Внутренние воды Южной Америки.
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Яковлева Ирина Сергеевна

Урок в 7 классе с элементами модульной технологии. Очень хорошо проходит, у каждого на парте маршрутный лист , который содержит учебный материал с указанием задания и руководство по усвоению учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc91.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie1.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Внутренние воды Южной Америки.

Тип урока: с использованием элементов модульной технологии.

Цели и задачи урока:

  1. Обучающая – познакомить учащихся с крупнейшими речными и озерными системами Южной Америки и их особенностями.
  2. Развивающая – развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; составлять характеристику реки по плану; развития навыков работы с картой.
  3. Воспитательная – формирование развитой, творческой и самостоятельной личности; воспитание чувства товарищества, уважительного отношения друг к другу.

Оборудование и материалы:

1.В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев «География материков и океанов»  

    М.: Дрофа,2007 год

2. Атлас по географии 7 класс.

3. Карта: Физическая карта Южной Америки.

4. Презентация Microsoft PowerPoint.

5.Раздаточный материал (маршрутный лист и приложение).

Ход урока.

    1.Организационный момент.

       Звучит музыка « Песнь Виргинии».

    2. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение природы Южной Америки.

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий и тогда наши сердца с грустью отзываются на строки Роберта Рождественского:

«Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

                                           Всех ее океанов, вершин и закатов.

   Только парус мечты вел по свету мои корабли,

                       Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

         Я не слышал как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,

               Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,

               Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

                            И в начале весны голубеют фиалки в Париже." ( слайд 1 и 2)

Действительно, не каждый из нас в реальной жизни может совершить путешествие, тем более в столь далекие. А уроки географии позволяют нам пусть в заочной форме, но совершать такие путешествия, расширять знания об окружающем мире, вместе с великими путешественниками совершать открытия.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по рекам и озерам Южной Америки. Это и будет тема урока (слайд 3 и 4).

В ходе нашего путешествия нам поможет маршрутный лист, который состоит из 6 учебных элементов. После преодоления каждого из них вы будете оценивать свои знания, путем само и взаимопроверки. Оценки будете выставлять в оценочный лист (слайд 5).

 Отправляясь в путешествие мы возьмем с собой рюкзачки и в течение всего урока будем пополнять их знаниями, умениями и навыками. Размер рюкзака будет зависеть от количества баллов, которые вы наберете за урок.

 Итак, путешествие начинается.

- Обратимся к первому учебному элементу (УЭ-1).

Цель: определить исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл изученных понятий.

Задача: выполнить географический диктант по теме « Речная система» (слайд 6).

Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения диктанта проводится сверка ответов учащихся с правильными ответами (слайд 7).

Коррекция знаний (Какой вопрос вызвал наибольшее затруднение?)

Учащиеся выставляют самооценку в оценочный лист под УЭ-1(приложение №1).

- Переходим к учебному элементу 2 (УЭ-2).

- Какова его цель?

Учащиеся находят в маршрутном листе УЭ-2 и зачитывают его цель.

- Что необходимо для ее достижения?

Учащиеся отвечают: « Подготовить устные ответы на вопросы, пользуясь атласом» (слайд 8).

Примерные ответы учащихся:

  1. На территории материка протекает река Амазонка, Парана, Ориноко.
  2. Они относятся к бассейну Атлантического океана.
  3. Все крупные реки текут в Атлантический океан, так как на западе – горы Анды (они являются водоразделом).
  4. Так как реки текут по низменностям, характер течения их равнинный.
  5. Река Амазонка полноводна круглый год, так как протекает в экваториальном поясе. Река Ориноко и Парана полноводны летом, так как они текут в субэкваториальном поясе.
  6. Питание рек – дождевое (слайд 9).

Сообщение ученика о реке Амазонка (слайды 10- 13).

(Амазонка – крупнейшая в мире по размерам бассейна, полноводности и длине. Образуется слиянием рек Мараньон и Укаяли. Длина от главного истока Мараньона – 6437км, от истока Укаяли свыше 7000км. Площадь бассейна 7180 тысяч квадратных километров. В 2011 году по результатам всемирного конкурса Амазонка признана одним из семи природных чудес мира. Протекая большей частью по Амазонской низменности она впадает в Атлантический океан, образуя самую большую в мире дельту (площадь свыше 100 тысяч квадратных километров и включающую самый большой в мире речной остров Маражо. В ширину Амазонка 80 километров, а ее глубина у Обидуса составляет 135 метров (примерно средняя глубина Балтийского моря).

Амазония удивляет богатством флоры и фауны.

