Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры
статья по физкультуре

Как развивать фунциональную грамотность на уроках физической культуры?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18_-_8.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры

Ададурова И.Г учитель физической культуры

   Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. 

  Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач: 

  • формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков; 
  • развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся; 
  • формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта; 
  • воспитание моральных и волевых качеств; 
  • развитие опыта межличностного общения. 

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо применять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями. 

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать.  Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний. 

Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т.е. опрос в конце урока. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а также открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ. А можно подойти к этому более творчески. Это участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах. 

Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить. 

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с историческим содержанием, практико-ориентированные задания и др.). 

   Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать ЗУН, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях». 

Рис.1  Функциональная грамотность

Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

            А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности”.          

    Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать задачи современного урока. 

                    Внедрение         компетентностного         подхода         в         физическое воспитание школьников поможет сформировать у обучающихся Ключевые компетенции  

  • способность работать самостоятельно без постоянного руководства (это может проявляться на уроках по физической культуре при ходьбе на лыжах, бега на длинные дистанции, плавании) 
  • способность брать на себя ответственность по собственной инициативе (брать на себя роль лидера команды в игровых видах спорта в нестандартных условиях, особенно, когда команда проигрывает); 
  • умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; 
  • готовность замечать проблемы и искать пути их решения; 
  • умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания; 
  • умение уживаться с другими; 
  • готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими); 
  • умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса. 

 «Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры. Раздел: Волейбол» Класс: 6 

 

Цель: Практическое использование приемов функциональной грамотности на уроках физической культуры, через диалоговое обучение и работы в группах, для внедрения в практике повышение мотивации детей к урокам физической культуры.

Задачи: 

  1. Научить  применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль ,способности к самопознанию и самоконтролю;
  2. Воспитать умение работать в команде, способствовать формированию интереса к предмету физическая культура и уверенности в своих силах и желание добиться больших результатов;

Организационный момент.  

Класс  разделить на 3 группы.

1.уровень урока «знание» 

Знают терминологию и правила волейбола

Учитель задает по несколько вопросов каждой команде по правилам игры и терминологию.

За каждый правильный ответ начисляются баллы.

2.уровень урока «понимание» 

Каждой группе предлагают заготовки (карточки) с вопросами на которые им предлагается ответить в течении определенного времени и капитан команды должен озвучить ответ.

  1. группа определите общую цель игры в волейбол
  2. группа определите и перечислите главные нарушения в игре волейбол
  3. группа определите, какие бывают подачи в волейболе

3.уровень урока «применение» 

Цель: владение приемами самостоятельной работы;

У учащихся находятся карточки с заданиями, на которые они должны дать правильный ответ и по возможности показать на практике применение.  

-1 группа-тема «передача мяча сверху над собой»

- 2 группа-тема «прием мяча снизу в квадрат 1х1 м»

-3 группа –тема «Подача»

4. уровень урока «Анализ»  

Цель: выделение алгоритма в наборе понятий и терминов;

Описание игры: у каждой группы находятся конверт со словами. Надо найти нужные и верные.

Вопрос учителя - проанализируйте, что необходимо для победы в игре волейбол

Учащиеся в группах приклеивают слова заготовки к ватману (к доске, к стене и т.д) Демонстрация работы и их объяснение.

5.уровень урока «Синтез» 

Цель: осмысление терминов , понятий ,умений и навыков

Вопрос: зная разнообразные приемы волейбольных правил и упражнений вспомните игры приближенные к игре волейбол

Работа в группах

Ответ командиров групп

6.уровень урока «Оценка» 

Цель: самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков-самоанализ;

Рефлексия «Гол, удар, площадка»

Цель: выявить уровень осознания содержания пройденного материала Описание: на доске прикреплен плакат с изображением :

-волейбольная сетка с мячом - я все понял, могу помочь другим!

-волейболист имитирующий подачу-было интересно, но еще нужна помощь!

Волейбольная площадка -ничего не понял!

Определение критерий оценивания работы учащихся 

Оценка «5»

Группа демонстрирует глубокое понимание сущности материала логично его излагает

Знают терминологию и правила волейбола;

Хорошо и наглядно выполнили работу с аппликациями и заготовками;

Оценка «4»

Ставится за ответ группы, в котором содержится небольшие нечетности и незначительные ошибки;

Оценка «3»

Получает за ответ та группа, в котором отсутствует логическая последовательность имеются пробелы в знание материала;

Оценка «2»

Выставляется за непонимание и незнание материала;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры...

Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физической культуры.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Используя современные технологии обучения: игровую, дифференцированного обучения, спортивно-ориент...

Методическая разработка «Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры»

Методическая разработка«Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры»Шеломенцева Анна Геннадьевнаметодист ИМЦ Адмиралтейского района Функциональная грамотност...

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры...

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформиров...