Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры
статья по физкультуре

Устинкина Елена Федоровна

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практико-ориентированные задания и др.).

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no3.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональная грамотность на уроках физкультуры

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практико-ориентированные задания и др.).

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности”. Что же такое «компетенция» и «компетентность»?

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся. На данный момент нет единой точки зрения, сколько и какие компетенции должны быть сформированы у обучающихся.

Рекомендации по формированию у обучающихся функциональной грамотности на уроках физической культуры

Функциональная грамотность рассматривается как метапредметный образовательный результат. Она способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой.

Читательская грамотность на уроках физической культуры

Для развития читательской компетенции на уроках физического культуры должны использоваться аутентичные тексты (не адаптированные для учебной деятельности). С целью применения в жизни следует предлагать учащимся задания на извлечение информации из разных источников, например инструкций по здоровому образу жизни, схемы опорно-двигательной системы и т. д.

Математическая грамотность на уроках физической культуры

Задания, направленные на развитие математической грамотности, предполагают использование умений формулировать ситуацию на языке математики, применять математические понятия, факты, процедуры, интерпретировать, использовать и оценивать результаты с опорой на математическое содержание.

Для этого необходимо предлагать задания, содержание которых включает графические данные (рисунки, схемы, таблицы, графики), а также задачи, решение которых может быть выполнено графическим способом.

Финансовая грамотность на уроках физической культуры

Для развития финансовой грамотности на уроке физической культуры необходимо включать задания на расчет стоимости спортивного оборудования и инвентаря для организации соревнований в школе, в классе.

Рекомендуется систематически включать в число самостоятельных заданий для учащихся подготовку сообщений о знаменитых спортсменах, истории развития спортивных игр.

Развитие креативного мышления на уроках физической культуры

Предлагаемые задания необходимо дополнить вопросами, направленными на развитие креативного мышления. Они должны включать выдвижение решений, их совершенствование и уточнение, а также отбор креативных идей и оценку их сильных и слабых сторон: «предложите возможные варианты …», «оцените …», «как изменится…, если…», «разработайте …» и т. д.

Естественнонаучная грамотность на уроках физической культуры

Для формирования и развития естественнонаучной грамотности рекомендуется предлагать учащимся задания, основанные на учебном материале физики и биологии например, расчет длины прыжка, скорости при определенных погодных условиях, физических параметрах человека.

Рекомендации по проектированию заданий на проверку уровня сформированности функциональной грамотности на уроках физической культуры

Задания на формирование математической грамотности

Всегда в каждом классе есть такие дети, которые забыли форму или освобождены на несколько уроков от занятий. Как же их занять? Предложить задания по технологии развития критического мышления.

Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать, для чего он учится, что и для чего он делает. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации — проблемные ситуации.

При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.

Цель данной технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п.).

Критический мыслитель:

           формирует собственное мнение,

           совершает обдуманный выбор между различными мнениями,

           решает проблемы,

           аргументировано спорит,

           ценит совместную работу, в которой возникает общее решение,

           умеет ценить чужую точку зрения,

           сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Вот некоторые приемы формирования функциональной грамотности учащихся с помощью технологии развития критического мышления на уроках физической культуры:

1.        Кластер по темам «Профилактика ОРЗ», «Предупреждение сколиоза», «Профилактика травматизма на уроках физической культуры», «Правила здорового питания», «Польза бега и ходьбы» и другие. После составления кластера учащиеся делают выводы и обсуждают, какое решение может быть у этих проблем.

2.        Диаграмма Вена используется для сравнения гимнастических упражнений, спортивных игр, правил игры, судейства. Например: сравните кувырок вперед и назад, пионербол и волейбол. Учащиеся описывают отличия и сходства, работая в паре, в группе.

3.        Чтение с пометками. Учащиеся читают текст, делая пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 минуты для одноклассников. Темы текстов могут быть самыми разнообразными. Например, о технике безопасности, ОБЖ, каких-то интересных фактах, здоровье.

4.        Ключевые слова. Учащиеся получают карточку со словами, на основе которых готовят выступление по определенной теме.

Таким образом, использование стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по ТРКМ, учащийся реализует свои потребности и возможности, учится решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам своей собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках физической культуры. Выносливость и физическая культура.

Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках  физической культуры. Выносливость и физическая культура....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Выносливость и физическая культура

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВыносливость и физическая культура...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через применение системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры

Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и ...