Программа по географии 6, 8, 9 классы.
методическая разработка по географии по теме
Программа по географии для дистанционного обучения, 6 , 8, 9 классы. Включает пояснительную записку, содержание и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.odt | 101.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по географии
6 класс
(дистанционный курс)
«Начальный курс географии. Планета Земля».
Учитель географии:Кондратюк Г.В.,
высшая категория
г. Пенза
2010-2011 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Начальный курс географии. Планета Земля» разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта, 2004 года, полностью отражает обязательный минимум содержания основного общего образования по географии, опирается на адаптированную программу Московского педагогического государственного университета. Под редакцией И. П. Душиной.
Для изучения курса рекомендуется учебник по географии для 6 класса:
Т. П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии» М. «Дрофа» 2008 - 2010 год
Обязательным при изучении курса является использование географического атласа для 6 класса.
Для получения дополнительной информации можно обратиться к “Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия” 2001- 2003 год.
Изучение географии в 6 классе школы направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.
Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения.
Показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- чтения карт различного содержания;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных систем.
Место предмета в базисном учебном плане
В индивидуальном учебном плане ГБОУ " Губернский лицей – интернат для одаренных детей" отводится 34 часа для обязательного изучения
учебного предмета «География», из расчета 1 учебный час в неделю.
Оценочные практические работы
- Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек. 2. Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам.
- 1. Определение горных пород по образцам. 2. Определение по карте географического положения, высоты гор и равнин, высоты и географических координат отдельных вершин, нанесение на контурную карту объектов литосферы. 1. Описание «путешествия» капельки по большому круговороту из своего населенного пункта. 2. Нанесение на контурные карты объектов гидросферы. 3. Определение по имеющимся картам географического положения одного из океанов, его относительных размеров, преобладающих и максимальной глубин, основных видов хозяйственной деятельности. 4. Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
- 1. Продолжение работы с календарем погоды. 2. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой погоды, обработка результатов, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков. Выявление причин изменения погоды.
- I. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными. 2. Описание изменений природы в зависимости от численности и хозяйственной освоенности территории.
Учебник: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008-2010.
Используемый УМК:
1. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008-2010.
2. Картографический материал школьной ГИС « Живая география»
3. Интернет – ресурсы.
4. Мультимедийные обучающие программы:
География 6 класс. Начальный курс.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Применение компьютерных технологий на курсе.
В данном курсе обучения применяются компьютерные технологии. При компьютерной форме обучения сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и дидактические принципы: научности, доступности (посильности), активности, систематичности и последовательности, наглядности.
Содержание.
Введение
Что изучает география? Значение этой науки в жизни людей. Земля — одна из планет Солнечной системы. Первые представления о форме и размерах Земли. Шарообразная форма Земли и доказательства этого. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты.
Земля — планета людей. Численность населения Земли. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.
Раздел I
От плана местности к географической карте
Тема: План местности (1 час).
Изображение местности первыми людьми, Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.
Тема: Карта — особая модель земной поверхности ( 6 часов).
Глобус — модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе. Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.
Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды изображения местности; аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Практические работы. 1. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек. 2. Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта.
Раздел II
Строение Земли
Тема: Литосфера (7 часов).
Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора — верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Проявления вулканизма.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.
Грозные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в пейзажной живописи, скульптуре, музыке, художественной литературе.
Практические работы. 1. Определение горных пород по образцам. 2. Определение по карте географического положения, высоты гор и равнин, высоты и географических координат отдельных вершин, нанесение на контурную карту объектов литосферы.
Тема: Гидросфера ( 9 часов).
Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года; половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек. «Великие исторические реки», их роль в истории человечества и цивилизаций. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Практические работы. 1. «Описание «путешествия» капельки по большому круговороту из Пензы». 2. Нанесение на контурные карты объектов гидросферы. 3. Определение по имеющимся картам географического положения одного из океанов, его относительных размеров, преобладающих и максимальной глубин, основных видов хозяйственной деятельности. 4. Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Тема: Атмосфера (8 часов).
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы.
Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Охрана атмосферного воздуха.
Особенности времен года своей местности.
Практические работы. 1. Продолжение работы с календарем погоды. 2. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой погоды, обработка результатов, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков. Выявление причин изменения погоды.
Тема: Биосфера ( 1 час).
Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы.
Почвенный покров — особая оболочка Земли. Плодородие почвы.
Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.
Практические работы. I. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными. 2. Описание изменений природы в зависимости от численности и хозяйственной освоенности территории.
Тема: Взаимосвязи земных оболочек (1 час).
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности человека.
Природа и население своей местности
Взаимодействие компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, животных и растений на примере своей местности. Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения: тип жилища, особенности питания, одежды, традиционные промыслы. Изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности человека, мероприятия по охране природы.
Практические работы. 1. Выявление и объяснение в своей местности особенностей компонентов природы, их взаимосвязей. 2. Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Тема: Человечество на Земле (1 час).
Численно сть населения Земли. Расовый состав.