Здесь обитают розовые дельфины и рыба-бык, длина которой достигает 4 метров, вес – 500 килограммов. Знаменитая хищница – рыба-пиранья – тоже обитательница этих мест.

Амазонка – родина самой крупной на нашей планете кувшинки – виктории регия. Ее обнаружили европейцы в 1864 году и назвали викторией регией. Название было дано в честь британской королевы Виктории, что в переводе означает «Виктория царственная» или «Виктория великолепная». Каждый ее лист может достигать в диаметре 2-х метров  и могут выдерживать вес до 50 килограммов. Ее выращивают в самых крупных ботанических садах. В России всего в 3 городах – Санкт-Петербург, Сочи и Липецк. Цветет только по ночам, причем один цветок держится всего 2 ночи, поэтому увидеть это зрелище большая удача.

- Приступаем к третьему учебному элементу (УЭ-3).

Цель: сформировать знания об озерах Южной Америки, их особенностях, размещении; развивать память; запоминать прочитанное.

Задача: прочитать текст учебника, закрыть его и ответить на вопросы утверждения.

Учащиеся работают индивидуально. После выполнения работы взаимопроверка

 ( обмениваются тетрадями в парах), выставляют оценку друг другу в оценочный лист под УЭ-3 (слайд 14) и (приложение №1).

      - Переходим к учебному элементу 4 (УЭ-4).

Цель: развитие умений работать с контурной картой.

Учащиеся наносят на контурные карты реки и озера, водопады Игуасу и Анхель.

Один ученик выполняет эту работу на классной контурной карте. Учащиеся сверяют правильность выполнения задания по образцу, выполненному на классной контурной карте (слайд 15). Учащиеся оценивают свою работу  и вписывают оценку в оценочный лист под УЭ-4 (приложение№1).

     - Приступаем к учебному элементу 5 (УЭ-5).

Учащимся предлагается найти цель учебного элемента, выполнить задание и результаты занести в таблицу (смотри приложение №1). Правильность ответов сверить (слайд16). Поставить самооценку в оценочный лист под УЭ-5 (приложение №1).

- Переходим к последнему учебному элементу (УЭ-6).

Цель: подведение итогов.

Учащиеся должны дать ответы на два вопроса.

  1. Назовите и покажите крупнейшие речные системы Южной Америки; перечислите их особенности.
  2. Назовите и покажите озера Южной Америки.

Примерные ответы:

  1. Река Амазонка, Парана, Ориноко относятся к бассейну Атлантического океана, равнинные, питание – дождевое. Амазонка полноводна круглый год. Парана и Ориноко – летом. На реке Ориноко находится самый высокий водопад мира – Анхель. На реке Парана – водопад Игуасу.
  2. Озеро Титикака и Маракайбо. Маракайбо – озеро-лагуна, расположено на севере и соединено узкой протокой с Карибским морем. В Андах находится самое высокогорное озеро мира – Титикака (происхождение тектоническое, глубина 304 метра).(слайд17).

        Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке, выберите рюкзачок, соответствующий вашим полученным знаниям (слайд 18).

- Согласны ли вы с тем, что если получили

Большой рюкзачок -  усвоили материал полностью,

Средний рюкзачок – усвоили частично,

Маленький – мало что усвоил, надо еще поработать.

- Выберите домашнее задание (слайд 19).

- Спасибо за работу. Урок окончен.

                Маршрутный лист

Учебный элемент

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-1

Ответы:

Цель: определить ваш исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл понятий.

  1. Выполните географический диктант по теме

          « Речная система». Внимательно прочтите

           вопросы и варианты ответов, определите

           правильный ответ. Напротив номера вопроса

           запишите букву, которая соответствует  

           правильному ответу.

Ответы: А – исток, Б – речная система, В – река,

Г – водораздел, Д – озеро, Е – водопад, Ж – устье,

З – бассейн, И – режим.

Географический диктант.

1. Место, где начинается река.

2.Место впадения реки в море, озеро или другую реку.

3. Изменение уровня воды в реке по временам года.

4. Территория, с которой стекают в данную реку поверхностные и подземные воды.

5. Река со всеми притоками.

6. Границы между бассейнами рек.

7. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

8.Скопление воды в природном углублении на суше.

9. Падение воды с высокого уступа.

  1. Проверьте правильность выполнения диктанта и

определите уровень ваших знаний.

  1. Проанализируйте ошибки.
  2. Впишите оценку в оценочный лист под УЭ -1

Работайте

Самостоятельно

Слайды 6-7                

Самооценка

Смотри приложение №1

УЭ-2

Цель: составить общее представление о внутренних

водах материка на основе установлений их зависимости от рельефа и климата; развивать умение связно и доказательно излагать материал, работать с атласом.

