Авторская программа "География России и Сахалинской области"
методическая разработка (9 класс) по теме
Авторская программа составлена с учетом психологических возможностей учащихся 9 класса с нарушением интеллекта . В пояснительной записке раскрывается актуальность и новизна курса.В методическая часть описываются особенности работы по данному курсу. Авторская программа включает в себя также полное описание экскурсий и практических работ по курсу. Дан обзор литературы для учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma1.rar | 51.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
VIII вида г.Поронайска
Авторская программа
«География России и Сахалинской области»
Срок реализации 1 год, 68 часов , 2 раза в неделю. Программа рассчитана на учащихся 9 класса специальной (коррекционной ) школы
( 15-16 лет).
Учитель- дефектолог
(география)
СКОУ г.Поронайска
Савенко
Елена Владимировна
Поронайск
2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данный вариант программы составлен в соответствии с концепцией среднего и общего образования, с учётом специфики усвоения учебного материала учащимися с нарушением интеллекта.
Учебный курс «География России и Сахалинской области» рассчитан на 1 год обучения учащихся 9 класса – 68 часов ( 2 часа в неделю).
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Курс поможет аномальным учащимся понять особенности ( географические, экономические, экологические , этнографические , социальные) своей страны и родного края. Знание проблем своей местности облегчить адаптацию выпускников коррекционной школы в самостоятельной жизни, поможет их профессиональному самоопределению.
Актуальность обусловлена также чрезвычайно слабыми географическими знаниями учеников о России и о своём крае.
Курс «География Сахалинской области» является органическим продолжением курса «География России». Свой край изучается как составная часть Дальнего Востока и России. У нас есть огромные природные богатства , общая история, разнообразие национальных культур, трудолюбивый народ. Представленный курс поможет аномальным ученикам ориентироваться в данной информации , выделять главное, существенное, значимое для познания своего края, будет способствовать воспитанию любви к своей Родине и родному краю.
НОВИЗНА: Интегрированный эколого- краеведческий курс.
В предлагаемом же варианте программы «География России и Сахалинской области» аномальные учащиеся имеют возможность познакомиться с географическими, экономическими, социальными, экологическими проблемами России и Сахалинской области в современных условиях. Кроме того, курс «География Сахалинской области» изучается более подробно и на его прохождение отведено 50 часов, из них 14 часов экскурсионные. Так как в процессе конкретного ознакомления с миром природы и общества у данной категории детей лучше развивается наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подмечать сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать , формируются навыки общения.
В соответствии с «Программой специальной общеобразовательной школы для умственно отсталых детей», с данными по олигофренопедагогике ( «Обучение географии во вспомогательной школе» Пороцкая Т.И.) и специальной психологии ( «Психология умственно отсталого школьника» С.Я. Рубинштейн) в представленном варианте авторской программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:
-осуществление дифференцированного и индивидуального подходов;
-предъявление разных требований к знаниям в зависимости от уровня общего развития и индивидуальных возможностей усвоения материала;
-к знаниям и умениям учеников с осложнёнными формами предъявлять сниженные требования;
-учащиеся с резко сниженным интеллектом и с серьёзными нарушениями пространственного мышления не умеют делать самостоятельные практические работы, они могут давать ответы по готовым планам, схемам, рисункам, сделанным учителем или другими учениками;
-при работе со стенной и настольной картой России и Сахалинской области оказать таким ученикам помощь в нахождении объектов, они читают лишь названия;
-чтение названий на карте России и Сахалинской области с одновременным показом изображений этих объектов на картинах , открытках, фотографиях;
-при изучении климатических особенностей Сахалинской области опираться на личные наблюдения учеников;
-учащиеся, к знаниям которых снижены требования, выполняют все задания только под руководством учителя;
-учитель должен знать уровень знаний и умений учащихся, в соответствии с которым готовятся задания, способствующие продвижению и развитию аномальных учащихся в овладении учебным материалом программы «География России и Сахалинской области»;
-в задания следует включать материалы, закрепляющие знания и практические умения, необходимые в жизни и в труде;
-учебный материал должен быть доступен ученикам с нарушением интеллекта.
При изучении курса «География России и Сахалинской области» решаются следующие основные задачи:
1.Дать аномальным учащимся доступную систему знаний о географии России и Сахалинской области.
2.Развивать познавательный интерес к происходящим явлениям и процессам в нашей стране и родном крае.
3.Расширить кругозор детей путём формирования знаний и представлений о жизни общества и природном окружении своего края.
4.Повышение адаптивных возможностей детей с нарушением интеллекта благодаря улучшению их социальной ориентировки.
Специальные задачи коррекционной школы:
Обучение по программе «География России и Сахалинской области» направлено на коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:
1.активизация мыслительной деятельности ( развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);
2.обогащение пассивного и активного словаря, формирование грамматического строя речи;
3.учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;
4.развивать анализаторы ( зрительный, слуховой, кинестетический);
5.учить отбирать, классифицировать и перерабатывать учебный материал для лучшего заполнения;
6.развивать внимание.
Отбор учебного материала в программе осуществлён с целью создания условий для познания и понимания учащимися с нарушением интеллекта географических, экономических, экологических, социальных процессов, происходящих в своей стране и области.
Программа разделена на 2 части.
I часть «География России» (18 часов) включает изучение : «Географического положения, природных условий и ресурсов России», «Население России», «Хозяйство России», «Районы России: Центральный и Дальневосточный».
Исключаются из изучения сложные для понимания аномальных учеников сведения:
-перечень этнических групп, языковых семей, цифровые запоминания ( тема «Население России»);
-цикличность развития экономики, непроизводственная сфера, сфера обслуживания ( тема «Хозяйство России»);
-подходы к районированию территории России, Центрально-Чернозёмный район, Северо-Запад, Калининградская область, Поволжье, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно- Сибирский.
II часть «География Сахалинской области» ( 50 часов) включает изучение : «Географическое положение Сахалинской области», «Исторические сведения об открытии, заселении и освоении Сахалинской области», «Население Сахалинской области», «Природные условия и ресурсы Сахалинской области», «Хозяйство Сахалинской области».
Выбор изучения объектов области определяет учитель в зависимости от места нахождения коррекционной школы, территориального расположения производственных предприятий, на которых смогут работать выпускники школы. Характеристика географического положения Сахалинской области должна быть краткой , чёткой, не изобиловать второстепенными сведениями, цифровыми данными.
Исключить подробное изучение истории открытия и заселения Сахалинской области, ограничиться обзором нескольких сведений об экспедициях И.Ю. Москвитина, В.Д. Пояркова, В.В. Атласова, И.Ф. Крузенштерна, Г. И. Невельского, а также европейских исследователях –Ж. Лаперуза, М. Фриза.
В процессе изучения учащиеся наносят на контурную карту наиболее крупные географические объекты, учатся работать по карте и атласу Сахалинской области. Особое внимание необходимо уделить трудовой деятельности населения, подчеркнуть взаимосвязь занятий населения , природных условий и ресурсов.
К концу изучения курса «География России и Сахалинской области» аномальные учащиеся должны уметь находить Россию и Сахалинскую область на карте, глобусе; назвать и показать столицу России и областной центр Сахалинской области; найти и показать населённый пункт, в котором они живут, на карте Сахалинской области; назвать основные отрасли хозяйства России и Сахалинской области; знать о хозяйственной деятельности населения своего населённого пункта и иметь представление о требуемых профессиях; знать типичных представителей растительного и животного мира Сахалина; иметь представление об охраняемых территориях нашей области; знать причины загрязнения воздуха, воды, почвы и уметь производить несложные мероприятия по их устранению; соблюдать правила поведения в природе; теоретический, практический, экскурсионный материал поможет социальной адаптации выпускников коррекционной школы.
Познание географии своей страны и родного края предполагает изучение взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Данный курс имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентацией и природоведением.
Выпускники специальных коррекционных школ должны уметь ориентироваться в своей стране и области, знать основные достопримечательности своего края.
Методическая часть авторской программы
- Психологические особенности восприятия материала.
Для достижения оптимальной организации учебного процесса необходимо
учитывать индивидуальные особенности и степень дефекта учащихся.
Аномальные учащиеся отличаются своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. В процессе учебной деятельности необходимо создать такие условия для каждого аномального учащегося, чтобы он чувствовал себя востребованным, задействованным на любом этапе обучения. Учителю необходимо осуществить тонкую психолого-педагогическую диагностику личности каждого учащегося, чтобы прогнозировать реализацию его возможностей.
Деятельность аномальных учащихся в рамках одной возрастной группы отличается своим отношением к учению, степенью утомляемости при выполнении учебных заданий, типом памяти, стилем мышления, уровнем речевого развития.
а) Особенности мышления.
Мышление есть обобщенное и опосредованное словом познание деятельности. Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений. В процессе обучения раскрываются все существенные признаки понятий. Но аномальные учащиеся характеризуются конкретностью, тугоподвижностью, непоследовательностью мышления.
Уроки географии способствуют коррекции данных недостатков, повышают уровень их общего развития. Опираясь на элементарные знания по физической географии, осуществлять работу по физической карте России. Необходим повтор условных цветов карты, в основном запоминают только коричневый и синий, не воспринимают адекватно желтый и зеленый. Возникают сложности с понятием "климат", аномальные учащиеся затрудняются с анализированием климатических условий на территории России. Использовать схемы, климатические карты, на их основе развивать умственные операции, сравнения, умозаключения, создания предположения. Полезно использовать наблюдения за погодой своей местности, так как эти наблюдения содержат конкретные подробности, наличие которых так необходимо для специфического узнавания и восприятия – это прибавляет нечто новое в знания аномальных учащихся. Это новое могло отсутствовать в личном опыте аномальных учащихся, но оно возникает в представлениях с помощью совестных объяснений, передающих им опыт и знание человечества.
Для прочного усвоения знаний необходимо наличие у учащихся запаса представлений. Но часто объем этих приносимых с помощью речи знаний намного превышает запас представлений, которые ребенок успевает приобрести в процессе своей индивидуальной жизни. Для овладения этими понятиями и знаниями необходимо полноценное овладение речью.
б) Особенности речи.
Речь – это орудие мышления и средство общения.
География относится к словесным предметам. В IX классе особый интерес направлен на содержательную сторону речи, на ее роль осуществления мыслительных актов и поведение ребенка.
У аномальных учащихся даже в IX классе замедлен темп развития речи, беден словарь, недостаточно овладение значением слов. Речь скудна и неправильна, отсутствуют специальная терминология. Слабо успевающие учащиеся даже в IX классе требуют особого внимания и определенной работы со стороны учителя.
в) Особенности пространственной ориентировки.
Аномальные учащиеся с трудом ориентируются в пространстве, не умеют находить и запоминать географические объекты на карте, атласе, глобусе. Особое значение приобретает последовательность работы с картой, схемами, таблицами, вкладышами. Использование их способствует развитию ориентировки по физической, политико-административной карте России и Сахалинской области. Следует проводить более тщательный анализ и синтез схем, карт, таблиц.
Пример:
Тема: "Население Сахалинской области"
Сравнительный анализ по таблице:
"Численность населения Сахалинской области и Поронайского района"
( в тыс. )
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | |
Сахалинская область | 619 | 607 | 598 | 590 |
Поронайский район | 37,5 | 36,5 | 35,8 | 35,3 |
Городское население | 34,7 | 33,9 | 33,5 | 33,2 |
Сельское население | 2,8 | 2,6 | 2,3 | 2,1 |
д) Особенности волевых качеств.
В совокупности психических черт личности важнейшей является воля, которая проявляется в сознательных, целенаправленных действиях. У аномальных учащихся отмечается несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям.
Опираясь на знания психологических особенностей аномальных учащихся, необходимо строить свою работу в IX классе с учетом индивидуального и дифференцированного подхода. Отсутствие материала и учебников требует от учащихся большого напряжения. Им приходится много делать записей, поэтому следует заранее продумать ход урока, систему вопросов, заданий, планов. От этого зависит активность учащихся на уроке и соответственно результативность этого урока.
г) Особенности памяти.
Слабость мышления, мешающая аномальным учащимся выделить главное существенное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные элементы и отбросить случайные, побочные ассоциации, резко понижает качество их памяти.
При воспроизведении рассказов по географии ученики IX классов повторяют отдельные слова, фразы из рассказов, но не могут изложить своими словами основной смысл или сюжет. Ученики быстро забывают своеобразные признаки, а потому уподобляют друг другу все несходные предметы, явления. Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что ученики запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях. Они с трудом запоминают внутренние логические связи и отношения, так как просто не вычленяют их. Плохо запоминают отвлеченные словесные объяснения, потому так важно одновременно сочетать при изучении нового материала предъявление наглядных пособий с отвлеченными словесными пояснениям
Пример:
Тема: "Промышленное развитие России"
Составление схемы с пояснениями учителя:
"Экологическое значение леса"
Л Е С
Водоохранное значение (по берегам рек, озер, каналов и т.д.)
Санитарное значение
(вокруг городов)
Полезащитное значение
Заповедное значение (в лесах запрещена промышленная рубка деревьев).
Почвозащитное значение
- Педагогические и организационные условия, необходимые для получения образовательного результата.
В соответствии с требованиями программы учащиеся должны иметь
определенный уровень осведомленности: знать географическое положение России, Сахалинской области, знать материки, океаны, моря, омывающие Россию и Сахалинскую область, знать понятия о климате и поясах освещенности, иметь представление о промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, населении. Уметь определять экологические проблемы, возникшие в ходе хозяйственной деятельности человека. Уметь определить пути выхода из создавшихся ситуаций.
Учащиеся, которые испытывают трудности в обучении, как правило, плохо ориентированы в указанных вопросах. Поверхностные неотчетливые представления складываются у этих учащихся о природных объектах и явлениях. Учащиеся с трудом сравнивают географические объекты (территорию европейской и азиатской части России в количественном и качественном отношении). Следует учитывать также то, что многие аномальные учащиеся быстро устают, работоспособность низкая. У таких детей фаза врабатывания, фаза оптимально устойчивой работоспособности – очень короткие, работоспособность снижается, развивается утомление. Анализируя данные о работоспособности учащихся, учитель строит индивидуальную работу по определенному плану. Для этого заранее следует подумать над формулировкой вопроса и заданий, что очень важно для активизации учащихся IX классов.
В ходе урока иногда учителю приходится быстро перестраиваться, заменять намеченные приемы, подобрать более целесообразные для данного случая.
Коррекционно-развивающее обучение авторской программы предусматривает:
- использование методов и приемов обучения с ориентацией на "зону ближайшего
развития" ребенка, то есть создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
- определение оптимального содержания авторской программы и отбор учебного
материала в соответствии с поставленными задачами;
- введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение
пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;
- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса,
обеспечивающая решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности, преодоление индивидуальных недостатков развития аномальных учащихся IX классов.
Сочетание различных упражнений позволяет учителю постоянно менять доминантный анализатор и обеспечивать коррекцию высших психических функций в учебном процессе.
Каждое из приведенных ниже упражнений способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развивает интерес к учению, учит соотносить инструкции и задания учителя. Эти упражнения создают хорошую основу для формирования учебных умений.
Коррекционно развивающие упражнения:
- Упражнения на развитие аналитико-синтетической деятельности. Работа с "осколочной картиной" – тема "Явления природы" (в конвертах разрезанные картинки, сложить. Какое явление природы изображено?).
- Упражнение на коррекцию зрительного восприятия, развитие навыков самоконтроля (кроссворды, ребусы).
- Словарная работа (новая терминология).
- Упражнения на слуховое внимание и логическое соотношение. Найдите лишнее слово (металлургическая, химическая, лесная, растениеводство).
- Развитие связной речи на основе упражнений вербально-графического плана. Синтез деятельности слухового и зрительного анализатора. (Работа по опорным схемам с объяснениями).
- Упражнения на развитие и концентрацию памяти и внимания (диктант по понятиям).
- Развитие описательной устной речи на основе рассказа и плана, данного учителем. Развитие самоконтроля.
- Упражнения на развитие вербальной памяти на основе сравнения, сопоставления.
- Методика оценки знаний и умений учащихся.
Исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей учащихся,
необходимо учитывать:
- правильность и сознательность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;
- самостоятельность ответа;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформулированности интеллектуальных, общенаучных, специфических умений.
Отметка "5" – ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
- правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, графических взаимосвязей;
- правильное использование карты и других источников знаний;
- ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка "4" – ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный,
правильный;
- есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка "3" – ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но не
четко определяет понятия и закономерности;
- затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка "2" – ответ неправильный;
- не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;
- не умение работать с картой.
Данные методики оценки знаний и умений учащихся обоснованы программами специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей ( г. Москва, 2001 г.)
Используемые методы опроса:
- фронтальный;
- рассказ по плану;
- рассказ с опорой на таблицу, схему, карту, атлас, опорный сигнал;
- работа по индивидуальным карточкам;
- дифференцированная работа по группам успеваемости;
- тесты;
- словарные диктанты;
- самостоятельная работа;
- "путешествие – рассказ" по карте;
- рассказ по иллюстрации;
- цифровой диктант;
- практические работы;
- вводные беседы с опорой на полученные знания;
- элементы эвристической беседы.
- Система диагностики индивидуальных возможностей аномальных учащихся.
- Методика недописанного текста.
Ученикам предлагается дописать предложение.
Цель: Выявить уровень развития словаря, знание специальных терминов, знаний по
теме.
- Метод ассоциаций.
Ученику предлагается написать слова, которые приходят в голову.
Цель: Выявить умение устанавливать связи, уровень развития связной речи.
(Хвойный лес - ……………..)
- Методика ранжирования.
Ученикам предлагается расставить пункты плана по значимости, по порядку,
чтобы был составлен связной текст.
Цель: Выявить умение учащихся последовательно излагать свои мысли.
- Методика суммирования групп по одному признаку.
Цель: Выявить умение учащихся работать с натуральными объектами. Зрительный,
вербальный самоконтроль (коллекция минералов, гербарий).
- Методика анализа иллюстрации.
Цель: Выявить умение анализировать содержание картин.
- Методика чтения карты, атласа.
Цель: Выявить особенности ориентирования учащихся по карте, атласу, воссоздавать
пространственные представления о взаимном расположении объектов.
- Метод тестов.
Ученикам задается вопрос и варианты ответов.
Цель: Выявить знания учащихся по теме.
В IX классе проведение систематической регулярной, учитываемой, индивидуальной работы по отслеживанию и фиксации результатов вносит позитивные изменения в обучение аномальных учащихся.
- Методические рекомендации по организации практикумов,
лабораторных и исследовательских работ.