Поурочное планирование
№ урока | Тема | Колич. часов | Примечание |
1 | Введение. | 1 | |
2. | Изображение поверхности Земли. Виды изображений поверхности Земли. План местности. | 1 | Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек. |
3. | Географическая карта. | 1 | |
4. | Градусная сеть на глобусе и картах. | 1 | |
5. | Географическая широта. | 1 | |
6. | Географическая долгота. | 1 | |
7. | Географические координаты. | 1 | Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта. |
8. | Литосфера. Строение Земли. | 1 | |
9. | Горные породы и минералы. | 1 | Определение горных пород. |
10. | Движения земной коры. | 1 | |
11. | Вулканы, горячие источники, гейзеры. | 1 | |
12. | Жизнь гор. | 1 | Определение по карте географического положения, высоты гор, географических координат отдельных вершин. |
13. | Равнины. | 1 | Определение по карте географического положения равнин, нанесение на контурную карту объектов литосферы. |
14. | Рельеф дна Мирового океана. | 1 | |
15. | Гидросфера. Части гидросферы, круговорот воды. | 1 | «Описание «путешествия» капельки по большому круговороту из Пензы» |
16. | Мировой океан и его части. | 1 | 1.Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 2. Определение по картам географического положения Атлантического океана, его размеров, глубин, основных видов хозяйственной деятельности. |
17. | Свойства вод и движение вод в Мировом океане. | 1 | |
18. | Воды суши. Использование вод в Мировом океане. | 1 | |
19. | Река. Части реки. | 1 | Определение по картам географического положения Волги: направление и характер ее течения, использование человеком. |
20. | Характер реки. | 1 | |
21. | Питание реки. | 1 | |
22. | Озера. | 1 | |
23. | Ледники, подземные воды, охрана вод. | 1 | |
24. | Атмосфера. Строение атмосферы. | 1 | |
25. | Атмосферное давление и температура. | 1 | Работа с календарем погоды. Устанволение особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построенного графика ( по материалам календаря). |
26. | Ветер. | 1 | |
27. | Водяной пар и облака. | 1 | Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой погоды, построение розы ветров. |
28. | Атмосферные осадки. | 1 | |
29. | Погода. | 1 | |
30. | Наблюдение за погодой. Её предсказание. | 1 | Выявление причин изменения погоды. |
31. | Климат. | 1 | |
32. | Биосфера. Воздействие организмов на земные оболочки. | 1 | Ознакомление с наиболее распространеннными растениями и животными. |
33. | Природные комплексы Земли. | 1 | Описание изменений природы в зависимости от численности и хозяйственной освоенности территории. |
34. | Численность населения земли. Расовый состав. | 1 |
Программа по географии
8 — 9 классов
(дистанционный курс)
«География России. Природа и население»,
« География России. Хозяйство и регионы».
Учитель географии: Кондратюк Г.В.,
высшая категория.
Пенза
2010-2011 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «География России. Природа и население» 8 класс и «География России. Хозяйство и регионы» 9 класс, разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта, 2004г., полностью отражает обязательный минимум содержания основного общего образования по географии, опирается на адаптированную программу Московского педагогического государственного университета.
При разработки программы использован картографический материал школьной ГИС «Живая География» и открытые интернет-ресурсы.
Содержание программы по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Данный подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, которые формируют и изменяют окружающую среду, при их равноправном взаимодействии.
В основу содержания данной программы учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Программа предусматривает изучение «малой Родины», ее географических особенностей, природных достопримечательностей, основных отраслей хозяйства.
Цели.
Изучение географии направлено на достижение следующих
целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории.
Одна из задач курса – подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде и быть готовыми к социально-экономическим изменениям. С одной стороны курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Это достигается при характеристике современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.
Место предмета в учебном плане
В индивидуальном учебном плане ГБОУ "Губернский лицей – интернат для одаренных детей" отводится 17 часов, для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 0,5 учебного часа в неделю для VIII и IX классов.
Практические работы
Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязей географических компонентов природных комплексов между собой.
Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам.
Составление картосхем «Географическое положение страны», «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов» и др.
Нанесение на контурную карту географической номенклатуры, необходимой для изучения материала раздела.
Составление географических характеристик отдельных компонентов природных комплексов, в том числе сравнительных.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на территории России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• определять на карте расстояния, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
Учебник: «География России. Природа и население» Под редакцией А. И. Алексеева. М. «Дрофа» 2008-2010.
Э.М. Раковская " География, природа России" М. "Просвещение" 2008-2010.
В. Я. Ром, В. П. Дронов «География России. Население и хозяйство» М. «Дрофа» 2008-2010.
В. Я. Ром, В. П. Дронов «География России. Население и хозяйство» М. «Дрофа» 2008-2010.
В. П. Дронов, И.И. Баринова, В. Я. Ром, А.А. Лобжанидзе «География России. Хозяйство и географические регионы» М. «Дрофа» 2003.
А. И. Алексеев, В. В. Николина «Население и хозяйство России» М. «Просвещение» 2008 – 2010.
«География России. Хозяйство и географические регионы» Под редакцией А. И. Алексеева. М. «Дрофа» 2008 –2010.
Используемый УМК:
1. Географический атлас. 8 и 9 класс. – М.: Дрофа,2008-2010.
2. Картографический материал школьной ГИС « Живая география»
3. Интернет – ресурсы.
4. Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, ответы на вопросы, работы с контурными картами.
По окончании разделов и крупных тем предусмотрена система тестов и контрольных вопросов, позволяющая проследить степень и глубину усвоения учащимся материала. В курс включены также проектные работы, активизируюшие поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
Применение компьютерных технологий на курсе.
В данном курсе обучения применяются компьютерные технологии. При компьютерной форме обучения сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и дидактические принципы: научности, доступности (посильности), активности, систематичности и последовательности, наглядности.
Современные IT-технологии, на применение которых рассчитан данный курс, позволяют значительно расширить информационное пространство ученика, поэтому большая роль в его деятельности отводится самостоятельному поиску информации, развитию навыков исследовательской работы и проектной деятельности. Таким образом, возникают благоприятные условия, для применения практического метода обучения на частично-поисковом уровне в различных (нетрадиционных формах) организации учебной деятельности учащихся при усвоении новых знаний и их проверке.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
VIII класс
Раздел 1. Пространства России (2 ч)
Государственная территория, границы России. Физико-географическое положение, размеры территории, пограничные страны, крайние точки России.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте границ России, соседних государств.
2. Определение координат крайних точек территории России.
Моря, омывающие территорию России. Физико-географическая характеристика морей Арктического сектора, бассейнов Тихого и Атлантического океанов, бассейна внутреннего стока.
Практические работы:
1. Оценка важности различных участков морских и сухопутных границ.
2. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.
Различия во времени на территории России. Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса. Декретное и летнее время.Линия перемены дат.
Практические работы:
1. Определение часового пояса и времени для различных городов.
История формирования, изучения, освоения территории. Присоединение новых земель. Выход к побережью Тихого океана. Первое открытие Берингова пролива. Великая Северная экспедиция.
Практические работы:
1. Подбор иллюстраций или подготовка письменного сообщения об исследователях территории России.
