ГЕОГРАФИЯ 10 КЛ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

В данной методической разработке представлены основные характеристики по отечественному и мировому тяжелому машиностроени. Материал необходим как для учащихся 9 классов, так и для учащихся 10 классов по темам производственных комплексов. Даны факты мировой статистики. Разработка была применена для проектной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ХАРАКТЕРИСТИКА

ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                                    ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 10 КЛАССА

Автор: Бусленко

Татьяна Николаевна

2011 - 2012   учебный год


ХАРАКТЕРИСТИКА

ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

Общие сведения о машиностроении

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет, т.к. оно возникло во время промышленной революции в Англии. По числу занятых, а в наши дни это около 80 млн. человек, и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Машиностроение – это главная отрасль обрабатывающей промышленности мира. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления. Кроме машин и оборудования, приборов и инструментов производственного назначения, оно выпускает всевозможные изделия бытового и культурного назначения. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны, именно эта отрасль является самой динамичной, отражает состояние научно-технического прогресса и обороноспособности государства, определяет дальнейшее развертывание других отраслей хозяйства.

Машиностроительный комплекс - это сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлобработку. Оно состоит более чем из 70 отраслей.  В зависимости от выпускаемой продукции, особенностей размещения производства и технологического процесса чаще всего выделяют следующие отрасли:

  1. общее машиностроение, специализирующееся на выпуске производственного оборудования;
  2. транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, авиастроение и др.);
  3. электротехника
  4. сельскохозяйственное машиностроение (тракторостроение, производство комбайнов);
  5. приборостроение;
  6. производство вооружения и военной техники и ряд других отраслей.

Существуют и иные классификации отраслей машиностроения. По технико-экономическим особенностям выделяют:

  1. Трудоемкое и наукоемкое машиностроение, требующее больших затрат труда, высокой квалификации работников, постоянного внедрения научных достижений (приборостроение, производство вычислительной техники, радиоэлектроника, роботостроение, и другие новейшие отрасли);
  2. Металлоемкое машиностроение, требующее больших затрат металла, так называемое «тяжелое машиностроение» (тракторостроение, производство кузнечно-прессового оборудования, энергетического машиностроения и пр.).

В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

Рассматривая подробно факторы размещения производства, понимаем, что они  для разных отраслей машиностроения различны. Среди основных можно выделить:

  1. Фактор трудоемкости;
  2. Фактор наукоемкости;
  3. Сырьевой фактор;
  4. Потребительский фактор;
  5. Транспортный фактор;
  6. Фактор территориальной концентрации.

Тяжелое машиностроение

Общее машиностроение

Среднее машиностроение

            О         С         О      

 Б        Е          Н         Н        О

      С         Т        И

Материалоемкое с большим потреблением металла; относительно малая трудоемкость

Средние нормативы потребления металла, энергии; невысокая трудоемкость

Малая металлоемкость; повышенная трудоемкость и энергоемкость

                                          П

 Р        И         М        Е         Р

    Ы

Производство металлургического, горно-шахтного оборудования, кузнечно-прессовых машин, судов, вагонов, локомотивов

Оборудование для лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой промышленности

Приборостроение, производство средств вычислительной техники

Ф      А       К      Т      О     Р

Ы                       Р     А      З       М      

 Е      Щ      Е       Н      И      Я

Вблизи металлургических баз, районов потребления готовой продукции

В районах потребления с учетом близости сырьевой базы

Наличие квалифицированных рабочих кадров, инженеров, конструкторов

Важным фактором, влияющим на развитие машиностроения, стало развитие науки и техники в эпоху НТР. Усложняется машиностроительное производство, поэтому выделяются страны-производители массовой продукции и производители сложной наукоемкой продукции, развиваются специализация и международное кооперирование.

Главные регионы машиностроения

В целом в мире сложились четыре крупных региона машиностроения:

1).        Северная Америка

2).        Зарубежная Европа

3). Восточная и Юго-Восточная Азия

  1. СНГ.

