Календарно – тематическое планирование 9 класс (с региональным компонентом - Мордовия)
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) по теме
Календарно – тематическое планирование 9 класс
(с региональным компонентом - Мордовия)
№ | Название темы | Колчасов | Цели урока | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля Измерители
| Используемые ЦОР
| Дата проведения | |||||||||
По плану | По факту | |||||||||||||||
Введение (1 час) | ||||||||||||||||
1 | Введение | 1 | География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России | Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте
| Фронтальный устный опрос |
|
|
| ||||||||
Общая часть курса Геополитическое положение России (3 часа) | ||||||||||||||||
2 | Географическое положение России. ЭГП и транспортно-географическое положение | 1 | Сформировать знания о ЭГП России. Определить место России среди государств СНГ и мире | Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте
Соседние государства Российской Федерации первого и второго порядка. Страны входящие в СНГ.
| Учебное исследование по картам, эвристическая беседа | http://school-collection.edu.ru/ГП и границы России |
|
| ||||||||
3 | Особенности геополитического положения | 1 | Дать определение понятию «геополитическое влияние». Сформировать представление о влиянии России на положение дел в мире.
| Беседа с использованием карт атласа , работа по материалам ГИА |
|
|
| |||||||||
4 | Политико-административное устройство России |
1 | Познакомить с административно- территориальным делением страны | Беседа с использованием карт атласа | http://school-collection.edu.ru/ Административно – терр-ое деление |
|
| |||||||||
Население России ( 5 часов) | ||||||||||||||||
5 | Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ - многонациональная страна | 1 | Формировать знания о численности. ЕП. Выявить особенности национального состава населения России и его связь с религиозной принадлежностью. Развивать умение работать со статистическим материалом. | Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное и пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП | Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, составление таблицы , работа по материалам ГИА | http://school-collection.edu.ru/Население. Народы России |
|
| ||||||||
6 | Миграции населения. Расселение населения | 1 | Познакомить учащихся с основными видами миграции населения. Развивать способности умение анализировать статистические данные.
| Анализ карт, устный опрос |
|
|
| |||||||||
7 | Городское и сельское население. Расселение населения | 1 | Дать понятия: урбанизация, агломерация, мегалополис. | Письменный опрос |
|
|
| |||||||||
8 | Рынок труда, занятость населения России | 1 |
| Эвристическая беседа |
|
|
| |||||||||
9 | Обобщающий урок по теме «Население России» | 1 | Проверить уровень усвоения знаний и умений по теме. | Тестирование по материалам ГИА |
|
|
| |||||||||
Общая характеристика хозяйства ( 20 часов) Тема1. Географические особенности экономики России (3 часа) | ||||||||||||||||
10 | Понятие «хозяйство». Структура хозяйства | 1 | Выяснить сущность понятий «народное хозяйство», «отрасль», «географическое разделение труда».Совершенствование работы с учебником. | Ученик должен знать изменения пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства; условия и факторы размещения предприятий. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы' размещения | Беседа с использованием карт атласа |
|
|
| ||||||||
11 | Этапы развития хозяйства | 1 | Познакомить с понятием «межотраслевой комплекс» | Устный опрос |
|
|
| |||||||||
12 | Географическое районирование | 1 | Познакомит с понятием территориальная структура хозяйства | Беседа с использованием карт атласа |
|
|
| |||||||||
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (20 часов) | ||||||||||||||||
13 | География отраслей. ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность | 1 | Раскрыть значение ТЭК, его проблемы и пути их решения. Развивать умений самостоятельно добывать знания. | Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные Приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов (ГЭС, ТЭЦ, АЭС, ПЭС) | Работа с картой, индив. Фронтальный опрос |
|
| |||||||||
14 | Угольная промышленность | 1 | Выяснить особенности размещения угольной промышленности. Определить проблемы и наметить пути решения проблем. | Практическая работа «Составление характеристики одной угольной базы» |
|
|
| |||||||||
15 | Электроэнергетика | 1 | Дать определения понятием «электроэнергетика», «энергосистема». Познакомить с особенностями электростанций разных типов и их расположение. | Беседа с использованием карт атласа , работа по материалам ГИА |
|
|
| |||||||||
16 | Металлургический комплекс | 1 | Дать знания о составе, о значении, роли МК. | Показывать на карте металлургические базы и их крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз | Анализ карт, устный опрос |
|
|
| ||||||||
17 | Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим данным | 1 | Выявить особенности и значение металлургического комплекса | Анализ карт, заполнение таблицы (пр. работа) | http://school-collection.edu.ru/ Металлургия |
|
| |||||||||
18 | Черная металлургия | 1 | Сформировать знания о черной металлургии | Фронтальный опрос |
|
|
| |||||||||
19 | Цветная металлургия | 1 | Сформировать знания о цветной металлургии. Определить ведущие факторы размещения предприятий.