Раздел 2. Природа России (11,5 часов)
Тема 1. Рельеф и недра (2 ч)
Строение земной коры. Формирование и движения земной коры. Образование платформ и их возраст. Крупные тектонические структуры России.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур и основных месторождений полезных ископаемых.
2. Сравнительный анализ рельефа, геологического строения и полезных ископаемых крупных равнин России.
Рельеф России. Рельеф и абсолютные высоты, рельеф Русской равнины, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, горы европейской части России, горы юга Сибири и Тихоокеанского побережья.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте наиболее крупных форм рельефа России.
2. Сравнение географического положения и высот крупных равнин и горных систем России. Сравнительный анализ Кавказских и Уральских гор.
Современное развитие рельефа. Рельефообразующие процессы, формирование рельефа эндогенными силами, магматизм, изменение рельефа экзогенными силами, образование новых форм экзогенными и антропогенными силами.
Практические работы:
1.Сравнительный анализ тектонической и физической карт, соотнесение крупных форм рельефа и тектонических структур на территории России.
2.Подготовка письменного сообщения с иллюстрациями о пещерах Кавказа и Урала.
Использование недр. Происхождение и применение полезных ископаемых, способы добычи полезных ископаемых, внутреннее тепло Земли и его использование, опасные явления литосферы.
Практические работы:
1. Определение рельефообразующих факторов по фотографиям форм рельефа.
Тема 2. Климат России. (2 ч)
Общая характеристика климата. Климатообразующие факторы. Солнечная радиация.
Практические работы:
1.Обозначение на контурной карте границ климатических поясов и областей.
2.Анализ роли климатообразующих факторов в формировании климата в различных точках России.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Воздушные массы, циклоны и антициклоны, атмосферные фронты.
Практические работы:
1.Анализ климатограмм (на основе статистических данных)
Распределение температур и осадков, типы климата. Климатические пояса и области на территории России: арктический и субарктический климат, умеренный климатический пояс, климаты восточных и южных территорий.
Практические работы:
1.Выявление характеристик погоды в различных городах по данным метеорологических сайтов, определение преобладающих видов солнечной радиации
Климат и человек. Комфортность климата. Климат городов. Прогнозирование погоды. Неблагоприятные атмосферные явления.
Практические работы:
1. Выявление соответствия климатограммы, типа климата и местоположения точки.
Тема 3. Внутренние воды (1,5 ч)
Реки России. География речной сети. Речная система и ее части. Долина и ее части. Режим и питание рек.
Практические работы:
1.Определение по карте местоположения и названия рек.
2.Выявление с помощью справочного материала наиболее крупных речных систем России.
3.Обозначение на контурной карте наиболее крупных речных систем, определение границ долины реки
Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота, ледники. География озер. Происхождение озерных котловин. Болота. Наиболее обводненные участки территории России.
Практические работы:
1.Соотнесение с помощью карты притоков, рек и морей, в которые они впадают.
2.Обозначение на контурной карте наиболее крупных озер России и границы вечной мерзлоты.
3.Соотнесение названий городов и рек, на берегах которых они расположены.
Человек и вода. Использование человеком пресных внутренних и подземных вод. Искусственные водоемы. Охрана внутренних вод.
Практические работы:
1.Определение по фрагментам контурных карт названий крупных водных объектов.
Тема 4. Почвы (1,5 ч)
Формирование и строение почв. Процесс формирования почв. Почвообразующие факторы.
Практическая работа:
1.Определение воздействия на почву разных факторов почвообразования.
Типы почв России, закономерности их размещения. Основные типы почв и их взаимосвязь с природными зонами.
Практические работы:
1.Определение размещения разных типов почв на карте России.
Рациональное использование почв, охрана почв. Использование почв человеком. Эрозия почв. Виды мелиорации. Охрана почв.
Практические работы:
1.Оценка плодородности и возможностей использования почв участка по его описанию.
2.Определение необходимых видов мелиорации в различных районах России.
Тема 5: Природно-хозяйственные зоны (3,5 ч)
Представление о природно-хозяйственных зонах. Арктика. Географическое положение природной зоны арктических пустынь. Климат, живой мир, освоение Арктики.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте границ природно-хозяйственных зон России.
2. Соотнесение названий и местоположения рек с бассейнами стока океанов.
3. Определение с помощью карт территорий по их описанию.
Природно-хозяйственная зона тундр: географическое положение, климат, ландшафт, живой мир, освоение и использование человеком.
Практические работы:
1.Обозначение на контурной карте крупных полуостровов Северного побережья России, крупных форм рельефа, городов и полезных ископаемых в пределах зоны тундр.
2.Творческая работа: выявление наиболее интересных черт и привлекательных объектов Северного побережья.
3.Определение названий характерных растений и животных тундры по фотографии.
Природно-хозяйственная зона тайги. Распространение и состав таежных лесов. Живой мир тайги.
Практические работы:
1. Творческая работа: выявление особенностей природы таежной зоны, моделирование ситуации выживания.
2. Выявление различий в составе древесных пород в пределах зоны тайги и размещения их на карте России.
3. Выявление характерных черт природы и соотнесение их с участками территории России.
Смешанные и широколиственные леса. Распространение и состав широколиственных и смешанных лесов. Живой мир и использование лесов.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте границ природно-хозяйственных зон тайги и смешанных лесов. Определение состава древостоя в различных регионах России.
2. Определение названий характерных растений смешанных лесов по фотографии.
3. Соотнесение названий городов и рек, на берегах которых они расположены в пределах лесных зон.
4. Творческая работа: выявление особенностей использования лесных ресурсов.
Лесостепи и степи. Распространение и типы степей. Живой мир степи. Хозяйственная деятельность и охрана степей.
Практические работы:
1. Соотнесение названий животных с природной зоной, в которой они преимущественно обитают.
2. Анализ взаимосвязи компонентов в природной зоне степей.
Полупустыни, пустыни, субтропики. Природно-хозяйственная зона полупустынь и пустынь, их распространение и особенности. Климат, живой мир и хозяйственное использование пустынь. Отличительные черты природы Черноморского побережья.
Практические работы:
1. Соотнесение характерных черт участка природной зоны с его местоположением.
