Городская экосистема - урок географии 10 кл
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
Взаимоотношение общества и природы в условиях городской жизни, последствия и пути решения возникшей проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pishcha_kotoruyu_my_edim._proekt.docx | 51.26 КБ |
pishcha_kotoruyu_my_edim_2.pptx | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
НЧФ НОУ
«Центр развития образования»
Региональная научно-практическая
Конференция «В науке первые шаги»
Секция: экология
«Пища, которую мы едим. Вред или польза»
Экологический проект
Работу выполнила:
Чичканова Анастасия
Ученица 9 класса МОУ СОШ №3
Научный руководитель:
Учитель географии Иксанова Г. М.
Альметьевск 2011г
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Пищевые добавки: угроза человечеству или благо
цивилизации? 4
§1. Пищевые красители 5
§2. Стабилизаторы 5
§3. Ароматизаторы 5
§4. Эмульгаторы 5
§5. Пищевые антиокислители 5
§6. Химические консерванты 6
Глава 2. Экспериментальная часть 6
§1. Задачи проекта 6
§2. Объекты, предметы, гипотеза 6
§3.Методы исследования 7
§4 Ход эксперимента 7
§5 Литературный обзор 9
§6 Социологический опрос 10
Глава 3. Заключение 10
§1 Выводы и рекомендации 10
Глава 4. Список используемой литературы 12
§1 Приложение 13
Введение:
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.
С целью приобщения учащихся к методологии научного познания, к самостоятельному поиску и работе с информацией был разработан проект на тему «Пища, которую мы едим. Вред или польза.» Выбор темы не случаен, так как проблема питания актуальна и значимая для учащихся. Для выявления данной проблемы мы обратились к реалиям жизни современных школьников. В ходе данного исследования было выяснено, что большинство из них лишены полноценного режима питания. Школьники не всегда обедают вовремя и часто перекусывают бутербродами, булочками, фруктами. В последнее время особую популярность у них завоевали продукты быстрого приготовления. Гамбургеры и быстро-суп, каши-минутки и чипсы стали неотъемлемой частью нашего питания. Очень часто в рекламе этих продуктов принимают участие дети. Однако это вовсе не значит, что рацион питания школьника должен состоять из «супа в стакане» и «хот-догов».
Некоторые из этих продуктов дети любят, и даже очень любят. Для тех родителей, которые живут в высоком темпе и не имеют возможности, сил и времени готовить ежедневно «правильные» обеды и ужины, продукты, которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды», представляются удачным выходом. Но так ли это? Что же представляют собой эти продукты? Полезны ли они? Хотим знать правду!
С учетом этого и был разработан проект «Пища, которую мы едим. Вред или польза».
Глава 1. Пищевые добавки: угроза человечеству или благо цивилизации?
Под термином «пищевые добавки» объединяют группу веществ природного происхождения или полученных искусственным путем, использование которых необходимо для усовершенствования технологии получения продуктов, сохранения требуемых или придания новых свойств, повышения стабильности и улучшения органолептичесчих свойств пищевых продуктов. Широкое использование пищевых добавок началось в конце XIX века. Современное производство продуктов питания немыслимо без пищевых добавок. Разрешённые к применению добавки не опасны для здоровья человека, однако некоторые из них способны вызвать аллергическую реакцию или другие побочные эффекты, которые не сразу проявляются.
В странах Европейского Союза (ЕС) принята система цифровой кодификации пищевых добавок, каждая из них обозначается буквой «Е», что значит «европейский», и соответствующим цифровым индексом. Существует несколько видов пищевых добавок, рассмотрим из них самые применяемые:
§1. Пищевые красители. В условиях современной пищевой технологии продукты часто изменяют свою первоначальную, привычную для потребителя окраску, а иногда приобретают неприятный вид. Поэтому и применяют пищевые красители натуральные и синтетические (органические и неорганические). Их широко применяют при производстве кондитерских изделий, напитков, маргарина, некоторых видов консервов.
