Бинарный урок по географии и биологии
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Данная методическая разработка представляет материал урока – конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии по 120* в.д. Уроки проводятся в форме практической конференций. Продолжительность 90 минут. В основе уроков - конференции лежит заочное путешествие по 120* в.д. и знакомство с природой этой территории. Целью проведения практической конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы. Для работы ребята объединены в группы: 4 группы ищут, рассматривают, сравнивают отдельные природные зоны. 5-я группа - эксперты, дающие заключение о готовности материала, и помощники (в одном лице), у которых каждая группа берёт иллюстративный материал в ноутбуках (фотографии, картинки, схемы, климатограммы), который помогают основной группе сделать сообщение более ярким. Через мультимедиапроектор – на доске представлена схема расположения столов и групп за ними. Формы и методы, использованные при проведении конференции, позволяют привлечь к активному участию в ходе занятия подростков с разным уровнем подготовки предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktich._konferenciya.docx | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Бинарный урок по географии и биологии
7 класс
Практическая конференция
Тема: «Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах Азии по 120* в.д.»
Цель: Продолжить формирование представлений о связи компонентов природы.
Задачи:
1. Выявление причин, обусловливающих чередование климатических поясов и природных зон.
2.Развитие умений актуализировать свои знания и применять их на практике, анализировать различные источники информации.
3.Развитие интеллектуальной инициативы у школьников исследовательских и коммуникативных навыков и творческих способностей.
4. Формирование у учащихся умений выступать с подготовленным сообщением, защищать свою точку зрения, рассуждать, анализировать сообщения товарищей.
5. Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям.
Оборудование:
Компьютер на столе учителя, 4 ноутбука, мультимедийный проектор, атласы, классная доска, контурные карты, цветные карандаши, карта природных зон Евразии, хрестоматии, энциклопедии, справочники. На каждом столе – задания, таблички с названием климатических поясов.
Ход урока – конференции:
- Организационный момент – 2минуты.
Организация работы в группах.
Деление учащихся на 4 группы по 5 человек. Остальные учащиеся размещаются по 2 человека за остальными столами (см Приложение 1).
- Вводная беседа - 2 минуты.
Учитель: Уважаемые участники практической конференции! Сегодня у нас необычный урок и по длительности и по содержанию. На 1-м уроке мы выполним практическую часть, на 2-м уроке познакомимся с результатами, подведем итоги. Мы совершим заочное путешествие по 120 в.д. и познакомимся с природой этой территории. Как вы считаете, какие науки наиболее тесно связаны с географией Ученики: биология, химия, физика, геология, история, математика...
Учитель: Биология – одна из самых близких наук. Тема нашего урока: «Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах Азии по 120* в.д.» (на доске записана тема, учащиеся записывают ее в тетради). Мы проследим как изменяются компоненты природы: рельеф, горные породы, климат, воды, почвы, растения, животные. Наша основная задача: выявить, какие причины обусловливают эти изменения.
- Практическая работа (коллективная) – 4 минуты.
На доску проецируется с использованием мультимедиа проектора физ. карта Евразии. (учащиеся показывают 120* в.д.). На доску проецируется карта Природных зон Евразии.
Учитель: Давайте посмотрим, какие природные зоны находятся по 120* в.д. Открываем атласы.
Ответы учащихся: зона арктических пустынь и лесотундра, тайга, область высотной поясности, лесостепи и степи, переменно- влажные (в том числе муссонные леса), влажные экваториальные леса (Один учащийся у доски показывает на проецированной карте, какие природные зоны пересекает меридиан 120*).
IV. Подготовка к практической работе по группам – 10 минут.
Учитель: Для работы вы объединились в группы: 4 группы будут искать, рассматривать, сравнивать отдельные природные зоны. 5-я группа - эксперты, дающие заключение о готовности материала, и помощники (в одном лице), у которых каждая группа может взять иллюстративный материал в ноутбуках (фотографии, картинки, схемы, климатограммы), который поможет основной группе сделать сообщение более ярким. Через мультимедиапроектор – на доске: схема расположения столов и групп за ними (Приложение 1).
Затем схема работы специалистов в группе (Приложение 2).
В каждой группе будут картограф, геолог, геоморфолог, климатолог, почвовед, биолог, эколог, гидролог.
Учитель: Знаете ли вы, чем занимаются эти специалисты? (ответы учащихся). На доске через медиапроектор: картограф определяет географическое положение данной территории.
Геолог изучает состав, строение, историю развития земной коры, размещение полезных ископаемых.
Геоморфолог изучает рельеф земной поверхности (суши, дна океанов и морей), его происхождение и историю развития.
