Средства физической подготовки ватерполистов
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Е. И. Иванченко предлагает: «По степени соответствия режиму работы организма при выполнении соревновательного упражнения выделяют три группы средств:

  1. Специфические – различные формы (варианты) выполнения основного спортивного упражнения с задачей приспособления организма к режиму его работы в условиях соревнований;
  2. Специализированные – адекватные соревновательным условиям по наиболее существенным двигательным и функциональным параметрам режима работы организма, играющие основную роль в развитии процесса его морфофункционального совершенствования;
  3. Неспецифические – формально не соответствующие соревновательному упражнению по двигательной организации, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в требуемом направлении».

Их задача заключается в усилии тренирующего эффекта специализированных средств за счет дополнительного избирательного воздействия на те или иные физиологические системы и функции организма.

«Практически при подборе средств специальной физической подготовки принципом динамического соответствия, согласно которому они должны быть адекватны соревновательному упражнению по следующим критериям:

  • группам мышц, вовлекаемым в работу, амплитуде и направлению движения; акцентируемому участку амплитуды движения;
  • величине усилия и времени его развития;
  • скорости движения, режиму работы мышц» − считал                   А. П. Киселев.

По мнению В. В. Кузнецова: «При планировании средств силовой подготовки в различных тренировочных занятиях целесообразно учитывать два основных положения:

  1. Обеспечить методические условия, необходимые для успешного повышения соответствующего силового качества.
  2. Средства силовой подготовки не должны мешать решению других задач тренировочного занятия и обеспечивать успешную работу над совершенствованием других сторон подготовленности ватерполиста».

Ранее предполагалось, что имитация плавательных гребков руками не может повлиять на силу, скорость и временные характеристики одновременно. Однако установлено, что различные механические характеристики тренажеров, применяемые на суше, вызывают количественно различное временное распределение силы и скорости и механической мощности внутри цикла гребка рукой.

В этой связи обращается внимание на то, что знание физических свойств тренировочных устройств является основополагающие важным в отношении планирования и проведения тренировочного процесса силовой направленности.

Г. И. Ляшко пишет: «Однако из перспективных направлений развития силовых возможностей связывают с применением новых технических средств, специальных аппаратов для работы на суше и в воде. Для сближения силовых и плавательных движений в воде рекомендуется подбирать такие тренировочные упражнения, которые были бы сходны с плавательными и игровыми, но при соблюдении главного условия - преодоление повышенного сопротивления».

По словам И. П. Карташова: «Представленные данные только по одному спортивному способу игры свидетельствуют о необходимости тонкого, точного дифференцирования средств специальной силовой подготовки ватерполистов, особенно в локальной мышечной работе, учитывая характер изменения активности различных групп мышц и степень их участия в создании продвигающей, пропульсивной силы».

Исследованиями различных авторов выявлена большая значимость мощности гребковых движений для создания скорости плавания в игре по сравнению с другими показателями специальной силовой подготовленности ватерполистов. Тренировочные упражнения, направлены на развитие скоростно-силовых способностей отличаются от средств силовой подготовки, используемых для преимущественного развития именно силового компонента гребковых движений.

Б. В. Райский говорит: «Именно сопряженность развития силовых способностей и совершенствования техники игры является важным фактором, обуславливающим выбор эффективных средств силовой подготовки ватерполистов».

Специалисты считают наиболее приемлемой среднюю величину общего воздействия на организм тренировочных нагрузок силового характера, полагая, что основная тренировочная нагрузка должна выполняться в специфических условиях в игре. Хотя известно, что эффект тренировки, направленной на развитие силовых качеств, существен, в большей мере только при достижении значительного или локального утомления организма.

А. С. Зверев отмечает: «Общеразвивающие упражнения силовой направленности и штанга вошли в арсенал средств силовой подготовки на суше у ватерполистов - кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта [20]. И хотя значительное число тренеров высказались за использование штанги на различных этапах подготовки, это положение вызывает сомнение в его эффективности. «В первую очередь это связано с большими различиями в нервно-мышечной координации, проявляемой в игре и при выполнении упражнений со штангой. Во-вторых, применение этого типа упражнений на начальных этапах подготовки может привести к травматизму спортсменов, что убедительно показано в специальных исследованиях».

Средства силовой подготовки в воде разделились на две группы: первую группу составили средства, наиболее часто используемые тренерами на всех этапах многолетней тренировки, и вторую − менее используемые в силовой подготовке ватерполистов.

