Особенности природных компонентов Северного Кавказа
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 128
Калининского района Санкт-Петербурга.
Урок географии
в 8 классе,
проведенный 24 января 2012 года.
Учитель: Зайцева Елена Владимировна.
Тема урока: «Особенности природных компонентов Северного Кавказа»
Цели задачи урока:
а) образовательные: познакомить с географическим положением, особенностях природы Северного Кавказа;
б) воспитательные: формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития, способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе;
в) развивающие: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником.
Тип урока: изучение нового
Оборудование урока: атлас, учебник, тетрадь, раздаточный материал, плакат- план урока, сведения об авторе.
ИКТ: презентация, видеофильм, вид Кавказа из космоса (планета гугл), интерактивная доска.
Методы: репродуктивный (вставить пропущенные сведения, заполнить схему), частично-поисковый (установить соответствие, причинно-следственные связи), исследовательский (проблемные вопросы, сравнение рек)
Особенности природных компонентов Северного Кавказа.
I. Организационный момент. (0,5 мин)
- Проверим готовность: учебник, атласы, тетрадь, раздаточный материал.
II Актуальность темы. (3,5 мин)
- Предлагаю просмотреть сюжет и ответить на вопрос: о чем будем говорить? (Показ слайдов: виды Северного Кавказа+ музыкальное сопровождение)
-С каким природно-территориальным комплексом познакомимся? ( Северный Кавказ) Как догадались? (Музыка Кавказская, горы). С какими природными компонентами мы познакомимся? (рельеф, климат, высотная поясность, т.к. это горы, почвы). Верно, но мы всегда еще какой вопрос затрагиваем? (Об экологии). Вы определили цели урока , а я предлагаю такой план урока:
1. Географическое положение.
2. Особенности природы
3. Экологические проблемы.
4. Проверим знания
Предлагаю посмотреть на Северный Кавказ с космоса и его вершин в современном виде. (планета гугл)
III. Изучение нового материала. (27 мин)
(На доске карта России, у учащихся атлас Северного Кавказа) 1) Географическое положение (6 мин) - Знакомство с географическим положением мы проведем совместно. Горы расположены к югу от Русской равнины. От нее условно отделяются впадиной. Назовите. (Кумо-Манычская впадина). В геологическом прошлом — это был пролив, соединявший нынешние Чёрное и Каспийское моря, которые представляли собой обширное Майкопское море. По Кумо-Манычской впадине проходит наиболее признанная условная граница между Европой и Азией. Северный Кавказ расположен на перешейке от Черного и Азовского морей (Таманского полуострова) до Каспийского моря (Апшеронский полуостров). В каком направлении протянулись горы? (С-З на Ю-В). Найдите на карте Таманский полуостров. Раньше это место называли Тмутаракань. Кто знает почему? Тмутаракань, древний русский город на Таманском полуострове у станицы Таманской. В 8—9 вв. на месте Тмутаракань располагалось поселение Таматарха, подчинявшееся Хазарскому каганату. После разгрома Хазарского каганата в 965 киевским князем Святославом Игоревичем на месте Таматархи возникла Тмутаракань., которая стала политическим центром, крупным торговым городом с хорошей гаванью. Через Т. поддерживались политические и экономические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. Кто хочет больше узнать об истории Тмутаракань, то можно прочитать книгу Олега Аксеничева « Дорога на Тмутаракань», сейчас эту книгу можно также прочитать и в электронном виде. Рассмотрим части Каваказа с севера на юг. По карте определите: Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье. Какие части Кавказа относятся к России? С какими государствами проходит граница по Кавказу? Найдите самую высокую точку Северного Кавказа. Какова абсолютная высота? (5642 м). По одной из версий название Эльбрус происходит из иранского Айтибарес — «высокая Гора», а более вероятно — иранское «сверкающий, блестящий». Грузинское название Ялбуз — от тюркского ял — «буря» и буз — «лёд».
-Определите географические координаты г. Эльбрус. (43 с.ш., 42 в.д.) Найдите г. Казбек. Какова абсолютная высота? (5033 м). Измерьте протяженность гор с северо-запада на юго-восток, помните, что они начинаются от Таманского полуострова до Апшеронского полуострова. (более 1100 км). Рассмотрим части Кавказа с запада на восток. От Таманского полуострова до г. Эльбрус- это Западный Кавказ. От г. Эльбрус до г. Казбек- Центральный Кавказ. От г. Казбек до Апшеронского полуострова- Восточный Кавказ. Эльбрус- самая высокая точка России. А почему горы такие высокие? С фактами о геологическом строении, полезных ископаемых и рельефе Кавказа нам поможет разобраться следующее задание.
2) Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. (6 мин)
- Возьмите раздаточный материал № 1. Перед вами текст о геологическом строении и рельефе Северного Кавказа, но в этом тексте не хватает некоторых данных. Ваша задача, используя текст дополнительного материала и атлас, вставить пропущенные сведения.
« Горы Кавказ- это высокие горы, т.к. это область _______ , _____________________ складчатости. Здесь имеются потухшие вулканы- это горы _____________ и __________. Здесь есть горы- не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы лакктолиты: Машук, Бештау. Северные склоны Кавказа образуют хребты _____________, ______________, _____________. Они имеют _________ строение. Куэст- это гряды, у которых один склон пологий, а другой- круто обрывающийся, как результат переслаивания пластов, сложенных разными по твердости породами. Геологическое строение сложное. На юге располагаются _______________ горы- это часть ___________ геосинклинальной зоны. Поднятия в неогеновый и четвертичный периоды превратили Большой Кавказ в высокогорную страну. Подъем сопровождался интенсивным опусканием земных пластов по краям формирующейся горной цепи. Это привело к образованию предгорных прогибов: _________________, ____________.»
-Проверим (ученик читает).
Следующее задание: вам необходимо в раздаточном материале № 2 расставить соответствие: название полезных ископаемых, их образование и месторасположение.
Газ, нефть минеральные воды плиты Предкавказья
Полиметаллические осадочные Пятигорск, Кисловодск
Руды, медь, молибден
Кав. минер. воды магматические Центр. часть Б. Кавказа
- Проверим что получилось.(Взаимопроверка) Какие особенности геологического строения вы можете назвать?
3)Климат.(7мин) – Много отличий имеется в климате Кавказа. Ваша задача изучить отличия климата высокогорий от Предкавказья, используя учебник стр. 174-175 и составить проблемные вопросы. Подсказка: 1 колонка- осадки, 2 колонка- температура, 3 колонка- ветра. (Ученики изучают материал учебника и составляют вопросы.
Дополнительные вопросы учителя ( в зависимости от времени на уроке): Какой ветер образуется весной? (Теплый ветер фен). Где и в какое время встречается ветер бора? ( зимой в Новороссийске). Что влияет на разнообразие климата? (удаленность от моря, высота гор). В каких климатических поясах расположен Кавказ? (Умеренный и субтропичесий) 4)Реки.(4 мин)
-Найдите на карте две крупные реки Северного Кавказа. Назовите их. Сейчас задание: 1 вариант найдет отличия двух рек, 2 вариант- сходство. Используете атлас и план описания рек. Возьмите раздаточный материал № 3- план описания рек и в тетради запишите в таблицу отличия или сходства. Проверим. (Сходства: исток- Северный Кавказ, питание ледниковое, режим рек – паводочный, в зависимости от рельефа- это горные реки. Отличия: устье р. Кубань- Азовское море, р. Терек- Каспийское море., направление течения: р. Кубань – на запад, р. Терек- на восток) -Очень ярко и образно описывает реки Кавказа писатель И. Соколов-Микитов.
«… Жутко взглянуть в головокружительную глубину, где, седая от пены, мчится с ревом река.
Стремительные горные реки. Как бы разгневавшись, в седой злобной пене бьются они о каменное русло. Необычная сила выражается в сокрушительном их потоке. Кружится голова, когда стоишь возле такой реки. Кажется, все проносится мимо с бешеной быстротой, осыпаемый брызгами, ты один стоишь, укрепившись на камне. Разноцветная радуга висит над рекой…
Вот упало с кручи огромное дерево и мгновенно скрылось в пенящемся потоке. Как пустую соломинку, понесла его седая от пены река…»
-Какие характеристики рек Кавказа прослеживаются в этом отрывке? В низовьях Кубани и Терека расположены плавни. Найти в учебнике, что такое плавни? (Это заболоченные пространства, покрытые камышом и тростником)
5) Высотная поясность. (4 мин) – Используя рис. 66 на стр. 176, составьте схему высотной поясности Кавказа, его северного склона. Параллельно за схемой запишите типы почв, используя атлас. Работаем в парах. Раздаточный материал № 4. (У подножья- степи и лесостепи- почвы черноземы, со стороны Черного моря- желтоземы. Горные широколиственные леса, буковый лес и смешанный лес- горно-лесные –это серые и бурые лесные почвы. Субальпийские луга и Альпийские луга- горно-луговые почвы. Снег и льды). Проверим (слайд).
IV Экологические проблемы Кавказа. (6 мин) – Набиев Артем подготовил задание для вас, рассказ и видеофильм об экологической ситуации Большого Утриша. (Артем рассказывает об Утрише. Показ видеофильма. Задание: нужно подчеркнуть причинно-следственные связи. Причины- красным, следствие- синим). Работа в парах. Раздаточный материал № 5. « Здесь расположены уникальные для России реликтовые леса средиземноморского типа. Также на Утрише растет большое количество растений-эндемиков и других редких охраняемых видов растений. Большой Утриш потрясает своей красотой. Здесь чистейшая морская вода, горы и первобытный лес. По данным экологических организаций, ожидается передача лесных земель на Большом Утрише в долгосрочную аренду под хозяйственную деятельность различным структурам, а также создание на Утрише развитой курортной зоны, что приведет к массовой вырубке реликтовых лесов, изменению ландшафтов и полному преобразованию уникальных природных комплексов. В последние годы заказник практически некому было охранять, в связи с чем участились вырубки, браконьерство и лесные пожары. Власти молчали, а наличие общественного мнения там, где пахнет большими деньгами, носит только теоретический характер. Создание на Утрише развитой курортной зоны приведет к гибели экосистемы и невозможности ее восстановления. Хочется спасти хотя бы маленький кусочек из того, что подарила нам природа.»
- Закрепление изученного. (4 мин)
(даны задания 3 варианта по 5 вопросов. Необходимо дописать данные. В течение 3 минут выполняют и собираем) Самопроверка. Раздаточный материал № 6.
1вариант: 1. Северный Кавказ протянулись в направлении с _______________ 2. Это гряды, у которых один склон пологий, а другой- круто обрывающийся, как результат переслаивание пластов, сложенных разными по твердости породами. _________ 3. Новороссийский холодный ветер- __________ 4 Река Терек по характеру ______________ 5. Почвы в Альпийских лугах ____________________
2вариант. 1. Часть Кавказа от г. Эльбрус до г. Казбек- ____________ 2. Горы- не состоявшиеся вулканы _____________ 3. Наибольшее количество осадков получает ___________ склон 4. Река Кубань впадает в ____________ 5. Какая природная зона расположена у подножья Кавказа? ____________________
3вариант. 1. К России относятся части Кавказа с севера на юг _________, ____________ 2. Кавказ- высокие горы, т.к. это области ______________ складчатости. 3. Теплый местный ветер _______________ 4. Реки Терек и Кубань имеют питание _______________ 5. В какой природной зоне имеются черноземы? ___________
VI. Итог урока. (1 мин)
- Какие особенности природы вы запомнили? (Бора, фен, куэсты, лакколиты, горные реки и т.д.) Оценки за работу.
VII. Домашнее задание. (1 мин)
В контурных картах отметить полезные ископаемые, выучить номенклатуру урока (раздаточный материал № 7). Задание по выбору: презентацию по Прикубанской низменности, о Кавказских минеральных водах, о Высокогорном Дагестане. Каждое выступление по 5 минут. Можно по 2 человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Северный Кавказ (Европейский юг России)
Урок в 9 классе по теме:"Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы"....
Северный Кавказ. ЭГП,природные условия и ресурсы"
Данный урок разработан для учащихся 9 класса. на уроке использовались такие методы, как работа с картой, атласами, решение проблемного вопроса, заполнение таблицы, прослушивание аудиоматериала, создан...
Урок-путешествие по Северному Кавказу. (региональный компонент)
Урок-путешествие по Северному Кавказу. (региональный компонент)Учащиеся 5б класса приняли участие в интегрированном уроке-путешествии литературы и природоведения «Путешествие по Северному Кавказ...
Разработка урока и презентация по географии в 8 классе по теме "Северный Кавказ.Особенности природы"
Открытый урок проведенный в рамках республиканского конкурса "Учитель года РТ-2018"...
Разработка урока и презентация по географии в 8 классе по теме "Северный Кавказ.Особенности природы"
Урок проведенный в рамках республиканского конкурса "Учитель года РТ-2018"...
Урок на тему «Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно- ресурсный потенциал»
Класс: 9Предмет: географияТема урока «Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно- ресурсный потенциал»...
Природные комплексы Северного кавказа
Материалы для проведения урока...