и о его роли в экономике

Объяснять значе­ние отраслей сфе­ры обслуживания в повышении качест­ва жизни населе­ния, географиче­ские различия обеспечения рос­сиян жильём, зна­чение для экономи­ки России развития рекреационного хозяйства

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

29

Транспортный комплекс

1

Определить значение транспорта для функционирования хозяйства

 

Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Пока­зывать важнейшие железнодорожные магистрали и узлы

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА

http://school-collection.edu.ru/ АПК России

 

 

30

Виды транспорта. Транспортные узлы 

1

Охарактеризовать виды транспорта. Усвоить понятие «транспортный узел» 

  Ра­бота по запол­нению контур­ных карт

 

 

 

31

Урок повторение по темам: «АПК и инфраструктура»

1

Систематизировать и обобщать знаний по теме

Знать состав, значение, особенности. Уметь находить основные базы 

Фронтальный опрос

 

 

 

32

Зачет по теме: «Межотраслевые комплексы России»

1

Проверить уровень ЗУН уч-ся по изученной теме

Тестирование по материалам ГИА

 

 

 

Раздел 3. Регионы России(38 часов)

Тема 3. Европейская часть России (28 часов)

33

Экономическое районирование

1

Познакомить уч-ся с причинами районирования России. Определить условия, влияющие на специализацию района

Анализировать

карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа

 

 

 

34

Центральная Россия: со­став, геогра­фическое положение

1

Дать знания о составе ЭГП, особенности Ц.Р. Установить значение Цен. Района в судьбе России

Составлять харак­теристику террито­рии, используя раз­личные источники информации и формы ее пред­ставления

Приводить при-

меры факторов,

способствующих и

затрудняющих раз­витие хозяйства. Называть и пока­зывать главные объекты, причины роста городов, де­мографические проблемы

Географический диктант

 

 

 

35

Центральный экономический

район

1

Сформировать представление о главных чертах современного хозяйства Ц.Р. Развивать умение работать с экономической картой.

Эвристическая беседа по ре­зультатам групповой ра­боты

http://school-collection.edu.ru/ Центральная Россия

 

 

36

Москва - сто­лица России

Города Цен­трального района

1

Москва - столица Россий­ской Федерации, предста­витель России на мировой арене. Радиально-кольцевая структура Моск­вы. Москва - крупнейший транспортный узел России

Города Центрального рай­она

 

Сравнивать пла­нировки Москвы и Санкт-Петербурга

Сравнивать города Центральной Рос­сии

Групповая работа

 

 

 

 

37

Сравнительная характеристика Центрально-Черноземного и Волго - Вятского района

1

Выявить сходства и различия между двумя районами

Составлять харак­теристику террито­рии, используя раз­личные источники информации и формы ее пред­ставления

Составление таблицы по результатам сравнения карт

 

 

 

38

Северо- Западный район

1

Определить особенности ЭГП и роль С. Петербурга в хоз-ве района. Изучить специализацию Северо- западного района

Составлять харак­теристику террито­рий на основе раз­нообразных источ­ников географиче­ской информации и форм ее представ­ления

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА

http://school-collection.edu.ru/ Сев. – Западный эк. Район

 

 

39

Европейский Север

1

Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения. Развивать умения работать с картой

Объяснять связь территориально производственных комплексов района. Называть важней­шие отрасли и

 центры, анализировать экономическую кар­ту

Географический диктант

 

 

 

40

Европейский юг- Северный Кавказ

1

Дать оценку ЭГП. Определить особенности природных условий и ресурсов, населения, отрасли специализации и их территориальную структуру. Обратить внимание на проблемы Сев. Кавказа и пути их решения

Знать: состав рай­она, особенности ЭГП и природы рай­она.

Уметь: оценивать особенности ГП района.

