РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛЕЙБОЛ » 8-11 класс
рабочая программа по физкультуре (8, 9, 10, 11 класс)

      Главным фактором школьной спортивной жизни является внеклассная работа. Основу её составляет организация школьной спортивной секции. Рабочая программа по спортивно-оздоровительной направленности секции «Волейбол» для обучающихся 8– 11 классов разработана  на основе:                                                                                                                            

- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных  учреждений» под редакцией  В.И.  Ляха, А.А Зданевича  (2010г.), допущенной Министерством  образования и науки Российской Федерации.                                

  «Внеурочная деятельность учащихся: волейбол» под редакцией Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов (2011г.)                                                                                                                          

Программа     соответствует    федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта и  представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 8-11 классов.  Занятия по данной программе проводятся в форме тренировок, лекций, экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 2.2.4.

к основной образовательной программе

основного общего образования

ПРИНЯТО                                                                            «УТВЕРЖДАЮ»                           на заседании                                                                           директор МОБУ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

педагогического совета                                                        «Средняя общеобразовательная

протокол №1от 31.08.2023г.                                                  школа №8 г. Волхова»                                                                                

                                                                                                  приказ № 355-ОД от 05.09.2023г.      

                                                                                                  _______________А.Ю.Романов

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВОЛЕЙБОЛ »

8-11 класс

                                                     Руководитель курса: Ефимова Юлия Геннадьевна

г. Волхов

Ленинградская область

                                                                             

Оглавление

1. Пояснительная записка                                                                           3-4

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности                        4-8

3. Содержание курса внеурочной деятельности                                      8-10

4. Тематическое планирование                                                                 11-13

5. Список литературы                                                                                13

       1. Пояснительная записка.

      Главным фактором школьной спортивной жизни является внеклассная работа. Основу её составляет организация школьной спортивной секции. Рабочая программа по спортивно-оздоровительной направленности секции «Волейбол» для обучающихся 8– 11 классов разработана  на основе:                                                                                                                             - «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных  учреждений» под редакцией  В.И.  Ляха, А.А Зданевича  (2010г.), допущенной Министерством  образования и науки Российской Федерации.                                  «Внеурочная деятельность учащихся: волейбол» под редакцией Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов (2011г.)                                                                                                                           Программа     соответствует    федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 8-11 классов.  Занятия по данной программе проводятся в форме тренировок, лекций, экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, 68 занятий в год. Программа курса  включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 14-17 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры.          

     Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более  подвижными, повышается сила и эластичность мышц. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.  

                                                                                                                                                       Цель занятий: формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди обучающихся школы, пропаганда ЗОЖ.

  • Задача занятий:                                                                                                                                               1. Овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
  • 2. Развивать у обучающихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость;
  • 3. Воспитывать у обучающихся нравственные качества: целеустремлённость и волю, и дисциплинированность;
  • 4. Укрепить здоровье, содействовать гармоническому физическому развитию;
  • 5. Вооружить теоретическими и практическими навыками игры в волейбол;
  • Организация полезной занятости обучающихся школы с целью профилактики правонарушений несовершеннолетних.                                                                                            Для обучения набираются все желающие, не имеющие противопоказаний для занятий спортивными играми.

                             2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:             Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, последовательность. Ведущими методами обучения являются:

  • словесные методы, создающие у обучающихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания, команды, распоряжения, указания, подсчёт;
  • наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий;
  • практические методы: метод упражнений, игровой метод.

2.1.Личностные и метапредметные результаты.                                                                Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными  и предметными результатами.

Личностные результаты:

  1. Дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
  2. Умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
  3. Умение оказывать помощь своим сверстникам.

                                                Метапредметные результаты:

  1. Определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  2. Умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
  3. Умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

                                                    Предметные результаты:

  1. Формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
  2.  умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
  3.  Умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
  4. Данная программа  делает  акцент на формирование у учащихся культуры здоровья и предполагает:                                                                                                 *потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;                                                                             *спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;                                              *стремление индивида вовлечь в занятия волейболом  свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).

