Выступление на ассоциации гимназий России и Ближнего Зарубежья
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Кологрив Елена Владимировна

В это раз я поделилась своим опытом в применении рейтинго-накопительной системы на уроках русского языка. В урок добавлена технология критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_assotsiatsii_soyuz.doc33.5 КБ
Office presentation icon vystuplenie_na_assotsiatsii_soyuz.ppt247.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение рейтинго - накопительной  системы оценивания учащихся на уроках русского языка при изучении темы «Причастие» (из опыта работы)

Одним из приоритетных направлений инновационной деятельности  является обновление и совершенствование качества образования. С этим процессом связана процедура внедрения в образовательное пространство РФ стандартов нового поколения, которые разработаны на основе компетентностного подхода.

        Одним из условий реализации компетентностного подхода к проектированию образовательного процесса является модернизация системы оценивания образовательных результатов.

Проблема оценки результативности учебной деятельности учащихся  -  одна из ключевых в педагогике. «Мы учим тому, что мы оцениваем», - писал Д. Тэйлор. Необходимость поиска новых систем оценивания объясняется тем, что существующая пятибалльная оценка во многом противоречит тенденциям развития современного образования, так как не соответствует образовательным потребностям современного общества.

Технология РНС позволяет избегать субъективизма в оценивании работы обучающихся, эффективно организовать взаимодействие субъектов образовательного процесса, сделать процесс обучения личностно-ориентированным.

Исходя из требований ФГОСа, оценка достижений образовательных результатов должна носить критериальный характер. Учащийся должен четко представлять, что будет оцениваться в его деятельности, каким способом и исходя из каких критериев.

 
РНС – это накопительная, индивидуальная и критериально-ориентированная, инновационная система оценивания достижений на основе компетентностного подхода в образовании.

РНС – индивидуальная система: из накопительной части работ ученик выбирает те, которые хочет или может выполнить.

РНС – критериально-ориентированная система: учитель по определенным критериям оценивает работы учащихся.

РНС – инновационная система: новая по отношению к пятибалльной системе.

Меняются роли: ученик становится не объектом, а субъектом образовательного процесса, осознающим свой личностный рост. Учитель из руководителя становится консультантом, тьютором.

Учебная дисциплина – это единое пространство, в котором формируются социально значимые виды деятельности,  при выполнении которых у учащихся  должны развиваться прежде всего ключевые компетенции.

В нашей гимназии 505 Красносельского района 3-й год проводится  эксперимент по применению РНС на различных уроках.  Цель эксперимента – уйти от привычной 5-балльной системы оценивания.

Ежегодно мы разрабатывает в системе РНС  целые темы в курсе русского языка в различных параллелях. В прошлом учебном году мы должны были к технологии РНС добавить технологию критического мышления. Вот что у меня получилось на примере урока «Понятие о союзе» в 7 классе.

Главное в уроке по РНС – целеполагание.

Цели урока: Знать: 1) понятие союза

Понимать: 1) как отличать союз от предлога

Уметь: 1) видеть союзы в предложении

             3) правильно расставлять знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях

             4) структурировать теоретический материал

Анализ: 1)уметь определить роль союза в предложении

Синтез: 1)уметь составлять сложные  предложения. Используя различные союзы

        С листами самоконтроля и рабочей картой дети знакомы по предыдущим урокам, поэтому урок начинается сразу.

  1. Вызов.  Морфологическая путаница. Распределить слова на две группы.

Из-под, из-за, потому что, в течение, чтобы, за, на, из, если, когда, но, в продолжение.       

Здесь озвучиваю темы урока. Цели урока дети говорят сами:

- познакомиться с союзом как части речи,

- определить его роль в предложении,

- уметь конструировать предложения, используя различные союзы,

- составлять схемы предложений.

         4. Следующий этап работы  «Мозговая атака». Я предлагаю детям вспомнить  все, что они знают о союзе.    КЛАСТЕР

    5.  Этап № 1  «Знание». Работа с  теоретическим текстом. Читая очень внимательно текст, на полях отмечайте значками:   +  - это я знаю,  --   - это для меня новое,     ? -  хочу спросить.

Продолжить работу с кластером. Внести дополнения.

6. Этап № 2  «Понимание».  Лингвистический  эксперимент.

Вставить подходящие по смыслу союзы и определить их роль в предложениях.

7.Этап № 3«Умение»

Уровень 1.По картине А. Саврасова  «Грачи прилетели»  составьте 2 предложения с союзом, в одном из которых союз соединяет однородные члены в простом предложении, а в другом – части сложного предложения.

 Начертить схемы предложений.

Уровень 2. По картине А.  Саврасова  «Грачи прилетели» составьте 2 сложных предложения:

А) с сочинительным союзом,

Б) с подчинительным союзом.

Начертить схемы предложений.

8. Этап № 4 « Анализ». Исследование.

Проведите наблюдения в предложении, используя союзы  И, А, КОГДА, ЧТОБЫ.

Лес загадочно шумел,      мы любовались его таинственной красотой.

