Проектная деятельность на уроках географии
методическая разработка по географии (11 класс) по теме
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности на уроках географии в 10-11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_geografii.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках географии.
Проект «Страны мира». Презентация.
Курс “Экономическая и социальная география мира” 11 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии. При его прохождении возникают трудности разного характера и некоторые из них можно сгладить, проводя уроки, к подготовке которых привлекаются ученики.
Вторая половина учебного года посвящена изучению раздела “Региональный обзор стран”. Вопросы страноведения органически вписываются в изучение данного раздела.
Выдающийся ученый ХХ века Н.Н. Баранский писал: “Основным объектом изучения в географии является страна и район (большой или маленький) во всем их своеобразии - природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов - главное содержание географической работы”.
Страноведение не является набором самых разнообразных знаний, оно использует материалы различных наук: истории, географии, демографии, экономики, социологии, политологии и даже литературы и искусства.
История – раскрывает периоды возникновение, развитие и функционирования государства, выявляет черты и традиции прошлого и настоящего.
Экономика - выявляет сочетание отраслевой и территориальной структуры хозяйства, отражающих эффективность материального обеспечения общества.
Демография – это ориентация на человека и все стороны его жизни, связанные с территорией.
Большое значение играет “политический портрет” территории, связи с другими странами.
Искусство и литература вносят образность в восприятие страны.
Посредством совокупности этих понятий создается целостный, слитный образ территории, “образ места”.
В разделе “Региональный обзор мира” все уроки я делю на две группы: уроки по темам “Общая характеристика Зарубежной Европы”, “Общая характеристика Зарубежной Азии” и т.д. Они носят типологический характер: урок-лекция, урок-диалог, урок-практикум.
Уроки изучения отдельных стран – это выполнение практической работы
“Составление экономико-географической характеристики одной из стран”, отражение результатов в рефератной форме на основе использования разнообразных источников знаний.
Форму традиционного реферата я заменила творческой работой “Путешествие по стране” с использованием информационных технологий. Информационные технологии являются современным средством обучения, которое очень быстро внедряется в учебный процесс и позволяет расширить кругозор школьников, систематизировать полученные знания, развивать логическое мышление и художественный вкус.
Организационная работа по подготовке творческой работы “Путешествие по стране” строится следующим образом:
1 этап - подготовительный.
1. ученик, из предложенного списка, выбирает страну, о которой будет делать работу;
2. изучает типовой план характеристики страны.
План характеристики страны.
( к плану подхожу дифференцированно)
1. Страна, столица, государственный флаг.
2. Краткая историческая справка.
3. Политико-географическое положение:
- положение на материке;
- какие страны окружают;
- в какие блоки входит страна и окружающие ее государства;
- очаги напряженности и конфликтов в этом регионе;
- изменение ПГП во времени;
- влияние ПГП на развитие хозяйства
4. Экономико-географическое положение;
- выходы на мировые торговые пути;
- положение к главным топливно-сырьевым и промышленным и с/х районам мира;
- изменение ЭГП во времени (образование новых соседних стран, строительство транспортных путей и т.д.);
- вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства;
5. Хозяйственная оценка природных ресурсов.
- рельеф;
- климат;
а) ресурсы для промышленности (оценка)
- топливно-энергетические;
- ресурсы для металлургии;
- водные и гидроресурсы;
- лесные;
- рекреационные;
- и другие природные ресурсы;
б) ресурсы для с/х
- сумма температур;
- зона увлажнения, коэффициент увлажнения;
- почвы;
в) общий вывод об обеспеченности ресурсами страны.
6. Население.
- плотность;
- размещение;
- национальный состав;
- естественный прирост и проблемы с ним связанные, демографическая политика;
- миграции;
- соотношение городского и сельского населения;
- крупные города, агломерации;
- структура занятости населения (сколько в промышленности, в с\х, в непроизводственной сфере);
7. Общая характеристика хозяйства:
- уровень развития страны;
- ведущие отрасли экономики;
- уровень оснащенности экономики достижениями НТР;
8. Промышленность.
- название главных отраслей специализации;
- крупные центры;
- территориальное размещение (причины);
9. Сельское хозяйство.
- общая характеристика аграрных отношений;
- характеристика главных отраслей и их размещение (причины);
10. Транспорт.
- ведущие виды транспорта;
- густота транспортной сети;
- крупные транспортные злы, порты.
11. Внутренние различия (выделение развитых и отсталых районов).
12. Внешнеэкономические связи (экспорт, импорт).
3. Ученик самостоятельно подбирает информацию для раскрытия пунктов плана.
Источниками знаний являются учебник, карты атласа, справочники, дополнительная литература о стране, информация из Интернета.
Развивается дидактический принцип – ориентация учащихся на самостоятельный отбор и проработку материала.
2 этап - подготовительный.
1. Каждый ученик получает индивидуальные консультации учителя по отобранному материалу и правилам его оформления.
Здесь работает еще один дидактический принцип – это оптимальное содержание и формы изложения.
2. На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft Pover Point, Microsoft Word, Adobe Photoshop создаются слайды и компонуются в компьютерную презентацию. В этом году планирую давать задание: в презентацию включать так же видеоролики, музыкальное сопровождение. C помощью использования информационных технологий происходит формирование межпредметных связей.
Для полного раскрытия “образа страны” в типовой план характеристики страны ученики добавляют свои пункты, например, народные традиции, национальная кухня, обряды, праздники и т.д. Многие делятся личными впечатлениями о стране, в которой побывали.
Так же в типовой план я планирую добавить свой пункт плана, считаю, его особенно важным. Цифры, факты со временем стираются из памяти, но ассоциированное восприятие страны остается надолго.
Например, Финляндия – это страна сыра “Виола”, тысячи озер, Санта-Клауса, Рождества, качественной обуви, зимних видов спорта и т.д.
Япония – это страна сакуры, суши, восходящего солнца, высококачественной электроники и т.д.
З этап – творческий отчет.
Это проведение урока “Путешествие по стране” с использованием компьютерной презентации.
На уроке происходит работа по развитию устной монологической речи. Учебный монолог переходит в учебный диалог обсуждения темы, оценивание выступающего одноклассниками.
Таким образом, каждый ученик, выполняя практическую работу “Составление экономико-географической характеристики страны”, учится самостоятельной и систематичной работе с разными источниками информации. Также активизируется и познавательная деятельность ребёнка.
За 2 год работы идея практической творческой работы превратилась в ученический проект “Страны мира”, в котором насчитывается более 20 работ.
Накопленный материал с успехом используется как на уроках географии, так и во внеурочной работе и для подготовки к ЕГЭ.
Познание других народов, территорий расширяет кругозор, способствует развитию эстетического воспитания, все это формирует систему духовных ценностей юных россиян.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...
Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
Открытый урок потгеографии в 7 классе по теме "Рельеф и полезные ископаемые Африки" Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации об организации проектной деятельности на уроках географии с 5 по 11 класс и во внеурочной деятельности...
Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г. Учебный проект для учащихся 6 класса.
Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г.Учебный проект для учащихся 6 класса....
Статья по географии на тему: "Проектная деятельность на уроках географии"
Проектная деятельность позволяет повысить эффективность и качество процесса обучения на уроках географии, даёт возможность учащимся работать и мыслить самостоятельно, повышает интерес к предмету....
Выступление на педсовете «Проектная деятельность на уроках географии. Методика организации проектной деятельности»
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные систе...