§2. Стабилизаторы. Выделяют группу веществ, которые изменяют структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов. Сюда относятся стабилизаторы, разрыхлители, загустители. Эти вещества (Е400 – 499) поддерживают желеобразную консистенцию продуктов. Многие из них вызывают расстройство желудочно-кишечного тракта. Кроме того, в некоторых продуктах используют подслащивающие вещества (цикломаты, лактозу и т.д.).
§3. Ароматизаторы – вещества, усиливающие вкус и аромат, которые вносят в пищевые продукты с целью улучшения их органолептических свойств.
Как много факторов влияет на качество продуктов питания. Всегда ли мы обращаем на них внимание или оставляем без ответа? На этот вопрос мы должны дать ответ самостоятельно, каждый лично сам для себя.
§4. Эмульгаторы используются для приготовления водно-жировых смесей, например, майонеза, кремообразных пищевых продуктов (Е500 – 599). Чаще всего в качестве эмульгатора применяют натуральное вещество лецитин, получаемое из яичного желтка. Об этом нужно помнить тем, у кого на яйца аллергия.
§5. Пищевые антиокислители. Вещества, которые замедляют окисление ненасыщенных жирных кислот, входящих в состав липидов, называют антиокислители.
§6. Но наиболее опасными являются химические консерванты – вещества, добавление которых позволяет замедлить или предотвратить развитие микрофлоры: бактерий, плесени, дрожжей и т. п., следовательно, продлить сохранность продуктов питания. Для увеличения срока годности продуктов питания в них добавляют так называемые консерванты. На упаковке товара они обозначаются буквой Е с соответствующим номером. Приведём перечень наиболее опасных консервантов. (Приложение №1).Если на упаковке продукта отсутствует перечисление входящих в него пищевых добавок (а они всегда используются!), это является грубейшим нарушением защищающих нас стандартов и может означать такую адскую смесь, заявлять о которой производители посчитали большим злом, нежели нарушение требований по оформлению упаковки.
К сожалению, 80% импортных продуктов питания, сигарет и напитков содержат перечисленные вредные консерванты. Будьте бдительны!
Глава 2. Эксперементальная часть
Цель проекта: изучение рациона питания школьника; определение качества продуктов быстрого приготовления.
§1. Задачи проекта:
Приобщить учащихся к самостоятельному поиску, работе с информацией и методологии научного познания;
Выявить влияние различных компонентов пищи на функции органов человека;
Предложить возможную замену продуктов быстрого приготовления;
Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления;
Определить калорийность этих продуктов питания.
Данную цель я буду решать с помощью следующих последовательных действий (задач):
1. Провести анкетирование учащихся и их родителей с целью определения наиболее привлекательных продуктов питания.
2.Определить качество продуктов, попавших в лидеры.
3. Установить влияние на организм человека данных продуктов питания.
§2. Объектом моего исследования являются продукты питания, среди которых я чётко выделяю следующие:
1. Молочные продукты. 2. Яблоки. 3. Шоколад.
4.Жевательная резинка, чипсы. 5. Газированные напитки.
Предметом моего исследования является способность продуктов питания оказывать воздействие на организм человека.
Для моей работы я выдвигаю следующую гипотезу исследования: нет абсолютно полезных или абсолютно вредных продуктов – каждый продукт хорош по–своему!
§3.Методы исследования:
1. Анкетирование.
2. Самостоятельная работа с литературой.
3. Статистическая обработка полученных данных.
Объекты моего исследования выбраны не случайны. Они являются лидерами анкетирования учащихся школы. (Приложение №1). Несомненным лидером является шоколад, что и не удивительно – ведь мы ещё дети!
Но как влияют продукты на наше здоровье? Может быть настало время говорить об экологии продуктов питания?
Работа над проектом началась в сентябре 2010 г. На базе средней общеобразовательной школы. В ходе предварительного этапа учащиеся подготовили доклады на темы: «Вредность продуктов быстрого приготовления», «Гигиена питания», «История возникновения чипсов». С этими докладами ребята выступили перед учениками других классов.