Для учащихся с нарушением интеллекта следует правильно подобрать тематику практических, лабораторных, исследовательских работ и практикумов. Затем необходимо провести подготовительную работу: разъяснить цели и задачи, определить роль каждого учащегося, познакомить с оборудованием, обговорить этапы предстоящей работы. Учащиеся должны иметь четкие представления о работе. Например, исследовательская работа «Видовой состав деревьев центральной части г.Поронайска».После изучения темы «Растения своего населенного пункта» проводится экскурсия , цель ее - изучить степень озеленения центральных улиц города. Определяются места исследования, разрабатывается методика работы, изучается соответствующая литература, уточняется видовой состав по определителю, проводится сравнительный анализ видового состава. Результаты исследования оформляются в виде рисунков, схем, таблиц.
Практикумы проводить эффективнее на берегах залива Терпения, рек Поронай и Черной. Практикумы должны быть оснащены оборудованием, время проведения практикума 15-20 минут , чтобы учащиеся не устали и не потеряли интерес.
Практические и лабораторные работы выполняются учащимися в классе, школьном музее и Государственном краеведческом музее. Для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся класс делится на 3 группы (сильная А, средняя Б, слабая В) , каждой группе представляются задания разной степени трудности.
Особую роль играет работа с символическими пособиями (карты, атласы) , отмечая на схеме Сахалинской области географические объекты , ученики учатся абстрагировать, развивается их воображение.
Контрольные задания
Варианты текущего, промежуточного и итогового контроля следует разнообразить заданиями разной сложности. .
I. Варианты текущего контроля.
Например:
«Продолжи предложение»
- Самый крупный остров России -…
- Эти острова отделяют Охотское море от Тихого океана - …
«Ловушка»- найди ошибку
Моря Тихого океана:
Берингово
Лаптевых
Японское
«Определи»
- Они протянулись на 2,5 тыс. км с севера на юг.
- Она простирается от Уральских гор до реки Енисей.
«Географические диктанты»
- Материк , на котором находится Россия …
- Столица Сахалинской области….
- Долина, расположенная между Западно-Сахалинскими и Восточно- Сахалинскими горами …
«Узнай объекты»
- . лт.й
- С . . н.
- . р . л
II. Варианты промежуточного контроля.
«Заполни таблицу по карте»
Растениеводство | Животноводство |
1. 2. 3. 4. | 1. 2. 3. 4. |
Самостоятельная работа по группам
1.Группа А. Отметить заливы, проливы, моря Сахалинской области.
2. Группа Б. Отметить Охотское море , заливы , проливы помеченные цифрами.
3. Группа В. Отметить заливы, проливы, моря по начальной букве.
- Варианты итогового контроля.
На этапе итогового контроля эффективнее использовать тестовые задания.
Например:
- Сколько островов входит в состав Сахалинской области:
а) 30 островов
б) 59 островов
2. Какова площадь Сахалинской области:
а) 37,1 тыс. км
б) 87.1 тыс. км
3. Моря какого океана омывают Сахалинскую область:
а) Атлантического
б) Тихого
4. Сколько вулканов в Сахалинской области:
а) 100
б) 200
5. Самый высокий вулкан :
а) Тятя
б) Алаид
6. какие озера встречаются на севере Сахалина:
а) нефтяные
б) керосиновые
- Литература для педагога
- Аквилева Г.Н. "Наблюдения и опыты на уроках природоведения", Москва, 1988 г.
- Атлас Сахалинской области для учащихся начальных классов, Москва, 1997 г.
- Атлас Сахалинской области, Москва, 1967 г.
- Бюллетень № 2.
- Воронцов-Вельяминов Б.А. "Астрономия", Москва, 1969 г.
- Гальцев-Безюк С. "Топонимический словарь Сахалинской области", г. Южно-Сахалинск, 1992 г.
- Голованова Т. "Защищай, береги, умножай", Москва, 1989 г.
- Горощенко В.Д. "Основы природоведения", Москва, 1976 г.
- Даринский А.В. "География России", Москва, 1974 г.
- Захлебный А.Н. (составитель) "Книга для чтения по охране природы", Москва, 1986 г.
- Зверев А.Т. "Экология", Москва, 1998 г.
- "История Сахалинской области", г. Южно-Сахалинск, 1995 г.
- Красная книга Сахалинской области, г. Южно-Сахалинск, 2000 г.
- Левитман М.Х. "Экология предмет: интересно или нет", г. Санкт-Петербург,
1998 г.
- Леонов П.А. "Область на островах", Москва, 1974 г.
- "Путеводитель по Сахалину", г. Южно-Сахалинск, 1995 г.
- Программы вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы. География, Москва, 1991 г.
- Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа, Москва, 1998 г.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. Начальные классы, Москва, 2001 г.
- Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей, Москва, 1986 г.
- Садчикова О.Г. «Занимательная география» , Р-на-Д, 2007
- Сухов В.П. "Технология развивающего обучения в учебнике географии 6 класса". Журнал "География в школе", № 7, 2001 г.
- Смирнова М.В. "Качество современного географического образования школьников" (Аналитический аспект). Журнал "География в школе", № 8, 1999 г.
- Таксами Чунер "Живые родники", г. Южно-Сахалинск, 1989 г.
- Федорчук С. "Тоехара глазами россиян", г. Южно-Сахалинск, 1992 г.
- Хрестоматия "Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии", г. Санкт-Петербург, 2001 г.
- Яворовская И. «Занимательная география», Р-на-Д, 2007
Литература для учащихся
1."Атлас Сахалинской области для учащихся начальных классов", Москва, 1997 г.
2. «Атлас береговой зоны Сахалина» ,В , 2002
3.«Атлас. Млекопитающие» , МГУ, 2000
- «Атлас. Птицы» , М , РОСМЭН, 2004
- «Атлас. Рыбы. Учебное пособие» , М, 2000
- Вахромеева М.Г. «Растения Красной книги СССР», М, 1990
- Высоков М. «История Сахалина и Курил в самом кратком изложении», Ю-С, 1994
- Зверев А.Т, «Экология», М, 1998
- "История Сахалинской области", г. Южно-Сахалинск, 1995 г.
- Кучеренко С. «Рассказы о животных», Х, 2003
- Лифанова Т.М. "География России", М, 2005
- Лифанова Т.М. "География материков и океанов",М, 2006
- Мувчик Л. «Красавица из Выскво» , Сахалинская Энергия , 2004
- Жигарев И.А. «Атлас животных» , М, РОСМЭН, 2005
- «Экологические записки Сахалина. Информационный бюллетень»
Дополнительная литература
- Булавинцева М.Г. «Коренные народы Сибири и Дальнего Востока, Ю-С, 2006
- Булавинцева М.Г. «Первооткрыватели и исследователи Сибири и Дальнего Востока», Ю-С, 2006
- Павлов А.Г., Павлова М.А. «Использование интерактивных методов в преподавании естественных наук» , Ю-С , 2002
- Сотник В.Ф. «Кладовая здоровья», М, 1996
- Тарасов А.В. «На берегу залива Терпения», Х, 2004
- Школьник Ю. «Атлас животных» ,ЭКСМО-ПРЕСС . 2001
- Шлотгауэр С.Д. «Времена года. Хрестоматия дальневосточной природы.», Х, 2002
- Цыганова Л. «Лекарственные растения Сахалина и Курил», Дальневосточное книжное издательство, 1989
Содержательная часть авторской программы.
IX класс ( 68 часов. 2 часа в неделю)
I часть. «География России» (18 часов).
I четверть ( сентябрь- октябрь)
«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ РОССИИ».
1.Географическое положение России, границы.
2.Очертания берегов и моря.
3.Рельеф ( горы. Равнины. Низменности. Плоскогорье. Возвышенности).
4.Природные условия: климат, природные зоны.
5.Реки и озёра.
6.Полезные ископаемые ( уголь, железные руды, нефть, природный газ).
7.Экологические проблемы.
Номенклатура: Евразия, Европа, Азия; пограничные государства: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Корея; горы: Кавказские, Уральские, Саяны; Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнины, Средне-Сибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность; моря:Чёрное, Азовское, Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское; полуострова: Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатский; острова: Сахалин, Курильские, Северная земля, Новая земля; озёра: Байкал, Ладожское, Онежское; реки: Волга, Обь, Лена, Енисей, Дон, Амур; заповедники: Баргузинский, Астраханский, Воронежский, Ильменский, Кавказский, Курильский, Поронайский.
Практические работы: №1,2,3,4 (Приложение №1)
Экскурсия: Залив Терпения.
«НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ»
- Россия – многонациональное государство.
2.Численность населения, Плотность, Расселение ( география, типы населённых пунктов).
3.Занятия населения.
НОМЕНКЛАТУРА:Европейская часть, Урал, Сибирь, Дальний Восток; народы: русские, коми, ненцы, карелы, удмурты, марийцы, татары, чуваши, мордва, калмыки, адыгейцы, чеченцы, ингуши, чукчи, якуты, буряты, алтайцы, нанайцы, нивхи; крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток.
Практические работы: №5,6.( приложение №1)
Экскурсия в Центр занятости.
«ХОЗЯЙСТВО РОССИИ».
1.Общая характеристика хозяйства России.
2.Промышленность ( тяжёлая, лёгкая, пищевая).
3.Сельское хозяйство ( растениеводство, животноводство, морские промыслы, звероводство).
4.Транспорт ( железнодорожный, автомобильный, авиационный, морской, речной).
5.Экологические проблемы.
НОМЕНКЛАТУРА: Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Кузбасс, Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск; европейская часть России, Западная Сибирь, Северный Кавказ, Сахалинская область.
Практические работа: №7,8,9,10 ( Приложение №1)
«РАЙОНЫ РОССИИ»
- Центральный район ( географическое положение, население, хозяйство).
- Дальневосточный район ( географическое положение, население, хозяйство).
- Повторение
НОМЕНКЛАТУРА: Центральный район, Москва, Дальневосточный район, Хабаровск, Владивосток, Сахалинская область, Южно-Сахалинск.
Практические работы: №11.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.
Наша Родина – многонациональное государство ( история , чтение).
Полезные ископаемые. Использование воды в сельском хозяйстве, охрана вод, культурные растения и сельскохозяйственные животные ( естествознание).
Рассказы о столице, Красной площади ( развитие речи).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ:
Учащиеся должны знать:
-географическое положение России на физической карте, карте полушарий, глобусе;
-пояса освещённости, в которых расположена наша страна, природные зоны России;
-структуру хозяйства России, взаимосвязь отраслей хозяйства;
-природные условия и ресурсы России, меры по их рациональному использованию и охране природной среды в России;
-население и его размещение на территории России;
-политико-административное деление России.
Учащиеся должны уметь:
-находить на карте Россию и её столицу;
-давать несложную характеристику природных условий и ресурсов России;
-устанавливать взаимосвязи между отраслями промышленности и сельского хозяйства;
-составлять простейшие схемы, структуры отраслей народного хозяйства России;
-обозначать на контурной карте России границы, столицу, крупные города.
II часть:
«ГЕОГРАФИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ» ( 50 ЧАСОВ)
II четверть ( 14 часов, ноябрь- декабрь)
I РАЗДЕЛ.
- Географическое положение Сахалинской области.
2.Очертания берегов : моря, заливы, проливы.
НОМЕНКЛАТУРА: о.Сахалин, о. Монерон, о. Тюлений, Курильские острова; моря: Охотское, Японское; проливы: Татарский, Невельского, Лаперуза; Амурский лиман; заливы: Анива, Терпения, Сахалинский, Байкал.
Практическая работа: №12.
Экскурсия: побережье залива Терпения.
II РАЗДЕЛ.
«Исторические сведения об открытии, заселении и освоении Сахалинской области».
1.Первые русские на Сахалине и Курильских островах ( экспедиции И.Ю. Москвитина, В.Д. Пояркова, В.В. Атласова);
2.Европейские экспедиции ( Ж. Лаперуз, М. Фриз);
3.Исследования И.Ф. Крузенштерна, Г. И. Невельского.
НОМЕНКЛАТУРА: И.Ю. Москвитин, В. Поярков, В.В. Атласов, Ж. Лаперуз, М. Фрис, И.Ф. Крузернштерн, Г.И. Невельской.
Экскурсия в музей.
III РАЗДЕЛ.
«НАСЕЛЕНИЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»
1.Национальный состав населения.
2.Численность ( плотность, городское и сельское население).
3.Коренные жители Сахалинской области ( айны, нивхи, эвенки, нанайцы, ороки).Быт, традиции, культура коренных жителей.
4.Население своего района. Занятия населения.
Практическая работа: №13.
Экскурсия в музей ( знакомство с бытом, культурой, традициями коренных народностей).
IV РАЗДЕЛ.
«ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ»
1.Рельеф Сахалина: горы. Полезные ископаемые.
III четверть
( 20 часов, январь- март).
2.Рельеф Сахалина: долины, равнины.
3.Рельеф Курильской гряды. Вулканы.
4.Климат Сахалина и Курил ( умеренный, морской, влияние на климат течений и ветров; влияние климата на хозяйственную деятельность людей; особенности климата своего населённого пункта; неблагоприятные явления природы: гололёд, снегопады, лавины, наводнения).
5.Реки и озёра Сахалинской области ( хозяйственное использование рек, водоёмы своего населённого пункта, экологические проблемы).
6.Растительный мир Сахалинской области ( редкие растения, лекарственные растения, растения своего населённого пункта, охрана растительного мира Сахалинской области).
7.Животный мир Сахалинской области ( видовой состав, морские животные, животные Красной Книги Сахалинской области, особо охраняемые территории области, охрана животных).
НОМЕНКЛАТУРА: горы: Западно-Сахалинские, г. Лопатина, Восточно-Сахалинские, г.Возвращения, Сусунайские, Тонино-Анивские; долины: Тымь _ Поронайская, Сусунайская, Северо-Сахалинская равнина ; Малая и Большая Курильские гряды, о. Шикотан, о. Кунашир, о. Итуруп, о. Уруп, о. Симушир, о. Онекотан, о. Парамушир, о. Шумшу, о. Атласова; вулканы: Алаид, Тятя, Креницына, Иван Грозный; реки: Поронай , Тымь, Найба, Лютога, Вал, Леонидовка, Сусуя, Набиль; озёра: Невское, Тунайча, Изменчивое, Буссе, Большое Вавайское, Кольцевое; растения: ель аянская, пихта сахалинская, тис, ясень, вяз, клён, дуб, бересклет, таволга, майник, папоротник, аралия, калина, лилия Глена, лимонник, магнолия, гречиха Сахалинская, белокопытник, кедровый стланик, багульник, брусника, черника, малина; животные: северный олень, бурый медведь, лисица, горностай, ласка, бурозубка – землеройка, соболь, кабарга, синий кит, касатка, сивучи, котики, каланы, выдра, ондатра, колонок –итатси, норка; птицы: скопа, белоплечий, белохвостый орланы, мандаринка, рыбный филин, тупики, кайры, зимородок; рыбы: таймень, лосось, калуга, осётр.
Заповедники: Курильский, Поронайский, природный парк Монерон, заказники.
Практические работы: №14, 15,16,17,18,19.
Экскурсии в музей, заповедник.
IV РАЗДЕЛ.
«ХОЗЯЙСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»
IV четверть
(16 часов, апрель- май)
1.Особенности хозяйства Сахалинской области.
2.промышленность ( угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика. Освоение Сахалинского шельфа, лесопромышленный комплекс, экологические проблемы, рыбопромышленный комплекс: характеристика, размещение, экологические проблемы).
3.Сельское хозяйство Сахалинской области ( Особенности развития, растениеводство, животноводство, пригородные хозяйства).
4.транспорт ( морской, железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, электронный).
Характеристика хозяйства своего населённого пункта. Населенные пункты Поронайского района.
5.Повторительно- обобщающий урок.
НОМЕНКЛАТУРА: Северо-восточный район, г. Оха, Ноглики, Сахалинский шельф; разрезы: Солнцевское, Лермонтовское, Новиковское; «Пиленго-Годо».
Практическая работа: №20.
Экскурсии на предприятия города.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.
Сезонные изменения в природе, ведение календарей природы и труда ( Физическая география . 6 кл.)
Труд людей на предприятиях народного хозяйства в ближайшем окружении ( Развитие устной речи).
Животный и растительный мир ( Естествознание)
Экологические проблемы ( Экология).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ:
Учащиеся должны знать:
-географическое положение Сахалинской области на физической карте, карте полушарий и глобусе;
-природные условия и природные ресурсы Сахалинской области, возможности использования их человеком;
-типичных представителей растительного и животного мира Сахалинской области;
-основное население и его занятия, коренные жители Сахалинской области;
-заповедники Сахалинской области, основные мероприятия по охране природы в Сахалинской области;
-правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
-показывать Сахалинскую область на физической карте, карте полушарий, глобусе;
-давать элементарное описание природы Сахалинской области;
-показывать по карте Сахалинской области географические объекты , указанные в программе, наносить их на карту- схему Сахалинской области;
-устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятием населения;
-выполнять простейшие зарисовки географических объектов;
-вести наблюдения за погодой своей местности , правильно фиксировать их результаты, обобщать;
-принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | № | ТЕМА | Кол-во часов | Сроки | Оборудование | Тип урока | Экскурсии | Прак- Ти чес кие рабо ты | ||
I четверть (18 часов) | ||||||||||
1. 2. 3 4 5 6 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | I часть«География России» ГеографическоеПоложение России, границы Очертания берегов и моря Рельеф (горы, равнины, низ- менности, плоскогорья, возвышенности) Природные условия (климат, природные зоны). Реки и озёра Полезные ископаемые | 1 1 1 1 1 1 | Сент Сент Сент Сент Сент сент | Карта России, атласы, кон- турные карты Физическая карта России Карта «Природные зоны» Физическая карта России | Усвоения нов. Знан. Комбин Комбин Комбин Усвоения нов. Знан. Комбин | Методическое время 40 мин.+ время на транспорт | №1 №2 №3 №4 | ||
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 | 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 1 2. 3. 4. 5. 6 7 8. 9. 10. 11 12. 13 14 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10. 11. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 1 2 3 4 5 6
7 8 9. 10 11 12 13 14 15 16 | Экологические Проблемы Залив Терпения Россия- многона- циональное госуд.-во. Численность Населения, типы населённых пунктов. Занятия Населения Общая характеристика хозяйства России. Промышленность Сельское Хозяйство Транспорт Экологические Проблемы Центральный район (географи- ческое положение, население, хозяйство). Дальневосточный район (географич. положение, население, хозяйство). II четверть ( 14 часов) II часть. «География Сахалинской области». Географическое положение Сахалинской Области Очертания берегов: Моря. Заливы, проливы Первые русские на Сахалине и Курилах. Европейские экспедиции(Ж. Лаперуз, М. Фриз) Исследования И.Ф. Крузенштерна Исследования Г.И. Невельского Национальный состав Сахалинской Области Численность Населения Коренные жители Сахалинской области Коренные жители Сахалинской области Нивхи, ороки, нанайцы Население своего района Население своего района III четверть ( 20 часов) Рельеф Сахалина :(горы, долины, равнина). Полезные ископаемые. Рельеф Курильских островов. Вулканы Климат Сахалина Климат Курильских Островов Погодные явления Реки, озёра Экологические Проблемы Растительный мир Сахалина Редкие растения Лекарственные Растения Сахалинской Области Растения своего населённого пункта. Охрана растений Животный мир Сахалинской области. Животные Сахалинской Области Животные Красной книги Сахалинской области. Особо охраняемые территории Сахалинской области. Заповедник «Поронайский» Заповедник «Курильский» Природный парк «Монеронский» Заказники Сахалинской области IV четверть (16 часов) Особенности хозяйства Сахалинской области Промышленность (угольная, нефтяная,) Промышленность (газовая, электроэ- нергетика) Лесопро- мышленный комплекс. Экологические проблемы. Рыбопромыш- ленный комплекс Экологические проблемы. Сельское Хозяйство. Экологические проблемы Транспорт Характеристика хозяйства своего населённого пункта. Учреждения города Населенные пункты Поронайского района История города Поронайска Путешествие по карте Сахалинской области Сахалинская область | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Сен Сен Окт Окт Окт Окт Окт Окт Окт Окт Окт Ноя нояб нояб нояб нояб нояб нояб дек дек дек дек дек дек дек дек Янв Янв Янв Янв Янв Фев фев фев фев фев фев фев фев мар Мар Мар Мар Мар Мар Мар Апр Апр Апр Апр Апр Апр Апр Апр Май Май Май Май Май Май Май май | Карта «Экологические проблемы России». Федеративное Устройство Российской Федерации карта №1 АтласыКарта №1 Карта №1 Карта №1 Карта «Эколо-гические проблемы России» Карта «Федеративное устройство РФ» Карта «Федера-тивное устройство РФ» Карта «Сахалинской области» Атласы Карта «Сахалинской области» Карта «Сахалинской области» Карта Сах-й. области, Портреты Карта «Сах-й области» иллюстрации «Национальный Состав» Альбом «Перепись населения» Карта «Сахалинской области» Атласы Карта «Сахалинской области», атласы Карта «Сахалинской области» Карта «Сахалинской области» Карта «Сахалинской области» Карта «Сахалинской области» Карта «Экологические проблемы России» Атласы Сахалинской области Иллюстрации Атласы, карта «Сахалинской области» Атласы, Карта «Сахалинской области» Атласы, карта «Сахалинской области» Красная книга Сахалинской области Карта «Сахалинской области» Карта «Сахалинской области» Карта «Сахалинской области» атласы Карта «Сахалинской области» атласы атласы карта Сахалинской области атласы, карта атласы, карта атласы, карта карта, атласы атласы, карта атласы, карта Карта, атласы Карта, атласы Карта, атласы Карта, атласы | Усвоения нов. Знан. Комбин Усвоения нов. Знан. Усвоения нов. Знан. Комбин Усвоения нов. Знан. Комбин Комбин Усвоения нов. Знан. Усвоения нов. Знан. Усвоения нов. Знан. Усвоения нов. Знан. Усвоения нов. Знан. Усвоения нов. Знан. Комбин Усвоения нов. Знан. Усвоения нов. Знан. Комбин Комбин Комбин Усвоения нов. Знан. Комбин Комбин Усвоения нов. Знан. Комбин Комбин Усвоения нов. Знан. Усвоения нов. Знан. Комбин Усвоения нов. Знан. Комбин Усвоения нов. Знан. Комбин Комбин Комбин Комбин Усвоения нов. Знан. Комбин Усвоения нов. Знан. Комбин Комбин Усвоения нов. Знан. Усвоения нов. Знан. Усвоения нов. Знан. Комбин Усвоения нов. Знан. Комбин Комбин Усвоения нов. Знан. Комбин Усвоения нов. Знан. Комбин Усвоения нов. Знан. Усвоения нов. Знан. Усвоения нов. Знан. комбинированный книга «На берегу залива Терпе- ния» обобщающий повторение | «Залив Терпения» Переносится на ноябрь Центр Занятости Переносится на ноябрь Побережье залива Терпения Музей Краеведческий музей Музей Метео Станция Усть реки Поронай. Река Чёрная Музей Музей Заповедник ВЭС Лесхоз Рыболовец- кий колхоз «Дружба» Центральная библиотека |
№5 №6 №7 №8. №9. №10. №10. №11. №12 №13. №14 №15 №16 №17 №18 №19 №20 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
№№ | Тема урока | Содержание практической работы | Оборудование | Время | Примечание |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | Географическое положение России Очертания берегов –моря, острова, полуострова Реки и озёра Полезные ископаемые Россия – многонациональное государство Расселение Общая характеристика хозяйства России Промышленность Сельское хозяйство Экологические проблемы Дальневосточный регион Очертания берегов Сахалина: моря, заливы, проливы Национальный состав населения Рельеф Сахалина Рельеф Курильской гряды Реки и озёра Лекарствен- ные растения Растения своего населённого пункта Животные Красной книги сахалинской области Транспорт | Обозначение границ России, пограничных государств Отметить на контурной карте 12 морей; о. Сахалин, п-ова Камчатка, Чукотка, Кольский Отметить на контурной карте крупные реки и озёра ( Волга, Дон, Енисей, Обь, Лена, Амур, оз. Байкал, Ладожское озеро, Онежское Отметить условными обозначениями месторождения угля, железных руд, нефти, природного газа Составление таблицы «Народы России» ( под руководством учителя) Отметить на контурной карте города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток Вычерчивание схемы хозяйства в тетрадях Вычерчивание схемы промышленности России ( тяжёлая , лёгкая, пищевая) Вычерчивание схемы сельского хозяйства ( растениеводство, животноводство) Отметить наиболее экологически неблагоприятные места России ( Москва, Южно-сахалинск) Отметить на контурной карте Дальневосточный район На контурной карте Сахалина отметить: Охотское море, Японское море; проливы : Лаперуза, Татарский , Невельский, заливы: Терпения, Анивский, Сахалинский, Амурский лиман Составить таблицу Коренные жители Занятия
Отметить на контурной карте горы: Западно-Сахалинские, Восточно –Сахалинские; Тымь –Поронайскую долину, Северо- Сахалинскую равнину. Отметить: Малую и Большую Курильские гряды; о. Шикотан, Парамушир, Кунашир, Итуруп, Уруп, Атласова; вулканы: Алаид, Тятя. Отметить: реки: Тымь, Поронай; озёра: Невское, Тунайча По иллюстрациям записать лекарственные растения Сахалина ( шиповник, подорожник, черемша, ромашка, адонис, одуванчик) Составить таблицу Деревья Кустарники Травы
Заполнить таблицу Млекопитающие Птицы «Путешествие из Южно-Сахалинска в Москву» | Атласы, контурные карты Атласы, контурные карты Атласы, контурные карты Атласы , контурные карты Атласы Атласы, контурные карты Тетрадь, линейки, карандаши Тетрадь, линейка, карандаши Тетрадь, линейка, карандаши Атласы, тетради Атласы, контурные карты Атласы «Сахалинской области», контурные карты Атлас, контурные карты Атласы, контурные карты Атласы, контурные карты Атласы, контурные карты Иллюстрации лекарствен- ных Растений Атлас Атласы, красная книга Сахалинской области Атласы, карта России | 10 мин 10 мин. 10 мин 10 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин 10 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин 15 мин. 10 мин 10 мин 10 мин 5 мин. 5-10 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин | Оценки полностью Оценки полностью Оценки выборочно Оценки выборочно Оценки выборочно Оценки полностью Оценки выборочно Оценки полностью Оценки выборочно Оценки полностью Оценки выборочно Оценки полностью Оценки полностью Оценки выборочно Оценки выборочно Оценки выборочно Оценки выборочно Оценки полностью Оценки полностью Оценки выборочно |
Экскурсии
№ | Тема экскурсии | Цели экскурсии | Объект экскурсии | Сроки | Время проведения | Инструктаж |
1 | Экологические проблемы | 1.Учить определять экологически опасные объекты, устанавливать степень влияния их на природную среду, на примере залива Терпения. 2. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности посредством практической направленности заданий. | Залив Терпения | сентябрь | 3о мин | Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 |
2 | Занятия населения | 1, Познакомить учащихся с рынком труда Поронайского района. 2. Воспитывать культуру поведения в присутственных местах | Центр занятости | Октябрь | 40 мин. | Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 |
3 | Географическое положение Сахалинской области | 1.Закрепить знания учащихся об островном положении Сахалинской области. 2. Воспитывать познавательную активность с помощью наводящих вопросов | Залив Терпения | ноябрь | 30 мин. | Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 |
4 | Исследование Сахалинской области |
| Поронайский краеведческий музей | декабрь | 40 мин. | Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 |
5 | Коренные жители Сахалина |
| Поронайский краеведческий музей | декабрь | 40 мин. | Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 |
6 | Климат Сахалина |
| Метеостанция | Январь | 40 мин. | Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 |
7 | Реки и озера Сахалина |
| Устье реки Поронай | Февраль | 40 мин | Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 |
8 | Животный мир Сахалинской области |
| Поронайский краеведческий музей | март | 40 мин. | Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 |
9 | Особо охраняемые территории Сахалинской области |
| Эколого-просветительный центр заповедника «Поронайский» Административное здание. | Март | 40 мин. | Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 |
10 | Промышленность |
| ВЭС | апрель | 40 мин. | Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 |
11 | Лесопромышленный комплекс |
| Поронайский лесхоз | апрель | 40 мин. | Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 |
12 | Рыбопромышленный комплекс |
| Рыболовецкий колхоз «Дружба» | май | 40 мин. | Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 |
13 | Характеристика хозяйства своего населенного пункта |
| Редакция газеты «Звезда» | май | 40 мин. | Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 |
14 | Характеристика хозяйства своего населенного пункта |
| Центральная районная библиотека | май | 40 мин | Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 |
15 | Население (дополнительная экскурсия) |
| ЗАГС | май | 40 мин. | Инструкция №15 «По организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися и воспитанниками» от 12. 08. 2003 |
Примечание: Сроки и количество экскурсий может меняться , потому что организации их зависит от графика работы и степени загруженности того или иного предприятия и учреждения, а также погодных условий. Согласование о времени экскурсии проводится за 2-3 недели вперед. Определяется круг вопросов с которыми будут знакомиться учащиеся. Экскурсии в зверосовхоз «Поронайский» и Поронайский порт (причина: закрытие предприятий) были заменены на экскурсии в редакцию газеты «Звезда» и Поронайский лесхоз.
Экскурсии на природные объекты : для проведения одной экскурсии может быть выбрано 1-2 объекта.
Перед экскурсией проводится инструктаж, затем объясняются цели и задачи экскурсии, учащиеся должны быть подготовлены к экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с флорой Сахалинской области
Презентация предназначена для ознакомительного урока по биологическому краеведению Сахалинской области в 5 классе....
Интегрированный нестандартный урок-игра, посвященный 65-летию образования Сахалинской области. КВН на тему:"Сахалин-моя малая Родина"
Формировать у учащихся целостное представление о географии своего края через интеграцию предметных знаний,полученных на уроках....
Топонимика Сахалинской области
Данная презентация составлена к уроку краеведения в 5-м классе по теме "Топонимы родного края".К сожалению, не удалось достаточно уменьшить размер презентации, поэтому разбила на несколько частей - по...
Опасные природные явления Сахалинской области
Презентация к уроку краеведения в 6 классе. Также можно использовать к уроку ОБЖ или к классному часу...
"Гербы городов Сахалинской области". Презентация.
Цель: познакомить воспитанников с историей символики Сахалинской области и геральдикой городов и посёлков Сахалина. Задачи: разъяснить понятия «герб», «геральдика»; разъяснить...
Информационная карта участника конкурса «Лучший педагог-организатор основ безопасности жизнедеятельности года Сахалинской области – 2018» и «Лучший преподаватель безопасности жизнедеятельности года Сахалинской области – 2018»
ЖелдакСергей Анатольевич Государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №5»...
РО Специальная Олимпиада России Сахалинской области
Контакты РОСОРСО...