Урок по теме: "Вулканы"
презентация к уроку географии (6 класс) по теме

Парамонова Наталья Николаевна

Представлен конспект  урока, его презентация и задания для исследовательской деятельности в группах по теме "Вулканы" (6 класс).

Урок проводится с использованием метода исследовательского проекта и направлен на формирование коммуникативных компетентностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_vulkany.zip474.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. 6 класс.

Тема. Вулканы. Горячие источники.

Цель урока.

  1. Сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров. Познакомить с отличиями действующих и потухший вулканов.
  2. Учащиеся должны уметь показать вулканы на физической и тектонической карте, объяснить их происхождение (связь рельефа со строением земной коры). Оборудование. Физическая и тектоническая карты, фрагменты видео записи «Извержение вулкана», «Гейзер», схема - рисунок «Землетрясение», презентация «Вулканы».

Организационный момент.

Опрос.

Карточки- задания первого уровня (для слабых) - 2 чел.

Карточка - задание третьего уровня (для сильных) -1 чел.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое землетрясение, каковы его причины?
  2. В результате, каких движений земной коры образуются горсты и грабены?
  3. По тектонической карте покажите районы России, где могут быть землетрясения.
  4. Каковы требования к строительству зданий в сейсмически активных зонах?
  5. Каковы ваши действия при землетрясениях?

Изучение нового материала.

Видеофрагмент «Извержение вулкана».

  1. Какие чувства у современного человека вызывает это природное явление?
  2. А у древнего человека?

Откуда же пошло название «Вулкан»? (сообщение учащегося).

- Древние народы считали - извержение вулкана великий гнев богов. У древних римлян бог огня сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По приданию, он ковал доспехи в недрах горы на острове Вулкано. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть Вулкан, как бога огня (слайд 2).

Нарисуем вулкан в тетрадях и подпишем его составляющие (кратер, жерло, конус).

  1. Объясните как «растет» вулкан?
  2. Может ли вулкан иметь боковые кратеры?
  3. Может ли вулкан «уменьшить» свою высоту?

По характеру извержения и строения конуса вулканы делят на три типа: гавайский, пелейский и везувианский (сообщение учащихся).

  1. В чем причина появления вулканов на поверхности земли?
  2. Что такое гейзер?
  3. Почему вместе с вулканами встречаются гейзеры?
  4. Где по вашему мнению вулканов встречается больше на материках или на дне океанов? Почему?

Дайте определение: «Что такое вулкан».

Запишем определение в тетрадь (Вулкан - это геологическое образование, возникающее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава).

(слайд 3).

Продукты извержения вулканов:

а)        лава

б)        вулканические бомбы

в)        вулканический пепел

г)        вулканические газы (слайд 4).

1. Какие        продукты извержения вулкана описал в стихотворение А.С Пушкина?

... Везувий зев открыл -

Дым хлынул клубом –

Пламя широко развивалось,

Как боевое знамя.

Земля волнуется-

С шатнувшихся колон

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём,

Под воспалённым прахом,

Толпами, стар и млад

Бежит из града вон.

2. Люди,        какой профессии изучают вулканы?

3. Какими        качествами должны обладать люди этой профессии?

Изучением вулканов занимаются ученые вулканологии. Их профессия необычайно сложная, сопряжена большим риском. Человек, владеющий этой профессией должен иметь хорошую физическую подготовку, обладать навыками альпиниста и спелеолога. Как нельзя лучше сказано в стихах одного вулканолога об этой профессии.

... Мы вулкана сыны

Кратер гремит маня

Выведать мы должны

Тайны Бога Огня.

Шлак под ногами горяч,

Шлаковый конус крут

Бомба летит, как мяч

Бомбы дымят вокруг

Едок сернистый газ-

Стиснув зубы, держись!

Жизнь нам даётся раз

Ставим на карту, жизнь!

Одним из выдающихся ученых'-вулканологов является французский ученый Гарун Тазиев. Его книга о вулканах называется «Встреча с дьяволом». Книга интересная, хорошо написана, прочитайте. Вулканов на Земле около 800, одни действующие, другие потухшие, но самыми известными являются: Ключевская Сопка, Фудзияма, Килауэ, Кракатау, Везувий, Гекла, Килиманджаро.

А теперь мы должны с вами научиться приёму Определения географического положения вулкана.

1. Найдите вулкан на карте

2. Определите, на каком материке и в какой его части он находиться.

3. Определите его географические координаты.

Задание № 1. Определить географическое положение вулкана Ключевская Сопка.

Ответ:

Ключевская Сопка расположена в С-В части Евразии, географические координаты 52° с. ш ; 161°в.д.

Итог урока.

Мы изучили новую тему. Подведём итог, что вы узнали нового на уроке.

Домашнее задание. Урок 27. Обозначить на контурной карте вулканы:

Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Этна, Ключевская Сопка, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Эльбрус. Сообщение о горных породах и минералах( по желанию).

Карточка задание № 1(для слабых).

1. Объясни термины: очаг, эпицентр.

2. Покажи на рисунке - схеме очаг и эпицентр землетрясения

3. Какие разрушения производит землетрясения 1,3,7,10 баллов.

Карточка задание № 2 (для слабых).

1. Что такое горст и грабен?

2. По тектонической карте мира покажите районы, где могут быть землетрясения.

Карточка задание №3 (для сильных).

1. Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах?

2. Может ли быть землетрясение в Саратовской области? Почему?

3. Как предсказать землетрясение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " Вулканы, гейзеры"

Урок ориентирован прежде всего на учителей и   учащихся 6 класса свободно  владеющими  компьютерными технологиями и интернет ресурсами. В конспекте указаны ссылки на источники инф...

разработка урока на тему "Вулканы.Гейзеры и горячие источники"

Конспект урока по теме "Вулканы.Гейзеры и горячие источники" разработан для 6-го класса для начального курса   "География" по  учебнику Герасимовой Т.П., с элементами краеведения....

Конспект урока на тему:" Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс

Урок по теме: "Вулканы,горячие источники, гейзеры" в 6 классе предназначен для изучения нового материала. Для проверки домашнего задания дан небольшой тест,рассчитанный на 3-5 минут.Помимо изучен...

разработка урока по теме Вулканы Земли

Данный урок - урок изучения нового материала. Работа учеников происходит в группах. Представлены задания к уроку, технологическая карта урока, а также компьютерная презентация....

Конспект урока на тему: «Вулканы. Гейзеры. Горячие источники».

сформировать представление о происхождение вулканов, гейзеров;изучить виды вулканов, их строение, географию распространения вулканов....

конспект урока по теме "Вулканы" 6 класс

Подробный конспект урока в 6 классе, с применением технологичческой карты урока для учащихся и презентацией....

План-конспект урока по теме:"Вулканы, гейзеры и горячие источники" 6 класс

План-конспект разработан для урока географии в 6 классе по теме: "Вулканы, гейзеры и горячие источники". К конспекту добавленны приложения с дополнительной инцормацией и технологическая карта урока....