Северная Америка

Зарубежная Европа

Восточная      и Юго-Восточная Азия

СНГ

30 %

Около 30 %

20 %

Около 10 %

Выпускает практически все виды продукции, выделяется по крупным ЭВМ, ракетно-космической и авиатехнике

Выпускает массовую продукцию, ведущее место принадлежит станкостроению и автомобилестроению

Выпускает массовую продукцию, выделяется точное машиностроение и продукция высоких технологий

Выпускает все виды продукции, выделяется «тяжелое машиностроение»

США

Германия

Франция

Великобритания

Япония

НИС - новые индустриальные страны

Россия

Беларусь

Украина

В самом машиностроении мира в последние годы развивается процесс интернационализации производства (в рамках ТНК – транснациональных корпораций, на основе межгосударственных и межфирменных соглашений). Этот процесс осуществляется в основном между промышленно развитыми странами, в которых сосредоточено около 9/ 10 мощностей машиностроения и более 9/ 10 объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

В целом же в мировом хозяйстве основная часть выпуска продукции машиностроения по-прежнему сосредоточена в развитых странах, хотя отмечается сдвиг машиностроения в страны с дешевым трудом. Но, несмотря на это, их доля незначительна. Тем не менее снижение роли двух регионов – Северной Америки и Западной Европы в мировом машиностроении будет продолжаться, а значение Японии и стран «новой индустриализации» - расти.

Отрасль тяжелого машиностроения

Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее «сердцевиной». На долю тяжелого машиностроения приходится около 60% продукции от всего машиностроительного комплекса.

Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в:

  1. Отливке
  2. механической обработке
  3. сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций.

Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы.

Технико-экономические особенности размещения отдельных отраслей тяжелого машиностроения и их учет — необходимые требования при экономическом обосновании географического размещения отраслей и отдельных предприятий. Несмотря на множество факторов, влияющих на размещение машиностроительных предприятий, их можно систематизировать и в зависимости от важности сгруппировать в соответствующие группы.

Тяжелое машиностроение объединено в одну группу с такими отраслями как: горнорудная, угольная, металлургическая отрасли машиностроения, производство подъемно-транспортного оборудования и некоторые другие отрасли машиностроения. Все они выпускают крупногабаритные и весьма металлоемкие машины, например, кузнечно-прессовое оборудование, литейные машины и т. д. Предприятия этой группы при производстве 1 т. готовой продукции отличаются высокой электроемкостью (свыше 150 кВт/ч) и малой трудоемкостью (250-1000 чел/ч), но самое главное, что данной группы характерна высокая металлоемкость. Предприятия этой группы географически тяготеют преимущественно к металлургическим базам. Некоторые виды машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или с узкоотраслевым характером потребления (оборудование для цементной промышленности, шахтное оборудование для угольной промышленности и т. д.), по перечисленным обстоятельствам располагаются преимущественно в районах их потребления.

Размещаемая отрасль должна рассматриваться как составная часть всего хозяйственного территориально-производственного комплекса и размещаться не изолированно, а так, чтобы быть связанной с другими отраслями машиностроения и промышленности, со строительством, транспортом и непроизводственной сферой деятельности. Такой подход должен найти отражение в вариантах размещения отрасли и в расчетах затрат основных и оборотных средств в строительные базы и на транспорт, обеспечивающий доставку сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов комплектующих изделий и готовой продукции.

Размещение отрасли определяется на стадии перспективного планирования и ограничивается, как правило, выбором района. Размещение же предприятия требует выбора не только района, но и пункта строительства, и намечаются они на предпроектной стадии, а окончательно определяется на стадии проектирования. Экономическое обоснование размещения отрасли предусматривает распределение задания по производству той или иной продукции по действующим, строящимся и намечаемым к строительству новым предприятиям. При этом учитываются общие для района и страны экономические условия (балансы материалов, труда, капитальных вложений, производственных мощностей, производства и потребления заданной продукции), а также условия социального и политического характера. Размещение же предприятия основывается на учете имеющихся в том или ином районе или пункте экономических предпосылок, определяющих экономику предприятия подобного рода.

