Статья по географии на тему: "Проектная деятельность на уроках географии"
статья по географии (9 класс)
Проектная деятельность позволяет повысить эффективность и качество процесса обучения на уроках географии, даёт возможность учащимся работать и мыслить самостоятельно, повышает интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_na_uroke_geografii.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение метода проектов повысит эффективность и качество процесса обучения на уроках географии, научит учащихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету.
Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности четче формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам.
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Этот метод обучения использую в изучении предмета, применяю на уроках и во внеурочной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Основные требования к использованию метода проектов (по Е.С. Полат)
" Наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи, требующей для своего решения актуализации опыта творческой деятельности учащихся.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
" Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. " Структурирование содержательной части проекта.
" Использование исследовательских методов. Работа над учебным проектом должна включать несколько стадий.
Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя определить тип проекта и его приоритетное направление, соответственно этому разработать цели, содержание и методику реализации проекта.
Выделим возможные типы учебных проектов (по Е.С. Полат).
По доминирующей деятельности:
информационно- познавательные,
игровые,
исследовательские,
творческие,
практико-ориентированные (прикладные).
Информационные, познавательные проекты - направлены на сбор информации о каком- либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Творческие проекты - предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.
Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.
Игровые проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Исследовательские проекты подчинены логике научного исследования, требуют продуманной структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов.
По предметно-содержательной области: предметные, межпредметные.
По продолжительности: от кратковременных (планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке) до длительных - продолжительностью от месяца и более.
Очень важно, что при работе над проектом ученики не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
Последние годы ознаменованы развитием гуманистической географии, которая немыслима без учета фактора искусства, особенно литературы. Появляются работы, анализирующие русскую и иностранную литературу с географической точки зрения. Какие же произведения попадают в поле зрения географов? В первую очередь формирующие наши географические чувства и представления или картины мира. .
Современный уровень в образовании доказывает, что используя проектную деятельность по предмету, как форму обучения, позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Задача, которая стоит перед современным преподавателем заключается в определении и формировании сущности данного опыта работы и его ведущей идеи. Информационно-педагогическое описание опыта заключается в ответах на вопросы:
1) Что это?
2)Для чего это?
3)Как это?
4)Что это?
5)За счет чего это?
В ходе работы над проектами учащиеся ставят цель, определяют задачи, актуальность и глобальность к заданной теме. Важное значение имеет проведение SWOT- АНАЛИЗОВ по проектной деятельности.т. е. 1. Определение причины, вызвавшие создание проекта. 2 Определение сильных сторон, позволяющих реализовать деятельность. 3. Определение слабых сторон, мешающих реализовать деятельность.4. Выявление ресурсов( то. что возможно, но еще не задействовано).
Сильные стороны - это возможность организации последующих дискуссий и рефлексий.
Слабые стороны: 1 повышается агрессивность детей 2 низкий уровень мотивации и культуры учащихся 3 слабая заинтересованность 4 низкая рефлексивная способность учащихся 5 неумение строить коммуникативные связи.
Таким образом, в ходе SWOT-АНАЛИЗА складываются, как правило, ряд противоречий:
1. Между необходимостью групповых взаимоотношений в классе и слабостью этих отношений;
2. Между низким познавательным интересом учащихся и необходимостью формирования общей культуры учащихся;
3. Между необходимостью грамотно выстраивать коммуникацию и слабыми навыками коммуникативной культуры;
4. Между низким познавательным интересом и стремительным развитием НТП.
Требования к проекту:
∙ проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
∙ содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
∙ все материалы проекта должны быть созданы с соблюдением авторских прав;
∙ приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;
∙ если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
∙ при создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений, на достаточно высоком уровне;
∙ отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
∙ использование в проекте соответствующей научной терминологии;
∙ в проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.
Содержание проекта:
∙ название темы проекта;
∙ актуальность проекта, проблема;
∙ основополагающий и проблемные вопросы;
∙ цели и задачи проекта;
∙ гипотеза решения проблемы;
∙ форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;
∙ использованная литература и информационные ресурсы;
∙ сведения об авторе/авторах проекта;
∙ проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;
∙ краткая аннотация проекта (для старшеклассников);
∙ лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников).
Этапы:
Первый этап проектного цикла – ценностно-ориентированный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности учащимися, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта
Второй этап – конструктивный, включающий собственно проектирование.
На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы ( из 4-5 чел.) или индивидуально осуществляют проектную деятельность: составляют план. Собирают информацию по проекту, выбирают форму реализации проекта
Третий этап – оценочно – рефлексивный.
Его основу составляет самооценка деятельности учащихся
Четвертый этап – презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация – результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы.
В заключение хотелось бы отметить, что работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Проектная деятельность на уроках географии.
Повышение познавательного интереса при изучении предмета география, через проектную деятельность учащегося...
Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"
Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....
Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".
1. Введение Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...
Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"
В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации об организации проектной деятельности на уроках географии с 5 по 11 класс и во внеурочной деятельности...
Дипломная работа на тему:"Проектная деятельность на уроках географии"
Диплоная работа " Проектная деятельность на уроках географии" отражает все пункты для использования этой технологии в учебном процессе и внеурочной деятельности....
Дипломная работа на тему:"Проектная деятельность на уроках географии"
В дипломной работе отражены все пункты, необходимые для использования технологии проектная деятельность.Этот материал пригодится для использования на уроках и во внеурочной деятельности....