Климатолог определяет характер погоды, типичный для погоды, типичный для данной территории.
Биолог – специалист по растительному и животному миру.
Почвовед изучает поверхностный слой. Земной коры, в которой развивается растительная жизнь.
Эколог – специалист по изучению взаимоотношению животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой.
Гидролог – специалист, изучающий воды на поверхности земного шара (реки, озера, водохранилища, болота, моря).
Учитель: Для работы в группах вам даны инструкции (Приложение 3). Каждой группе дана таблица, которую надо заполнить (Приложение 4).
На доску проецируется таблица (Приложение 4).
Учитель: Прошу работать всех по следующей схеме:
1).Познакомьтесь с таблицей. При ответе используйте карточки-задания (Приложение 5), опираясь на текстовой материал (дается на отдельных листах) и иллюстративный материал (смотрите у экспертов в ноутбуках).
2). Распределите задания в группе.
3).Выполните задания и совместно заполните таблицу (Приложение 4).
4). Подготовьтесь к сообщению (Приложение 3).
Сейчас вы самостоятельно по группам заполните таблицу в зависимости от распределения функций и подготовите сообщения к концу урока по тем заданиям, которые у вас на партах. Остальные 8 человек, сидящие за партами (А Б В Г) являются помощниками I- IV групп. (I-А, IV-Б, II-В, III-Г). Они дополнительно в ноутбуках ищут иллюстративный материал (фотографии, картинки, схемы, климатограммы), который поможет основной группе сделать сообщение более ярким.
На работу в группах дается 25 минут. Оцениваться работа групп будет по сумме баллов, набранных за работу каждого специалиста в группе. Оценивают эксперты (Приложение 6).
V. Групповая практическая работа учащихся – 25 минут.
Учащиеся обсуждают в группах собранный материал, к ним присоединяются от столов А Б В Г.
VI. Заключительное слово учителя – 1 минута.
Продолжительность урока 1 – 45 минут.
2-й час. Продолжение. Практическая конференция.
VII. Выступление представителей групп с результатами работы – 24 минуты.
После того как, ученики справятся с заданием, оно проверяется: от каждой группы вызываются к доске представители (1-2 человека) (время сообщения не более 6 минут).
На картосхеме (мультимедийная установка) они размещают информацию из таблицы. Учащиеся, подготовившие иллюстративный материал по теме, проецируют его через мультимедийную установку.
VIII. Обсуждение – 4 минуты.
Учитель:
- Почему происходит изменение природных зон по долготе (смена природных зон – результат изменения климата, рельефа).
- В каких природных зонах Евразии наиболее благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения? Чем они благоприятны?
IX. Выступление экспертов (Приложение 6) – 6 минут.
X. Подведение итогов конференции – 2 минуты.
XI. Резервный материал – 6 минут.
(Заранее подготовленные ученики делают сообщения о растениях и животных из книги Г.Н. Элькина [8]).
XII. Домашнее задание. П. 53 - 1 минута.
XIII. Оценки – 2 минуты.
Продолжительность урока 2 – 45 минут.
Список литературы:
- География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты. - Волгоград: Учитель, 2009, с.173-175
- География в школе. Теоретический и научно-методический журнал. 2001, №4, с.60-67
- Душина И.В. и др. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений.-М.: Дрофа, 2011.
- Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: метод. Пособие. – М.Дрофа, 2011.,с.105-109
- Елисеева Р.М. География материков и океанов. 7 класс: Практическое пособие.- «Издат.-школа». Москва, 1997,
- Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс. -М.: ВАКО, 2011, с.267-269
- Словарь иностранных слов.- 18-е изд. стер. – М. Рус. яз., 1989.
- Элькин Г.Н. География материков и океанов. 7 класс: Твой справочник. Материалы к урокам.-СПб.: «Паритет», 2005.
- Интернет – ресурсы
Приложение 1
Схема размещения групп
Б II В
А Г
II III
IV
За каждым столом (с № I-№ IV) по 5 человек.
На каждом из столов: таблички с названиями природных зон:
I - стол: - зона арктических пустынь, - тундра, - лесотундра
II - стол: - тайга, области высотной поясности
III - стол: - лесостепи, степи
IV – стол: - переменно-влажные (в том числе, муссонные леса), влажные экваториальные леса
Приложение 2
Схема размещения специалистов в группе
Природная зона (название) |
Гидролог | Климатолог | |
Картограф, эколог |
Биолог |
Геолог, геоморфолог, почвовед |
Приложение 3
Инструкция для работы в группах.
1.Изучить карточки – задания.