Поэтому необходимо знать, какой вид продукции должен производиться на размещаемом предприятии (вплоть до его характеристик по массе и размерам), какое для этого потребуется сырье и материалы, предполагаемую численность рабочих кадров, в каких количествах и с какими экономическими показателями имеются ресурсы в предполагаемых районах размещения, какие последствия могут возникнуть при его размещении в том или ином пункте и т. д.

В этой связи все факторы территориального тяготения в самом общем виде можно разделить на четыре группы:

  1. внутрипроизводственные факторы, связанные непосредственно с организацией производства на предприятиях машиностроительной промышленности;
  2. внепроизводственные факторы, связанные с экономическими и природными условиями в районах размещения машиностроительных предприятий;
  3. отраслевые особенности машиностроительных производств;
  4. факторы социального характера.

Продукция тяжелого машиностроения

1). Для проведения горных выработок, проходки горных выработок, искусственных образований в земной коре, полостей путём выемки горных пород для вскрытия месторождения полезного ископаемого, транспортировки, вентиляции и т.д. пользуются специальным оборудованием

  1. дистанционно управляемыми многошпиндельными бурильными установками
  2. погрузочными машинами с механизированным вождением грейфера
  3. проходческими комбайнами, которые позволяют механизировать процессы разрушения и выдачи породы из забоя ствола с одновременным возведением постоянной монолитной бетонной крепи.

2). Экскаваторы «драглайн» на шагающем ходу - полноповоротная электрическая землеройная машина на шагающем ходу с рабочим оборудованием драглайна. Применяется для открытых разработок полезных ископаемых по бестранспортной системе, при строительстве каналов, ирригационных систем и различных гидросооружений:

  1. Низкое давление на грунт и высокая маневренность позволяют производить работы на слабых грунтах в стесненных условиях.
  2. Экскаватор предназначен для выемки грунтов крепостью до 4 категории включительно.
  3. Ковш с развитой арочной частью, полукруглой режущей частью и «опорными башмаками» на днище улучшает условия копания, заполнения и разгрузки.
  4. Обогрев базы обеспечивает устойчивую работу машины в осенний и весенний периоды года.

3). Оборудование для добычи золота различными способами разработки месторождений. Традиционная продукция заводов тяжелого машиностроения - драги, наиболее приспособленные для условий  дражных полигонов. Заводы также выпускают оборудование для разработки рудных месторождений золота. Оборудование для цветной металлургии включает технологические цепочки литейных цехов алюминиевых, медных и свинцово-цинковых заводов. Для черной металлургии отрасль производит доменное, сталеплавильное, прокатное оборудование, внутрицеховой и специализированный рельсовый транспорт.

4). Продукция судостроительной отрасли - корабли и суда всех типов и назначений, являющиеся наиболее сложными инженерными сооружениями современности. Кроме того, активная деятельность на море обеспечивает транспортную и экономическую безопасность государств, особенно при наличии отделенных анклавов, дает возможность решения геополитических задач и приносит дополнительные рабочие места, увеличивая занятость населения. Ведущие мировые страны уделяют особое внимание развитию национального судостроения, входящего в отрасль тяжелого машиностроения и  являющегося основным поставщиком технических средств для обеспечения морской деятельности.

5). Продукция для нефтегазового комплекса:

  1. Буровые установки «ЮНОК-320» и «ЮНОК-500», укомплектованные экологически чистыми дизельными двигателями мощностью700 и 1000 кВт
  1. Емкости для ГРП от 4,5 м3 до 75 м3, предусмотрены теплоизоляция и внутреннее кислотостойкое покрытие «Ремохлор»
  2. Емкости долива/циркуляционные, желобные
  3. Резервуары горизонтальные, вертикальные различного объема
  4. Парогенераторная установка ПГУ-315
  5. Полуприцеп-бухторазматыватель
  6. Шасси тракторных прицепов (грузоподъемностью 7 тонн; 9,5 тонн; 13 тонн; 15 тонн)
  7. Прицепы и полуприцепы тракторные (грузоподъемность от 5 до 23 тонн)
  8. Прокат (трубы) различного диаметра
  9. Здания мобильные жилые, бани, инструментарий, сушилка-инструментарий на базе шасси прицепов и др.