| Беседа с использованием карт атласа , работа по материалам ГИА |
|
|
| |||||||||
20 | Машиностроительный комплекс | 1 | Определить состав и значение машиност. комплекса. Сформировать проблемы машиностроительного комплекса и наметить пути их решения | Объяснять роль машиностроения в современной экономике страны. Показывать главные районы и центры наукоёмкого, трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения, объяснять факторы их размещения | Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА | http://school-collection.edu.ru/ Машиностроение |
|
| ||||||||
21 | Факторы размещения машиностроения | 1 | Ввести новые понятия «специализация», «кооперирование». Формировать умений анализировать тематических карт. | Анализ карт, устный опрос |
|
|
| |||||||||
22 | Военно – промышленный комплекс | 1 | Установить особенности ВПК. Проанализировать карты и определить размещение отраслей ВПК.
| Показывать на карте России города науки и технополисы. Приводить примеры наукоёмкого производства в России | Эвристическая беседа, с использованием карт атласа | http://school-collection.edu.ru/ ВПК
|
|
| ||||||||
23 | Химико – лесной комплекс | 1 | Определить значение химико – лесного комплекса в развитии хоз-ва. Выявить особенности химич. промышленности. | Знать специфику химической промышленности, важнейшие центры. Приводить при- меры по сохранению природы | Анализ карт, заполнение таблицы (пр. работа) |
|
|
| ||||||||
24 | Лесная промышленность | 1 | Сформировать знания о лесной промышленности | Знать: о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла. Уметь объяснить проблемы этих отраслей | Составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт |
|
|
| ||||||||
25 | Комплексы конструкционных материалов (обобщение) | 1 | Проверить ЗУН | Знать основные понятия | Тестирование |
|
|
| ||||||||
26 | Агропромышлен ный комплекс |
| Выявить особенности АПК. Охарактеризовать отрасли сельского хоз-ва | Понимать особенности сельского хозяйства страны. Знать основные районы выращивания зерновых и технических культур, картофеля, районы садоводства, основные районы разведения крупнорогатого скота, свиней. Закон о земле | Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА | http://school-collection.edu.ru/ АПК
|
|
| ||||||||
27 | Пищевая и легкая промышленность | 1 | Выяснить размещения пищевой и легкой промышленности. Раскрыть проблемы отраслей и наметить пути их размещения | Знать факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности | Анализ карт, заполнение таблицы (пр. работа) |
|
|
| ||||||||
28 | Инфраструктурный комплекс | 1 | Развивать понятия «инфраструктура». Сформировать представление о составе и о его роли в экономике | Объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильём, значение для экономики России развития рекреационного хозяйства | Фронтальный опрос |
|
|
| ||||||||
29 | Транспортный комплекс | 1 | Определить значение транспорта для функционирования хозяйства
| Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Показывать важнейшие железнодорожные магистрали и узлы | Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА | http://school-collection.edu.ru/ АПК России |
|
| ||||||||
30 | Виды транспорта. Транспортные узлы | 1 | Охарактеризовать виды транспорта. Усвоить понятие «транспортный узел» | Работа по заполнению контурных карт |
|
|
| |||||||||
31 | Урок повторение по темам: «АПК и инфраструктура» | 1 | Систематизировать и обобщать знаний по теме | Знать состав, значение, особенности. Уметь находить основные базы | Фронтальный опрос |
|
|
| ||||||||
32 | Зачет по теме: «Межотраслевые комплексы России» | 1 | Проверить уровень ЗУН уч-ся по изученной теме | Тестирование по материалам ГИА |
|
|
| |||||||||
Раздел 3. Регионы России(38 часов) Тема 3. Европейская часть России (28 часов) | ||||||||||||||||
33 | Экономическое районирование | 1 | Познакомить уч-ся с причинами районирования России. Определить условия, влияющие на специализацию района | Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района | Эвристическая беседа, с использованием карт атласа |
|
|
| ||||||||
34 | Центральная Россия: состав, географическое положение | 1 | Дать знания о составе ЭГП, особенности Ц.Р. Установить значение Цен. Района в судьбе России | Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления Приводить при- меры факторов, способствующих и затрудняющих развитие хозяйства. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы | Географический диктант |
|
|
| ||||||||
35 | Центральный экономический район | 1 | Сформировать представление о главных чертах современного хозяйства Ц.Р. Развивать умение работать с экономической картой. | Эвристическая беседа по результатам групповой работы | http://school-collection.edu.ru/ Центральная Россия |
|
| |||||||||
