Технология критического мышления
статья (география, 7 класс) на тему

Применение технологии критического мышления на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriticheskoe_myshlenie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления.

Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя. Технологию развития критического мышления  предложили в середине 90 – х годов  прошлого века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит как особую мутодику обучения, отвечающую на вопрос:  как учить мыслить. Критическое мышление означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Технология развития критического мышления, это разновидность личностно ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода.

Особенностью технологии развития критического мышления как интегрированного способа учения является, то, что имеются четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

  1. оно содержит ситуацию выбора, которую делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
  2. предполагает смену ролевых позиций учащихся;
  3. настраивает на доверие участников группы друг к другу;
  4. выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно ( сравнение, систематизация, анализ, обобщение).

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:

  1. мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
  2. мышление самостоятельное и ответственное;
  3. мышление аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
  4. мышление многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
  5. мышление индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
  6. мышление социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах, основной прием взаимодействия – дискуссия.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализоваться. Основу модели развития критического мышления  составляет трехфазный процесс: вызов – реализация смысла ( осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагается вернутся к уже накопленным знаниям по предложенной теме, дается возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения. Стадия вызова логически приводит к следующей, содержательной стадии.

На стадии реализации смысла ( осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию,  и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между полученными и ранее усвоенными знаниями. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.

На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само содержание. Данная стадия предоставляет возможность оценить себя и товарищей в плане получения знаний: проанализировать процесс, методы и приемы, которые использовались при обучении:  определить область, где требуется дополнительная работа. Стадия рефлексии дает реальную возможность и стимул вернутся к стадии реализации смысла, если ученик сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом. Кроме того, рефлексия представляет собой новый вызов, если возникают дополнительные вопросы, то потребуется дополнительная учебная деятельность.

        Модельные занятия предполагают определенную последовательность стадий, конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Именно этот единый процесс и есть основа и цель технологии развития  критического мышления. Предлагаю пример  моделирования  урока  с использованием технологии развития критического мышления. Для реализации использую прием «Знаю, хочу знать, узнал».

Тема. Соединенные Штаты Америки. 7 класс

Цель: сформировать представление о США, расширить и закрепить полученные ранее знания о США, совершенствовать работу с картами и учебником, используя новую технологию.

Оборудование: учебник « Земля и люди»  А.П. Кузнецов, Л, Е. Савельева, В.П. Дронов 7 класс, атлас, физическая карта США, схема: «Что я знаю о США, что хотел бы узнать, что нового я узнал о США».

  1. Этап. Организационный момент, постановка целей и задач урока.
  2. Этап. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя. Что вы знаете о США? Что хотите узнать сегодня на уроке?

Ребята заполняют  первую и вторую графы в таблице.

Что я знаю о США

  1. Находится на материке Северная Америка.
  2. Омывается 3 океанами.
  3. Столица Вашингтон.
  4. Граничит с Канадой и Мексикой.
  5. На территории много полезных ископаемых.
  6. Протекает самая крупная река Миссисипи.
  7. Аляска – бывшая территория России.
  8. Президент США Барак Обама.

Чтобы я хотел узнать о США

  1. Площадь территории.
  2. Численность населения.
  3. Особенности природы
  4. Промышленность, сельское хозяйство.
  5. Крупные города страны.
  6. Влияние хозяйственной деятельности населения на природу.

Что я узнал нового на уроке о США.

( этот этап предполагает работу с учебником, атласом, электронным приложением к учебнику, причем используя различные формы организации работы ( в парах, в малых группах). Читая текст учебника, ребята выбирают главное. Результаты записывают в таблицу.

  1. Крупнейшее государство мира, площадь территории – 9,4 млн.км.кв.

2.Численность населения – 250 млн. человек.

3.50 штатов + федеральный округ Колумбия.

4.В природном отношении выделяют три зоны:

Восток – равнинный- выращивают пшеницу, кукурузу, разводят скот.

Запад – горы Кордильеры – добыча полезных ископаемых.

Юг –Тихоокеанское побережье – тропики – выращивают цитрусовые.

5.США занимает 1 место в мире по выпуску промышленной продукции.

  1. Главный фактор развития хозяйства – природные богатства.
  2. Крупные города – Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Далос, Сиэтл ( работа с атласом).
  3. Национальный парк  - Йеллоустонский известен своими гейзерами.
  4. Экологическая обстановка в США ухудшается.

4.Этап рефлексии.  Учащиеся анализируют по таблице полученные знания со своими запросами перед началом изучения темы.

  1. Домашнее задание. Параграф 42.  Работа в тетради-тренажере. Подготовить сообщение  на тему «Что я еще знаю о США», творческое задание  составить кроссворд о США.
  2. Итог урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...