9. Этап № 5 «Синтез»   Синквейн

10. Рефлексия

Закончите фразы, используя разные синтаксические конструкции.

Сегодня на уроке я узнал……

Я научился ………………..

На занятии я конструировал …………….   ?    составлял к ним ………………

- Какие предложения у вас получились?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение рейтинго - накопительной системы оценивания учащихся на уроках русского языка при изучении темы «Союз» (из опыта работы )

Слайд 2

РНС – это накопительная, индивидуальная и критериально-ориентированная, инновационная система оценивания достижений на основе компетентностного подхода в образовании. РНС – индивидуальная система: из накопительной части работ ученик выбирает те, которые хочет или может выполнить. РНС – критериально-ориентированная система: учитель по определенным критериям оценивает работы учащихся. РНС – инновационная система: новая по отношению к пятибалльной системе .

Слайд 3

Цели урока: Знать: 1 ) понятие союза Понимать: 1) как отличать союз от предлога Уметь: 1) видеть союзы в предложении 3) правильно расставлять знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях 4) структурировать теоретический материал Анализ: 1)уметь определить роль союза в предложении Синтез: 1)уметь составлять сложные предложения. Используя различные союзы

Слайд 4

Стадия «Вызов». Морфологическая путаница. Распределить слова на две группы. Из-под, из-за, потому что, в течение, чтобы, за, на, из, если, когда, но, в продолжение. Цели урока дети говорят сами: - познакомиться с союзом как части речи, - определить его роль в предложении, - уметь конструировать предложения, используя различные союзы, - составлять схемы предложений

Слайд 5

СОЮЗ Служебная часть речи подчинительные Соединяет части сложного предложения Не изменяется Не отвечает на вопросы Не является членом предложения Соединяет однородные члены предложения Сочинитель-ные

Слайд 6

Этап № 3«Умение» Уровень 1. По картине А. Саврасова «Грачи прилетели» составьте 2 предложения с союзом, в одном из которых союз соединяет однородные члены в простом предложении, а в другом – части сложного предложения. Начертить схемы предложений. Уровень 2 . По картине А. Саврасова «Грачи прилетели» составьте 2 сложных предложения: А) с сочинительным союзом, Б) с подчинительным союзом. Начертить схемы предложений.

Слайд 7

Этап № 4 « Анализ». Исследование. Проведите наблюдения в предложении, используя союзы И, А, КОГДА, ЧТОБЫ . Лес загадочно шумел, ……. мы любовались его таинственной красотой.

Слайд 8

9. Этап № 5 «Синтез» Синквейн Союз Неизменяемый, служебный, Не изменяет, не является, подчиняет, Союз – это служебная часть речи. Узел. Союз. Неизменяемый, соединительный. Соединяет, связывает, не изменяется. Союз – это служебная часть речи. Нить.

Слайд 9

Союз. Сочинительный, подчинительный. Соединяет, не изменяется, делится. Союз – это служебная часть речи. Соединитель. Союз. Подчинительный, сочинительный. Соединяет, не изменяет, служит. Соединяет части предложения. Соединение.

Слайд 10

Рефлексия Закончите фразы, используя разные синтаксические конструкции: Сегодня на уроке я узнал…… Я научился ……………….. На занятии я конструировал ……………. ? составлял к ним ……………… - Какие предложения у вас получились?

Слайд 11

№№ Этапы урока Мои баллы Примечание 1. Морфологическая путаница - выполнил без ошибок (2 балла), - выполнил с ошибками (1 балл) 2. Составление (кластера) - составил самостоятельно (2б.). - составил с помощью класса (1б) 3. Лингвистический эксперимент - выполнил без ошибок ( 2 балла), - выполнил с ошибками ( 1 балл) 4. Конструирование предложений - выполнил самостоятельно и без ошибок ( 3 балла), - выполнил самостоятельно, но с ошибками (2 балл), - выполнил с помощью учителя(класса) – 1 балл 5. Исследование -составил предложения (1б.) -составил предложения и сделал выводы (3б.) 6. Составил синквейн самостоятельно – 3 балла Составил синквейн с помощью учителя(класса) – 1 балл Технологическая карта урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья...

Авторская программа курса "География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями".

В программе курса предлагается изучать географию России и стран постсоветского пространства для воспитания толерантности и уважения к народам стран-соседей, понимания общности исторических судеб этих ...

Тестовая работа по теме"Страны ближнего зарубежья"

Данный тест расчитан на два варианта. Представлены задания с одним, несколькими выборами ответов, а также определение страны или региона по краткому описанию...

Россия и страны ближнее зарубежье

Тип урока: новая тема, частично поисковый.Форма урока: групповая.Цель урока: дать определение понятию «геополитическое положение», выяснить, в чём заключается...

Россия и ближнее зарубежье (2)

Материалы для самостоятельной работы по теме. Может быть использовано для отработки учебного материала по вопросу "Россия и ближнее зарубежье" при изучении географии в 9, 10, 11 классах...