статья: Здоровье сберегающие технологии при ведении внеурочной деятельности.
статья по физкультуре

Бойко Ирина Юрьевна

Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Здоровье человека - основополагающий принцип государственной политики России, в области образования он закреплен в системе нормативных документов. Этот принцип, может быть воплощен только усилиями отдельных школ и учреждениями дополнительного образования.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является вопрос внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования.

Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются:

  • организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
  • реализация системы просветительской работы с обучающимися по формированию у них культуры отношения к своему здоровью;
  • повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
  • формирование у воспитанников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
  • развитие и саморазвитие личности воспитанника через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие технологии при ведении внеурочной деятельности, или работе в спортивной школе.

Понятие здоровьесбережения

Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Здоровье человека - основополагающий принцип государственной политики России, в области образования он провозглашен в системе нормативных документов, этот принцип, может быть воплощен только усилиями отдельных школ и учреждениями дополнительного образования.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является вопрос внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования.

Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности, по праву, считаются:

  • организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
  • реализация системы просветительской работы с обучающимися по формированию у них культуры отношения к своему здоровью;
  • повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
  • формирование у воспитанников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
  • развитие и саморазвитие личности воспитанника через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.

В обучении важна роль интереса воспитанника к избранному виду деятельности. Его можно считать своеобразным эпицентром активизации обучения, формирования активности обучающегося и его положительного отношения к обучению, тренеру-преподавателю, к спортивной школе, к соучастникам своей деятельности, к процессу и результатам своего труда.

Центральным вопросом дидактики в проблеме познавательного интереса обучающихся является отыскание таких средств и методов, которые возбуждали бы их познавательный интерес, привлекали бы к себе воспитанника, располагали бы его к совместной деятельности с тренером-преподавателем, активизировали бы его обучение. А обучающая деятельность тренера-преподавателя, опираясь на опыт и интересы обучающихся, на их ценные устремления и запросы, приобретала бы значительный эффект в совершенствовании учебно-тренировочного процесса.

Здоровьесбережение необходимо рассматривать как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Цели педагогики здоровьесберегающих технологий

Технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебно-тренировочного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и тренера-преподавателя.

Цель любой современной спортивной школы – подготовка воспитанников к жизни. Каждый обучающийся должен получить за время обучения знания, умения и навыки, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Достижение названной цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья воспитанников и тренеров-преподавателей. Тренер-преподаватель, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с обучающимися и их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами, планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Нет какой-то одной единственной и уникальной технологии сохранения здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некого образовательного процесса.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это знакомые большинству тренеров-преподавателей психолого-педагогические приемы и методы работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого тренера-преподавателя к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-тренировочный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья обучающихся и тренеров-преподавателей.

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.

Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с обучающимися.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения-

обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в спортивной школе,

сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни,

научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.

Типы здоровьесберегающих технологий (разновидности)

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности здоровьесберегающие технологии выделяют:

медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности);

образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);

социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);

психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:

технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);

педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Стимулирующие приемы здоровьесбережения:

Элементы песочной терапии

В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно, поэтому пришла в голову идея перенесения части учебного материала на песок. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно логопедические задачи: мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Использование песочной терапии учит детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у воспитанников значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, дети чувствуют себя более успешными, на занятиях нет места монотонности и скуке, более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

элементы сказкотерапии

облачение занятия сказочным сюжетом; использование отрывков из сказок; введение в занятие сказочного героя; сочинение сказок.

Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

элементы цветотерапии

Включение в логопедическую практику методику выбора цвета позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.

Широко используются в логопедической работе рисунки, так как рисование - один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый учителем - логопедом материал, преодолеть речевое нарушение.

элементы музыкотерапии

Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение; может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости; улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную песню. Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонии взаимоотношений в ней. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Пение как средство лечения назначается детям с заболеванием дыхательных путей. В ходе логопедического занятия часто используется музыкальное сопровождение, целью которого, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей – логопатов является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений. Классические музыкальные произведения используются во время выполнения самостоятельных работ, когда исключается речевое общение.

Заключение

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к учебно-тренировочному процессу, при котором выполняются минимум три требования:

  • учёт индивидуальных особенностей обучающихся;
  • недопущение чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки во время учебно-тренировочного процесса;
  • обеспечение такого подхода к учебно-тренировочному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в группе.

По мере использования технологии здоровьесбережения ожидаемы следующие результаты:

  • улучшение показателей здоровья обучающихся;
  • снижение поведенческих факторов риска среди обучающихся, опасных для здоровья;
  • повышение информированности обучающихся в области здоровьесбережения в соответствии с возрастом;
  • повышение уровня компетентности тренеров-преподавателей и родителей по вопросам здоровьесбережения;
  • повышение мотивации к ведению здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"

Статья "Здоровье сберегающие  образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"...

Статья "Современные здоровье сберегающие технологии на уроках математики"

В данной статье раскрывается смысл здоровьесберегающей технологии, рассматриваются основные требования, предъявляемые к условиям проведения школьных занятий. Статья будет полезна как  классн...

Статья "Современные здоровье сберегающие технологии на уроках математики"

В данной статье раскрывается смысл здоровье сберегающей технологии, рассматриваются основные требования, предъявляемые к условиям проведения школьных занятий. Статья будет полезна как классным руково...

Реализация здоровье сберегающих технологий во внеклассной деятельности (Доклад)

Самообразование по теме "Реализация здоровье сберегающих технологий во внеклассной деятельности"...

Статья "Цветоведение и цветотерапия, как здоровье сберегающая технология в курсе предмета изобразительное искусство"

Цвет является неотъемлемой частью в жизни каждого.Человек не отдает себе отчет, почему, в тот или иной момент он использует цвет, и как он его выбирает. Через цвет мы выражаем свое настроение, мироощу...

Здоровье сберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности

В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности. Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости и...