§4 Ход эксперимента:
Для практического определения качества пищевых продуктов были взяты следующие образцы (лидеры опроса):
1. Чипсы «Читос» (ООО «Фрито Лей Мануфактуринг»)
2. Чипсы «Московский картофель» ( ОАО «Русский продукт»)
3. Чипсы «Лейс»
4. Напиток «Кока – кола»
5. Жевательная резинка «Стиморол»
6. Жевательная резинка «Дирол»
Определение пищевых добавок проводилось по анализу состава продукта, т. е. по этикетке.
В результате анализа состава продуктов были получены следующие результаты:
№ п/п | Образцы продуктов | Обнаруженные пищевые добавки | Вывод о присутствующих добавках |
1. | Чипсы «Читос» (ООО «Фрито Лей Мануфактуринг») | Глутамат натрия, инозиат натрия, гуанилат натрия, лимонная кислота, диацетат натрия | Неполная информация! Е621, Е350, Е633, Е330, Е629. |
2. | Чипсы «Московский картофель» (ОАО «Русский продукт») | Глутамат натрия | Неполная информация! А ведь это Е621 –опасная пищевая добавка. |
3. | Чипсы «Лейс» | Е341, Е621, Е627, Е631 | Е341 запрещён к применению! |
4. | Напиток «Кока – кола» | Красители, регуляторы кислотности, ароматизаторы | Е341 запрещён к применению! |
5. | Жевательная резинка «Стиморол» | Аспартам!* Е414, Е422, Е171, Е132, Е903, Е321 | Е422 запрещён! Е171 запрещён! |
6. | Жевательная резинка «Дирол» | Аспартам!* Е420, Е965, Е401, Е421, Е414, Е320, Е321, Е171, Е322, Е903, Е951 | Е320 и Е321 вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта! Е171 запрещён! |
* Особо хотелось бы отметить наличие аспартама. Во всём мире эта пищевая добавка считается особо опасной для человека и представляет собой генномодифицированное вещество. Американские учёные доказали зависимость рака головного мозга от факта употребления продуктов, приготовленных с использованием аспартама!
Общий вывод: В обнаруженных продуктах питания присутствуют пищевые добавки, способные оказать вредное воздействие на организм человека. Особенно важно то, что обнаружены запрещённые к применению пищевые добавки! А те производители, которые обходятся общими фразами, говоря о составе своего продукта, нарушают права каждого покупателя на получение достоверной информации о товаре!
Анализ медицинских карточек показал, что всего три ученика старших классов находятся на учете в медицинском учреждении со следующими диагнозами: повышенная кислотность, гастрит и воспаление двенадцатиперстной кишки. Но примерно 40% учащихся обращались за помощью к медикам с проблемой пищеварения.
§5 Литературный обзор
Изучив литературу по рациональной организации питания школьников, мы установили:
В обычной общеобразовательной школе учащиеся должны получать горячие школьные завтраки, составляющие по химическому составу и калорийности примерно 20 % суточной физической потребности. Для учащихся 9- 11 классов задерживающихся в школе на более продолжительное время, целесообразно организовывать двукратное питание - горячий школьный завтрак (20 %) и полдник (10 % калорийности суточного рациона) . Необходимые продукты для подросткового питания: молоко, мясо, яйцо, масло, овощи, сахар (творог, рыба, сыр и др.)- не реже 2-3 раз в неделю.
В день нужно употреблять:
Юноши | Девушки | ||
2900 ккал. | 2200 ккал. | ||
белок | Растительный белок | белок | Растительный белок |
100 г. | 60 г. | 90 г. | 54 г. белки (животные) |
100 г. | 20 г. | 90 г. | 18 г. жиры (растительные) |
400 г. | 120 г. | 360 г | 110 г. углеводы (сахара) |
§6 Социологический опрос
Наша группа составила и провела анкету для школьников 5-11 классов «Питание школьника».
Анкета состояла из вопросов:
- Питаешься ли ты в школьной столовой? (Да, нет)
- Почему не питаешься? (Дорого; жаль денег; не нравится, как готовят; другое)
- Ваши предложения по улучшению ситуации.
Мы провели опрос 169 школьников и выяснили, что 71 учеников (это примерно 45%) питаются в школьной столовой, а 88 учеников (55%) не питаются в школьной столовой.
