РП по бадминтону
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по бадминтону рассчитанная на 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_badminton_igoshin_v.yu_.docx | 61.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия № 7» НОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНА
г. КАЗАНИ
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей ФК _______________ Игошин В.Ю. Протокол №1 от 25.08.2022 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «Гимназия №7» ____________/О.Е.Аракчеева/ «25» августа 2022 г. | «Утверждено» и введено в действие приказом №114-О от «31» августа 2022 г. Директор МБОУ «Гимназия №7» _________ / Т.Н.Кныш/ Подпись ФИО |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Клуб бадминтонистов»
Направленность: физкультурно-оздоровительное
Возраст учащихся: 8-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Игошин В.Ю.
педагог дополнительного образования
Утверждено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
«25» августа 2022 г.
КАЗАНЬ 2022 г.
Оглавление
1. Пояснительная записка _________________________________________________ стр. 3
2. Условия реализации программы__________________________________________ стр. 4
3. Учебно-тематический план ______________________________________________ стр. 6
4. Календарно-тематический план и содержание программы____________________ стр. 7
5. Методическое обеспечение реализации программы__________________________стр. 9
6.Список литературы_____________________________________________________ стр. 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из самых важных предметов программы является английский язык, который должен знать каждый современный человек, так как на нем происходит общение на международном уровне. В связи с глобализацией, возникает потребность изучения иностранного языка уже в раннем возрасте. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660), Концепцией развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1726-р 4 сентября 2014 г.), Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)», Приложением к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Актуальность программы. Программа для современных детей, ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления.
В процессе освоения данной программы, обучающиеся формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что бадминтон, как и многие другие виды спорта, требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному. Программа позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Бадминтон позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. При выполнении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы организуется работа в пришкольных лагерях, проводятся развлекательно образовательные, спортивные мероприятия.
Режим занятий объединения целесообразно проводить в группах по 15 человек, что позволяет детям проявить свои способности, а учителю осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. 68 часов по два занятия в неделю длительностью 1 час для детей 8-12 практических занятий.
Целью программы является: создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий бадминтоном; популяризация бадминтона, приобщение к систематическим занятиям физической культуры и спортом, повышение двигательной активности и уровня физической подготовленности учащихся с целью сохранения и укрепления здоровья.
Задачи программы:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта бадминтон;
- Обучить правилам игры, технике, тактике, правилам судейства и организации проведения соревнований;
- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;
Развивающие:
- способствовать физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;
- целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка;
- расширение спортивного кругозора детей;
Воспитывающие:
- прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.
2. Условия реализации программы
2.1. Методическое обеспечение дополнительно общеразвивающей программы
Обучение проводится и реализуется в очной форме с использованием электронных (дистанционных) технологий. Для реализации программы используются следующие методические материалы: учебно - тематический план, методическая литература для педагогов дополнительного образования и обучающихся, ресурсы информационных сетей.
Формы взаимодействия субъектов образовательного процесса в случае электронного обучения с применением дистанционных технологий
предусматривается взаимодействие с педагогом, обучающимися, родителями – помощниками в техническом обеспечении образовательного процесса.
Для решения образовательных задач используются разнообразные методы, приёмы и педагогические технологии обучения.
Методы по преимущественному источнику получения знаний:
- словесные (объяснение, рассказ, беседа, консультация);
- наглядные (демонстрация, иллюстрация, презентации);
- практические (упражнения, игры, творческие и проблемные задания, практическая работа).
Методы по характеру мыслительной и познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративные;
- проблемно-поисковые;
- программированные;
- проектные и проектно-конструкторские.
Приемы: показ способов и действий; вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); указание (целостное и дробное); пояснение; объяснение; педагогическая оценка; введение элементов
соревнования; создание игровой ситуации, работа в дистанционной оболочке.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативные технологии, технология индивидуального обучения, технологи группового обучения, технология
дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, технология педагогической мастерской, электронные (дистанционные) технологии, здоровье сберегающие технологии.
2.2.Условия реализации программы
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал с бадминтонной разметкой площадки, бадминтонной сеткой.
Спортивный инвентарь:
- ракетки для бадминтона.
- воланы для бадминтона.
- перекладина для подтягивания.
- скакалки.
- бадминтонная сетка.
- гимнастические маты.
- гантели.
- гимнастические скамейки.
- шведская стенка.
Дидактические материалы:
- картотека упражнения по бадминтону
- схемы и плакаты освоения технических приемов в бадминтоне
- правила игры в бадминтон
- правила судейства в бадминтон
- положение о соревнованиях по бадминтону
- разработка инструктажа по технике безопасности
- разработки общеразвивающих упражнений и подвижных игр.
Информационное обеспечение:
- учебная литература
- учебные видеофильмы и аппаратура для их просмотра
- компьютер с выходом в Интернет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Форма аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Теоретическая подготовка - 1часа | ||||
1.1. | Инструктаж по ТБ во время занятий. | 0,5 | 0,5 | Очно/дистанционно | |
1.2. | Ознакомление учащихся с размерами площадки, с правилами игры на счет. | 0,5 | 0,5 | ||
2. | Техническая подготовка - 34 часа | ||||
2.1. | Жонглирование воланом на различной высоте с перемещением. | 6 | 1 | 5 | Очно/дистанционно |
2.2. | Изучение основных подач в бадминтоне (высоко-далекая, короткая и плоская подача). | 4 | - | 4 | |
2.3. | Совершенствование основных типов подач в бадминтоне. | 3 | - | 3 | |
2.4. | Обучение техники приема подачи. | 5 | - | 5 | |
2.5. | Изучение основных ударов в бадминтоне (удары сверху открытой и закрытой стороной, удары слева и справа). | 6 | 1 | 5 | |
2.6 | Совершенствование основных ударов в бадминтоне. | 5 | - | 5 | |
2.7. | Обучение техники выполнения атакующего удара (смеша). | 5 | 1 | 4 | |
3. | Тактическая подготовка - 27 часов | ||||
3.1. | Обучение индивидуальным тактическим действиям при выполнении подач. | 8 | 1 | 7 | |
3.2. | Проведение одиночных встреч. | 7 | - | 7 | |
3.3. | Совершенствование техники ударов. | 4 | 1 | 3 | |
3.4. | Совершенствование техники передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой, подач. | 8 | 1 | 7 | |
4. | Учебно-тренировочная подготовка - 6 часов | ||||
4.1. | Совершенствование тактических действий в игре. | 6 | - | 6 | |
Итого: | 68 |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№ п./п. | Наименование темы | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
Теоретическая подготовка – 1 часа | ||||
1. | Инструктаж по ТБ во время занятий. | 0,5 | ||
2. | Ознакомление учащихся с размерами площадки, с правилами игры на счет. | 0,5 | ||
Техническая подготовка – 39часов | ||||
3. | Изучение способов хвата ракетки, передвижения по площадке, основных стоек игрока. | 2 | ||
4. | Изучение техники передвижения по площадке, основных стоек игрока. | 2 | ||
5. | Круговая тренировка, общефизическая подготовка. | 2 | ||
6. | Жонглирование воланом на разной высоте с перемещением. | 4 | ||
7. | Изучение техники передвижения по площадке. | 2 | ||
8. | Ознакомление с основными типами подач в бадминтоне. | 2 | ||
9. | Обучение техники выполнения высоко-далекой подачи. | 2 | ||
10. | Круговая тренировка, общефизическая подготовка. | 2 | ||
11. | Проведение одиночных встреч до 5,11,21 очков. | 2 | ||
12. | Обучение техники выполнения короткой подачи. | 2 | ||
13. | Обучение техники приема подачи. | 2 | ||
14. | Жонглирование воланом на разной высоте с перемещением. | 2 | ||
15. | Закрепление техники передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой. | 5 | ||
16. | Совершенствование техники передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой, подач. | 2 | ||
17. | Контроль техники упражнений с ракеткой - «восьмерок», махов. | 2 | ||
18. | Контроль скорости одиночного движения. | 2 | ||
19 | Совершенствование техники приема подачи и выполнения подачи. | 2 | ||
Тактическая подготовка-27 часов | ||||
20. | Сдача контрольных нормативов. | 2 | ||
21. | Совершенствование техники подачи волана в парах. | 2 | ||
22. | Обучение индивидуальным тактическим действиям при выполнении подач. | 4 | ||
23. | Проведение одиночных встреч до 5,11,21 очков. | 2 | ||
24. | Обучение технике выполнения высоко-далеких ударов. | 2 | ||
25. | Жонглирование воланом на разной высоте с перемещением. | 2 | ||
26. | Тактика парной игры. | 4 | ||
27. | Изучение приема подачи. | 2 | ||
28. | Обучение технике выполнения удара сверху открытой стороной ракетки. | 3 | ||
29. | Совершенствование имитации техники выполнения ударов справа, слева. | 2 | ||
30. | Обучение техники выполнения атакующего удара (смеш). | 2 | ||
Тренировочная подготовка- 6часов | ||||
31. | Совершенствование тактических действий в игре. | 6 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Раздел «Знания о физической культуре». Теория.
Личная гигиена. Режим дня. Реакция организма на различные физические нагрузки. Роль обязательных занятий физической культурой и
спортом в жизни человека. Правила игры и ведения счета. Мера безопасности на занятиях бадминтоном. История и развитие бадминтона.
Оборудование и инвентарь.
Раздел: «Способы двигательной деятельности». (
- Правильное перемещение по площадке.
- Обучение различным способам хватов ракетки.
- Имитация упражнений без ракетки и без волана; с ракеткой и без волана; с ракеткой и подвесным воланом.
- Обучение основной стойке при подаче, при приеме подачи, при ударах.
- Жонглирование воланом.
- Обучение подаче.
- Обучение ударам.
- Обучение замаху при ударах.
- Наблюдение за воланом и за противником во время игры.
- Ознакомление с простыми тактическими комбинациями на 2–3 удара.
Раздел: «Физическое совершенствование»
Специальную физическую подготовку следует проводить исходя из конкретных условий, упражнения и комплексы подбирать применительно к особенностям игры, полета волана и связанных с этих перемещений на площадке. В первую очередь следует развивать гибкость – это важнейшее условие для успешного развития остальных специфических качеств юного бадминтониста, – выполняя упражнения для увеличения подвижности плечевого пояса, суставов ног, гибкости туловища.
Формы аттестации и их периодичность:
1. Мониторинг (постоянного наблюдения за процессом в образовании)
2. Технические приемы и передачи волана через сетку
3. Оценка качества (учебные и контрольные нормативы)
4. Товарищеские игры и соревнования.
Основной показатель работы секции по бадминтону - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно - качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде контрольных упражнений. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно- тренировочного цикла 2 раза в год.
В конце учебного года все учащиеся групп сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа подготовки. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях, как более высокая ступень -учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.
Формы контроля при реализации программы:
- Входной по выявлению начального уровня общей физической подготовленности учащихся;
- текущий:
- (по итогам проведения занятий) в форме доклада, зачета, контрольного занятия;
- (по итогам освоения разделов) в форме турниров, товарищеских встреч различного уровня по баскетбольной подготовке, контрольное тестирование по нормативам
- итоговый (по итогам освоения программы) сдача нормативов.
Формы отслеживания и фиксации результатов представляются в виде: результатов контрольных нормативов, протоколов соревнований и т.п.
Оценочные материалы
Для индивидуального развития ребенка имеет огромное значение отслеживание, динамики развития его достижения:
- самонаблюдение и самоконтроль на занятиях по бадминтону.
- ведение дневника самонаблюдения, за динамикой физического развития и физической подготовленности.
- измерение частоты сердечных сокращений во время занятий.
- оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
- правила самостоятельного тестирования физических качеств в бадминтоне.
- Оценка основных технических приемов игры (стойки, подачи, удары, передвижение по корту).
- способы выявления и устранения ошибок в бадминтоне.
В связи с этим программа предусматривает следующую систему отслеживания результатов:
- журнал текущего учёта и контроля;
- школьные соревнования;
- сдача нормативов;
Темы программы | Примерные контрольные вопросы |
Вводное занятие | 1. Правила техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях «Бадминтон» 2. Правила поведения в спортивном зале. 3. Правила поведения и режим дня. 4. Что такое рациональное питание. |
Основы знаний о физической культуре и спорте | 1. История появления бадминтона как игры. 2. Развитие бадминтона в России. 3. Влияние физической: культуры на организм чeлoвeкa. 4. Самоконтроль. Режим дня во время соревнований. |
Общая физическая подготовка | 1. Правила техники безопасности на занятиях игры в бадминтон 2. Понятия физические качества. 3. Что такое ОФП. 4. Сдача нормативов по ОФП. |
Специальная физическая подготовка | Выполнение нормативов |
Техническая подготовка | 1. Классификация приемов техники игры в баскетбол. 2. Методические приемы и средства обучения технике игры в баскетбол. |
Тактическая подготовка | 1. Приемы изматывания соперника 2. Тактические действия при игре в защите и нападении. 3. Тактические действия в игре с сильным соперником. |
Морально-волевая и психологическая подготовка | 1.Приемы снятия нервно-психологического напряжения при подготовке к соревнованиям. 2.Приемы самостоятельного восстановления нервно—психологической работоспособности после тренировок. |
Игровая подготовка | 1. Правила техники безопасности при игре в бадминтон. 2. Основные правила игры бадминтон. Товарищеские игры. |
Контрольные и календарные игры. | 1. Правила техники безопасности при игре в бадминтон 2. Правила техники безопасности на соревнованиях. 3. Основные правила игры баскетбол. Контрольные и календарные игры. |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки на начальном этапе (юноши и девушки)
№ п/п | Вид испытаний (тесты) | Возраст 7-11 | ||
Юноши | Уд. | Хор. | Отл. | |
1. | Бег на 20 м (с) | 4,5 | 4,2 | 4,0 |
2. | Прыжок в длину с места (см) | 130 | 140 | 160 |
3. | Выпрыгивание вверх с вытянутой вверх рукой (отметка мелом), см | 24 | 27 | 30 |
4. | Скоростное ведение мяча 20 м, с | 11 | 10,5 | 10 |
Девушки | уд | хор | отл | |
1. | Бег на 20 м (с) | 4,7 | 4,5 | 4,3 |
2. | Прыжок в длину с места (см) | 115 | 125 | 135 |
3. | Выпрыгивание вверх с вытянутой вверх рукой (отметка мелом), см | 20 | 24 | 27 |
4. | Скоростное ведение мяча 20 м, с | 11,4 | 11,2 | 11 |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки в конце года (юноши)
№ п/п | Вид испытаний (тесты) | Возраст 7-11 |
Физическая подготовленность | ||
1. | Прыжок в длину с места (см) | 180 |
2. | Выпрыгивание вверх с вытянутой вверх рукой (отметка мелом), см | 35 |
3. | Скоростное ведение мяча 20 м, с | 10,0 |
4. | Бег на 20 м (с) . • | 4,0 |
5. | Челночный бег 40 с на 28м (см) | 183 |
6. | Бег 600м, мин, с | l,55 |
Техническая подготовка | ||
7. | Передвижения в защитной стойке, с | 9,0 |
8. | Скоростное ведение, с учетом попадания, с | 1 4,2 |
9. | Передача мяча, с попадания | 13,8 |
10. | Дистанционные броски % | 40 |
31. | Штрафные броски, % | 48 |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки в конце года (девушки)
№ п/п | Вид испытаний (тесты) | Возраст 7—11 |
Физическая подготовленность | ||
Прыжок в длину с места (см) | 160 | |
2. | Выпрыгивание вверх с вытянутой вверх рукой (отметка мелом), см | 30 |
3. | Скоростное ведение мяча 20 м, с | 10,7 |
4. | Бег на 20 м (с) | 4,3 |
5. | Челночный бег 40 с на 28м (см) | 168 |
6. | Бег 600м, мин, с | 2,10 |
Техническая подготовка | ||
7. | Передвижения в защитной стойке, с | 9,6 |
8. | Скоростное ведение, с учетом попадания, с | 1 4,8 |
9. | Передача мяча, с попадания | 14,2 |
10. | Дистанционные броски % | 40 |
ll. | Штрафные броски, % | 45 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. www.badminton.ru - история бадминтона, новости, форум, 2012.
2. Андриевская М.В. / Вспомогательный материал для начинающих тренеров и учителей физкультуры, - СПб, 2010.
3. В.М. Щукин. / Новые правила в бадминтоне и их влияние на модернизацию учебно-тренировочного процесса. Н. Новгород: ННГАСУ, 2009.
4. Жбанков О.В. / «Специальная и физическая подготовка в бадминтоне» - М.: Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2011.
5. Журнал. Информация о бадминтоне. Чемпион, 2011.
6. Менхин Ю.В. / Физическое воспитание: теория, методика, практика. - М.: СпортАкадемПресс, 2009.
7. Погадаев Г.И. / Настольная книга учителя физической культуры. - М.: ФиС, 2008.
8. Рыбаков Д.П. Штильман М.И. / Основы спортивного бадминтона. - М.: ФиС, 2010.
9. Спортивные игры в физическом воспитании и спорте. Материалы международной научно-практической конференции, 24-26 декабря 2009 г. / Под общей редакцией профессора, к.п.н. О.Е. Лихачева. к.п.н., доцента РГУФКСТ С.Г. Фомина - Смоленск, 2009.
10. Суслова Ф.П., Сыч В.Л. / Современная система спортивной подготовки. - М.: Владос - Пресс, 2005.
11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. / Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: Академия, 2006.
12. Ю.И. Портных. / Спортивные и подвижные игры, - М, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование в системе дополнительного образования по "Бадминтону" для учащихся 2-4 классов.
Разработка в системе дополнительного образования....
Урок на тему: «Обучение техники бадминтона»
Урок на тему: «Обучение техники бадминтона» Тема урока:Обучение техники бадминтонаЦель урока:Комплексное усвоение знаний, умений и навыков Спортивное оборудование:ракетка, волан, воздушные ш...
Правила игры в бадминтон.
Дмитрий Медведев предложил ввести в курс физического воспитания программу по обучению игры в бадминтон....
Методическая разработка по теме "Бадминтон"
Игры с ракеткой и воланом...
Авторская рабочая программа по физкультуре 5-9 классы с бадминтоном и фитнес-аэробикой
Программа составлена с изменением вариативной части.В программу включены бадминтон и фитнес-аэробика....
Рекомендации по организации и методике преподавания третьего урока физической культуры на основе игры в бадминтон
Презентация на основе личного опыта, преобретённого в результате эксперимента......
Авторская программа по бадминтону "Первые шаги в бадминтоне"
Данная авторская разработка уникальна тем, что бадминтон доступен буквально всем. Используя его на уроках, вы помогаете ребёнку улучшить зрение, так как во время игровых заданий учащийся постоянно сле...