Для развертывания буровых платформ на шельфе каталог продукции более широкий.

6). Среди   отраслей   тяжелого   машиностроения   особенно важную   роль   играет энергетическое машиностроение по производству  мощных  турбин, генераторов, котлов, атомных реакторов, а также выпуск тяжелых  станков  и  кузнечно-прессового  оборудования с максимальной мощностью свыше 300 тонн.


Тяжелое машиностроение в мировой экономике

Тяжелое машиностроение занимает важное место в экономике крупных мировых центров. Производство данной отрасли находятся в районах, где расположены ведущие предприятия черной металлургии:

  1. Северо-восток США
  2. Рурский район в Германии
  3. Уральский район в России
  4. Верхняя Силезия в Польше

В полной мере это относится к США – одному из лидеров мировой экономики, несмотря на кризис. По уровню развития производительных сил, масштабом своего хозяйства страна значительно опережает любую из других развитых стран. США - одни из самых высокоэффективных хозяйств в мире.

В США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%. Американские корпорации прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппаратов, сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, производства полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производство лазерной техники, средство связи, биотехнологии. Среди отраслей машиностроения быстрее других растут электротехническая, радиоэлектронная, станкостроение, самолето- и ракетостроительная, в значительной мере работающие по военным заказам (на вооружении большинства стран НАТО в Западной Европе находится авиатехника США).

Отрасли тяжелого машиностроения сосредоточены главным образом в пределах Приозерного и Северо-Восточого мегаполисов. Заводы Юга и Запада получают станки и оборудование с Севера. Центры судостроения в США находятся на Атлантическом побережье и в Мексиканском заливе. Наиболее востребована продукция тяжелого машиностроения горно-добывающей промышленностью США в районах Аппалачей, где самым старым и самым главным районом добычи угля является Аппалачский. В последние десятилетия значительно выросла добыча угля в горных штатах Скалистых Гор (Вайоминг, Монтана), а также Колорадо, Нью-Мексико, Юта. Большинство этого угля добывают открытым способом с помощью шагающих экскаваторов. Месторождения газа открыты в районе Скалистых Гор (Нью-Мексико, Колорадо, Вайоминг) и Западной Вирджинии.

Но, в целом, отрасль тяжелого машиностроения в США сильно уступает по значимости другим отраслям машиностроения.

В промышленности Германии, как и в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные изменения. Но, несмотря на это, - промышленность, по-прежнему, является важнейшей опорой германской экономики и – по сравнению с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, – имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн. человек. Крупнейшие германские концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру. В последнее время из-за мирового кризиса удельный вес промышленности в экономике заметно сократился.

        Одной из опор западногерманской экономики было и остается чрезвычайно диверсифицированное, многоотраслевое машиностроение. Оно состоит из нескольких частей, наиболее развитыми из которых являются автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Значительная часть мощностей по производству тяжелых металлоемких машин, кранов, мостов, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелой электротехники, а также оборудования для самих металлургических заводов, находится в Руре (эти производства в настоящее время испытывают большие трудности в связи с падением спроса на их продукцию на международных рынках).

Судостроение, некогда очень мощная отрасль промышленности, почти исчезло на западе, а после объединения и на востоке Германии. Главный центр аэрокосмической промышленности – Мюнхен; важное значение в этом плане имеет также Бремен.

                Западная Европа является историко-географическим регионом, входящим в регион Зарубежная Европа. В мировой торговле на нее приходится около половины суммарного оборота. «Лицом» Западной Европы в международном географическом разделении труда продолжает оставаться промышленность, и в первую очередь ее ведущая отрасль – машиностроение.

