Городское и сельское население. Крупнейшие города мира.( урок географии 7 класс)
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Старкова Наталья Николаевна

 

Задачи:

- образовательные: дать представления о новых понятиях - урбанизации, городской агломерации, исторического центра.

- развивающие: развивать навыки работы с источниками информации, продолжить развитие умения сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи.

- воспитательные: оценивать значения города  и села в материальной и духовной культуре.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, видеофрагменты, слайды.

Тип урока: комбинированный (эвристическая беседа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskoe_i_selskoe_naselenie.docx780.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема:  Городское и сельское население. Крупнейшие города мира.(7 класс)

Цель урока: Создание условий для формирования представлений о населенных пунктах мира, об отличии жизни в городе и селе.

Задачи:

- образовательные: дать представления о новых понятиях - урбанизации, городской агломерации, исторического центра.

- развивающие: развивать навыки работы с источниками информации, продолжить развитие умения сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи.

- воспитательные: оценивать значения города  и села в материальной и духовной культуре.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, видеофрагменты, слайды.

Тип урока: комбинированный (эвристическая беседа)

        Этапы урока.

  1. Повторение.  

Задания. В рабочей тетради заполнить таблицу 6. стр. 17.  (По две страны на вариант.)

  1. Объяснение нового материала целесообразно начать со стихотворения  В. Брюсова « Городу»

Царя властительно над долом,                
Огни вонзая в небосклон,      
Ты труб фабричных частоколом    
Неумолимо окружён.

Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты - чарователь неустанный,
Ты - неслабеющий магнит.

Драконом, хищным и бескрылым,
Засев, - ты стережёшь года,
А по твоим железным жилам
Струится газ, бежит вода.

Твоя безмерная утроба
Веков добычей не сыта, -
В ней неумолчно ропщет Злоба,
В ней грозно стонет Нищета.

Ты, хитроумный, ты, упрямый,
Дворцы из золота воздвиг,
Поставил праздничные храмы
Для женщин, для картин, для книг;


Но сам скликаешь, непокорный,
На штурм своих дворцов - орду
И шлёшь вождей на митинг чёрный:
Безумье, Гордость и Нужду!

И в ночь, когда в хрустальных залах
Хохочет огненный Разврат
И нежно пенится в бокалах
Мгновений сладострастных яд, -

Ты гнёшь рабов угрюмых спины,
Чтоб, исступлённы и легки,
Ротационные машины
Ковали острые клинки.

Коварный змей с волшебным взглядом!
В порыве ярости слепой
Ты нож, с своим смертельным ядом,
Сам подымаешь над собой.

Вопросы для беседы.

  1. О каком населенном пункте идет речь?
  2. Какие населенные пункты вы ещё знаете?
  3. Как появились первые город?

Задание на основе самостоятельной работы с учебником стр.49-50 дать определение городу и селу.

Работа в парах. Определения записать в тетрадь.

Работа с текстом.  Что такое урбанизация?  Стр. 51.( техника продуктивного чтения)

1.Предположите, о чем  этот текст по названию? ( Мотивация к чтению)

2. Работа с текстом во время чтения.

Вопросы по ходу чтения.

А. Как меняется численность городского населения?

Б.Урбанизация – это только рост городов?

В. Где темы урбанизации больше, а где меньше? Почему?

Д.Что такое городская агломерация?

3.Работа с текстом после  чтения. ( Смысловая беседа)

А. С какими новыми терминами мы познакомились в тексте? ( записать в тетрадь)

Б.Согласны ли вы с выражением Г. М Лаппо: «Город- двигатель прогресса»

В. Можем ли мы обозначить это выражения как причину урбанизации.

Работа  с атласом  и рис. 26.

Задание . Найти и выписать в тетрадь по две агломерации на каждом материке.

 Что общего  есть у старых городов? ( Показ слайдов)

В тетрадь запись понятиий - исторический центр города, национальный квартал.

  Сравнение жизни людей в городе и селе ( работа с таблицей)

Признаки

Город

Село

Численность населения

Свыше 12 тыс. чел. ( Россия)

Менее 12 тыс. чел.

Места рабаты населения

Промышленность , транспорт, сфера услуг

Земледелие и животноводство

Жилище

Многоэтажные дома со всеми удобствами

Одноэтажные дома

Возможность получения услуг

Все услуги можно получить в одном городе

Ограниченные возможности ,за рядом услуг нужно обращаться в горд

Ритм жизни

Напряженный, жизнь вне природных ритмов, по расписанию

Спокойный, в соответствии с природными ритмами

Общение

Незнание жизни окружающих, каждый четко выполняет свою роль и контролирует свое поведение

Все знают друг о друге почти все

Передвижение

На общественном или личном транспорте на большое расстояния

В основном пешком или на автотранспорте

Питание

Покупается в магазине

Большинство продуктов питания собственного производства

   

Музыкальная разминка. Прослушивание песен о городе  и селе. « Песня о моём городе», « Деревенька моя»

3.Повторение. Какие новые понятия вы узнали?

4.Домашние задание. Творческая работа « Проблемы  моего города»  п.№10

Вопрос . Где бы вы хотели жить?  На основе своего выбора составьте синквейн.

Правила составления синквейна

  1. Первая строка содержит одно слова из любого количества слогов - термин, фамилия, понятие.
  2. Вторая строка содержит два слова-определения предмета, темы стихотворения
  3. Третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность, функции « героя» синквейна.
  4. Четвертая строка содержит предложения из 4 слов, раскрывающее смысл главного слова синквейна.
  5. Последняя строка - одно слово, определяющая эмоции автора по отношению к главному слову синквейна.

5.Рефлексия.Урок окончен.  Разместите  значок на пирамиде, в той части, где считаете нужным

        Рисунок у каждого в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

Конспект по географии 9 класс. Особенности расселения. Городское и сельское население. Роль городов.

Тема: Особенности расселения. Городское и сельское население. Роль крупнейших городов в жизни страны. Цели и задачи: 1. Получить представление о формах расселения. Сформировать понятия «урбаниза...

Методическая разработка урока по географии 10 класс по теме " «Городское и сельское население мира. Урбанизация»

География . 10 класс.Тема урока  «Городское и сельское население мира. Урбанизация»Тип урока: освоение новых знаний - комбинированныйЦели:изучить основные виды расселения;сформировать...

городское и сельское население мира

Городское и сельское население мира...