Проектная деятельность на уроках географии
методическая разработка по географии (11 класс) по теме

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности на уроках географии в 10-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah_geografii.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках географии.

Проект «Страны мира». Презентация.

Курс “Экономическая и социальная география мира” 11 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии. При его прохождении возникают трудности разного характера и некоторые из них можно сгладить, проводя уроки, к подготовке которых привлекаются ученики.

Вторая половина учебного года посвящена изучению раздела “Региональный обзор стран”. Вопросы страноведения органически вписываются в изучение данного раздела.

Выдающийся ученый ХХ века Н.Н.  Баранский  писал: “Основным объектом изучения в географии является страна и район (большой или маленький) во всем их своеобразии - природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов - главное содержание географической работы”.

Страноведение не является набором самых разнообразных знаний, оно использует материалы различных наук: истории, географии, демографии, экономики, социологии, политологии и даже литературы и искусства.

История – раскрывает периоды возникновение, развитие и функционирования государства, выявляет черты и традиции прошлого и настоящего.

Экономика - выявляет сочетание отраслевой и территориальной структуры хозяйства,  отражающих  эффективность материального обеспечения общества.

Демография – это ориентация на человека и все стороны его жизни, связанные с территорией.

Большое значение играет “политический портрет” территории, связи с другими странами.

Искусство и литература вносят образность в восприятие страны.

Посредством совокупности этих понятий создается целостный, слитный образ территории, “образ места”.

В разделе “Региональный обзор мира” все уроки я делю на две группы: уроки по темам “Общая характеристика Зарубежной Европы”, “Общая характеристика Зарубежной Азии” и т.д. Они носят типологический характер: урок-лекция, урок-диалог, урок-практикум.

Уроки изучения отдельных стран – это выполнение практической работы

“Составление экономико-географической характеристики одной из стран”, отражение результатов в рефератной форме на основе использования разнообразных источников знаний.

Форму традиционного реферата я заменила творческой работой “Путешествие по стране” с использованием информационных технологий. Информационные технологии являются современным средством обучения, которое очень быстро внедряется в учебный процесс и позволяет расширить кругозор школьников, систематизировать полученные знания, развивать логическое мышление и художественный вкус.

Организационная работа по подготовке творческой работы “Путешествие по стране” строится следующим образом:

1 этап - подготовительный.

1. ученик, из предложенного списка, выбирает страну, о которой будет делать работу;

2. изучает типовой план характеристики страны.

План характеристики страны.

( к плану подхожу дифференцированно)

1. Страна, столица, государственный флаг.

2. Краткая историческая справка.

3. Политико-географическое положение:

  • положение на материке;
  • какие страны окружают;
  • в какие блоки входит страна и окружающие ее государства;
  • очаги напряженности и конфликтов в этом регионе;
  • изменение ПГП во времени;
  • влияние ПГП на развитие хозяйства

4. Экономико-географическое положение;

  • выходы на мировые торговые пути;
  • положение к главным топливно-сырьевым и промышленным и с/х районам мира;
  • изменение ЭГП во времени (образование новых соседних стран, строительство транспортных путей и т.д.);
  • вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства;

5. Хозяйственная оценка природных ресурсов.

  • рельеф;
  • климат;

а) ресурсы  для промышленности (оценка)

  • топливно-энергетические;
  • ресурсы для металлургии;
  • водные и гидроресурсы;
  • лесные;
  • рекреационные;
  • и другие природные ресурсы;

б) ресурсы для с/х

  • сумма температур;
  • зона увлажнения, коэффициент увлажнения;
  • почвы;

в) общий вывод об обеспеченности ресурсами страны.

6. Население.

  • плотность;
  • размещение;
  • национальный состав;
  • естественный прирост и проблемы с ним связанные, демографическая политика;
  • миграции;
  • соотношение городского и сельского населения;
  • крупные города, агломерации;
  • структура занятости населения (сколько в промышленности, в с\х, в непроизводственной сфере);

7. Общая характеристика хозяйства:

  • уровень развития страны;
  • ведущие отрасли экономики;
  • уровень оснащенности экономики достижениями НТР;

8. Промышленность.

  • название главных отраслей специализации;
  • крупные центры;
  • территориальное размещение (причины);

9. Сельское хозяйство.

  • общая характеристика аграрных отношений;
  • характеристика главных отраслей и их размещение (причины);

10. Транспорт.

  • ведущие виды транспорта;
  • густота транспортной сети;
  • крупные транспортные злы, порты.

11. Внутренние различия (выделение развитых и отсталых районов).

12. Внешнеэкономические связи (экспорт, импорт).

3. Ученик самостоятельно подбирает информацию для раскрытия пунктов плана.

Источниками знаний являются учебник, карты атласа, справочники, дополнительная литература о стране, информация из Интернета.

Развивается дидактический принцип – ориентация учащихся на самостоятельный отбор и проработку материала.

2 этап - подготовительный.

1. Каждый ученик получает индивидуальные консультации учителя по отобранному материалу и правилам его оформления.

Здесь работает еще один дидактический принцип – это оптимальное содержание и формы изложения.

2. На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft Pover Point, Microsoft Word, Adobe Photoshop создаются слайды и компонуются в компьютерную презентацию. В этом году планирую давать задание:  в  презентацию включать  так же видеоролики, музыкальное сопровождение. C помощью использования информационных технологий происходит формирование межпредметных связей.

Для полного раскрытия “образа страны” в типовой план характеристики страны ученики добавляют свои пункты, например, народные традиции, национальная кухня, обряды, праздники и т.д. Многие делятся личными впечатлениями о стране, в которой побывали.

Так же в типовой план я  планирую добавить  свой пункт плана,  считаю, его особенно важным. Цифры, факты со временем стираются из памяти, но ассоциированное восприятие страны остается надолго.

Например, Финляндия  –  это страна сыра “Виола”, тысячи озер, Санта-Клауса, Рождества, качественной обуви, зимних видов спорта и т.д.

Япония – это страна сакуры, суши, восходящего солнца, высококачественной электроники и т.д.

З этап – творческий отчет.

Это проведение  урока “Путешествие по стране” с использованием компьютерной презентации.

На уроке происходит работа по развитию устной монологической речи. Учебный монолог переходит в учебный диалог обсуждения темы, оценивание выступающего одноклассниками.

Таким образом, каждый ученик,  выполняя практическую работу “Составление экономико-географической характеристики страны”, учится самостоятельной и систематичной работе с разными источниками информации. Также активизируется и познавательная деятельность ребёнка.

За 2 год работы идея практической творческой работы превратилась в ученический проект “Страны мира”, в котором насчитывается более 20 работ.

Накопленный материал с успехом используется как на уроках географии, так и во внеурочной работе и для подготовки к ЕГЭ.

Познание других народов, территорий расширяет кругозор, способствует развитию эстетического воспитания, все это формирует систему духовных ценностей юных россиян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...

Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Открытый  урок  потгеографии в  7 классе  по теме  "Рельеф и полезные  ископаемые Африки"  Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации об организации проектной деятельности на уроках географии с 5 по 11 класс и во внеурочной деятельности...

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г. Учебный проект для учащихся 6 класса.

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г.Учебный проект для учащихся 6 класса....

Статья по географии на тему: "Проектная деятельность на уроках географии"

Проектная деятельность позволяет повысить эффективность и качество процесса обучения на уроках географии, даёт возможность учащимся работать и мыслить самостоятельно, повышает интерес к предмету....

Выступление на педсовете «Проектная деятельность на уроках географии. Методика организации проектной деятельности»

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные систе...