Игра как метод формирования жизненно-значимых компетенций на уроках адаптивной физкультуры
методическая разработка по физкультуре

Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использовании своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учится понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.

Одной из волнующих проблем учителя адаптивной физкультуры является организация обучения детей с выраженными проблемами в развитии таким образом, чтобы им было интересно, и при этом они активно работали.

А чтобы процесс обучения был доступным, увлекательным и творческим, необходимо использовать игровые технологии.

Известный психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал, что ни один другой вид деятельности не образует вокруг себя такого мощного "педагогического поля". Увлечённые игрой, дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания и умения. Развивающие игры способны сделать урок более содержательным и интересным.

 Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной умственной отсталостью.

Категория детей с выраженными интеллектуальными нарушениями представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.

Общими чертами для всех детей помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта является также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.

Грубое недоразвитие двигательной сферы детей с умеренной умственной отсталостью выражается в нарушениях и слабости статистических функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать. Опыт показывает, что при правильной дозировке и умелой методике прыжки в объёме данной программы не вызывают отрицательных реакций. Их надо совмещать с умеренной ходьбой и заканчивать успокаивающими,  расслабляющими и дыхательными упражнениями. В программе по адаптивной физкультуре ограничены упражнения на скорость, силу, выносливость, а также, уменьшены дистанции в ходьбе и беге.

Дети с умеренной умственной отсталостью  часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо их роняют, либо слишком сжимают, дергают.

Внимание детей данной категории всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются.

Им свойственна слабая активность внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели.

Самооценка и уровень притязаний детей с выраженными интеллектуальными нарушениями часто бывают не вполне адекватными.

Всем детям свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости.

Учет психолого-педагогических особенностей детей с умеренной   умственной отсталостью на уроках адаптивной физкультуры:

1. Физическое развитие. Соответствие физического развития возрастной норме. Наличие и характер отклонений в развитии.

2. Двигательная сфера. Состояние крупной моторики (осанка, походка, способность к передвижению, координированность, темп, быстрота и ловкость движений); состояние мелкой моторики (захват предметов, мышечные усилия, соразмеренность моторных движений).

3. Бытовые навыки. Овладение навыками самообслуживания (гигиенические навыки, одевание,).

4. Социальный опыт. Сведения о себе (собственном теле). Ориентировка в окружении, пространстве, времени, узнавание людей из ближайшего окружения, умение включаться в ситуацию (автономность, зависимость). Владение правилами поведения в быту.

5. Способность к общению.Контакт  с  взрослыми, сверстниками, способность к взаимодействию, характер взаимодействия (речевой невербальный с помощью жестов, мимики, пантомимики, наглядных средств).

6. Способность к деятельности. Принятие инструкции к заданию. Манипуляции, предметные действия, орудийные действия. Способность к самостоятельной деятельности (целенаправленность, последовательность и логичность действий, продолжительность). Самоконтроль, завершенность процесса деятельности.

7. Сформированность высших психических функций, обеспечивающих познавательную деятельность. Состояние восприятия, памяти, мышления, речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_metod_2.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Ярославской области

«Ярославская школа-интернат № 9»

Методическая тема: «Игра как метод формирования жизненно-значимых компетенций на уроках адаптивной физкультуры»

Составитель:

Соболева Ольга Игоревна

учитель 1 квалификационной категории

Ярославль,2024 год

1. Введение.

Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использовании своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учится понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.

Одной из волнующих проблем учителя адаптивной физкультуры является организация обучения детей с выраженными проблемами в развитии таким образом, чтобы им было интересно, и при этом они активно работали.

А чтобы процесс обучения был доступным, увлекательным и творческим, необходимо использовать игровые технологии.

Известный психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал, что ни один другой вид деятельности не образует вокруг себя такого мощного "педагогического поля". Увлечённые игрой, дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания и умения. Развивающие игры способны сделать урок более содержательным и интересным.

Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной умственной отсталостью.

Категория детей с выраженными интеллектуальными нарушениями представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.

Общими чертами для всех детей помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта является также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.

Грубое недоразвитие двигательной сферы детей с умеренной умственной отсталостью выражается в нарушениях и слабости статистических функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать. Опыт показывает, что при правильной дозировке и умелой методике прыжки в объёме данной программы не вызывают отрицательных реакций. Их надо совмещать с умеренной ходьбой и заканчивать успокаивающими, расслабляющими и дыхательными упражнениями. В программе по адаптивной физкультуре ограничены упражнения на скорость, силу, выносливость, а также, уменьшены дистанции в ходьбе и беге.

Дети с умеренной умственной отсталостью часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо их роняют, либо слишком сжимают, дергают.

Внимание детей данной категории всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются.