2. Выявление взаимосвязи характерных черт природной зоны с особенностями быта населения.
Многоэтажность природы гор, человек и горы. Высотная поясность и ее закономерности. Высотные пояса в горах Кавказа, Урала, Алтая.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте крупных горных систем России.
2. Анализ взаимосвязи компонентов природы в различных природных зонах.
3. Определение расположения и сочетания высотных поясов в пределах наиболее крупных горных систем России.
4. Соотнесение местоположения городов России с природными зонами, выявление сложностей в хозяйственном освоении разных природных зон.
Тема 6. ПТК, Природопользование и охрана природы (1 ч)
Взаимосвязи в природе, ландшафт, свойства ПТК.
Природные ресурсы и рациональное природопользование. Виды природных ресурсов. Принципы рационального природопользования. Экология.
Практические работы:
1. Определение с помощью карт атласа ПТК различных порядков.
2.Выявление взаимосвязи между компонентами природы.
3.Описание известного ландшафта и его изменений во времени
4.Классификация природных ресурсов по видам и способам их использования.
5.Выявление влияния и степени воздействия человека в процессе его хозяйственной деятельности на различные компоненты природы.
Охрана природы и охраняемые территории. Виды охраняемых территорий. Взаимодействие человека и природы.
Практические работы:
1.Определение местоположения объектов Всемирного культурного и природного наследия, находящихся на территории России.
2.Выявление условий обитания некоторых животных и определение заповедников Росси с наиболее подходящими для них условиями.
3.Составление легенды карты местообитания редких животных России, занесенных в Красную книгу.
Раздел 3. Население России (3,5 часа)
Этнический состав населения России Формирование национального состава России. Классификация народов по языковому признаку. Размещение народов по территории России.
Практические работы:
1.Соотнесение местоположение территорий России с проживающими на них народами.
2.Творческое задание: характеристика традиций, быта, культуры одного из народов России.
Религии народов России. Религии мировые и национальные, их особенности. Традиционные верования некоторых народов.
Практические работы:
1. Определение соответствия между народами, местами их расселения и характерными для этих народов религиями и верованиями.
2. Соотнесение вида культовых зданий, предметов и символов с религиями народов России.
Численность населения. Половозрастной состав. Изменение численности населения, причины и последствия изменений. Возрастной и половой состав населения.
Практические работы:
1.Определение преобладающего типа воспроизводства населения у разных народов России на основе статистических данных. Анализ изменения соотношения численности разных народов.
2.Анализ движения населения и его причин в различных районах страны.
3.Анализ половозрастной пирамиды населения России и сравнение ее с показателями других стран.
Трудовые ресурсы.Размещение населения. Плотность населения. Главная полоса расселения.
Практические работы:
1.Анализ статистических показателей занятости населения и рынка труда в различных регионах страны.
2.Составление схемы «Состав и размещение трудовых ресурсов России».
3.Определение уровня безработицы на основе статистических материалов.
4.Рейтинг наиболее ценных профессий.
Миграция населения, виды миграций. Территориальная подвижность населения.
Практические работы:
1.Анализ статистических материалов по миграции в России и между Россией и бывшими республиками СССР.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Города России. Процесс урбанизации в России. Классификация городов по численности. Функции городов. Крупнейшие города России.
Практические работы:
1.Определение соответствия между различными типами поселений, природными условиями и традициями разных народов.
2.Обозначение на контурной карте городов с различными функциями.
3.Составление схемы «Типы городских поселений по людности»
Сельские поселения. Виды сельских поселений.
Практические работы:
1.Сравнение особенностей сельского расселения в разных природных зонах.
2.Творческая работа: сравнение положительных и отрицательных сторон городского и сельского образа жизни и выявление перспектив развития сельского расселения.
Поурочное планирование
№ урока | Тема | Кол-во час. | Примечание |
1. | Государственная территория, границы России. | 0,5 | 1.Обозначение на контурной карте границ России, соседних государств. 2.Определение координат крайних точек территории России. |
2. | Моря, окружающие территорию России | 0,5 | 1.Оценка важности различных участков морских и сухопутных границ. 2.Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. |
3. | Различия во времени на территории России. | 0,5 | 1.Определение часового пояса и времени для различных городов. |
4. | История формирования, изучения, освоения территории. | 0,5 | 1.Подбор иллюстраций об исследователях территории России. |
5. | Рельеф и недра. Строение земной коры. | 0,5 | 1.Обозначение на контурной карте главных тектонических структур и основных месторождений полезных ископаемых. 2.Сравнительный анализ рельефа, геологического строения и полезных ископаемых крупных равнин России. 3.Определение с помощью геохронологической таблицы возраста тектонических структур и времени различных событий в истории развития природы Земли. |
6 | Рельеф России. | 0,5 | 1.Обозначение на контурной карте наиболее крупных форм рельефа России. 2.Сравнение географического положения и высот крупных равнин и горных систем России. |
7. | Современное развитие рельефа. | 0,5 | 1.Сравнительный анализ тектонической и физической карт, соотнесение крупных форм рельефа и тектонических структур на территории России. 2.Подготовка письменного сообщения с иллюстрациями о пещерах Кавказа и Урала. |
8. | Использование недр. | 0,5 | 1.Определение рельефообразующих факторов по фотографиям форм рельефа. |
9. | Климат. Общая характеристика климата. | 0,5 | 1.Обозначение на контурной карте границ климатических поясов и областей. 2.Анализ роли климатообразующих факторов в формировании климата в различных точках России. |
10. | Закономерности циркуляции воздушных масс. | 0,5 | 1.Анализ климатограмм (на основе статистических данных) |
11. | Распределение температур и осадков, типы климата. | 0,5 | 1.Выявление характеристик погоды в различных городах по данным метеорологических сайтов, определение преобладающих видов солнечной радиации. |
12. | Климат и человек. | 0,5 | 1.Выявление соответствия климатограммы, типа климата и местоположения точки. |
13. | Внутренние воды. Реки России. | 0,5 | 1.Определение по карте местоположения и названия рек. 2.Выявление с помощью справочного материала наиболее крупных речных систем России. 3.Обозначение на контурной карте наиболее крупных речных систем, определение границ долины реки |
14. | Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота, ледники. | 0,5 | 1.Соотнесение с помощью карты притоков, рек и морей, в которые они впадают. 2.Обозначение на контурной карте наиболее крупных озер России и границы вечной мерзлоты. 3.Соотнесение названий городов и рек, на берегах которых они расположены. |
15. | Человек и вода. | 0,5 | 1.Определение по фрагментам контурных карт названий крупных водных объектов. |
16. | Почвы. Формирование и строение почв. | 0,5 | 1.Определение воздействия на почву разных факторов почвообразования. |
17. | Типы почв России, закономерности их размещения. | 0,5 | 1.Определение размещения разных типов почв на карте России. |
18. | Рациональное использование почв, охрана почв. | 0,5 | 1.Оценка плодородности и возможностей использования почв участка по его описанию. 2.Определение необходимых видов мелиорации в различных районах России. |
19. | Природно – хозяйственные зоны. Понятие о природно-хозяйственных зонах. Арктика. | 0,5 | 1.Обозначение на контурной карте границ природно-хозяйственных зон России. 2.Соотнесение названий и местоположения рек с бассейнами стока океанов. 3.Определение с помощью карт территорий по их описанию. |
20. | Природно-хозяйственная зона тундр. | 0,5 | 1.Обозначение на контурной карте крупных полуостровов Северного побережья России, крупных форм рельефа, городов и полезных ископаемых в пределах зоны тундр. 2.Творческая работа: выявление наиболее интересных черт и привлекательных объектов Северного побережья. 3.Определение названий характерных растений и животных тундры по фотографии. |
21. | Тайга | 0,5 | 1.Творческая работа: выявление особенностей природы таежной зоны, моделирование ситуации выживания. 2.Выявление различий в составе древесных пород в пределах зоны тайги и размещения их на карте России. 3.Выявление характерных черт природы и соотнесение их с участками территории России. |
22. | Смешанные и широколиственные леса | 0,5 | 1.Обозначение на контурной карте границ природно-хозяйственных зон тайги и смешанных лесов. Определение состава древостоя в различных регионах России. 2.Определение названий характерных растений смешанных лесов по фотографии. 3.Соотнесение названий городов и рек, на берегах которых они расположены в пределах лесных зон. 4.Творческая работа: выявление особенностей использования лесных ресурсов. |
23. | Лесостепи и степи | 0,5 | 1.Соотнесение названий животных с природной зоной, в которой они преимущественно обитают. 2.Анализ взаимосвязи компонентов в природной зоне степей. |
24. | Полупустыни, пустыни, субтропики. | 0,5 | 1.Соотнесение характерных черт участка природной зоны с его местоположением. 2.Выявление взаимосвязи характерных черт природной зоны с особенностями быта населения. |
25. | Многоэтажность природы гор, человек и горы. | 0,5 | 1.Обозначение на контурной карте крупных горных систем России. 2.Анализ взаимосвязи компонентов природы в различных природных зонах. 3.Определение расположения и сочетания высотных поясов в пределах наиболее крупных горных систем России. 4.Соотнесение местоположения городов России с природными зонами, выявление сложностей в хозяйственном освоении разных природных зон. |
26. | ПТК, природоиспользование и охрана природы. Взаимосвязи в природе, ландшафт, ПТК и их свойства. | 0,5 | 1. Определение с помощью карт атласа ПТК различных порядков. 2.Выявление взаимосвязи между компонентами природы. 3.Описание известного ландшафта и его изменений во времени 4.Классификация природных ресурсов по видам и способам их использования. 5.Выявление влияния и степени воздействия человека в процессе его хозяйственной деятельности на различные компоненты природы. |
27. | Охрана природы и охраняемые территории. | 0,5 | 1.Определение местоположения объектов Всемирного культурного и природного наследия, находящихся на территории России. 2.Выявление условий обитания некоторых животных и определение заповедников Росси с наиболее подходящими для них условиями. 3.Составление легенды карты местообитания редких животных России, занесенных в Красную книгу. |
28. | Население России. Этнический состав населения России | 0,5 | 1.Соотнесение местоположения территорий России с проживающими на них народами. 2.Творческое задание: характеристика традиций, быта, культуры одного из народов России. |
29. | Религии народов России | 0,5 | 1.Определение соответствия между народами, местами их расселения и характерными для этих народов религиями и верованиями. 2.Соотнесение вида культовых зданий, предметов и символов с религиями народов России |
30. | Численность населения. Половозрастной состав. | 0,5 | 1.Определение преобладающего типа воспроизводства населения у разных народов России на основе статистических данных. Анализ изменения соотношения численности разных народов. 2.Анализ движения населения и его причин в различных районах страны. 3.Анализ половозрастной пирамиды населения России и сравнение ее с показателями других стран. |
31. | Трудовые ресурсы. | 0,5 | 1.Анализ статистических показателей занятости населения и рынка труда в различных регионах страны. 2.Составление схемы «Состав и размещение трудовых ресурсов России». 3.Определение уровня безработицы на основе статистических материалов. 4.Рейтинг наиболее ценных профессий. |
32. | Миграция населения, виды миграций | 0,5 | 1.Анализ статистических материалов по миграции в России и между Россией и бывшими республиками СССР. |
33. | Расселение и урбанизация. Города России | 0,5 | 1.Определение соответствия между различными типами поселений, природными условиями и традициями разных народов. 2.Обозначение на контурной карте городов с различными функциями. 3.Составление схемы «Типы городских поселений по людности» |
34. | Сельские поселения | 0,5 | 1.Сравнение особенностей сельского расселения в разных природных зонах. 2.Творческая работа: сравнение положительных и отрицательных сторон городского и сельского образа жизни и выявление перспектив развития сельского расселения. |
Итого 17 час.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
IX класс
Содержание.
Раздел 1. Введение ( 1 час).
Административно-территориальное деление. Экономико-географическое и геополитическое положение России.
Территория России, её административно-территориальное устройство и деление на субъекты Федерации.
Оценка экономико-географического и геополитического положения России для развития хозяйства.
Практические работы:
1.Нанесение на контурную карту субъектов Федерации.
2.Анализ и оценка положительных и отрицательных сторон ЭГП России.
Понятие о хозяйстве, отраслевая и функциональная структура хозяйства России. Отрасли и их группировки. Четыре сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный, четвертичный.
Практические работы:
1. Изучение отраслевой и функциональной структуры хозяйства России.
Раздел 2. Общая характеристика хозяйства ( 8 часов).
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав и значение в развитии хозяйства страны. Топливно-энергетический баланс (ТЭБ), его структура, топливные ресурсы страны, изменение соотношения добычи различных видов топлива. Экологические проблемы комплекса.
Практическая работа:
1. Выявление наиболее экономически выгодных видов топлива.
2.Анализ изменения добычи основных видов топлива.
Топливная промышленность. Состав отрасли. Основные районы добычи, переработки и потребления нефти, газа, угля. Нефте- и газопроводы.
Практические и творческие работы:
1.Изучение географии размещения газовых месторождений.
2.Анализ размещения месторождений нефти.
3.Анализ размещения угольных месторождени
4.Создание презентации по одной из отраслей топливной промышленности.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их доля в производстве электроэнергии, специфика и влияние на окружающую среду. География электроэнергетики. Единая электроэнергетическая система России (ЕЭЭС).
Практические работы:
1. Составление характеристик крупнейших электростанций России. (Работа с интернет ресурсами.)
2. Выяснение особенностей тепло- и электроснабжения своего района проживания.(Работа с различными источниками информации)
3.Изучение размещения основных гидроэлектростанций России.(кроссворд)
Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная металлургия, структура и технологические особенности отрасли, типы предприятий и факторы их размещения. Цветная металлургия, состав отрасли, факторы размещения предприятий цветной металлургии. Металлургические базы России. Экологические проблемы металлургии.
Практические работы:
1. Определение факторов размещения крупнейших металлургических комбинатов.
2. Выявление перспектив создания новой металлургической базы в России.
3. Выявление использования цветных металлов в продукции бытового назначения.
4. Анализ размещения центров металлургии в России.
Машиностроительный комплекс. Значение комплекса для развития хозяйства страны. Отраслевой состав машиностроения и связи с другими отраслями. Специализация и кооперирование. География машиностроения, факторы размещения машиностроительных предприятий. Крупнейшие машиностроительные заводы страны.
Практические работы:
1.Составление схемы связей машиностроения с другими отраслями народного хозяйства.
2.Нанесение на контурную карту крупнейших центров машиностроения.
3.Определение соответствия факторов размещения и отраслей машиностроения.
Военно-промышленный комплекс (ВПК), его роль в экономике страны. Состав комплекса, основные районы и центры производства. Конверсия военного производства. Судьба ВПК в условиях рыночной экономики.
Практические работы:
1.Анализ размещения центров авиастроения России.
2.Выявление проблем и перспектив развития ВПК.
Химическая промышленность. Состав отрасли, особенности производства. Связь Химической промышленности с другими отраслями хозяйства. Факторы размещения предприятий ведущих отраслей химической промышленности. Влияние отрасли на окружающую среду.
Практические работы:
1. Определение факторов размещения предприятий химической промышленности по имеющимся товарам.
2. Определение по картам атласа крупнейших месторождений химического сырья.
3. Установление соответствия факторов размещения и центров производства химической продукции.
Лесная промышленность. Состав отрасли, основные районы распространения товарной древесины и лесозаготовок. Факторы размещения предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Комплексная переработка сырья – одна из основных проблем отрасли. Лесопромышленные комплексы (ЛПК).
Практические работы:
1.Определение способов изготовления продукции бытового назначения предприятиями лесной промышленности.
2. Определение по карте центров отраслей лесного комплекса.
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, размещение, проблемы и перспективы развития.
Сельское хозяйство, отраслевой состав, структура земельного фонда страны. Растениеводство, районы выращивания основных продовольственных и технических культур.
Практические работы:
1.Определение сельскохозяйственных культур, из которых получают основные продукты питания.
2.Выявление районов производства основных сельскохозяйственных культур.
3.Установление соответствия сельскохозяйственных культур основным районам их выращивания.
Животноводство. Отраслевой состав. География разведения домашнего скота, птицы и пушного зверя.
Зональная специализация сельского хозяйства. Влияние природных условий на сельскохозяйственное производство. Пригородное хозяйство.
Практические работы:
1. Определение сельскохозяйственной специализации природных зон.
2. Выявление антропогенного воздействия на природные зоны путем анализа космических снимков.
Пищевая и легкая промышленность. Сырьевой и потребительский фактор размещения предприятий пищевой и легкой промышленности. Проблемы развития в настоящее время.
Практические работы:
1.Определение районов сырьевой специализации отраслей пищевой промышленности.
2. Распределение продукции пищевой промышленности в зависимости от фактора размещения производства.
Транспортный комплекс, его значения в хозяйстве. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим показателям и влиянию на окружающую среду. Транспортная сеть страны, ее особенности в различных регионах. Транспортные узлы, их виды. Проблемы транспортного комплекса.
Практические работы:
1. Анализ отраслевой структуры транспортного комплекса.
2. Выявление влияния природных условий на работу различных видов транспорта.
Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Связь, виды связи, их развитие распространение в различных регионах страны. Почта, телефон, мобильная связь, интернет.
Практические работы:
1. Исследование востребованности различных видов связи на примере своей семьи.
Сфера обслуживания. Виды услуг, возможность использования в разных регионах страны.
Практические работы:
1. Определение периодичности использования различных видов услуг на примере своей семьи.
- Выявление функций отраслей непроизводственной сферы.
Рекреационное хозяйство, его структура, виды отдыха и туризма. Рекреационные районы.
Практические работы:
1. Определение по карте основных районов развития рекреационного хозяйства.
Анализ информационных источников и выбор района для отдыха.
Обобщение знаний по разделу «Общая характеристика хозяйства России».
Раздел 3. Экономические районы России ( 7,5 часов).
Экономико-географическое районирование. Принципы, примеры способы и районирования территории России. Межрайонное географическое разделение труда, специализация районов, проблемы экономико-географического районирования.
Практические работы:
1.Сравнение географического положения физико-географических и экономических районов России.
2.Составление и анализ диаграммы отраслевой структуры промышленности России.
Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро русского государства. Географическое положение и его изменение в различные периоды.
Центральный экономический район. Особое значение района в жизни страны. Развитие хозяйства района и роль географического фактора в его формировании. Отрасли специализации, их изменение во времени. Народные помыслы.
Практические работы:
1.Нанесение на контурную карту регионов городов района
2.Изучение географии народных промыслов Центральной России.
3.Изучение особенностей городов Европейского центра на основе анализа геральдической символики.
Центрально-Черноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства. Природные ресурсы. КМА и черная металлургия. Развитие промышленности. Агропромышленный комплекс района. Сохранение плодородия почв, борьба с эрозией, рекультивация земель. Территориальная структура и города района.
Практические работы:
1.Нанесение на контурную карту регионов и городов ЦЧР.
2.Выявление особенности городов Черноземья по их символике.
3.Изучение размещения географических объектов района.
Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-культурные особенности. Нижегородский промышленный узел. Отрасли специализации района.
Практические работы:
1.Нанесение на контурную карту городов и регионов Волго-Вятского района.
2.Выявление особенностей городов и регионов по их символике.
3.Изучение географии народных промыслов Волго-Вятского района.
Северо-Запад. Географическое положение района, его значение в разные периоды истории. Природно-ресурсный потенциал. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства.
Узловой район Санкт-Петербурга, основные этапы развития, особенности планировки и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры.
Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы.
Калининградская область – российский анклав в Европе. «Контактное» ЭГП как ресурс ее развития. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Практические работы:
1. Нанесение на контурную карту географических объектов Северо-Западного района.
2. Выявление особенностей городов Северо-Запада по их символике.
3.Изучение достопримечательных мест и старинных городов района.
Европейский Север. Географическое положение, особенности природно-ресурсного потенциала. Поморы. Хозяйственное использование Белого и Баренцева морей. Этапы заселения и освоения территории. Роль северных монастырей. Родина русских землепроходцев. Художественные промыслы. Деревянное зодчество. Специализация промышленности и сельского хозяйства района. Выделение двух ТПК на территории района.
Практические работы:
1.Нанесение на контурную карту географических объектов Северного района.
2. Изучение природных ресурсов Европейского Севера на основе анализа картографических источников.
3.Изучение отраслей специализации Европейского Севера на основе анализа природно-ресурсного потенциала территории.
Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны, природные ресурсы. Этническое, культурное и религиозное разнообразие района. Агропромышленный комплекс, его структура. Отрасли промышленности. Рекреационное хозяйство. Черное, Азовское, Каспийское моря, их хозяйственное использование. Транспортное, рекреационное и промысловое значение морей. Экологические проблемы района и пути их решения.
Практические работы:
1. Нанесение на контурную карту географических объектов Северного Кавказа.
2. Изучение особенностей национального состава населения Северного Кавказа.
3.Изучение территориальной структуры хозяйства района.
Поволжье. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал района. Волга – главный экономический стержень района. Этническая и культурная неоднородность района. Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Экологические проблемы района и пути их решения. Крупнейшие города района.
Практические работы:
1.Нанесение на контурную карту географических объектов Поволжья.
2.Изучение размещения городских агломераций Поволжья.
3.Выявление особенностей городов Поволжья по их символике.
4.Изучения изменения сельскохозяйственной специализации района при движении с севера на юг.
Пензенская область. Географичекое положение. История формирования Пензенского края. Природные особенности и ресурсный потенциал области. География населения, численность, плотность, естественное и механическое движение. Современный этнический состав. Обряды и традиции. Отраслевая структура хозяйства — промышленность, агропромышленный комплекс. Культура края. Рекреационные ресурсы области.
Практические работы:
- 1. Анализ ЭГП Пензенской области.
2. Нанесение на контурную карту географических объектов региона.
- 3. Анализ возрастной структуры населения области.
4.Определение и анализ по статистичеким данным структуры народного хозяйства Пензенской области.
5. Составление карты — схемы «Магистрали Пензенской области».
6. Изучение ремесел и промыслов Пензенской земли. (проект)
Урал. Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении, Природные условия и ресурсы Урала. Изменение роли Урала в хозяйстве страны на протяжении истории. Современная структура хозяйства, ее проблемы. Конверсия военно-промышленного комплекса. Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы Урала.
Практические работы:
1.Нанесение на контурную карту географических объектов Уральского района.
2.Выявление отраслей специализации Урала.
3.Выявление экологических проблем Урала.
4.Изучение территориальной структуры хозяйства района.
Обобщение знаний по западным регионам России.
Западная Сибирь. Особенности экономико-географического положения. Природно-ресурсный потенциал. Территориально-производственные комплексы Западной Сибири. Главная топливная база страны. Металлургия. Сельское хозяйство. Рекреационные районы юга Западной Сибири.
Практические работы:
1.Нанесение на контурную карту географических объектов Западно-Сибирского района.
2.Выявление отраслей специализации Западной Сибири.
3.Изучение территориальной структуры хозяйства района.
Восточная Сибирь. Особенности экономико-географического положения. Население. Природные условия и ресурсы района. Отрасли специализации: электроэнергетика, цветная металлургия, лесная промышленность. Сельское хозяйство района. Байкал – жемчужина Сибири. Экологические проблемы Восточной Сибири.
Практические работы:
1.Нанесение на контурную карту географических объектов Восточно-Сибирского района.
2.Построение диаграммы отраслевой структуры промышленности Восточной Сибири.
3.Выявление отраслей специализации района.
Дальний Восток. Особенности экономико-географического положения. Формирование территории, границы с Китаем и Японией и их изменения. Природные условия и ресурсы. Опасные природные явления и их влияние на развитие хозяйства. Население района: заселение территории, национальный состав, особенности расселения. Хозяйство района, отрасли специализации. Транспортные связи района. Перспективы развития.