Обеспеченность природными ресурсами

Анализ карт, заполнение таблицы (пр. работа)

 

 

 

41

Обобщение знаний по изученным районам

1

Проверить уровень ЗУН уч-ся по изученной теме

Знать состав , отрасли специализации районов

Тестирование по материалам ГИА

 

 

 

42

Поволжье

1

Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения. Развивать умения работать с картой

Знать: состав рай­она, этапы и факто­ры формирования района.

Уметь: составлять сравнительную ха­рактеристику приро­ды частей Поволжья, определять по кар­там природные ре­сурсы района

Знать: историю заселения района, особенности раз­мещения населе­ния.

Уметь: показывать по карте крупные города

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА

 

 

 

 

 

 

 

 

http://school-collection.edu.ru/ Поволжье

 

 

                                                                                                    География Мордовии

43

Особенности ЭГП, форми­рования при­роды, терри­тории РТ

 

1

 

Знать: особенности ГП региона, основ­ные этапы освое­ния.

Уметь: по картам оценивать природ­ные ресурсы

Эвристическая беседа, с использованием карт

 

 

 

44

Численность и национальный состав   населения

1

Познакомить уч-ся с численностью структурой населения 

Знать: основные этапы заселения региона.

Уметь: характери­зовать современ­ное хозяйство

Устный опрос

 

 

 

45

Формы расселения. Урбанизация. Трудовые ресурсы

1

Научить выявить закономерности размещения городского и сельского населения      

 

Проверочная работа

 

 

 

46

ТЭК РМ

 

Познакомить с ТЭК  РМ. Роль нефтяной  пром-ти в экономике республики и района.  Охарактеризовать современное состояние

Знать:особенности развития хозяйства региона, важней­шие природно-хозяйственные объекты, основные виды природных ресурсов

Составление характеристики  по результатам сравнения карт

 

 

 

 

47

Машиностроительный комплекс

1

Показать значение машиностроения и металлообработки в развитии экономики РМ.

Эвристическая беседа, с использованием карт

 

 

 

48

Комплекс производящий конструкционные материалы

1

Помочь учащимся осмыслить материал, развивать желание трудиться, помочь овладеть необходимыми знаниями

Тест

 

 

 

49

АПК Мордовии

1

Познакомить с уровнем развития АПК и сельского хоз-ва РТ. Развивать познавательную активность уч-ся

Объяснять: изме­нение пропорций между сферами, межотраслевыми комплексами и от­раслями в структу­ре хозяйства. Знать: уровень развития АПК и с/х

Эвристическая беседа, с использованием карт

 

 

 

50

Сельское хозяйство

1

Определить специфику зональной специализации с/х

Практическая работа

 

 

 

51

Транспортный комплекс

1

Раскрыть основные черты размещения транспорта

Знать основные черты размещения

Устный опрос

 

 

 

52

Экскурсия на предприятия

1

Познакомить уч-ся с историей, производством. Дать представление о технологии производства. Познакомить с профессиями.

Знать план описания предприятия

Беседа

 

 

 

53

Эколого-экономиче­ские пробле­мы РМ

 

1

 

 

Познакомить уч-ся с основными проблемами РМ. Выявить источников загрязнения и меры охраны природы.

Уметь: объяснять причины экономи­ческих и экологических  проблем, прогнозировать пу­ти их решения

Беседа с использованием карт атласа

 

 

 

54

Администра­тивные центры РМ, их особенно­сти

1

Познакомить с муниципальными районами РТ

Знать ЭГП районов,, уметь показывать на карте

Фронтальная беседа

 

 

 

55

Экономическое районирование

1

Познакомить уч-ся причинами районирования республики. Сформировать представление об экономических районах

Объяснить причины районирования

Эвристическая беседа, с использованием карт

 

 

 

56

Ардатовский муниципальный район на фоне районов РМ

1

Рассмотреть ЭГП района, основные отрасли

Знать особенности хозяйства района

Беседа

 

 

 

57

Обобщающий урок по теме: «География Мордовии»

1

Обобщить пройденный материал

Знать особенности экономики

Устный опрос

 

 

 

58

Зачет по теме: «Экономическая география РМ»