Были высказаны разные предложения и большинство учеников не устраивает качество пищи (%),а некоторых учеников не устраивает цена за питание (%). Настораживают такие ответы, как «не устраивает дисциплина в столовой», «не устраивает вид столовой, столовые приборы». Кроме всего прочего 7% всех учащихся хотят, чтобы в столовой продавали булочки, а 2% хотят, чтобы в школе сделали буфет, просят разнообразить меню - 35% учеников.
Нужно заметить, что не устраивает качество пищи 21% учащихся, 1% учащихся все-таки нравится, как готовят в столовой, а остальные 78% учащихся просто воздержались от ответа.
Глава 3.Заключение
§1 Выводы и рекомендации:
В результате работы над проектом я выяснила:
- Многие ученики нашей школы неправильно питаются;
- Не соблюдают режим питания;
- Злоупотребляют газированными напитками;
- Сладкими изделиями и продуктами быстрого приготовления;
- Значительно реже едят фрукты, овощи и рыбу.
Но, как известно, характер питания влияет на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание – абсолютно необходимый фактор для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Необходимо отметить, что здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость детей к инфекциям и другим неблагоприятным воздействиям.
Рациональное питание ребенка должно отвечать следующим требованиям:
- Рацион питания детей по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты.
- Рацион ребенка должен быть сбалансированным по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
- Ребенок должен получать все группы продуктов, т.е. рацион должен быть разнообразным.
- Пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам.
- Необходимо соблюдать режим питания.
Глава 4. Список используемой литературы:
- Баланова И.Н. «Химия и охрана окружающей среды. 10 класс» /Волгоград: Корифей, 2007
- Баланова И.Н. «Химия и охрана окружающей среды. 11 класс» /Волгоград: Корифей, 2007
- Бочарова С.В. «Химия в повседневной жизни» /Волгоград: Корифей,2007
- Мирошниченко Т.А. «Проектная деятельность. 11 класс» /Волгоград: Корифей, 2008
- Ольгин О. «Давайте похимичим» /Москва: Детская литература,2001.
- Остапчук О. Детская энциклопедия: Шоколад / ЗАО «Аргументы и факты – детям», 2002.
- Тяглова Е.В. «Исследовательская деятельность учащихся по химии» /Москва: Глобус, 2007
- Фадеева Г.А. «Химия и экология» /Волгоград: Учитель, 2003
- Ширшина Н.В. «Проектная деятельность учащихся. Химия» /Волгоград: Учитель, 2007
- Зайнулина Ф. Ф. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе// Первое сентября. Химия. №10, стр.18-20.
Приложение
Опасен | Е102,Е110,Е121,Е124,Е127,Е150а, Е160а,Е210,Е211,Е212,Е 213,Е 214, Е215,Е 216,Е Е217, Е220, Е221,Е 222,Е 223, Е224, Е225 Е226,Е 239 |
Запрещен | Е103, Е105, Е106, Е111, Е120,Е 125, Е126, Е130, Е152, Е171, Е 422 |
Очень опасен | Е123 |
Противопоказан при гипертонии | Е250 |
Разрушает витамины | Е220 |
Вызывает нарушения пищеварения | Е221, Е224,Е 226, Е338, Е340, Е341,Е407, Е450,Е 453, Е455, Е456,Е461, Е462,Е463, Е465 |
Вызывает сыпь | Е311 |
Нарушает функцию кожи | Е230 |
Является причиной крапивницы, слёзотечений, отёков, приступов астмы, головной боли | Е102,Е110,Е122,Е123Е,124Е,127,Е128,Е129,Е151, Е311,Е312, Е313 |
Тезисы.
Экология Джалалова Диана Шарафутдиновна «Пища, которую мы едим. Вред или польза»
Город Альметьевск МОУ СОШ №3
Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.
Школа и общество – сообщающиеся сосуды: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержании образования. Нестабильность жизни в России за последнее столетие сделала историю реформ отечественного образования бурной и противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития. Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.
Для многих школьников беспорядочное питание, к сожалению, довольно обычно. Еда на ходу чем придется, не отвечает их потребностям, связанным с возрастными особенностями, условиями труда и климата. Школьники старших возрастов часто нарушают правила питания: одни привычно переедают, другие недоедают из эстетических соображений – для сохранения стройной фигуры. Число учащихся, питающихся в школьных столовых, по России снизилось до 30%. В то же время, в пубертатном периоде, отличающемся гормональной перестройкой организма, масса тела детей почти удваивается, а рост увеличивается, что требует увеличенной доставки питательных веществ желудочно-кишечным трактом. Хронически беспорядочное питание в этом возрасте оказывает отрицательное воздействие на рост, скелетообразование и половое развитие. Регулярность питания, в сочетании с его своевременностью, является важнейшим элементом формирования деятельности органов пищеварения. Для определенной части детей полноценный школьный обед является единственным за весь день сбалансированным по составу приемом пищи.
Отсутствие должного внимания к школьному питанию привело к появлению нового понятия "школьный гастрит", которое неразрывно связано с полным отсутствием или низким качеством школьного питания.
Характерными примерами несоблюдения принципов рационального питания являются одностороннее питание, однообразный ассортимент продуктов, частое предпочтение школьной столовой других видов питания (буфеты, киоски, использование преимущественно кондитерских, хлебобулочных изделий), частые пропуски детьми завтраков и обедов в школе из-за нехватки времени, отсутствия денег. В домашних условиях характер питания детей и родителей также часто не соответствует принципам здорового питания. Мало употребляется свежих овощей, фруктов, молочных продуктов. При этом выраженность всех нарушений в питании нарастает с увеличением возраста школьников. Недостаток белка, микроэлементов и витаминов выявляется, как правило, у детей часто болеющих, имеющих дефицит массы тела, недостаточное физическое развитие, низкорослость, отстающих в учебе, что указывает на необходимость улучшения фактического питания детей. Таким образом, сегодняшняя ситуация с состоянием питания школьников вызывает тревогу по целому ряду причин.
Во-первых, часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причем в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития. Хотя доля таких детей сравнительно невелика, каждый подобный случай требует пристального внимания со стороны органов образования, здравоохранения и социальной защиты.
Во-вторых, дети и, видимо, их родители, не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем, нарушение принципов рационального питания – верный путь к развитию многочисленных форм желудочно-кишечных заболеваний.
В-третьих, многие дети (видимо, согласуя свои действия с мнением родителей) избегают пользоваться услугами школьных столовых. Это также нарушает рациональный режим питания, учитывая, что учащиеся старших классов проводят в школе по 7-9 часов ежедневно. Все перечисленные факторы формируют группу риска развития желудочно-кишечных и иных заболеваний, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гипотеза: Нет абсолютно полезных или вредных продуктов - каждый продукт хорош по-своему!
Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к докладу на XII городской научно-практической конференции "Современный урок географии. Речевая культура как условие реализации требований ФГОС", 2012г.
Хочу представить вашему вниманию краткую информацию об опыте своей работы с «особыми детьми».О школе Наш центр образования относиться к образовательным учреждениям, где учатся те, кого выставили...
Городское и сельское население. Крупнейшие города мира.( урок географии 7 класс)
Задачи:- образовательные: дать представления о новых понятиях - урбанизации, городской агломерации, исторического центра.- развивающие: развивать навыки работы с источниками информации, продолжи...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Презентация - информация о городском проекте "Урок в Москве"
Презентация - информация о городском проекте "Урок в Москве"...
Тема урока: Водосбережение и энергосбережение в городских экосистемах. Озеленение городов.
Конспект урока по экологии по теме: Водосбережение и энергосбережение в городских экосистемах. Озеленение городов.11 класс (профильный уровень)Учебник: «Экология:10-11 классы:профильный уровень/ Б.М.М...
Научно-исследовательская работа на тему: «Биоиндикация загрязнений городской экосистемы по листьям древесных растений. Зелёный мир пришкольной территории»
Научно-исследовательская работа на тему: «Биоиндикация загрязнений городской экосистемы по листьям древесных растений. Зелёный мир пришкольной территории» ...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....