2. Решить в группе, кто каким специалистом будет, и распределить задания.
3. Выполнить задания:
А). Специалистам индивидуально или группой подобрать материал, используя предложенный;
Б). Каждому специалисту оформить индивидуальное задание (цепи питания, схемы);
В). Выступить перед классом представителям (1-2 человека) каждой группы (время сообщения не более 6 минут);
Г). Выступить, объяснив причинно-следственные связи в данной зоне, учитывая все вопросы, поставленные в карточках – заданиях.
Д). Совместно заполнить таблицу Природные зоны.
Е). Отметить на картосхеме зоны (на доске) все собранные данные по своей природной зоне.
Приложение 4.
Таблица «Природные зоны»
Природная зона | Географическое положение | Климатический пояс | Тектоническая структура | Рельеф | Почвы | Климат | Реки, моря | Растительный и животный мир | ||
T* ср. января | t *ср. июля | осадки | ||||||||
Приложение 5
Карточки – задания
Карточка №1 (Картограф, эколог)
1.Определи географическое положение зоны (укажи широту южной границы).
2.Укажи хозяйственное использование зоны.
3.Изменена ли природа данной зоны хозяйственной деятельностью человека? Каковы последствия?
4. Предложи пути решения экологических проблем зоны.
5. Придумай условные знаки мер по охране природной зоны. Нарисуй их.
6.Приготовь сообщение по своей теме на 1-2 минуты.
Карточка №2 (Геолог, геоморфолог, почвовед)
1.Определи по карте «Строение земной коры», тектоническую структуру. На каком полуострове, острове (если есть) расположена природная зона.
2. Определи, какой формой рельефа выражена территория. Установи соответствие тектонического строения и рельефа.
3. Какие полезные ископаемые встречаются.
4.Определи по карте, какие почвы распространены на данной территории.
5. Приготовь сообщение по своей теме на 1-2 минуты.
Карточка №3 (Климатолог).
1.Определи по климатической карте:
а). Средние температуры января и июля, максимальную температуру июля, минимальную температуру января;
б). Количество осадков (годовое);
2. Определи климатический пояс, в котором находится природная зона.
3.Объясни причины изменения климатических характеристик на территории зоны.
4.. Приготовь сообщение по своей теме на 1-2 минуты.
Карточка №4 (Гидролог).
1. Определи по картам:
А). Наиболее крупные реки;
Б). К бассейнам, каких океанов они принадлежат;
В). Время вскрытия и замерзания рек.
2.Найди, используя литературу, справочники, дополнительный материал о реках.
3. Приготовь сообщение по своей теме на 1-2 минуты.
Карточка №5 (Биолог).
1. Укажи разнообразие растительного покрова природной зоны. Найди иллюстрации.
2.Назови и покажи представителей животного мира данной природной зоны. Как приспособились к жизни на этой территории.
3. Объясни причины смены растительности и животных с севера на юг (Используй данные климатолога).
4.Оформи схему пищевой цепи зоны.
5. Сделай вывод о соотношении растительности с видовым составом животных зоны.
Приложение 6
Эксперт. Оцени работу групп, используя таблицу подведения итогов.
Таблица подведения итогов
№п/п | Природная зона Специалисты | Баллы | Арктические пустыни, тундра, лесотундра | Тайга, область высотной поясности | Лесостепи, степи | Муссонные леса, влажные экваториальные леса |
1 | Картограф, эколог | 5 | ||||
2 | Геолог, геоморфолог, почвовед | 5 | ||||
3 | Климатолог | 5 | ||||
4 | Гидролог | 5 | ||||
5 | Биолог | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный бинарный урок "Путешествие по стране биологии и литературы"
Бинарный урок "Путешествие по стране биологии и литературы" Разработан в соавторстве с преподавателем литературы Сафроновой И.Н. Интегрируются два общеобразовательных предмета: биология и литература...
бинарный урок по географии в 9 классе "«Главный город великой державы, город чести и воинской славы»
интеграция географии и истории...
Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"
Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...
Презентация к бинарному уроку по физике и биологии в 8 классе "Глаз и зрение"
В презентации представлен материал по теме "Глаз. Зрение". Рассмотрены особенности глаза как органа зрения человека и как удивительного оптического прибора, созданного природой. Есть ссылки...
Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях»
Cистематизация материала по теме “Роль имени прилагательного в речи”. Выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстр...
Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях» Презентация.
Cистематизировать материал по теме “Роль имени прилагательного в речи”, выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстрации...
разработка бинарного урока по географии и биологии в 5 кл
Урок в форме интересного путешествия, с применением проектно - исследовательских технологий....