Взаимодействие школы и УДО в рамках организации спортивно-оздоровительной работы внеурочной деятельности.
методическая разработка по физкультуре
Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения.
Ушинский К.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_i_udo.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Еще К.Д. Ушинский указывал на необходимость работы в этом направлении: "Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения". В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Поэтому важная роль в оздоровлении ребенка отводится современной школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные - значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Система образования - важнейшая социальная сфера общества, важнейший ресурс социально-экономического, политического и культурного развития государства. В проекте нового стандарта образования школа рассматривается как главный институт образования и социализации личности. Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. Важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. (15, стр. 180)
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. (19)
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.
Спортивно-оздоровительное направления во внеурочной деятельности в начальных классах - это формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальных классов, что является одной из приоритетных целей. Приобретаемые, на внеурочных занятиях по спортивно-оздоровительному направлению, знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до занятий, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. (18, стр. 144)
Внеурочная деятельность по спортивно - оздоровительному направлению способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Предметом обучения в спортивно - оздоровительном направлении внеурочной деятельности в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Совершенствоваться эти качества будут в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного процесса согласно ФГОС НОО. Образовательные учреждения должны предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий данного направления. (7, стр.77)
Тем самым, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личностные качества. Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения. (29) Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 30% отведённого оплачиваемого времени - 3 часа в неделю. Приобретаемые во внеурочном занятии, знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время. (5, стр. 192)
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе. Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы. (20, с. 56-58)
Таким образом, внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления в начальной школе является двигательной деятельностью с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность. Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
На данном этапе работы был разработан конспект внеурочного занятия (см. приложение №1).
Тема внеурочного занятия: Кто такой здоровый человек?
Целью занятия было: обобщить знания о здоровом образе жизни.
В ходе занятия также были сформулированы и задачи:
Образовательная: повторить режим дня; обобщить знания о правильном питании; составить характеристику здорового человека;
Развивающая: развивать интерес к спортивной деятельности, прогулкам на природе, участию в спортивных соревнованиях, подвижных играх.
Воспитательная: воспитывать у учащихся высокие нравственно-поведенческие качества: взаимопомощи, чувства коллективизма и товарищества; воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
При разработке внеурочного занятия четко соблюдалась структура, учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы, потребности и возможности. Этапы выстроены логически начинается с организационного момента, основного этапа внеурочного занятия, закрепления и подведения итогов. Занятие выстроено так, чтобы учащиеся были активны и вели диалог учитель - ученик.
Содержание внеурочного занятия целенаправленно на решение поставленных целей и задач. Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями, содержание направленно на эмоциональный отклик детей. Содержание соответствует выбранной форме и возрасту учащегося.
Так же в ходе внеурочного занятия целесообразно использовать наглядность: презентация, дидактический материал, раздаточный материал. Образовательная среда организованна в соответствии с целями и задачами, оптимально рассчитано на 40 минут. Ход занятия будет, проходит по заранее заготовленному плану с четко распределенными ролями.
Были разработаны разные задания: составление пословиц и поговорок, составление режима дня, беседа о правильном питании, составление характеристики здорового человека и т.д.
Занятие планируется проводить, организуя детей в разных формах: фронтальная, индивидуальная.
Для индивидуальной организации предложены задания такие как: составление пословиц и поговорок, для фронтальной: составление режима дня, беседа о правильном питании, составление характеристики здорового человека и т.д.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Вполне естественно, что этому может быть много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления в начальной школе является двигательной деятельностью с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность. Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Учителя начальных классов, считают, что проблема здоровья детей сегодня, как никогда, актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Учителя начальных классов, считают, что если и в школе, и в семье будут созданы благоприятные условия для сохранения здоровья, не будет причин для стрессов - это окажет положительное влияние и на состояние здоровья, и на уровень развития учеников.
Разработанный конспект внеурочного занятия конкретизирует деятельность учителя по бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства младших школьников. В ходе планирования занятия были разработаны разные виды деятельности: составление пословиц и поговорок, составление режима дня, беседа о правильном питании, составление характеристики здорового человека и т.д. Воспитание у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Суть работы учителя начальных классов заключается в том, чтобы воспитать и развивать в каждом ученике свободную, талантливую, физически здоровую личность, обогащённую знаниями, готовую к созидательной трудовой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация спортивно-оздоровительных мероприятий с детьми и их родителями.
Спортиво-оздоровительное мероприятие с детьми и родителями в бассейне.План-конспект мероприятия....
ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦДОД «ИСКРА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Спортивно-оздоровительная деятельность – это одно из основных направлений деятельности нашего Центра, ориентированной на развитие физических, психических и личностных качеств и социальных потребн...
Рекомендации по эффективному взаимодействию классного руководителя и психолога в рамках организации образовательного процесса и внеклассной деятельности.
доклад к конференции...
Спортивно - оздоровительное направление во внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Доклад на педагогической конференции...
Организация спортивно-оздоровительных мероприятий
Организация спортивно-оздоровительных мероприятий...
Организация спортивно-оздоровительных мероприятий
Фотоотчет по организации спортивно-оздоровительных мероприятий...
Аспекты организации спортивно-оздоровительной работы с воспитанниками организации для детей сирот.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность зн...