2.2.Требования к уровню подготовки обучающихся

ЗНАТЬ:

  1. влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
  2. способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
  3. гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;
  4. правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
  5. основы методики обучения и тренировки по волейболу.
  6. правила игры;
  7. технику и тактику игры в волейбол; строевые команды;
  8. методику судейства учебно-тренировочных игр; общие рекомендации к созданию презентаций;

УМЕТЬ:

  1. выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
  2. соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;
  3. выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;
  4. выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;
  5. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  6. осуществлять судейство соревнований по волейболу;
  7. работать с книгой спортивной направленности;
  8. самостоятельно составлять выступления и презентацию к ним

3. Содержание курса :

1. Физическая культура и спорт в России. 
  Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов.                                                                                                                                   
2. История  развития волейбола. 
  Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. 
3. Влияние физических упражнений на организм человека.  
  Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов. Закаливание организма. 
 4. Гигиена волейболиста.     
 Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача). 
5. Техническая подготовка. 
  Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и подводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы: 
- перемещения, 
- подачи, 
- передачи, 
- нападающие удары, 
- блокирование                                                                                                                                                                  
6.  Тактическая подготовка. 
  Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это: 
- умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях, 
- умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия, 
- умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.                                                                                                                    
6.1.Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения: 
- перемещения, 
- прием нападающего удара 
  прием подачи, 
  передачи, 
- подача мяча, 
- нападающие удары, 
- блокирование. 
6.2.Тактика нападения и тактика защиты: 
- индивидуальные действия, 
- групповые действия, 
- командные действия.                                                                                                                               
7.  Правила игры в волейбол. 
Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты. 
8. Общая физическая подготовка
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со    сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения 
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие. 
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног. 
Гимнастические  упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки. 
Спортивные игры: баскетбол, футбол 
Подвижные игры и эстафеты 
  9. Специальная физическая подготовка. 
- прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования, 
- упражнения с набивными и теннисными мячами, 
развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых   действий и перемещений по сигналу тренера 
- игры и эстафеты с препятствиями. 
  10. Контрольные испытания
- Контрольные испытания по общей физической подготовке 
- Контрольные испытания по технической подготовке 
  11. Контрольные игры и судейская практика.                                                    Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии. 
  12. Соревнования.                                                                                                              Участие в соревнованиях различного уровня.

4. Календарно - тематическое планирование

Категория учащихся:  8 -11  класс

Режим занятий: 2  часа в неделю, 68  часов в год..

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Факт.

дата

1

Техника безопасности на занятиях секции волейбола.   Правила игры и соревнований. Техника передач.

2

05.09

2

Правила игры. Перемещения  и стойки. Ознакомление с техникой и тактикой  игровых приемов. ОФП. Обучение верхней передаче двумя руками ( в парах, в тройках, встречная в колоннах). УТИ.

2

12.09

3

ОФП. Обучение верхней передаче двумя руками ( в парах, в тройках, встречная в колоннах, у стены, в кругу, с выходом вперед). История развития волейбола. УТИ.

2

19.09

4

ОФП. Верхняя передача мяча (в парах, в четверках с перемещением). Прием мяча снизу. Изучение техники верхней прямой и боковой подач.

2

26.09

5

ОФП. Верхняя передача двумя руками. Прием мяча снизу. Закрепление техники верхней прямой и боковой подач.

2

03.10

6

ОФП. Верхняя передача двумя руками. Прием мяча снизу. Совершенствование  техники верхней прямой и боковой подач.

2

10.10

7

Совершенствование верхней передачи двумя руками. Эстафеты с элементами волейбола. УТИ.

2

17.10

8

Поточная передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м (кол-во раз).

2

24.10

9

ОФП. Теория- гигиена. Обучение передачи мяча в падении. Совершенствование верхних подач. Расстановка игроков при приеме подач.

2

07.11

10

ОФП. Теория - правила соревнований. Передача мяча, отскочившего от сетки.

