Программа внеурочной деятельности «Русская лапта» физкультурно-спортивное направление
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Настоящая программа «Русская лапта» разработана в условиях реализации ФГОС
второго поколения. В основу разработки программы положены основные нормативные
документы:
Нормативные документы и сопроводительные материалы.
В условиях введения и реализации содержание внеурочной деятельности
определяют следующие документы:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении
федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно - эпидемиологические требования к
учреждениям дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О
направлении программы развития воспитательной компоненты в
общеобразовательных учреждениях»;
- Письмо Минобрнауки России от 12 июля 2013 года № 09-879 «О
направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по
реализации Программы развития воспитательной компоненты в
общеобразовательной школе».
- Приказ Департамента образования, молодёжной политики и спорта № 503
от 7 апреля 2013 г «О поэтапном введении ФГОС ООО»;
2.Педагогические принципы и идеи.
Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и
идеи:
-гуманизация образования;
- личностно-ориентированный подход;
- научность;
- интеграция;
- осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию
личности ребёнка;
- соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.
Методы и формы работы:
- эвристический;
- исследовательский;
- поощрения;
- интеграции;
- игровой;
- беседы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
Комитет по социальной политике и культуры департамент образования города Иркутска
МБОУ г. Иркутска СОШ №32
РАССМОТРЕНО на методическом заседании учителей физической культуры и ОБЖ ____________________ Протокол №1 от «28» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ________________________ Воробьёва М.М. от «30» августа 2023г г. | УТВЕРЖДЕНО И.о директора ________________________ Сизых Л.Б. Приказ 451/1 от «30» августа 2023г г. |
Программа внеурочной деятельности
«Русская лапта»
физкультурно-спортивное направление
(для учащихся 5-7 классов)
Выполнила: Бекина Любовь Викторовна
учитель физической культуры
ИРКУТСК – 2023г.
1. Пояснительная записка.
Настоящая программа «Русская лапта» разработана в условиях реализации ФГОС
второго поколения. В основу разработки программы положены основные нормативные
документы:
Нормативные документы и сопроводительные материалы.
В условиях введения и реализации содержание внеурочной деятельности
определяют следующие документы:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от № 03-255 «О введении
федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
- СанПиН «Санитарно - эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- СанПиН «Санитарно - эпидемиологические требования к
учреждениям дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О
направлении программы развития воспитательной компоненты в
общеобразовательных учреждениях»;
- Письмо Минобрнауки России от 12 июля 2013 года № 09-879 «О
направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по
реализации Программы развития воспитательной компоненты в
общеобразовательной школе».
- Приказ Департамента образования, молодёжной политики и спорта № 503
от 7 апреля 2013 г «О поэтапном введении ФГОС ООО»;
#1055;едагогические принципы и идеи.
Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и
идеи:
-гуманизация образования;
- личностно-ориентированный подход;
- научность;
- интеграция;
- осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию
личности ребёнка;
- соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.
Методы и формы работы:
- эвристический;
- исследовательский;
- поощрения;
- интеграции;
- игровой;
- беседы
3. Цели и задачи программы.
Целью программы является формирование физической культуры личности
воспитанников, с учётом возрастных особенностей и оздоровление учащихся
посредством игры «Лапта» Содержание занятий позволяют решать задачи
физического воспитания:
Образовательные:
- приобретение физкультурных знаний, необходимых для организованных и
самостоятельных занятий при игре в «Лапту», освоение правил, знаний, умений и
навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных
игр;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;
- взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
Воспитательные:
- содействие становлению и развитию потребности в отношении к собственному
здоровью и здоровью окружающих как к ценности; положительных черт характера, таких как дисциплинированное поведение, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении цели;
- воспитание координационных способностей; становление основ гражданской
идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Оздоровительные:
- содействие укреплению здоровья учащихся, формирование и поддержание
правильной осанки, профилактика плоскостопия;
- профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами «Русской лапты»;
- повышение умственной работоспособности;
- освоение навыков формирования здорового образа жизни средствами народных игр;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Русская лапта» целям и задачам основной
образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению
пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
4. Отличительные особенности программы.
Занятия проводятся в спортивном зале и на игровой площадке образовательного
учреждения. Организация образовательного процесса предполагает использование
форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям школьни
"Русская лапта" - игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам
состоит из 10 игроков. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью
которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных
актов. Общим признаком, находящим свое выражение в любой
спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной
борьбы. Лапта в этом отношении не составляет исключения. Вместе с тем она имеет
свои особенности. В "Русской лапте", в отличие от других командных игр, не нужно
забивать голы, забрасывать мячи в корзину, здесь результат определяется количеством
удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки. Каждая
команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении
позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки за
пойманные с лёта мячи.
В связи с тем, что двигательная активность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, в "Русской лапте" спортсменов различают по амплуа. В нападении это первый бьющий, второй бьющий, третий бьющий, четвертый бьющий, пятый бьющий и шестой бьющий; в защите - подающий, правый ближний, левый ближний, центральный, правый дальний и левый дальний защитники.
Игра воспитывает у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки.
Оценивая все "за" и не имея ничего против, можно сделать вывод, что "Русская лапта"
является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и
социальной адаптации учащихся.
5. Прогнозируемые результаты
Программа по внеурочной деятельности «Русская лапта» способствует
формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
учебных действий, мета предметных и предметных результатов.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в
достижении поставленных целей;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
• соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей
и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и
групповых заданий;
• оценивать правильность выполнения действия;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей
и других людей;
• проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении
комплексов упражнений, игровых ситуаций;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микро группам, парам;
• контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении
диагностики;
• задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого
характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в
сотрудничестве с партнёром.
Мета предметные результаты:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах
физкультурной деятельности;
• приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и
культуре русского народа;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• умение осуществлять информационную, познавательную деятельность с
использованием различных средств связи и коммуникации.
Предметные результаты:
• формирование представления о роли физической культуры для укрепления
здоровья (физического, социального и психического), о позитивном влиянии
физической культуры на человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах
успешной учёбы и социализации;
• обучение разнообразным правилам русских народных игр и других физических
упражнений игровой направленности;
• привитие необходимых теоретических знаний в области физической культуры, спорта, гигиены.
• овладение умениями организовывать здоровье формирующую и
здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (быстроты, координации, гибкости);
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их
исправления;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований по аэробике;
• планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации
отдыха, досуга с использованием игры «Лапта»;
6. Методическое обеспечение программы.
Для реализации данной программы используются формы и методы обучения, адекватные возрастным возможностям школьника:
Методы | Формы | |
Методы формирования сознания. | - Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность | |
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. | - Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных | |
Методы стимулирования поведения и деятельности. | - Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения. | |
Метод проектов. | - Исследовательские проекты (организация опроса среди - Творческие проекты - санитарные бюллетени о здоровом образе |
Осуществление контроля за реализацией программы включает в себя:
• соревнования;
• заполнение в портфолио тестирования показателей физического здоровья и
физической подготовленности.
№ п/п | Содержание занятий | Количество часов |
I. | Теоретические сведения | 3 |
II. | Практические занятия | 31 |
Общая и специальная подготовка | 8 | |
Основы техники и тактики игры | 8 | |
Учебные и соревновательные игры | 16 | |
Всего часов: | 34 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
I. Теоретический материал.
• Краткий обзор появления и развития русской лапты. Правила безопасности. Гигиена
мест занятий. Причины травм и их профилактика на занятиях. Правила игры.
Особенности выполнения физических упражнений, их последовательность, периоды
отдыха, интенсивность, значение многократного повторения каждого
упражнения. Организация и проведение соревнований. Ознакомление с требованиями
к организации и проведению соревнований по лапте. Круговая и олимпийская системы
проведения соревнований. Требования, предъявляемые к участникам. Организация
соревнований в классе. Оборудование и инвентарь. Судейство соревнований.
Оформление документации.
II. Практические занятия.
#1054;бщая и специальная физическая подготовка.
Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а
также специальной выносливости.
Имитация перемещений в трёхметровом квадрате по схеме “восьмерка” (2 мин), имитация ударов справа и слева с отягощением (утяжеленной ракеткой) на количество
повторений за 2 мин.
Имитация перемещений в 3-метровой зоне (на количество повторений за 2 мин).
Имитация сочетаний ударов слева и справа на количество повторений за 2 мин.
Прыжки боком с двух ног через гимнастическую скамейку (на количество повторений
за 1 мин.). Эстафетный бег с ведением мяча ударами битой вверх. Упражнения для
развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной
выносливости. Эстафетный бег с ведением мяча ударами битой вверх. Упражнения для
развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной
выносливости: имитация ударов слева и справа на количество повторений за 1 мин., имитация сочетаний ударов справа и слева (на количество повторений за 1мин.).
Специальная подготовка.
Специальные упражнения: имитационные передвижения, прыжки, шаги, выпады по
сигналу, приседания на одной двух ногах по сигналу, упражнения с битой, имитационные удары битой слева и справа.
Специальная гимнастика для пальцев: сжимание разжимание пальцев, охватывающих
ручку биты для приобретения привычки расслаблять руку и контролировать
правильность хвата.
Основы техники и тактики игры.
