урок "Население Саратовской области" - 9 класс
план-конспект урока (география, 9 класс) по теме
Урок географии в 9 классе
Тема :Население Саратовской области
Цель: обучающая – закрепление знаний по теме:" Население";
развивающая– формирование умения работать со статистическими и картографическими материалами, характеризующими население Саратовской области, делать выводы на основе их анализа;
воспитывающая– помощь выпускникам в выборе нравственных ценностей и приоритетов их деловых качеств как факторов успешного трудоустройства.
Оборудование :карта Саратовской области, стенд «Наша область», тестовые задания, информационные карточки – задания по группам, на доске – эпиграф и план – схема урока.
Групповая форма обучения.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели и формы организации учебной деятельности на уроке.
3. Работа над материалом.
Слова учителя: Человек – высшая ценность на Земле. Благодаря человеку создаются материальные и духовные ценности.
Рассказ ученицы об истории заселения территории Саратовской области.
Показ экспонатов краеведческого музея средней школы №21 Буцких В.В.
Эпиграф на доске: «Быть занятыми людьми хотят еще больше, чем быть счастливыми».(нем. Философ Ницше).
План-схема урока
1. Численность и воспроизводство
Численность история заселения края Естественный прирост
2. Состав (структура) населения
Национальный Трудовые Религиозный Половозрастной
состав ресурсы состав состав
3. Размещение населения
Размещение и плотность миграции
4. Городское и сельское население
Население и окружающая среда.
1) Работа с классом.
1. Численность и воспроизводство.
Учитель: на 1 января 2005г. численность населения Саратовской области составило 2млн. 625,7тыс. человек.
Определить: по данным (на переносной доске) естественный прирост на 1000 жителей (%).
По Саратовской области, чел:
Год | Рождаемость | Смертность | Ест. прирост |
2005 | 9,4 | 16,8 | -7,4 |
1995 | 8,9 | 14,5 | -5,6 |
По Энгельсу, чел:
Год | Рождаемость | Смертность | Ест. прирост |
1990 | 2316 | 1636 | 680 |
1999 | 1768 | 3393 | -1765 |
Вывод: экономический кризис, снижение уровня жизни, 4 демографический кризис (90 – е гг.), резкое снижение естественного прироста.
Проблемный вопрос: почему же при уменьшении естественного прироста общая численность населения области увеличивается? (влияет миграционный процесс)
2) Самостоятельная групповая форма получения информации (10мин.)
Работа по группам с карточками - заданиями.
1. Национальный вопрос
2. Трудовые ресурсы. Занятость населения.
3. Поло-возрастная структура
4. Размещение и плотность населения
5. Национальный состав миграции
6. Миграции
7. Городское и сельское население.
Карточки – задания № 1-7
3. Отчет групп (15-18 мин)
4. Закрепление (4 мин)
Выполнение тестовых заданий по вариантам (Обучающее тестирование).
5. Подведение итогов урока
Обращение внимания на эпиграф.
6. Задание на дом
Выучить материал в тетради, составить 5 заданий тестового характера по данной теме.
Приложение.
Карточки-задания.
№1
Этнический (национальный) состав.
1. На основе таблицы №6 стр.69 учебника "География Саратовской области", карты «размещение населения различных национальностей в Саратовской области» (1989 г) и таблицы №2 учебника Алексеева составьте таблицу «Национальный состав Саратовской области».
Языковые семьи | Народы | Численность |
|
|
|
2. а) Назовите районы, отличающиеся наибольшей пестротой национального состава; б) более однородные по национальному составу.
3. Почему мордва наиболее расселена и многочисленна, нежели башкиры? (устно)
4. В 90 годы в Саратовской области возникла проблема немцев Поволжья. Почему? (стр. 249 учебник Алексеев)
№2
Занятость населения
1. Возрастной состав (%)
| 1995 | 2005 | |
Дети | 22,! | 17,9 | |
Ср. возраст | 56,4 | 60 | |
Пенсионеры |
| 22,1 |
Трудовые ресурсы 1, 6 млн человек:
58,8%-трудовые ресурсы
2,7% - уровень безработицы по Сар. Обл.
3,4%- уровень безработицы по России
- Проанализируйте статистические данные
- Почему в последние годы наблюдается процесс постарения населения
- Как это отразится на количестве трудовых ресурсов?
2. Проанализируйте круговые диаграммы «Распределение занятого населения по отраслям». (стр. 61 географии Сар. обл.)
-Каким же образом при уменьшении трудовых ресурсов можно обеспечить рост народного хозяйства?
№3.
Анализ половозрастной пирамиды Саратовской области.(Учебник стр )
№4
Размещение и плотность населения
1. Определите среднюю плотность населения Саратовской области.
2. Сравните показатель средней плотности в Левобережье и Правобережье Сар. Области
| Правобережье | Левобережье |
Н | 1734,3 тыс.ч. | 1003,3 тыс.ч. |
S | 46 тыс. кв. км | 54,2 тыс.кв.км |
Средняя плотность населения России =8,7 ч./кв.км
Средняя плотность населения Европейской части России =37 ч/ кв.км
3. По карте плотности населения Саратовской области, определите районы с наибольшей и наименьшей плотностью. Объясните причины высокой и низкой плотности.
4. Сравните особенности плотности населения своей области с другими районами. Сделать вывод о причинах различия. (Зависимость от экономических, исторических, природных факторов)
5. Какие проблемы стоят перед областью в связи с неравномерным размещением населения по ее территории.
№5
Миграции.
1. Подсчитайте миграционный прирост. Сделайте выводы по полученным данным.
Год | Прибыло | Выбыло |
94 | 88921 | 62357 |
95 | 80498 | 64122 |
96 | 70960 | 64719 |
97 | 65893 | 53808 |
2. Проанализировать статистические данные и построить столбчатую диаграмму. «Численность мигрантов прибывших в Саратовскую область по районам выхода в 1998 г.»
Районы выхода | Число мигрантов |
Азербайджан | 1207 |
Армения | 534 |
Белоруссия | 17 |
Грузия | 359 |
Таджикистан | 715 |
Узбекистан | 1080 |
Украина | 1130 |
Туркмения | 641 |
Казахстан | 6867 |
3. В чем различие между беженцами и вынужденными переселенцами?
№6
Городское и сельское население.
1. Рассчитать по таблице, как изменился удельный вес городского населения.
- построить графики изменения городского и сельского населения
- Почему в2005 году произошел городского населения?
%
| 1959 | 2005 |
Городское | 54 | 73,6 |
Сельское | 46 | 26,4 |
Обучающее тестирование.
1 вариант.
1. Гражданин, покинувший территорию Чечни в связи с военными действиями и поселившийся в Саратовской области является:
А) вынужденный переселенец
Б) беженец
2. К индоевропейской языковой семье относятся народы:
А) русские
Б) белорусы
В) осетины
3.Верное соотношение городского и сельского населения Саратовской области указаны в:
А) 73,6% и 26,4%
Б) 77,3% и 22,7%
В) 75% и 25%
4. В Саратовской области преобладает население:
А) мужское
Б) женское
5. По численности населения самым крупным районом в Правобережье является
А) Татищевский
Б) Балашовский
В) Саратовский
2 вариант.
1. Гражданин, покинувший территорию Казахстана вследствие опасности подвергнуться насилию и поселившийся на территории Саратовской области, является:
А) вынужденный переселенец
Б) беженец
2. Численность населения Саратовской области.
А) 2 237,3 тыс .ч.
Б) 2 625,7 тыс. ч.
В) 2 737,3 тыс. ч.
3. Естественный прирост в Саратовской области измеряется (на 1000 ч)
А) -7,4
Б)-5,6
В)-6
4. Наибольшее число мигрантов приезжает в Саратовскую область из :
а) Азербайджана
б) Казахстана
в) Таджикистана
5. Большая численность трудовых ресурсов Саратовской области занята:
А) промышленность
Б) непроизводственная сфера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к открытому уроку по краеведению "Транспорт Саратовской области", 9 класс
Разработка урока о железнодорожном транспорте Саратовской области...
Урок географии в 6 классе по теме :"Природные зоны Саратовской области"
Урок по краеведению...
Технологическая карта урока «Путешествие» в 5 классе по учебному предмету «Французский язык» учителей МБОУ СОШ № 13 Калининой О.Е. и МБОУ ООШ № 6 г.Балаково Саратовской области Бердниковой Н.П.
Урок общеметодологической направленности, призванный воспитывать культуру общения и выражение эмоций, а также интерес к культуре изучаемого языка, способствует формированию у учащихся ...
Мастер – класс по математике в 6 классе «Экологическое путешествие по Саратовской области»
Цель мастер – класса:-дать учащимся представление об экологических проблемах загрязнения воздуха, водных ресурсов с позиции математики и экологии....
План совместной работы инспектора ГДН ОВД по Саратовскому району и МОУ "СОШ с.Михайловка Саратовского района Саратовской области"
План совместной работы инспектора ГДН ОВД по Саратовскому району и МОУ "СОШ с.Михайловка Саратовского района Саратовской области"...
Анализ работы ШМО учителей филологического цикла МОУ "СОШ поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области" за 2016 – 2017 учебный год
Школьное методическое объединение учителей филологического цикла в 2015-2016 учебном году работало в составе 9 человек.1. Промкина Л.Н. - учитель русского языка и литерат...
Отчет о проведении предметной недели ШМО учителей филологического цикла в МОУ "СОШ п.Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области
Согласно годовому плану работы школы на 2017/2018 учебный год и в соответствии с Программой «Предметная неделя в школе», а также с целью повышения мотивации к обучению, развитию самос...