  1. Пользуясь атласом ( карты стр.7, 19) подготовьте устные ответы на вопросы:
  1. Какие крупные реки протекают по территории

материка?

  1. К бассейну какого океана они относятся?
  2. Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?
  3. Как влияют на характер течения рек особенности рельефа?
  4. Подумайте какое влияние на режим рек оказывает климат?
  5. Предположите какое питание характерно для рек?
  1. Сообщение ученика о рекеАмазонка.

 Работа в паре

Слайды 8-9

Слайды 10-13        

УЭ-3

Ответы:

Цель: сформировать знания об озерах Южной Америки, их особенностях, размещении, развивать память, запоминать прочитанное.

  1. Прочитайте текс учебника (стр.174).
  2.  Закройте его и ответьте на вопросы утверждений.

«+» - если утверждение верно

«- » - если утверждение не верно.

Утверждения:

  1. Маракайбо - самое большое озеро- лагуна на севере материка.
  2. Озеро Титикака – самое высокогорное озеро в мире.
  3. Озеро Титикака расположено в Андах.
  4. Глубина озера Титикака достигает 304 метра.
  5. Котловина озера Титикака имеет ледниковое происхождение.
  1. Проверьте правильность своих ответов по образцу.
  2. Оцените свою работу и внесите оценку в оценочный лист под УЭ-3

Работайте индивидуально

 

Слайд 14

Проведите взаимопроверку

Смотри приложение №1

УЭ-4

Цель: развитие умений работать с контурной картой.

  1. Нанести реки: Амазонка, Ориноко, Парана и озера: Маракайбо и Титикака на контурную карту.
  2. Проверьте правильность выполнения по образцу.
  3. Оцените работу и впишите оценку в оценочный лист под УЭ-4

Работайте индивидуально

 

Слайд15

Самооценка

УЭ-5

Цель: закрепить знания по теме « Внутренние воды Южной Америки» и умения составлять характеристику реки по плану.

  1. Используя атлас (карты стр.7, 19), выполнить практическую работу « Описание реки Амазонки по плану». Результаты занести в таблицу.
  2. Проверьте правильность  ваших ответов.
  3. Оцените вашу работу и впишите оценку в оценочный лист под УЭ-5.

Работайте самостоятельно

Смотри приложение №1

Слайд 16

Самооценка

УЭ-6

Цель: подведение итогов.

  1. Ответьте на вопросы:
  1. Назовите и покажите крупнейшие речные системы Южной Америки; перечислите их особенности.
  2. Назовите и покажите озера Южной Америки.
  1. Оцените свою работу и свои знания, полученные на уроке (подсчитайте общее количество баллов в оценочном листе).

  1. Выберите рюкзачок, соответствующий вашим полученным знаниям.

Если ваш общий балл – 19-20 – большой рюкзачок

Если 15-18 – средний рюкзачок

Если меньше 15 – маленький рюкзачок.

  1. Выберите домашнее задание (А или Б)

А – составьте малое «кругосветное» путешествие по рекам Южной Америки.

Б – составьте кроссворд по теме « Реки и озера Южной Америки».

Слайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19



Предварительный просмотр:

Приложение 1.                                

                                                          ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Имя

УЭ-1

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

Общая оценка

                            Практическая работа « Описание реки Амазонки по плану».

Исток

Устье

Притоки

Направление течения

Характер течения

Питание

Режим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме"климат и внутренние воды Южной Америки"

Разработка урока географии( с практическим заданием)...

Модульный урок-практикум 7 класс "Внутренние воды Южной Америки"

МОДУЛЬНЫЙ   УРОК – ПРАКТИКУМ   Тема:  «Внутренние воды Южной Америки» Цель урока:  В процессе работы над учебными элементами должны изучить крупне...

Внутренние воды Южной Америки

Презентация " Внутренние воды Южной Америки". Дается характеристика и описание рек  Атлантического и Тихого океанов....

"Внутренние воды Южной Америки" урок географии 7 класс

Сформировать у учащихся представление об особенностях вод Южной Америки, познакомить их с новыми терминами и понятиями. Продолжить формирование умений устанавливать причинно - следственные связи, разв...

Внутренние воды Южной Америки

Урок-презентация по изучению нового материала. Презентация содержит вопросы для повторения, различные виды деятельности на уроке, иллюстрации....

Презентация "Климат и внутренние воды Южной Америки"

Презентация к уроку "Климат и внутренние воды Южной Америки" для 7 класса...

Презентация "Климат и внутренние воды Южной Америки"

Презентация к уроку "Климат и внутренние воды Южной Америки" для 7 класса...