Им свойственна слабая активность внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели.

Самооценка и уровень притязаний детей с выраженными интеллектуальными нарушениями часто бывают не вполне адекватными.

Всем детям свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости.

Учет психолого-педагогических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью на уроках адаптивной физкультуры:

1. Физическое развитие. Соответствие физического развития возрастной норме. Наличие и характер отклонений в развитии.

2. Двигательная сфера. Состояние крупной моторики (осанка, походка, способность к передвижению, координированность, темп, быстрота и ловкость движений); состояние мелкой моторики (захват предметов, мышечные усилия, соразмеренность моторных движений).

3. Бытовые навыки. Овладение навыками самообслуживания (гигиенические навыки, одевание,).

4. Социальный опыт. Сведения о себе (собственном теле). Ориентировка в окружении, пространстве, времени, узнавание людей из ближайшего окружения, умение включаться в ситуацию (автономность, зависимость). Владение правилами поведения в быту.

5. Способность к общению. Контакт с взрослыми, сверстниками, способность к взаимодействию, характер взаимодействия (речевой невербальный с помощью жестов, мимики, пантомимики, наглядных средств).

6. Способность к деятельности. Принятие инструкции к заданию. Манипуляции, предметные действия, орудийные действия. Способность к самостоятельной деятельности (целенаправленность, последовательность и логичность действий, продолжительность). Самоконтроль, завершенность процесса деятельности.

7. Сформированность высших психических функций, обеспечивающих познавательную деятельность. Состояние восприятия, памяти, мышления, речи.

Игровая технология.

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.

По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

На основе педагогической игры разработаны педагогические технологии игры. Они так и называются – игровые технологии.

Понятие «игровые технологии» включает обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Конкретные цели игровой технологии:

1. Помочь ребенку словесно выразить свои чувства и эмоции;

2. Помочь ребенку выразить неосознаваемые конфликты и уменьшить эмоциональное напряжение;

3. Расширить круг интересов ребенка.

4. Эффективность применения игровой технологии в обучении детей с умственной отсталостью.

«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка... Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).

Игра выполняет ряд функций:

  • функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития,
  • функция коммуникации: освоение диалектики общения; самореализация в игре,
  • диагностическая функция: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игр,
  • терапевтическая функция: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности,
  • развлекающая функция, функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

При реализации функции социализации и коммуникации игра является сильнейшим средством включения ребёнка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры, позволяет обучающемуся войти в контекст сложных человеческих коммуникаций.

Игровые технологии обладают средствами, способствующие активной деятельности учащихся, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Каждый вид игры выполняет специфические функции. Можно использовать всевозможные игры в зависимости от темы и цели занятия, и исходя из конкретных задач коррекции данного ребенка. Участие детей в игровой деятельности помогает им погрузиться в мир собственных переживаний, учит выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Дети, примеряя на себя различные образы, обретают индивидуальность и учатся понимать переживания других людей.

У детей с умеренной умственной отсталостью игровые действия без специального обучения не возникают. Действуя со спортивным инвентарём, ребёнок совершает простейшие однообразные манипуляции, которые не имеют игрового содержания.

Для того чтобы организовать игру, стать активным участником игровых действий и отношений, ребёнку необходимо овладеть разнообразными знаниями и практическими умениями, научиться выполнять определённые действия и правила, подчинять свои желания и интересы требованиям роли.

Важным элементом, без которого невозможно проведение игры, является игровое действие. А так как дети с умеренной умственной отсталостью самостоятельно им не овладевают, используются такие приёмы, как совместные действия ребёнка и взрослого, выполнение действий по подражанию, по демонстрации образца действий, словесной инструкции.

Большое значение в процессе обучения имеет создание высокого эмоционального фона, исключение упрёков и нравоучения в адрес ребёнка для того, чтобы обучающийся мог чувствовать себя уверенно и комфортно.

Ожидаемым результатом обучения являются адекватное поведение и эмоциональные реакции в соответствии с сюжетом игры. Формируя у детей адекватное поведение, активизируя деятельность посредством игры, не нужно забывать и о соблюдении принципов организации игры. Это, в первую очередь: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру. А также использование следующих принципов: принцип развития игровой динамики; принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей); принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. И, что особенно важно, переносить основной смысл игровых действий в реальный жизненный опыт детей.

Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма.

Систематическое применение подвижных игр способствует освоению учащимися «школы движений», включающих весь комплекс жизненно важных навыков.

С помощью подвижных игр осуществляется развитие физических качеств. Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы.

Чередование моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями с небольшим напряжениям позволяет играющим выполнять большой объем работы. Попеременный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма и поэтому оказывает благоприятное влияние на совершенствование деятельности систем кровообращения и дыхания.

Использование игр во время занятий с данной категорией детей обусловлено и тем, что это позволяет индивидуализировать процесс обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта, то есть дает возможность подбирать задания с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка, обогащать их жизненный опыт, способствовать формированию практических умений, которые необходимы в жизненных ситуациях. Благодаря использованию различных игр во время занятий с детьми с выраженным недоразвитием интеллекта, как показывает практика, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

В процессе игровой деятельности формируются жизненно - значимые компетенции.

По результатам обучения в 2022 -2023 учебном году у детей с умеренной умственной отсталостью сформированы жизненно – значимые компетенции.

Результат

Задачи

4б класс:

- узнают инвентарь для игр и оценивают возможность игры на досуге,

- соблюдают дисциплину в процессе игровой деятельности,

- выполняют простые инструкции педагога, направленные на осуществление физического действия («передай мяч», «брось мяч с отскоком» и др.).

5б класс:

- проявлять интерес к игровой деятельности,

- соблюдать дисциплину в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности,

- выполнять инструкции педагога, направленные коррекцию внимания, координацию движений, развитие двигательных качеств.

6б класс:

- выполняют многозвеньевые инструкции педагога, направленные на осуществление физического действия,

- проявляют интерес к процессу активной деятельности,

- доброжелательно относятся к окружающим в процессе игр.

7б класс:

- выполнять многозвеньевые инструкции педагога, направленные на осуществление физического действия,

- проявлять интерес к процессу физкультурно-оздоровительной деятельности,

- доброжелательно относиться к окружающим в игровой деятельности и избегать конфликтов

6в класс:

- соблюдают дисциплину в процессе игровой деятельности,

- проявляют настойчивость, выполняя упражнения по инструкции,

- выполняют простые инструкции педагога, направленные на осуществление физического действия («передай мяч», «брось мяч с отскоком» и др.).

7в класс:

- соблюдать дисциплину в процессе игровой деятельности,

- проявлять настойчивость, выполняя упражнения по инструкции,

- выполнять простые инструкции педагога, направленные на коррекцию и развитие двигательных качеств.

7б класс:

- выполняют многозвеньевые инструкции педагога, направленные на осуществление физического действия,

- проявляют интерес к процессу активной деятельности,

- проявляют чувство радости в процессе подвижных игр,

- проявляют бесконфликтное

8б класс:

- выполнять инструкции педагога, направленные на осуществление физического действия,

- проявлять интерес к процессу активной деятельности,

- проявлять бесконфликтное поведение в процессе игр

-сохранять осанку и применять дыхательные упражнения.

7в класс:

- умеют выполнять двигательные действия,

- могут занять себя игрой на досуге,

- поиграть на досуге,

- выполняют простые инструкции педагога, направленные на осуществление физического действия («передай мяч», «брось мяч с отскоком» и др.),

- проявляют положительное отношение к окружающим в процессе игр.

8в класс:

- уметь выполнять двигательные действия,

- выполнять инструкции педагога, направленные на осуществление физического действия,

- проявлять положительное отношение к окружающим в процессе игр.

Таким образом, с помощью игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка, постепенно формируются жизненно-значимые компетенции.

Таким образом, с помощью игр обеспечивается физическое развитие ребенка, постепенно формируются жизненно-значимые компетенции необходимые в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов проектной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии с целью формирования профессионально значимых компетенций на уроках литературы и русского языка

Методический доклад на тему "Использование методов проектной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии с целью формирования профессионально значимых компетенций на уроках лите...

"Методы и приему формирования информационно-коммуникативной компетенции на уроках".

1. Репродуктивно-поисковая работа с учебником1.1. Как работать с текстом учебника1.2. Составление вопросов к тексту1.3. Алгоритм составления рассказа по теме1.4. Как выделить из текста главное1.5. Алг...

Статья: Переутомление у учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида на уроке адаптивная физкультура

Статья на тему: Переутомление у учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида на уроке адаптивная физкультура...

Статья "Психотехнические игры и упражнения на уроках адаптивной физкультуры как средство активизации психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Научно-методическая статья " Психотехнические игры и упражнения на уроках адаптивной физкультуры как средство активизации психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (...

Экологическое образование учащихся ГБОУ школа 565 на уроках адаптивной физкультуры

Экологическое образование учащихся на уроках адаптивной физкультуры...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ 9е класс

Категория обучающихся : дети ОВЗ с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) с детским церебральным параличом, в ОГКОУШ№39.Тема урока: Выполнение движений руками Цель: увеличение общ...

Конспект урока адаптивной физкультуры для детей с ОВЗ "Игра в мяч"

В материале раскрываются комплексы ОРУ для детей с ОВЗ с использованием мячей...