Роль силовой тренировки при подготовке спортсменов в водном поло. Ю. Б. Санду считает: «Сила как способность человека противодействовать сопротивлению и преодолевать его за счет мышечных напряжений может проявляться при статическом режиме работы мышц, когда они не изменяют своей длины, и при динамическом режиме, связанном либо с уменьшением длины (преодолевающий режим), либо с ее увеличением (уступающий режим)».

Скорость плавания в игре, прежде всего, зависят от мощности гребка. Основу же мощности составляет сила. На соревнованиях довольно часто можно наблюдать, как, начав игру с хорошей техникой, ватерполист постепенно укорачивает гребок или снижает темп, в результате чего снижается скорость . Т. С. Тимакова выделяет: «Если утомление групп мышц сочетается с относительно быстрым восстановлением по частоте пульса (хорошей функциональной подготовленностью), то причина этого заключается в недостаточной локальной силовой выносливости».

Важнейшие физические качества ватерполиста – скорость и выносливость – тесно связаны с развитием силы. Обычно выделяют три группы показателей силовой подготовленности спортсменов:

  • Максимальная сила
  • Скоростно-силовая выносливость
  • Силовая выносливость.

Максимальная сила спортсменов – ватерполистов не только взаимосвязана с максимальной скоростью плавания в игре, но и определяет способность к работе на выносливость.

«Чем больше запас сил, тем более в высоком темпе ватерполист может выполнять динамическую работу со стандартными отягощениями в диапазоне 50 до 90 % от максимального усилия. Величина максимальной силы зависит от веса, квалификации и пола ватерполиста, в меньшей степени – от дистанционной специализации»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mantak.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Средства физической подготовки ватерполистов

Е. И. Иванченко предлагает: «По степени соответствия режиму работы организма при выполнении соревновательного упражнения выделяют три группы средств:

  1. Специфические – различные формы (варианты) выполнения основного спортивного упражнения с задачей приспособления организма к режиму его работы в условиях соревнований;
  2. Специализированные – адекватные соревновательным условиям по наиболее существенным двигательным и функциональным параметрам режима работы организма, играющие основную роль в развитии процесса его морфофункционального совершенствования;
  3. Неспецифические – формально не соответствующие соревновательному упражнению по двигательной организации, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в требуемом направлении».

Их задача заключается в усилии тренирующего эффекта специализированных средств за счет дополнительного избирательного воздействия на те или иные физиологические системы и функции организма.

«Практически при подборе средств специальной физической подготовки принципом динамического соответствия, согласно которому они должны быть адекватны соревновательному упражнению по следующим критериям:

  • группам мышц, вовлекаемым в работу, амплитуде и направлению движения; акцентируемому участку амплитуды движения;
  • величине усилия и времени его развития;
  • скорости движения, режиму работы мышц» − считал А. П. Киселев.

По мнению В. В. Кузнецова: «При планировании средств силовой подготовки в различных тренировочных занятиях целесообразно учитывать два основных положения:

  1. Обеспечить методические условия, необходимые для успешного повышения соответствующего силового качества.
  2. Средства силовой подготовки не должны мешать решению других задач тренировочного занятия и обеспечивать успешную работу над совершенствованием других сторон подготовленности ватерполиста».

Ранее предполагалось, что имитация плавательных гребков руками не может повлиять на силу, скорость и временные характеристики одновременно. Однако установлено, что различные механические характеристики тренажеров, применяемые на суше, вызывают количественно различное временное распределение силы и скорости и механической мощности внутри цикла гребка рукой.

В этой связи обращается внимание на то, что знание физических свойств тренировочных устройств является основополагающие важным в отношении планирования и проведения тренировочного процесса силовой направленности.

Г. И. Ляшко пишет: «Однако из перспективных направлений развития силовых возможностей связывают с применением новых технических средств, специальных аппаратов для работы на суше и в воде. Для сближения силовых и плавательных движений в воде рекомендуется подбирать такие тренировочные упражнения, которые были бы сходны с плавательными и игровыми, но при соблюдении главного условия - преодоление повышенного сопротивления».

По словам И. П. Карташова: «Представленные данные только по одному спортивному способу игры свидетельствуют о необходимости тонкого, точного дифференцирования средств специальной силовой подготовки ватерполистов, особенно в локальной мышечной работе, учитывая характер изменения активности различных групп мышц и степень их участия в создании продвигающей, пропульсивной силы».

Исследованиями различных авторов выявлена большая значимость мощности гребковых движений для создания скорости плавания в игре по сравнению с другими показателями специальной силовой подготовленности ватерполистов. Тренировочные упражнения, направлены на развитие скоростно-силовых способностей отличаются от средств силовой подготовки, используемых для преимущественного развития именно силового компонента гребковых движений.

Б. В. Райский говорит: «Именно сопряженность развития силовых способностей и совершенствования техники игры является важным фактором, обуславливающим выбор эффективных средств силовой подготовки ватерполистов».

Специалисты считают наиболее приемлемой среднюю величину общего воздействия на организм тренировочных нагрузок силового характера, полагая, что основная тренировочная нагрузка должна выполняться в специфических условиях в игре. Хотя известно, что эффект тренировки, направленной на развитие силовых качеств, существен, в большей мере только при достижении значительного или локального утомления организма.

А. С. Зверев отмечает: «Общеразвивающие упражнения силовой направленности и штанга вошли в арсенал средств силовой подготовки на суше у ватерполистов - кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта [20]. И хотя значительное число тренеров высказались за использование штанги на различных этапах подготовки, это положение вызывает сомнение в его эффективности. «В первую очередь это связано с большими различиями в нервно-мышечной координации, проявляемой в игре и при выполнении упражнений со штангой. Во-вторых, применение этого типа упражнений на начальных этапах подготовки может привести к травматизму спортсменов, что убедительно показано в специальных исследованиях».

Средства силовой подготовки в воде разделились на две группы: первую группу составили средства, наиболее часто используемые тренерами на всех этапах многолетней тренировки, и вторую − менее используемые в силовой подготовке ватерполистов.

Роль силовой тренировки при подготовке спортсменов в водном поло. Ю. Б. Санду считает: «Сила как способность человека противодействовать сопротивлению и преодолевать его за счет мышечных напряжений может проявляться при статическом режиме работы мышц, когда они не изменяют своей длины, и при динамическом режиме, связанном либо с уменьшением длины (преодолевающий режим), либо с ее увеличением (уступающий режим)».

Скорость плавания в игре, прежде всего, зависят от мощности гребка. Основу же мощности составляет сила. На соревнованиях довольно часто можно наблюдать, как, начав игру с хорошей техникой, ватерполист постепенно укорачивает гребок или снижает темп, в результате чего снижается скорость . Т. С. Тимакова выделяет: «Если утомление групп мышц сочетается с относительно быстрым восстановлением по частоте пульса (хорошей функциональной подготовленностью), то причина этого заключается в недостаточной локальной силовой выносливости».

Важнейшие физические качества ватерполиста – скорость и выносливость – тесно связаны с развитием силы. Обычно выделяют три группы показателей силовой подготовленности спортсменов:

  • Максимальная сила
  • Скоростно-силовая выносливость
  • Силовая выносливость.

Максимальная сила спортсменов – ватерполистов не только взаимосвязана с максимальной скоростью плавания в игре, но и определяет способность к работе на выносливость.

«Чем больше запас сил, тем более в высоком темпе ватерполист может выполнять динамическую работу со стандартными отягощениями в диапазоне 50 до 90 % от максимального усилия. Величина максимальной силы зависит от веса, квалификации и пола ватерполиста, в меньшей степени – от дистанционной специализации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦА ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОФП И СФП

Физическая подготовка – это процесс, направленный на развитие физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. В...

Общая физическая подготовка как средство укрепления состояния здоровья учащихся

Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь. Не секрет, что сегодняшних школьников всё труднее приобщать к занятиям физической культурой и спортом.Ещё трудн...

Игры в школе как средство физической подготовки

      В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками, психологами и специалистами была выявлена особая значимость и привлекательность д...

Средства для совершенствования физической подготовки борца

В этом разделе приводятся упражнения, знакомство с которыми начинается в группах начальной подготовки и продолжается в течение всех лет занятий борьбой.Одно из главных требований, которое следует учит...

«Подвижные игры как средство физического воспитания при обучении лыжной подготовке детей младшего школьного возраста»

 На современном этапе, в связи с внедрением в общеобразовательной школе новых стандартов образования (ФГОС), наиболее важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе долже...