1

Определить уровень знаний по курсу экономическая география РТ

 

Знать основные понятия и термины

Тестирование

 

 

 

59

Уральский район. Особенности населения и хозяйства

1

Показать значение Урала в хозяйстве страны, определить состояние экономики

Знать: состав рай­она, особенности географического положения.Географию городов Урала, особенности важ­нейших отраслей хозяйства Уметь: по карте определять ГП района

 по карте опреде­лять этапы разви­тия района, гео­графическую и эко­номическую специ­фику района, объяснять проблемы развития хозяйства района

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА

http://school-collection.edu.ru/ Уральский район

 

 

60

Итоговый урок раздела «Европейская Россия»

1

Проверить ЗУН

Уметь: выделять, описывать и объяс­нять существенные признаки Европей­ской части России;  ее обеспеченности  природными и человеческими ре­сурсами, хозяйст­венного потенциала.

Тестирование

 

 

 

Тема 4. Азиатская часть России (10 часов)

61

Восточный макрорегион

1

Сформировать общее представление об особенностях Восточной зоны

Объяснить общее особенности Восточной зоны

Эвристическая беседа, с использованием карт

 

 

 

62

Природа и ресурсы Западной Сибири. Население.

1

Познакомить с особенностями ЭГП, природными условиями и ресурсами

Знать: состав, фак­торы формирова­ния района, отрасли специализации района Уметь: определять по картам ЭГП За­падной Сибири

Беседа с использованием карт атласа , работа по материалам ГИА

 

 

 

63

Хозяйственное освоениеСибири.

1

Изучить отрасли специализации Зап. Сибири и проблемы района

 

 

 

 

64

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы

1

Определить состав, ЭГП, природные условия

Учебное иссле­дование по кар­там. Эвристиче­ская беседа по результатам групповой работы

http://school-collection.edu.ru/ Восточная Сибирь

 

 

65

Хозяйство района

1

Изучить отрасли специализации Вост. Сибири и проблемы района

Эвристическая беседа, с использованием карт

 

 

 

66

Дальний Восток. Природные условия и ресурсы

 

Определить состав Дальнего Востока и объяснить особенности ЭГП

Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА

http://school-collection.edu.ru/ Дальний Восток

 

 

67

Хозяйство района

1

Изучить отрасли специализации  и проблемы района

Групповая

 работа.

Составление по карте маршрута пу­тешествия. Беседа по ре­зультатам ана­лиза карт

 

 

 

68

Итоговый урок раздела «Ази­атская Рос­сия»

1

Закрепить знания о экономических районах Восточного региона

Уметь: выделять, описывать и объяс­нять существенные признаки Азиатской части России;

Проверочная работа

 

 

 

69

Экологическая ситуация в Рос­сии

1

Познакомить уч-ся с основными проблемами России. Выявить источников загрязнения и меры охраны природы.

Уметь: анализировать эко­логические карты России; уметь выполнять правила природоохранного пове­дения, участвовать в ме­роприятиях по охране природы

Учебное иссле­дование по кар­там. Эвристиче­ская беседа по результатам групповой работы

 

 

 

70

Итоговый урок по курсу

1

Закрепить и проверить  знания по курсу «Население и хозяйство России»

 

Тестирование по материалам ГИА

 

 

 

                 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Календарно - тематическое планирование по географии с краеведческим компонентом для 6 класса, автор Т.П.Герасимова, Н.А.Неклюкова

В данном планировании отображены темы уроков, практические работы, основные понятия, формируемые на уроке, оснащенность урока....

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс = Зелёный мир (региональный компонент) интегрированный курс

Данный документ содержит календарно- тематическое планирование по курсу Биология 6 класс Пасечника = Зелёный мир 2 часа в неделю...

Календарно-тематическое планирование по музыке для 5 класса с региональным компонентом

В календарно-тематическое планирование по музыке для 5 класса  включен региональный компонент Кузбасса.  Дети имеют возможность познакомиться  с такими известными композиторами Кемеровс...