2

14.11

11

Совершенствование верхних передач: на месте, с перемещением, в падении. Теория- развитие волейбола в нашей стране

2

21.11

12

Передача мяча двумя руками сверху с собственного набрасывания из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установленное в зоне 3 (10 попыток)

2

28.11

13

Подводящие упражнения для освоения нападающего удара. Совершенствование изученных приемов.

2

05.12

14

ОФП. Изучение техники нападающего удара (с краев сетки, с низкой и далекой от сетки передач).

2

12.12

15

Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра.

2

19.12

16

Передача мяча двумя руками сверху из зоны 4 через сетку в квадрат  3х3 м, расположенный в зоне 6; мяч предварительно передан из зоны 3 (10 попыток)

2

26.12

17

Прием снизу двумя руками. Одиночное блокирование. Учебная игра.

2

09.01

18

Прием снизу двумя руками. Одиночное блокирование. Учебная игра.

2

16.01

19

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Групповое блокирование. Учебная игра.

2

23.01

20

Групповое блокирование. Учебная игра.

Теория- оказание первой помощи. Организация и судейство учебно-тренировочных игр, соревнований между классами. Проведение разминки тренировочных занятий.

2

30.01

21

Чередование способов передачи мяча. Блокирование ударов с задней линии. Взаимодействие игроков передней линии Учебная игра.

2

6.02

22

Чередование способов передачи мяча. Блокирование ударов с задней линии. Взаимодействие игроков передней линии Учебная игра.

2

13.02

23

 Передача мяча одной рукой сверху в прыжке. Нападающий удар с задней линии. Взаимодействие игроков передней линии Учебная игра.

2

20.02

24

Передача мяча одной рукой сверху в прыжке. Нападающий удар с задней линии. Учебная игра.

2

27.02

25

Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к направлению передачи. Учебная игра. Контрольное тестирование

2

06.03

26

Нижняя передача над собой и за спину. Нападающий удар сильнейшей рукой Учебная игра.

2

13.03

27

Нижняя передача над собой и за спину. Нападающий удар сильнейшей рукой Учебная игра.

2

20.03

28

Совершенствование техники нападающего удара и постановка блока. Учебная игра

2

03.04

29

Передача мяча снизу после перемещения. Зонное блокирование. Теория- сведения о строении и функциях организма человека

2

10.04

30

Передача мяча двумя руками сверху в прыжке. Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование. Учебная игра.

2

17.04

31

Учебная игра с заданиями.

2

24.04

32

Передачи мяча в прыжке через сетку. Передачи мяча сверху и снизу стоя боком, спиной к цели. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3,4.

2

15.05

33

Учебно- тренировочная игра

2

22.05

34

Учебно- тренировочная игра

2

29.05

5. Список используемой литературы.

1 - Комплексная программа по физическому воспитанию. 5-11 классы под редакцией В. И. Лях и А. А. Зданевич. Москва. «Просвещение» 2008г.

2 - Государственная программа Министерства образования и науки РФ по

Физической культуре для профильного обучения. Москва. Просвещение. 2010г.

3 – О.Чехов «Основы волейбола» Москва. «Физическая культура и спорт» 2008г.

4 – В.И.Лях «Физическая культура. 10-11 классы». Москва. Просвещение.2007г.

Достоверность представленной информации заверяю

Директор МОБУ «Школа № 8 г. Волхова»                                             А.Ю.Романов                

                                                                         Приложение № 2.2.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности "Волейбол"

Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целе­сообразно решение задач их...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 9-х классов "Волейбол".

Образовательная программа “Волейбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физи...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол»

Цели, задачи, содержание, календарно-тематическое планировпние...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волейбол"

Пояснительная записка.            Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материалана четыре года обучения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Волейбол»

Рабочая программа секции «Волейбол»  разработана на основе  ФГОС  ООО, на основе программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А.Зданевич), &laq...

Рабочая программа внеурочной деятельности волейбол для 3- 4 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельностиволейболдля 3- 4 классана  2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волейбол" для 5 классов

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Волейбол» для 5 классов разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовани...