Технологическая карта урока физической культуры раздел: способы самостоятельной деятельности. Тема: "Банные процедуры как средство укрепления здоровья".
методическая разработка по физкультуре (9 класс)

Анощенкова Елена Борисовна

Материал направлен на ознакомление с темой "Банные процедуры как средство укрепления здоровья", на формирование у обучающихся устойчивого, познавательного интереса к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье, формирование знаний о закаливании и выбора способа самостоятельной деятельности. Знакомство с историей появления бани. Данный материал может использоваться в рамках реализации ООО и АООП. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_fizre_9_kl.docx45.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Технологическая карта урока физической культуры

раздел: способы самостоятельной деятельности.

Тема: «Банные процедуры как средство укрепления здоровья»

9 «___» класс.

        

Учитель физической культуры:

                                                                                                                                       Е.Б. Анощенкова

     

2024-2025 учебный год

Технологическая карта урока физической культуры в 9 классе. (ФГОС)

Основные характеристики урока.

Тема урока

«Банные процедуры как средство укрепления здоровья»

Тип урока

Применение и совершенствование знаний и умений.

Место урока в учебной программе

способы самостоятельной деятельности. Урок № 16

Продолжительность урока

40 минут

Цель:

Сформировать у обучающихся устойчивый интерес к здоровому образу жизни, знания о закаливании организма. Содействовать гармоничному физическому развитию организма.

Задачи:

Развивающие задачи (мета предметные результаты):                                                                                                    

1.Формировать умение общаться со сверстниками в коллективных действиях в эстафетах (коммуникативное УУД).                              

2. Развивать внимание, скоростно-силовые качества и координацию движений, коммуникативные навыки обучающихся; умение планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям (регулятивное УУД).                                                                                                                                                                                                                          3. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме (познавательное УУД)  

Воспитательные задачи (личностные результаты):                                                                                                                                        

1. Формировать стойкий познавательный интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями (личностное УУД).                                    

2. Формировать стойкий познавательный интерес к здоровому образу жизни (профилактика вредных привычек).

3. Формировать ответственность за своё здоровье.

4. Формировать умения чётко и организованно работать в группе, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи. 

5. Знакомство с историей появления бани.

6. Создать представление о пользе банных процедур.

7. Взаимодействовать со сверстниками в процессе эстафет.

Основные понятия

Закаливание, пар, веник, температура, вода, полотенце, отдых, расслабление, польза, очищение.

Междисциплинарные связи

Анатомия, физика, биомеханика, основы безопасности жизнедеятельности.

Планируемые результаты

Личностные УУД

- формирование социальной роли обучающегося,

- формирование   положительного отношения к здоровому образу жизни,

- ценностно-смысловая ориентация, смысл образование,

Регулятивные УУД

- оценка и саморегуляция,

- формирование социальной роли обучающегося,

- формирование положительного отношения к учению,

- волевая само регуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

- Познавательные УУД

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами,

- наблюдение и моделирование,

- выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий,

- формирование физиологических механизмов произвольных движений.

Принципы обучения

- Принцип сознательности и активности: осмысление двигательной деятельности, самостоятельности, учет возрастных особенностей и уровня физической подготовленности занимающихся.

- Принцип наглядности: использование разнообразных форм наглядности на различных этапах обучения.

- Принцип систематичности: непрерывность процесса физического воспитания, оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

- Принцип последовательности: «от известного - к неизвестному»,

«от легкого – к трудному».

- Принцип постепенности: постепенное повышение требований к специальным знаниям на основе межпредметных связей, практическим умениям и навыкам.

Место проведения урока

Спортивный зал

Формы организации образовательной деятельности

Фронтальная, поточная, индивидуальная, игровой.

Средства обучения

«Банные веники»,  карточки,            

Технологии,

методы,

приёмы обучения

Технологии: здоровье сберегающая (дозирование нагрузки с учетом физкультурной группы, приемы релаксации), личностно-ориентированная (формирование двигательного опыта с учетом физической и технической подготовленности), игровая (игровые упражнения и задания); АМО (активные методы обучения).

Методы: словесные (команды, объяснение, сообщение нового материала, указания и пояснения для исправления ошибок и неточностей); наглядные (показ учителем); практические (метод строго регламентированного упражнения); проблемное обучение.

Приемы: сопряженное развитие физических качеств и знаний на основе игровых упражнений.

Используемые методические разработки и дидактические материалы

Развёрнутые планы-конспекты урока «Способы самостоятельной деятельности» в 9-х классах в соответствии с рабочей программой: пособие для учителей физической культуры

Кадровое обеспечение

Учитель физической культуры: Анощенкова Елена Борисовна

Требования, особые условия и организация при реализации урока

1. Интегральная подготовка охватывает только основную часть урока, проводиться в групповой форме с применением технической и физической подготовки.

2. Требования безопасности и санитарии:

- требования к спортивному инвентарю и оборудованию;

3. Оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях

Методы и механизмы оценки результативности

Методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока.

Список литературы

- Государственная программа доктора педагогических наук В. И. Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов», 2020 г.

- Учебник «Физическая культура» 9 класс (автор В.И. Лях)

- Интернет ресурсы: https://ermak-termo.com/news_and_posts/posts/banya/banya-i-zakalivanie-organizma-pravila-zakalivaniya-v-bane/ 

                                    https://wood-brus.ru/statji/vozdejstvie-bani 

                                    https://www.feringer.ru/articles/zakalivanie-v-bane-polza-pravila-s-chego-nachat/ 

Технология проведения урока в 9 классе.

Этап урока

Цель и задачи

Время

Содержание урока: деятельность педагога и деятельность обучающихся

Общие методические указания по проведению урока

Результаты

Вводно-подготовительная часть

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на занятии

1-3 мин

Проверить готовность обучающихся к уроку (наличие спортивной формы и сменной обуви), озвучить тему и цель урока; создает эмоциональный настрой.

Построение, приветствие:

 - Класс «Равняйсь!», «Смирно!», Здравствуйте!

Настроить детей на работу.

Обучающие слушают и обсуждают тему урока. После звонка строятся в спортивном зале в одну шеренгу. Выполняют команды и приветствуют учителя.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Построение строго по росту и по линии. Четкое выполнение команд учителя

II. Актуали

зация знаний

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

9-10 мин.

Вопрос. Ребята, что вы знаете о бане?

- Молодцы!

- Сегодня мы с вами поговорим о закаливании в бане. О пользе банных процедур.

Слушают вопросы учителя, отвечают, обсуждают.

- Тема нашего урока «Банные процедуры как средство укрепления здоровья»

Предлагает творчески подходить к выполнению упражнений. Перестроение.

Давайте попробуем определить цель и задачи нашего урока.

Вместе с учителем формулируют цель урока с использованием нового понятия и планируют учебную работу. Повторение правила Т/Б на уроках.

Класс «Равняйсь!», «Смирно!», «Направо!», «На месте шагом марш!», «Прямо!».

Выполняют строевые упражнения.

Передвигаются по залу колонной, выполняя команды учителя.

Передвигаясь по залу, соблюдают дистанцию.

Выполняют упражнения.

Предлагает упражнения, подготавливающие запястные, коленные и голеностопные суставы к работе.

Во время движения обучающихся по кругу учитель находится сбоку контролируя выполнение упражнений.

Во время ходьбы и бега призывает следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении.

Ходьба по залу в колонну по одному:

- на носках, на пятках с чередованием, руки на пояс;

- перекатом с пятки на носок, руки в стороны,

- в полуприсядь, руки за спиной,

Бег в равномерном темпе.

Выполняют специальные беговые упражнения:                              

- спиной вперёд

- с высоким подниманием бедра,

- с захлёстыванием голени назад,

- приставным шагом правым и левым боком.

Подаёт сигнал к смене ходьбы и бега голосом.

Ходьба с выполнением упражнений на восстановление дыхания.

ОРУ на месте без предметов

1.Повороты головы.

И.П. –руки на поясе

1-4- поворот головы влево

1-4- поворот головы вправо

2. Вращение кистей

И.П. кисти рук в «замок» перед грудью

1-4 вращение кистей вправо

1-4 вращение кистей влево

Следит за положением плеч и туловища: плечи вперёд не наклонять, туловище держать прямо.

3.Вращение плеч.

И.П. кисти рук к плечам

1-4 вращение вперед

1-4 вращение назад

4. Повороты туловища.

