Подготовка студентов как будущих классных руководителей средствами физической культуры и спорта
статья по теме
Предварительный просмотр:
Подготовка студентов как будущих классных руководителей
средствами физической культуры и спорта
Наговицын Р.С.
Бекмансурова В.А.
ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»
Социально-экономические условия нашей страны, процесс гуманизации и демократизации современного общества показали, что в современных условиях все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического развития и уровень здоровья каждого ребенка. Несмотря на многочисленные исследования в области решения проблемы здоровья и физического развития школьников, анализ деятельности в этих направлениях в учреждениях образования показывает, что положении дел оставляет желать лучшего. Общеобразовательная школа должна стать центром практической реализации идей здорового образа жизни и воспитания физической культуры подрастающего поколения. Классный руководитель непосредственный и основной организатор воспитательной работы, непрерывно взаимодействующий с воспитанниками, может систематически и наиболее эффективно заниматься физическим воспитанием и физическим развитием школьников. Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, в том числе и физической. Этот человек, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитательной деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Современной школе нужен классный руководитель, способный не только воспитывать, но и оказать своевременную и квалифицированную помощь и поддержку. [2,4,8]. В связи с этим необходима модернизация профессиональной подготовки учителя как классного руководителя, при помощи разработки учебно-методического материала по использованию средств физической культуры и спорта. Важной задачей профессионально-методической подготовки студентов педагогических вузов как будущих классных руководителей, является их подготовка к целенаправленному и эффективному использованию средств физической культуры и спорта, как важнейших средств укрепления уровня здоровья, физического развития, что в конечном итоге должно привести к всестороннему и гармоничному развитию личности.
Цель исследования: разработать учебно-методическую программу подготовки будущих учителей, независимо от того, какой предмет они будут преподавать, к целенаправленному и эффективному использованию средств физической культуры и спорта в учебно-воспитательной деятельности классного руководителя.
Для подготовки учебно-методической программы нами был проведен социологический опрос. Цель опроса состояла в выявлении приоритетных элементов и средств физического воспитания для включения таковых в содержание экспериментальной программы. В опросе приняли участие 320 респондентов: 28 преподавателей высших учебных заведений, 55 учителей школ города и района (38 из них — классные руководители), 58 студентов, прошедших практику в образовательных учреждениях, 46 студентов, 75 учеников школ и 58 родителей учеников школ. Анкетирование проводилось в средних общеобразовательных школах города Глазова, Глазовского и Юкаменского районов, в ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», в сети Интернет (социальных сетях, студенческих, научных и общественных форумах). Участникам анкетирования были предложены различные виды и элементы физического воспитания: подвижные и спортивные игры, единоборства, коньки, плавание, нетрадиционные виды физических упражнений, силовая подготовка, туризм, танцы и т.п. Из представленного многообразия респонденты выбирали те элементы, которые, по их мнению, наиболее популярны среди школьников во внеучебное время. Результаты опроса представлены на рисунке 1.
29% - подвижные игры, включая национальные удмуртские, татарские и чувашские игры
19% - туризм
10% - спортивные игры
10% - спортивные эстафеты и праздники, веселые старты
9% - посещение катка
9% - посещение плавательного бассейна
7% - физкультминутки и физкультпаузы
5% - утренняя зарядка
2% - различные виды, включая нетрадиционные физические упражнения
По результатам социологического опроса, анализа и сбора материала в научной и учебно-методической литературе нами была разработана экспериментальная учебно-методическая программа для студентов различных специальностей педагогического вуза. Будущие учителя и, возможно, по-совместительству классные руководители, на занятиях физической культурой в разделе «Профессионально-прикладная физическая подготовка» будут иметь возможность обучаться по экспериментальной программе различным видам и элементам физического воспитания: подвижные игры (включая национальные), туризм (летний, зимний, водный и т.п.), спортивные игры (правила, место проведения), спортивные эстафеты и праздники, веселые старты, игры на катке и в плавательном бассейне, организация физкультминуток, физкультпауз на уроках и утренней зарядки [1,3,5,6,7].
Модернизация профессиональной подготовки студента с помощью специальных занятий по разработанной учебно-методической программе, с использованием средств физической культуры и спорта, служит основой для непрерывности образования, достижения высокого профессионализма и мобильности, проявления творчества, комфортности на рабочем месте, в семье и в межличностном общении, что, в свою очередь, способствует гармоничному и всестороннему развитию личности.
- Использованная литература
1. Былеева, Л.В., Григорьев, В.М. Игры народов СССР. / Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 269 с.
2. Гаркуша, Н. С. Воспитание культуры здоровья школьников в деятельности классного руководителя : Дис. ... канд. пед. наук — Белгород. - 2007. - 259 с.
3. Идем на ледовый каток. - Режим доступа: http://winter-game.com/winter_arena/skating/130-idem-na-ledovyy-katok.html. - 13.03.2011
4. Крылова, Н.Г. Формирование готовности студентов педвуза к деятельности классного руководителя в современной сельской школе : Дис. ... канд. пед. наук — Чебоксары: 2006. - 262 с.
5. Мама и малыш: идем в бассейн. - Режим доступа: www.2mm.ru/dosug/76. 12.03.2011.
6. Физкультминутка на уроке. - Режим доступа: noginsk-sch28.edusite.ru/DswMedia/fizkul-tminutkanauroke.doc. 14.03.2011
7. Физкультминутки для самых маленьких. - Режим доступа: http://mitia13.narod.ru/deti/fizo.html. 15.03.2011
8. Шитов, Д.Г. Подготовка студентов педагогических вузов как будущих классных руководителей к физическому воспитанию учащихся : Дис. ... канд. пед. наук. - Саратов: 2002. - 182 c
Сведения об авторах
ФИО | Наговицын Роман Сергеевич |
Место работы, должность | ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельноости |
Ученая степень, ученое звание | Кандидат педагогических наук |
Адрес рабочий, домашний, индекс | Адрес рабочий: г. Глазов, ул. Первомайская, 25, 427621 Адрес домашний: г. Глазов, ул. Энгельса, 24, кв. 4, 427621 |
Телефон | Мобильный: 89128536259 |
Romanagovitsin@rambler.ru | |
Тема статьи | Подготовка студентов как будущих классных руководителей средствами физической культуры и спорта |
Адрес, на который необходимо выслать сборник | г. Глазов, ул. Энгельса, 24, кв. 4, 427621 |
ФИО | Бекмансурова Венера Ануровна |
Место работы, должность | ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельноости |
Ученая степень, ученое звание | |
Адрес рабочий, домашний, индекс | Адрес рабочий: г. Глазов, ул. Первомайская, 25, 427621 Адрес домашний: г. Глазов, ул. Калинина, 5, кв. 33, 427628 |
Телефон | Мобильный: 89124698370 |
Romanagovitsin@rambler.ru | |
Тема статьи | Подготовка студентов как будущих классных руководителей средствами физической культуры и спорта |
Адрес, на который необходимо выслать сборник | г. Глазов, ул. Энгельса, 24, кв. 4, 427621 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Опрос: "Место физической культуры и спорта в жизни студентов"
Цель опроса, учесть пожелания студентов в организации занятий физической культурой, и организовать комфортные занятия, которые будет интересно посещать. Я использовала этот опрос впервые, ...

"Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов"
Важной составляющей сохранения здоровья людей является физическая активность. Она влияет на деятельность, ценностные ориентации поведения, физическое, психологическое, социальное состояние общества в ...

«Современные проблемы физической культуры и спорта у школьников и студентов»
Статья посвящена выявлению актуальных проблем современного спорта и физического здоровья студентов и школьников...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в области физической культуры и спорта по общей физической подготовке с элементами пауэрлифтинга
Пауэрлифтинг вид спорта, способствующий укреплению здоровья, исправлению и коррекции многих врожденных и приобретенных дефектов телосложения и развитию физических способностей человека. Занятия пауэрл...

РОЛЬ БЫСТРОТЫ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В статье рассматривается роль быстроты переключения внимания в деятельности будущих педагогов в сфере физической культуры и спорта. Описывается тестирование студентов пед. образования по таблицам Шуль...