Работа с теннисным мячом индивидуально, в парах, в тройках, в четверках. Удары по
мячу сверху и снизу, подача и слабый удар с набрасывания. Учебные игры по русской
лапте. Удары снизу и сверху по летящему мячу. Удары снизу и сверху в зоны 2 и 3, 4 и
5. Передача и ловля мяча в парах, тройках, четверках. Ловля мяча с подачи.
Тактика игры. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры
противника. Выбор позиции в поле. Учебные и соревновательные игры.
Удар мяча на дальность. Удар битой справа и слева. Удар битой сверху и снизу.
Выполнение ударов по различным квадратам. Совершенствование передачи и ловли
мяча. Тактика игры. Двусторонняя игра.
Совершенствование технических и тактических приемов. Удары: снизу и сверху за
контрольную линию. Упражнения для совершенствования тактики игры в защите.
Удары сверху, снизу на точность. Передача и ловля мяча с перемещением. Тренировка
тактических вариантов игры. Планирование тактических действий. Значение начальной
расстановки игроков. Согласованность действий в игре. Двусторонняя игра в лапту
№ | Тема занятия | Кол-во часов | ||
п/п | Теория | Практика | Дата | |
1. | Техника безопасности на занятиях. Приемы страховки | |||
2. | Требования к спортивной одежде и обуви. Стойка | |||
3. | Развитие игры «Русская лапта» в России. Разучивание | |||
4. | Российские соревнования по русской лапте. Передачи | |||
5. | Передачи и ловля мяча. Техника перемещений. | 1 | ||
6. | Закрепление передачи и ловли мяча. Круговая лапта. | 1 | ||
7. | Совершенствование передачи и ловли мяча. | 1 | ||
8. | Режим и питание спортсмена. Техника осаливания | |||
9. | Оказание первой помощи. Верхний прямой удар. | |||
10. | Совершенствование техники осаливания. Техника | 1 | ||
11. | Совершенствование перебежек в лапте. Передача и | 1 | ||
12. | Техника перемещений. Учебная игра. | 1 | ||
13. | Групповые действия в лапте. Техника ловли низко | 1 | ||
14. | Передача и ловля мяча в тройках. Техника | 1 | ||
15. | Передача и ловля мяча в двойках, тройках, четверках. | 1 | ||
16. | Передача и ловля мяча в движении. Техника | 1 | ||
17. | Удар сбоку. Метание в цель. Метание мяча на | 1 | ||
18. | Совершенствование техники осаливания и | 1 | ||
19. | Передача и ловля мяча в движении. Метание мяча на | 1 | ||
20. | Обучение финтам в лапте. Передача и ловля мяча в | 1 | ||
21. | Подача мяча. Круговая лапта. Учебная игра. | 1 | ||
22. | Закрепление техники подачи мяча в лапте. Развитие | 1 | ||
23. | Упражнения с набивными мячами на развитие силовых | 1 | ||
24. | Совершенствование техники осаливания и | 1 | ||
25. | Совершенствование техники осаливания и | 1 | ||
26. | Техника ловли низко летящего мяча. | 1 | ||
27. | Удар снизу. Индивидуальные действия в лапте. | 1 | ||
28. | Обучение групповым действиям в лапте Учебная игра. | 1 | ||
29. | Развитие двигательных качеств в ОФП. Учебная игра. | 1 | ||
30. | Передача и ловля мяча. Учебная игра. | 1 | ||
31. | Эстафеты на развитие двигательных качеств. Учебная | 1 | ||
32. | Командные действия в защите. Тактические действий в | 1 | ||
33. | Учебная игра. | 1 | ||
34. | Учебная игра. | 1 | ||
ИТОГО | 3 | 31 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Игра в лапту не требует сложного инвентаря и оборудования. Для нее достаточно иметь
один мяч и лапту (биту). Однако для обучения в условиях школы и проведения
соревнований в зале или на улице необходимы:
> набор мячей для каждого занимающегося или для пары;
> лапта (бита) для каждого занимающегося или для пары, соответствующая их
возрасту;
> веревки для разметки площадок;
> тара (приспособления) для переноски инвентаря;
> флажки для установки на площадке и для судей;
> накидки для отличия команд (1-2 комплекта по 7-8 штук);
> информационное табло;
> планшет для судьи-секретаря и карандаши.
Весь инвентарь для лапты можно изготовить своими силами, в том числе и мячи для
тренировок.
На занятиях используются мячи теннисные, резиновые, поролоновые, хоккейные
и мячи для метания (150-250 г.).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (СКУ) ПО РУССКОЙ
ЛАПТЕ
1. Удар - бег - падение (специальная быстрота и ловкость). Комплексное упражнение
выполняется на время каждым игроком индивидуально. Проводится на волейбольной
площадке или аналогичной ей по размерам (т. е. от линии города до линии кона 18м).
Инвентарь: мяч, лапта (бита) для спортивного зала; 2 стойки (стула, табурета);
секундомер.
Правила выполнения. Сдающий с мячом и битой встаёт в зоне бьющего. Выполнив
удар и оставив биту в городе, он бежит до средней линии, ложится на грудь, встаёт и
продолжает бег до линии кона, пробегая при этом между стойками. Расстояние между
стойками 2м (расположение показано на рисунке). Коснувшись пола за линией кона
двумя ногами, он начинает бег в обратном направлении, проделывая всё в обратном
порядке, и финиширует, пробегая линию города. Секундомер включается в момент
удара битой по мячу (или предполагаемого удара) и выключается в момент
пересечения игроком линии города. Примечание: игрок начинает бег при любом ударе,
в том числе в случае промаха по мячу. Но если мяч не попал в площадку за штрафной
линией или в лицевую стену - оценка снижается на один бал (т. е когда в игре бежать
нельзя).Оценка снижается на один бал и в том случае, если сдающий не коснётся
грудью пола (за каждый раз); не наступит двумя ногами за линией кона; коснётся стоек.
Оценка снижается, если сдающий во время удара наступит (заступит) на (за) линию
города; если оставит биту в поле, а не в городе (т. е когда в игре команды меняются
местами).
Таблица оценки результатов
Мальчики | Девочки | ||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 |
#1055;ередачи. Выполняется в паре на время. Проводится на любом свободном месте.
Инвентарь: теннисный мяч и секундомер.
Правила выполнения. Сдающие располагаются за контрольными линиями друг против
друга. Мяч в руках у стоящего ближе к секундометристу. По команде, марш!” начинают выполнять передачи. Учитывается каждая передача в любом направлении.
По окончании времени, последняя передача засчитывается, если мяч был в воздухе.
Примечание: если мяч потерян (упал), игрок поднимает его и бросает с того же места, после чего сам возвращается на исходную позицию. Время при этом не
останавливается.
Оценка снижается на один бал, если: после потери мяча сдающий подбирает его и
бежит с мячом в руках на и. п.; сдающий заступает за контрольную линию. Оценка
снижается только игроку, нарушающему правила выполнения упражнения, а не паре.
Таблица оценки результатов
Расстояние - 6 метров, время - 20 секунд
Мальчики | Девочки | ||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 |
8 | 13 | 16 | 7 | 11 | 14 |
3. Удар на точность (владение битой). Существуют два варианта: первый - в
спортивном зале, второй - на улице. Для присвоения разряда упражнение может быть
выполнено по одному из вариантов. Инвентарь: 6 мячей, 1 бита. Перед проведением
проводится разметка зон.
Правила выполнения. Сдающий встаёт в зоне бьющего с мячом и битой в руках.
Остальные мячи лежат рядом. Перед каждым ударом называется зона, в которую он
должен попасть. Зоны называют произвольно. Выполнив 6 ударов, подсчитывают
количество попаданий.
Примечание: попадание не засчитывается, если во время удара сдающий наступил на
линию города или площадку.
Промах по мячу входит в количество ударов.
Литература
1. Берн, Э.Игры, в которые играют люди. - М.: Прогресс, 1988. - С. 172.
2. Букатов, В.М., Ершова, А.П.Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2000. - 222 с.
#1060;ришман, И.И. Выигрывает тот, кто играет! - Н. Новгород: Педагогические
технологии, 2001. - 106 с.
11. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская лапта» (спортивно-оздоровительное направление)
Русская лапта – такая игра, которая может удовлетворить большинство требований к воспитывающей игре. Как командная игра, она требует проявления товарищества, солидарности и ответственности друг за дру...

рабочая программа внеурочной деятельности "русская лапта"
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабочен...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русская лапта"
Приводится программа внеурочной деятельности для 5-11 классов "Русская лапта"...

Программа по Внеурочной деятельности «Упругий мяч» физкультурно-спортивного направления по мини – футболу
Программа по Внеурочной деятельности «Упругий мяч» физкультурно-спортивного направления по мини – футболу...

Программа внеурочной деятельности начального общего образования художественной направленности «Мастерица» 1-2 классы.
Программа "Мастерица" разработана для занятий с учащимися 1-2 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художе...

Программа внеурочной деятельности основного общего образования художественной направленности «Мастерица» 3-4 класс
Настоящая программа имеет художественную направленность. Содержание данной программы подобрано в соответствии со спецификой ОУ, учетом локальных актов, нормативных документов, требований СанПин. Срок ...

Рабочая программа, внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлению на 2015-2016учебный год
Рабочая программа,внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлениюна 2015-2016учебный год...