Польша — индустриально-аграрная страна. Она является одним из самым важных инвестиционных рынков в Центральной и Восточной Европе. Польша считаетс страной с рыночной экономикой и принадлежит к числу стран с благоприятным экономическим климатом и высокой степенью экономической свободы.

Среди стран Европы Польша выделяется повышенной долей горнодобывающих отраслей. По запасам медной руды, самородной серы и каменного угля занимает одно из первых мест в мире; по запасам бурого угля, полиметаллов, строительного сырья — первое место в Европе. Месторождения полезных ископаемых в южной части страны (Верхней и Нижней Силезии, Предкарпатье) обусловили очень сильную территориальную концентрацию промышленности, большая часть которой сосредоточена в южных воеводствах. Верхняя Силезия является индустриальным очагом общеевропейского масштаба, ядро которого — Верхнесилезский угольный бассейн является старым промышленным районом, где развита как добывающая, так и обрабатывающая промышленность. Почти вся электроэнергия Польши вырабатывается на ТЭС. Черная металлургия Польши использует привозную железную руду. Цветная металлургия базируется на отечественных рудах полиметаллов в Верхней Силезии и медных рудах в Нижней Силезии.

Машиностроение отличается повышенной металлоемкостью: машины для угольной промышленности, паровые котлы, станки, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение. Его центры: Варшава, Познаю», Гданьск. В химической промышленности развивается нефтехимия, пришедшая на смену углехимии. Это привело к сдвигу в размещении отрасли к востоку и северу (Плоцк, Пулавы). Развито морское рыболовство в водах Балтийского, Северного морей, в Атлантике. Основной вид транспорта — железные дороги. Во внешнеторговых связях велико значение морского транспорта. Региональная политика направлена на развитие северной и восточной частей Польши.

Польша – это страна, в которой наблюдается довольно бурный экономический рост (страна занимает одно из ведущих мест в мире по производству рыболовных судов, товарных и пассажирских вагонов, дорожных и строительных машин, промышленного оборудования и др.), и предвидится, что в будущем останется на таком же высоком уровне.

Машиностроительный комплекс России выпускает все виды продукции, но особенно выделяется отрасль «тяжелого машиностроения». К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  1. Уральский экономический район (завод «Уралмаш» в Екатеринбурге.);
  2. Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске);
  3. Санкт-Петербург — исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод «Электросила», выпускающий турбогенераторы);
  4. новые центры, связанные с производством атомных реакторов — завод «Атоммаш» в г. Волгодонске.

Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов.

На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей (Свердловск, Орск).

Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье (Сызрань), литейные машины — Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре) и т.д.

Производство крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Северо-Западный, Уральский и Западно-Сибирский районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции — Санкт-Петербург. В этих районах и центрах сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС.

Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул). Энергетическое оборудование — мощные дизели для судов выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций — в Балаково, Пензе, Коломне.

Преимущественно вне металлургических баз размещается производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) районах и т.д.

Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны (Западно-Сибирский — Прокопьевск; Уральский — Свердловск, Копейск; Восточно-Сибирский - Черемхово). Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.

Вне металлургических баз размещается и большинство предприятий судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Поэтому в судостроении исключительно сильно развиты кооперированные связи с многочисленными предприятиями-смежниками, поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции судов. Строительство судов начинается на суше, а достраиваются они на плаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек (Нева, Амур), или защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр - Санкт-Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных пассажирских, грузопассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов, речных судов. Имеются судостроительные заводы в Выборге и  Калининграде.

Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: на Волге, Оби, Енисее, Амуре. Создание глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строительству судов типа «река- море» не только в нижних течениях рек, но и в средних и верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и небольшие суда морского типа.

Железнодорожное машиностроение — одна из старейших отраслей машиностроения. Технический прогресс на транспорте в послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэкономичных паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепловозами, повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов вагонов для перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Техническое перевооружение железнодорожного транспорта сказалось и на размещении предприятий по производству локомотивов и вагонов. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не только являются материалоемкой продукцией, но и оснащены сложным оборудованием — мощными дизелями, электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих материалов. Поэтому производство локомотивов и вагонов, возникнув у металлургических баз и в важных центрах первых железнодорожных магистралей, все еще сохраняет главные черты своего первоначального размещения.

Резко возросла концентрация производства локомотивов в Центральном районе (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург. Маневровые и промышленные тепловозы для широкой и узкой колеи поставляют преимущественно предприятия Центрального района (Муром, Людиново, Брянск).

К настоящему времени в машиностроении произошла реструктуризация на базе ряда предприятий, отдельных цехов и видов оборудования во всех подотраслях. Но целиком она не стала формой проявления научно-технического прогресса, и потому новые технологии остаются несколько невостребованными.

Сейчас отечественное машиностроение переживает не лучшие времена. Особенно затруднительно положение предприятий тяжелого машиностроения, которое уже ощутило кризис еще в 70-х годах 20-го века и он совпал с кризисом минерального сырья.

На мой взгляд, проблема  тяжелого машиностроения продолжает оставаться очень актуальной и требует к себе повышенного внимания со стороны мировой промышленности. Данная тема очень заинтересовала меня, именно поэтому она была выбрана для подробного рассмотрения в этой работе.

Список литературы:

1. Экономика машиностроительной промышленности СССР под редакцией Краюхина

  Г. А. Москва, 1987 г.

2. Экономика машиностроения под редакцией Е. М. Карлика. Ленинград 1985 г.

3.  Мозохин С. И., Татаринцева Е. Н. Территориальная организация

  машиностроительного производства. Москва 2004г.

4. Машиностроительный комплекс России. Пути интенсификации. Москва, 2007 г.

5. Справочное пособие по географии для поступающих в ВУЗы. Москва 1994 г.

6. Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 2006 г.

  (обзор). Экономист №1, 2006 г.

7.  Рыбаков А. Я., Коновалов А. А. . Ключевая роль машиностроения. Москва

  2003 г.

8. Региональная экономика под редакцией  Морозовой Т. Г. Москва, 2005 г.

9. Экономика и организация промышленного производства под редакцией

  Демичева А. И. Москва 2004 г.

10. Воронин В. В. Экономическая география Российской Федерации. Самара 2007г.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по психологии по теме: "Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

В данной методической разработке освещены проблемы изучения и оказания помо­щи детям с выраженными интеллек­туальными нарушениями. Эта про­блема особенно актуальна в связи с тем, что в последние ...

Методическая разработка учебного занятия "Макияж для тяжелых век"

Нависающие, тяжелые веки - это значит унылое выражение во взгляде, усталый внешний вид. Как скрыть этот изъян? При помощи каких средств? И каким образом? Всем известно, что с помощью правильного макия...

Методическая разработка урока "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района"

Урок -конспект по географии Иркутской области, 9 класс "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района" (Иркутская область)...

Методическая разработка занятия «Тяжело в учении – легко в бою»

Занятие проводится в форме настольной (напольной) игры с кубиком. Цель игры: обобщить и проверить теоретические знания детей необходимые для участия в игре "Зарница"....

Методическая разработка по вопросу правильного питания спортсмена в период участия в соревнованиях, занимающихся тяжелой атлетикой.

Материал содержит необходимую информацию по вопросу питания спортсменов в период участия в соревнованиях по тяжелой атлетике. В статье подробно описывается суточная потребность витаминов, жиров, белко...

Методическая разработка «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития»

    Опросник позволяет раскрыть особенности контакта между детьми с тяжелыми отклонениями в развитии и значимыми для них взрослыми, а также дает возможность определения перспектив раз...

Анализ факторов размещения производства предприятия тяжелого машиностроения

Материал представляет собой схему ,позволяющие проанализировать факторы размещения производства и производственные связи предприятия тяжелого машиностроения...