Аквааэробика как инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в бассейне с детьми подготовительной группы
статья по физкультуре

Светлана Николаевна Малышева

аквааэробика для детей нужна или важна?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsiya-akva.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Аквааэробика как инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в бассейне

В последние годы значительно возрос интерес к средствам и методам укрепления психофизического здоровья детей, профилактике заболеваний, развитию жизненно необходимых ребенку физических качеств. Ведущая роль в решении данных проблем отводится физическим упражнениям. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой.  Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде — воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает прекрасное оздоровительное действие на организм ребенка и  своеобразный массирующий эффект.

Плавание называют идеальным видом движения. И действительно, ни один вид спорта не имеет такого большого гигиенически-оздоровительного и лечебного значения, как плавание. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, сама водная среда и создаваемые ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие здоровых систем, профилактику и лечение различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

Плавание – аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей гормона роста (соматотропина) в 10-20 раз. Это способствует росту, увеличению мышечной массы, массы сердца и легких.

Международный симпозиум врачей (2004), на котором обсуждалось влияние спорта на рост детей, отдал бесспорное первенство спортивному плаванию.

Обучение детей плаванию имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. И в этом плане возрастает роль используемых форм, методов и приемов по развитию у детей плавательных навыков.

Физических упражнений и их разновидностей, выступающих в качестве средств развития координации движений, — огромное множество. Одной из групп таких упражнений являются упражнения в воде, т.е. аквааэробика. «Аква» или «гидро» переводится как вода; «аэробика» — нетрадиционный в массовом физкультурном движении вид ритмической гимнастики («моушн», «форминг», «дэнс» — различные движения).

Слово «аэробика» связано с именем известного американского врача Кеннета Купера. В широком смысле к аэробике относятся ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, лыжный спорт, т.е. такие физические упражнения, которые стимулируют работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем и обеспечивают поступление кислорода.

Идея аквааэробики впервые была описана в манускриптах Древнего Китая. В те времена при обучении восточным единоборствам китайские монахи часто заставляли своих учеников отрабатывать резкость и точность ударов в воде.

Веками у представителей различных цивилизаций вода служила для занятий спортом и для активного отдыха. Хорошо известно, что древние греки и римляне использовали воду в разных целях, включая и снятие усталости, и улучшение общего самочувствия.

В современном обществе уже многие годы вода используется при физиотерапии различных заболеваний. Спортсмены решили использовать практику древних и перенесли выполнение аэробных упражнений в бассейне. Так появилась аквааэробика, которая тут же завоевала популярность не только у профессионалов, но и у людей, далеких от спорта, ведь основной задачей аквааэробики является достижение оздоровительного эффекта у занимающихся.

Проблемами оздоровительного плавания, разработкой новых технологий занятий оздоровительной направленности в воде  у нас  начали заниматься с 1990 года, под руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры плавания университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, президента "Ассоциации оздоровительного плавания Санкт-Петербурга" Тамары Геннадьевны Меньшуткиной.

Большой вклад в развитие аквафитнеса в Санкт-Петербурге внесли выпускники университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

Интерес к аквааэробике возрастает с каждым днем, так как она подходит практически всем. Здесь нет каких-либо ограничений или противопоказаний. Аквааэробикой могут заниматься и взрослые, и дети. Аквааэробика — отличный «выход из положения» в тех случаях, когда обычная физическая нагрузка не рекомендована. Ведь при занятиях на земле на скелет, мышцы, сердечно-сосудистую, респираторную и другие системы жизнедеятельности огромное воздействие оказывают силы гравитации. При занятиях в воде воздействие гравитационного притяжения на тело ослаблено. К тому же вода обладает уникальными свойствами, которые воздействуют на тело только ей присущим образом, даруя совершенно новые ощущения. Чем глубже погружается тело, тем заметнее воздействие воды и тем слабее воздействие гравитационного притяжения.

Известно, что закон выталкивающих сил был открыт древнегреческим ученым Архимедом. Этот закон гласит, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу объема жидкости вытесненным телом. Выталкивание порождает замечательное чувство невесомости и плавучести, которые испытывают большинство людей при погружении в воду. При погружении в воду до уровня пояса гравитационное притяжение сокращается на 50%. При погружении до уровня груди гравитационное притяжение ослабевает еще больше, сокращаясь приблизительно на 80%. Итак, воздействие силы притяжения на тело заметно ослабевает, и происходит куда большее воздействие силы выталкивания.

Ослабевание гравитационного притяжения и возросшая плавучесть (как результат воздействия выталкивающей силы):

•        служат опорой телу;

•        сокращают вес, который несут на себе суставы при передвижении человека по земле;

•        позволяют снять с суставов ту нагрузку, которая ложится на них во время занятий на суше.

Из-за того что гравитационное притяжение ослабевает при погружении в воду, воздействие ударных сил становится не столь опасным. А значит, негативное воздействие, которому подвергаются суставы, во время занятий на суше, в воде заметно смягчается. Поэтому упражнения можно выполнять продолжительное время и более часто без возрастания риска получения травмы (разумеется при условии, что упражнения выполняются на соответствующей глубине и при определенной подготовке). Уникальная опора скелету в виде выталкивающей силы воды ослабляет травматическое воздействие, оказываемое на тело при выполнении физического упражнения.

Выталкивающая сила позволяет также естественным образом держаться руками и ногами на поверхности воды. Это избавляет от лишних усилий, затрачиваемых на то, чтобы удержаться в определенной позе во время упражнений. К примеру, если стоять с разведенными в сторону руками, то потребуется статическое сокращение дельтовидной мышцы и плечевых мышц, чтобы удерживать это положение. Такое мышечное усилие необходимо для преодоления силы гравитации, которая тянет тело вниз. Однако когда руки погружены в воду, их вес принимает на себя выталкивающая сила воды, которая поднимает тело на поверхность. Следовательно, означенным мышцам не придется выполнять столь огромную работу, и вообще какую бы то ни было работу, чтобы удерживать это положение. В результате рука с большей легкостью может выполнять другие действия.

Таким образом, при эффективном использовании сила выталкивания:

•        может оказывать содействие в выполнении определен¬ных упражнений;

•        помогает добиться большей подвижности суставов и увеличить их гибкость;

•        помогает увеличить мышечную силу и выносливость, повышает общий мышечный тонус.

Это особенно важно для тех, чья мышечная сила ограниченна, кто нуждается в дополнительной опоре при выполнении подобных упражнений. В первую очередь это относится к детям: сила выталкивания обеспечивает им такую опору, позволяющую использовать двигательные возможности суставов в большей мере.

Дополнительное сопротивление в воде создает специальное снаряжение, используемое на занятиях по аквааэробике. Прежде всего, это специальный спасательный пояс, который  помогает удерживать тело на плаву. Также  для детей подходят различные гантели, гибкие палочки «нудлы» и др. Использование такого специального инвентаря особенно эффективно для занятий с детскими группами, где преследуется цель общего оздоровления и укрепления организма.

 С детьми рекомендуются занятия в «мелкой» воде.

Занятия по аквааэробике имеют определенную структуру:

•        1 часть—разминка.

•        2 часть — основной комплекс.

•        3 часть — заминка и стрейч (восстановление дыхания, легкая растяжка).

Данной структуры при составлении комплексов упражнений придерживается значительное число специалистов (О.Б. Галеева, Т.А. Кохан, М.Г. Шибалкина и др.).

Однако, с другой стороны, как показывает опыт, аквааэробику с детьми можно включать как часть занятия по обучению плаванию: занятия интенсивнее влияют на развитие их физических качеств (ловкости, устойчивости, быстроты, силы, выносливости, гибкости, координации).

Общеизвестно, что развитие мышечной силы и выносливости необходимо для укрепления детских костей и суставов. Зная, что вода оказывает сопротивление приблизительно в 12 раз больше, чем воздух, вполне естественным является тот развивающий эффект, что большинство водных упражнений развивают у детей мышечную выносливость, а ритмические упражнения, требующие поднятия собственного веса, разви¬ают тем самым и мышечную силу.

Важно помнить, что, работая с весом собственного тела, дети перемещают центр тяжести, передвигаются с различной скоростью и в различных направлениях, выполняют координированные движения, т.е. улучшают двигательные навыки. Для этого необходимо научиться управлять водой.

Это означает, что тренировку определенных качеств (например, координацию движений) необходимо проводить последовательно, с учетом развития двигательных навыков, в частности:

•        разбивать упражнения на более мелкие движения и выполнять их по отдельности в медленном темпе;

•        постепенно присоединять одно движение к другому, ориентируясь на уровень развития детей и др.

•        упражнения используются в порядке постепенного увеличения нагрузки.

•        в процессе закрепления умений и навыков предполагается варьирование сроков при выполнении той или иной задачи.

•        при повторении упражнений, чтобы не было утомительного однообразия, используются задания одного типа, но разного содержания.

•        упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков.

•        разрабатывая методику проведения занятий, необходимо включать разнообразные приемы обучения двигательным действиям, способствующие развитию двигательных и познавательных способностей:

показ движений на кукле,

словесная инструкция и различные варианты проговаривания,

выбор разнообразного инвентаря,

применение музыкального сопровождения активизирующего и успокаивающего вариантов на занятиях.

                В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с учетом состояния его здоровья, развития, интересов; дифференцировать знания. Физические нагрузки, а также приемы педагогического воздействия, т.е.  физические нагрузки давать адекватно возрасту, полу ребенка, уровню физического развития и состояния здоровья, постепенно усложняя физические нагрузки, сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами.

Поэтому, аквааэробика как инновационная форма работы является видом оздоровительной физической культуры человека, в частности ребенка, где по полной программе используются все возможности и преимущества водной стихии. И способность аквааэробики  включать в себя не только аэробные занятия, например, ходьбу и бег, но и спортивные единоборства, танцы, прыжки, противоостеохондрозную гимнастику, упражнения на растягивания и прочие упражнения, которые направлены на совершенствование координации движений, укрепление осанки, создает хороший фон для развития ловкости и будет способствовать закреплению элементарных двигательных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с детьми подготовительной группы о бережном отношении к пище по теме: "Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами художественного творчества".

Наш детский сад с 2011 года работает по экологическому проекту "Мусор", основные темы, это "Твердые бытовые отходы", "Пищевые отходы", их утилизация и переработка, моя статья одна из серии бесед, и ме...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы о Гжельской росписи по теме:"Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами ознакомления с народно-прикладным искусством Гжели"

Наш детский сад с 2011 года работает по проекту "Мусор" в рамках Международной экологической программы ЭКО -школа "Зеленый флаг". Основные темы: "ТБО" (твердые бытовые отходы), и "Пищевые отходы", их ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Друзья птиц" - "Формирование у детей подготовительной группы экологически правильного отношения к птицам средствами художественно-творческой деятельности"

Чтобы понимать, что такое природа, нас окружающая, ребенок обязательно должен научиться видеть ее красоту, понимать ее значение для человека, научиться действенно помогать природе....

Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)

Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)...

Формы физкультурно-оздоровительной работы и методика проведения их с учащимися

Комплексы упражнений до учебных занятий, физкультурные минуты и паузы на уроках, подвижные перемены....

Консультация для педагогов «Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФОП дошкольного образования»

Здоровье – это не  только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.  Одна из основных задач в дошкольном учрежден...