36 | Москва - столица России Города Центрального района | 1 | Москва - столица Российской Федерации, представитель России на мировой арене. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва - крупнейший транспортный узел России Города Центрального района
| Сравнивать планировки Москвы и Санкт-Петербурга Сравнивать города Центральной России | Групповая работа |
|
|
| ||||||||
37 | Сравнительная характеристика Центрально-Черноземного и Волго - Вятского района | 1 | Выявить сходства и различия между двумя районами | Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления | Составление таблицы по результатам сравнения карт |
|
|
| ||||||||
38 | Северо- Западный район | 1 | Определить особенности ЭГП и роль С. Петербурга в хоз-ве района. Изучить специализацию Северо- западного района | Составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления | Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА | http://school-collection.edu.ru/ Сев. – Западный эк. Район |
|
| ||||||||
39 | Европейский Север | 1 | Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения. Развивать умения работать с картой | Объяснять связь территориально производственных комплексов района. Называть важнейшие отрасли и центры, анализировать экономическую карту | Географический диктант |
|
|
| ||||||||
40 | Европейский юг- Северный Кавказ | 1 | Дать оценку ЭГП. Определить особенности природных условий и ресурсов, населения, отрасли специализации и их территориальную структуру. Обратить внимание на проблемы Сев. Кавказа и пути их решения | Знать: состав района, особенности ЭГП и природы района. Уметь: оценивать особенности ГП района. Обеспеченность природными ресурсами | Анализ карт, заполнение таблицы (пр. работа) |
|
|
| ||||||||
41 | Обобщение знаний по изученным районам | 1 | Проверить уровень ЗУН уч-ся по изученной теме | Знать состав , отрасли специализации районов | Тестирование по материалам ГИА |
|
|
| ||||||||
42 | Поволжье | 1 | Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения. Развивать умения работать с картой | Знать: состав района, этапы и факторы формирования района. Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района Знать: историю заселения района, особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города | Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА
| http://school-collection.edu.ru/ Поволжье |
|
| ||||||||
География Мордовии | ||||||||||||||||
43 | Особенности ЭГП, формирования природы, территории РТ |
1 |
| Знать: особенности ГП региона, основные этапы освоения. Уметь: по картам оценивать природные ресурсы | Эвристическая беседа, с использованием карт |
|
|
| ||||||||
44 | Численность и национальный состав населения | 1 | Познакомить уч-ся с численностью структурой населения | Знать: основные этапы заселения региона. Уметь: характеризовать современное хозяйство | Устный опрос |
|
|
| ||||||||
45 | Формы расселения. Урбанизация. Трудовые ресурсы | 1 | Научить выявить закономерности размещения городского и сельского населения
| Проверочная работа |
|
|
| |||||||||
46 | ТЭК РМ |
| Познакомить с ТЭК РМ. Роль нефтяной пром-ти в экономике республики и района. Охарактеризовать современное состояние | Знать:особенности развития хозяйства региона, важнейшие природно-хозяйственные объекты, основные виды природных ресурсов | Составление характеристики по результатам сравнения карт |
|
|
| ||||||||
47 | Машиностроительный комплекс | 1 | Показать значение машиностроения и металлообработки в развитии экономики РМ. | Эвристическая беседа, с использованием карт |
|
|
| |||||||||
48 | Комплекс производящий конструкционные материалы | 1 | Помочь учащимся осмыслить материал, развивать желание трудиться, помочь овладеть необходимыми знаниями | Тест |
|
|
| |||||||||
49 | АПК Мордовии | 1 | Познакомить с уровнем развития АПК и сельского хоз-ва РТ. Развивать познавательную активность уч-ся | Объяснять: изменение пропорций между сферами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства. Знать: уровень развития АПК и с/х | Эвристическая беседа, с использованием карт |
|
|
| ||||||||
50 | Сельское хозяйство | 1 | Определить специфику зональной специализации с/х | Практическая работа |
|
|
| |||||||||
51 | Транспортный комплекс | 1 | Раскрыть основные черты размещения транспорта | Знать основные черты размещения | Устный опрос |
|
|
| ||||||||
52 | Экскурсия на предприятия | 1 | Познакомить уч-ся с историей, производством. Дать представление о технологии производства. Познакомить с профессиями. | Знать план описания предприятия | Беседа |
|
|
| ||||||||
53 | Эколого-экономические проблемы РМ |
1
| Познакомить уч-ся с основными проблемами РМ. Выявить источников загрязнения и меры охраны природы. | Уметь: объяснять причины экономических и экологических проблем, прогнозировать пути их решения | Беседа с использованием карт атласа |
