Экологические проблемы
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «экологические проблемы в различных регионах России».
Цели: составить единое представление о степени экологического состояния в различных регионах России.
Систематизировать эти представления и выразить их главное содержание в форме ОК.
Закрепить знания важнейших экологических вопросов о степени экологического кризиса в различных регионах
Закрепить усвоение основных понятий и умений: факторы, причины экологических ситуаций, формы загрязнения окружающей природной среды.
Воспитывать экологическую и предохранительную культуру, экологическое мышление; потребность деятельного участия в сохранении экологического равновесия.
Ход урока
1 постановка задач на урок:
А)актуальность темы урока
Б)постановка проблемы перед учащимися, которая вытекает из эпиграфов урока:
«Мы не унаследовали землю у наших отцов, Мы взяли её в долг у наших детей.»
Всемирная стратегия охраны природы. «Относись к природе так, как ты хочешь,чтобы она относилась к тебе»
Жан Пьер Алле.
(Мы в конце урока обратимся к словам первого эпиграфа. И вы выскажете своё мнение по этому поводу: согласны вы с ним или нет?)
2 опрос на воспроизведение имеющихся знаний у детей:
Что же такое экология?(греч.знание доме)
(юридическим отцом своего рождения экология обязана Э.Геккелю в 1880 году, давшему определение экологии , как науки об отношениях организмов с окружающей средой)
-какой характер могут носить эти отношения ?(положительный и отрицательный)
В связи с отрицательным воздействием на природную среду набор экологических проблем подразделяет на районы с катастрофической, критической и кризисной ситуацией.
Критическая- значительное изменение ландшафтов, нарастает угроза истощения или утраты природных ресурсов.
Кризисная- приближается к катастрофической и переход этот может осуществиться, если не будут предприняты меры.
Катастрофическая- глубокие, необратимые изменения природы, утрата природных ресурсов, резкое ухудшение условий проживания населения.
Какие причины приводят к возникновению экологических проблем?(вследствие быстрых темпов развития НТП и увеличения общей нагрузки на все компоненты природы).
Теперь составим единое представление о типах экологических ситуаций в различных региона России в соответствии с причинами, обусловившими их возникновение.
( обращаю ваше внимание на перечень причин, но вы должны выбрать из этого комплекса те, которые играют приоритетную роль для каждого отдельно взятого региона и по ходу заполняем таблицу):
Причины возникновения экологических проблем:
1.Высокая концентрация производства
2.Высокая концентрация населения
3.Историческая освоенность и заселенность территории
4.Легкая ранимость северной природы
5.Чрезмерный выпас скота и распашка земель
6.Преобладание в структуре экономики ТЭК
7. Преобладание в структуре экономики ВПК
8.Длительное использование минеральных удобрений и химических веществ
9.Чрезмерная разработка всех видов ресурсов
10.Преобладание в структуре экономики «грязных производств»
Вывод : в России преобладают ареалы с кризисной экологической ситуацией.
-Но мало сказать об экологической ситуации, нужно еще предложить методы, технологии реализации любых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих получение максимального полезного эффекта при минимальном уровне использования ресурса и нарушение окружающей среды - это задача науки прикладной экологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""
Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....
Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"
Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...
Основы регулирования экологических проблем страны (на примере темы "Экологические проблемы Казахстана")
Для интегрированных уроков...
Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.
Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...
Экологические проблемы Крыма- наши общие проблемы.
Листая страницы устного журнала, попытаемся выяснить рейтинг самых актуальных экологических проблем, стоящих сегодня перед обществом: некачественная вода, загрязнение воздуха, деградация земельных рес...
Сценарий занятия «Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема» (в рамках Всесоюзного экологического урока «Сделаем вместе»)
Занятие доказывает, что проблема отходов общемировая. В каждом регионе России также существует проблема их утилизации. В процессе практической деятельности учащиеся находят варианты утилизации и...
«Экологическая проблема — глобальная проблема человечества»
методическая разработка урока географии 10 класс...