И.П.- руки за голову  

1-3 поворот влево,

4-И.П, 1-3 поворот вправо,4 И.П.

5. Вращения туловищем. И.П. руки на пояс

1-3 вращение влево, 4-И.П.,

1-3 вращение вправо, 4-И.П.

6. Вращение колен

И.П.- стопы вместе колени слегка полусогнуты, руками обхватить колени – 1-4 вращения в левую сторону,1-4 в правую.

Обращает внимание на глубину выпадов

Обращает внимание на высоту прыжков

7.Выпады

И.П. руки на пояс

1-3 выпад левой, 4-И.П.,

1-3 выпад правой,4- И.П.

8.Прыжки

4-прыжка на левой,

4-на правой,

4- на двух,

4-в полном приседе.                          

Выполняют учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности.

Слушают, выполняют упражнения.

Ведёт контроль над выполнением упражнений, корректирует недочёты индивидуально, контролирует технику безопасности.

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться;  стремятся хорошо учиться, правильно идентифицируют себя с позицией студента.

Коммуникативные:

слушают собеседника, строят высказывания, излагают своё мнение.

Регулятивные:

принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности, умеют высказывать мнения по существу полученного задания

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: умеют правильно выполнять специально – беговые упражнения, умеют выполнять комплекс упражнений без предметов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Умение проявлять внимательность и дисциплинированность.

Формирование представления о физической культуре как о средстве укрепления здоровья, извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.

Формирование знаний о значении разминки.

Формирование умения реагировать на звуковые команды.

Владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время занятия, умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения

Уметь контролировать и оценивать свои действия.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Умение технически правильно выполнять двигательные действия.

Формирование способности отбирать физические упражнения по их направленности и составлять из них индивидуальные комплексы.

Формирование представления о дыхательных упражнениях как о средстве укрепления здоровья.

Четкое выполнение команд учителя при выполнении упражнений на месте и в движении.

Основная часть (актуализация знаний, совершенствование техники владения банными навыками ) – 25 мин.

III. Применение теоретических положе

ний в условиях выполне

ния упражне

ний и решение задач

IV. Применение и совершенствование знаний и умений.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

23-25 мин

Исходя из темы урока «Банные процедуры как средство укрепления здоровья», чему мы сегодня будем обучаться? Что для этого нам нужно знать и уметь?

Вместе с учителем формулируют цель урока с использованием нового понятия и планируют учебную работу.

Регулятивные: планировать учебную деятельность в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: постановка проблемы.

Коммуникативные: строить высказывания;

Образно воспринимать двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения

Знакомство с историей появления бани и правилами банных процедур.

Создать представление о технике верхней и нижней передачи в волейболе и её значении для успешной игровой деятельности.

Освоение техники верхней прямой подаче в волейболе.

Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Формировать стойкий познавательного интерес к занятиям физическими упражнениями (личностное УУД).                                    

Формировать умения чётко и организованно работать в группе, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи).

Искать и выделять необходимую информацию из различных источников

Высказывания великих людей о ценности здоровья

«Здоровье - дороже золота» В.Шекспир.

Само слово «баня» происходит от латинского «бальнеум» - «прогнать боль».

Первые упоминания о бане датируются 6 тысячами лет далекого прошлого. Это эпоха расцвета Древнего Египта. Именно там высшие чины общества, а также жрецы проводили обряды чистого омовения. Врачи Древнего с успехом применяли для лечения многих недугов водные и жаркие процедуры бани.

Знаете ли вы, как начиналось утро французского короля, жившего 300 с лишним лет назад? Начиналось оно с одевания и туалета. Одевание продолжалось очень долго, а вот умывание… королю подносили великолепную большую чашу, на дне которой плескалась вода. Король смачивал кончики пальцев, дотрагивался ими до век, и…на этом процедура заканчивалась. Мыться целиком (в те времена) было не принято.

Привычка регулярно мыться появилась в Европе только к 18 веку, а вот русская баня казалась европейцам варварством и дикостью.

Умываться необходимо ежедневно. Не реже одного раза в неделю для тела нужна «генеральная» мойка.

Интересные подробности открывает нам история. Оказывается, в договоре Руси с Византией (907 год) русичи обеспечивали себе право по прибытии в Константинополь пользоваться баней.

Но есть у бани свои законы, которые надо соблюдать. Иначе банный жар принесет не пользу, а вред.

Нельзя ходить в парную после обильной еды. Но не следует ходить в баню и натощак. Поесть надо легко. Очень полезно купаться с настоями трав (чабреца, мяты, и др.).

Жар, которым славится баня, открывает поры тела, удаляет грязь.

Мудра русская пословица: «В который день паришься, в тот день не старишься».

Этапы закаливания в бане:

1. Закаливание начинается с отдыха в парной. На полках не нужно находиться слишком долго, тело должно лишь слегка разогреться.

2. Из парной переходят под душ, в купель или прорубь. Во время первых сеансов закаливания воздействия воздействие холодом должно длиться не более 2-3 минут. Постепенно увеличивать время контакта с прохладной водой можно увеличить до 10 минут.

3. После обливания желательно сделать перерыв на 10-15 минут. Это время лучше провести в теплой комнате отдыха, восполняя потери жидкости. Можно выпить травяной чай, морс или минеральную воду.

4. После передышки снова отправляются в парную. Подряд полезно повторять до 3-5 сеансов закаливания. Завершать процедуру всегда нужно в теплой среде, т. е. в парной.

Правила безопасности

Если человек оказался в бане впервые или ходил в нее пару раз в год, спешить после парной под ледяной душ не стоит. Для не закаленного организма быстрая смена температуры – сильный стресс. При резком охлаждении может произойти спазм сосудов, случиться сердечный приступ.

Основные принципы безопасного закаливания:

1. К температурному контрасту нужно привыкать постепенно. Во время первых сеансов лучше обливаться водой 20-25 градусов. Через пару месяцев можно снизить температуру до 15-20 градусов. Окунаться в прорубь и растираться снегом начинают через полгода после регулярных закаливающих процедур.

2. Чем ниже температура воды, тем короче должен быть контакт с ней. Если сидеть в холодном бассейне до появления дрожи, можно простудиться. Перегрева тела тоже допускать нельзя. Опытные посетители бани могут проводить в парной не более 10-15 минут, начинающие – до 5 минут.

3. Всегда прислушивайтесь к своему организму. Если появились аритмия, головокружение, отдышка, сеанс закаливания нужно сразу прекратить.

Эстафеты

  1.  Эстафета. «Собери банные принадлежности».

Задание: На столе лежат карточки с обозначением банных принадлежностей. Участники по очереди подходят к столу и выбирают те карточки, которые соответствуют теме. (Н-р: одежда, полотенце, губка, мочалка, таз, мыло, одеяло, зонтик, ведро, термос с чаем, березовый веник и резиновые сапоги, сумка, кресло, расческа,  пемза, деньги, альбом.)Знание банных принадлежностей.

  1.  Эстафета. «Без воды – и не туда, и не сюда».

Задание: Перенести в «ковше» «воду» (мяч) не разлив. Затем он передает «ковше» «воду» (мяч) следущему. Победитель определяется по тому, кто первым закончит эстафету.

  1. Эстафета. «С веником в баню». Участники передают веник оббежав препятствие.
  2. Эстафета. «В бочке». Капитан команды стоит в обруче напротив команды. Каждый участник с обручем в руках подбегает и надевает на капитана. Передает эстафету по печу.

Познавательные:

Осуществляют актуализацию полученных ранее знаний, основываясь в том числе и на жизненном опыте.

Капитан находится на противоположенной стороне от команды с двумя короткими палочками, перед ним корзина с мячами «камнями». По сигналу первый участник бежит с «тазиком» за «раскаленным камнем». Капитан с помощью палочек кладет «камень» (теннисный мяч) в ковш и участник с ковшом переносит его в обруч воле команды и передает «ковш» следующему игроку.

Познавательные: совершенствуют навыки в выполнении упражнений.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; принимают инструкцию педагога и четко ей следуют; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные: умеют владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следят за безопасностью друг друга.

Коммуникативные:

Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают судейство учителя.

Овладение навыками выполнения передачи «полена» (кегли), добросовестное выполнение учебных заданий, стремление к освоению знаний и умений.

Овладение навыками изучаемого двигательного действия в изменяющихся внешних условиях

Описывать технику передачи мяча, осваивать ее самостоятельно с выявлением и устранением ошибок.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного выполнения упражнений. Соблюдать правила безопасности.

Применение освоенных двигательных действий в игровой деятельности.

Моделировать технику освоенных игровых действий и приемов, варьировать её в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.

Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия с

Различными предметами для комплексного развития физических способностей.

Заключительный этап

V. Самостоятельное творчес

кое использование

сформированных УУД.

Волевая само регуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Помогает обучающимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирует технику безопасности, страховку, самостраховку.

Форма организации - игровая.

Выполняют учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности.

Перестроение в колонну по одному.

Слушают, выполняют упражнение

Выполнение команд:

 «За направляющим налево в обход в колонну по одному шагом марш! 

Познавательные: восстановить навык в выполнении учебной задачи.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; вести самоконтроль.

-оценка и само регуляция.

-формирование положительного отношения к учению.

-приучение детей «слушать вас глазами».

-познавательная деятельность учащихся в последовательности упражнений.

VI. Первич

ное осмысле

ние и закрепление

Осмысление и понимание занимающимися сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического действия

Содействовать осмыслению обучающихся результатам своего труда и знаний.

Регулятивные: принимают инструкцию педагога и четко ей следуют; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера

VII. Рефлек

сия.

Адаптацион

ные возможности организма

2-3 мин.

Учитель проводит выборочный устный опрос по теории, изученной на уроке.

Поясняет сущность и значение домашнего задания.

Участвует в анализе и оценке результатов учебной работы. Демонстрирует умение обобщать результаты  учебной работы.

Проводят анализ результатов своей работы на уроке.

Слушают комментарии и обобщения учителя.

Регулятивные:

Самооценка и взаимооценка результатов учебной работы, соотносить результаты с поставленной целью.

Познавательные:

Анализируют и делают выводы по результатам учебной деятельности.

Коммуникативные:

Приходят к общему мнению и формулируют собственное мнение, обобщают пройденный материал.

Формирование умения анализировать и объективно оценивать свои результаты.

VIII. Итоги урока.

Подведение предварительных итогов урока.

Отметить всех учеников. Указать, за что ставится такая отметка. Желательно указывать только положительные моменты.

«Спасибо за урок!»

“Становись! Равняйсь! Смирно!”

“Урок окончен. Есть жалобы на здоровье? До свидания! Направо в раздевалку шагом марш!”

Познавательные: закрепление знаний о закаливании водой.

Регулятивные: адекватно воспринимают задание учителя, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: анализ собственной деятельности на уроке.

Отметить обучающихся, успешно выполнивших задачи урока и отстающих в освоении элементов игры.

Формирова

ние умения оценивать свою работу на уроке

Примечание: Освобожденные от урока следят за процессом урока и помогают в организации эстафет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: технологическая карта урока физической культуры раздел: спортивные игры. Волейбол. 5 кл.

Технологическая карта  урока физической культуры раздел: спортивные игры.  Волейбол. 5 кл....

Технологическая карта урока физической культуры в формате системно – деятельного подхода в обучении

Технологическая карта урока физической культуры в формате системно – деятельного подхода в обучении Ф. И. О. педагога: Москаленко Марина ЮрьевнаПредмет: физическая культураКласс:  5Автор УМК...

Технологическая карта урока физической культуры в 4 классе по теме «Веселая физкультура», раздел программы «Подвижные игры».

Технологическая карта урока физической культуры в 4 классе по теме «Веселая физкультура», раздел программы «Подвижные игры»....

Технологическая карта урока физической культуры(модуль ритмика) 2 класс.Тема урока - "Танец музыкальный человек" (раздел "Детские образные танцы").

Предлагается познакомиться с учебным материалом для учащихся 2 класса по предмету физическая культура (модуль ритмика). На уроке учащиеся осваивают танцевальные действия, пополняют словарный запас анг...

Технологическая карта урока физической культуры раздел: спортивные игры. Волейбол. 9 «б» класс.

Техника передачи мяча над собой во встречных колоннах через сетку.  Верхняя прямая подача, прием подачи....

Технологическая карта урока физической культуры. Раздел "Лёгкая атлетика" 7 класс

Технологическая карта урока физической культуры на тему: "Прыжок в высоту с разбега"...