|
|
| ||||||||
54 | Административные центры РМ, их особенности | 1 | Познакомить с муниципальными районами РТ | Знать ЭГП районов,, уметь показывать на карте | Фронтальная беседа |
|
|
| ||||||||
55 | Экономическое районирование | 1 | Познакомить уч-ся причинами районирования республики. Сформировать представление об экономических районах | Объяснить причины районирования | Эвристическая беседа, с использованием карт |
|
|
| ||||||||
56 | Ардатовский муниципальный район на фоне районов РМ | 1 | Рассмотреть ЭГП района, основные отрасли | Знать особенности хозяйства района | Беседа |
|
|
| ||||||||
57 | Обобщающий урок по теме: «География Мордовии» | 1 | Обобщить пройденный материал | Знать особенности экономики | Устный опрос |
|
|
| ||||||||
58 | Зачет по теме: «Экономическая география РМ» | 1 | Определить уровень знаний по курсу экономическая география РТ
| Знать основные понятия и термины | Тестирование |
|
|
| ||||||||
59 | Уральский район. Особенности населения и хозяйства | 1 | Показать значение Урала в хозяйстве страны, определить состояние экономики | Знать: состав района, особенности географического положения.Географию городов Урала, особенности важнейших отраслей хозяйства Уметь: по карте определять ГП района по карте определять этапы развития района, географическую и экономическую специфику района, объяснять проблемы развития хозяйства района | Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА | http://school-collection.edu.ru/ Уральский район |
|
| ||||||||
60 | Итоговый урок раздела «Европейская Россия» | 1 | Проверить ЗУН | Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки Европейской части России; ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала. | Тестирование |
|
|
| ||||||||
Тема 4. Азиатская часть России (10 часов) | ||||||||||||||||
61 | Восточный макрорегион | 1 | Сформировать общее представление об особенностях Восточной зоны | Объяснить общее особенности Восточной зоны | Эвристическая беседа, с использованием карт |
|
|
| ||||||||
62 | Природа и ресурсы Западной Сибири. Население. | 1 | Познакомить с особенностями ЭГП, природными условиями и ресурсами | Знать: состав, факторы формирования района, отрасли специализации района Уметь: определять по картам ЭГП Западной Сибири | Беседа с использованием карт атласа , работа по материалам ГИА |
|
|
| ||||||||
63 | Хозяйственное освоениеСибири. | 1 | Изучить отрасли специализации Зап. Сибири и проблемы района |
|
|
|
| |||||||||
64 | Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы | 1 | Определить состав, ЭГП, природные условия | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | http://school-collection.edu.ru/ Восточная Сибирь |
|
| |||||||||
65 | Хозяйство района | 1 | Изучить отрасли специализации Вост. Сибири и проблемы района | Эвристическая беседа, с использованием карт |
|
|
| |||||||||
66 | Дальний Восток. Природные условия и ресурсы |
| Определить состав Дальнего Востока и объяснить особенности ЭГП | Эвристическая беседа, с использованием карт атласа, работа по материалам ГИА | http://school-collection.edu.ru/ Дальний Восток |
|
| |||||||||
67 | Хозяйство района | 1 | Изучить отрасли специализации и проблемы района | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт |
|
|
| |||||||||
68 | Итоговый урок раздела «Азиатская Россия» | 1 | Закрепить знания о экономических районах Восточного региона | Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки Азиатской части России; | Проверочная работа |
|
|
| ||||||||
69 | Экологическая ситуация в России | 1 | Познакомить уч-ся с основными проблемами России. Выявить источников загрязнения и меры охраны природы. | Уметь: анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы |
|
|
| ||||||||
70 | Итоговый урок по курсу | 1 | Закрепить и проверить знания по курсу «Население и хозяйство России» |
| Тестирование по материалам ГИА |
|
|
| ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Календарно - тематическое планирование по географии с краеведческим компонентом для 6 класса, автор Т.П.Герасимова, Н.А.Неклюкова
В данном планировании отображены темы уроков, практические работы, основные понятия, формируемые на уроке, оснащенность урока....
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс = Зелёный мир (региональный компонент) интегрированный курс
Данный документ содержит календарно- тематическое планирование по курсу Биология 6 класс Пасечника = Зелёный мир 2 часа в неделю...
Календарно-тематическое планирование по музыке для 5 класса с региональным компонентом
В календарно-тематическое планирование по музыке для 5 класса включен региональный компонент Кузбасса. Дети имеют возможность познакомиться с такими известными композиторами Кемеровс...