Практические работы:
1.Нанесение на контурную карту географических объектов Дальневосточного района.
2.Изучение природно-ресурсного потенциала района.
3.Выявление особенностей регионов Дальнего Востока по их символике.
Обобщение и контроль знаний по восточным районам России. Общие черты и проблемы восточных районов. Сравнение западной и восточной частей России.
Раздел 4. Россия в мировом хозяйстве. (0,5 часа).
Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России. Россия и сопредельные страны.
Практические работы:
1.Анализ структуры российского экспорта и импорта.
2.Выявление по статистическим материалам крупнейших торговых партнеров России.
Поурочное планирование
№ п/п | Тема | Кол-во час | Примечание |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | Введение — 1 час. Административно — территориальное деление. Экономико — географическое положение России. Понятие о хозяйстве, отраслевая и функциональная структура хозяйства России. Общая характеристика хозяйства — 8 часов. Топливно — энергетический комплекс, топливно — энергетический баланс, топливные ресурсы страны. Топливная промышленность. Электроэнергетика. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Металлургические базы. Машиностроение, состав и производственные связи в отрасли. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Военно — промышленный комплекс страны. Химическая промышленность, география ее отраслей. Лесная промышленность. Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Экономические районы России- 7,5 часов. Проблемы экономико — геогарфического районирования. Центральный экономический район. Центрально — Черноземный район. Волго- Вятский район. Северо — западный район. Калининградская область. Европейский Север. Северный Кавказ. Поволжье. ЭГП и природа Пензенской области. Административно — территориальное деление и население области. Особенности хозяйства Пензенской области, истоки культуры. Урал. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Россия в мировом хозяйстве — 0,5 часа Внешние экономические связи России. | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 1. определение субъектов Федерации. 2. Выявление положительных и отрицательных сторон ЭГП России. 1. Распределение предприятий и организаций по сферам экономики. 2. Распределение промышленных предприятий по отраслям группы «А» и «Б». 1. Распределение видов топлива по калорийности. 2. Аналих изменения добычи основных видов топлива. 1. Распределение газовых месторождений по районам добычи газа. 2. Анализ размещения месторождений нефти. 3. Анализ размещения угольных месторождений. 4. Создание презентации по одной из отраслей топливной промышленности. 1. Используя интернет ресурсы составить характеристики крупнейших электростанций России. 2. Изучение размещения основных гидроэлектростанций России и оформление результатов в виде кроссворда. 1. Определение факторов размещения крупнейших металлургических комбинатов. 2. Выявление перспектив создания новой металлургической базы в России. 1. Выявление использования цветных металлов в продукции бытового назначения. 2. Анализ размещения центров металлургии в России. 1.Составление схемы связей машиностроения с другими отраслями народного хозяйства. 1. Нанесение на контурную карту крупнейших центров машиностроения. 2. Определение соответствия факторов размещения и отраслей машиностроения. 1. Анализ размещения центров авиастроения России и оформление в виде кроссворда. 2. Выявление проблем и перспектив развития ВПК. 1.Определение факторов размещения предприятий химической промышленности по имеющимся товарам. 2.Определение по картам атласа крупнейших месторождений химического сырья. 3.Установление соответствия факторов размещения и центров производства химической продукции. 1.Определение способов изготовления продукции бытового назначения предприятиями лесной промышленности.
1.Определение сельскохозяйственных культур, из которых получают основные продукты питания. 2.Выявление районов производства основных сельскохозяйственных культур. 3.Установление соответствия сельскохозяйственных культур основным районам их выращивания. 1.Определение сельскохозяйственной специализации природных зон. 2.Выявление антропогенного воздействия на природные зоны путем анализа космических снимков. 1.Определение районов сырьевой специализации отраслей пищевой промышленности.
1.Анализ отраслевой структуры транспортного комплекса. 2.Выявление влияния природных условий на работу различных видов транспорта. 1.Исследование востребованности различных видов связи на примере своей семьи. 1.Определение периодичности использования различных видов услуг на примере своей семьи. 2.Выявление функций отраслей непроизводственной сферы. 1.Сравнение географического положения физико — географических и экономических районов России.
1.Нанесение на контурную карту регионов городов района.
3. Изучение географии народных промыслов Центральной России. 1.Нанесение на контурную карту регионов и городов ЦЧР. 2. Выявление особенности городов Черноземья по их символике.
1.Нанесение на контурную карту городов и регионов Волго-Вятского района.
3. Изучение географии народных промыслов Волго- вятского района.
1.Нанесение на контурную карту географичесих объектов Северного района.
2.Изучение особенностей национального состава населения Северного Кавказа.
3. Выявление особенностей городов Поволжья по их символике.
2. Нанесение на контурную карту географических объектов региона. 1.Анализ возрастной структуры населения области. 2.Коренные народы Пензенской области. ( презентация) 3.Традиции и обряды земли Пензенской(фольклорный экскурс), использование интернет ресурсов. 1.Определение и анализ по статистичеким данным структуры народного хозяйства Пензенской области. 2.Составление карты — схемы «Магистрали Пензенской области».
1.Нанесение на контурную карту географических объектов Уральского района. 2.Выявление отраслей специализации Урала.
4.Изучение территориальной структуры хозяйства районы.
2. Выявление отраслей специализации Западной Сибири. 3. Изучение территориальной структуры хозяйства района. 1.Нанесение на контурную карту географических объектов Восточно — Сибирского района.
3. Выявление отраслей специализации района.
2. Изучение природно — ресурсного потенциала района.
2. Выявление по статистическим материалам крупнейших торговых партнеров России. |
Итого 17 часов
Программа по географии 7 класс
(дистанционный курс)
" География материков и океанов".
Учитель географии: Лекаркина Н.В.,
высшая категория
г. Пенза
2010-2011гг
Программа по географии 10 - 11 класс
(дистанционный курс)
" География мира".
Учитель географии: Лекаркина Н.В.,
высшая категория
г. Пенза
2010-2011гг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Программа по географии 8-9 класс География России 8-9 класс
И.И. Баринова, В.П. Дронов «География России 8-9 классы»)...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...